Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей «Игры по экологии в детском саду» консультация на тему Консультации для воспитателей по экологии интересны

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Я думаю, что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направление в дошкольном образовании.

Мой педагогический опыт показывает что, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача ваша, как педагогов в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Ведь именно приобретенные в детстве знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

  • Filed under
  • Комментарии к записи «Наблюдение ведущий метод экологического воспитания» отключены
  • Filed under

Консультация для воспитателей на тему: «Современная технология экологического образования детей старшего дошкольного возраста».

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей, развитие экологического сознания и активизация познавательной сферы - это к тому же и огромный потенциал их всестороннего развития.

Продуманное, системное знакомство с миром природы позволяет развить у детей важнейшие мыслительные операции: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети находят сходство и различия разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети находят механизмы приспособления растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Основные идеи системы экологического воспитания.

  1. Системное строение природы.

Цель а) Довести до сознания детей понимание того, что каждый объект природы - это единая система. Говоря понятным детям языком: всё, что есть у живого существа, ему нужно. Для того чтобы дети поняли это, нужно знакомить их с функциями основных частей растений и животных: подробно обсуждать, для чего растению нужен корень, стебель, лист, цветок; для чего рыбе плавники и почему у неё тело покрыто чешуей, а не шерстью. Предлагать детям порассуждать. Закреплять знания детей с использованием моделей.

Цель б) Сформировать у детей представления об экологических системах. Или, говоря понятным детям языком: растения и животные не существуют сами по себе; они живут всегда вместе и только в тех местах, которые им подходят.

Основные экосистемы - это лес, луг, водоём, пустыня. С экосистемами мы знакомим детей со старшей группы. Это занятия - беседы: «Кто живет в реке и озере», «Доктора леса», экологическая сказка «Ручеек». В подготовительной группе - занятия: «Клуб знатоков леса», «Лес как экосистема».

Психологическая особенность воспитания дошкольников такова: если ребенок оценивает объект природы как живой, то относится к нему гораздо бережнее. Нередко дети не относят к живым существам растения, так как они не движутся; отсюда равнодушное отношение детей к растениям.

Валеологическое образование начинается со старшей группы. Мы знакомим детей с органами чувств, потому что именно благодаря этим органам человек познает окружающий мир. Занятия построены в виде рассказа воспитателя. Дети с огромным интересом относятся к этим занятиям, что и понятно: ведь все, что им рассказывают на них, касается непосредственно самого ребенка.

В подготовительной группе мы знакомим детей с основными системами организма человека - дыхательной, пищеварительной, сердечно - сосудистой.

Разумеется, все это сообщается на доступном детям уровне, без лишних подробностей. Помним - что основная цель - не биологические знания, а бережное отношения детей друг к другу, и к себе, своему организму.

Основная задача - показать детям, что неживая природа - это условие для жизни. Неживое и живое не существуют отдельно, они тесно связаны друг с другом. По этой теме нужно предлагать наблюдения и опыты (например, необходимость почвы, света, тепла, воды для роста растений).

  1. Приспособление живого к среде обитания и к сезону.

Учить детей понимать, что в природе не бывает ничего случайного и если животное, растение, человек не приспособляется к окружающей среде, то они погибнут.

  1. Изменчивость природы.

Основная мысль: в природе не бывает ничего постоянного. Знакомим детей с ростом, развитием, размножением животных и растений. В старшей группе это занятия: «Весенние заботы птиц», «Путешествие в весенний лес», «Для чего растению нужны семена».

В подготовительной группе проводятся занятия: «Как растет человек», (большая предварительная работа: дети приносят в группу семейные фотографии). В ходе занятий обсуждают, что такое семья, строят семейное древо.

  1. Взаимодействие человека и природы.

Важно довести до сознания детей простую, но очень главную для него мысль: Человек - всего лишь звено в цепочке природы. Он обязан выполнять законы природы, иначе цепочка порвется.

В подготовительной группе это игровые занятия в форме спасательных экспедиций: Из различных экосистем: леса, луга, пустыни, реки - поступили сигналы «SOS!» Дети отправляются на помощь, спасать природу.

При подготовке занятий по экологии, программные задачи нужно делить на три группы:

1 группа - задачи, направленные на формирование у детей экологической культуры. Это могут быть задачи по формированию новых представлений, закреплению знаний, обобщения их.

2 группа - задачи, направленные на развитие познавательных психических процессов (речи, мышления, памяти).

3 группа - воспитательные задачи, направленные в первую очередь на воспитание у детей познавательного интереса к природе, желание ухаживать за растениями и животными, на воспитание доброго и чуткого отношения к ним.

В конечном итоге все эти задачи направлены на достижение единой цели - осознанного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.

  1. Блок организованного обучения в форме занятий (беседы, комплексные, игровые, экскурсии, рассказы воспитателя, экспериментальные).

В старшем возрасте на занятиях в основном обобщаются знания детей, поэтому преобладают занятия в виде бесед и игровые занятия.

Особенность игровых занятий заключается в том, что они включают совместное творчество педагога и ребенка. Такие занятия стимулируют познавательную и творческую активность ребенка и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

  1. Блок совместной деятельности взрослого с детьми.

Является основным в формировании у детей экологической культуры. Сюда относятся наблюдения, опыты, беседы, экологические игры, чтение художественной литературы экологического содержания, труд в природе.

В первую очередь создание педагогом условий, способствующих ее возникновению.

Окружающая детей предметно - пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Очень важно, что игры, пособия, модели, книги, которые использует воспитатель на занятии, были доступны детям и находится в их свободном пользовании.

Этот план поможет воспитателям выстроить работу системно, в определенном логическом порядке. В план можно вносить изменения в зависимости от уровня развития детей.

Татьяна Семина
Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты - универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Экологические проекты – универсальная форма

экологического воспитания дошкольни ков

I. Теоретическая часть

II. Практическая часть

I. Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека. Началом экологического воспитания является работа с детьми в дошкольном учреждении . В условиях пребывания ребенка в детском саду удобно организовывать процесс познания и исследования различных форм природы .

Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявлениях, установка на сбережение природных богатств.

В ходе организации процесса экологического воспитания педагогами решаются как минимум 2 основных

задачи :

1. Формирование основ общей экологической культуры ребенка .

2. Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальной школе.

Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми!

Экологический проект : во-первых, обязательно предполагает проведение исследования, во-вторых, требует активного вовлечения всех участников в его процесс.

При подготовке и реализации проекта экологической направленности необходимо принимать во внимание следующие условия : возраст детей, уровень их подготовленность к планируемой деятельности и общий план воспитательной работы дошкольного учреждения .

По продолжительности экологические проекты разделяются на :

Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.

Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.

Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.

Более длительные проекты для детей дошкольного возраста планировать нецелесообразно!

С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты , которые решают задачу, доступную для их уровня понимания (1-3 недели) .

Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших или смешанных групп.

Основные методы реализации экологического проекта в детском саду :

Наблюдение

Эксперимент

Способы обобщение и оформление результатов исследований :

Тематические рисунки.

Составление рассказов.

Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике.

Составление мини-книжки.

Составление фото-отчета (с помощью родителей) .

Три этапа реализации экологического проекта :

1 этап - Подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта , выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями , родителями и самими детьми.

2 этап - Исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно : в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме .

3 этап - Завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.

II. Практическая часть.

Педагогам предлагается разделиться на группы по возрастам. 1) воспитатели младших групп ; 2) средних групп; 3) старших; 4) подготовительных групп. Каждая группа должна выполнить задание по следующему плану : придумать название проекта , определить сроки реализации, тип проекта , методы и формы работы по его реализации и форму презентации проекта . За тем, каждая группа представляет краткое описание своего экологического проекта с последующим совместным обсуждением.

Необходимо отметить, что в основе успеха всех проектов – хорошая подготовка педагогического состава детского сада!

Корнаухова Татьяна Анатольевна,
воспитатель МДОУ ЦРР-ДС
№ 53 "Ёлочка", г. Тамбов

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природополь­зования.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреж­дении можно с момента прихода детей в ясельную или пер­вую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечива­ющим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными пред­метами. Они эмоционально реагируют на добрый, нетороп­ливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внима­ние легко сосредоточить любой новизной: неожиданным дей­ствием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в тече­ние продолжительного времени - им необходимы постоян­ная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый дол­жен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и дей­ствия с ними - только в этом случае маленькие дети начи­нают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологи­ческого воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

  • мягкое, доброжелательное общение, понимание состоя­ния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отры­вом от семьи;
  • медленная выразительная речь, многократные повторе­ния одного и того же;
  • подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
  • частое переключение внимания детей с одного предме­та на другой, с одного вида деятельности на другой;
  • использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
  • осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
  • частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове) .

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, по этому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правиль­но называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сен­сорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердос­ти или мягкости, характер поверхности, а также познать ви­димые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной дея­тельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания деть­ми специфики живого объекта, его принципиального отли­чия от предмета (неживого объекта) , формирования элемен­тарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке - зерна и вода, березе на уча­стке - вода, а воробьям зимой - крошки хлеба. Ознаком­ление с объектами природы, их частями, основными свой­ствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях - это и есть формиро­вание первоначальных экологических представлений, кото­рые являются основой правильного отношения к живым су­ществам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного ви­дения объектов природы и возможности действовать с ни­ми. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является конеч­ным результатом, показателем экологической воспитаннос­ти, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и ак­тивном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятель­ность должна быть окрашена положительными эмоциями ма­лышей, активным восприятием всего того, что говорит и де­лает воспитатель.

Важное место в технологии занимает игра - несложна сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами
би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды) , знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.

Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

  • разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами) . Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
  • ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
  • участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
  • проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
  • рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
  • проведение экологических занятий один раз в две недели;
  • проведение экологических досугов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Экологическое воспитание дошкольников на занятиях

(все возрастные группы)

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.

Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и животных).

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.

Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе, при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.).

Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо» - «плохо», «добро» - «зло», «красиво» - «некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.

Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, сел, деревень.

Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.

Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:

    Занятия, как специально организованная форма обучения.

    Совместная деятельность педагога и детей.

    Самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами.

1.Специально организованное обучение, это:

    Экскурсии, занятия.

    Наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием).

    Изодеятельность экологической тематики.

    Ознакомление с трудом взрослых в природе.

    Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.

    Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях - по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).

    Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа).

    Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).

2. Совместная деятельность педагога и детей:

    Диагностика экологической воспитанности детей,

    Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.

    Целевые прогулки в природу.

    Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).

    Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.

    Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.

    Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней..

    Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.

    Опыты, поисковая деятельность.

    Труд в уголке природы и на участке.

    Просмотр диафильмов, видеофильмов.

    Работа с моделями.

    Ведение календарей природы, дневников наблюдений.

    Различные виды изодеятельности на экологические темы.

    Создание книг - самоделок.

    Экологические досуги и праздники.

3. Самостоятельная деятельность детей:

Самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование, изготовление моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т.д.).

На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению первоначальных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений, систематизация знаний, - но и такие их виды, в которых представлена отражательная деятельность ребенка: по изодеятельности, музыкальные, трудовые.

Один из видов занятий по экологическому воспитанию детей - освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность.

Важнейшим компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами.

Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально - положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Это позволяет сделать наблюдения.

В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением эмоционально - позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения - сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами, составление рассказов о природе.

В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия. Анализ практики работы показывает, что педагоги часто испытывают трудности в проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном это проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей.

Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей, настраивает их на свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Мишке, Емеле и др. героям, учить, разрешая возникшие у них проблемные ситуации: спорить, доказывая свом точку зрения, и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними.

Литература:

    Программа экологического образования детей «Мы».

    С.Н. Николаева «Юный эколог»

    В.И. Ашиков, С,Г. Ашикова «Семицветик».

    Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и мл. школьников,

    А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в д./е.»

    Т.М, Бондаренко «Экологические занятия с детьми».

    В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии».



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как подстричь челку в домашних условиях? Как подстричь челку в домашних условиях? Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом