Воспитание патриотических чувств у младших дошкольников. Воспитание патриотических чувств у дошкольников_23105

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

Выступление на тему:

Выполнила:

воспитатель первой

квалификационной категории

Мартынова Е.В.

«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа воспитания и образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим; обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности.

Новые формы работы моделируют творческий процесс и создают микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников: чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т.д.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Белые пятна в истории, забытые добрые традиции и положительный опыт старших поколений – это все властно требует от нас по-новому взглянуть на место и роль человека в масштабе социума, региона, страны. Для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю, культуру. Когда ребенок начинает активную жизнь, о сталкивается со множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что еще мало знает об этом мире, он должен и хочет познать его.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.

Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:

Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя.

Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаем, традициям.

В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то. Что достойно восхищения.

Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим с детьми к Международному Дню 8 марта, к Дню матери. Вместе с детьми изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники, организовали выставку рисунков: “Мамочка любимая моя”, участвовали в спортивном празднике, посвященном Дню матери; в группе оформили фото – альбом: “Мама, мамочка, мамулька”.

Дети с мамами принимали участие в выставках, конкурсах: “Чудо с грядки”, “Золотые руки мамы”, “Цветочная фантазия”, “В гостях у Самоделкина”. Все эти мероприятия способствовали гармонизации детско-родительских отношений.

Посещение краеведческого музея, изучение и знакомство детей с краеведческой литературой, организация выставок фотографий, создание фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с трудом людей разных профессий, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии.

Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей.

Участвуем с детьми в народных праздниках: “Веснянка”, “Масленица”, “Пасха”. В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.

Организуя праздники героико-патриотической тематики, я одновременно стараюсь учить и воспитывать детей. Здесь они по настоящему играют военных, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, где реальность.

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом обязательно сопровождается музыкой.

В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому проводилось много занятий, где дети могли самостоятельно исследовать какую-то проблему:

“Откуда хлеб на стол пришел?”

“Богатыри земли русской.”

“Сундучок бабушки Арины.”

“В единстве наша сила.”

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры – драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров: кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры кранной чертой проходит нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей. Дети старшей подготовительной группы всегда демонстрируют свои “артистические” способности малышам. Все получают удовольствие, радость от общения. Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Близость театральной деятельности для ребенка, лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что она связана с игрой. Участвуя в театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают свое доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Через занятия театра я пробуждаю у детей стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жест, ритмопластику, стремимся сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть скованность, напряженность, неуверенность.

Очень большая работа проводится к Дню Победы. Провожу занятия: “Их имен не смолкнет слава”, “Города – герои”, “бронзовый солдат”, “Дети и война”, В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок “Мы помним…”: родители принесли фотографии родных, участников ВОВ, взрослые, при встрече с детьми, рассказывали о родственниках, прошедшие огненные тропы войны. Дети с трепетом рисовали портреты воинов.

Интересно прошел конкурс чтецов, посвященный Дню Победы, конкурс рисунков “Война, война”.Каждый год чествуем ветеранов, возлагаем цветы к обелиску воинам – освободителям, ходим на экскурсию в музей школы “Память”. Организуя праздники героик-патриотической тематики, я одновременно стараюсь учит и воспитывать детей. Здесь они по настоящему играют в военных, поют военные песни.

В группе создан уголок “Моя Родина”, где представлены фото-альбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портреты президента, председателя правительства. Дети бережно относятся к предметам, когда – то принадлежавшим их прадедушкам и родным.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетенные в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ: “День защитника Отечества”, “День защиты детей” и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества “Великий праздник День Победы”.

Для родителей подготовила и провела консультации на темы: “праздник в дом пришел”, “Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения”, “Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки”, “Формирование гражданско- патриотической позиции детей дошкольного возраста”. Привлекаю родителей к активному участию в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка в группе.

Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов. Ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие на личность ребенка на много лет вперед.

В работе над данной темой, я хорошо понимаю, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный и практический багаж:

Изучение новинок методической литературы;

Повышение квалификации педагога;

Разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию.

Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми.

Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.

Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети, что они унесут из детства.


Мария Чернецкая
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь ? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы , которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников .

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей .

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <. > воспитание патриотов России , граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение , гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются :

- воспитание

- воспитание уважения к труду ;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства

чувства

деятельности воспитывают чувства

По данным последней переписи населения в России 80% населения составляют русские, на втором месте – татары, на третьем – украинцы, затем мордва и чуваши. В среднем Поволжье, где находится и республика Мордовия славянские, тюркские и финно-угорские национальные корни переплетаются гораздо сложнее и гуще, чем в других полиэтнических регионах.

Мы сегодня видим новый расцвет культур коренных народов Поволжья. Открываются детские сады, школы, классы с обучением на родном языке. Национальные праздники собирают тысячи людей самых разных национальностей.

Проблема раннего формирования у дошкольников ценностных отношений в сфере национальных интересов может решаться лишь в ходе изучения и общения представителей культур данного региона. Т. е. поликультурное воспитание – это формирование знаний и уважительного отношения к культуре в целом и к представителям этой культуры в ближайшем окружении ребенка.

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон, к более сложному - город, страна.

Основой формирования у детей социального опыта , воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников . В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию ?

1. Приучать ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объяснять ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходить с ребенком в библиотеку и посмотреть, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организовать к ним экскурсии и рассказать, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему поострить дом. Когда дом построен, поиграть с ребенком в «новоселье» , разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотреть, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4. Воспитывать у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдать за тем, как привозят и разгружают хлеб. Рассказать, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.

5. Рассказать ребенку о своей работе : что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Рассказать, что вам нравится в вашем труде .

6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложить ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?» , «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложить ребенку нарисовать, что больше всего понравилось .

7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

По данной теме также возможно использование других форм организации совместной работы педагогов и родителей : выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники.

Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях.

Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной» , «любовь к Отечеству» , «ненависть к врагу» , «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности : семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения) . Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци : семья - подлинный орган воспитания , она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность . Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Исходя из этого нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач :

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду ;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства , но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения , которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в результате мы можем получить патриотически настроенных детей , которые будут любить свою страну и оберегать ее.

Воспитание патриотических чувств у дошкольника

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» - говорил замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

В настоящее время в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.

Исходя из выше изложенного необходимо поставить акцент на следующем:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Не всё, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города (села) со всей страной.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высотных домов, широких проспектов. Другой город славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялись в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.
В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

Люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т.д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу, результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности:

В родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;

В родном краю могут жить люди разных национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают;

Здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

Каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Народные праздники (Масленица, Пасха,) – средства возрождения народной культуры и приобщения к ней через обычаи, традиции, обряды. Сам праздник неотделим от жизни общества. Он вобрал в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и энергию в трудный период жизни. Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

В народном творчестве отображаются и исторические сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Любовь к Родине зарождается в детстве, в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Народная педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей. Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества. Фольклор – одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.

Особым жанром, влияющим на нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа, в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др.

Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной.

Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др.

Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.

В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.

Большое значение необходимо придавать героико-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет , наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях – о Родине.

Таким образом, чувство патриотизма многогранно и сложно – это и любовь к свои близким и гордость за весь народ, яркие воспоминания про место, где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.
  2. 8. Горлевская Е.Л. Практика работы по патриотическому воспитанию. Проектная методика внедрения / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/583342/
  3. 11. Добринец Л.А. Региональная программа нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников Я и мой поселок» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/506161/
  4. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
  5. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа.: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 96с.
  6. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина М, 2005. – 180 с.
  7. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
  8. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию / Под ред. В.И. Лутовинова М., 2008, с.5
  9. Лебедева А. Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/573431/
  10. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
  11. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
  12. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Электронный ресурс http://dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
  13. Новолаева Н.В. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество М., 2009, с.73
  14. Писарева А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
  15. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50 .

Воспитание патриотических чувств младших дошкольников

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Уже в дошкольном возрасте ребенок знает, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям. Как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно, личный пример родителей.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


Воспитание патриотических чувств у дошкольников.

Педагогика - наука об образовании, исследующая процесс воспитания человека. Дошкольная педагогика - фундамент будущего человека. Нравственно-патриотическое воспитание один из императивов современного непрерывного образования.

"Воспитание патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития"

Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.

А.Н. Толстой

Человечество на протяжении своего существования и развития неразрывно связано с педагогикой, о чём свидетельствует древнегреческая, древневосточная и средневековая теология и философия. Как наука, педагогика - единственная специальная наука об образовании, исследующая процесс воспитания человека. Воспитание человека (по проф. В.В. Кумарину) - выработка в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т.д. Цель воспитания - не только знание о том, что такое честность, но именно устойчивая привычка быть честным, что является первоочередной задачей. В противном случае, при дурном воспитании (как писал ещё К.Д. Ушинский), дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества.

В современном научном мире определение педагогики имеет многообразие трактовок, каждая из которых заслуживает внимание. Так В.И. Слуцкий трактует педагогику как искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком.

Как только нарушается эта взаимосвязь, взаимовлияние, человечество настигают глубокие нравственные кризисы, ведущие к саморазрушению и уничтожению Человека в человеке. Утрачивается связь поколений, культурный опыт, искажаются вечные ценности и истины, разжигаются войны.

Наш современный мир настолько хрупок и беззащитен, не смотря на уроки истории, что возникает вопрос - почему человечество, как высшая ступень цивилизации допускает на каждом новом историческом витке своего развития те же самые роковые ошибки? Какие механизмы управления приводят к тому, что высоконравственные и культурно просвещённые сообщества и государства порождают такие явления, как фашизм, расизм, терроризм? В наши дни, когда исторические события искажаются и трактуются с позиции "как это выгодно сильным мира сего", проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания встаёт особо остро. Задача педагогики в сложившейся ситуации объединить и сохранить единство процесса передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения на всех ступенях воспитания и обучения.

Дошкольной педагогике здесь отводится особая роль, т.к. фундамент будущего человека закладывается именно в раннем детстве. Дошкольный возраст наиболее сенситивен для развития нравственно-этических норм, эмоциональной отзывчивости. В этот возрастной период ребёнок открывает для себя мир, глубоко переживает свою значимость в коллективе, проявляет интерес к событиям и социальным явлениям.

Работу по патриотическому воспитанию в ДОУ необходимо начинать с создания для детей уютной, доброй атмосферы. Любое общение педагога с детьми должно носить

эмоциональную окрашенность, что даёт свободу и право на выражение своих переживаний, рождает духовную близость и доверие. В процессе общения речь педагога должна быть содержательной, с использованием образных слов, выражений. Педагогу крайне необходимо владеть языком движений, т.к. эмоциональное влияние на детей осуществляется не только в речевой форме, но и невербально. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В нём объединились ответственность, бережное отношение к окружающему миру, желание быть нужным и полезным. Эта работа должна вестись систематично и планомерно во всех возрастных группах и в разных видах деятельности с учётом дидактических принципов - от простого к сложному, от близкого к далёкому, от конкретного к абстрактному. Этот процесс длительный и сложный, охватывающий нравственные аспекты человека. В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. В этом тоже проглядывается общепедагогическая проблема, чтобы нравственно-патриотическое воспитание в образовании несло в себе непрерывность развития и цельность во всех направлениях.

В программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой все темы логически взаимосвязаны и раскрывают на каждом возрастном этапе целостную картину представлений о России.

    Родная семья (ребенок впервые осознает себя человеком - членом семьи, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях, именах близких, семейных историях, традициях).

    Родной город, поселок (дети получают сведения о малой родине, об истории ее возникновения, о достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, зданиях, учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше).

    Родная природа (любовь к родной природе -одно из проявлений патриотизма, дети получают сведения о природе участка детского сада, родного края, реках, растениях, животных, о России, умение видеть красоту окружающего мира, относиться поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе).

    Родная страна (дети получают сведения о России, государственных символах - гербе, флаге, гимне, об их значении, воспитывается уважение к ним, дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами, формируется представление о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируется любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни и судьбе Родины).

    Родная культура (знакомство детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством, у детей формируется представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, умение любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в нашем саду организована как культурное пространство: оформлен мини-музей "Хада", экспонаты которого содержат информацию о культуре и декоративно-прикладном искусстве русского и хакасского народов; музей под открытым небом "Хакасская юрта", где отражен быт и культура хакасской семьи.

В музыкально-образовательной деятельности патриотическое воспитание строится на основе творческого взаимодействия взрослых и детей. Музыкальный репертуар составляют лучшие образцы классики и современности; фольклора русского, хакасского, белорусского, украинского и др. народов России, где отражается уклад жизни, традиции, любовь к природе, к матери, к родине, к своей семье. Чувство патриотизма воспитывается и прививается во всех видах музыкально-образовательной деятельности и во всех группах, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Используются такие формы работы, как беседы-концерты, посвященные "Дню защитников Отечества", "Дню Победы"; экскурсии к памятникам павших воинов с возложением цветов. Доброй традицией нашего сада стали ежегодные выступления воспитанников в железнодорожном музее перед ветеранами ВОВ и ветеранами труда, где ребята знакомятся с историей нашей Родины и подвигами своих прадедов. Маленькие артисты трогают своей искренностью и согревают сердца старшего поколения, даря надежду о том, что труд прадедов и жизненные силы были потрачены не напрасно. Для нас, педагогов эти встречи также дороги и значимы, ведь с каждым годом наших героев-ветеранов становится всё меньше. Нам нельзя забывать их имена, связь поколений необходима для будущего. Для наибольшего развития эмоционального восприятия воспитанников в стенах ДОУ, проводятся государственные праздники и тематические занятия с мультимедийным приложением по темам: "Вечный огонь", "Звезда Победы". Ежегодно проводятся, согласно тематическому плану, народные праздники, где дети приобщаются к истокам своей культуры, к духовно-нравственному наследию. Изготовлены совместными усилиями сотрудников детского сада и родителей костюмы русского и хакасского народов. Разработаны и внедрены сценарии по темам: "День Матери", "Рождественские святки", "Масленица широкая", "Пасха". Были осуществлены музыкально-театральные постановки сказок "Гадкий утёнок" (По мотивам одноимённой сказки Г.Х. Андерса), "Почему замолчали камни" (Хакасский эпос).

Особое место отводится профориентационному воспитанию дошкольников, т. к. воспитанники нашего сада - дети работников железной дороги. Здесь ведётся работа о преемственности поколений, бережное и уважительное отношение к труду на железной дороге. Ежегодно в саду проводится праздник "День железнодорожника". Подобран и пополняется регулярно тематический музыкально-игровой материал, отражающий профессиональные особенности работы на железной дороге. Огромную помощь в воспитании дошкольников педагогам оказывают родители. Они активные участники всех событий нашего сада. Ведь как сказал Ф. Бэкон: "Любовь к Родине начинается с семьи".

Благодаря проводимой работе, сотрудничеству педагогического коллектива и родителей, у детей расширились представления о ценностях ближайшего социокультурного окружения, обогатилась сфера нравственных чувств и отношений. Наблюдается положительная динамика в формировании основ гражданской этики. Жизнь наших воспитанников обогащается также взаимодействием разновозрастного общения в игровой, трудовой, художественно-продуктивной деятельности. Педагоги ДОУ воплощают в своей работе прогрессивные методы и технологии: моделирование ситуаций, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное общение с ребёнком.

В заключение хочется вспомнить слова выдающегося педагога -гуманиста В.А. Сухомлинского: "Чтобы в человеке утвердилась высокая идея, нужно дать ему азбуку человеческой культуры. Ведь идейная жизнь - это жизнь мысли, разума, на страже которого стоит чуткое сердце. В юном сердце и разуме надо воспитывать тонкую чуткость к человеку. Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека, кем бы тот ни был: близкий или далекий, знакомый или незнакомый"

Список литературы

Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.

Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ, 2003.

Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду. Волгоград: Учитель,2011.

Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2007.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками Что говорить при знакомстве? Что говорить при знакомстве?