Воспитание подрастающего поколения на основе. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Народная педагогика влияет не только на глубинное развитие духовного мира человека, но и имеет большое значение в создании объема всё новых требований правды жизни . Народная педагогика – неисчерпаемое богатство нашего народа. При условии конкретного представления, глубокого рассуждения над воспитанием молодого поколения, народными педагогическими сокровищницами, источниками и факторами воспитания, личностными идеалами народной педагогики, народными воспитателями, это поможет шире и глубже понять национальную педагогическую культуру .

Воспитание – будь то в древние времена или на современном этапе должно непрестанно обогащаться дополнениями, инновациями. Вместе с совершенствованием жизни в теорию воспитания следует включать всё более современные нововведения. Современная молодежь должна научиться ценить и уважать педагогическую сокровищницу мудрости, которая в течение многих веков от отца к сыну, от поколения к поколению передавалась и дошла до нас. Так, веками уточнявшиеся, проверявшиеся временем и опытом народа, источники образования и воспитания национальной ориентированности способствуют формированию у молодежи внутреннего духовного взгляда на мир. Потому что в воспитании, как мы упомянули выше, самыми эффективными материалами являются национальные традиции и обычаи, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки, песни и другие . Особо следует отметить очень сильное национальное влияние на воспитание молодого поколения народов Центральной Азии, недаром русский педагог Н.К.Крупская говорила: «Любить ребёнка, оказывать милосердие к нему россияне должны учиться у народов востока».

Веление времени – формировать подрастающее поколение не эгоистичной личностью, а личностью, заботящейся о судьбе народа, его достоинстве, процветании и благоденствии. А ведь именно эти человеческие качества составляют основное ядро общества, являются его рычагами движения. Так как ребенок, получивший воспитание в стенах школы, завтра должен строить будущее, то главной задачей каждого гражданина Кыргызстана является развитие экономики страны наряду с развитыми республиками, воспитание молодежи в русле оптимистических взглядов, культурно богатыми ради будущего кыргызского народа. В настоящее время, если понаблюдать за обществом, не оставит равнодушным человека тот факт, что растет число тех эгоистичных, алчных и самонадеянных чиновников, которые не думают о судьбе народа, а только о своей жизни, о своем благополучии и обогащении. К примеру, всем известно, что во время, когда развитие экономики Японии пошло на спад, руководители государства, чиновники всю свою силу направили на образование и воспитание. Поэтому всестороннее и правильное воспитание молодежи является требованием времени и одной из самых злободневных задач.

В народе существует пословица «Если надеешься на пятничный намаз, начинай совершать омовение с четверга», в значении которого отражено требование того, что о завтрашнем дне следует думать уже сегодня. Значит, для того, чтобы завтрашний день был благодатным, следует подумать об этом сегодня. Понятия, связанные с воспитанием – первые зародыши педагогического знания, появились уже тогда, когда не было в помине и слуха о том, что будет существовать такая наука.

В какой бы то ни было эпохе зародились чистые наследия народной мудрости, известно, что они все равно сохраняют приоритеты мудрости и нравственности в народных массах .

Например, если остановиться на истории образовательно-воспитательного процесса кыргызского народа, то его можно условно разделить на три этапа:

  1. Период до Октябрьской революции (до 1917-го года).
  2. Советский период (1917-1991-е г.г.).
  3. Период независимости (с 1991 года).

Первый период. С широким распространением исламской религии в Центральной Азии, как нам известно, арабская культура, религиозное воспитание в медресе, мечетях стало преобладать. В «Хадисах» Курани Карим Мухаммед Алейхис-Салама и источниках, изучающих их, очень много информации о воспитании, другими словами, в мусульманских школах придается особое значение интернациональному воспитанию. Например, в содержании религиозных книг даются обширные мысли об уважительном отношении к достоинству каждой нации, вместе с этим обращается внимание на изучение языков. Поэтому такие великие мыслители древности как Аль-Хорезми, Аз-Заморшорий, Аль-Беруни, Абу Али Ибн Сина, Улугбек, А. Навои, изучив арабский, фарси и другие языки, старались довести до последующих поколений свои чистые и славные идеи в качестве наследия.

Второй период . В советское время под сильным влиянием советской идеологии оказалось сознание молодого поколения, религия, Хадисы отвергались. Молодое поколение было отрезано от национального образования и воспитания. Здесь мы не хотим очернять педагогику советского времени, но не может не огорчить то, что народная педагогика осталась в ее тени, и не вышла в свет. Это нанесло вред развитию национальной культуры, народной педагогики.

Третий период. Начиная с 1991 года после приобретения суверенитета роль народной педагогики возросла и стала выше национального культурного воспитания, широко открылась дорога для национального воспитания, переходившего из века в век и ставшее делом воспитания молодого поколения. К примеру, кыргызская народная педагогика охватывает в себя период от возникновения человечества до сегодняшнего дня.

Ребенок от рождения до взросления, до создания семьи воспитывается, истинно эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое воспитание, физическая культура и занятие ею рассматриваются как традиционные методы народной педагогики, занимая важное место в воспитании современного поколения. Например, нравственность и гуманизм раскрывает человечность, честь, совесть, цели человека. Воспитание молодежи нравственности, сознательности является одним из самых важных условий их всестороннего и гармонического развития. Говоря другими словами, этичность – качество истинной личности. А труд является самым древним и сильным средством воспитания человека, но только при условии, когда то, что он делает, оздоравливает его тело, дает основу для формирования его нравственности, и когда оказание эстетического и эмоционального влияния интелектуального и идеального содержания будут отвечать духовным требованиям человека.

Методы народного воспитания передавались из уст в уста, от учителя к ученику из поколения в поколение. Человек не рождается хорошим или плохим, быть хорошим или плохим зависит от воспитания, родителей и среды. Самой ближайшей средой являются родители, семья и родственники, друзья. Значит, семейное воспитание является основанием воспитания в развитии и формировании каждой личности. Поэтому в великих словах наших предков содержится большое важное значение: «Саженец с корня (с начала), ребенок с детства».

Пережившие длинные исторические эпохи наследие предков – произведения устного народного творчества воспитывают у молодого поколения сознательность, любовь к труду и Родине, защищать свое отечество, человечности, дружбе, терпимости, гостеприимности, а также доброте и порядочности .

Кандидат педагогических наук, профессор А.Алимбеков дает народной педагогике следующее определение: «Народная педагогика – это особая система эмпирических знаний и практических действий, направленных на воспитание в духе развитых, унаследовавшихся из поколения в поколение идей, верований, нравственных ценностей на основе определенных географических и исторических условий, существовавшая еще до формирования наций” .

Работа по исследованию опыта народного образования и воспитания началась гораздо раньше появления понятий «народная педагогика» и «этнопедагогика», нам известно, что народный образовательно-воспитательный опыт и взгляды служили источником для развития научной педагогики.

Если возьмем значение слова «Насыят» (Назидание) в кыргызском фольклоре или лексиконе, то обнаружим, что издревле в кыргызском народе честные, мудрые мыслители говорили молодежи назидания, наставления, добрые советы, в которых призывали молодежь к нравственности, честности, храбрости, быть богатырем как Манас, который думал о судьбе и будущем своего народа. Как говорит народная мудрость, “Слова старца как лекарство”, “Старый человек богат умом”, аксакалы вместе с научением молодежи своего жизненного опыта и множества мудрых поучений, на основе пережитого учили молодых и наставляли их на путь истинный.

Народ наш уделял большое внимание педагогической идее – прислушиваться к назидательным словам аксакалов, старших людей, идти тем же путем что и они. Неоспорим тот факт, что мудрость многочисленных мыслителей прошлых эпох, их взгляды на жизнь, чувства по отношению к народу, назидания, являясь образцами для подражания, до сих пор не потеряли своего влияния для народа. Если современная молодежь будет уважать, чтить и иделизировать ценности и наследие, оставленные нам великими мудрецами, мыслителями, великодушными предками и великими мыслителями мирового масштаба, то очевидно, что это будет способствовать всестороннему, сознательному и нравственному развитию будущего поколения. Так как духовные взгляды, ценностные назидания народа, оставленные в качестве наследия, передаваясь из поколения в поколение, являются историческими наследиями предков, живущих вместе с народом.

В связи с тяжелой жизнью появляются различные проблемы. Самая главная из них – человеческие ценности. Так мы не ошибемся, если скажем, что человечность, доброта, нравственность начинают входить в число исчезающих ценностей.

Перед педагогами стоит святая задача – полноценное воспитание молодого поколения согласно требованиям завтрашнего дня, формирование воспитанной и образованной личности. На таком сложном пути будет целесообразно, если каждый воспитатель будет применять научные достижения в сочетании с народной педагогикой.

При обращении к теме современности, самой основной проблемой можно считать поиск нравственного идеала. В науке этнопедагогики в настоящее время созданы огромные предпосылки для углубления и повышения качественного уровня этнопедагогических исследований и увеличению тематической разновидности. На сегодняшний день самая магистральная тенденция – отражение актуальной темы, наблюдение за нашей современной жизнью, ее внутренним миром, деятельностью в обществе. Необходимо оценивать человека, современника на данном этапе в контексте происходящих общественно-политических, экономических и научно-технических процессов и делать из всего этого выводы. Поэтому необходимы произведения, восхваляющие человеческий труд, усиливающие истинные гражданские чувства, влияющие на нравственный рост, завтрашнее глубокомыслие, а также нравственные ценности. А вообще, существуют такие произведения или нравственные ценности у кыргызского народа? Конечно, существуют.

В первую очередь в памяти всплыли нравственные ценности предков, их влиятельный опыт, ценные обычаи и традиции. Их жизненный опыт, желания, национальные обычаи и традиции, история, культура, подвиги и героизм, совершенные ради родины и свободы народа, а также наследия, пережившие множество испытаний, идеалы, воспитывающие молодежь, и на сегодняшний день для нашей молодежи являются вечными и достойными педагогическими источниками. К примеру, общеизвестно, что в произведениях устного народного творчества кыргызов широко отражены такие бесценные чувства как дружба, человечность, любовь, которые определены в качестве истинных признаков человеческой добродетели. Опыт такого рода появился неслучайно. Он появился в условиях повседневной жизни трудового народа, всё обновляясь и дополняясь. Другими словами, посредством своих устных произведений народ воспитывал у молодого поколения лучшие человеческие качества, а также они служили сильным средством формирования личности .

Общеизвестно, что героические сыны и дочери нашего народа, опираясь на идеалы своих предков, совершали немеркнущие и вечные подвиги за защиту своего отечества и народа. Их подвиги в течение сотен лет передавались из поколения в поколения, от отца к сыну, и являются великим свойством, передающимся через молоко матери. Как говорят в народе: «Богатство ищи в труде, равенство – в борьбе», «Дождем зеленеет земля, трудом – народ», «Труд создал человека», «Двойня умножает поголовье, труд воспитывает джигита», «Труд народа не стареет».

Эти пословицы и поговорки кыргызского народа отражают многовековой труд народа, жизненный опыт и призывают молодежь быть трудолюбивыми, правдивыми, вежливыми, содержание которых связано с бытом народа, веками связанного с животноводством. Посредством труда наш народ создал хорошие способы, которые широко применяли среди народа, с малых лет молодежь учили разным ремеслам и мастерству. Жизненный опыт, воспитание, оставленные им прошлым поколением, они сохраняли в своем сознании и поведении, потом передали следующему поколению. Несмотря на то, что не было специально образованных мудрецов и назидателей и воспитателей, в нравственном воспитании детей, обучении их всяким ремеслам и мастерству народ давал уроки на основе своего жизненного опыта.

В свое время вышедшие из народа мудрецы и мыслители в вопитании молодежи применяли созданные народом педагогические дастаны, легенды, сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни-назидания, посредством которых они вели воспитательную работу. Например, загадки развивают у детей сообразительность, наблюдательность, логическое мышление. А в народных сказках всегда восхваляется честный труд, который делает человека и самым сильным, и самым умелым, и самым умным, и самым воспитанным. Значит, созданные на основе жизненного опыта наших предков назидания, обычаи и традиции, являясь народными средствами воспитания, переживая испытания веками, личностные идеалы народной педагогики и основные педагогические понятия, всё время развиваясь, согласно новым жизненным условиям, превратились в закон и правила образцовой жизни.

На основе вышеизложенного следует отметить, что кыргызкая народная педагогика охватывает в себя различные педагогические отрасли :

  1. Педагогические идеи древних мыслителей.
  2. Источники произведений устного народного творчества (легенды, дастаны, сказки, народные песни, творчество акынов, пословицы и поговорки, загадки).
  3. Народные обычаи и традиции.
  4. Представление педагогических мыслей в религиозных источниках.
  5. Политика руководителей народа, которая может служить образцом для воспитания и образования.

Значит, мы не ошибемся, если скажем, что доказательством того, что и создателем и наследником народной педагогики является сам народ.

Целью современной научной педагогики является изучение целей и содержания вышеуказанных педагогических источников, а также умелое использование их в обучении и воспитании школьников. Другими словами, изучение культурного наследия, имеющего сильное влияние, широко применяется в научных исследованиях, самое основное – обучение подрастающего поколения, школьников и студентов – наша сегодняшняя неотложная задача. Точнее говоря, решение данного вопроса зависит от способности и мастерства каждого учителя.

Подводя итоги, можно отметить, что велико значение народной педагогики в деле воспитания молодого поколения и в целом, учебно-воспитательной работе - развитие богатства ума молодежи и ее всестороннее развитие и воспитание.

З. З. Крымгужина

(г. Сибай, Башкортостан)

Воспитание духовности подрастающего поколения

в рамках педагогического процесса

В статье рассматривается вопрос о воспитании духовности подрастающего поколения в системе общего образования. Делается попытка дать характеристику основным понятиям «духовность», «воспитание духовности».

На современном этапе развития общества возрастают проблемы в духовной сфере человека. Ввиду этого одной из важнейших задач образования становится воспитание духовности подрастающего поколения.

Воспитание духовности современной молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всего общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон, поэтому воспитание духовности необходимо осуществлять в школьные годы.

Категории «духовность», «воспитание» являются основополагающими в рамках научных изысканий. Данные категории выступают предметом анализа философии, психологии, педагогики и других наук. Рассмотрим данные понятия в рамках педагогического процесса.

В педагогическом аспекте духовность понимается как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности», «ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов» , интегральное начало личности, обеспечивающее ее творческий потенциал, присутствие духовных - выходящих за рамки утилитарных потребностей - устремлений (В. В. Зеньков-ский], «особая характеристика личности, содержащая ее духовные интересы и потребности» (Л. П. Илларионова], как способ человеческого существования (Т. И. Власова], способность понимать себя, сосредоточиваться на себе и «овладеть собой», видеть себя в прошлом, настоящем и будущем (К. А. Абуль-ханова-Славская, В. А. Сластенин], внутренняя сфера самоопределения человека, его со-

держательная нравственно-эстетическая сущность (Б. Т. Лихачев], «внутренний импульс, зов к выходу субъекта жизнедеятельности за свои пределы» (И. А. Колесникова]. По утверждению В. И. Андреева, духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости .

Анализ научной литературы показывает, что понятие духовность интегрально и многомерно, синтезирует в себе такие ключевые моменты, как самосознание, ценность, потребность, способность, нравственность, содержательную систему идей и ценностных ориентаций, эмоциональные и интеллектуальные возможности человека, милосердие и направленность на общечеловеческие нравственные ценности, свободу воли и персональную ответственность за свои поступки, жизнь и деятельность.

Для нашего исследования духовность -это способность личности иметь свое собственное социально значимое отношение к ценностям, поступать в соответствии с нравственными ценностями человеческого сообщества, такими, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, нравственность, стремление к познанию тайны своего назначения и смысла жизни.

Человеческую жизнь можно представить как непрерывный процесс созидания и постижения общечеловеческой духовности. Только постигнув общечеловеческую духовность, человек может принимать участие в творчестве, созидать новое. Именно в общечеловеческую духовность корнями своими уходит свобода человека. Общечеловеческая духовность детерминирует человеческую деятельность,

служит основой активности человека. Общечеловеческая духовность - это и обращенность к идеальному началу в человеке.

Духовность является тем стержнем, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность, она придает ценность самой человеческой личности, ибо ведет человека к гармонии и особой личной воспол-ненности, отражает внутреннее состояние личности, характеризуемое устремленностью к высшим идеалам и ценностям бытия, стремлением к самопознанию и самосовершенствованию. Духовность, характеризуя состояние и цельность внутреннего мира личности, представляет совокупность взаимозависимых и взаимодействующих компонентов - мироощущения, ценностных ориентаций, смыслов, нравственных установок и установок этнической общности. В таком своем качестве духовность есть потенция саморазвития личности и ее самосовершенствования.

Рассматриваемая в таком аспекте, духовность становится имплицитно присущей педагогическому процессу на всех ступенях образования (от дошкольного до высшего профессионального], ее надо целенаправленно формировать, ей надо учить и ее необходимо воспитывать. Отчуждение же воспитательных функций от системы образования рассматривается как угроза обществу. Поэтому вопросам духовности необходимо уделять первостепенное внимание.

Необходимо отметить, что в каждом человеке заложена предрасположенность к духовности. Она в человеке проявляется как природная заданность. И для того чтобы развить духовность до того состояния, когда она начнет приносить свои плоды, требуется упорная работа. Помочь ее правильному формированию, развитию и воспитанию - задача педагога. Поэтому в образовательных и воспитательных программах, реализуемых педагогами в общеобразовательных организациях, вопросам формирования и развития духовности школьников, с нашей точки зрения, необходимо уделять первостепенное внимание. В этой связи перед педагогами встает чрезвычайно сложная и многоплановая задача - создать такую воспитательную систему, краеугольным камнем в которой явилось бы воспитание духовности учащихся.

Понятие «воспитание духовности» синтезирует в себе данные таких определений, как «воспитание» и «духовность».

Анализ понятия «воспитание» и постижение его семантически сущностного значения приводят к пониманию того, что духовное преображение, обновление, определение личности, то есть воспитание духовности, происходит в процессе целенаправленного влияния, целенаправленного создания условий, целенаправленной деятельности.

В отечественной педагогике различные аспекты воспитания духовности изучали С. Л. Соловейчик, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амона-швили и др. Под воспитанием духовности обучающихся будем понимать целенаправленный специально организованный процесс развития духовности личности, включение личности в широкий социокультурный контекст освоения нравственных ценностей общества.

Воспитание духовности специфично, что определяется, во-первых, присутствием в природе человека, в его сознании, в морально-нравственной сфере не только рациональных, но и множества иррациональных моментов. Духовное не равно интеллекту, но оно связано с целями высшего порядка, осмыслением мира, метафизическим присутствием смысла жизни, это результат особого, углубленного самопознания и познания . Причем процесс жизнедеятельности человека не ограничивается только рациональным мышлением: даже взятый отдельно процесс познания - это не холодно-рассудочный, а страстный поиск истины. Человек переживает то, что осмысливает. Вся переосмысленная и отобранная разумом человека информация, которая вошла в его внутренний мир, обязательно окрашивается в эмоционально-чувственные краски, становясь личностным переживанием.

Самая рационализированная информация не может стать личностной, если она не прочувствована, не одушевлена. «В очевидности, - писал И. А. Ильин, - не человек охватывает истину умом, а истина охватывает человеческое сердце и воображение, и ум» . Поэтому сознание проникнуто сложной тканью эмоций и эмоциональных переживаний, которые включены в понятие духовность. Причем связь чувственно-эмоциональной сферы и интеллектуально-мыслительной стороны личности подразумевает возможность влияния музыкально-эстетических видов деятельности на формирование духовности. Народная музыка в этом отношении обладает большим потенциалом.

Социализация, воспитание и развитие личности

Во-вторых, духовное - функция не субъект-объектного, а субъект-субъектного отношения. В истории педагогики известны две точки зрения. Представители первой чересчур прямолинейно и схематично интерпретируют известную мысль Я. А. Коменского о том, что педагог - это мастер, а учебное заведение - мастерская, где из учащегося делают человека. Этот подход прослеживается до сих пор в виде сохранившейся тенденции представлять воспитание в виде системы операций над психикой учащегося, в виде педагогического манипулирования его личностью. В связи с этим возникает вопрос о возможности полноценного духовного воспитания, когда отсутствует активное начало - диалог с воспитанником.

Современная стратегическая концепция воспитания отвергает взгляд на учащегося как на объект «педагогической инженерии», побуждает воспитателя вести активный диалог с воспитанником. В разговорах, беседах и диалогах о духовности недопустима менторская позиция. Обращение к феномену (и понятию] духовности обязывает всякого говорящего к особому такту, скромности, глубокому почитанию его. Субъект-субъектный характер взаимоотношений, в основе которых лежит «диалог», «взаимопризнание самоценности друг друга» духовно обогащает участников педагогического процесса, способствует раскрытию их потенциалов и усиливает субъектность воспитуемого.

В-третьих, воспитание духовности осуществляется прежде всего в результате достижения духовной общности, духовного контакта воспитателя и воспитуемого. По мнению В. В. Розанова, душа пробуждается только при индивидуальном обращении к человеку . В. А. Сухомлинский считал, что настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом, единомышленником и товарищем ребенка в общем деле. Самораскрытие каждого другому как другу, как близкому, дорогому существу, которому ты можешь открыть свою душу, делясь с ним самым для тебя сокровенным и

благодаря этому приобщая его к своим ценностям и приобщаясь к его «вере, надежде, любви», и есть, по мнению М. С. Кагана, воспитание духовности . Открытость же каждого друг другу в свою очередь делает возможным процесс воспитания духовности.

Основное требование к организации воспитательного процесса: он должен быть лич-ностно ориентированным. К тому же духовность личности усматривается в создании новых индивидуальных смыслов и присвоении новых духовных ценностей в непрерывном процессе самотворения, выстраивания себя как нравственной, самостоятельной и творческой личности. Поскольку она всегда лич-ностна, индивидуальна и неповторима, её нельзя заимствовать или перенять у других, ее нужно поддерживать и сохранять. Она формируется в процессе самостроительства, где каждый человек творит свою духовность сам. И основной путь к духовности, на наш взгляд, лежит через воспитание.

Один из важнейших критериев воспитания духовности личности заключается в постановке духовно-нравственных вопросов и поиске личностью ответов на них, что реализуется путем познания себя, других людей, мира. При этом личностное осознание смысла Жизни открывается через напряженную душевную работу и духовную деятельность, направленную на другого человека и абсолютные экзистенциальные ценности. Таким образом, духовность и есть потребность постижения смысла и назначения своей жизни.

Таким образом, основываясь на том факте, что сущность воспитания духовности составляет поиск человеком смысла жизни, следует организовывать деятельность по освоению школьниками содержания воспитания духовности как деятельность смыслотворческую. Столь же важно приобщение воспитуемого к ценностям воспитателя, так как воспитание не в информировании о ценностях, не в их изучении и не в их навязывании. Воспитание есть способ превращения ценностей социума в ценности личности.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -362 с.

2. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 4. - М.: Соцэкгиз, 1959. - 172 с.

3. Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера. Соч. в 10 т. Т. 7. - М.: Русская книга, 1998. -465 с.

4. Каган М. С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. - 1985. - № 9. - С. 102.

5. Крымгужина З. З. Воспитание духовности учащихся общеобразовательной школы средствами народной музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Магнитогорск, 2011. - 24 с.

6. Мижериков В. А. Словарь-справочник по педагогике. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

7. Педагогическая энциклопедия / под ред. И. А. Каирова. В 4 т. Т.3. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 879 с.

8. Розанов В. В. О себе и жизни своей. - М., 1990. - 711 с.

Тамбовское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Заворонежский детский дом »

Доклад «Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников»

Подготовила:

Мичуринский район, 2010 г.

Введение. с.3-5

1 .Психолого-педагогические основы нравственного воспитания

подрастающего поколения. с.5-10

1.1.Нравственное воспитание: сущностная характеристика с.5-8

1.2.Цели и задачи формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей у воспитанников. с.8-10

2 .Основные источники нравственного опыта. с.10-13

3 .Гумманизм личности педагога как условие результативности процесса духовно-нравственного воспитания. с.13-16

Заключение с.16-17

Литература с.17-18

ВВЕДЕНИЕ

"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
()

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие

социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности . Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности, обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия, как позитивного, так и негативного характера

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. (16) писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Основной функцией воспитания является формирование эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки - имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу. Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по формированию у детей-сирот социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.

Детский дом для детей-сирот, остается главным и единственным центром нравственного развития и воспитания, именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагогов. Педагоги делают всё возможное для сохранения духовно-нравственных, социокультурных и образовательных ценностей своих учащихся. Именно они, имеют возможность педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной деятельности . Работа проводится по основным направлениям: эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, культура поведения, изучение традиций, здоровьесберегающее воспитание. Конечно, это работа проблемная и сложная потому как к настоящему времени в педагогике механизмы ориентации на ценности вступили в противоречие с общей ситуацией развития современного ученика, стали причиной возникновения ряда противоречий во взаимодействии учителей, воспитателей и наших воспитанников. Приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого социального окружения, кризис подросткового возраста, изменившиеся условия жизни общества. Но, не смотря на это, несомненно, от системы ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера образовательного процесса. Зависит система отношений «учитель - ученик», «учитель - учитель». А также качество учебно-воспитательной работы, духовный потенциал подрастающего поколения, образованием которого мы занимаемся. Профессия учителя сама по себе постоянно требует не только совершенствования учителя, но и повышения качества его подготовки, в настоящий момент направленной на усиление эмоциональной составляющей профессии, направленности на другого человека как выражение любви, доброты, милосердия. Поэтому далеко не случайны обращения ученых к вопросам развития духовного общения педагога, ориентированного на ценность другого человека, передачу нравственных ценностей, становление коммуникативной культуры

Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах

(2), (3), (9), (10) и др., в которых выявляется сущность основных

понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих

учителей к нравственному воспитанию школьников.

Проблемой исследования является влияние личности педагога на создание условий для нравственного воспитания детей школьного возраста.

Целью исследования является теоретическое обоснование влияния

гуманизма педагога на воспитательный процесс.

Объект исследования – педагогический процесс.

Предмет исследования – влияние личности педагога на нравственное воспитание детей.

Приступая к исследованию, выдвигаем следующую гипотезу: гуманизм личности педагога является необходимым условием нравственного воспитания.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены

следующие задачи:

1) раскрыть понятие духовно - нравственного воспитания;

1) выявить условия нравственного воспитания ребенка;

3) выявить роль личности педагога в процессе нравственного воспитания.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Психолого-педагогические основы

нравственного воспитания подрастающего поколения.

1.1 . Нравственное воспитание: сущностная характеристика .

Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни воспитанников осуществляется на основе следующих принципов:

    нравственного примера педагога; социально-педагогического партнерства ; индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания; уважение к Отечественной истории и родному языку;

Нравственная культура – систематический результат всего духовного развития личности. Она характеризуется как наличием моральных ценностей, так и участием человека в их создании.

Для того чтобы понять сущность и особенности нравственной культуры,

необходимо выяснить такие понятия, как культура, мораль, нравственность.

Культура рассматривается как способ человеческой деятельности, характеристика развития человека. Она выражает степень его

овладения отношениями к природе, к обществу и к самому себе.

Роль воспитания как «посредника» между личностью и культурой самая важная.

Воспитание имеет две основные цели. Во-первых , задача его состоит в передаче части культурных ценностей, созданных обществом, личности в индивидуализации их. Во-вторых , задачей воспитания является создание определённых способностей для восприятия культурных и эстетических ценностей.

Функция морали связана с преодолением имеющихся или возможных противоречий между интересами людей и личной заинтересованностью отдельного члена общества. Ограничения и самоограничения индивидуального поведения, его подчинение интересам общего должно быть и в интересах самой личности. «Защита» общего есть необходимое условие свободы каждого, а ограничение свободы каждого является необходимым условием свободы всех.

Свобода – это возможность поступать так, как ты желаешь.

Однако если в своём поведении человек не ограничивает свои желания и страсти, он достигает противоположного результата – свобода превращается в несвободу.

Важнейшими элементами нравственной свободы являются:

1. Осознание требований нравственных норм.

2. Принятие этих требований в качестве внутренней потребности и в качестве системы самообязанностей.

3. Самостоятельный выбор одного из возможных вариантов действия, то есть принятие решения, сделанного не под внешним давлением, а по внутреннему убеждению.

4. Волевое усилие и самоконтроль за реализацией решения.

5. Ответственность за мотивы и последствия действия.

Нравственно воспитанная личность активно борется против зла. Не мирится с ним и стремится непрерывно «возвышать» своё и чужое поведение до требований идеала.

Уровни нравственной культуры.

Нравственная культура – это качественная характеристика морального развития и моральной зрелости личности, проявляющаяся на трёх уровнях.

Во-первых , культура нравственного сознания.

Во-вторых , исключительно важным уровнем, обеспечивающим

внутреннее принятие моральных целей и средств, внутреннюю готовность их

реализации, есть культура нравственных чувств.

В-третьих , культура поведения, посредством которой реализуются

поставленные и принятые нравственные цели, превращаются в активную жизненную позицию.

Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Т. о. он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы такой работы: беседа, «круглый стол », диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом , классом, народом, обществом).» (8, с.191-192).

Толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». (5, с. 345) Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.

У: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

(13, с. 414).

Мыслители разных веков трактовали понятие нравствен­ности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». (1, с. 360).

А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» (12, с. 289). «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». (12, с.735). В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи , без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще говорил о том, что

необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению

чувствовать человека». (15, с. 120)

Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь

равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения

закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и

бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» (15, с. 170).

В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, но конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей .

Система нравственного воспитания включает в себя:

Во-первых , актуализацию всех источников нравственного опыта воспитанников.

Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

Во-вторых , правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

В-третьих , включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.

В связи с этой системой необходимо поставить следующие цели и задачи формирования социокультурных и духовно - нравственных ценностей у воспитанников.

1.2. Цели и задачи формирования социокультурных и духовно - нравственных ценностей у воспитанников.

Цели:

2. Формирование самостоятельной, зрелой личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;

3. Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно - практической, сферы саморегуляции.)

4. Корректировка системы ценностей с учетом выработанных обществом нравственных принципов.

Задачи:

I. Создать условия для самопознания, саморазвития, самореализации творческой личности;

II. Создавать педагогические ситуации для самореализации воспитанника;

III. Развивать коммуникативные способности воспитанников;

IV. Формировать активную жизненную позицию воспитанников.

V. Развитие воспитанников на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания.

VI. Развитие духовно нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении детей и подростков.

VII. Создание условий для нравственного самовыражения личности.

VIII. Поддержка личности.

IX. Построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности черт.

На первом этапе процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей важны понимание того, что является для учащихся ценным, актуализация направленности личности на то, чтобы «увидеть» нравственные отношения между людьми, осознание значимости их взаимопонимания , сопереживания и содействия.

Задачей второго этапа процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. На решение задач направлены такие требования к деятельности и общению, которые способствуют возникновению и укреплению стремления проявлять к окружающим понимание, сопереживание, содействие. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей учащихся.

Третий этап – это создание готовности проявлять нравственное отношение как понимание, сопереживание, содействие. Важно научить ребят, с одной стороны, вслушиваться, всматриваться в окружающих людей, искать и правильно определять мотивы их действий; с другой – научить их следить за своими действиями, манерой разговаривать, выражать свои чувства. Важны такие требования к деятельности и общению, как побуждение учащихся к решению посильных нравственных задач на фоне заинтересованности и увлеченности содержанием и смыслом выполняемых дел и взаимных контактов. Это создает благоприятные условия для овладения умениями и навыками взаимопонимания, сопереживания и содействия.

На четвертом этапе - закрепление приобретенных умений и навыков. Особенно важно стимулирование познавательной активности, направленной на деятельность и общение не столько привлекательной, сколько нужной партнерам по взаимодействию.

Пятый этап процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей учащихся выступает как своеобразная проверка устойчивости нравственных потребностей. Нравственное отношение выступает в качестве мотива поведения.

В целях формирования ценностных ориентаций воспитанников могут быть использованы следующие формы и методы работы:

    анкетирование; дискуссия; диспут; тематические классные часы ; проблемные ситуации; упражнения; игры; тренинги; тематические мероприятия; изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий; изучение традиций и обычаев семьи, школы.

2. Основные источники нравственного опыта

К источникам нравственного опыта детей школьного возраста, прежде всего, относится учебная деятельность . Педагогу важно знать, что нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Содержание учебного материала обогащает представление учащихся о нравственных качествах личности, раскрывает прекрасное в природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал прекрасного человека, побуждает соотносить своё поведение с поведением героической личности. Большие возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений.

Но самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе , к учащимся и другим людям, к самому себе. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к своим одноклассникам, нравственному развитию подростков наносится существенный урон.

Нравственное воспитание определяется личным примером самого

воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, желание ему

подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является

потребности в общении, более глубоком самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности,

взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости, как называл его (10, с.193) стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят.

Созданию детского коллектива педагог должен отдавать много времени и сил, планировать его развитие, находить наиболее оптимальные формы самоуправления. Забота о другом человеке успешно реализуется в содружестве старших воспитанников и малышей. Оно предполагает взаимную заботу и совместную деятельность, доставляющую удовлетворение двум сторонам. Особенно полезно индивидуальное шефство старших над малышами.

Отношения с окружающими педагогов – также важный источник нравственного опыта школьников. Для детей отношение воспитателя к окружающим – это нравственный образец отношения человека к человеку, который не может не «заражать» ребят, не влиять на их отношения друг к другу.

Высоконравственное отношение воспитателя к воспитанникам – важный показатель воспитательного процесса и потому, что такое отношение содействует наиболее глубокому, осознанному усвоению растущей личностью идей и требований, которые несёт, утверждает педагог.

Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к педагогу. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей.

Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных

отношений, в обеспечении своему воспитаннику благополучного эмоционального самочувствия в семье ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в его другой «семье» - детском коллективе. Для этого надо вести специальную работу с коллективом учителей и учащихся, по возможности нейтрализовать отрицательное воздействие неблагоприятных отношений в семье на воспитанника, формируя у него правильные взгляды на характер внутрисемейных взаимоотношений.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т. п.

Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.

Из произведений искусства растущая личность черпает конкретную основу

разнообразных нравственных представлений, накладывает на собственный опыт отдельные конфликтные ситуации, запечатлённые в художественном произведении, и тем самым обогащает своё нравственное сознание. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.

Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с

жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

3. Гуманизм личности педагога как условие

результативности процесса духовно-нравственного воспитания

"Учитель - это штука тонкая: народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом…». Федор Михайлович Достоевский.(6) Самое сильное влияние на нравственное развитие школьника в процессе его обучения оказывает личность учителя. Один и тот же жизненный идеал и принципы могут и должны связывать учителя и ученика, иначе педагогическая цель не будет достигнута. Чтобы ученик поверил учителю, он должен быть сам носителем духовных ценностей. Выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость , честность, справедливость, Любовь - обязательные качества учителя, которые должны стать профессиональными. Чтобы стать субъектом деятельности в духовно-нравственном воспитании детей, педагогу необходимо самоопределиться в сфере духовной деятельности, стать объектом самопознания и саморазвития. Профессия учителя сама по себе постоянно требует не только совершенствования учителя, но и повышения качества его подготовки, в настоящий момент направленной на усиление эмоциональной составляющей профессии, направленности на другого человека как выражение любви, доброты, милосердия.

"Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни

моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер

воспитанников.» (16, 1939, С. 15-16).

В структуре личности ученые выделяют три группы качеств, относящихся

непосредственно к педагогу:

1.социальные и общеличностные

2.профессионально-педагогические

3.индивидуальные особенности познавательных процессов и их

педагогическая направленность

Качеством личности учителя, выражающим его "воспитательную силу", степень его влияния на "молодую душу", можно считать "харизму" (-Лада). В переводе с греческого слово harisma означает "оказанная милость, дар. Исключительную, вдохновенную одаренность, вызывающую у окружающих (прежде всего, у воспитанников) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит учитель, подлинную веру, надежду, любовь. (4, Бестужев-Лада, 1988, С. 132). Педагога, обладающего ею, отличают следующие качества: яркая индивидуальность; беззаветная, самоотверженная, жертвенная любовь к детям; внутренняя сила, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых; "организационное и эмоциональное" лидерство; подвижничество; бескорыстность . Его характеризует также творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом. Но, прежде всего, он умеет творчески относиться к самому себе как личности.

Педагогическая профессия требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви. Если учитель малоэмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка.

В своих выступлениях и педагогических трудах постоянно писал о том, что этика учителя, его нравственные качества являются решающим фактором воспитания личности учащегося. Он претворил свою идею в жизнь, создав уникальную педагогическую систему, в условиях которой каждый ребенок, подросток, старшеклассник получал реальную возможность проявить себя как высоконраственная и высокодуховная личность. Искусство воспитания, считал он, заключается в умении педагога открыть буквально перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем "я". Одной из этих сфер является нравственное развитие.

Любовь к детям является отличительной чертой учителя, являясь той живой

силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. "Педагогическую любовь" можно рассматривать как отношения

педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она достигается великим

трудом и напряжением всех человеческих сил. предложила

своеобразную "технологию" для развития и поддержания этого чувства. (11, с. 124-125).

1. Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с

"плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.

3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться

"выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться

включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной

оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения,

создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную

поддержку.

6. Не упустить момент словесного отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто

откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный,

искренний тон в практике повседневного общения.

Педагогическая духовность - это максимум человеческого в профессиональном исполнении учителя; взаимоуважение учителя и ученика; безусловная вера в возможности ребенка; способность удивляться; готовность искренне восхищаться (достижениями ученика, удачей коллеги, успехом школы, самоотверженностью

родителей); способность не стесняться своих человеческих проявлений - гнева, стыда, юмора - и своих слабостей; профессиональная неуспокоенность; совесть и достоинство;

Среди возможных путей обретения духовности детьми педагоги называют

художественное образование - приобщение к литературе, искусству, музыке,

этике, эстетике, учебным предметам гуманитарного ("человеческого") цикла.

Другой путь к духовности - использование возможностей дополнительного

образования, внеклассной работы, такая целостная организация жизни учащихся, при которой ребенок невольно осмысливает все явления

окружающего мира, и тем самым становится причастным этому миру.

Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути - понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Развиваясь духовно, педагог "очеловечивает" всю сферу своих

отношений с реальностью, одухотворяет ее.

Из всего этого следует, что эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав опыт работы детского дома по духовно нравственному образованию и воспитанию воспитанников можно сделать следующие выводы:

1.Стараться понять ребенка, видеть происходящее его глазами, понять его внутренний мир.

2.Видеть в ребенке равноправную личность

Наша главная задача - это общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимыми и вежливыми. Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения... И роль педагога в становлении духовно-нравственных ценностей у ребёнка, имеет основное значение.

В результате проделанной работы можно выделить следующие личностные качества педагога, которые представляются самыми главными.

Во-первых , любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и

прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых , уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих , необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о пассивном оптимизме, когда, сложа руки,

педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности

соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его духовно- нравственного сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых , педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремиться быть таким для педагога очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности, формирует его духовный мир. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает духовно - нравственные ценности общества.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах - М: 1984 , т.4.

2. Архангельский воспитание. - М.:

Просвещение, 1979.

3. Болдырев воспитание школьников. - М.:

Просвещение, 1979.

4. Бестужев - Лада, Народное образование 1988,с. 132.

5. Даль словарь живого великорусского языка-

М: 1979, т.11, с.345.

6. Достоевский писателя.-М.:1989,с.30.

7. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности:

8. Краткий словарь по философии - М: 1982. С.1

9. Крупская школы I ступени: Пед. соч., в шести томах

Т.2. – М.: Просвещение, 1978.

10. Макаренко школьного советского воспитания: Соч.– Т.5. – М.: Просвещение, 1976,с.193.

11. Маленкова и методика воспитания.-М: Педагогическое общество России,2002г. С.124-125.

12. Ницше. Сочинение в 2-х томах - М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР,1988.

13. , Шведова словарь русского языка , 2 издание - М: 1995.с.289. с.735.

14. Свадковский в педагогику.-М:изд-во Академия,2005г.

15. Сухомлинский педагогические сочинения. с. 120., с.170.

16. Ушинский педагогики.- М:изд - во УРАО,2002г.

Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Духовность человека определяется, конечно, не только религией. Религиозные ценности стали важной составляющей как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние религиозных организаций.Религия является необходимым основанием воспитания.

Изменение в отношении общества к проблемам духовных ценностей оказало определяющее влияние на приоритеты государственной политики в сфере религии и отношений с религиозными организациям. Государство признало, что церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций.

Цель религии неразрывно связана с целью воспитания- подготовка к земной и вечной жизни. Нужно признать, что сегодня мы ребенка готовим к адаптации в обществе, вторая же задача практически не решается не в школе, не в семье. Поэтому молодое поколение при вхождении во взрослую жизнь, сталкиваясь с житейскими трудностями, нравственным кризисом, выбирает порой не лучший выход решения возникшей проблемы. Россия на первом месте в мире по числу самоубийств среди подростков.

Необходимы не только научно-разработанные и практически апробированные программы педагогической профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, но и внимательное отношение к духовной жизни человека, продуманная совместная работа родителей, педагогов, священнослужителей по ее становлению.

Воспитание как социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. В педагогическом смысле это целенаправленный, специально организуемый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на формирование человека и осуществляемый в образовательных учреждениях. Это действительно так, но правильнее было бы понимать воспитание как спасение личности, что позволит решить единую, целостную задачу - подготовка к жизни как земной, так и вечной.

Религия, как носитель духовно-нравственных идеалов и хранитель культурных традиций, имеет высокую ценность в глазах современной молодежи. В этой связи сила религиозной этики сегодня все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего гражданина.

Процесс воспитания является базовым основанием педагогики, функция которой - воспитывать и обучать, но реализуется она при условии целенаправленного развития личности . Как писал русский философ Иван Ильин: «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, - и начинает злоупотреблять…Что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» .

Вера в Бога не может и не должна стать модой, ибо главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.

Итак, воспитание с точки зрения православной педагогики можно определить как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее освящение и преображение личности воспитанника, освобождение от пороков. Это не вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношений, а живая духовная реакция на происходящее .

Несомненный интерес для выявления роли религии в воспитании национальных ценностей у подрастающего поколения в современных условиях вызывает рассмотрение некоторых аксиологических моделей в истории отечественной педагогической мысли. В частности, В. Н. Сорока-Росинский выделяет такие актуальные сегодня ценности, как

  • 1) национальная культура как высшее проявление творческого гения народа, его духовной жизни;
  • 2) демократические (уважение к своей и чужой личности, право на свободу деятельности, способность к проявлению инициативы); воспитание гражданской ответственности .

П. Ф. Каптерев отдавал предпочтение общечеловеческим ценностям (духовная свобода человека, наука, просвещение и т. д.), но, при этом подлинным мотивирующим фактором для деятельности служат национальные ценности (народный язык, религия как важная ценность, народная история, семья, быт, общественно-политическоеустройство, самобытность, творчество в педагогическом процессе). Он поддерживал В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского в том, что ценностями образования должны выступать: ценности общего и специального образования, гуманизм, бессословность и единство школ, народность образования. Помимо их, ученый, выделяет также автономность и многотипность школ, общественность и индивидуализацию образования, нравственность, гражданственность.

Итак, современный учитель должен обладать и быть носителем национальных ценностей. В данном случае опора на национальные ценности образования выступает фактором сохранения и воспроизводства отечественной культуры, и вместе с тем способом более органичного вхождения народов России в иную социокультурную действительность.

Сегодня необходима такая система образования в России, которая позволила бы в полной мере передавать накопленный опыт в социальной, духовной жизни, знания, ценности, присущие народу.

Восстанавливается многовековой мост духовных традиций между школой и церковью, который был в советское время разрушен. Задача педагогики в том, чтобы подвести ребенка к свободе. Сделать это непросто, но поможет сформировать духовный мир человека, постепенно давая ему созреть и окрепнуть. Обсуждение проблем взаимодействия исторического опыта и современного состояния культур, несомненно, позволяет формировать здоровое национальное самосознание народа, пробуждает интерес к культурным и религиозным ценностям, народным традициям и обычаям.

КартуковаСветлана Александровна,заместитель директора по учебновоспитательной работе НОУ «Православная гимназия во имя свт. Василия Рязанского», г. Рязань

Картуков Александр Геннадьевич,кандидат технических наук, преподаватель кафедры автомобильной службы Рязанского высшего воздушнодесантного командного училища (военного института),г. Рязань[email protected]

Духовнонравственное воспитание подрастающего поколения

Аннотация. В статье описаны основные проблемные вопросы духовнонравственного воспитания современной молодежи и пути их решения.Ключевые слова:духовнонравственное воспитание, образовательный процесс.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежина атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности воспитание духа.Духовнонравственное воспитание подрастающего поколения –это направление,которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены(рисунок 1).

Рисунок 1 –Результаты воспитательного процесса некоторых Российских школ

Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат –природной потребностью организма, а предательство –деловой необходимостью.Образование –это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня –не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которойво многом будет зависеть будущее общества.Духовнонравственные проблемы воспитания молодежи весьма серьезные. И с этим нельзя не согласиться. И об этом нельзя не говорить. В этом наша миссия. Потому что мы не можем молчать, ибо в этом случае станем соучастниками полного обмирщения и развращения подрастающего поколения! Греческое слово «миссия» произошло от латинского «поручение». «Идите, говорит Господь апостолам, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». За века ничего не изменилось, и цель христиан осталась прежней исполнять данное им поручение.

Духовный интеллект человека напрямую связан с богатством его души, то есть с тем, что Оксфордский словарь английского языка определяет как «моральную и эмоциональную самобытность» и как степень интенсивности ее в «эмоциональной и интеллектуальной энергии».

Прежде всего, духовная личность –результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социальнопозитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий родным, русским, одним или несколькими иностранными языками, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире; способный безошибочно отличать истину от заблуждений, добро –от безобразного, подлинно художественное –от фальши и подделок, вечное –от преходящего и временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.Духовный человек –это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации.Духовный человек –это человек, который бережно и заботливо относится к природе. Выработка новой философии и этики отношения к природе, необходимость сохранения всего многообразия животного и растительного мира, восстановления природных ландшафтов, защиты природы от негативных антропогенных воздействий –сегодня это, может быть, главный долг современных поколений перед Природой.Духовный человек –это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения, это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Духовнонравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Приятно видеть и осознавать, что в нашей стране есть учреждения и организации, в которых духовнонравственному развитию молодежи уделяется достаточно много времени, сил и средств(рисунки2, 3).

Рисунок 2 –Первое сентября в Православной гимназии

Рисунок 3–Региональная общественная организация «Православные витязи»

Формирование личности учеников, студентов (курсантов) в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.Происходящие сегодня в стране политические и социальноэкономические изменения оказали серьезное влияние на всестороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в моральнопсихологическое состояние воспитанников. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:

значительное ослабление вобщеобразовательных школах работы по духовнонравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;

прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственноэтических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе –самоустранению большей части родителей от духовнонравственного воспитания юных граждан;

увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа необучающихся и неработающих подростков (наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью; особую тревогу вызывает распространение среди детей, подростков и молодежи социально обусловленных заболеваний);

введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс (в условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию);

формирование новой религиозной ситуации: произошла переоценка роли религии в истории развития России (признается ее большое влияние на духовнонравственное развитие человека);

выведение молодежных и детских общественных объединений из единой системы воспитания в образовательных учреждениях привело к тому, что многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, действуют за пределами учреждений образования, их социальнопедагогический потенциал не востребован государством в полном объеме;

уменьшение доступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений (инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения);

идеи патриотизма, духовнонравственного и гражданского воспитания не заняли должного места в новой системе идеологических отношений.Историкопедагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовнонравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности, для мальчиков, конечно же, в первую очередь как защитников своего Отечества, своих семей, родных и близких (рисунок 4).

Рисунок 4–Духовно нравственное воспитание будущих защитников родины

Формирование экологической культуры как элемента духовнонравственного воспитания связано с необходимостью защиты окружающей природы от угрозы ее уничтожения. Эта сравнительно новая проблема остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису изза неразумного отношения к природе и ее ресурсам. Ведущей идеей воспитания экологической культуры молодежи выступает забота человека о природе, его стремление бережно относиться к растениям, животным, делать добро окружающим людям. Одним из основных аспектов здорового образа жизни является правильное сексуальное (половое) поведение человека, определяемое как сексуальная культура, являющееся очень важным элементом общей культуры личности. В любом обществе половое просвещение, формирование сексуальной культуры подрастающего поколения выступает неотъемлемой частью нравственного воспитания.Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения. Культура поведения, общения как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, в процессе самовоспитания. Основными показателями социализации индивида выступают:

знание традиционных устойчивых норм поведения;

представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;

нормативная система этикета.Успехи на путиформирования правового государства и становления гражданского общества зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан.В то время как интерес населения к правовой информации возрастает, и растет престижность юридических специальностей, еще не удается преодолеть правовой нигилизм значительной части нашего общества. Сегодня важно поднять уровень правовой культуры. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовнонравственного и патриотического воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамичных методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.

ЛИТЕРАТУРА1 Картукова, С.А. Проблемы духовнонравственного воспитания молодежи [Текст] / С.А. Картукова, А.Г. Картуков // Материалы 5й Междунар. науч.практ. конф. Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества, г.Москва, 910 октября / Научн.информ. издат. центр Институт стратегических исследований. –Москва: Издво Спецкнига, 2012. –С. 200205. ISBN 9785918911990.2Заковряшина, Г.И. Актуальность духовнонравственного воспитания молодежи на современном этапе. [Текст] / Современные технологии формирования активной жизненной позиции студентов как средство реализации государственной молодежной политики: материалы международной научнопрактической конференции, посвящённой 65летию образования ВГСХА. Том 2. –Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА Нива. 2009. –С. 1551603Суворина, В.Г. Духовнонравственное воспитание подрастающего поколения. [Текст] / В.Г.Суворина. –Электронный ресурс: http://www. openclass.ru/node

[Датаобращения20.03.2013].4Новопашин, А. Духовнонравственные проблемы воспитания молодежи. [Текст] / А. Новопашин. –Электронный ресурс: http://ruskline.ru/ analitika /2011/01/17

[Датаобращения20.03.2013].

Kartukova Svetlana,deputy director on teaching and educational work of “Orthodox gymnasia into the name of clergyman Vasiliya Ryazanskogo”, Ryazan

KartukovAlexander, Candidate of Technical Sciences, lecturer at the chair of automobile service Ryazan high airborne command school (the military institute), Ryazan

Spiritualmoral educationgrowing generations

Abstract.In article is described main problemsolving questions spiritualmoral education modern youth and waystheir decision.Keywords:spiritualmoraleducation, educational processes



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Цветы, украшения крючком Цветы, украшения крючком Вязаные сумки крючком — схемы, описание и фото вязаных сумок Вязаные сумки крючком — схемы, описание и фото вязаных сумок Схемы вязания крючком пончо – для начинающих мастериц и профи-рукодельниц Связать крючком пончо накидку из акриловой пряжи Схемы вязания крючком пончо – для начинающих мастериц и профи-рукодельниц Связать крючком пончо накидку из акриловой пряжи