Консультации для родителей по нравственному воспитанию детей. Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В настоящее время все большее внимание психологов, педагогов и многих других специалистов привлекает проблема нравственности. Это понятие является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии и этики.
В первую очередь, рассмотрим, что такое нравственность. Этот термин берёт свое начало от слова нрав. От латинского нравы звучат как «moralis» - мораль. Таким образом «нравы» - это те эталоны и нормы, которые приняты и руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы характеризуются не вечностью и не неизменными категориями. А они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом масс общества, т.е. общественного мнения, а не правовых положений.
Нравственность состоит в осознании выполняемых дошкольником тех или иных моральных норм и требований на основе внутренней потребности и способности следовать им в каждый момент своей деятельности и жизни. Следовательно, нравственность – это и есть усвоенная и принятая дошкольником мораль.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения.
Главным стержнем всестороннего развития личности – это успешное осуществление требует согласованности, и преемственности в воспитательной работе матери, педагогов, отца и близких людей, которые окружают ребенка.
Следовательно, возникший ценностный вакуум, без духовность, обусловленная отчуждением человека от культуры, как способа сохранения, и передачи ценностей. В данном случае характерные для нашего общества, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество и поколения старшего возраста перед опасностью моральной деградации. Значит, требуется переосмысления самой системы нравственного воспитания подрастающего поколения.
Именно в дошкольном возрасте складываются основы нравственного поведения, а кто именно может иметь большое влияние на развитие личности дошкольника, конечно мама. Поэтому перед обществом как бы стоит задача, не допустить в дошкольниках проявления детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.
В своей консультации, хотелось бы показать, как материнское отношение влияет на развитие личности дошкольника в нравственном плане.
Именно с матерью дошкольник впервые овладевает разными формами общения, что и является успешной адаптации в широкой социальной сфере в дальнейшем.
Процесс установления и развития контактов между людьми, а в первую очередь с матерью, порождаемый потребностями деятельности и включающий в себя объём информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Правильное взаимоотношение между матерью и дошкольником – важнейший фактор развития ребёнка. При нарушении этой взаимосвязи может привести к тому, что ребёнок испытывает разочарование и склоне к различным поступкам, которые считаются в обществе неадекватными.
Самое главное для матери – это окружить ребенка заботой, вниманием, лаской, чтобы на него общество на мало дифференцированные органы чувств действовало соответствующее количество нужных организму раздражителей, чтобы по мере усложнения детской психике усложнялся и нарастал объём информации.
Мать для ребенка является источником эмоционального тепла и поддержки, разумными распорядителями, образец для подражания, другом и советчиком. Также взаимоотношения зависят от различных факторов, например, от отношения матери к ребёнку, от её представления о дошкольнике и можно также подчеркнуть то, что многое зависит от характера обращения с ним. Можем отметить то, что не надо забывать о способе воздействия на ребенка – поощрение, наказание, контроль и другие.
Нравственное поведение зависит от мотивов, которые характеризуют его. Мотивы бывают разные. Мать будет прививать, и проявлять мотивы дошкольнику, такое и проявиться в нравственном поведении. Здесь можно рассмотреть различные мотивы: жертвенные, сострадание, благотворительность, справедливость и другие. Остановимся на некоторых мотивах, которые считаются в нашем обществе более важными.
Нравственная мотивация программного характера. Здесь мать является положительным примером и учит дошкольника к жизни с точки зрения программирования. То есть в этой установке ребенок всегда планирует свои поступки, свое поведение, нравственные ценности и даже свою жизнь. Он может представлять себя гением, бывает, мечтает о счастливой семейной жизни и материальном благополучии. Большую роль играет пример, отношение матери к жизни, нравственным ценностям, к поступкам и нравственным нравам. Но в тоже время ребенок и мать опираются на ряд критериев, которые показывают, как необходимо жить в этом мире.
Сострадание тоже является как основа нравственного поведения в характеристике воспитания. Суть этого мотива в том, что проявляя жалость к другому человеку, он фактически жалеет самого себя, предполагая возможным, что он в такой же ситуации может оказаться. Поэтому мать прививает ребенку в меру мотив сострадание, что возможно может привести наше общество к разумным проявлениям нравственного поведения и поступкам.
Немало важную роль играет в нравственном поведении мотив справедливость. Этот мотив характеризуется и развивается уже не только на основе морального, но и других форм общественного сознания. Следовательно, в эмоциональном плане нравственное поведение, основанное на идее справедливости, связано, прежде всего, с негативными эмоциями. Оно может проявляться, когда нарушается справедливость, т.е. возмущение несправедливыми действиями или несправедливыми общественными порядками. Справедливость также проявляется в индивидуализации личности. Мать вкладывает понятие дошкольнику и стремится показать его самовыражение. Если большая часть самовыражение проявляется в ребенке, то возможно привести к эгоизму. Такая оценка вызывает соответствующие отрицательные эмоции, которые составляют основу чувства справедливости..
Можно сказать также о жертвенных мотивах нравственного поведения. Они более далекие от влияния позитивной эмоциональной мотивации. Поведение дошкольника здесь может формироваться на основе желания избежать сильных отрицательных эмоций. Это может привести даже к альтернативе самой жизни. Например, человека не предать, даже зная, что он идет на верную смерть из – за того, что идеально представляет себе жизнь с сознанием невыполненного долга как сплошное мучение.
Таким образом , можно говорить о различных мотивах, которые характеризуют нравственное поведение дошкольника. Самое главное, мать является примером и опорой в формировании нравственного поведения. И как мать проявит свое нравственное поведение, ценности, нормы общества, так и будет дошкольник проявлять в своей жизни.
Использованная литература:
1. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки дет. Психиатра; Кн. Для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. – 207с.
2. Волосова, Е. Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни [Текст]/ Е.Волосова// Дошк. Воспитание.- 1991.-№11.- с.58-60.
3. Краткий психологический словарь/состав. Л.А. Карпенко; Под общ. Редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М: Политиздат, 1985 – 413с.
4. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. – М. Педагогика,1987 – 213 с.
5. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Издательство Института Психологии, 2003. – с.319.
6. Рамих Р.А. Материнство как социокультурный феномен. – Ростов- на Дону, 1997. – с. 227.

«ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ…»

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ)

В формировании личности значение привычек трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку – пожнёшь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. Что такое привычка? Привычка – это действия, совершаемые как бы машинально, постоянно и при определённых условиях: утром, встав с постели, мы одеваемся, умываемся, чистим зубы; вернувшись с улицы, вытираем ноги, прежде чем войти в комнату, снимаем верхнюю одежду…

Так мы поступаем в силу того, что подобные действия стали для нас естественными. Мы не затрачиваем умственных усилий и напряжения воли: действия совершаются как бы автоматически. Это привычки-помощники, которые заставляют поступать так, как надо, и одновременно освобождают наши мысли для более значительной умственной деятельности.

Человек приобретает не только полезные привычки, но и отрицательные: зевает или чихает и забывает прикрыть при этом рот, разговаривает громко, чрезмерно жестикулируя; хрустит пальцами, разговаривает с набитым пищей ртом…Эти привычки складываются в детстве и закрепляются всей последующей жизнью. Если человек лишён самокритичности, считает, что поскольку «привычка – вторая натура», что с ней бороться бесполезно, то этот тягостный багаж он несёт через всю жизнь.

С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребёнку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого – с внешних форм поведения (которые ребёнок усваивает прежде всего по подражанию). Если объекты для подражания положительные, то ребёнок накапливает багаж привычек-помощников, которые организуют его поведение. Усвоенные внешние формы поведения, хотя ещё и не осмыслены им глубоко, всё же дисциплинируют его, подтягивают, обязывают к сдержанности.

Случается, ребёнок невольно проявляет себя как не надо. Если его не поправляют, не учат как надо, то эти отрицательные способы поведения укореняются. Привычка к внешней бескультурности постепенно огрубляет ребёнка, обедняет его внутренний мир. Например, отсутствие у ребёнка привычки правильно реагировать на родительское «нельзя» является источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных срывов.

В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их быстроту, качество. Но малыш ещё не обладает необходимыми навыками, у него достаточно развита координация движений, и его действия выглядят неумелыми, беспомощными. Посмотрите, как неуклюже он держит ложку, с каким трудом расстёгивает пуговицу, снимает шапку и т.д. Для того чтобы всё это делать правильно, ему необходимы соответствующие навыки, связанные с тем или иным действием. По мере многократного повторения одних и тех же действий постепенно возникнет соответствующий навык. Навык же снимать с себя платье, колготы и т.п. перейдёт затем в привычку раздеваться самостоятельно при условии, что малыш систематически упражняется в этих действиях.

Родители должны следить за тем, чтобы у ребёнка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны и умеренно активны. При целенаправленном воспитании у них довольно легко складывается целый ряд важных привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться (привычка к чистоте, умение замечать неопрятности в одежде). Взрослый высказывает свое требование в виде несложных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай её»; «Снимая с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно несомненно сомнётся и будет как старое».

Изо дня в день, выполняя эти правила, ребёнок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть аккуратным во всём – в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей. Потребность быть опрятным побуждает ребёнка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться носовым платком, салфеткой.

Так, одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для становления других. Это относится к возникновению и положительных, и отрицательных привычек. Об этом важно помнить, так как одна плохая привычка может потянуть за собой цепочку дурных.

Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких, и в подтверждение говорят: «Разбросана, неорганизованна – вся в мать»;

«Упрям, как отец, ни за что не переубедишь». Кстати, слова «упрям, как отец» ребёнок не воспринимает как порицание, скорее это своеобразное поощрение (какой малыш не хочет походить на своих родителей!), в результате закрепляются отрицательные привычки.

Эти взгляды ошибочны. Ребёнок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путём подражания, а главное воспитания. Случается, что ребёнка чуть не до двух-трёх лет кормят из ложки, умывают, одевают, постоянно идут на уступки.

Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребёнка: он растёт неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу – не хочу»; «Буду – не буду»; «Это не нравится». Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребёнком аморальных привычек поведения.

Самое эффективное средство против дурных привычек – их предупреждение. Но если возникла нежелательная привычка, то можно помочь ребёнку освободиться от неё. Это никогда не поздно даже взрослым людям, а маленькому ребёнку сделать это значительно легче, так как он обладает лёгкой обучаемостью и податливостью педагогическим влияниям. Терпение воспитателя, время и поддержка родителей помогают постепенно избавляться от дурной привычки.

Чтобы выработать у ребёнка прочные положительные привычки,

требуется постоянное внимание к созданию условий, при которых ребёнок мог бы изо дня в день тренироваться в правильных, полезных действиях. Даже такой простой навык, как умывание, вырабатывается правильно, если малыш может достать до крана, если в его расположении всегда имеются мыло, полотенце и если взрослый, обучив его последовательности действий, следит, чтобы эта последовательность всегда соблюдалась. Чтобы чистота рук стала потребностью, надо ещё приучить мыть руки после любого загрязнения.

Если ребёнок с малого возраста привыкает убирать за собой вещи, проявляет вежливость к старшим, помогает им и т.п., то эти действия и формы поведения, повторяясь изо дня в день, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости.

Привычки у детей могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль за ребёнком, как тут же меняется его поведение.

В дошкольный период, когда закладывается фундамент личностных качеств, важно формировать нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения, организованности, дисциплинированности, трудолюбии. Это также и привычки гигиенические, помогающие ребёнку выглядеть опрятно и подтянуто, содержать в порядке свои вещи.

Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребёнка в моральных поступках.

Нужные привычки успешно формируются, если выполняются постоянно, в любых условиях.

http://www.moi-detsad.ru/konsultac272.html

Консультация для родителей

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель воспитания:

  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

Задачи:

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и

психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной- «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

В течение года знакомлю детей с народными костюмами. Со старшими дошкольниками классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации.) Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города,(села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут внуки, правнуки.

Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомлю с волшебными

сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.)

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям

Игра «Жизнь в лесу» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Игра «Муравьи» Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)

Игра «Добрые эльфы» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их... Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Театр теней» Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

Игра «Ожившие игрушки» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал. Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольника. Предполагаемый результат: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, надеюсь достичь следующих результатов:

устойчивость навыков поведения;

сформированность основ ценностных сфер личности;

стабильность психического развития;

целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Консультация для родителей

Нравственное воспитание дошкольника

в семье и детском саду

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи, неполные семьи. Зачастую в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств, и поэтому большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет на себя дошкольное воспитательное учреждения. Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности. В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи, благополучные, с материальным достатком, не всегда могут уделять должное время своему ребенку. Для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие (приложение №1 «Алгоритм взаимодействия с семьей»). Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

  • установление единства в воспитании детей;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
  • ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых - родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).

Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

  • беседы;
  • консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»;
  • совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
  • совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;
  • досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;
  • поручения родителям;

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

В старших группах, возможно, организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Возможно, создание мини музеев, например, «Русская изба», «Музей кукол», где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры.

Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Также пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:

Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Информационно-просветительская: направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В группах оформлять "Уголки для родителей", помещать консультативные материалы.

«Алгоритм взаимодействия с семьей»

  1. Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
  2. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке , подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.
  3. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергайте, а предлагайте свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
  4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы не помешали дальнейшему сотрудничеству.
  5. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе на перевоспитание ребенка.
  6. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Консультация для родителей и воспитателей «Духовно нравственное воспитание в детском саду»


З аключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознательное стремление к идеалам добра и

правды и, наконец, постепенное образование

твердой и свободной воли.

Н. И. Пирогов

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников - это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей! Особенность существующих программ Православия в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая) , что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

1. Предлогается:

Познакомить детей с культурой Православия;

Развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

Возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

Упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;

Способствовать всестороннему развитию личности.

3. Цель воспитания:

  1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти - довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  4. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  5. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

4. Задачи:

  1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе досуговой или факультативно-кружковой деятельности детского сада.
  2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  6. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

5. Предполагаемый результат:

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, мы надеемся достичь следующих результатов:

Устойчивость навыков поведения;

Сформированность основ ценностных сфер личности;

Стабильность психического развития;

Целостность восприятия мира;

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


Костюкевич Радмила Викторовна

воспитатель МКОУ ЦО «Возрождение»

«Нравственное воспитание дошкольника в семье»

(Консультация для родителей)

Ребенок - зеркало семьи ; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. /Василий Сухомлинский/.

Нравственное воспитание - формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Раньше говорили проще: "воспитание нравов", отсюда и название.

Нравственное воспитание начинается с момента появления ребенка в семье, и огромное значение в становлении нравственности играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Взрослый является для ребенка образцом поведения. Глядя на поведение своих родителей, он строит отношения с окружающими. В семье у ребенка появляется чувство заботы о близких, желание помогать им, делать что-то полезное. Ещё в раннем детстве нужно сформировать у ребенка установку на добро. Важно объяснить ему, как хорошо приносить людям пользу. При этом необходимо донести и то, что важны поступки, а не просто разговоры о добре. Чтобы пробудить у дошкольника духовные чувства, родители знакомят детей с достопримечательностями своего города, поселка, рассказывают им о труде взрослых, о своей работе, о природе, о тех местах, где ребенок родился и живет.

Заботливое отношение к окружающим - ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Заботливость, как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для воспитания художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Можно после прочтения произведения побеседовать по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, различать хорошие и плохие поступки, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающему, учат их сочувствию, сопереживанию. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, рассказы, стихи). В устном народном творчестве прослеживаются черты русского характера, присущие ему нравственные ценности , представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям .

Цель воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая , жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание . Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование внутреннего мира маленького человека.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Социально-нравственное воспитание старших дошкольников»

«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь»

В.Г. Белинский

Социально-нравственное воспитание является активным и целенаправленным процессом, который формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение в обществе. Проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики.

За последние десятилетия значительно изменились взгляды на ребенка дошкольного возраста. Все более весомо утверждается положение о том, что дошкольный возраст является «фундаментом гармонической личности» (А. В. Запорожец); получены новые данные о процессе социального становления личности дошкольника. Исследователи говорят о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества. На основе этого опыта – навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе.

Старшему дошкольнику становится доступным осознание объективности и справедливости моральных норм. У него формируются обобщенные представления о доброте, дружбе, взаимопомощи. В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что нужно соблюдать нормы поведения, чтобы коллектив ная деятельность была успешной.

В деятельности создаются возможности для преодоления формализма в знаниях детей о моральных нормах, формируется нравственная культура личности, то есть единство нравственного сознания и поведения. Если уделять внимание лишь формированию нравственных представлений, – пишет А. В. Запорожец, – не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают правила, нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти нормы нарушают, не считаясь с интересами окружающих». Для предупреждения подобного расхождения знаний и реального поведения необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения.

Такая задача может быть решена только при организации разнообразной деятельности детей, в которой они получают практический опыт использования моральных норм в качестве средств регуляции своего поведения, а также для оценки поступков сверстников. Дошкольник активно входит в мир социальных отношений, усваивает элементарные моральные требования, приучается их выполнять.

Большое значение практическому опыту, активной деятельности ребенка в формировании желаемого поведения придавал А. С. Макаренко, подчеркивая, что между знаниями о том, как следует поступать, и самостоятельными поступками есть «маленькая канавка, которую надо заполнить опытом». Накопление практического опыта приводит к развитию устойчивого поведения: ребенок начинает поступать правильно потому, что иначе не может, потому что он так привык.

Средства нравственного воспитания объединяют в несколько групп: художественные средства; природу; собственную деятельность детей, общение; окружающую обстановку.

1.Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2.Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и является значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3.Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4.Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье.

С помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно - нельзя», «хорошо - плохо», «добро - зло». С оценочных позиций взрослого ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. Сначала превалируют эмоции, определяющие действия дошкольника, потом, с развитием произвольного поведения и усвоением норм социального поведения, ребенок достигает определенного уровня самостоятельности в выборе тех или иных действий.

Роль родителей велика, именно они знакомят малыша с окружающим миром, учат быть самостоятельным. Родители должны прививать малышу определенные навыки и привычки.

Научите ребенка дисциплине, самостоятельности, вежливости, уважению к старшим, заботливому отношению к малышам. Прочитав художественное произведение, побеседуйте с ребенком, пусть он подумает о том, кто прав, кто виноват в сложившейся ситуации.

Всегда кратко и ясно объясняйте правила поведения, аргументируйте, почему себя нужно так вести. Включайте ребенка в игры со сверстниками, тогда ребенок научиться сотрудничеству и взаимопомощи.

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми, для этого нужно приложить немалые усилия. Помните, «воспитание – великое дело: им решается участь человека», - сказал В.Г. Белинский.

Литература

  1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М., Мозаика-синтез, 2011.
  2. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. - М., Просвещение, 1989.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица