Анализ беседы с родителями в доу пример. Организация работы с родителями в современном доу

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Анализ работы с родителями

Анализ работы воспитателей с родителями в нашем детском саду показал, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них самыми распространенными являются:

    воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;

    У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Одна из сложных задач заключается в том, чтобы соблюдать ОБЪЕКТИВНОСТЬ. Легко самим увлечься успехами, неудачами, достижениями ребенка. Родители склоны считать ребенка продолжением себя, они забывают, что ребенок индивидуален. Представьте себе двух детей. Первый живет в атмосфере постоянной проверки того, насколько правильно он видит мир, общается с другими, играет, принимает решения, прибирается в своей комнате, выражает свои чувства. Второму позволяют верить в себя, быть самим собой, доверять своим ощущениям и чувствам. Такой ребенок чувствует, что его любят, ценят и уважают именно таким, какой он есть. Хочется привести одно из высказываний:

«Как садовод без вопросов и сопротивления принимает рекомендации по уходу за растениями и предоставляет каждому растению необходимые именно ему условия для роста и цветения, также мы, родители, должны приспосабливать свой метод воспитания к природным потребностям каждого ребенка. Если мы поймем, кем на самом деле является наш ребенок, мы сможем подумать над тем, какие изменения необходимо произвести в своем стиле воспитания».

Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего причина в том, что воспитатели часто не используют или используют недостаточно положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляют своевременную подготовку родителей к родительским собраниям, консультациям, беседам и т.п. Активность родителей повышается, если воспитатели своевременно просят их рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в воспитании детей.

ВЫВОДЫ:

1.Работу с родителями начинать через тестирование, с целью выявления степени их участия в воспитательном процессе

2. Для вовлечения родителей в жизнь детей и детского сада, для повышения их педагогической культуры использовать активные формы работы с родителями.

3. Выявить в группах передовой опыт семейного воспитания. Проанализировав проведенную работу, наш коллектив вышел на следующие годовые задачи, которые также вытекают из анкетирования воспитателей детского сада:

ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Начать работу по внедрению ФГОС в ДОО с учетом использования «Дорожной карты ».

2. Продолжать работу по использованию средств театрализованной деятельности в социально – личностном развитии дошкольника, опираясь на изучение истории нашего государства.

3. Систематизировать работу по созданию условий способствующих формированию у дошкольников познавательных интересов с использованием нетрадиционных методов и приемов работы при обучении элементарных математических представлений.

Первый раздел. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ

1.1. Заседания органов самоуправления

1.1.1. Совет педагогов ДОУ

Сроки
проведения

Ответственный

Заседание № 1. «ДОУ в условиях нового законодательства».
Цель: исполнение нормативно-правовых документов как одно из условий организации деятельности ДОУ.
1. О переходе на ФГОС ДО
2. Знакомство с задачами и функциями УС ДОУ. Распределение обязанностей,
выборы председателя и секретаря.
3.Рассмотрение и утверждение плана работы УС ДОУ на 2014-2015 учебный год.

4. Оценка организации и качества образовательной деятельности дошкольного учреждения.

5. Соблюдение санитарно – гигиенического режима ДОУ согласно новых СаН –ПиН.

Заведующий Шатун Л.М. Ст.воспитатель Баутина Ю.В.

Заседание №2 «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Цель: систематизировать знания педагогов о здоровьесберегающих технологиях, развивать навыки моделирования.

1. Значение здоровья и двигательной активности в жизни детей и взрослых(как научить дошкольника относиться сознательно к своему здоровью)

2. Анализ заболеваемости детей и сотрудников за 2013 -2014 учебный год.

3. Презентация «Использование новых форм физкультурно –оздоровительной работы с детьми и родителями». образовательная область «Физическое развитие»

4. Решение текущих вопросов в области воспитания и образования

5. Подготовка и проведение новогодних утренников. Участие сотрудников и родителей в проведении.

6.Отчет руководителя о финансово – хозяйственной деятельности за 1 полугодие 2014 года.

Заведующий Шатун Л.М. Зам.зав.по АХР Гренадерова Т.Н.

Ст.воспитателя Баутина Ю.В. Инструктор по Физо

Кузнецова О.А.

Ст.мед сестра Зайцева Л.Н.

Заседание №3 «Безопасность детей на улице, дома и в детском саду»

Цель: обеспечить педагогов знаниями о создании условий для безопасной жизнедеятельности детей.

1. Состояние работы по обеспечению безопасности детей в детском саду, на улицах города и дома.

2. Реализация плана по предупреждению дорожно – транспортного травматизма.

3. Итоги смотра конкурса «Лучший уголок по ОБЖ»

4. Анализ выполнения детодней по группам за 6 месяцев 2014 года (сентябрь – февраль) по результатам мониторинга.

5. Организации питания в ДОУ, выполнение натуральных норм за первое полугодие 2014 года.

6. Текущие вопросы

Заведующий Шатун Л.М. Ст.воспитателя Баутина Ю.В. Ст.мед сестра Зайцева Л.Н.

Заседание № 4 «Итоги работы МБДОУ за 2014 -2015 учебный год».
Цель: выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС ДО. Проанализировать работу за текущий учебный год.
1. Публичный доклад по теме «Итоги работы за 2014-2015 учебный год»;
2. О реализации ОП ДОУ в рамках введения ФГОС ДО.
3. Отчеты по самообразованию педагогов.

4. Итоги мониторинга уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе (в рамках реализации концепции повышения качества образования)

5. Отчет руководителя о финансово – хозяйственной деятельности за 2014 - 2015 учебный год.

6. знакомство с проектом годового плана на 2015 – 2016 учебный год.

7.Расстановка кадров на летний период и планирование летнее- оздоровительной работы

Заведующий Шатун Л.М. Ст.воспитателя Баутина Ю.В. Зам.зав.по АХР Гренадерова Т.Н. Педагог-психолог

Кныш А.С.

Ст.мед сестра Зайцева Л.Н.

Воспитатели

Сроки
проведения

Ответственный

Пед.совет № 1.

Тема « Приоритетные направления образовательной политики ДОУ на 2014-2015 учебный год»


Цель: утверждение перспектив в работе коллектива на 2014-2015 учебный год.

1. Итоги летней оздоровительной работы.
2. Принятие годового плана, учебного плана.
3. Утверждение плана рабочей группы по внедрению ФГОС ДО на 2014-2015 учебный год.
4. Утверждение основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада №35 на 2014-2015 учебный год.
5. Утверждение плана работы инспектора по защите прав ребенка на 2014-2015 учебный год.

6. Утверждение планов работ по внедрению ФГОС узких специалистов на 2014-2015 учебный год:

*педагог – психолог;

*учителя – логопеды;

*музыкальные руководители;

*инструктор по физ.культуре;

* инспектор по защите прав ребенка.

7. Рассмотрение и обсуждение локальных актов:

Приказы

Тарификация

Комплектование

Инструкции по охране жизни и здоровья детей

Правила внутреннего распорядка

Сентябрь

Заведующий
Шатун Л.М.,

Ст.воспитатель

Баутина Ю.В.

Педагог – психолог

Кныш А.С.,

Учителя- логопеды:

Верещага Р.Н.,

Зубко Н.М.,

Муз.руководители: Калинова С.Н., Маева Л.В.

Инструктор по физ.культуре Кузнецова О.А.

Инспектор по защите прав ребенка

Плохая Р.С.

Пед.совет № 2.

Тема « Обновление образовательного процесса ДОО в соответствии с ФГОС, путем развития познавательных интересов у дошкольников, используя нетрадиционные методы и приемы работы при обучении элементарных математических представлений »

Цель: Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОО с учетом требований ФГОС ДО и РЭМП.

1. Итоги предыдущего педсовета № 1.

2. Доклад по теме:

« Развитие познавательных интересов у дошкольников, используя нетрадиционные методы и приемы при обучении РЭМП».

3. Итоги тематической проверки (Контроль)

4. Деловая игра по теме « Педагогический пробег по знаниям РЭМП».

5. Итоги выставки «Птичий домик», осенних праздников.

6.Результаты проведения родительских собраний, совместная работа с семьей.

Пед.совет № 3.

Тема « Взаимодействие педагогов ДОО, осуществляющих коррекционную работу с учетом ФГОС, используя средства театрализованной деятельности в развитии дошкольника»

Цель: Повышение эффективности взаимодействия узких специалистов и воспитателей при организации коррекционной работы в ДОУ, используя средства театрализованной деятельности в развитии дошкольника.

1. Итоги предыдущего педсовета № 2.

2. Доклад по теме:

« Преемственность в работе логопеда и других специалистов ДОУ»

3. Делова игра

4. Доклад «Интегрированный подход к проведению логопедических занятий»

4. Итоги тематической проверки (Контроль)

5. Итоги проведения новогодних утренников, выставки «Мастерская Деда Мороза»

6. Аттестация педагогических кадров в ДОУ.

Заведующий
Шатун Л.М.

Ст.вос-ль

Баутина Ю.В.

Педагог – психолог Кныш А.С.

Воспитатели:

Кулиш Л.Н., Богданова Т.П., Нестеренко Л.В.,

Ивашева А.М., Геращенко Е.И.

Заведующий
Шатун Л.М.

Ст.воспитатель

Баутина Ю.В.

Учителя – логопеды:

Верещага Р.Н.,

Зубко Н.М.

Педагог – психолог:

Кныш А.С.

Воспитатели: Осипенко И.П.

Стегно В.М.

Нестеренко Л.В.

Богданова Т.П.

Кулиш Л.Н.

Андрусенко Е.И.

Пед.совет № 4.

Тема «Преемственность детского сада и семьи в социально-личностном развитии дошкольника, опираясь на изучение истории нашего государства»


Цель: расширять знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны, воспитывать уважение к боевому прошлому нашей Родины при взаимодействии с родителями.

1. Итоги предыдущего педсовета №3.

«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2004 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ». Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно-аналитическое направление

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели : инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  • Родители - лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  • Родители - исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  • Родители - критические наблюдатели .

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

  • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
  • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
  • равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление

Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели так:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи :

  1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

  • посещение семей воспитанников на дому
  • общие и групповые родительские собрания
  • консультации
  • занятия с участием родителей
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
  • совместные экскурсии
  • Дни общения
  • Дни добрых дел
  • Дни открытых дверей
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
  • оформление фотомонтажей
  • совместное создание предметно-развивающей среды
  • утренние приветствия
  • работа с родительским комитетом группы
  • беседы с детьми и родителями
  • тренинги
  • семинар-практикум
  • родительские гостиные
  • телефон Доверия
  • почта Доверия
  • семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить» объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:

Родители у нас - народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут.

Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!

В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает,
Во всем нам очень помогает.

Папы, мамы - молодцы!
Во всем нам помогают.
Белят, красят и поют,
И в игры играют.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе .

Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Винни-Пуху», «Мы - дети планеты Земля», проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе».

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Наглядно-информационное направление

Наглядно-информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки
  • папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»
  • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»
  • библиотека - передвижка
  • фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы - друзья природы», «В кругу семьи»
  • фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»
  • семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья - здоровый образ жизни»,
    «Учись быть папой»
  • эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»
  • копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Говорят дети», «Носики - курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены:

  • праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»
  • развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»
  • «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)
  • спортивные досуги «Семья - здоровый образ жизни», «День Взросления»
  • вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»
  • совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»
  • выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо - чадо»
  • выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»
  • спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»
  • совместные походы «В мир прекрасного
  • экскурсии «Мы - друзья природы», «Защитим свою природу»

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

  1. Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов.
  2. Консультации для родителей
  3. Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей
  4. Распределение ролей взрослых
  5. Изготовление пригласительных билетов.
  6. Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)
  7. Составление памятки-помощницы для родителей и для детей
  8. Индивидуальные встречи и консультации
  9. Изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Было немного страшно проводить первый семейный праздник : дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки». Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

Весь праздник был построен на играх «родители-дети», потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Праздник закончился словами:

Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!
(0. Высоцкая)

При подготовке к празднику оформила плакаты: «Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь», «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы.

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому я решила - пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями . Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок.

С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть групповой или семейный альбомы. Благодаря мягкой мебели, дети сидят на угловом диванчике и рассказывают интересные истории, играют.

Есть у нас и кафе «Сказка», где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.

Очень необычно у нас оформлен «Уголок именинника». Портреты детей в виде парашютов с «мордашками» каждого ребенка изготовлены из бросового материала: глины, теста, ниток, плитки, бумаги, пуговиц, фольги. Прежде чем начать работу, с каждым из родителей провела индивидуальную беседу, показ. Родители говорили, что не смогут, очень сложно. Но стоило появиться первым портретам, как за ними появились все остальные. Дети очень радовались, ведь они тоже принимали участие в поделке своего портрета. Сейчас этот уголок - украшение нашей приемной.

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы. Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

Итог - уютная отремонтированная группа и спальня с красивыми шторами и красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32 муниципального образования

Тимашевский район

«Работа с родителями в детском саду»

Выполнила:

Ст. воспитатель Жукова Н.Г.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В соответствии с Законом «Об образовании» и «Типовым положением о ДОУ», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.

Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства, как в семье, так и ДОУ.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокий ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Всю работу с родителями в детском саду можно свести к следующему:

Изучение потребности родителей в образовательных услугах,

Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Основная цель и задачи

Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.

Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога, который поможет родителям теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи и ДОУ.

Моя работа с семьями дошкольников организуется на основе следующих принципов:

Параллельности воздействия детского сада и семьи на детей,

Взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей,

Организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.

Цель работы: раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников

Установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,

Разработать интерактивные формы работы с родителями,

Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.

Этапы работы по этой теме:

    Изучение литературы по данному вопросу,

    Знакомство с современными подходами и формами взаимодействия семьи и ДОУ,

    Разработка новых интерактивных форм работы с родителями.

    Анкетирование родителей.

    Анализ результатов работы.

Особенности взаимодействия между педагогом и семьей

«Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - универсальная форма движения , развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы».

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

По мнению Т.А.Куликовой, взаимодействие представляет собой способ организации совме­стной деятельности, которая осуществляется на основании соци­альной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодей­ствия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отно­шений людей, от положения взаимодействующих.

Как отмечает Т.А.Куликова, главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивиду­альных проблем, в оптимизации его развития.

Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и учреждения. Наиболее оптимально они складываются, если обе сторо­ны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ре­бенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хо­рошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необхо­димо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, созда­вать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним вни­мание родителей.

По мнению авторов: Агавелян М.Г., Даниловой Е.Ю., Чечулиной О.Г., в повседневном общении воспитатель и родители часто упускают из вида положительные особенности ребёнка и сосредоточиваются в основном на его отрицательных проявлениях.

Т.А.Куликова предостерегает педагогов от такой типичной ошибки, как сообщение родителям о негативных особенностях воспитанника, которая может спровоцировать недоверие к педагогу, на фоне которого дальнейшие совместные действия взрослых будут невозможны. Скорее всего, родители начнут жалеть своего ребёнка, вынужденного общаться с таким «плохим» воспитателем.

Поэтому внешняя цель первого этапа взаимодействия педагога с родителями - «перестановка акцентов», а внутренняя - установление доверитель­ных отношений с родителями.

Второй и третий этапы установления доверительно-деловых контактов с родителями показывают, насколько условным является выделение интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон общения. Вступление в контакт, установление взаимоотношений, налаживание взаимодействия невозможно без обмена информацией, т.е. интерактивная сторона тесно переплета­ется с коммуникативной.

На втором этапе установления доверительно-деловых контактов педагог может передать родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить. Помимо внешней цели - знакомства родителей с особенностями ребенка, проявляющимися в отличающейся от семьи социальной среде, - существует внутренняя цель: сформи­ровать у родителей установку на сотрудничество.

Четвертый этап установления доверительно-деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях лич­ности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспита­ние, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие. При этом внешняя и внутренняя цели совпадают и состоят в изу­чении и формировании личности ребенка на основе пересмотра существующих стереотипов воспитания и достижения в нем единства всех воспитывающих взрослых

Т.А.Куликова отмечает, что доверие родителей к педагогу должно основываться на уваже­нии к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспи­тания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных ка­честв (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Таким образом, я пришла к выводу, что отношения педагога с родителями должно осуществляться на основе сотрудничества и доверительных отношений друг к другу.

Посмотрим, какие условия необходимы для организации взаимодействия педагога с родителями.

Условия, необходимые для организации взаимодействия детского сада и семьи

Как утверждает Т.А.Куликова, «Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой» .

Охарактеризуем, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

По мнению Т.А.Куликовой, придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

Рассмотрим, какие формы общения педагога с родителями существуют.

Формы общения педагога с родителями в детском саду

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Презентация дошкольного учреждения

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета

Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.

Анкетирование родителей.

Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

Подведение итогов анкетирования.

Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Посещение семьи

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи - выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.

Есть другая форма посещения семьи - обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи (приложение 5).

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.

По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

"Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Пример 1. Конференция для мам "Поговорим о маме".

Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.

Обыгрывание ситуаций - конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.

Пример 2. Конференция для пап "Самый дорогой мой человек".

Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?).

Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.

Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: "Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу "Спокойной ночи, малыши", и вдруг гаснет свет. .. Не ложиться же спать без сказки?" Расскажите ребенку сказку "Колобок" или "Репка".

Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

Тематика конференций для родителей

    Эстетическое воспитание дошкольников.

    Растим будущих мам и пап.

    Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

    "Школьное завтра" наших детей.

Общие собрания родителей

На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.

Наглядная пропаганда

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств - привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3-4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды - разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть групповой стенд (уголок для родителей).

Наряду с традиционными формами существуют современные формы работы с семьей.

Первые визиты в детский сад.

Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

Вводные собрания.

После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.

Когда приводить и забирать ребенка

Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.

Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними

Конференции родителей и воспитателей.

Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Как использовать письменные формы общения?

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия.

Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты.

Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений.

Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты.

Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Существуют приемы создания ролей для родителей.

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Член родительского совета.

Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т. п.

Использование коммуникативных ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

Обмен литературой.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

В современном детском саду необходимо использовать новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, педагогам необходимо вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interact», где «inter» - это взаимный, а «act» - действовать.

Интерактивный – означает способность активно взаимодействовать с чем-либо или кем-либо.

Использование интерактивных методов позволяет мне решать следующие психолого-педагогических задачи:

Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию:

В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы педагога «высказать свое мнение», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительских установок:

Детский сад становится не просто местом, куда отводят детей, а местом, куда всегда можно прийти с какой-либо проблемой и найти пути ее решения.

Применение интерактивных методов повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом, психологом и другими специалистами:

Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и успех.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.

Смысл работы с родителями с помощью интерактивных методов не только в установлении контактов с родителями, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Анализ результативности моего опыта показал следующее:

У родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,

Родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями,

Возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.

Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.

Библиография

1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис - пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с)

5. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий», 2008.

6. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод.пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.

8. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

9. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

10. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.

По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения, а в дальнейшем семьи и школы. В основе работы нашего коллектива с семьей, лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.

Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка, в нашем ДОУ, строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.:

  • В первую очередь мы работаем над тем, чтобы цели и задачи воспитания и развития здорового ребенка были приняты и воспитателями и родителями.
  • Знакомим семью с содержанием, методами и приемами работы в детском саду по всем аспектам здоровья, а педагоги постоянно используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Немаловажным, на наш взгляд, является системность и последовательность в работе; индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Анализ практики нашего ДОУ показывает, что не все родители, на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровление своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в проблеме «Что сегодня происходит между детским садом и родителями?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие дошкольным учреждением полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и развития здорового ребенка. Поэтому основным направлением считаем сближение интересов педагогов, детей и их родителей.

Современная семья в большей мере, чем прежде нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной). С участием педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания – это гибкая психологическая проработанная педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих прав. Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Поэтому педагоги и родители должны быть ознакомлены с задачами воспитания и развития детей, вовремя и одновременно. Необходимо воспитателям и родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома и в детском саду. Это, на наш взгляд, позволит развитию основных способностей ребенка, умению общаться со сверстниками и обеспечит успешную социализацию в обществе.

Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны.

Мы считаем, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.

Эффективной формой для нас явилась поэтапная организация работы.

На I этапе – сбор информации (собеседование, диагностика, анкетирование, посещение семей на дому, наблюдение, выделение группы риска отдельных участников педагогического процесса по результатам исследований).

II этап – общепрофилактический (наглядная агитация, встречи со специалистами).

На III этапе осуществляется работа с группой риска по разным аспектам здоровья (выявление проблемы: беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция родительских установок: тренинги, беседы).

IV этап – индивидуальная работа (выявление положительного опыта семейного воспитания, его общение; консультации, индивидуальная помощь воспитанникам и их родителям социального педагога, психолога, логопеда, дефектолога, врача и других специалистов по запросам).

V этап – аналитический (выявление изменений родительских установок, обсуждение отдельных вопросов с привлечением специалистов и дополнительные мероприятия).

На VI этапе – знакомство с результатами работы, принятие решений. Совместное обсуждение планов на будущее.

Такая организация работы с родителями позволяет, структурировать работу педагогов с родителями и придать ей комплексный характер. Родителям рассматривать процесс воспитания и развития ребенка, как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывать его интересы, способности. Внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах детского сада. Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья.

Система взаимодействия дошкольного учреждения и семьи складывается из различных форм работы. Все формы работы мы делим на ежедневные, еженедельные, ежемесячные, и мероприятия, проводимые по необходимости.

Организуем взаимодействие родителей:

  • с группой родителей (родительские собрания, конференции, семинары, диспуты, круглые столы);
  • подгруппой (заседание родительского комитета, встреча с активом группы);
  • индивидуально.

Мероприятия с родителями проводим в тесном контакте с узкими специалистами, медицинским персоналом. Большой интерес вызвала конференция по теме «Защита прав и интересов детей в условиях детского сада и семьи». В ходе конференции родители и специалисты обозначили проблемы, поделились положительным опытом воспитания, определили пути решения проблемы.

Ежемесячный выпуск газеты «Вести из «Родничка», в которой отражается жизнь детей в группе, мероприятия, проводимые в детском саду, а также консультации, рекомендации для родителей по интересующим их вопросам. Газета востребована родителями. Интересный опыт семейного воспитания обобщается в спецвыпусках газеты, так один из выпусков газеты посвящен опыту семейного воспитания по организации завтрака в домашних условиях и т.д.

По мнению родителей, такая форма работы интересна и полезна.

Взаимодействие с родителями осуществляется в разнообразной деятельности:

  • познавательной – например, круглый стол «ОБЖ в условиях семьи», семинары-практикумы «Конверт откровений» и т.д.
  • трудовой – например, участие в акции «Участок нашей мечты», благоустройство групп «Новоселье группы», изготовление игрушек «Подарки для Деда Мороза» и др.
  • досуговой – например, стал традиционным ежегодный конкурс, в котором с интересом принимают участие родители «Ключ семейного счастья», совместная встреча родителей и детей «День семьи», спортивный праздник «Папа и я – лучшие друзья» и т.д.

Анализ работы в данном направлении показал, что такой подход к работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительных результатов и способствует:

  • повышению педагогической грамотности родителей. По результатам диагностики, можно сделать вывод, что увеличилось количество родителей, у которых ведущим мотивом является:
    • повышение уровня педагогической грамотности;
    • расширение педагогического кругозора;
    • решение проблем воспитания и обучения детей.
  • активному участию родителей в деятельность дошкольного учреждения. Активность родителей повысилась и составляет 85%, где во многих мероприятиях они сами проявляют инициативу.

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Выпуская ребенка из стен детского сада, мы стараемся помнить о том, чтобы за пределами внимания педагогов (детского сада и школы) не осталось выявления общего и различного в системе взаимоотношений воспитателя и учителя с ребенком, его семьей. На наш взгляд, только тогда, когда проблемы дошкольного и начального школьного образования будут решаться не изолированно друг от друга, а тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие детей, полученное в дошкольном образовательном учреждении; реализации единой линии общего развития на этапах его посещения ДОУ и начальной школы, организации разностороннего взаимодействия и сотрудничества всех участников педагогического процесса.

Анна Малева
Анализ работы с родителями по теме «Взаимодействие детского сада с семьей»

Анализ работы по теме : «Взаимодействие детского сада с семьей "

(1 слайд)

Современные требования к роли родителей в воспитании детей возрастают. Задача дошкольного образовательного учреждения - изменить позицию родителей из позиции "сторонние наблюдатели" в позицию "активные участники". Наши родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, для этого и создается атмосфера взаимоуважения , для этого нужно активно использовать различные формы работы и находить подход в работе с родителями .

(Слайд 2)

В работе с родителями нами были поставлены следующие задачи :

1. Организация системного подхода по информированности родителей в вопросах воспитания детей.

2. Обогащение процессов общения между детьми и взрослыми и родителями и воспитателями .

3. Сохранение физического и психологического здоровья детей

4. Формирование у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей;

(Слайд 3)

Основные принципы организации работы с семьей

1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть как живёт и развивается его ребёнок);

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей ; Отсутствие формализма в организации работы с семьёй ;

3. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе ;

4. Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Набрав новую группу малышей в феврале 2013 году, мы начали работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме : использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства». С целью изучения семьи , выяснения образовательных потребностей родителей , установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования . Получив реальную картину на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольников. Выработала тактику своего общения с каждым родителем . Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи , учесть ее индивидуальные способности. Нами был разработан , а затем корректировался план совместной деятельности с родителями воспитанников . Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей , возможностям педагогов.

(слайд 4)

В своей работе мы применяем традиционные формы работы с родителями

-родительские собрания ;

Консультации

Приглашенные специалисты;

Листовки;

Памятки;

Буклеты;

Анкетирование;

Наглядная информация;

Консультации;

Информационный стенд;

Папки-передвижки

Фотовитрины

За прошедшие четыре месяца (февраль – май) для родителей была представлена информация

Возрастные особенности ребенка 2-го года жизни. ;

- «Малыш с года до двух. Какой он?» ;

Режим дня в саду и дома. ;

- «Адаптация ребенка в детском саду » ;

- «Адаптируемся вместе» »

- «Роль семьи

- «Формирование гигиенических навыков и привычек»

- «Профилактика простудных заболеваний»

-«Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность»

- «Развитие двигательных навыков и двигательной активности»

-«Будь здоров, малыш!»

-«Посмотрите, как стараемся, вместе закаляемся»

- «Правильное питание – основа здоровья»

- «Ладушки – ладушки» (о развитии мелкой моторики)

-«Ребенок и игрушка»

- «Игры для детей раннего возраста в группе и в семье »

Полезные игрушки»

- «Развитие чувства цвета у детей раннего дошкольного возраста»

-«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста»

(Слайд 6,7)

Оформлен уголок здоровья

В данном уголке мы вывешиваем информацию для родителей по здоровьесбережению

«Осторожно грипп»

«Профилактика ОРВИ»

«Польза витаминов»

«Дерево здоровья»

«Польза правильного питания»

«Экран здоровья»

(Слайд 8)

В приемной оформлен уголок патриотического воспитания

(Слайд 9)

Стенд детского творчества и совместного творчества родителей и детей

(слайд 10)

Оформлен Правовой уголок, где представлены :

Конвенция о правах ребенка

Законодательные документы

Правовая информация

Договор с родителями

(Слайд 11)

В нашей работе мы используем не только традиционные формы, но и нетрадиционные – оформление фотовитрин

- «Это мы!»

- «Я сам!»

На протяжении апреля и мая месяца нами собираются фотографии совместных прогулок родителей с детьми для оформления фотоальбома «Вместе с мамой, вместе с папой»

Оформление фотоальбомов на сайте http:// www. сайт//users//

Где родители могут посмотреть как занимаются их дети или в какие игры они играют

В перспективном плане были запланированы анкетирование родителей по теме :

- «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»

Анкетирование «Путь к здоровью ребенка лежит через семью »

- «Игра – это не только забава»

Все анкеты были обработаны и проанализированы

(Слайд 12)

Постоянно вывешивайте на стенде в приемной высказывания выдающихся педагогов и психологов или призывы – броские, короткие, точные по теме . Это западает в голову, заставляет задумываться и соответственно поступать.

Умные и полезные высказывания

«Родитель – не гость , а полноправный член команды ДОУ»

«Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь»

«Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их»

«Мы готовы работать вместе с вами , но не вместо вас!»

За непродолжительное время работы (4 месяца) с родителями мы считаем повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей , родители стали более отзывчивы, инициативны, вовлечены в работу в группе .

Таким образом, все формы работы с родителями прописанные в программе нами используются, запланированные мероприятия проведены все.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу