Функции одежды как социального символа. Функции и требования к повседневной одежде

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Под функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функциональность - соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности.

В повседневной жизни одежда играет огромную роль для человека, т.к. представляет собой предмет первой необходимости .

Основная функция одежды - это защита человека от погодных условий (холод, жара, атмосферные осадки).

Основные функции современной одежды: защитная, информационная, эстетическая.

Информационная функция необходима и имеет значение отличительного признака социальной принадлежности или профессиональной деятельности человека.

Эстетическая функция - это предмет материальной культуры человека, и представляет собой черты исторической эпохи, национального характера или индивидуальные творческие особенности.

Защитная функция. Хоть у одежды и есть прямое назначение, и используется она в потребительских условиях, но она также является и предметом искусства.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция - эстетическая, удобство в носке и прочность - для повседневной.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования . Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков. Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике.

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься. К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность - способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность - способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей - пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик. Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Эксплуатационные требования. В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки, свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации - важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды - сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ - это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала - значит, произошел и моральный износ одежды.

Литература: ,.

7. Ассортимент и классификация одежды

В разные периоды жизни и времени дня человек носит не одну вещь, а несколько, и у каждой из них есть определенное предназначение для разных условий: для отдыха, для занятий спортом, для работы.
Именно поэтому (классификация одежды по назначению) одежда делится на: бытовую, производственную и спортивную .

Бытовая одежда - это самая большая категория и подразделяется на нарядную, повседневную и домашнюю.

Производственная одежда делится на ведомственную и специальную одежду (для лесорубов, шахтеров, медсестер, врачей, пожарных).
Наиболее ярко информационную функцию выполняет ведомственная одежда.

Спортивную одежду тоже можно подразделить более узко. Например, одежда для отдельных видов спорта (футбол, теннис, баскетбол).

Существует классификация по временам года: летняя, зимняя, осенне-весенняя или демисезонная.

Еще одним немаловажным фактором в классификации одежды является классификация по поло-возрастному признаку на мужскую, женскую и детскую.

Под ассортиментом швейных изделий понимают перечень их товаров, объединенных в группы по определенным признакам. Ассортимент швейных изделий велик и сложен, включает различные виды и разновидности одежды, головных уборов, а также постельное, столовое белье и др.

Швейные изделия классифицируют на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и др.

Классы швейных товаров: бытовая, спортивная, специальная, национальная, ведомственная одежда. Каждый класс делится на подклассы. Подклассы бытовой одежды: верхняя одежда, легкая, белье нательное, постельное, корсетные изделия, головные уборы. Изделия, входящие в подклассы, делятся на группы, например, группы верхней одежды: пальто, плащи, куртки, костюмы и др.

Группы по половозрастному признаку делятся на подгруппы, например, группа пальто - мужские, женские, для мальчиков и девочек старшего школьного, школьного, дошкольного возрастов.

Швейные изделия различают по видам, отличающимся следующими признаками: видовым наименованием, полом потребителя, его возрастом, сезонностью и временем использования, применяемым материалом, назначением изделия. Виды швейных изделий подразделяются на разновидности, которые характеризуются тремя признаками: наименование изделия, фасон, сложность фасона.

В промышленности принята определенная классификация швейных изделий.

Весь ассортимент по общему назначению делится на пять классов:

1) бытовые изделия;

2) спортивные изделия;

З) спецодежда;

4) ведомственные изделия;

5) национальная одежда.

Каждый класс по условиям эксплуатации подразделяется на пять групп:

1) верхняя одежда;

2) легкое платье;

З) белье и швейная галантерея;

4) головные уборы;

5) инвентарь, снаряжение и другие изделия.

Группы делятся на подгруппы в зависимости от модельно - конструктивных признаков и употребления: пальто, костюмы, платья, блузки, юбки и другие плательные изделия; белье верхнее, нательное, постельное, столовое; полотенечно - платочные изделия; швейная галантерея; головные уборы и др.

Изделия, входящие в подгруппы, делятся по видам, которые характеризуются шестью признаками:

1) видовым наименованием (пальто, бушлат, шинель, плащ и т. д.);

2) полом (мужская, женская одежда);

З) возрастом (пять возрастных детских групп и три возрастные группы взрослого населения);

4) сезонностью (зимние, летние, демисезонные, внесезонные изделия);

5) видом основных тканей и материалов (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани и др.);

6) назначением (парадная, выходная, повседневная, домашняя, рабочая, специальная одежда).

Бытовая одежда изготовляется различных размеров (номеров) и длин (ростов). Размер определяется обхватом груди, длина – длиной тела человека и модой.

Одежда имеет следующие размеры (в см): для взрослых – 88, 92, 96, 100,..., 120; для детей-подростков – 88, 92; старшего школьного возраста – 76, 80, 84; младшего школьного возраста – 64, 68, 72; дошкольного возраста – 56, 60; ясельного возраста – 48, 52.

Для массового производства одежды разработаны промышленные методы моделирования и конструирования, в которых учитывается современная типология взрослого и детского населения страны. Размерная характеристика типовых фигур человека дается в виде отдельных измерений, называемых размерными признаками. В качестве ведущих размерных признаков приняты: обхват груди и длина тела человека (рост).

В соответствии с требованиями стандартов при маркировке готовой одежды ставят обозначение размеров в сантиметрах в следующем порядке: для мужской одежды – рост, обхват груди, обхват талии (например, 170 – 100 – 88); для женской одежды – рост, обхват груди, обхват бедер (например, 158 – 96 – 104), для мужских сорочек – рост, обхват груди, обхват талии, обхват шеи (170 – 100 – 88 – 41).

Подконструкцией понимается внешний вид и объемно пространственная форма одежды, характер членения ее на конструктивные пояса, конфигурация и размеры составных частей, а также способы их соединения. Конструкция одежды характеризуется внешней формой (силуэт, покрой), конструктивным построением деталей (воротник, карманы, застежка), художественным оформлением и видом соединительных швов.

Детали одежды можно разделить на две группы: определяющие объемно-пространственную форму изделия. к ним относятся полочки, спинки, рукава, передние и задние половинки брюк, полотнища юбок; не определяющие объемно-пространственную форму изделия. они делятся на два вида: детали, имеющие вспомогательные значения (обтачки, детали подкладки, прокладки, кромки и т.д.), и детали, относящиеся к конструктивно-декоративным элементам (карманы, манжеты, планки, пояса, банты и т.д.).

Детали первой группы являются основными, так как они создают форму одежды. Конструкция и объемно-пространственная форма деталей второй группы зависят от конструкции и формы основных деталей.

Конструкцию одежды определяют следующие факторы: вид и функциональное назначение одежды; силуэтная и объемно-пространственная форма, размеры и количество составных частей (деталей кроя); свойства материалов, из которых изготовляется одежда; способы соединения составных частей одежды; строение и расположение конструктивных швов и вытачек; наличие конструктивно-декоративных элементов (складок, драпировок, рельефов, оборок и т.д.).

Основные детали могут состоять из одной или нескольких частей в зависимости от модели, силуэта, формы и вида одежды (рис.2,3). Разнообразие конструкции спинки и полочек, состоящих из одной части, определяется наличием отделочных швов, вытачек.

Рукава изделий могут состоять из одной, двух или трех частей. Кроме того, конструкция рукавов может быть разной в зависимости от конструкции нижних и верхних срезов. Конструкция верхних срезов рукавов (втачные, реглан и рукава, выкроенные вместе с полочкой и спинкой) определяют покрой рукава.

Воротник одежды состоит обычно из двух деталей – верхней и нижней, в женском платье может состоять из одной детали. Нижний воротник верхней одежды придает и удерживает форму воротника изделия, он состоит из двух частей. Верхний воротник состоит из одной части, за исключением отдельных изделий со стойкой.

Подборт служит для оформления и обработки края борта, поэтому по внешнему срезу он соответствует срезу бортов полочек. Пояс в плечевых изделиях является дополнением к фасону, а в поясных изделиях – деталью, обеспечивающей посадку брюк и юбок на фигуре человека.

Контуры деталей называют срезами, они имеют различные названия в зависимости от места расположения в готовом изделии, надетом на фигуру человека (табл.1,2).

Таблица 1

Наименование конструктивных линий мужского пиджака

Рис. 2. Детали кроя мужского пиджака из ткани верха

Таблица 2

Наименование конструктивных линий мужских брюк

Рис. 3. Детали кроя мужских брюк из ткани верха

Каждая деталь должна иметь определенное долевое направление нитей основы ткани для обеспечения устойчивости изделия к растяжению во время носки, а также для лучшего формообразования.

Функциональность одежды и народные традиции

Использование народных мотивов в создании образцов современной одежды зависит и от ее назначения. Необходимо сказать, что исследование этой зависимости затруднено рядом причин. Моделирующие организации только с середины 50-х годов стали формировать костюм по принципу его бытового назначения. До этого, как правило, проектировали платья, верхнюю одежду, юбки, блузы, спортивные костюмы, носившие печать некоего усредненного назначения. Например, создавалось платье вообще. Оно могло быть сделано из недорогой ткани, иметь несложные покрой и отделку, сравнительно дешево стоить и тем самым предназначаться на каждый день. Другое платье, более сложного покроя, выполнялось из дорогой ткани, украшалось вышивкой, стоило дороже, чем первое, и служило выходным туалетом.

То же, можно сказать и о верхней одежде. Моделирование спортивного костюма только зарождалось и носило характер проб. Часто верхняя часть такого костюма напоминала платье (в костюме для конькобежцев) или жакет (в костюме для лыжников). Одежда для службы часто представляла собой блузу с юбкой, а наиболее популярной одеждой для дома были халаты (короткие и длинные) и пижамы. Отсутствовало и четкое деление бытового костюма на виды. Это затрудняло дифференцирование работы по использованию народных мотивов в проектировании того или иного вида изделий.

Процесс использования народного искусства не удалось полностью изучить и потому, что единственный источник печатной информации о советском моделировании одежды - "Журнал мод" - не стабилен по рубрикации. Например, модели одежды для работы публикуются под разными названиями: "для работы", "для службы", "на каждый день" и т. п. В одном годовом комплекте (за 1946 г.) опубликовано 7 моделей служебной одежды, в другом (за 1948 г.) - 77. Еще хуже обстоит дело с домашней одеждой. Она отсутствует на страницах "Журнала мод" за 1956 г., затем появляется, в 1962 - 1966 гг. исчезает, в 1967 г. опять появляется, чтобы потом снова исчезнуть. Наиболее устойчиво разрабатываются и отражаются в печати верхняя одежда, нарядное платье, костюм для спорта и отдыха.

Костюм, как всякая бытовая вещь, имеет утилитарные и эстетические функции. Утилитарные функции соответствуют назначению костюма. Костюм для домашних занятий, для службы, для спорта и отдыха, верхняя одежда, нарядное платье и т. п. - все эти вещи предназначены создавать условия, наилучшим образом отвечающие тому или иному роду деятельности человека в определенной среде и в определенное время.

Как известно, утилитарное содержание костюма обусловливает его форму. Эстетическая функция одежды, как правило, органично сочетается с ее утилитарными функциями. Ими определяется момент участия искусства в создании художественного облика одежды. В самом деле, так как главное назначение костюма заключается в создании своеобразного микроклимата для оптимальных условий деятельности или досуга человека, задача искусства - найти пути к выполнению этого назначения. Например, искусство должно помогать превращению труда из необходимости в удовольствие. Известно, что крестьяне на сенокос или жатву надевали праздничные костюмы. Их нарядность скрашивала тяжесть труда, декор костюма, так же как и песня, играли роль стимуляторов деятельности, внося в нее долю торжества.

Использование мотивов народного искусства непосредственно связано с повышением не только эстетической, но и утилитарной функции костюма. Кроме сравнения видов одежды по степени внедряемости народных мотивов, представляется очень важным выявить причины различия в этом процессе. Очевидно, такое выявление будет касаться соотношения утилитарной и эстетической функции каждого вида одежды и традиций народного костюма, так или иначе используемых в моделировании одежды. Думается, логично начать рассмотрение трансформации народных мотивов в этом аспекте с одежды для службы, которая менее всего подвержена влиянию народных мотивов.

Одежда для службы. Одежда для службы - это одежда для работников учреждений, институтов, школ и т. п., условия работы которых не отличаются резко друг от друга 1 . Одежда для службы имеет следующие формы: юбки с блузами, сарафаны с блузами, платья, платья-костюмы и т. п. Как правило, она имеет простые конструктивные формы, свободные или слегка прилегающие к фигуре. Технология изготовления такой одежды рассчитана на массовое производство.

1 (Спецодежда анализу не подлежит )

Одежда для службы должна обеспечивать удобство в работе. Художественный облик вещи решается пропорциональностью соотношений частей, пластикой форм, цветом, рисунком и фактурой тканей. Здесь почти недопустима такая отделка, как вышивка. Большинство моделей одежды для службы проектируется на основе идей, обусловленных современными требованиями.

Рациональные формы (блуз, юбок и т. д.) чаще всего классические, носят интернациональный характер и, казалось бы, не нуждаются во введении народных мотивов. Однако, хотя и в небольшой дозе, эти мотивы все-таки находят отклик в моделировании этого вида одежды. Безусловно, диапазон применения народного здесь ограничен: это лишь элементы покроя народного костюма, общий характер формы, в частности, подобной форме рубахи; ткани пестротканые или набивные, с рисунком, напоминающим рисунок крестьянских полотен.

Такие элементы не подавляют служебный характер одежды, они вносят особую теплоту в официальный костюм. Но несмотря на то что традиции народного костюма находят место в решении служебной одежды, их доля в моделировании невелика.

Домашняя одежда. Назначение домашней одежды - создать человеку условия для занятий и отдыха дома, в семье. Характер выражения утилитарной и эстетической функции здесь иной, чем в одежде для службы. Домашняя одежда должна быть удобной по форме и покрою, сочетать в себе черты декоративности, нарядности, быть приятной для окружающих и соответствовать индивидуальности человека. Решение домашней одежды может быть более смелым и разнообразным по форме, цвету и тканям. Известно разделение домашней одежды на три подгруппы: 1) одежда для сна, для утреннего и вечернего туалета; 2) одежда для домашней работы; 3) одежда для отдыха.

Проектирование и массовый выпуск домашней одежды всех трех подгрупп обусловили бы эстетический вид домашнего костюма. Однако имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что преимущественно разрабатывались модели одежды лишь одной подгруппы - одежды для домашней работы. Моделей домашней одежды для отдыха совсем немного.

В проектировании домашней одежды используют формы разного стиля - классического, спортивного, фантазийного. Для изготовления одежды применяются ткани хлопчатобумажные, льняные, штапельные, полушерстяные. Они могут быть гладкокрашеными, пестроткаными, набивными, с фактурной выработкой и т. п. Цветовое решение домашней одежды может быть как нюансным, так и контрастным. В качестве отделок здесь применяются оборки, бейки, машинная и ручная вышивка и др.

Функциональная обусловленность домашней одежды, возможность использования множества форм, материалов, разнообразных цветов и отделок позволяют при моделировании допустить большую степень восприимчивости домашней одежды к народным мотивам. Например, в домашнем костюме используются традиционные элементы покроя рубах, приемы расположения декора, характерные цветовые сочетания белого с красным, красного с синим и т. д. Широко применяются набивные ткани с рисунками по народным мотивам, а также такие детали, как платки, шали, покрывала.

Использование народных мотивов в моделировании домашней одежды носит характер избирательности, совпадающей с общей тенденцией. Например, в 40-х - начале 50-х годов больше всего перерабатываются покрой народных рубах и украшение вышивкой, в конце 50-х - начале 60-х годов - "народный" узор набивных тканей. Гладкая ткань часто сочетается с набивной купонной, отделывается тесьмой, бахромой, напоминая способы украшения народных одежд.

Если оценивать способность домашней одежды ассимилировать народные мотивы, то она окажется значительно большей, чем у служебной одежды. Правда, такое положение вещей наблюдается не всегда. Например, в 1945 - 1955 гг. использование народных мотивов в моделировании одежды для службы оказывается количественно большим, чем в моделировании домашней одежды. До некоторой степени это можно объяснить тем, что в 1945 - 1955 гг. домашнюю одежду не выделяли столь четко из легкого платья.

Об использовании народных мотивов в моделировании домашней одежды в 1962 - 1966 гг. сказать ничего нельзя, так как в этот период на страницах "Журнала мод" модели домашней одежды не помещаются.

Верхняя одежда. К верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, полупальто, пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для ее моделирования. Однако фактором, определяющим специфику преломления традиций народного искусства при проектировании моделей верхней одежды, является весь комплекс средств, обусловливающих ее изготовление. Верхняя одежда отличается от легкого платья большей строгостью форм, лаконизмом декора. В ее решении, как правило, не допускаются яркая вышивка, излишняя декоративность, пестрота. Это обусловлено и сферой применения верхней одежды, и значительно большей продолжительностью употребления. Моделирование верхней одежды производится средствами архитектоники. Пластическая форма строится конструктивными линиями.

Возможности отражения народных мотивов в моделировании верхней одежды несколько иные, чем в моделировании легкого платья. В моделировании верхней одежды прежде всего логично ожидать отражения характерных особенностей покроя народного костюма. Здесь мы видим переработку элементов покроя не только народной верхней одежды: поддевки, бекеши, свиты и т. п., но и рубах. Например, в конструкции моделей верхней одежды, относящихся к 40-м годам, неоднократно повторяется мотив квадратной проймы и рукава на манжете, который в описаниях моделей фигурирует как "русский рукав". В начале 50-х годов модели верхней одежды несут следы переработки конструкции верхней народной одежды - часто повторяется мотив свиты, бекеши, черкески, чохи.

С 1954 по 1961 г., в период ослабления интереса к народному искусству, в моделировании верхней одежды почти не наблюдается использования народных мотивов, зато впоследствии почти на протяжении 10 лет моделирование верхней одежды активно перерабатывает традиционное. Современные модели несут и едва заметные, и явные признаки покроя русских поддевок, тулупов, верхней одежды народов Прибалтики, Украины, Средней Азии и др. Кроме использования элементов покроя и характерных силуэтных линий, возрождается традиционное стремление к утилитарности, сочетающейся с красотой. Конкретное выражение этих традиций в современной верхней одежде проявляется в применении удобных и теплых меховых головных уборов, платков и подшлемников, надевающихся под головной убор.

Процесс использования народных мотивов в моделировании верхней одежды неравномерен. Впервые они были широко применены в то время, когда элементы покроя русской рубахи (квадратная пройма рукавов) нашли возможность трансформироваться в моделях пальто (1947 г.). Форма и покрой верхней женской одежды того времени - прямой силуэт с расширенными плечами - оказался восприимчивым к извлеченным из народного наследия мотивам.

Позднее, когда произошли изменения в форме пальто и прямой силуэт сменился силуэтом с облегающим лифом и расширенным низом, его архитектоника дала повод для использования конструктивных особенностей народной верхней одежды.

Нечто подобное наблюдается и в 60-х годах, когда после довольно длительного господства прямой формы в верхней одежде появился покрой редингот - пальто полуприлегающей формы, слегка расширенное книзу.

В моделировании современных пальто наиболее разнообразно варьируются мотивы русской поддевки и бекеши: криволинейный крой спинки и полочек, прилегание в области талии, расширение формы внизу и т. д. Эти особенности достаточно прочно утвердились в моде. Они удачно сочетаются даже с чертами некоторой жесткости конструктивных линий пальто.

Отражение народных мотивов в моделировании верхней женской одежды занимает значительно большее место, чем в моделировании служебной и домашней одежды.

Одежда для спорта и отдыха. В моделировании одежды для спорта и отдыха использование мотивов народного декоративного искусства занимает большое место.

Наиболее распространенными видами спорта у нас являются: , зимой - лыжи, коньки; летом - теннис, игры с мячом, водный спорт, туризм. Каждый вид спорта вносит свою специфику в решение костюма, зависящую от условий и среды, в которых проходят спортивные занятия и активный отдых человека.

Спортивные костюмы для того или иного вида спорта отличаются друг от друга конструктивным построением, цветовым решением, характером декора. Силуэт, линии спортивной одежды, цветовое решение, ритмика и пропорции должны выражать сущность спортивных занятий, подвижность, динамичность. Для изготовления спортивных костюмов употребляются и обычные одежные ткани, и специальные ткани и материалы для спорта, и трикотажное полотно.

Спортивный костюм должен быть удобным, практичным и красивым. Эстетические функции в спортивном костюме играют значительную роль. Это объясняется тем, что спортивный костюм - одно из средств оформления особой обстановки, в которой происходят спортивные занятия человека. Спортивный костюм должен способствовать желанию человека получить удовольствие от досуга, так или иначе связанного с природой, с ее красками, цветом неба, зелени или снега. Эта связь осуществляется за счет применения в решении спортивных одежд ярких красок, контрастных тонов, придающих костюму декоративность и красочность.

Необходимость обеспечивания подвижности предполагает применение покроя, который не стеснял бы движения человека.

Требования, предъявляемые к решению спортивного костюма, можно свести к двум основным: красочность и удобство. Эти же качества характерны для народного искусства. Не случайно в моделировании спортивного костюма постоянно используются традиционные черты костюма народного. Спортивная одежда очень легко и органично "усваивает" характерный крой, встречающийся в конструкции народных рубах - крой рукавов с ластовицами в самых разнообразных вариантах: и со вставкой-ластовицей, и с ластовицей, цельнокроенной с рукавом. Кстати сказать, модельерами Дома моделей спортивной одежды прочно взят на вооружение прямой рубашечный рукав с цельнокроеной ластовицей. Он оказался незаменимым в куртках для лыжников, альпинистов и др.

В моделировании современной спортивной одежды часто используются приемы распределения декора, известные в народном костюме, - четко выделяющиеся участки на груди, плечах, полосы на рукавах, вдоль швов и т. д. Наиболее активно, особенно в последнее время, в моделировании спортивной одежды применяется традиционный колорит, основанный на сочетании как простых тонов (например, красного с белым или синим), так и более сложных (например, синего с фиолетовым, с малиновым). При этом цветовая композиция современных спортивных костюмов или напоминает народные костюмы ритмом и пропорциями цветовых площадей, или берет от народного только принцип гармонии цвета.

Народный колорит, а вместе с ним и оригинальность сообщаются современному спортивному костюму путем применения для его отделки таких украшений, как шнуровые петли, плетеные и кожаные застежки, кисти, бахрома, пояса и т. д.

Народный костюм как источник моделирования спортивной одежды всегда занимал значительное место. Известно, например, что в 40-х годах 70 - 80% моделей спортивной одежды несли следы использования в их создании черт народного костюма. Даже в 50-е годы, когда интерпретация народных мотивов в моделировании одежды была сведена почти на нет, художественное решение спортивного костюма создавалось на базе традиций народного костюма.

В последнее время использование мотивов народного костюма в моделировании спортивной одежды не только не затухает, но и усиливается. Если сравнивать спортивный костюм по использованию народных мотивов в процессе моделирования с другими видами одежды, то можно заметить, что он опережает в этом одежду для службы, домашнюю и верхнюю.

Нарядная одежда. К группе нарядной одежды относятся платья, платья-костюмы, ансамбли. Нарядность одежды прежде всего проявляется в форме - она всегда обострена, динамична. Нарядная одежда более чем какой-либо другой ее вид выражает новое в моде. Ткани, из которых изготавливается нарядная одежда, очень разнообразны по сырью, строению, фактуре, цвету и рисунку. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды - функция эстетическая. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.

Нарядность одежды достигается разными средствами - лепкой пластической формы, применением вышивки, контрастных материалов, использованием разнообразных отделок и т. д. В первом случае используется такое продуктивное средство, как крой. Нарядная одежда может быть очень сложной по крою. В большинстве своем это так называемые активные формы, построенные на сопоставлении масс.

Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю. Этим формам свойственна строгость стилевого решения, относящая их к формам прямоугольника или трапеции.

Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Само назначение такой одежды исключает тиражирование. Здесь можно провести параллель с народным костюмом: ни один образец народного костюма не повторяет в точности другой ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то что все они конструктивно и декоративно построены по одним и тем же принципам.

Рассмотренные выше функции и свойства нарядной одежды, а также опубликованный материал позволяют говорить о большой восприимчивости нарядной одежды к использованию народных мотивов при моделировании. Поиски новых решений нарядной одежды в большинстве своем построены на воплощении идей, возникших в результате контакта с народным искусством. Это сказывается в тематике и в способах ее интерпретации. Например, при моделировании нарядной одежды используются элементы покроя народных рубах, верхней одежды, включение в композиционное решение современных вещей отдельных деталей, взятых от народного искусства - платков, покрывал и т. д.

В наибольшей степени применяются элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы; форма рубашечного рукава; членение формы платьев вертикальными конструктивными линиями посередине или швами, начинающимися от поликов. От народных рубах заимствован также элемент объемности самой формы: нарядные платья часто делались со сборками от кокетки, имели напуск над поясом, как у подпоясанной рубахи.

В последние годы распространился мотив косоворотки. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, отличающаяся многообразием вариантов не только количества и расположения узора, но и технических приемов отделки. Вышивка характеризуется богатством вышивальных швов, основанных на технике вышивки народных рубах, на приемах отделки сарафанов, верхней одежды и т. п.

В моделировании нарядной одежды многократно использовалась форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям - по средней линии и линиям, расположенным симметрично относительно центра, построение формы с участием высокой кокетки, бретелей различной конфигурации. Были использованы приемы распределения вышивки на сарафанах - например, вышивку располагали вдоль центрального шва, по линиям кокетки, на бретелях. Заимствование особенностей покроя и декора русских сарафанов позволило создать новую стройную форму одежды, выразительную и подвижную.

От верхней народной одежды в проектах нарядных вещей воплощаются не сами элементы покроя (линии как таковые), а скорее их эмоциональное звучание, обусловливающее остроту восприятия формы. Такие явления можно наблюдать в решении многих моделей, например, в упоминавшейся ранее модели костюма, изображенной на рис. 59, в основу которой положена динамика линий русской душегреи.

Если сравнить использование народных мотивов в моделировании одежды нарядной и других видов, то можно отметить, что отражение народного наследия в моделировании нарядной одежды - факт постоянный, выражается активно, хотя и имеет некоторые колебания на протяжении исследуемого периода. Например, в конце 40-х - начале 50-х годов в нарядной одежде народные мотивы используются больше, чем во всех других видах одежды, кроме одежды для спорта и отдыха. В середине 50-х годов народные мотивы в моделировании нарядных вещей использовались незначительно. В конце 50-х и на протяжении 60-х годов народное наследие отражается в проектировании ассортимента нарядной одежды в очень сильной степени.

Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из них является необходимость ставить художественное решение одежды в зависимость от её утилитарной функции. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде утилитарная функция конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов. В связи с этим образное решение одежды должно в каждом таком варианте иметь черты, соответствующие той обстановке, в которой человек находится. Поэтому и использование народных мотивов в проектирование одежды разных видов должно происходить по разному.

Одежда для службы.

Одежда для службы имеет следующие формы: юбки с блузками, сарафаны с блузами, платья, платья-костюмы и т.п. Как правило она имеет простые конструктивные формы, свободные или слегка прилегающие к фигуре.

Такая одежда должна обеспечивать удобство в работе. Здесь почти недопустима такая отделка, как вышивка. Большинство моделей одежда для службы проектируются на основе идей, обусловленных требованиями.

Рациональные формы чаще всего классические, и, казалось бы, не нуждаются во введении народных мотивов. Однако, хотя и в небольшом дозе, эти мотивы всё-таки находят отклики в моделировании этого вида одежды. Безусловно, диапазон применения народного здесь ограничен: это лишь элементы покроя народного костюма, общий характер формы. Такие элементы не позволяют служебный характер одежды, они вносят особую теплоту в официальный костюм.

Домашняя одежда.

Назначение домашней одежды - создать человеку условия для занятий и отдыха. Домашняя одежда должна быть удобной по форме и покрою, сочетать в себе черты декоративности, нарядности. Решение домашней одежды может быть более смелым и разнообразным по форме, цвету, тканям. Возможность использования множества форм, материалов, разнообразных цветов и отделок позволяют при моделировании допустить большую степень восприимчивости домашней одежды к народным мотивам. Например, в домашнем костюме используется традиционные элементы покроя рубах, приёмы расположения декора, характерные цветовые сочетания белого с красным, красного с синим и т.д. Широко применяются набивные ткани с рисунками по народным мотивам, а так же такие детали, как платки, шали.

Верхняя одежда.

К верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для её моделирования. Но верхняя одежда отличается от летнего платья большей строгостью форм, лаконизмом декора. Вес решений, как правило, не допускается яркая вышивка, излишняя декоративность, пестрота.

Возможности отражения народных мотивов в моделировании верхней одежды несколько иные, чем в моделировании легкого платья. Здесь мы видим наработку элементов покроя не только народной верхней одежды поддевки, бекеши, свиты, но и рубах. Современные модели несут и едва заметные, и явные признаки покроя русских поддёвок, тулупов. Отражение народных мотивов в моделировании верхней женской одежды занимает значительно большое место, чем в моделировании служебной и домашней одежды.

Одежда для спорта и отдыха.

Требования применяемые к решению спортивного костюма, можно свести к двум основным: красочность и удобство. Эти же качества характерны для народного искусства. Не случайно черты традиционного костюма используются в современном моделировании спортивного костюма. Спортивная одежда легко принимает характерный, встречающийся в конструкции народных рубах. В моделировании современной спортивной одежды часто используются приёмы распределения декора, известные в народном костюме - четко выделяющиеся участки на груди, плечах, полосы на рукавах, вдоль швов и т.д. При этом цветовая композиция современных спортивных костюмов напоминает народные костюмы ритмом и традициями цветовых площадей, или берет от народного только принцип гармонии цвета.

Нарядная одежда.

К группе нарядной одежды относятся платья-костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды - функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.

Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю.

Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Само познание этой одежды исключает тиражирование. Здесь можно провести параллель с народным костюмом: ни один образец нарядного костюма не повторяет в точности другой, ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то, что все они конструктивно т декоративно построены по одним и тем же принципам.

В наибольшей степени применяются элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы и т.д. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям - по средней линии и линиям, расположенным симметричным относительно центра, построение формы с участием высокой кокетки, бретелей различной конструкции. Были также использованы приёмы расположения вышивки на сарафанах - например, вышивку располагали вдоль центрального шва, по линиям кокетки, на бретелях.

Одежда – это совокупность предметов, которыми покрывают тело человека, предохраняющих то неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль.

По целевому назначению одежда:

повседневная – это одежда, которая употребляется ежедневно и отличается относительно строгими формами, умеренным количеством украшений;

торжественная – это одежда для различных торжеств, праздников и отдыха.

Ассортимент (франц. assortiment – подбор, набор, комплект) – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров.

Ассортимент женской одежды включает белье, легкую и верхнюю одежду:

Белье – это все, что надевают прямо на тело.

Легкое платье – изделия, которые надевают поверх белья.

Верхняя одежда – все то, что надевают поверх легкого платья.

По способу эксплуатации одежда делится на поясную (держится на талии) и плечевую (держится на плечах).

Ассортимент материалов для одежды постоянно обновляется. Применяются различные ткани, нетканые материалы, искусственный и натуральный мех, натуральная кожа, дублированные материалы.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Функциональные требования

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция - эстетическая, удобство в носке и прочность - для повседневной.

Эргономические требования

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования

Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.

Минимальный припуск для пальто - 5-6 см, для платья, пиджака, жакета - 2,5 см.

Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материалов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

Гигиенические требования

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься.

К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность - способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность - способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека.

Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей - пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.

Эстетические требования

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.

Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Стиль - исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.

Эксплуатационные требования

В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки. Свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации - важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды - сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ - это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала - значит, произошел и моральный износ одежды.

Одежда - изделие или совокупность изделий (кроме обуви), предназначенная для предохранения тела человека от внешних воздействий и несущая утилитарные и эстетические функции.

Понятие «костюм» более емкое и широкое. Исходя из анализа литературы, можно дать следующее обобщенное понятие костюму. Костюм - это исторически сложившийся и постоянно развивающийся комплекс определенным образом согласованных между собой предметов, непосредственно надеваемых на тело человека (одежда, обувь, головной убор, перчатки и др.), и сопутствующих им дополнений (сумка, зонт и др.), а также прически, грим, формирующих внешний облик человека и образующих единое утилитарно-художественное целое.

1.Структурная схема основных функций современной одежды

Современный костюм человека многофункционален. Его основные функции можно представить в виде иерархической структурной схемы (дерево целей, схема 1). Как видно из схемы, на первом уровне представлены две обобщенные функции утилитарная и информационно-эстетическая. Утилитарная функция на втором уровне подразделяется на защитные и физиолого - гигиенические функции;информационно-эстетическая функция - на информационные и собственно эстетические. Каждая из функций второго, уровня конкретизируется элементарными функциями на третьем уровне структурной схемы.

Так, защитные функции сводятся к защите организма человека от неблагоприятных воздействий климатическое среды (холода, ветра, дождя, солнечной радиации), механических повреждений (травм) и неблагоприятных воздействий производственной среды (загрязнений, агрессивных сред, излишков тепла, холод и т п).Физиолого-гигиенические функции определяют удобству одежды (степень приспособленности одежды к человеку) в покое (статике) и при движениях (динамике) и комфорт (комфортные условия микроклимата пододежного воздуха, состояние нервной системы и т.д).Информационные функции дают информациию о человеке (его профессии, вкусах, культуре и т. д.) и об одежде (назначении, своевременности, новизне). Собственноэстетические функции определяются соответствием одежды образу человека, совершенством композиции изделия, а также уровнем качества его изготовления и отделки (товарным видом).

Костюм не может быть подлинно красивым, если в нем нарушена внутренняя логика строения формы, если его части не составляют единого целого по принципу функциональной и эстетической целесообразности.

Функции спортивного костюма значительно отличаются от функции всех остальных видов одежды. Выявлены следующие функции спортивной одежды: утилитарная, защитная, обозначительная, уравнительная, традиционная и эстетическая, эти функции в разных соотношениях представлены во всех видах спортивной одежды.

Например, в костюме для одних видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей) ведущими являются защитная и обозначительная функции, для других (фигурное катание) - эстетическая и обозначительная, для третьих (плавание, прыжки в воду) - утилитарная, для четвертых (фехтование, конный спорт) - традиционная и т. д. Ведущие функции спортивного костюма в основном и должны определять его форму.

ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА И КЛАССИФИКАЦИЯ ОДЕЖДЫ

В основу классификации современной одежды положена в качестве основного и наиболее общего признака защитная функция, определяющая назначение изделия. По этому признаку одежду можно разделить на три класса (схема 2): 1 - бытовая; 2 - спортивная и 3 - производственная. Бытовая одежда предназначена для защиты организма человека от неблагоприятных воздействий климатической среды; спортивная - для защиты тела, спортсмена от травм, она должна также способствовать достижению высоких спортивных результатов; производственная одежда обеспечивает защиту человека от неблагоприятных воздействий не только климатической, но и производственной среды.

Каждый класс одежды, исходя из практики специализации промышленности и торговли делят по условиям эксплуатации и по более узкому назначению на подклассы, виды, группы и подгруппы.

Класс бытовой одежды наиболее многочисленный, его подразделяют на следующие подклассы: 1.1 - бельевые изделия; 1.2- костюмно-платьевые; 1.3 - верхней одежды (пальтовые); 1.4 - корсетные изделия; 1.5 - головные уборы; 1.6 - перчатки и рукавицы. Каждый подкласс одежды делится на виды.

Например, подкласс костюмно-платьевых изделий (1.2) может быть подразделен на следующие виды: 1.2.1 - пиджаки; 1.2.2 - жакеты; 1.2.3 - куртки; 1.2.4 - жилеты; 1.2 5 - брюки; 1.2.8 --платья; 1.2.9 - платья-костюмы; 1.2 10 - юбки и т. д.

2. Классификация одежды по назначению

Под функциональностью костюма понимается максимальное соответствие его практическому назначению, конструктивное совершенство костюма.

По половозрастному признаку одежду делят на группу; М - мужская, Ж - женская и Д - детская. Детская одежда в свою очередь подразделяется на одежду для новорожденных, детей ясельного возраста, дошкольников, младших школьников старших школьников и одежду для подростков.

В зависимости от времени года и климатических зон группу одежды делят на подгруппы: В/О - весенне-осенняя; Л - летняя; 3 - зимняя, В/С - всесезонная. К вceceзoнной относится одежда, используемая в любое время года.

Классификация может быть дополнена дальнейшим подразделением бытовой одежды каждого вида в зависимости от использования ее в конкретной обстановке.

Например, мужской костюм может быть повседневным и торжественным, женское платье - повседневным, торжественным, домашним, рабочим и т. п.

Класс спортивней одежды подразделяют на подклассы По видам спорта, группы - по половозрастному признаку.

Класс производственной одежды в зависимости от выполняемых функций подразделяют на три подкласса; 3.1 - специальная одежда; 3.2 - ведомственная; 3.3 - технологическая (санитарно-гигиеническая).



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников