Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

"Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что изумило его и заставило плакать, оттого зависит, каким будет наш воспитанник", - писал В.С.Сухомлинский.

Только мы, воспитатели, прививая любовь к родному краю, можем вырастить патриотов страны.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить и преумножить богатство Родины.

В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Она требует большего такта и терпения, потому что во многих семьях вопросы патриотизма вызывают недоумение. Мне небезразлично, какими станут мои воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими они и будут, когда вырастут. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать законы природы, страны.

Поэтому я решила работать над проблемой: "Патриотическое воспитание через экологическое образование"

Поставила перед собой несколько задач:

  1. Научить ребенка любить свою Родину, беречь, и заботится о ней;
  2. Вызвать доброе и заботливое отношение к окружающему миру, людям, городу, любовь и привязанность к семье.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать нравственные чувства.
  4. Способствовать физическому развитию в процессе пребывания на воздухе.

Воспитание патриота - сложный процесс. Для решения этих задач использовала благоприятные условия: интересный и доступный материал, последовательная ориентация на образование, обеспечивающая формирование духовного мира ребенка, тесную связь с семьей.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, я отбираю, систематизирую знания о ней, продумываю и рассказываю то, что характерно для нашего города, республики, показываю связь родного края со всей страной.

В целях желания детей больше узнать о природе родного края, составила и использую в работе конспекты занятий по временам года:

  • "Золотая осень" (Приложение №1)
  • "Путешествие в зиму" (Приложение №2)
  • "Прогулка с весной" (Приложение №3)
  • "Весна"

Во всех видах деятельности учу детей, не причинять зла и страдания живым существам, которые слабее их, рассказываю, как правильно о них заботиться. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе. Для этого оформила альбомы:

  • "Сохрани природу",
  • Экологический проект "Дерево",
  • "Лекарственные растения Татарстана",
  • "Птицы Красной книги",
  • "Экология и ты",
  • "Что мы заем о веществах".

Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций.

У меня есть свой девиз: " Каждый день начинать с любовью, а заканчивать с миром".

Самым важным воздействием на детей являются наблюдение и целевая прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение, проходят через детские сердца. Каждой прогулке придумываю своё название:

  • "В гости к старичку Лесовичку";
  • "Помощь рябинке";
  • "Путешествие с картой";
  • "Телеграмма от Домовенка Кузи";
  • "Встреча с Квакушей";
  • "Осень золотая в гости к нам пришла";
  • "Прогулка с лупой";
  • "Помоги природе";
  • "Найди сокровище";
  • "В лаборатории Капитоши";
  • "Мир вокруг сада";
  • "Загадки на грядке";
  • "Юные огородники";
  • "Весна пришла";
  • "Зимний денек";
  • "Встреча с удивительным";
  • "Собери приметы в лукошко";
  • "Жалобы растений";
  • "Компас - помощник";
  • "Растения - доктора детей";
  • "Волшебная клумба";

Вместе с нами гуляют сказочные герои: Квакуша, Каркуша, Баба-Ёжка, Домовенок Кузя, Мороз Иванович, Водяная капелька Капитоша, Девочка Почемучка.

Обычно перед прогулкой получаем письма, телеграммы, пользуемся схемами - путешествий, записками и т.п. Свою работу по знакомству с природными явлениями мы организуем на территории детского сада. Чтобы заинтересовать детей, я составила карту экологической тропинки, хозяином которой является кот Кеша. Проходя по тропинке, мы знакомимся с уголками сада, леса, огорода. Радует, что дети могут называть и показывать разные деревья, кустарники. Во время путешествий предлагаю детям прислониться к дереву спиной, щекой, обхватить его руками, потрогать, понюхать, погладить, спрашиваю, что они чувствуют, обращаю внимание на ствол, ветки, листья, почки, корни, выделяю время, чтобы с закрытыми глазами послушать тишину природы, пение птиц. Прошу рассказать о том, что они услышали: ветер, шум и шорох листьев, стук веточек, скрип деревьев, шагов, писк и пение птиц. У детей возникает много разных вопросов:

  • Как залечить ранку берёзке?
  • Как помочь букашке?
  • Почему нельзя трогать гнезда?
  • Зачем нужно убирать старые листья?

Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, я тем самым ненавязчиво учу любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.

Систематически подчеркиваю, что человек - хозяин природы, что от его отношения к ней зависит, каким будет мир вокруг нас. Напоминаю детям, что в природе все взаимосвязано, поэтому надо сохранять все живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Закрепляю правила поведения в природе, чего нельзя делать, а что можно и нужно:

  • Не рвать много цветов, а любоваться ими, и сажать новые;
  • Не трогать муравейники, огородить забором;
  • Не разорять гнезда птиц,
  • Не бросать мусор, а убирать за собой;
  • Не расходовать зря воду, а беречь ее;
  • Оберегать животных, подкармливать их;
  • Беречь лекарственные растения, собирать их и сдавать в аптеку;
  • Не шуметь в лесу, а заботиться о тишине лесных жителей;

Особую роль отвожу опытнической работе. Наблюдаем, как вырастают ростки на картофеле, корешки отростков герани, прорастают семена огурцов, фасоли, пшеницы, как растёт рассада, как появляются всходы моркови, укропа, фасоли, тыквы, бобов. С интересом следим за жизнью цветков в темноте и на солнце, что случается с листьями, если их закрыть бумагой, с какой стороны проникает воздух в лист, смазанный вазелином, как рыхлят землю черви и др. А сколько радости и изумления доставляют длительные наблюдения за ростом лука, овса, гороха и т. д. Вот один из примеров. Я принесла в группу землю в овальной баночке, сверху насыпала опилки, положила проросшие зёрна пшеницы и завязала капроновой тряпочкой, придав форму ёжика, и оставила в природном уголке. Серёжа Б. первым заметил зелёную травку и закричал: "Смотрите, к нам ёжик приполз!". В другой раз дети наблюдали за жизнью пиявки, которая жила в банке с водой, завязанной марлей вместо крышки. Когда было тепло, она лежала на дне, свернувшись клубочком, а когда шёл дождь, всплывала наверх. Впечатления от своих наблюдений дети передавали в своих зарисовках.

На пути экологической тропы знакомимся с лекарственными растениями: мятой, мелиссой, ромашкой, встречаемся с альпийской горкой, где расположены большие камни и растут разные виды цветов, где дети наблюдают за жизнью насекомых. Особое внимание дети обращают на цветочную клумбу, которая радует многообразием цветов: ландышей, тюльпанов, пионов, гладиолусов, ирисов, ромашек, нарциссов, весёлых ребяток, и т. д.

С помощью дидактических игр у детей развиваю у детей наблюдательность, речь, внимание, и память, формирую мыслительную деятельность.

  1. Большое место в жизни занимают такие игры как:
  2. Вершки и корешки (что едят);
  3. Где что зреет (на огороде - овощи, на дереве - фрукты);
  4. Хорошо - плохо (идет дождь, на улице грязь, но хорошо, что можно по лужам побегать);
  5. Живая - неживая (живая - растения, насекомые: вода, воздух, камни, солнце, почва);
  6. Кто - где живет (место обитания);
  7. Узнай, какой зверь (знания животных, внешний вид, повадки);
  8. С какого дерева лист (назвать дерево);
  9. Детки с ветки (Назвать дерево);
  10. Назови травы (закрепить название мать-и-мачеха, ландыш, подорожник, крапива, ромашка);
  11. Посели животное (Место обитания лес, луг, вода, почва);
  12. Что было бы: (всегда была зима);
  13. Посади птичку на ветку (зимующие, перелетные);
  14. Собери грибы (съедобные в лукошко);
  15. Кем я стал (Прикрепить картинку на спину, дети описывают отгадывают);
  16. Чей, чья, чьи? (назвать части тела животных);
  17. Знаток комнатных растений (находить описанное растение и называть его);
  18. Наши дети постигли истину: "Где побывал человек, должна оставаться чистота". Для закрепления этих знаний оформила такие игры как:
  19. "Учим классифицировать"
  20. "Мир и человек"
  21. "Значение растений"
  22. "Что такое природа"

Закладывая основы гуманного отношения к природе, учу прогнозировать последствия своих поступков к природе и людям.

Интерес вызывает и создание газет:

  • "Экологический вестник";
  • "Природа и мы";
  • "Оглянись вокруг";
  • "Остановись, мгновение".

Дети нашей группы играют в "Экологическую полицию", которая формирует у них навыки экологического грамотного и безопасного поведения. Дети сами проверяют отношение друг друга к природе по следующим параметрам:

  • Как работают дежурные?
  • Выключен ли свет?
  • Закрыт ли кран?
  • Есть ли пищевые отходы?
  • Как сегодня ухаживали за цветами?
  • Чистый ли воздух в группе?
  • Как убирали участок?

Итоги подводятся в "Экологическом экране", где дети становятся не просто девочками и мальчиками, белочками или зайчиками.

Немаловажную роль в воспитании патриотизма играет и привитие трудолюбия. Дети выполняют роль дежурных по уголку природы, по занятию. Я обращаю внимание, чтобы трудовые поручения доводились до конца, чтобы дети несли ответственность за их выполнение. Это подтягивает детей, они испытывают гордость за то, что кому - то помогли.

Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективно, потому что мы работаем в тесном контакте с семьей. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. Родители приносят нам из дома животных, дети, рассматривая их, прикасаясь к ним, испытывают чувства радости, любопытства, переживания. Когда Никита Ш. принёс в группу черепаху, он рассказал, откуда она появилась, чем её кормит, как ухаживает. Он разрешил детям потрогать, погладить, покормить свою любимицу. Родители приносили для наблюдения ящерицу, морскую свинку, волнистого попугайчика. Такая связь с миром животных помогает расширить знания, получить множество впечатлений, формирует личность. Изучая природу вместе с детьми, учу понимать условия жизни на земле. Став взрослыми, они смогут влиять на тех, кто принимает решения для всей страны. Участвуя в жизни семьи, детского сада, города дети приобретают чувства собственного достоинства, понимают, что они тоже являются частичкой своей страны.

Мамы и папы понимают важность этого вопроса и стремятся помочь нам. Родители окапывают деревья, кустарники, приносят семена и корни цветов для посадки, ежегодно строят горки и снежные фигуры, позволяющие детям физически развиваться, а дети оказывают посильную помощь (подвозят снег, утрамбовывают его и т.д.) Дети совместно с родителями мастерят разнообразные кормушки, приносят в детский сад, развешивают их, подкармливают птичек зернышками, крупой, принесёнными из дома. Мы поощряем такие начинания, ведь так рождается гражданская ответственность защищать природу. Помощь родителей отражается в фотовыставках, в копилке добрых дел, в посылке благодарственных писем.

Воспитывая уважительных и любознательных детей, я воспитываю будущих патриотов Родины, народа, природы. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Для меня важно, чтобы детство каждого моего воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться детская любознательность, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Я считаю, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.

Слайд 2

Тема: «Технология проектной деятельности в системе экологического воспитания дошкольников»

РЫБАЛКО Ю. В., воспитатель МДОАУ №1 «Звездочка» г. Новокубанск

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Цель данной технологии – развитие свободной творческой личности ребенка.

Слайд 11

Положительные моменты технологии проектной деятельности:

Изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников; изменяется психологический климат в группе; - знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, т. е. значит нужны детям и поэтому интересны; - приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия; - развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивать целостность развития личности ребенка.

Слайд 12

Проект « О чем поют воробышки?»

проблема: недостаточные знания детей о птицах (зимующих и перелетных), их особенностях, предназначении в экосистеме. Несоблюдение правил экологической культуры. Идея проекта: воспитание любви и бережного отношения к птицам. Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание заботливого отношения к птицам.

Слайд 13

Задачи проекта:

Воспитывать бережное отношение к птицам, понимание необходимости охраны не только птиц, но их «дома», местообитаний. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к птицам и заботливого отношения к ним. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. Развивать творческие способности, мышление и речь. Приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птиц от гибели. Дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Приучать ответственно относиться к серьезному и ответственному делу- изготовлению кормушек и скворечников. Дать почувствовать удовлетворение от сознания важности выполненной работы. Знакомить с некоторыми представителями птиц. Пополнить развивающую среду (экологические знаки, кормушки, скворечники).

Слайд 14

Вид проекта:исследовательско - творческий. Продолжительность проекта:средней продолжительности (декабрь - март 2014 года) Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Слайд 15

На начальном этапе реализации проекта

были сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Все ли птицы улетают на юг?», «Как вы думаете, о чем поют воробышки в начале зимы?», «Чем питаются птицы зимой?» « Как мы им можем помочь выжить в суровых условиях?», «Почему в холода птичкам нужно больше пищи?», «Что страшнее для птиц зимой: холод или голод?». Каждый ребенок высказывал свое мнение. Детям было предложено рассмотреть картинки, иллюстрации к художественным произведениям, видеоматериал, обсудить проблемные вопросы совместно с родителями. В результате данной поисковой деятельности мы с детьми пришли к выводу, что нужно сделать кормушки для птичек, развешать их и подкармливать в течение холодного времени года.

Слайд 16

Технологический этапРабота с детьми:

Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие Социально- коммуникативное развитие

Слайд 17

Познавательное развитие

расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах Краснодарского края, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.

Слайд 18

1. Конструирование «Воробей» (оригами, из конуса) . 2. Д/и: «Зимующие и перелетные птицы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружат птицы?», «Птицы Кубани», « Загадки о птицах», « Не сорока, не ворона…» 3. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями зимующих птиц в парке и на территории детского сада. 4. Ежедневное кормление птиц и наблюдение за ними. 5. Разгадывание кроссвордов. 6. Исследование на тему « Какой корм охотнее клюют птички?» 7. «Веселые задачки» о птичках. 8.Строительная игра « Скворечник» 9. Занятия: « Природа и здоровье», « Зимующие птицы в нашем городе», «Кто охраняет окружающую среду»

Слайд 19

Художественно – эстетическое развитие

развивать творчество, учить передавать несложную композицию, составлять целый образ из деталей; закреплять умения и навыки в рисовании, лепке, полученные ранее; развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы; развивать способность к эстетическому восприятию действительности и явлениям окружающего мира.

Слайд 20

1. Лепка: «Птицы у кормушки», «Воробей»; 2. Рисование: «Птичьи дома»» (использование различных техник), «Снегирь на ветке»(рисование гуашью), « Серая Шейка» (по сказке Д.Н. Мамина - Сибиряка); 3. Аппликация «Сказочная птица », « Скворечник»; 4. А.Н. Толстой «Сорока», С.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся», Н.Сладков «Вежливая галка», Е. Трутнева «Воробей», «Ворона», В. Зотов «Ворона», «Снегирь», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел»; 5. Чтение стихотворений: В.Берестов « О чем поют воробышки…», В. Стоянов «Воробей», Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги», Г. Ходырев» Скворец», Н. Асеев «Снегири», Я. Яшин « Покормите птиц зимой»; 6. Чтение русских прибауток и песенок о птицах; 7. Рассматривание картин русских художников с изображением птиц.

Слайд 21

Физическое развитие

1.Подвижные игры: «Десять птичек - стайка» «Сороки и галки» « Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются. « Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями. « Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши». « Летал, летал воробей » - народная игра. развивать двигательную активность, координацию движений; умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции; упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.

Слайд 22

Речевое развитие

формировать у детей навыки культуры слушателя; развивать диалогическую речь; побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы; составлять творческие рассказы; строить развернутое суждение, умозаключение; активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц. 1. Беседы на тему: «Зимующие птицы нашего города». 2. Составление творческих рассказов « Как я помогал птичкам». 3.Конкурс«Отгадай загадку, скажи скороговорку, реши задачу». 4. Конкурс « Читаем стихи о птицах». 5. Д/и: «Считалки про птиц» 6. Составление сюжетного рассказа по серии картинок «Ворона и Воробей».

Слайд 23

Социально-коммуникативное развитие

уметь оказывать необходимую помощь; осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса; воспитывать бережное отношение к природе, живым существам; расширять представление о птицах родного края; развивать инициативу, организаторские способности. 1.Конкурс «Кормушки и скворечники для птиц» 2.Знакомство с народными приметами «Пернатые барометры» 3.Инсценировка «Берегите птиц. друзья!» 4.Драматизация сказки Л. Н. Толстого « Чиж». 5.С/р игры: «Птичья столовая», «Экологи», «В гостях у лесных зверей».

Слайд 24

Слайд 25

Работа с родителями

1.Изготовление буклетов «Как научить ребенка любви к природе» 2.Консультации на темы: «Как выбрать место для совместного отдыха и прогулок с детьми»; «Научите детей беречь природу» «Изготовление кормушек и скворечников» 3.Помощь в подготовке конкурса «Читаем стихи о птицах» 4. Помощь в организации экскурсии в городской парк. 5. Изготовление совместно с детьми подготовительной группы кормушек и скворечников для птиц.

Слайд 26

Слайд 28

Подведение итогов:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько важно помогать птицам зимой. По итогам работы было отмечено: 1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей. 2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к птицам. 3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Мы -друзья птиц». (Дети в результате наблюдений пришли к выводу, какой корм нельзя давать птицам, а какой они предпочитают; если каждый день подсыпать немного корма в одни и те же кормушки, птички привыкают и уже ждут нас.) 4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом. 5. Пополнена развивающая среде по экологическому воспитанию детей.

Слайд 29

Слайд 30

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

2 слайд

Описание слайда:

Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин. Федор Достоевский

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы: «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала, Не наукой, а частью души! » Актуальность введения экологического воспитания именно в таком возрасте (с 3 до 6 лет) заключается в том, что в этот период жизни, дети очень любознательные, добрые и отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, и зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.

4 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему. Задачи проекта:  Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.  Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.  Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.  Охранять и укреплять здоровье детей.

5 слайд

Описание слайда:

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

6 слайд

Описание слайда:

Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

7 слайд

Описание слайда:

Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

8 слайд

Описание слайда:

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом; Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

9 слайд

Описание слайда:

Модель «Экологическое воспитание дошкольников» Ознакомление детей с природой Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов Трудовая деятельность в природе Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы -целевые прогулки -экскурсии -работа с календарями природы, зарисовки Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей Связь с воспитательно – образовательным процессом, экологические досуги, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала Экологическое воспитание дошкольников

10 слайд

Описание слайда:

Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей» Диагностика экологической воспитанности детей Сюжетно-ролевые и д/игры Целевые прогулки в природу Наблюдение в уголке природы Работа с моделями Изобразительная деятельность по экологической тематике Просмотр фильмов о природе Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность Создание книг-самоделок Чтение детской художественной литературы Экологические досуги и праздники Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе Труд в мини-центре природы и на участке Беседы с детьми на экологические темы Работа с календарем природы Сбор коллекций семян, камней, ракушек Совместная деятельность воспитателя и детей

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Модель «Экологическое просвещение родителей» Познавательный блок Окружающая среда и здоровье ребенка Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе Пути решения этих проблем Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Деятельностный блок Участие в природоохранных акциях совместно с детьми Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах Выращивание растений Чтение совместно с детьми литературы Нормативный блок Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экспериментальных ситуациях Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач Ценностный блок Природа как универсальная ценность для человека Значение природы в жизни человека Здоровье ребенка и природа Человек – часть природы Формирование разумных потребностей

13 слайд

Описание слайда:

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Я, как педагог: Стараюсь ответственно подходить к организации природной среды в группе, внедряю в практику новые технологии, знаю методику экологического воспитания, веду экспериментальную работу с детьми, разрабатываю интегрированные занятия, занимаюсь экологическим просвещением родителей. Дошкольники: радуются встрече с природой по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами видят разнообразие природного мира признают ценность жизни имеют представления о правилах поведения в природе сформировано начало экологической культуры Родители: участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы

Пусть будет в человеке всё прекрасно: И мысли, и поступки, и душа,

На свете, чтобы жили малыши,

Храните экологию души!

В нравственном воспитании современных детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Каждый из тех, кто принес вред природе, когда - то был ребенком, вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Основная Цель моей работы:

основные задачи :

· развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

· обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;

· воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

· вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.

  1. Опытно - экспериментальная деятельность, эксперименты,

Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек, сбор семян; летом - поливка и прополка клумб. Труд имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

«Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу

Тот не любит Отчизну свою».

Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках; смотрах - конкурсах; принимают активное участие в природоохранных акциях.

Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе, элементарные навыков рационального природопользования формируют у детей такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых - непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Как истоки добра пробудить?

Удивиться, узнать, полюбить!

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души

Просмотр содержимого документа
««Духовно-нравственное становление детей через экологическое воспитание».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г.Асино Томской области

Выступление на районном семинаре

по теме:

« Духовно-нравственное становление детей

через экологическое воспитание».

(Из опыта работы)

Подготовила и провела:

воспитатель Комарова О.В.

-Асино 2017-

Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,

В гармонии с природой и с собою

На свете, чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

В нравственном воспитании современных детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать у детей нравственные чувства, воспитывать любовь и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, с животных родного края.

Одним из важных направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения.

Каждый из тех, кто принес вред природе, когда – то был ребенком, вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Ведущим направлением моей педагогической деятельности является экологическое воспитание и тема моего педагогического опыта работы: «Экологическое воспитание как один из важнейших элементов в формировании экологической культуры личности дошкольников». На протяжении нескольких лет я работаю под девизом «Любовь к Родине начинается с любви к природе».

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Я стараюсь подвести детей к пониманию того, что все мы вместе в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.

Основная Цель моей работы:

Воспитание основ экологической культуры личности, духовно развитого, духовно богатого человека.

Для реализации поставленной цели определены основные задачи :

 развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

 обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;

 воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

 вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.

Работу я строю следующим образом:

    Организованная образовательная деятельность, беседы на экологические темы,

    Целевые прогулки, экскурсии в природу,

    Наблюдения за растительным и животным миром,

    Опытно – экспериментальная деятельность, эксперименты,

    Трудовая деятельность в уголке природы, на участке детского сада,

    Чтение детской природоведческой литературы, экологических сказок, рассматривание книг, картинок, иллюстраций о природе,

    Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, организация игровых образовательных ситуаций,

    Организация игровых праздников, досугов, развлечений,

    Продуктивная деятельность по экологическим тематикам, выставки детских работ,

    Проектная деятельность экологической направленности.

Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Можно, например, много говорить о родной природе и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсии в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае воспитатель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.

Большое внимание уделяю наблюдениям на прогулке. Во время наблюдений на прогулках, дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать её в действительности, а не на картинке. Наблюдения вызывают у ребёнка сочувствие, желание заботится о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

Общение с растениями вызывают у детей много радостных переживаний, даёт возможность убедиться в уникальности каждого растения, выбрать любимое растение, ухаживать и наблюдать за ним. Работа в уголке природы формирует практические умения и навыки по уходу за растениями, обогащает представления детей о многообразии растений, развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний.

Ухаживая за животными, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем надо их кормить. На доброту животное привязывается к ребёнку, воспитывая в детях доброту и сердечность.

Активно использую труд в природе: осенью - уборка сухих листьев, веточек, сбор семян; летом – поливка и прополка клумб. Труд имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

Общение с природой воспитывает трудолюбие, чувство коллективизма и ответственности за результат своего труда. Дети пытаются сами вырастить свой первый урожай, участвуют в озеленении группы.

На занятиях знакомлю детей с тайнами природы, показываю интересное в жизни растений и животных, учу любоваться пейзажами родных мест. Воспитываю бережное отношение к родной природе, закрепляем правила поведения.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка. Всё новое удивляет, вызывает интерес. Дети хотят самостоятельно общаться с природой, они начинают экспериментировать. Формируется бережное, эмоциональное отношение к окружающему миру, навыки экологически грамотного поведения в природе, навыки сотрудничества.

Огромное значение в формировании духовно - нравственно воспитания имеет слово. Чтение литературы природоведческого содержания воспитывает защитников природы, учит бережно распоряжаться богатствами природы, формирует чувство ответственности за свои поступки.

Особое место отводится произведениям Е.И.Чарушина, В.Бианки. Их произведения доступны и привлекательны для детей дошкольного возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом.

Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми. Театрализованная деятельность продолжает знакомить детей с окружающим миром, развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость. Дети, принимая образ героя, живут его жизнью, учатся, отличают добрых героев от злых, понимают, что всегда побеждает добро, и это помогает развивать у детей эмоциональную отзывчивость, справедливость, доброту.

Эффективным средством формирования экологической культуры детей считаю игры. В процессе игр дети расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, углубляют знания о растениях и животных, окружающих их, развивают умения узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, образу жизни, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Поездка в лес», «Звери из леса в гостях у ребят» помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций.

Чтобы детям было интересно играть в игры, я создаю игровые развивающие ситуации, например: «День рождения у Мишутки», «Научим зверей здороваться», «Угостим животных чаем». Игровые ситуации воспитывают у детей добрые чувства к животным, учат проявлять сочувствие, внимание, заботу.

Посещение конкурсов «Я живу на красивой планете», »Юные экологи», «Друзья природы» воспитывает ответственность, развивает доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему краю, стране.

Праздники - важное средство нравственного воспитания. Такие народные праздники, как «Осинины», «День земли», «Весна-красна», «Масленица» - закрепляют знания детей о значении человека в природе, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Красота и многообразие природы развивает у детей чувство прекрасного, учит любоваться и наслаждаться красотой природы. Развивая эти чувства, ребёнок будет пытаться создать красоту своими руками.

Если научить ребёнка любоваться красотой русской берёзы - символом России, значит сформировать у него чувство патриотизма, любовь к Родине, к родному городу.

«Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу

Тот не любит Отчизну свою».

Особое внимание в духовно-нравственном воспитании я отвожу проектной деятельности. В своей работе я стараюсь использовать проектную деятельность для поддержания интереса к познанию; стремления детей познавать мир; учиться использовать приобретенные знания; решать возникающие проблемы. Проведены проекты: «Зимующие птицы», «Дикие животные наших лесов», «Снег полезный или вредный», «Витамины на окне», «По сказкам В. В. Бианки», «Неутомимые труженики».

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе организовала уголок для родителей, где размещаю материал экологического содержания.

В индивидуальных беседах и на родительских собраниях я стараюсь убедить родителей приучать детей:

    Не рвать без надобности цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

    Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным.

    Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека.

    Учить замечать красоту окружающей природы.

    Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам.

Родители охотно участвуют в детских праздниках; в выставках; смотрах – конкурсах; принимают активное участие в природоохранных акциях.

Все полученные знания и умения дети применяют в повседневной деятельности, в игре, труде, продуктивной деятельности.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам.

Эта работа помогла нам наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.

Сформировались чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира.

Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе, элементарные навыков рационального природопользования формируют у детей такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души

«Нравственное развитие ребенка через экологическое воспитание» Тема: 1 слайд МБДОУ Детский сад №5 комбинированного вида «Чебурашка» Тема: «Воспитание экологической культуры дошкольников - путь к нравственному развитию ребенка» воспитатель Ларина Нина Борисовна 2 слайд Нравственное развитие - это: - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; - формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основой нравственного развития является мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности ежедневно происходит в организованном детском коллективе. В детском саду осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, мы учим ребят быть скромными, честными, принципиальными, учим любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям, к природе. 3 слайд Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно: - гуманности; - трудолюбия; - патриотизма; - гражданственности; - коллективизма. Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека. Все эти качества можно развить через экологическое воспитание. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе человека, а тем более маленького ребенка, она своей яркостью воздействует на все его чувства. 4слайд Экологическое воспитание Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления, связь между ними. Воспитывать у детей интерес и любовь к природе, родному краю, желание беречь и выращивать растения, воспитывать в детских сердцах доброжелательное и заботливое отношение ко всему живому- это наша важнейшая задача. Решить ее можно лишь в том случае, если дети будут обладать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, научатся наблюдать и понимать окружающий мир. 5 слайд Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие: понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека; освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их и применение в практической деятельности и в быту; проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе, давать оценочные суждения). 6 слайд Направления работы воспитателя 1. Экологизация развивающей предметной среды в группах; 2. Экологизация различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни В соответствии с ФГТ (Федеральными Государственными требованиями) в каждой программе есть экологический компонент, он введен в раздел Познание: Формирование целостной картины мира, а также рекомендован в планировании прогулок и в организованной образовательной деятельности во второй половине дня. Направления экологической работы: 1. выполнение определенных экологических заданий; 2 выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»); 3. создание условий для экологического образования в группах; 4 подбор растений, животных и уход за ними; 5. работа с родителями; Т.К. нет эколога функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни. 7 слайд Программа Николаевой С.Н.(фотоматериалы) В планировании и проведении организованной образовательной деятельности экологической направленности неоценимую помощь оказала нам авторская программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». В ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольника: экскурсии на природу, знакомство с живыми объектами, игра, уход за растениями, опыты и эксперименты - все это позволяет, на наш взгляд, приобщить ребенка к правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде. 8 слайд Организованная образовательная деятельность(фотоматериалы) Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В организационной образовательной деятельности необходимо учитывать, что дети очень восприимчивы к тому, с чем сами непосредственно сталкиваются в жизни. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервнопсихического развития и всестороннего воспитания. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает: представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей; понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования; осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. 9 слайд «Украсим город цветами»(фотоматериалы) Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, проросшие семена будущих красивых цветов...) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Проект «Украсим город цветами» Знакомились с разными видами цветов, сравнивали семена, сеяли в рассадный ящик, высаживали рассаду весной на участках в клумбы, подключали родителей (у многих свои сады, дачи) - они приносили рассаду многолетников, декоративных кустарников... 10 слайд Экологизация развивающей предметной среды в группе В течение года ведется работа в экологическом уголке, уголке природы. Знакомим детей с комнатными растениями, объясняем и показываем, как размножать комнатные растения, соблюдать правила ухода за ними, также проводим опыты и эксперименты: что нужно для роста растений (ценность воды, воздуха, тепла для хорошего роста). 11 слайд Дидактические игры(фотоматериалы) Углубленная работа по экологическому воспитанию убедила нас в необходимости подборки дидактических игр и пособий экологического содержания. При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов. Были составлены сделаны подборки познавательных экологических сказок, альбомы «Воспитание бережного отношения к природе - «Природа в опасности»», «Птицы - наши друзья», «Красная книга». В данный момент идет накопление в группе иллюстраций, фотографий, репродукций картин, где изображены животные, растения в разное время года. 12 слайд Практическая деятельность (фотоматериалы) Идет формирование экологической культуры у ребенка через практическую деятельность, которая очень нравится ему и которая является показателем его положительного отношения к объекту изображения. 13 слайд «Что увидим нарисуем»(фотоматериалы) На прогулке или во время экскурсии детей учим фиксировать красивый пейзаж и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку. Используем художественное слово, чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, широко используются в работе стихотворения, рассказы о временах года, народные приметы; 14 слайд Экологическая развивающая среда (фотоматериалы) Важное значение имеет экологическая развивающая среда. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты в любое время года, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. 15 слайд На прогулке (фотоматериалы) Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер. 16 слайд Труд на участке. (фотоматериалы) 17 Акция «Помогаем дворнику» (фотоматериалы) Особое внимание уделяется труду на участке детского сада. В осенний период проводится очистка участка от опавших листьев. Перекапывается почва на огороде. Осенью собираются разные семена для зимней подкормки птиц. Дети вместе с родителями привлекаются к сбору сухих листьев, коряг, шишек, которые в течение всего года используются на занятиях и для украшения групповых комнат. Зимой дети подготовительных групп помогают дворнику расчищать участок. 18 слайд Акция «Трудовой десант» (фотоматериалы) Дети оказывают посильную помощь при созревании яблок на плодовом участке: собирают упавшие яблоки - «санитарная» уборка территории. 19 слайд Акция «Поможем птицам зимой» (фотоматериалы) В зимний период начинается подкормка птиц. Дети могут свободно наблюдать, как птицы садятся на ветки и ждут семян, крошек хлеба. В воспитательной работе детей приучают не выбрасывать кусочки хлеба, оставшиеся крупы. Дежурные все собирают в полиэтиленовый пакетик и птицы имеют возможность получать разнообразную пищу. 20 слайд Праздник «День птиц» (фотоматериалы) Каждую весну проводится праздник «День птиц»: ставим инсценировки, рассказываем стихи,поем песни, делаем выставку рисунков и поделок, а в завершении - выходим на улицу, где вывешиваются скворечники, изготовленные родителями воспитанников. 20слайд Мероприятия в рамках проекта « Земля - наш дом родной» (фотоматериалы) В прошлом учебном году весь коллектив работал по проекту «Земля наш дом родной»: это были с и экскурсии, и выставки поделок из природного материала, и художественные тематические выставки, праздники, трудовая деятельность на территории детского сада, в том числе и с привлечением родителей. 21 слайд Работа с родителями (фотоматериалы) Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Ежегодно в детском саду проводятся общие и групповые родительские собрания по вопросу экологического воспитания детей. На них мы разъясняем родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказываем об эколого-оздоровительной работе, о пользе экскурсий, об участии родителях в акциях. Привлекаем родителей к участию в сезонных выставках поделок из природного материала. С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания в семье, было проведено анкетирование. Оно показало, что у большинства имеются дома животные. Ухаживают за ними взрослые, а дети помогают. Из анкет мы узнали, что многие проводят выходные дни на природе. 22 слайд(фотоматериалы) Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, а значит нравственности. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. 23 слайд (фотоматериалы) Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. 24 слайд Спасибо за внимание



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица