План по самообразованию на тему: "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников". Моя тема по самообразованию План самообразования по теме воспитание сказкой

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Актуальность темы

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.


В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

Цель работы по теме самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

Проанализировать методическую литературу по данной теме;

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

Разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

План работы на год

Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

Ноябрь

Чтение сказок А.С. Пушкина.

Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Январь

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Март

Чтение любимых стихотворений.

Развлечение «Расскажи стихи руками»

Апрель

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

Май

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Вечер памяти.

Работа с семьёй

Сентябрь

Информация в уголке для любознательных родителей.

Октябрь

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Январь

Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»»

День открытых дверей.

Апрель

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Задачи:

  1. работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь
  2. обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;
  3. развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость
  4. воспитывать любовь к художественной литературе.

Сроки выполнения

Практический выход

Определение цели, задач, подбор литературы

Ознакомление с передовым педагогическим опытом

Насыщение ППРС по теме исследования

Сентябрь

Сентябрь-май

Работа с детьми

НОД «Что такое сказка»

Досуг "Путешествие в сказочную страну"

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Собери и расскажи сказку»

Сентябрь

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению»

НОД с использованием ТРИЗ «Спасем прекрасную царевну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок

Октябрь

Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка»

НОД «Сивка-бурка»

Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках»

Ноябрь

Драматизация сказок

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка»

НОД «Снегурочка»

Творческий вечер «Перевирание сказки» (ТРИЗ)

Декабрь

Изготовление открыток к празднику

Чтение сказки «Морозко»

НОД «В гостях у сказки»

Январь

Конструирование книжек-малышек

Чтение и обсуждение сказки «Иван-царевич и серый волк»

НОД с использованием ТРИЗ «Путешествие в волшебную страну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям»

Февраль

Создание альбома «Волшебный мир сказок»

Чтение и обсуждение сказки «Хаврошечка»

НОД с использованием ТРИЗ «Хаврошечка»

Беседа «Сказка, но по-новому» (ТРИЗ)

Март

Конкурс «Сочини сказку»

Чтение и обсуждение сказки «Царевна-лягушка»

НОД «Сказочный сундучок, откройся»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям»

Апрель

Вечер сказок

Конспект занятия с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»

Использование мозгового штурма в работе со сказкой "Кот, петух и лиса"

Викторина сказок

Май

Драматизация сказки

Работа с родителями

Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок

Консультация «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Акция «Подари детям книгу», конкурс «Сочини сказку»

Вечер сказок

Викторина сказок

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Работа с педагогами

Самореализация

Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете

май

Литература

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс, 2000

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000, 464 с.


Тамара Бондина
Картотека «Сказки-шумелки». Форма организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

"Сказка про овечку "

Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону.

Потом она дошла до ручейка, - перелить воду из стакана в стакан

И вот, она поняла, что заблудилась. Ей стало страшно, она стала звать на помощь, - поблеять

Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ, - подуть в трубочку

У маленькой овечки был звонкий колокольчик, он звенел вот так : - позвенеть в колокольчик

Пастух посчитал овечек и увидел, что одной не хватает. Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик, - звенеть колокольчиком

Пастух отправился искать свою овечку.

Сначала по травке, - шуршим пакетом

Потом по камушкам, - стучим камнем о камень

Потом он перешел быстрый ручеек, - перелить воду из стакана в стакан

Пастух нашел овечку, и она радостно заблеяла, - поблеять

Они пошли домой.

Сначала перешли быстрый ручей, - перелить воду из стакана в стакан

Потом пошли по камушкам, - стучим камнем о камень

Потом по травке, - шуршим пакетом

Вот они и дома. Все овечки обрадовались и заблеяли. - все дети говорят «Бе-е-е»

Росла в лесу ёлочка – стоим на месте, вытянув руки в стороны

По её веточкам прыгали белки– прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)

Прилетал дятел - «летим» или шлепаем руками по бокам.

И громко стучал клювом– вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками) .

Иногда мимо проходил большой медведь– ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)

Иногда пробегал маленький зайчик – подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне)

Вечером на елочку подул ветерок– дуем

Ночью над ней загорались звёздочки– вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)

Летом около неё летали комарики– шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»

Зимой на неё падали белые снежинки– рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны) .

И укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом.

В саду росла яблонька с красивыми белыми цветами – вытягиваем руки в стороны

На цветы прилетали пчёлы– летаем по комнате или жужжим «ж-ж-ж» .

Потом лепестки облетели– перебираем пальцами в воздухе сверху вниз (или играем на металлофоне сверху вниз)

И на ветках стали расти маленькие яблочки– пальцы округляем, показываем, как росли яблочки.

Каждое утро к яблоньке прибегал ёжик– ползаем на четвереньках

И смотрел на яблоки– поднимаем голову вверх, фыркаем или сопим носиком.

Однажды ночью подул сильный ветер– дуем

Яблоки стали падать на землю– ударяем кулаками по полу (по коленкам)

Утром прибежал ёжик – ползаем на четвереньках (барабаним пальцами по барабану)

И стал грызть самое большое яблоко .

Жил-был в маленьком пруду маленький лягушонок – звукоподражание ква-ква (высоким голосом) .

Над прудом летали маленькие комарики–водим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з» .

Днём лягушонок ловил комариков– выполняем хватательные движения руками, приговаривая «ам» .

А ночью плавал в пруду– подражательные движения или бутылочка с водой.

Однажды лягушонок сказал :

Я хочу ловить больших комаров!

И запрыгал по травке - прыгаем .

Шла навстречу корова– приставляем пальцы ко лбу, мычим.

Лягушонок её и спрашивает :

Ничего не сказала корова , и лягушонок поскакал дальше- прыгаем (или ударяем бубном по ладони) .

Бежала навстречу лошадь– цокаем язычком.

Лягушонок её и спрашивает :

Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?

Ничего не сказала лошадь , и лягушонок поскакал дальше - прыгаем (или ударяем бубном по ладони) .

Доскакал лягушонок до большого пруда, где летали большие комары– водим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з» (более низким голосом) .

И только он хотел поймать комара, как вдруг услышал громкий треск – проводим палочкой по ксилофону.

На берегу стоял большой аист и стучал длинным острым клювом– проводим палочкой по ксилофону.

И маленький лягушонок поскакал обратно в свой маленький пруд- прыгаем (или ударяем бубном по ладони) .

Времена года

Весна спешит, ручей журчит, -ксилофон

На сосульке капелька блестит, - льётся вода из лейки в таз

А поутру щебечут птички,

Как будто все на перекличке! - свистульки

А летом солнышко палит,

Ребят на реченьку манит,

Им весело плескаться, - шлепки по воде руками

Водичкой обливаться!

Но, вдруг, раздался страшный гром! - бой большого барабана

Сорвался дождик, и бегом вприпрыжку,

Все разбегаются домой! - шлепки по коленкам руками

Осенью порой тоскливо,

Идет дождик проливной, -пальцами по барабану

А листья шуршат так красиво, -сминать руками бумагу

И в лес нас зовут за собой!

Зимой злая вьюга кружится,

Снег под ногами хрустит, -сминать фольгу

Мчатся стремительно кони, -деревянные ложки

Слышится топот копыт!

Звон бубенцов раздаётся, - бубенцы

Песня весёлая льётся!

"Лиса и рыба"

Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит. - бубенцы, коробочка

Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался : «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани, - барабан

А сам пошёл впереди. - целлофан

Лошадка бежит, колокольчиком звенит - бубенцы, коробочка

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке - ксилофон (глиссандо)

Выбросила всю рыбку и сама убежала. - барабанит пальцами

Публикации по теме:

«Использование логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников». Современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью.

Доклад «Подвижная игра на свежем воздухе как форма организации двигательной деятельности детей раннего возраста» Свое выступление я хочу начать с высказывания Волошиной Л. Н. о том, что (2слайд) «Подвижная игра является средством гармонического развития.

Консультация для воспитателей «Формирование у старших дошкольников самостоятельной познавательно-игровой деятельности» Известно, что самостоятельность формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения разными видами деятельности. Чем же характеризуется.

Методика организации самостоятельной исследовательской практики дошкольников ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Исследовательская практика ребенка – дошкольника – важный путь познания окружающего мира. Коллективные занятия.

Здесь тёплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов. Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев,.

Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников Тропина Юлианна Николаевна, музыкальный руководитель БДОУ «Детский сад №20» г. Сокол Организация самостоятельной музыкальной деятельности.

План-конспект организации самостоятельной деятельности детей средней группы на прогулке План – конспект организации самостоятельной деятельности детей средней группы на прогулке. Тематическая неделя «Мой любимый детский сад».

Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности дошкольников на участках групп и спортивном участке В настоящее время для дошкольного образования установлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который.

Вариативные формы организации музыкальной деятельности детей на музыкальных занятиях ДОУ В работе музыкального руководителя основной формой организации музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.

Библиотека изображений:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Братский учебно-воспитательный комплекс»

муниципального образования Красноперекопский район

Республики Крым

Папка воспитателя по самообразованию

Березюк Ирины Владимировны

Тема: «Роль сказки в нравственно – духовном воспитании дошкольников»

Начало изучения темы: 01.09.2016год.

Окончание изучения темы: 30.05.2017год.

Общие сведения о педагоге

Ф.И.О. педагога Березюк Ирина Владимировна

Дата рождения 12 октября 1975г.

Стаж работы в должности 13лет

Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Братский учебно-воспитательный комплек»

Образование Высшее; Крымский гуманитарный университет (г.Ялта), 2008 год; диплом КР№35176300

Курсы повышения квалификации « Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» по программе «Содержание воспитательно -образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО» в период с «о5»октября2015г.по «02»декабря 2015г.

Тема: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.

«Сказка - это зёрнышко , из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

В.А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке.Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться , взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста . Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания . Тут и приходит на помощь сказка , которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так , чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, я заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлению.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

    Волю - сложное и многогранное качество личности.

    Веру в себя - умение противостоять неудачам.

    Смелость - самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

    Трудолюбие - нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

    Настойчивость - терпение и выдержку при достижении цели.

    Обязательность - умение держать слово.

    Оптимизм - веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

    Целеустремлённость - умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

    Доброту и честность .

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

    умение слушать;

    умение познавать;

    умение сравнивать, сопоставлять;

    умение мыслить словами;

    связную речь;

    интерес к учебе;

    мышление;

    внимание;

    память;

    воображение;

    мимику лица и жесты;

    эстетические чувства;

    чувство юмора.

Исходя из этого поставила перед собой цель:

Раскрыть сущность патриотического воспитания через сказки, литературное наследие В.А.Сухомлинского. Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

    Побуждать у детей интерес к сказкам.

    Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (В. Сухомлинского, К Чуковского).

    Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

    Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

    Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Виды сказок:

1.Дидактические( в форме учебного задания )

2.Медитативные ( для снятия психоэмоционального напряжения ), дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают («колдуют»).

3.Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации,ставят спектакли.

4.Психокоррекционные( для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать.(«Как Сергей научился жалеть», «Седой волосок» В. Сухомлин -ский).

5.Художественные( авторские истории, мудрые древние сказки ).

    Народные( с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему );

    Сказки о животных;

    Бытовые сказки;

    Волшебные сказки.

Для того,чтобы детям было интересно использую метод фантазирования и приёмы:

    Нахождение ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке;

    Придумывание разных слов (длинных, смешных);

    Произношение слов.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя , т. е. дословная передача текста. Сказки , которые невелики по объёму, я рассказываю детям наизусть , потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание , т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика выразительно рассказывать , чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок , литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку” , “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Приёмы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку , которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок ? Из рассказа или сказки этот отрывок ? Чем закончилась эта сказка ? Если после первого чтения сказка уже понята детьми , воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки . В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа . Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность , артистичность.

Можно использовать словесные приёмы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путём осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения . Это можно сделать до чтения. Широко распространённым приёмом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке , но после чтения. Следующий приём – беседа по сказке . Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных.

\ Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

Знакомство детей со сказкой – чтение , рассказывание , беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки .

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки , настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок . Данные формы работы над сказкой позволяют узнать , как дети поняли суть сказки .

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке , рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки , воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки .

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок , театрализованные игры, драматизация сказок , творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки , умению оценивать поступки не только героев сказки , но и окружающих людей.

Образовательный процесс можно осуществлять:

    В режимных моментов;

    В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

    При организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Этапы работы: I этап- теоретический:

    определение темы;

    определение целей и задач;

    составление плана.

II этап- подготовительный:

    подбор народных сказок;

    подбор методической литературы, произведений В. А. Сухомлинского;

    подбор материала, пособий;

    составление перспективного плана мероприятий;

    проведение предварительной работы с родителями;

    подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

III этап- основной:

    познакомить детей с произведениями В. А.Сухомлинского;

    формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;

    обогащать и активизировать словарный запас;

    развивать связную речь;

    развивать интерес к сказкам;

    развивать творческие способности детей;

    развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)

    воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

    воспитывать активность и самостоятельность;

    создать развивающую среду по данной теме.

IV этап- заключительный:

    Подведение итогов.

Формы и методы работы с родителями

    Консультации

    Родительские собрания

    Конкурсы

    Организация фото.

Работа с родителями :

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальных консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: « Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников ».

4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

Перспективный план по самообразованию на 2016-2017год

Тема:« Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников »

Составил: воспитатель 1 категории

Березюк И.В..

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : « Сказка как средство духовно- нравственного воспитания »: постановка целей и задач по данной теме .

2. Консультация для родителей: .

Октябрь.

1. Изучение темы: « Роль сказки в развитии речи детей» .

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки : «Волк и семеро козлят» , рассматривание иллюстрации.

-Консультация для родителей: « Роль сказок в развитии детей » , « Учите детей любить книгу » .

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками , дисками.

Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми .

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

- Чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинский .

-Дидактическая игра: «Угадай сказку » .

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» .

3. День матери «Маму очень я люблю », организация конкурса для мам.

Декабрь.

1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми .

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

-Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) .

-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки » .

2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки » .

3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

Январь.

1. Изучение темы: « Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский.

-Чтение детям сказки : «Три медведя» .

-Консультация для родителей: «Сказкотерапия, как воспитательная система,органичная внутренней среде человека» .

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль.

1. Изучение темы « Роль сказки в воспитании детей» .

Методические приёмы:

-Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

-Мини-викторина по сказкам К.Чуковского.

-Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского

-Консультация для родителей: « Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказку ».

2. Рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят» .

Март.

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка » .

Методические приёмы:

-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Мини-викторина «Русские сказки»

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой » .

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам .

- Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша » .

-В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения» .

Апрель.

1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей ».

Методические приёмы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки .

2.Добавить материал в театральный уголок.

Май.

1. Самоанализ плана по самообразованию .

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки .

-итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки » .

2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки » .

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:

1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

2.Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова

3. Ильин И.: «Духовный мир сказки » .

4. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии » .

5. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку » . Литературные сказки для детей . Просвещение 2001г.

Татьяна Вихарева
План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

воспитателя средней детского сада «Буратино» п. Пруды Нижегородской области

Вихаревой Татьяны Владимировны

на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» на 2016-2017 учебный год

Актуальность выбранной темы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» для работы по самообразованию.

Актуальность этой темы в наше время основана на том, что ФГОС ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников творческих способностей, направленных на принятие духовных и культурных ценностей своего народа.

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.

Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека и его творческих способностей.

Русские народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины.

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки. А всё это развивает творческие способности детей.

Актуальность использования сказок в современной педагогике подтверждают важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса сказкой – действенный метод гуманизации воспитания ребёнка.

Второе: сказка содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям свойственно особенное восприятие и особое отношение к тексту сказки, что обусловлено спецификой возраста.

Сказка – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров. В сказке используются и пословицы и поговорки, прибаутки, песенки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Сказка нередко выражает вкусы, склонности и интересы народа и его творчество.

Цель : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности для развития творческих способностей детей посредством русских народных сказок используя новые методики воспитания.

Задачи:

1. Вести поиск для создания условий в группе для развития творческих способностей и речевого развития детей посредством сказок.

2. Найти и изучить русские народные сказки для дальнейшего использования в работе с детьми.

3. Используя интернет-ресурсы найти и разработать методику воспитания посредством русских народных сказок.

4. Найти и изучить различные источники информации для разработки системы взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к чтению сказок и развитию творческих способностей детей

5. Разработать и составить план на основе календарных народных праздников для развития творческих способностей детей, приобщению их к русским народным сказкам, используя наглядный, словесный, игровой (игры - драматизации, театрализованные игры, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, практический (упражнения в проговаривании, звукоподражание, театрализации, имитация действий (сюжет) методы.

6. Проявить свой творческий потенциал в разработках и театральных постановках русских народных сказок с использованием народных костюмов и атрибутов.

7. Пропаганда своих методик, опыта работы, и достижений.

План работы по самообразованию

на 2016-2017 учебный год

Сроки плана: Раздел: Задачи раздела: Форма работы: Практические выходы

Сентябрь Подготовительный Разработать план самообразования; повысить свой теоретический уровень, изучая методическую литературу по теме; создать средовые и материальные условия для реализации мероприятий.

1. Составление плана работы по самообразованию

Наличие плана работы по самообразованию

2. Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

Литература для изучения:

1. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2001

2. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013

3. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.

4. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.

6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.

7. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М. : Мнемозина, 1995.

8. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

3. Участие в празднике «Здравствуй детский сад» с театрализацией сказочного персонажа. Подбор и чтение сказки со сказочным персонажем используемым в празднике «Здравствуй детский сад»

4. Поиск русских народных сказок с иллюстрациями для рисования персонажей

Освоение пользования интернет-ресурсов для скачивания иллюстрированных сказок.

5. Поиск и изучение атрибутики используемой в русских народных сказках

Освоение изготовления атрибутов используемых в русских народных сказках

Октябрь 1. Подготовка детей к празднику «Полна у осени корзина» с использованием театральных персонажей из русских народных сказок и народных музыкальных инструментов. Разучивание игры на шумовых музыкальных инструментах Русской народной песни «На горе то калина».

2. Продолжать изучение литературы по заданной тематике и собрать материал по разработке методики развития творческих способностей посредством русских народных сказок.

Литература для изучения:

1. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие.

–М. : ЭКСМО 2009

2. Собран и изучен дополнительный материал для разработки методики

развития творческих способностей посредством русских народных сказок.

1. Подбор костюмов, атрибутов и разучивание с детьми

сюжета из русской народной сказки «Зимовье зверей»

1. Театрализованное представление с сюжета из русской народной сказки «Зимовье зверей»

Ноябрь Основной Разработать методику развития творческих способностей детей посредством русских народных сказок; найти и изучить различные источники информа ции для разработки системы взаимодей ствия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к чтению сказок и развитию творческих способностей детей;

на основе календарных народных праздников для развития творческих способностей детей и приобщению их к русским народным сказкам, используя наглядный, словесный, игровой (игры – драматизации, игры – инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, практический (упражнения в проговаривании, звукоподражание, театрализации) методы проявить свой творческий потенциал в развитии творчества детей.

1. Разработать методику развития творческих способностей детей посредством русских народных сказок с использованием приёмов: показ, объяснение, художественное слово, рассмотрение и игровые приёмы

1. Разработала методику и приёмы (показ, объяснение, художественное слово, рассматривание, игровые приёмы для развития творческих способностей детей. Подобрала русские народные сказки, песни и наглядный материал к ним.

2. Разработка конспекта плана проекта «В гостях у сказки»

2. Разработала конспект плана проекта «В гостях у сказки»

1. Подготовка к работе по проекту «В гостях у сказки». Изготовление ширмы для игры детей и инсценировки сказок

2. Изготовление сказочных героев из дерева для инсценировки сказок.

2. Изготовила сказочных героев из дерева для инсценировки сказок.

3. Изготовить из пластика ширму для иллюстративного театра и сказочные персонажи 1. Изготовили ширму для игры детей и инсценирования сказок.

3. Изготовила ширму для иллюстративного театра и сказочные персонажи

4. Поиск материала для изучения методики творческого развития детей посредством русских народных сказок

Наличие материала и его изучение:

1. Журнал Дошкольное воспитание 2009 №5

«Использование народных сказок в образовательном процессе»

5. Подготовка консультации для родителей

Проведение консультации для родителей на тему: «Чтение сказок, как средство для развития творческого потенциала детей»

Декабрь 1. Разработка и формирование картотеки народных игр, изготовление материала для игр

2. Создание и сбор атрибутов для подготовки к праздничному новогоднему пред

Наличие атрибутов к праздничному новогоднему представлению и размещение их в группе

3. Разработка конспекта сценки русской народной сказки «Морозко» для Новогоднего праздника в старшей группе

3. Наличие конспекта сценки русской народной сказки «Морозко» для Новогоднего праздника в старшей группе

4. Изготовление атрибутов, костюмов для театрализации русской народной сказки «Морозко»

4. Проведение открытого просмотра сценки русской народной сказки «Морозко» на Новогоднем празднике в старшей группе

Январь 1. Продолжать формирование картотеки народных игр, направленных на развитие творчества детей, изготовление материала для игр

Наличие народных игр в картотеке и материалов к ним

2. Поиск материала по развитию изобразительной деятельности посредством иллюстративного материала русских народных сказок

2. Материал по развитию изобразительной деятельности посредством иллюстративного материала русских народных сказок

3. Продолжать изучение литературы по заданной тематике

Литература для изучения:

Журнал Дошкольное воспитание 2011 №3

«Дорогами сказок увиденных М. А. Врубелем

4. Разработка конспекта НОД по изобразительной деятельности с использованием иллюстративного материала по русским народным сказкам

Наличие конспекта НОД по изобразительной деятельности с использованием иллюстративного материала по русским народным сказкам

Февраль 1. Подготовка к НОД по изобразительной деятельности с использованием иллюстративного материала по русским народным сказкам

НОД по изобразительной деятельности с использованием иллюстративного материала по русским народным сказкам

2. Подготовка к выставке детского творчества



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео