Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи «Путешествие дорогою добра. Конспект занятия по нравственному воспитанию "будем добрыми и человечными"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка в контексте его всестороннего развития.

Задачи:

Познакомить детей с историей «Сотворения мира»;

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

Воспитывать стремление совершать добрые поступки.

Материалы к занятию: картинки на которых изображена природа, макет «Наш красивый, добрый мир «, Сюжетный картинки на тему: «Помогай людям. Любовь к ближнему».

Ход занятия .

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется» - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось в землю.

Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику

Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём

Не надо… Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. -Ты нашёл – ты и ешь!

Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?

Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:

Спасибо тебе Чирик! И за зёрнышки, и за урок…. дружбы…

Беседа по вопросам :

О чём рассказывается в этом рассказе? (О жадности одного воробья и щедрости другого, Чирик добрый воробей, он считает что те кто дружат должны всем делиться друг с другом.)

(Воспитатель показывает сюжетную картинку, обозначающее это правило.)

Дети, а что такое доброта? (Доброта – это любовь к людям и помощь им.)

Беседа по картинкам

(Воспитатель предлагает рассмотреть сюжетные картинки «Помогай людям. Любовь к ближнему».)

- Кто изображён на картине?

Как должны поступить дети?

Эта картина раскрывает правило «Помогай людям. Любовь к ближнему». Надо помогать людям и бать отзывчивым и добрым.

Динамическая пауза «Прогулка по лесу»

(Движение детей соответствует тексту стихотворения.)

Дети по лесу гуляли.

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали,

Дружно хлопаем,

Ножками топаем!

Воспитатель:

- Сегодня дети, мы отправимся с вами в путешествие. Как путешествуют люди? (На машинах, на самолётах, на пароходах.) В путешествиях мы видим, что наш мир очень красивый, радостный, разукрашен разноцветными красками. Синие - моря, океаны, реки. Коричневые - горы. Зелёные -равнины, леса. Жёлтые, красные, розовые, лиловые, голубые - цветы. (Демонстрация картинок.)

Представьте вам подарили подарок. Вы радуетесь? Говорите «спасибо»? Так вот наш красивый, добрый мир, в котором мы с вами живём, это дар (подарок) человеку. Но кто принёс людям такой подарок? Вернувшись из наших путешествий, мы ответим на этот вопрос.

Чтобы все на свете знать

Книга Библия - это самая главная книга, потому что её читают люди, живущие в разных уголках нашей Земли. Мы поищем ответ на наш трудный вопрос в Библии. Мир сотворил Бог. Бог очень добрый.

Чтение. Библейские рассказы детям . (Чтение сопровождается демонстрацией и поэтапной выкладкой на макет деревьев, животных, фигурок из пластилина.)

«Над нами без границ раскинулось синее небо. На нём как огненный шар сияет солнце и даёт нам тепло и свет. Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг как детки около мамы, много-много звёздочек. Они мигают на небе как фонарики. На земле растут леса и сады, травы и цветы.

(Ребята какие вы знаете деревья? цветы?) Всюду на земле живут животные и звери. (Назовите мне, каких животных вы знаете.) Порхают птички и насекомые. (Назовите знакомых вам птиц и насекомых). Взгляните на реки и моря. Какая масса воды и вся она полна рыбкам! (Назовите рыб и морских животных.) Откуда же всё это появилось? Было время, когда этого ничего не было. Не было ни дней ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть на ней. Жил тогда один Господь Бог, потому что он вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца своего Бытия, он всегда был, есть и будет. И вот он - по своей доброте сотворил всё чем мы любуемся. И обо всём он заботится».

(«Библейские рассказы для детей». ООО Центр звукового издательства, 2008.)

Беседа по вопросам :

Всегда ли существовала природа?

Кто создал природу, Землю?

Что вы узнали о Боге?

Вы запомнили что Бог создал вначале, что потом?

Воспитатель:

Всё что сотворил Бог - земля, вода, солнце и луна, животные, птицы, растения, человек- называется творениями, а Бога - творцом мира.

Имя Бога – доброта,

Имя Бога - Красота.

Всех он любит, согревает,

Милует, журит, спасает.

Мир даёт всем вновь и вновь.

Имя Божие - Любовь.

Посмотрите ещё раз на картины. Полюбуйтесь на нашу Землю, постарайтесь запомнить то что вы увидели и услышали сегодня.

Задачи:
Образовательные :
закреплять знание детьми вежливых слов,
знание элементарных правил поведения.
уметь распознавать правильное и неправильное поведение и реагировать соответствующим образом.
учить оценивать поступки героев сказки в соответствии с правилами вежливого поведения.
учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:
развивать речь детей,
продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости: здравствуйте, пожалуйста и др.
развивать зрительное и слуховое внимание, активную мыслительную деятельность.

Воспитательные:
воспитывать такие качества как отзывчивость, желание помочь другим; стремление радовать окружающих хорошими поступками

Материал к занятию: колокольчик, шкатулка с подарками, магнитная доска, аудиозапись сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать», музыкальные произведения, магнитофон, открытка для курочки, картинки по содержанию сказки, заготовки сердечек из цветной бумаги, «ордена» Доброты и Вежливости на каждого ребенка, телефон.

Предварительная работа : разучивание стихотворений о вежливости, беседы о вежливости, заготовка сердечек из бумаги, зарисовка картинок по содержанию сказки.

Методы и приемы: игра на слуховое внимание, поисковые вопросы, ТРИЗ — творческое рассказывание (изменение концовки сказки), физкультминутка, сюрпризный момент, игровые приемы, метод наглядности, музыкальное сопровождение, чтение стихотворений, ручной труд (изготовление открытки).

Ход занятия:
Дети входят в зал.
Воспитатель: -Здравствуйте, милые дети!
Вы прекрасней всех на свете. (Здравствуйте)
И гостям я тоже рада,
Поприветствовать их надо!
(Приветствие гостей детьми с поклоном головы)

Воспитатель: — Ребята, а вы знаете кто я?(ответы детей).
— Правильно, я фея вежливости. Но мне кажется, что вы тоже настоящие волшебники, ведь сейчас при встрече вы сказали волшебное слово «здравствуйте». И сегодня, если вы захотите, мы все вместе отправимся на полянку волшебных слов и вежливости; думаю, что там будет очень интересно. Я приготовила для вас много игр, загадок, секретов и необычных заданий.

И вот первое из них:
1.
На полянку попадет лишь только тот,
Кто слово вежливое назовет.
А звучать должно оно
Ласково, приветливо.
Будьте внимательны!
Слова не должны повторяться,

Итак, В колокольчик позвони,
Скорее слово назови
И на полянку проходи!
-Кто первый, пожалуйста
Дети звонят в колокольчик и называют вежливые слова, проходят и встают за спинку стула.

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали.
Садитесь, пожалуйста! А вы знаете, существует много стихов о вежливости и вежливых словах. И вот вам следующее задание:

Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»-
Значит «будь здоров».

Добрый день!- тебе сказали.
— Добрый день!- ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!- солнцу и птицам.
-Доброе утро!- улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.

Отменить что ли слово «пожалуйста»,
-Доброе утро! Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

«Будьте добры» или «будьте любезны»
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома
Будет приятно их слышать любому.
Маша знала слов не мало,
Но одно из них пропало
И оно-то как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом,
За подарком, за обедом.
Это слово говорят, если вас
благодарят.

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду.
И взрослых перебивать,
И что обещал, забывать.
Но если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.

За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз!

Воспитатель: -Молодцы! Отличные прочитали стихотворения и много их знаете.

3.А сейчас немного отдохнем
И кто из вас внимательный поймем!
Вы будете выполнять названное действие в том лишь случае, когда услышите вежливое слово.

Проводится игра-физкультминутка «Пожалуйста».

Пожалуйста, встаньте.
-Пожалуйста, поприседайте.
-Похлопайте в ладоши.
-Будьте добры, поднимите руки вверх.
-Опустите.
-Опустите, пожалуйста!
-Пожалуйста,поморгайте
-Будьте любезны, попрыгайте на одной ножке
-Пожалуйста, наклонитесь вперед.
-Очень вас прошу, встаньте прямо.
-Пожалуйста, погладьте себя по голове.
-Садитесь.
-Садитесь, пожалуйста.

4. Звучит запись музыки.
Воспитатель: — Ах, какая волшебная музыка звучит,это сказка в гости к нам спешит. Слушайте внимательно!
Звучит аудиозапись сказки К.Д, Ушинского «Умей обождать».
«Жили-были себе брат и сестра, петушок, да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал, да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох, — кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник, и прошло.

Выздоровел петушок и пошел в поле; бегал, прыгал, разгорячился, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит: «Не пей, Петя, обожди, пока остынешь».

Не послушался петушок, напился холодной воды – и тут же стала бить его лихорадка; насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть, теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестры: покатился по льду, лед проломился, и петушок – бултых в воду! Только петушка и видели».

В процессе прослушивания сказки педагог выставляет картинки по содержанию.

Воспитатель:– Сейчас мы прослушали с вами сказку К.Д. Ушинского «Умей обождать».
1. -А как можно по другому назвать эту сказку? Давайте придумаем новое название. (Непослушный петушок. Торопливый петушок. Нетерпеливый петушок. Петушок и курочка. Глупый петушок.)
2.-А как курочка помогала петушку?
3. Ребята, скажите, пожалуйста, как заканчивается эта сказка? (эта сказка заканчивается печально, грустно, невесело). Давайте изменим с вами конец сказки.
Дети дают свои варианты концовок сказки. Для тех, кто затрудняется, можно предложить следующие варианты: петушок послушал сестрицу, подождал и потом стали кататься с горы на санках; занялись другой игрой;; стали смотреть телевизор и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Вы придумали новые интересные, и добрые окончания этой сказки. Наш петушок жив и здоров.Я вижу, что вы хорошие, послушные и сообразительные ребята и очень хочу, чтобы вы посоветовали, подсказали петушку как себя надо вести, чтобы не случилось страшной беды.

Ребята, как же нам можно связаться с петушком? (Варианты ответов, акцент на телефон)
У меня есть волшебный телефон,но забыла где же он.
Давайте встанем, отдохнем, может телефон найдем?

Воспитателем проводится физкультминутка.

Дин-дон, дин-дон — приседают
Где волшебный телефон – пожимают плечами
Может в беличьем дупле – потянулись вверх
Может в лисьей он норе-наклонились
Может в речке голубой – волна
Мы найдем его с тобой – волна
Вправо, влево посмотрите – повороты в стороны
Вот же телефон глядите!
Садитесь, пожалуйста! Дети садятся.

Воспитатель: Я бы очень хотела, чтоб вы позвонили петушку и что-нибудь ему пожелали или посоветовали. (Напомнить детям о правилах разговора по телефону: поздороваться, представиться, спокойный голос, вежливый тон).

Воспитатель набирает номер, 2-3 ребенка дают советы по телефону. Последним «разговаривает» с петушком воспитатель:
— Петушок, ты понял как надо себя вести. Молодец! А почему у тебя голос такой грустный? Да? Хорошо. Я сейчас посоветуюсь с ребятами.
— Ребята! Петушок все понял и ему очень стыдно, что он так плохо себя вели не слушался курочку. Он хочет извиниться перед курочкой и подарить ей красивую открытку за ее доброту, внимание и заботу. Он очень просил вас помочь ему и заранее вас благодарит.

— Ребята, а помните, на прошлой неделе мы говорили с вами о добрых делах и золотом сердце и сделали много красивых сердечек из бумаги. Давайте подарим эти сердечки доброй курочке, у которой, наверное, золотое сердце. Мы оформим этот подарок в виде открытки, на нее приклеим сердечки. Я, думаю, ей это очень понравится.

Дети наклеивают на открытку сердечки, произнося определения характера курочки.(добрая,умная,заботливая,любит братика)

Воспитатель:- Замечательный подарок получился!Дорогие мои, наша встреча подошла к концу. Сегодня вы порадовали меня знаниями о добрых словах и поступках, помогли петушку стать послушным, сделали прекрасную открытку для заботливой курочки, др. (Индивидуально обратить внимание как кто занимался.)

— Я знаю, что все вежливые люди не бывают злыми, это всегда умные и добрые люди и я уверена, что вы тоже такими же, и каждого из вас хочу наградить орденом Доброты и Вежливости. (Достает из шкатулки и вручает каждому ребенку).
— Колокольчик зазвенит в детский сад нас возвратит. До свидания, дети! До новых встреч!

Название: Конспект открытого занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, этикет


Должность: воспитатель
Место работы: ГКУЗ ЯО «Областной специализированный дом ребенка №1»
Месторасположение: Россия,г. Ярославль, Моховая,14

наталья чернуха
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи «Путешествие дорогою добра»

Предлагаю Вашему вниманию план - конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи . также прилагаю видеозапись этого занятия , смотрите на ютубе (моя страница Наталья Чернуха, видеоматериал сад+40) . Мне было очень интересно работать над этой проблематикой, дети раскрывались с удивительной стороны. Считаю, что достигла хороших результатов. Буду рада вашему вниманию к моей работе. Благодарю заранее за внимание.

План - конспект занятия

по духовно - нравственному воспитанию детей

и возрождению духовных ценностей семьи .

Тема : «Путешествие Дорогою Добра »

Цели : сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими.

Задачи : Формировать нравственную позицию детей . Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к духовному миру , человеческим качествам личности. Воспитывать духовно – нравственные ценности , умение работать в группе. Закреплять коммуникативные навыки.

1. Здравствуйте, ребята! (ответ детей )

А давайте поздороваемся не только друг с другом, а и со всем Миром? (ответ) . Приготовьте свои ручки, свои улыбки! Попробуем мысленно нарисовать такую картину (выполняем с движениями, по тексту) :

Здравствуй, солнце золотое, (рисуем круг)

Здравствуй небо голубое, (ладонями гладим небо)

Здравствуй легкий ветерок, (кач руками)

Здравствуй маленький дубок! (присели, изобразили росток)

Мы живем в одном краю, в России, (раскинуть руки широко)

Всех я Вас приветствую! (хлопаем друг другу)

Надо мною небо, (руки вверх)

А внизу Земля – (руки вниз, топаем)

Мир такой огромный, (кружимся вокруг себя)

А посередине – Я! (прыжок, ладони прижимаем к груди)

Замечательно, как тепло мы поздоровались со всем Миром . Я рада Вас видеть в хорошем настроении, здоровыми и готовыми потрудиться, чтобы хорошему и полезному в жизни научиться!

Наше занятие предлагаю сразу начать с путешествия ! С путешествия Дорогою Добра . И только тот, кто до конца пройдет все испытания на этом пути и, может быть, даже трудности, сможет наполнить свою жизнь безграничной добротою , любовью и теплотой. Вы хотите стать такими людьми? (Ответ) Кто за, кто не испугался трудностей, поднимите руки! (ответ детей ) Отлично, единогласно! Тогда отправляемся в путь.

(запевка) Возьмёмся за руки с тобой и станем лентой золотой, которая сошла с небес в волшебный хоровод … (идём змейкой по группе)

Итак, послушайте одну историю (приглашаю жестом присесть на ковёр) . Это было очень давно…

Один человек долго путешествовал и неожиданно попал в волшебный сад. Он проделал длинный путь и очень устал. Завидев уютное местечко, в тени развесистого дерева, странник решил немного вздремнуть. Из всех деревьев, растущих в саду, он выбрал самое необычное – дерево исполнения желаний. Под его кроной мгновенно сбывались все мечты, все мысли становились явью, но путник этого не знал! Представим, что оно было вот таким (СЛАЙД - демонстрирую дерево) .

Давайте на минутку оставим нашего путника отдыхать, а сами представим себя под этим волшебным деревом исполнения желаний. Закройте глазки, прислушайтесь к себе, к своему сердечку, послушайте его, оно вам всегда подскажет самый правильный ответ. Мысленно досчитайте до 5 и скажите, какую заветную добрую мечту вы хотели бы осуществить прямо сейчас? (4 ответа детей ) .

Спасибо, что поделились своими мыслями. А сейчас вернёмся к путнику. Первое, что он пожелал, была еда и питьё, ведь он очень проголодался! А после захотел крепко поспать.

Пусть символом обозначения ЕДЫ, ВОДЫ И ОТДЫХА для человека будет яблоко жёлтого цвета, я прикреплю его к дереву.

(Я НА ИН. ДОСКЕ ВЕШАЮ ПЕРВОЕ ЯБЛОКО) .

Дальше наступила ночь, ему стало боязно одному, да и скучновато одному сидеть под деревом. Пусть яблоко зеленого цвета станет обозначением ЗАЩИТЫ и ВЕСЕЛЬЯ для человека, прикрепим его к дереву (Я НА интерактивной ДОСКЕ вешаю ЗЕЛЁНОЕ ЯБЛОКО) .

Вы знаете, вдруг желания путника почему-то закончились, а мысли совсем запутались. Ребята, давайте ему поможем ПОНЯТЬ, ЧТО ВАЖНО НА САМОМ ДЕЛЕ! (ответы детей )

Скажите, достаточно в жизни только есть, пить, отдыхать и веселиться? В чём мы ещё очень нуждаемся? Что нам ещё надо? Для чего мы пришли в этот мир?

(Дарина - яблоко дружбы, Лёва - помощи, Егор – заботы, Арс – защита, Кар – любовь, Варя – работа, Серж – ласка).

Как с вами интересно! Спасибо за ваши ответы.

Посмотрите, какое прекрасное получилось у нас дерево! Вы очень помогли путнику. Вы объяснили, что важно! Ведь каждого в жизни свой путь. Вы добьётесь успехов! Слушайте себя, своё сердечко, свои мысли, будьте вежливыми, честными, добрыми и отзывчивыми .

(встаём)

Наше путешествие предлагаю продолжить игрой. Испытания продолжаются! Я буду называть слова, а вам их надо заменить только добрыми словами и обязательно успеть подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши, справитесь?

Злой - добрый

Грубый - ласковый

Отнять - подарить, отдать

Поругать – похвалить

Обидеть – защитить

Грустный – весёлый

Молодцы! Вы назвали только добрые слова !

(ВКЛЮЧАЕМ МЕЛОДИЮ, фоном звучит спокойная музыка) . Наше . (Стоим)

Ребята, сейчас я произнесу удивительные и волшебные слова, послушайте : доброта , добро , добрый человек , добрый поступок .

Давайте вместе скажем и внимательно вслушаемся в эти слова – доброта , добро , добрый человек , добрый поступок .

А как вы понимаете, что такое добро ? (4 ОтветА.)

(МУЗЫКА ВЫКЛЮЧАЕТСЯ)

(встаю) Ребята, что-то я не могу разобраться, если человек добрый , какой же он еще? Вот загадка! А поможет разобраться нам игра. Вам понадобятся 2 сердца, возьмите их со своего стола. Я назову слова, которыми можно охарактеризовать хорошего, доброго человека , а потом плохого, недоброго человека . Если вы будете согласны , поднимаете сердечко соответствующего цвета.

Я попробую начать : У плохого, недоброго человека душа злобная. Согласны? Ваши ответы в виде карточек. Спасибо.

Кто продолжит? У недоброго человека душа … Полным предложением (жесткая, хитрая, темная, грязная, холодная, жадная, грубая, равнодушная, нетерпимая).

У хорошего человека душа …добрая . Согласны? Ваши ответы в виде карточек. Спасибо.

Кто продолжит? … Полным предложением. (щедрая, честная, нежная, красивая, светлая, теплая, заботливая, отзывчивая).

(показ на сердце) Да, вы правы, у хорошего человека душа щедрая, честная, нежная, красивая, светлая, теплая, заботливая, отзывчивая). Эти человеческие душевные качества ценились с давних времён. Давайте вспомним народную мудрость, пословицы о добре . Я начну, а вы продолжите! - Доброе слово лечит , а худое калечит. - Доброе слово доходит до сердца. - Добрый человек придёт – словно свет принесёт.

А какие пословицы о добре знаете вы ? (Лев, Арс - Жизнь дана на добрые дела . Саша - Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.)

Но мир людей, ребята, не делится на только хороших и плохих людей. Все мы с вами разные, совершаем и хорошие поступки и не очень достойное. А в нашем сердечке есть природный инструмент, который есть у нас от рождения. Это, ребята, наша совесть. Идите по жизни всегда В ЛАДУ со своей совестью.

Предлагаю пойти и немного размяться на пути Дорогою Добра .

Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те , которые назову с «вежливыми словами» .

1. Поднимите руки. - Поднимите, пожалуйста, руки!

2. Будьте добры , похлопайте!

3. Попрыгайте. Попрыгайте, пожалуйста!

4. Покружитесь и потопайте. Будьте добры , покружитесь и потопайте.

5. Присядьте 4 раза. Пожалуйста, Присядьте 4 раза.

6. Будьте добры , коснитесь правою рукою левого ушка.

7. Пожалуйста, найдите сзади свои коленки и коснитесь их.

Молодцы! Ребята, продолжая эксперименты, предлагаю увидеть и потрогать своими руками доброту , почувствовать её запах, попробовать на вкус? Как вы думаете, это возможно? (Ответы)

А в чем её можно увидеть? (поступках, действиях, чувствах человека) Да, вы правы.

Посмотрите, пожалуйста, на экран (СЛАЙД ДЕМОНСТРАЦИЯ СИТУАЦИЙ) .

Как должны поступить дети в этой ситуации? (2чел)

–Какой поступок они совершают?

Когда человек совершает добрые дела и поступки , какое лицо бывает у него в эту минуту? Покажите.

Наше путешествие Дорогою Добра продолжается , приглашаю пройти к столу. Вы видите здесь, много разных предметов, назовите : Зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, листок бумаги и фломастер, маленькое детское платье.

Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок . Скажите, какой? (Дети : Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, на листке бумаги нарисовать что-нибудь приятное и подарить близкому человеку)

Молодцы! Доброта – это важное человеческое качество. Оно творит настоящие чудеса! Если мы будем добрыми , то всегда будем стараться помогать людям, попавшим в беду. Давайте сотворим пирамиду Добра из наших рук . Вот вам моя рука, кладите на неё свою! Чувствуется тепло, исходящее от пирамиды Добра . Пусть каждый из нас поместит кусочек добра в своё сердце , и оно станет большим и полным Любви! (СЛАЙД СЕРДЦА)

А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, если мы каждый день будем делать добрые дела , изменится наше сердце? Каким оно станет? (добрым , отзывчивым) . Когда сердце совершает добро , в нем расцветает прекрасный цветок. Давайте вспомним добрые вежливые слова . Если верно отгадаете мои загадки, на нашем сердце расцветут цветы добра и любви ! (ГОТОВИМ СЛАЙД СЕРДЦА С ЦВЕТКОМ)

Игра : «Подскажи словечко» .

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо) - СЛАЙД 1 ЦВЕТОК

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день ) . СЛАЙД 2 ЦВЕТОК

Когда виноваты, сказать поспешите : «Прошу Вас, пожалуйста, меня вы (простите) СЛАЙД 3 ЦВЕТОК

Если больше есть не в силах, скажем мамочке (спасибо) . СЛАЙД 4 ЦВЕТОК

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь (здравствуйте.) СЛАЙД 5 ЦВЕТОК

Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста) . СЛАЙД 6 ЦВЕТОК

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (до свидания) . СЛАЙД 7 ЦВЕТОК

Молодцы, вы отличные знатоки вежливых слов!

У вас у каждого доброе , чуткое, щедрое сердце. Давайте будем каждый день щедро дарить частички своего душевного тепла, любви и радости окружающим нас людям. Давайте своими руками сотворим сердце, полное Доброты ! Всё нужное для работы у вас на столах. Присаживайтесь. И начинайте творить. (МУЗЫКА ВКЛЮЧАЕТСЯ И СЕРДЦЕ ФОНОМ)

У вас получились прекрасные сердца! Я уверена, что они подарят вашим близким частичку доброты , душевности и любви! Вы сегодня были очень активными и справились со всеми заданиями!

МИН МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ САКСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ

МИТЯЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

(в рамках программы «Культура добрососедства»)

Учитель русского языка и литературы,

классный руководитель

5 класса

Мороз Т.А.

ДОБРОСОСЕДСТВО

Классный руководитель 5 класса

Мороз Т.А.

2014 г.

Мать Тереза:

- Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны - всё равно прощайте им.

- Если вы проявляли доброту, а люди обвиняли вас в тайных личных побуждениях - всё равно проявляйте доброту.

- Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов - всё равно добивайтесь успеха.

- Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас - всё равно будьте честны и откровенны.

- То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье - всё равно стройте.

- Если вы обрели безмятежное счастье, вам будут завидовать - всё равно будьте счастливы.

- Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут назавтра - всё равно творите добро.

- Делитесь с людьми лучшим, что у вас есть, и этого никогда не будет достаточно. Всё равно делитесь самым лучшим, что у вас есть. В конце концов, все, что вы делаете, нужно не людям. Это нужно только тебе и Богу. Молитесь вместе и пребывайте в единстве. Для нас не существует различий в национальности, цвете кожи, вероисповедании. Все люди для нас - дети Господа. Человечество - наша семья. Все заслуживают нашей помощи, все созданы для того, чтобы любить и быть любимыми. Милосердие - это огромная сила, связывающая и объединяющая людей. Милосердие сближает сильней кровного родства и дружбы. Только милосердие может искренне восхищаться каждым живым существом только потому, что оно - дело рук Создателя.

С материальной точки зрения у Вас есть всё в этом мире, но Ваше сердце опечалено. Пусть Вас не волнует то, чего у Вас нет, - просто идите и служите людям: держите их руки в своих и выражайте любовь. Если Вы будете следовать этому совету, Вы будете сиять, как маяк.

Внеклассные занятия по духовно-нравственному воспитанию учащихся

Введение

Одним из направлений воспитания является формирование духовно-нравственных качеств личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Современные учебные программы для школы насыщены учебным материалом, но на воспитание, привитие духовно-нравственных качеств не остаётся времени. Поэтому характер нравственных взаимоотношений, который существует в процессе обучения, закрепляется и видоизменяется во внеклассной работе. Так как именно внеклассная работа богата самыми разнообразными формами и содержанием.

Цель занятий – формирование нравственного поведения, опираясь на собственный опыт переживаний, постигать логику человеческих чувств и учиться навыкам жизни.

Задачи:

    активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению внутренней позиции, к формированию собственных ценностных ориентаций;

    научить учащихся выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;

    сформировать знания об эмоциональном мире человека и способах управления им;

    развить умение чувствовать и понимать других;

    развить творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей.

    воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

Метод работы – групповые занятия. «Знакомство», «Волшебные слова», «Наши чувства», «Радость», «Бережём природу», «Какой Я?», «Чем я отличаюсь от других», «Учимся быть дружными», «Добро победит зло», «Моя семья».

Занятие 1. Знакомство. Задачи:

    познакомить учащихся с опытом работы в группе;

    установить основные правила и обсудить вопросы доверия;

    формирование позитивного отношения к своему «Я»;

    принятие учащимися друг друга;

    отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом;

Оборудование:

    альбом и цветные карандаши;

    аудиозапись;

Ход занятия 1.Введение
Учитель.Сегодня мы с вами начинаем необычные занятия. Мы с вами будем учиться понимать себя и других людей, учиться выражать свои чувства и эмоции, общаться и договариваться.
А теперь мы с вами познакомимся. Каждый будет называть своё имя, а следующий скажет сначала имя первого человека, а потом своё, дальше – имя первого, второго, своё и т. д. Учащиеся при знакомстве говорят, что они любят. Например: «Я – И.О. Я очень люблю купаться в море. А ещё я люблю груши». При этом вы кидаете мячик следующему. Здесь можно ввести первое правило: говорит тот, у кого мячик, остальные молчат.
Итак, мы с вами познакомились. Я бы хотела, чтобы во время занятий вы называли друг друга ласково, поэтому каждый сейчас скажет, как бы он хотел, чтобы его называли. Может быть так, как его называют дома или вместе придумаем однокласснику ласковое имя.
Скажите, как вырастает цветок и что для этого нужно? Цветок вырастает из маленького семечка. Чтобы это произошло, ему необходимы дождь и солнце. Так и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей.
Мы будем изучать мысли и чувства людей. Для чего? Чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.

2.Основная часть занятия.


Во время занятий нужно соблюдать следующие правила:

    доверие;

    говорим по очереди, не перебивая друг друга;

    каждый сможет высказаться;

    не осуждаем мнение другого;

    «здесь и сейчас»;

    в нашем классе не дерутся и не ругаются.
    Учитель. Теперь каждый скажет, что он чувствует сейчас, в начале занятия. Хорошо. А сейчас послушайте меня.
    Чувства есть у всех людей. Это радость, обида, смущение, страх, грусть, благодарность, спокойствие, злость, зависть, восторг и т. д.
    Это наше внутреннее состояние, тогда мы говорим: «Я чувствую в душе».
    А боль от укола, тепло, холод мы чувствуем на теле, телом.
    Все люди разные. Поэтому одни и те же чувства живут в разных уголках тела. Например, когда страшно, у кого-то дрожат коленки, а другого начинается «медвежья болезнь», а ещё говорят «душа в пятки ушла». Чувства бывают приятные и не очень. Но это не значит, что они плохие или хорошие. Они просто есть, живут в нас. И мы должны научиться управлять ими, контролировать их.
    3.Слушание «Волшебная звезда». Звучит музыка (спокойная, тихая).
    «Я хочу вам рассказать одну волшебную историю. Она – про те времена, когда звёзд на небе ещё не было. Эта история про Звёздочку, которая жила на Земле. Звёздочка очень хотела радовать кого-нибудь своим сиянием. Но как ни старалась, на Земле её никто не замечал. Решила тогда Звёздочка обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему и спросила: «Почему никто не замечает моего сияния? И никто мне не радуется? Что я должна сделать, чтобы другие могли заметить мой свет?» В ответ на свой вопрос она услышала слова мудрого старца: «Сияние твоей звезды меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы свет твоей звезды радовал людей, тебе придётся жить на небе и появляться только по ночам. Но там ведь холодно и страшно, ты не боишься этого?» «Я согласна», - ответила Звёздочка. Тогда волшебник в награду за её смелость, желание дарить людям сияние своего света и радость окружил её множеством других сверкающих звёзд. А чтобы память о ней навсегда сохранилась на Земле, он сохранил её изображение… Попробуйте отгадать где? (Ответ:
    в каждом из нас .)
    А ещё волшебник спрятал изображение звёздочки в яблоке»
    Учитель разрезает яблоко пополам и просит детей найти звёздочку, в виде которой располагаются яблочные зёрнышки. Учащимся предлагается принять от Звёздочки и Мудрого старца подарок в виде яблока. (Звучит музыка).
    4. Рисование своего портрета.
    Учащиеся садятся за свои парты, где перед ними лежат листы, на которых нарисованы рамки для портрета. Каждый рисует свой портрет и рассказывает о себе
    .


Заключение.
Учащиеся передают друг другу клубок ниток (или маленький шершавый мячик, можно его помять, пока высказываешься). Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что чувствует тот, кто держит клубок к концу занятия, какое у него сейчас настроение, какое упражнение ему понравилось больше всего.

Занятие 2. Волшебные слова. Задачи:

    создание условий для сплочения коллектива;

    предоставления учащимся возможности вступить во внутригрупповое взаимодействие;

    объяснить учащимся, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником, что вежливым нужно быть всегда.

Оборудование:

    ватман с нарисованными звёздами;

    «звёздочки», вырезанные из бумаги,

    альбом и цветные карандаши;

    аудиозапись;

Ход занятия 1 . Введение
Учитель. Упражнение «Здравствуй, это я».
-Вы знаете, что такое рукопожатие? Этот жест между людьми был введён давным-давно, ещё в рыцарские времена и указывал на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнёром. Сейчас этот жест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнёру, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом.
Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться рукопожатием друг с другом. Только сделаем это необычно. Сейчас, на счёт «три» мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача – не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки».
Правила поведения в группе.
Сегодня мы с вами познакомимся ещё и с другими правилами поведения в группе:

    помни о благодарности – говори «волшебные слова»;

    помогай друзьям, делись с ними;

    умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее;

    не срывай злость на других;

    не ссорься по пустякам;

    не смейся над ошибками других, ты можешь ошибаться сам;

    при споре договаривайся самостоятельно;

    умеешь сам – помоги товарищу.

2.Основная часть занятия.
Учитель.Отгадай слова:
ОБТАОДР (доброта)
ЕЖЛИВОСЬТ (вежливость)

Сегодня мы поговорим о доброте и вежливости. Поднимите руки те, кто считает, что он вежливый и добрый. Что для вас доброта и вежливость?
Доскажи слово:
Растает даже глыба от слова доброго (Спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит (Добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме (Спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (Здравствуйте)
Когда нас ругают за шалости, говорим (Простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят (До свидания)
Игра-тренинг «Волшебный цветок добра»

Ребята.встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представь себе то, что я вам сейчас скажу.
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, вашу душу. Почувствуйте, как добро входит вас, доставляет вам радость. Вас обвевает теплый ласковый ветерок. У Вас доброе сказочное настроение.
Чтение стихотворения о доброте
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться: « Доброе утро».
«Доброе утро!» – солнцу и птицам.
Доброе утро!» – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
3.Творческая игра «Созвездия Волшебных слов».
«Каждый из нас – звездочка. Время от времени звёзды срываются с неба и начинают двигаться. При этом они могут объединиться в группы из нескольких звёзд. Сейчас вы начнёте двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например, три. И тогда вы должны объединиться по три звёздочки. Учитель раздаёт звёздочки.

Возьмите в руки свою звёздочку, напиши на ней волшебное слово, подойдите к нашему кусочку неба. Расположите её в том месте неба, которое вам больше всего понравилось.
Как вы себя чувствуете после этого? Нравится ли вам расположение звёзд? Хотелось бы вам что-нибудь изменить?
Если изменить больше ничего не хочется, давайте приклеим звёздочки на лист».
Учащиеся приклеивают звёздочки на листе ватмана.
А теперь давайте соединим наши звёздочки между собой. Получилось созвездие. Созвездие под названием … (придумывают название созвездия).

4. Заключение.
Дети передают друг другу мячик (можно его помять, пока высказываешься) и высказывают, что чувствует он к концу занятия, какое упражнение ему понравилось больше всего.

Занятие 3. Наши чувства. Задачи:

    ввести новую норму работы в группе: вернуться к тому, что было на предыдущем занятии, чтобы дать возможность обсудить ещё раз что-то оставшееся незавершённым или непонятным;

    обучить учащихся распознавать основные чувства, показать, что чувства – это особая часть нас;

    поупражняться в умении осознавать собственные чувства и подыскивать им названия;

Оборудование:
-карточки с изображением чувств (у каждого);
-аудиозапись;
Ход занятия 1.Введение Разминка.
Учитель объясняет учащимся, что занятие начнём с «зарядки». Это необходимо, чтобы все участники могли настроиться должным образом, так же, как настраивают свои инструменты музыканты в оркестре или как разогревают свои мышцы спортсмены перед тренировкой. Разминка позволяет сосредоточиться друг на друге, отвлечься от груза повседневности, переключиться на новый вид работы, отличающийся от школьных занятий.
Руки в стороны поставим.
Правой левую достанем.
Стоя ноги врозь, руки в сторону.
Поворот влево, правой ладошкой сделать хлопок по левой ладошке.
А потом - наоборот,
Будет вправо поворот.
Поворот вправо, левой ладошкой сделать хлопок по правой ладошке .
Раз - хлопок, два - хлопок,
Повернись ещё разок!
Делая хлопки, повернуться вокруг себя.
Раз - два - три - четыре,
Плечи выше, руки - шире!
Хлопки в ладоши, приподнять плечи, руки
развести в стороны.
Опускаем руки вниз -
И на корточки садись!
Плавно опустить руки вниз. Присесть на корточки.
2. Основная часть занятия.
Звучит песня
«Улыбка».
-Человек улыбается, смеётся тогда, когда ему хорошо, если он здоров; если его ничего не тревожит.
-Улыбаться, смеяться нужно чаще. Смех лечит, поднимает настроение. Но всегда ли мы улыбаемся?
Инсценировка рассказа «Скучный человек».
Жил-был скучный человек. Смотрит на зеркало и зевнёт. Он даже сам себе был скучен. Целый день сидит дома, охает и ахает.
Однажды он сидел в кресле и вспомнил, как в детстве поймал солнечного зайчика. Тотчас вскочил и бегом искать. И нашёл жестяную коробочку из-под чая. Открыл коробку, а оттуда выпрыгнул зайчик и хотел убежать.
- Не оставляй меня, – сказал скучный человек.
- Ну, уж нет! – сказал солнечный зайчик. = Я чуть не засох в этой коробке.
- Не оставляй! Пожалуйста! Мне одному плохо, – говорит скучный человек.
- Вот что значит долго сидеть взаперти и без движения. У меня кружится голова. Я теперь больной зайчик.
-Но что же делать мне? Как тебе помочь?
- Скорее торопись, лечи меня!
-Я тороплюсь, вот тебе лекарства.
-Ты что, хочешь меня уморить? Лекарство от утомления.
Скучный человек не знал, что делать. Пошёл на улицу, увидел девочку и говорит:
- У меня дома больной зайчик, не простой, а солнечный зайчик. - Он рассказал свою историю.
- Это же просто! – говорит девочка. Он не заболел, а заскучал.

Занятие 4. Радость. Задачи:
- сплочение детей;
- создание атмосферы группового доверия и принятия;

Формирование навыков позитивной коммуникации;
Оборудование: аудиозапись; карандаши и листы бумаги с нарисованными домиками; игрушка мишка или зайчик;
Ход занятия 1.Введение
Разминка.
Игра «Скажи зайчику добрые слова».
Учитель «приглашает» на занятие игрушечного зайчика. Учащиеся по очереди называют его добрыми словами. Затем каждый из них по очереди выходит к доске с зайчиком в руках, «превращаясь» в него. Остальные участники обращаются к водящему в роли зайчика, называя его добрыми словами. Таким образом, каждый ребёнок, побывав в роли зайчика, получает свою порцию «словесных поглаживаний».
2.Основная часть занятия Беседа «Как доставить радость другому человеку?»
В ходе беседы на эту тему дети должны высказать как можно больше предположений о том, как можно обрадовать другого: попытаться рассмешить, погладить его, сказать ему добрые слова. Много ли способов удастся набрать всем вместе?
Слушание сказки.
Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость. Живут они в маленьких цветных домиках. Каждое Чувство живёт в домике определённого цвета. Кто-то живёт в красном домике, кто-то в синем, кто-то в чёрном, кто-то в зелёном… Каждый день, как только встаёт солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра срывали крыши домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытия и увидели домики разрушенными. Они, было, очень расстроились, но слезами горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители восстановили свои домики. Помогите жителям – раскрасьте домики.
Дети работают с карточками, где изображены домики и перечислены названия чувств.
Итог: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну как настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».
В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребёнка определённое чувство.
3.Заключение Дети рассказывают, что им понравилось, а что не понравилось, что было хорошо и что плохо, при этом передают друг другу игрушечного зайчика.

Занятие 5. Бережем природу. Задачи:
- учить видеть прекрасное в окружающем мире природы;
- дать понятие о пользе любого живого существа;
- воспитывать умение сопереживать;
Оборудование: карточки с изображением мира природы (у каждого); аудиозапись;
Ход занятия 1.Введение
Учитель предлагает учащимся дидактическую игру:
«Мир природы».
Учащиеся делятся на группы, им раздаются карточки с рисунками деревьев, зверей, птиц, реки, моря, солнца. Каждая группа должна подумать и рассказать, какую пользу тот или иной обитатель мира природы приносит миру людей, не называя себя. По рассказам друг друга дети угадывают, о ком говорят их друзья.
2.Основная часть занятия
Учитель: представьте, что вы однажды увидели человека, который на ваших глазах сломал дерево, ударил палкой какого-либо зверя, бросил камень в птицу. Что бы вы сказали этому человеку?


Чтение сказки
«Майский жук» А. Неелова.
Вопросы и задания к сказке:
Ловили ли вы когда-нибудь жуков?
Что вы с ними делали: отпускали на волю или оставляли жить у себя?
Как вы думаете, почему бабочки, жуки и другие насекомые могут долго прожить в неволе?
Почему Коле приснился этот сон?
3.Творческое задание : «Жалобы природы» Учащиеся от лица животных и растений, рек и морей жалуются на отношение к ним людей.
Вырабатываются правила
« Дежурный по планете»:
Не рвать цветов.
Не разрушать муравейники.
Не ломать деревья.
Защищать насекомых.
Не разбрасывать мусор на улице и т. д.
Обсуждение значения пословицы «Кто деревца не сбережет, леса не увидит».
Рассмотреть и составить рассказ: семечко - саженец - молодняк-дерево.
4. Заключение.
Учащиеся рассказывают, что им понравилось, а что не понравилось, что было хорошо и что плохо.

3.Творческая работа: коллаж детей. Включается музыка.
Учащиеся вырезают изображения различной формы (сердечки, квадратики, шестиугольники, звёздочки и т. д.) и приклеивают их на лист ватмана. Предложить им украсить свои коллажи с помощью фломастеров или маркеров. Приклеивают фотографии, изображения, иллюстрации, на которых представлено то, что они умеют или не умеют, но хотели бы научиться делать, что они чувствуют или как себя ведут в тех или иных ситуациях.
Заключительное обсуждение.
Когда учащиеся закончат, усадите их на стулья в круг и дайте возможность каждому показать всем свою работу, чтобы представить себя другим. Желающие могут рассказать о себе при помощи коллажа.
Наводящие вопросы:

    что вам больше всего в себе нравится?

    если бы у вас был больше выбор картинок, что бы вы добавили к своей работе, чтобы лучше представить себя другим?

    как вам кажется, чем мы похожи?

    чем отличаемся друг от друга?

Сказать детям, что их коллажи, если они не возражают, останутся в классе и будут развешаны по стенам. Если кто захочет дополнить или улучшить свою работу, смогут сделать это до следующего занятия.
Учитель: «Теперь вас услышали и увидели те дети, которые жили в своём городе и не знали, как хорошо быть добрым, умным и весёлым. В этом им помогли добрая Фея и мы. И начиная с сегодняшнего дня эти дети тоже стали обычными детьми, которые всегда добрые, умные, весёлые, вежливые, готовы прийти всегда на помощь.»

4. Заключение
Релаксационное упражнение
«Отдых». (Глаза закрыты, слышна тихая музыка)
«Мы с вами выходим из школы и идём по тропинке, которая ведёт на лесную поляну. Вот мы и пришли на поляну, залитую солнцем. Сели на травку и прислушались. Слышим жужжание пчёл, шелест травы, порхание бабочек, пение птиц и ощущаем тепло солнечных лучей. Нам так приятно сидеть на этой поляне! Уходят прочь все наши тревоги, страхи. Нам так хорошо всем вместе! Птицы поют. Порхают бабочки. Но нам пора возвращаться обратно. Мы опять идём по тропинке и возвращаемся в класс. Можно открыть глаза».

Занятие 7. Чем я отличаюсь от других? Задачи:

    помочь исследовать свои качества, изучить свои особенности;

    показать, что у каждого есть таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других;

    формирование позитивного образа своего «Я»;

Оборудование: рисунок домика; рисунок трона и вокруг него нарисованные кружочки; аудиозапись; цветные карандаши, фломастеры;
Ход занятия 1.Введение
Учитель.Тема сегодняшнего занятия
«Чем я отличаюсь от других?» 2. Основная часть занятия Включается спокойная музыка .
Рисунок «Что я люблю».
Инструкция: Перед тобой рисунок домика. На крыше напиши своё имя, а в каждом квадратике нарисуй или напиши, что ты любишь.
Обсуждение рисунков.

Занятие 8. «Учимся быть дружными» Задачи:
- раскрыть сущность понятия «дружба»;
- показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую
роль играют друзья в нашей жизни;
- формировать нравственные качества личности: внимательность, доброжелательность, любовь к ближнему, взаимопомощь и т.д.
Оборудование: карандаши; аудиозапись;
Ход занятия 1.Введение
Я сегодня предлагаю поговорить о дружбе. Вот вы и заулыбались. О друзьях всегда говорить приятно.

2.Основная часть занятия Беседа «Модель дружбы»
– Что значит дружить?
– Кого называют другом?
– Что такое дружба? Давайте поразмышляем об этом.
– Какого она цвета?
– Как она пахнет? (вкусный, ароматный, приятный, нежный)
– Какая она на вкус? (сладкий, вкусный)
– А если ее потрогать, то какая она на ощупь?
– С какой погодой связывается дружба?
– Какие слова вспоминаются, когда говоришь о дружбе?
– А сейчас скажите самые ласковые слова о друге.
“Подарки друг другу”
Мы можем помечтать и представить, какие подарки можно подарить друг другу.
Я подарю Кате цветок, он замечательно пахнет.
(Учащиеся воображают, и дарят подарки друг другу.Обратить внимание, чтобы “подарки” оказались у всех детей)

Занятие 9. Добро победит зло. Задачи:
- продолжать формирование важнейших нравственных ценностей: добро,
уважение, любовь;
- способствовать развитию сочувствия, сопереживания;
- развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их
с общечеловеческими ценностями;
- повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности
действий в коллективе.
Оборудование: бумажная кукла; аудиозапись; ватман, картинки;
Ход занятия 1.Введение
Учитель:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах.
2.Основная часть занятия
Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, … (учащиеся продолжают)
Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.
Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? Посмотрим на значение этого слова с другой стороны – стороны верующих людей. Заглянем в Детскую Библию. Притча - это рассказ с нравоучением.
А теперь прослушайте
«Притчу о Добре и Зле ».
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.…Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает? «Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте и не забыли
«Добрый поступок»
Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Издавна людистремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи из Библии. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло.Сейчас мы поиграем с вами в игру.
Игра «Сказка».
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.)
Послушайте стихотворение.
Не навреди! Подумай! Не шуми!
Всех уважай! Добрее посмотри!
Не спорь, коль не уверен! Отойди!
А, если с кем и вышло что не очень,
То первым подойди сам, между прочим.
Скажи: - Давай забудем все разборки.
«Худой мир лучше ссоры» в поговорке.
Ты – Человек! Ты – умный, добрый, знаю,
Тебе я, милый, очень доверяю!
Ты дружелюбен! Мы не правы в паре.
И эта ссора нам нужна? Едва ли!»
Как нужно себя вести, если все- таки возник конфликт? Какими словами заканчивается стихотворение?
Ситуация.
Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Соня (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Соне что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
Посмотрите на куклу, изменилась ли она? Такая ли она, была? Что в ней изменилось и почему?
Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
Ребята, а сейчас посмотрите на Соню, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была? Нет. Почему?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить.
Почему мы дольше помним обиды?
Нравиться ли нам, когда нас обижают?
Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
Как быть добрее?
Итог: любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
Самостоятельная работа
Звучит музыка.
На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.
Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).
3. Заключение
Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого занятия? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?

Занятие 10. Моя семья. Задачи:
- познакомить детей с понятием «родословное древо», учить понимать
свое место в семье;
- воспитывать в детях чувство любви, уважения и милосердного
отношения к близким.
Оборудование: мяч; ватман с изображением «Древо семьи».

Ход занятия 1.Введение
Разминка.
Пальчиковая игра: «Семья».
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Учитель. Сегодня мы будем говорить о наших близких и родных людях.
Посмотрите ребята, что находится на столе? (семейная фотография) Как вы думаете, кто изображен на фотографии? (Семья) Кого мы называем семьей? (Маму, папу, бабушку и т.д.)
Вывод: семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то и это хорошая, настоящая семья.
Я думаю, что каждому человеку интересно больше узнать о своих предках. Кем они были, чем занимались, как жили? У каждой семьи своя история. Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется генеалогическим древом. Он и в самом деле похож на дерево, у которого есть корни, ствол, ветки и листья. И сегодня (перечислить) познакомят нас с происхождением своей семьи.
(Представление родословных).
В хорошей дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают и самое главное - любят друг друга.
А когда любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами.
Давайте поиграем в игру «Скажи ласково» (в кругу с мячом). Мама – мамочка, мамуля, матушка; папа – папочка…
Но любовь нужно и делами своими доказывать: помогать друг другу, заботиться друг о друге.
Самые старшие и уважаемые члены семьи - это бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас. Но вы всегда должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим мамам и папам, а значит и вам.
А спортом в вашей семье занимаются?
Физкультминутка.
Осенью, весною,
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьей.(шагают)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой и качаю головой.
Мама, папа, бабушка, дедушка. И у них были мама и папа, дедушка и бабушка и у тех тоже были родители. Если мы попробуем узнать всех наших давно живших бабушек и дедушек, то узнаем, что это не так просто. Многих наших родных уже нет с нами, но мы можем спросить о них у мам и пап, бабушек и дедушек. Каждый должен знать и помнить своих предков.
Закончи предложение.
Я люблю свою семью, потому что она…
Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
(пожелания детей своей семье)

3. Заключение
Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого занятия?

Заключение

Внеклассные занятия по духовно-нравственному воспитанию являются важным стимулирующим источником формирования мыслящей личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности. Регулярное обсуждение с учащимися представленных вопросов поможет детям сформировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни – важнейший фактор для успешной социальной адаптации к явлениям окружающего мира.
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
Для достижения поставленных задач предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
- беседа;
- чтение сказок и рассказов;
- творческая работа;
- игра.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео Как подстричь челку в домашних условиях? Как подстричь челку в домашних условиях?