Родители и дети в современном общем образовании. Какую роль играют родители в образовании детей? Советы для улучшения обучения детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ирина Бортулева
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка»

Родительское собрание

(старшая группа №5 «Знайки» )

Тема : «»

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к вашим детям.

Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от нас взрослых – родителей и педагогов . И естественно первую скрипку в оркестре, главную роль в жизни ребенка играет семья .

Итак, тема нашей встречи «Роль семьи в воспитании ребенка » Я думаю многие, согласятся, с тем, что человеческое счастье вряд ли возможно без семьи . Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья .

Упражнение «Ассоциации»

Если семья – это постройка , то она…. (крепость, шалаш….)

Если семья – это цвет , то она….(нежно-розовая…

Если семья это музыка , то она…. (игра на скрипке….)

Если семья – это геометрическая фигура, то она… (круг…

Если семья – это название фильма, то она…. (

Если семья – это настроение , то она…. (радость…

Зачитываются и обсуждаются…

В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья ! У каждого свое видение и свое представление о семье . Это говорит о том, что все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии . И это здорово и вполне естественно. Как сказал М. Эриксон : «Нет двух абсолютно похожих людей. Нет двух людей, которые одно и тоже предложение поймут одинаково. Поэтому не пытайтесь подгонять людей под ваше представление о том, какими им следует быть… Лучше, пытайтесь нащупать представление людей о самих себе».

Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог само реализоваться, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей- об этом думают все родители , не зависимо от того в какой стране мы живём, на каком языке говорим. Каждый из нас родителей - желает своим детям только самого лучшего.

Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу в второпях.

Дорогие родители ! Отложите все дела в сторону, привлеките к себе ребёнка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым- его нужно 7 раз в течении дня погладить по голове, обнять, одобрить, т. е через телесное прикосновение подтвердить :"Я тебя люблю".

И поэтому правильное воспитание в семье , как сказано в народной пословице. - "Это наша счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе-это наши слёзы".

Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов ее выражения :

Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в тесном контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его;

Порисуйте у ребенка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что вы изображаете;

Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна;

Залезьте с ребенком под одеяло и поболтайте о чем-нибудь;

Дотроньтесь доверительно до руки или плеча малыша, отправляющегося в сад, - это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы озорнику – и он повеселеет

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ .

1. Начинайте утро с улыбки.

2. Не думайте о ребенке с тревогой .

4. Не сравнивайте детей друг с другом.

5. Хвалите часто и от души.

6. Отделяйте поведение ребенка от его сущности .

7. Испытывайте радость от совместной с ребенком деятельности .

8. Дайте понять ребенку , что он самый любимый и желанный в семье .

9. Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей.

10. Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции, не подавайте дурной пример.

11. Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребенок может проявить свое негативное поведение.

12. Как можно больше хвалите ребенка даже за незначительные успехи.

13. Если хотите развивать у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть.

Предлагаем вам игру "Закончи предложение".

1. Возьмите, пожалуйста, из подставки по одному цветному карандашу, раскрутите на нём свёрток бумаги, внимательно прочитайте и в свободное место закончите предложение одним или двумя словами, добавляя слово - он учится.

2. 1. Ребёнка постоянно критикуют, он учиться. (ненавидеть) .

3. 2. Ребёнок живёт во вражде, он учиться. (быть агрессивным) .

4. 3. Ребёнок живёт в упрёках, он учиться. (жить с чувством вины) .

5. 4. Ребёнок растёт в терпимости, он учиться. (понимать других) .

6. 5. Ребёнка хвалят, он учиться. (быть благодарным) .

7. 6. Ребёнок растёт в честности, он учиться. (быть справедливым) .

8. 7. Ребёнок растёт в безопасности, он учиться. (верить в людей) .

9. 8. Ребёнок поддерживает, он учиться. (ценить себя) .

10. 9. Ребёнка высмеивают, он учиться. (быть замкнутым) .

11. 10. Живёт в понимании и дружбе, он учиться. (находить любовь в мире) .

12. Спасибо за ваши советы, предостережения, они помогут многим из вас в определённой ситуации.

Давайте вспомним пословицы о семье . Я начинаю, вы заканчиваете.

В гостях хорошо, а …. дома лучше.

Не красна изба углами, а…красна пирогами.

Каково на дому, таково и …самому.

Дети не в тягость, а …. В радость.

Когда семья вместе , и …сердце на месте.

Всякой матери свое …дитя мило.

На свете все найдешь, кроме…. Отца и матери.

Мать кормит детей, как ….земля людей.

Нет человека добрее….отца с матерью.

- Семья - … семь я

А теперь послушаем притчу.

Жила-была на свете семья . Она была не простая. Более 100 человек насчитываюсь в этой семье . И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и одним селом . Вы скажете : ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том. что семья была особая , мир и лад царили в той семье и , стаю быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до владыки страны . И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась : кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи ; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье . Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писа7 долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передач лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.

Три слова были начертаны на бумаге : ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа : Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

Прочел владыка, почесал, как водится за ухом, и спросил :

Да, - ответил старик, -это и есть основа жизни всякой хорошей семьи . - И, подумав, добавит : - И мира тоже.

Предлагаю обсудить притчу!

Уважаемые родители дети приготовили для вас "подарки "свои ладошки и нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике - как вы называете ласково своего ребёнка.

Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании .

"Ребёнок учиться тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример ему !

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец ,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова : легко толкнуть

детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтоб не каяться потом. " Себастьян. Брант.

Публичное выступление

Взаимодействие семьи и школы

Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом.

Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы».

Права и обязанности родителей определены:

в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;

– главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;

–в Законе Российской Федерации «Об образовании».

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».

Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения - семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»

(В.А. Сухомлинский).

Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок . Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Однако родительская любовь может быть разной: любовь, связанная с чувством родительского долга, ответственностью за формирование детской личности, амбициозной и даже неразумной .

Амбициозные родители - не самые плохие родители, ведь они, как правило, совершенно искренне хотят сделать все от них зависящее не столько для себя, сколько именно для блага своего ребенка. Однако при этом они, к сожалению, слишком сильно перегибают палку.

У родительской амбициозности есть несколько причин. Выделим две из них.

  • Первая причина – стремление к статусу

Родители изо всех сил стараются сделать все для счастья своего ребенка. Хотят, чтобы он занял высокое положение, был богат, знаменит и т.д., считая все это гарантией его будущего счастья. Достижения ребенка тешат их больное честолюбие. Для таких родителей ребенок - это собственность, им можно без конца хвастаться как друзьям, так и врагам: он прекрасно играет на скрипке, учится в английской спецшколе, ездит на каникулы во Францию, занимается в элитарном спортклубе и так далее и тому подобное. Но при этом, как ни странно, сам ребенок, его чувства, наклонности и желания родителей интересуют меньше всего.

  • Вторая причина – нереализованные мечты

Мамы и папы считают, что ребенок должен вырвать у жизни все то, что в свое время не удалось им. Родителей захлестывает спортивный азарт: ребенок должен лучше всех учиться, кататься на коньках лучше ребенка соседа, рисовать не хуже Даши, играть на пианино лучше Миши, прославиться, неважно в чем - в спорте ли, науке или музыке. Их ребенок должен быть лучше всех! Родители ориентируют ребёнка на бой с жизнью, причём по всем линиям без исключения! Свои нереализованные в детстве мечты родители, став взрослыми, стремятся воплотить в жизнь за счёт своих же детей.

Такие родители выливают на чадо океан своей любви, в котором он рискует захлебнуться.

Нездоровые амбиции родителей могут подтолкнуть ребёнка к лжи и изворотливости.
Часто родители идеализируют ребёнка, безосновательно приписывая ему несуществующие совершенства, не хотят видеть и скрывают его недостатки.

Ребёнок следует их примеру, его самооценка становится завышенной. И однажды это может привести к плачевному результату: обязательно найдётся тот, кто укажет на недостатки и спустит с небес на землю. Причём сделает это в грубой форме. Результатом могут стать психические расстройства.

Задача школы, научить родителей, видеть в ребёнке личность. Показать, что

родительская любовь должна выражаться в любви к личности ребёнка, уважении к его жизненному выбору, даже если он совершенно не совпадает с выбором родителей.

Философ XIX века Дмитрий Писарев заметил: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать её в своём ребёнке начиная с той самой минуты, когда ребёнок почувствовал своё «Я» и отделил себя от окружающего мира».

Вот в чем суть: любовь к ребенку подразумевает еще и уважение!

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации. Строить взаимодействие с родителями на основе таких идей-принципов, как:

Обращение к чувству родительской любви;

Умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;

Уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, признаться самим себе в том, чем богат их ребёнок, в чём их родительская заслуга, чем в ребёнке они сильны, что надо беречь и укреплять.

Чтобы организовать плодотворное сотрудничество с родителями педагоги должны следовать трём основным направлениям:

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей;

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

Родительские лектории;

Конференции;

Индивидуальные или тематические консультации;

Родительские собрания.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

Дни творчества детей и их родителей;

Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

Помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

Участие родителей класса в работе Совета школы; Управляющего совета;

Участие родителей в работе общешкольного и классного родительского комитета.

Заключение

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

В улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

В том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

В осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

В оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

В проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.


«Родители – активные участники образовательного процесса. Характерно ли это для российской школы?»
Аннотация: В данной статье автор рассуждает о роли и степени активности современных родителей в процессе образования ребенка. Кроме этого, автор выделяет основные проблемы, с которыми встречаются основные субъекты процесса обучения в РФ. В первую очередь, данная статья будет полезна всем родителям, чьи дети посещают любое ОУ.

Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Чтобы семья стала хорошей школой, а школа хорошей семьёй необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Сегодня, в нашей стране, некоторые родители рассуждают так: если ребёнок отправляется в школу, то теперь именно она ответственна за его воспитание и образование, ведь там работают специалисты, они и должны обучать. Тем самым эти родители снимают ответственность с себя за своё чадо. Но Конституция РФ гласит, что каждый имеет право на образование и получать это образование гражданин России начинает в семь лет, а до этого его основными педагогами являются родители. С переходом в школу обязанности по заботе о детях никто с родителей не снимает, они обязаны обеспечить получение детьми образования. Таким образом, законодатель должен предоставить родителям право влиять на ход учебного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. На родительских собраниях родители учащихся могут быть активными участниками дискуссий, тренингов и т. п. И он это право предоставляет, но вопрос в том, хотят ли сами родители быть активными участниками в процессе обучения своего ребёнка?

Ответ на данный вопрос, я попыталась найти на родительских форумах, интернет-конференциях и при непосредственном общении с родителями учащихся. Как я и предполагала, далеко не все родители принимают активное участие в обучении своего ребенка, причины этому разные, начиная с занятости и утомляемости на работе и заканчивая нехваткой времени для элементарного общения с ребёнком. Современные родители считают, что посидеть с ребёнком час над домашним заданием и раз в месяц прийти «для галочки» на родительское собрание это нормально. Естественно, что ни о какой активной позиции в процессе обучения своего ребёнка речи не идёт. Но не стоит винить во всём родителей. Некоторые из них заинтересованы в школьной жизни ребёнка, но здесь может появиться другая проблема – учителя.

Для российской школы, характерно то, что учителя не хотят и даже бояться допускать родителей в процесс совместной активной работы с детьми, так как изначально считают, что их рекомендации и требования неправильно будут истолкованы. Почему? Потому что родители, в свою очередь, не всегда высоко оценивают профессиональный уровень учителей, их действия, моральные качества. А результат этого абсолютное непонимание друг друга и от этого непонимания страдает, в первую очередь, ребёнок.

Я считаю, что современный родитель это наблюдатель, он не является активным участником в образовательном процессе ребёнка, и это на сегодняшний день большая проблема, решение которой полностью зависит от самих родителей и администрации, учителей школы. Пока не будет с той и другой стороны осознания и понимания того, что выполнить домашнюю работу вместе с ребёнком или вместо него и сходить на родительское собрание для «галочки» это далеко не «потолок» для современных родителей в процессе обучения своего ребёнка.

А как считаете вы, уважаемые читатели?

– Чего нужно избегать родителям при воспитании детей?
– Это тема очень большая, и я, не имея опыта, едва ли могу сказать что-то особое. Есть один общий принцип, который всем известен: невозможно воспитать ребёнка тому, кто сам не воспитан. Поэтому иногда приходится произносить даже такие не совсем приличные слова: «Нельзя, будучи дьяволо́чком, воспитать ангелочка».
И действительно, если в семье каждый живёт по своим желаниям и вкусам, не считаясь с другими; если в ней постоянные ссоры, грубые крики, грязные слова, дикая музыка, всюду беспорядок, всё разбросано; если детей не приучают к труду (убрать комнату, помыть посуду, почистить обувь и т.д.); если вся забота родителей о детях заключается лишь в том, чтобы накормить, напоить, одеть, устроить в школу, институт, и при этом не обращается внимания на нравственную сторону их жизни, на то, чем они интересуются в интернете, что смотрят, читают, – то о каком воспитании может идти речь, чего хорошего можно ожидать от детей?

Всегда и все знали, что одним из самых эффективных средств испортить, развратить ребёнка является вседозволенность и безнаказанность. Это прекрасно понимают и враги человечества, поэтому в настоящее время всеми средствами, в том числе законодательно, они внедряют принципы пресловутой ювенальной юстиции, основное положение которой таково: ребёнок – это божок, а родители – рабы, обязанные исполнять все его желания и прихоти. Так разлагают детей, разрушают устои семьи.

В огромной степени духовные и нравственные задатки ребёнка определяются духовным состоянием его родителей. Святитель Григорий Нисский предупреждал, что по закону природы от страстного рождается страстный, от грешника грешный. Священник Алексий Бургов даже так писал: «По наследству передаются не только черты лица и особенности физической организации, но и психические свойства и наклонности ближайших и отдалённых предков». «В основании часто повторяемого в Библии изречения, что Бог карает грехи отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5; 34, 7; Втор. 5, 9), лежит та мысль, что грех в жизни является не только индивидуальным, но и родовым, почему и проявляется не только в родоначальнике, но и в нисходящих членах рода. В жизни всего чаще встречаются примеры патологической наследственности: известна наследственная передача алкоголизма и других страстей, болезней и психического расстройства, даже страсти к преступлениям».

И конечно же, пример жизни родителей, характер общения между собой и поведения с другими людьми всегда оказываются главнейшими в воспитании детей. Ещё древнегреческий философ Демокрит говорил: «Привычки отцов превращаются в пороки детей».

Пороки отцов реально воздействуют на наследственные свойства потомков, расстраивая их тело и душу. Это проявляет себя различным образом. Воздействие наркоманов, алкоголиков на тело и психику их детей очевидны для всех. Столь же закономерным оказывается и воздействие преступных деяний и тёмных страстей родителей на духовно-нравственные свойства будущего ребёнка, которые проявляются в виде особенной тяги, воспалённого страстного влечения к какому-либо греху. Отсюда понятно, насколько внимательными должны быть родители к своей нравственной жизни, если хотят иметь счастливых детей.

Алексий Бургов , с вящ . Православно-догматическое учение о первородном грехе. Киев, 1904. С. 146.
Там же. С. 43.

Роль семьи в воспитании ребенка, бесспроно, велика. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи.

Дети, как губка, впитывают в себя образцы поведения. Таковыми являются для них в первую очередь родители. Как же нужно выстраивать семейное воспитание, чтобы потом не жалеть о последствиях?

Если изначально в семье сложились неправильные отношения, то как результат воспитания - непослушные, закомплексованные и проблемные дети. Этот факт можно объяснить. Дело в том, что трудными дети становятся не из-за своего характера.

Ребенок проецирует отношения в семье на свою личность. Отсюда и проблемы, возникающие в воспитании и нраве детей. Но не всегда в хорошей и гармоничной семье всё благополучно. Даже в этом случае ребенок может вырасти проблемным, если влияние внешних негативных факторов окажется слишком сильным.

Психологи отмечают, что роль семьи в воспитании ребенка велика. Его внутренний мир строится на основе внешних факторов. Ребенка можно представить в качестве древесной веточки. Возникновение проблем будет зависеть от того, всё ли хорошо в почве, на которой он вырос.

Малыша нужно постоянно подпитывать родительской любовью, чтобы он смог справиться со всеми трудностями. Заменить семью не сможет никто другой. Именно в ней закладывается система ценностей. Семья становится базой для формирования отношения к себе и окружающим. В ней происходит становление личности.

Рассмотрим, как семья может влиять на последний из перечисленных выше факторов. Это может быть бессознательное усвоение принципов жизни и поведения родителей. На ребенка оказывает влияние атмосфера в семье, эмоциональное взаимодействие её членов. Эти стереотипы малыш усваивает с самого раннего детства.

Если вспомнить пример из психологии, где только что вылупившийся гусенок привязывается к тому предмету, который первым попал в его поле зрения. И неважно, будет ли он одушевленным или нет, главное, чтобы объект двигался. Этот момент длится всего несколько секунд.

То же самое происходит и с ребенком. В трудный для него период он хочет получить любовь и заботу родителей, привлечь к своей персоне их внимание. Это тот момент, который не стоит упускать, так как в будущем придется перевоспитывать детей. А это может оказаться невозможным.

Если родителей не оказалось рядом, когда ребенку требовалось внимание, он заполнит эту душевную пустоту кем-то другим. И не факт, что это будет порядочный человек. Поэтому стоить находить и уделять воспитанию своих детей хотя бы немного времени.

На ребенка также влияют слова, произнесенные родителями. Поэтому взрослым нужно быть осторожными при общении. Если вы не хотите впоследствии краснеть за ребенка перед посторонними людьми, следите за своей речью. Всё, что будет сказано вами, усвоится малышом с легкостью.

Кроха каждый день наблюдает взаимоотношения матери и отца. Он видит, как они общаются, какие эмоции испытывают по отношению друг к другу. Это формирует его представление об отношениях между мужчиной и женщиной. Чем гармоничнее семья, тем более положительные представления о будущих отношениях сложатся у ребенка.

Как правило, мать должна быть женственной, а отец мужественным. Если в семье наблюдается обратная ситуация, это приводит к тому, что в будущем у ребенка могут быть проблемы с построением собственных отношений. Это же может привести к различным психологическим нарушениям.

Роль семьи в воспитании детей заключается также в формировании ощущения безопасности со стороны окружающего мира. В неблагоприятных условиях, наоборот, формируется чувство недоверия к людям. В будущем оно может привести к возникновению сложностей в общении, взаимодействии, отношениях. Мир будет восприниматься, как враждебный объект.

В семье зарождается определенное поведение ребенка. На то, каким оно будет - положительным или отрицательным, - оказывает влияние применение поощрения или наказания. Родители должны четко знать, что следует осуждать, а какие стереотипы можно поддержать.

В семье формируется жизненный опыт детей. Он зависит от разнообразия переживаемых ситуаций, которые учат справляться с трудностями. Дети с богатым жизненным опытом, как правило, в будущем способны идти на компромиссы, радоваться, находить общий язык с людьми, прощать. Такие дети быстрее других учатся приспосабливаться к незнакомой обстановке. Они способны адекватно реагировать на те перемены, которые могут происходить в жизни.

В семье ребенок познает различные эмоции, начинает понимать их уместность в той или иной ситуации. Если взрослые их сдерживают или запрещают выражать, то эмоциональная сфера ребенка будет сформирована исходя из базовых показателей. Другими словами, умение выражать свои эмоции ребенок заимствует из собственной семьи.

Из чего исходит ребенок, строя представления о семье

Модель построения собственной семьи у ребенка строится на основе родительских отношений. То есть базу сложившихся принципов, ценностей и установок он переносит в будущую возможную семью. Попробуем разобраться подробнее.

Если между мамой и папой были гармоничные взаимоотношения и полное взаимопонимание, то в собственной семье человек (ребенок) будет стремиться к такой же гармонии. Видя отношения между родителями, ещё маленький он строит эталон идеальной семьи. Он переносит его на собственное взаимодействие с противоположным полом и будущими детьми.

В том случае, если между родителями нет уважения, возможно два варианта в построении ребенком будущей семьи. В первом случае, видя неуважительное отношение отца и матери друг к другу, малыш проецирует их на собственную семью, считая такое поведение нормой. Второй вариант предполагает прямо противоположное развитие событий. Неуважение отца к матери или наоборот рождает в сознании ребенка представление о том, как не нужно строить собственную семью. То есть малыш не берет пример с папы (мамы), а считает его (её) поведение недопустимым, на основе чего и строится модель его будущей семьи.

Эмоциональный контакт между родителями и ребенком играет не последнюю роль в построении возможных отношений. Если мама и папа были сдержаны в проявлении чувств, то малыш, скорее всего, перенесет такую модель взаимоотношений на собственную семью. Он будет искренне считать, что это правильно.

Два варианта развития событий возможны и в случае применения родителями в качестве наказания ребенка жестких мер. Часто отцы воспитывают своих сыновей с помощью угла и ремня, считая, что такие меры уж точно сделают из него человека. Но это далеко не всегда бывает так. Ребенок либо проецирует данные отношения на собственную семью, либо считает, что такое проявление жестокости недопустимым.

Всегда помните, что вы являетесь примером для своих детей. Поэтому прежде чем строить собственную семью, отталкиваясь от каких-то сложившихся принципов, подумайте, как малыш поведет себя в будущем. Возможны различные варианты развития событий. Но знайте, что они будут иметь место лишь благодаря вам самим и вашему поведению и видению семьи.

1. Первой школой жизни для ребенка является семья, в которой он вырос. Родители - пример для малыша. Поэтому важно помнить, что если вы хотите вырастить своё чадо правильным и счастливым, позаботьтесь, чтобы в вашей семье царила гармония.

2. Относитесь к своим детям так, как хотите, чтобы они относились к своему потомству. Модель построения собственной семьи ребенком зависит в первую очередь от того, какие взаимоотношения были между его родителями.

3. Если на вашего ребенка пожаловались, не спешите наказывать его. Займитесь лучше самовоспитанием.

4. Роль семьи в воспитании детей первостепенна и многогранна. Задумайтесь о взаимоотношениях между её членами. От этого зависит, будут ли ваши дети счастливы в собственной семейной жизни.

Сделаем вывод из сказанного

Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.

Семья - это место, где закладываются основы личности. Целостное её развитие зависит от родителей и их усилий по воспитанию ребенка. Благополучное будущее малыша зависит в первую очередь от семьи.

Интересная программа о семейных традициях



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение Как быстро растут волосы Как быстро растут волосы Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос