«Проектная деятельность, как метод взаимодействия педагогов и родителей. Проектная деятельность

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Совместная проектная деятельность учащихся и родителей как одна из эффективных форм патриотическоговоспитания».

У русского народа идея патриотизма всегда рассматривалась в широком диапазоне. Свидетельства о патриотизме встречаются ещё с той поры, когда появились военно-исторические документы и летописи. Вспомните «Слово о полку Игореве».

Патриотизм носит всегда личностный характер и проявляется в преданности и служении своей Родине. В "Уставе ратных и пушечных дел" (1607-1621 гг.) патриотизм закреплялся законодательно и ставился выше всех ценностей и добродетелей. Сейчас эта идея, главным из принципом которой стало "служение Отечеству и своим ближним" стало немного размытым понятием.. Поэтому так необходимо брать опыт предшествующих поколений, развивать этот опыт и доказывать на деле свой патриотизм. Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что "истинный человек и сын Отечества есть одно и то же".

Я не ставлю высоких целей, а начинаю с малого, начинаю прививать любовь к Родине с познания и любви к своей семье. Не случайно патриотизм включает в себя:

·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

заботу · об интересах семьи;

гордость за свою семью;

уважительное отношение к прошлому семьи, его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу семьи, её будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету семьи;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности по отношению к своей семье. Если воспитать в ребёнке эти качества, он научится любить и свою Родину.

Наша работа направлена на то, чтобы все наши дела и проекты прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма. Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.

Что бы ни говорили, все люди руководствуются в жизни не только фактами, сколько переживаниями, а дети - тем более. Всё, что не затрагивает их переживания, не оставляет след в душе, ими не принимается, принимается только то, что доставляет радость. Жизнь - это постоянное взаимодействие с окружающими людьми. Сблизить ребёнка с семьёй могут общие интересы, общие проблемы, общее дело. Как найти это общее дело, как сделать, чтобы сближение с семьёй было не формальностью, как привлечь родителей в школу, как сделать эти интересы общими? Эти вопросы не давали мне покоя.

Четыре года назад мы решили попробовать совместную форму взаимодействия - проект. Мы (это родители и ученики) стали участниками социального проекта компании РУСАЛ «100 классных проектов». Большей частью этот проект и стал той счастливой случайностью, который сблизил нас, а когда мы его реализовали, нам захотелось опять что- то совместно делать, жить одними проблемами, вместе их решать. И так уже 4 года.

С чего всё началось? А началось с разногласий. Ведь часто ребёнок слышит фразу от родителей: « А вот мы…, а вот в наше время…». Тогда мы решили узнать, описать и сохранить историю разных поколений людей, когда им было 13-14 лет, создать летопись Памяти, передвижной стенд в классе, организовать праздник-общение. Проект задуман для организации общения, взаимодействия, с родителями.

Нам стало интересно, какими были разные люди из разных поколений, когда им было 13-14 лет, ведь они жили в другой стране, в другом веке. Мы хотели узнать, какие традиции были у них, какие символы; какие вещи они носили, какие добрые дела совершали, какие песни пели, как проводили досуг, какие традиции соблюдали, к каким идеалам стремились, о чем мечтали, как любили Родину, свой город и свою семью. На эти вопросы предстояло нам ответить. Родители подключились к этой работе. Мы вместе писали Летопись Памяти.

Собрали некоторые атрибуты, вещи, предметы и сделали стенд (это был наш передвижной мини-музей в классе). На стенде были рассказы, сочинения, стихи о разных поколениях, фотографии взрослых, когда им было 13-14 лет, а если не было некоторых фотографий (они не сохранились), то наши художники создавали образ по описанию и рассказам.

Когда проект был завершён, то состоялся Праздник поколений «Все мы родом из детства».

На Празднике были подведены итоги, состоялся обмен впечатлениями, экскурс в историю: познакомились и прочитали Летопись Памяти, рассказали, что мы узнали и увидели (это наш маленький стенд-музей). Каждое поколение показывало свой традиционный праздник из детства. Мы показали, рассказали, а может, даже и доказали, что мы - достойное поколение.

Потом был проект « Связь времён и поколений», « Тайны создания домашнего очага, « Милой мамочки портрет». Всё это были проекты, которые мы делали вместе с родителями.

Сегодня мы уже в 10 классе. Мы стоим на пороге выбора профессии, поэтому и проект, который задумали и воплощаем в жизнь, называется «Профессия моих родителей и мой выбор».

Работа над проектами стала ярким событием в жизни, сделав единомышленниками педагога, родителей и детей.Мы хотели показать, рассказать, а может, даже и доказать, что мы разные, но каждое поколение - достойное поколение.

Все это делаем ради поиска истины и связи времен, чтобы сохранить историю, оставить память о себе и о своих близких, получить опыт общения и взаимоуважения, возродить традиции, привлечь внимание других детей к истории своих семей, близких людей, к истории своей страны. Ведь любовь к Родине, по нашему глубокому убеждению, начинается с семьи, с близких людей, с людей, которые живут с нами рядом.

Теперь мы всегда вместе, у нас есть общие заботы, проблемы, но мы их научились решать сообща. И я теперь уверена в том, что совместная проектная деятельность учащихся и родителей - это одна из эффективных форм патриотического воспитания.

План

1. Проектная деятельность.

1.1. Деятельность. Проектная деятельность.

1.2. Проект. Типология проектов.

2. Теоретические аспекты проектирования.

2.1. Принципы конструирования и проектирования индивидуальных образовательных программ (проектов).

2.2. Моделирование. Проектирование.

3. Организация проектной деятельности.

3.1. Трудности при проектировании.

3.2. Этапы работы над проектом.

3.3. Деятельность на различных этапах проектирования.

4. Темы проектов.

5. Тезаурус.

6. Практикум.

Проектная деятельность

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Деятельность. Проектная деятельность

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Проектная деятельность содержит:

    анализ проблемы;

    постановка цели;

    выбор средств ее достижения;

    поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

    оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

    Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

    Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

    Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

    Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

    Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

  • Проект должен быть посильным для выполнения;

    Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

    Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

    Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

    В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

    Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

    повышение мотивации учащихся при решении задач;

    развитие творческих способностей;

    смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

    формирование чувства ответственности;

    создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.

Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Проект. Типология проектов

Проект (от лат. рrojectus, букв – брошенный вперед):

1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) Предварительный текст какого-либо документа.

3) Замысел, план.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка , для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления) .

Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.

Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом , оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность нарезультат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:

    1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

    Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

    Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

    Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

    Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

    определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

    выдвижение гипотез их решения;

    обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

    обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

    сбор, систематизация и анализ полученных данных;

    подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

    выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

    Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

    Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

    Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

    Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

    Количество участников проекта.

    Продолжительность проекта.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта :

    Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

    Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

    Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

    Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

    Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

    Защита проектов, оппонирование.

    Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Приоритетной функцией сотрудничества дошкольного учреждения и семьи являются приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирования их о задачах, содержании и методах воспитания в детском саду. Передовыми педагогами-практиками понятие «сотрудничество» с родителями усиливается понятием «взаимодействие» как категорией, отражающей процессы воздействия объектов друг на друга, взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Думается, что действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

Современные исследователи – психологи (В.П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их».

По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, педагоги Л.С. Киселева, Г.С. Лагода и М.Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:

Вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль взрослого);

Активизация искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе со взрослым);

Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практический опыт).

В старшем дошкольном возрасте это:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленных задач;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально-техническая поддержка и др.

Становятся традиционными фестивали, выставки и конкурсы семейного проектирования.

Семейное проектирование – шаг к повышению компетентности родителей и возможность продуктивного взаимодействия взрослых и детей.

Примерное распределение совместных проектных действий родителей и детей на этапах проектирования.

Этапы проектирования

Действия родителей

Деятельность детей

Подготовительный

Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки.

Планируют предстоящие дела и определяют средства.

Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации.

Аналитический

Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам.

Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога.

Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения.

Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования.

Основной

Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения и т.д).

Готовят сюрпризы и призы втайне от других.

Проводят совместные и индивидуальные репетиции.

Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях.

Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо.

Презентационный

В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности.

Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных.

Рефлексивный

Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?

Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов.

Алгоритм разработки проектов (по Е.С. Евдокимовой)

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания.

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта.

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерии успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение, консультации.

Выполнение

Выполнение проекта.

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы).

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов

(успехов и неудач).

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке.

Наблюдение. Направление процесса анализа

(если необходимо).

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста.

Этап проектной

деятельности

Возраст

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Подготовительный

Интегрирующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы.

Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон.

Выделение проблемы (детьми либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

Целеполагания

Определение взрослыми цели проекта, его мотивация.

Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.

Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.

Планирования

Привлечение детей к участию планирования деятельности и реализации намеченного плана.

Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого, как партнера), определение средств реализации проекта.

Исполнительский

Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных несложных поручений.

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижения договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.

Презентационный

Представление продукта проектной деятельности.

Представление продукта проектной деятельности.

Рефлексивный

Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.

Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач.

Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач.

Проектировочный

Совместно с детьми определение перспектив проектирования.

Определение перспективы развития проектирования.

Используемая литература:

1. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2010г.

2. А.А. Майер, О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.

3. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.

Консультация для воспитателей

«Проектная деятельность, как метод
взаимодействия педагогов и родителей»

Григор Ирина Михайловна, воспитатель МАДОУ Д/С №396 г.Пермь

Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

Большинство родителей - люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.

Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях.

Что представляет с собой этот метод?

Это метод обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность.

Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.

Опыт работы многих садов показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Типы проектной деятельности.

Выделяют три основных вида деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную - каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

  1. Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Например, ребёнок решил нарисовать какой-нибудь предмет и через рисунок передать своё отношение к этому предмету, перед ним возникает проектная задача, связанная с исследованием и поиском форм передачи своего отношения к предмету.
  2. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы.

Например, подготовка к празднику, но проектная деятельность начнётся только в тот момент, когда ребёнок вместе с педагогом сможет понять, что этот день или событие значат для них: Как мы относимся к этому празднику? Почему мы его празднуем? Какими способами мы выражаем своё отношение к празднику?

  1. Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение, он ищет адресата, к которому обращено его отношение, оформленное в виде продукта.

Исследовательская проектная деятельность.

Исследовательские проекты носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей, братьев и сестёр и т. д.) в сферу его интересов.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы .

  • Предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

Педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, а затем наблюдает за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Создаётся особая ситуация, которая помогает

ребёнку сформулировать исследовательскую задачу и привлечь родителей для создания проекта. Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

  • Оформление проекта. Родители помогают ребёнку, но организатором является ребёнок.
  • Защита проекта. Совместно с родителями или один ребёнок рассказывает, как проводилась работа.
  • Организуется выставка, по окончании выставки проекты находятся свободном доступе.

Проекты не только обогащают дошкольников знаниями, но и стимулируют их познавательную активность.

Творческая проектная деятельность.

В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Он осуществляется коллективно или совместно с родителями. Отличается этот проект от предыдущего своей долгосрочностью.

  1. Обсуждение тем проектов вместе с детьми и родителями. Но для себя педагог должен решить насколько этот проект для него значим.
  2. Определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности, их отношении к нему.
  3. Дети высказывают свои идеи реализации проекта. Педагог по ходу высказываний отмечает наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем, если дети их не воспроизведут, напомнить их.
  4. Предложить детям зарисовать свои идеи и подумать, что необходимо для реализации этих идей.
  5. Дети рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы педагога и сверстников. В заключение этого этапа проводится выбор лучшей идеи.
  6. Информация для родителей, вывешивается рисунок проекта и название.
  7. Педагог организует рабочие группы для выполнения проекта, а родители решают технические вопросы.
  8. Педагог решает, как лучше представить полученный продукт.
  9. Осуществляется презентация продукта творческого проекта.

Такая проектная деятельность направлена на то, чтобы показать ребёнку значимость его усилий для окружающих. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия.

Нормативная проектная деятельность.

Такие проекты по созданию норм являются важным направлением в педагогической деятельности, они развивают позитивную социализацию детей. Нормативные ситуации можно разделить на три группы:

  • Запрещающие.
  • Позитивно нормирующие.
  • Поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы нормотворческие.

Общая стратегия работы заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих инициативу детей.

Такие проекты важны для регулирования конфликтных ситуаций.

В ходе проекта выслушиваются все варианты норм поведения, и вырабатывается новый, а педагог берёт на себя ответственность за соблюдение правила.

В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

  • Выявление ситуаций, которые часто повторяются, характеризуются нежелательными формами поведения детей.
  • Обсуждение вариантов поведения, которые не должны возникать.
  • Предложить детям нарисовать неприемлемые ситуации, что позволит сформировать отрицательное отношение к ситуациям.
  • Воспитатель просит рассказать о своих рисунках и о своём отношении к ситуации.
  • Предлагает подумать детям, как себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий и выбрать одно из предложений, как основное правило.
  • Педагог просит зарисовать это правило, но оно не должно быть запрещающим.
  • В ходе обсуждения подвести детей к тому, что это правило должно быть внесено в книгу правил.

Наш проект направлен на развитие и организацию театрально-игровой деятельности в детском саду. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду…

Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта и тем самым выразиться.

Поэтому так важно обратить внимание на все виды детского театра.

Что поможет повысить культуру ребёнка, познакомить с детской литературой, музыкой, правилами этикета и т. д. Театр для детей - это как праздник, проведённый вместе со сверстниками, родителями и педагогами. Театрализованная деятельность помогает раскрыть творческий потенциал ребёнка, помочь ему раскрепоститься, помогает ребёнку осознать чувства удовлетворения, радости, успешности, корректирует коммуникативные отклонения, развивает память, воображение, речь.

Роль педагога в организации театральной деятельности.

Что необходимо знать и уметь воспитателю при организации театральной деятельности?

  1. Уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению.
  2. Эмоциональное отношение ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств, интонация голоса.

Проектная деятельность может вестись по нескольким направлениям.

  • В форме непосредственной образовательной деятельности.

Во время занятий: внимательно выслушать ответы и предложения детей; если они не отвечают, то не настаивать. Дать детям возможность самим поиграть с персонажем из произведения, спросить, у кого получилось, похоже, и почему.

  • В форме игры.
  1. Постоянное включение театрализованных игр в педагогический процесс.
  2. Содержание и разнообразие тематики.
  3. Сотрудничество детей и взрослых, как при организации игры, так и вовремя.
  4. Все игры и упражнения должны быть подобраны в сочетании с движениями, речью и мимикой, пантомимой.
  • В форме педагогических ситуаций.
  1. «Погружение в сказку».
  2. Совместное чтение и анализ сказок.
  3. Проигрывание отрывков из сказки.
  4. Режиссёрская игра (со строительным и дидактическим материалом) .
  5. Рисование.
  6. Словесные, настольные и подвижные игры.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Причины и лечение сутулости у подростка Причины и лечение сутулости у подростка Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес