"программа работы по сопровождению детей в период адаптации в рассмотрении основных подходов фгос дошкольного образования". Адаптация детей раннего возраста к условиям доо в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта Адапт

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дарья Брутчикова
Программа по успешной адаптации детей к условиям ДОУ

Введение

В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое отражается на его психофизическое состояние. Это нетрудно понять – ведь ломается стереотип жизни, позволяющий ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, так как он успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем в течении дня последует и как это будет происходить. Второй чрезвычайный психотравмирующий фактор – разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности.

В адаптационный период дети испытывают длительные эмоционально- отрицательные переживания : страх, тоску, тревожность, ухудшение самочувствия, частую смену настроения, что в свою очередь часто является источником ряда заболеваний. Совершенно непривычно и представляет значительную нагрузку для нервной системы ребенка пребывание среди 15-20 сверстников. Малыш включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей . Даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотравмирующим фактором. Требуется немало времени, чтобы ребенок привык к новому распорядку дня, общению с незнакомыми ему детьми и взрослыми, осознал требования воспитателя.

Практика показывает, что при поступлении в детский сад ежегодно выделяется небольшая группа детей с осложненным течением адаптационного периода . Диагностическое наблюдение, осуществляемое педагогами ДОУ в период адаптации , подтверждает тот факт, что приблизительно у 5-8% малышей отмечаются ярко выраженные проявления тяжелого привыкания к новым условиям .

Чтобы адаптация ребенка к детскому саду была максимально безболезненной, усилия педагогов должны быть сконцентрированы на использовании доступных психолого-педагогических средств для нивелирования симптоматики вновь прибывших малышей.

Основными условиями нормального психического развития ребенка признаются, в первую очередь, спокойная, доброжелательная обстановка, принимающее безусловное поведение педагогов и родителей. Практика подтверждает, что благоприятная психологическая атмосфера; правильно организованный педагогический процесс; здоровосберегающая среда, обеспечивающая потребности ребенка в движении, творчестве, общении; добрый и справедливый педагог, внимательный и чуткий к любым проявлениям ребенка, - условия , обеспечивающие психоэмоциональное благополучие малыша. В связи с этим при сопровождении вновь прибывших в детский сад детей на первый план выдвигается задача улучшения их психоэмоционального благополучия в адаптационный период вспомогательными психолого-педагогическими средствами.

Пояснительная записка

Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста ); по форме организации – групповой; по времени реализации - на период адаптации

Новизна Программы состоит в том , что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : родители детей раннего возраста имеют возможность получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей . К числу наиболее актуальных проблем относятся : разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста .

Занятия педагога-психолога с детьми проводятся по авторской программе Ронжиной А . С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

Цель Программы : создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства для . Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребенка.

Задачи Программы :

1. способствовать скорейшему психологически комфортному привыканию ребенка к новой обстановке;

2. создать адекватные условия для реализации эмоционально насыщенной игровой деятельности;

3. содействовать возникновению у малышей игровой мотивации и положительных эмоциональных реакций;

4. обеспечить консультативно-просветительскую поддержку семей воспитанников в вопросах адаптации детей к условиям детского сада и их вовлечение в образовательную деятельность ДОУ.

В основе практической работы лежит взаимодействие педагога-психолога, воспитателя, родителей и детей , направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста .

Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МАДОУ д/с №17, г. Дивногорска.

Особенности адаптационного периода

Адаптация (социальная) - процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации , которая может затянуться и перейти в дезадаптацию , что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка - ему на благо.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин : от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями : упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.

Этапы адаптационного периода

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада

Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо : с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.

В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д.

В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления

2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.

Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.

Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему : “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т. д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей стороны тоже одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть : то приблизится к воспитателю, то побежит назад к маме.

3 этап – постепенное привыкание.

Постепенная адаптация может включать несколько периодов.

Первый период : “мы играем только вместе”. На данном этапе воспитатель (педагог-психолог) и ребенок представляют собой единое целое. Взрослый является проводником и защитником ребенка. Он побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сам активно играет с ним во все игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от взрослого.

Второй период : “я играю сам, но ты будь рядом”. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от взрослого на безопасное расстояние.

Взрослый все еще является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости воспитатель (педагог-психолог) приходит ему на помощь, организует совместные игры.

Третий период : “иди, я немножко поиграю один”. Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, взрослый может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что педагог-психолог предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения педагога-психолога.

Четвертый период : “мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя”. И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает взрослого. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.

Воспитательные задачи на адаптационный период :

1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей : а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3. Закладывать основы будущей личности :

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым , формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу .

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста , воспитатели, педагог-психолог выбирают разнообразные методы и приемы работы с детьми : развлечения, интересные для детей дидактические игры , подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей , элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей , как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

Основной формой организации детей в адаптационный период является игра, она доступна, привлекательна и органична. Игра способствует сохранению их душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Игровая деятельность носит эмоциональный характер и создает возможность регулирования настроения ребенка.

Также для облегчения адаптации коллектив нашей группы в первые дни рекомендует родителям укороченное пребывание ребенка в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша.

Блок 1. Работа с воспитателями.

Взаимодействие педагога –психолога с воспитателями можно условно разделить на три этапа :

1 этап - подготовительный.

Педагог-психолог совместно с воспитателями до прихода детей занимаются подготовкой группы, подборе дидактического материала, игрушек. Также педагог-психолог дает консультации по возрастным особенностям детей , индивидуальных особенностях.

2 этап - практический.

знакомство с детьми, родителями. Беседы педагога психолога по индивидуальным особенностям каждого ребенка, совместное проведение игр, занятий, заполнение адаптационных листов .

3 этап - заключительный.

Анализ листов адаптации , подведение итогов по результатам адаптации детей . Простраивание дальнейшей работы.

Направления деятельности педагога-психолога.

1. Консультативная работа, направленная на улучшение работы воспитателя с родителями и информирование об индивидуальных особенностях детей .

2. Психопрофилактическая работа, направленная на профилактику стрессовых состояний воспитанников.

3. Совместная работа по улучшению прохождения детьми адаптационного периода .

Консультация для воспитателей. (Приложение №1.)

1. Проблемы адаптационного периода .

2. Игры в период адаптации .

3. Игры на сплочение детского коллектива.

Блок 1. Работа с родителями.

Взаимодействие педагога-психолога с родителями является значимой и весьма продуктивной составляющей всего педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом; в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и не в традиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей связанные с общением как со сверстниками, так и со взрослыми; трудности связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей ; проблемы связанные с развитием и др.).

Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад . И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, соприкосновение с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия.

Работу с родителями условно можно разделить на несколько этапов.

Первый этап – предварительный. Педагог-психолог знакомится с родителями будущих воспитанников и самими малышами. Собирает первичную информацию о ребенке, семье, условиях воспитания , предшествующих поступлению ребенка в сад. С родителями проводится анкетирование, в ходе которого они анализируют «Готов ли их ребенок посещению детского сада?» .

Второй этап – ознакомительный.

На первый план выступает взаимодействие с родителями на основе диалога. Педагог психолог встречается с ними на индивидуальных либо групповых консультациях. В ходе беседы собираются данные анамнеза, родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это же время, заполняется протокол, в котором педагог-психолог отмечает, как проходит период адаптации , и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка.

Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам формирования навыков самообслуживания, по созданию условий , в которых самостоятельность и автономность малышей в детском саду будет развиваться.

Для родителей готовится информация в родительский уголок и информационные стенды.

На третьем этапе – практическом, взрослых необходимо включать в деятельность образовательного учреждения. Они должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками педагогического процесса. После месяца посещения детьми детского сада педагог-психолог проводит родительское собрание, на котором говорит об успешной или не успешной адаптации детей , и дает рекомендации по дальнейшей работе.

Данная система взаимодействия с семьями воспитанников позволяет детям пройти адаптацию более успешно , так как родители получают необходимые знания об особенностях адаптации . А также родителям группы сплотиться, помочь родителям быть более уверенными, менее тревожными.

Цель : амплификация взаимодействия с семьей, для более успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ .

Основные задачи :

2. Психолого – педагогическая помощь родителям, направленная, в частности, на информирование об особенностях развития детей раннего возраста , преодоление кризиса 2-3 лет и т. п.

3. Проведение практических занятий для родителей с детьми в условиях ДОУ для успешной адаптации воспитанников .

Формы работы с родителями :

Групповые и индивидуальные консультации (Приложение №2) ;

Родительские собрания (Приложение № 3) ;

Анкетирование (Приложение № 4) ;

Памятки (Приложение №5) ;

Практические занятия для родителей с детьми (родитель-ребенок-педагог-психолог, (Приложение №6) .

Родительские собрания

№ Родительское собрание Содержание

проведения Ответственные

11 «Психологические особенности детей раннего возраста . Организация режима дня и его значение для ребенка. Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ ».

1. Особенности высшей нервной деятельности детей раннего возраста .

2. Ведущая деятельность, ведущие функции. Достижения раннего возраста.

3. Адаптация . Факторы, от которых зависит течение адаптации . Функциональные возможности системы адаптационных механизмов . Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ . Время адаптационного периода . Сентябрь Педагог-психолог : Брутчикова Д. В.

22 «Выработка общей стратегии воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ. Результаты адаптации воспитанников первых младших групп».

Объединение усилий семьи и ДОУ. Возможности родителей. Задачи ДОУ. Результаты адаптации . Декабрь Педагог-психолог : Брутчикова Д. В.

Консультации.

Цель консультаций : обеспечить консультативно-просветительскую поддержку семей воспитанников в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста .

Примерные темы :

1. Проблемы адаптационного периода .

2. Кризис 3-х лет.

3. Почему ребенок капризничает?

4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

5. Как помочь ребенку найти общий язык со сверстниками. и др.

Консультации проводятся также по запросу родителей.

Практические занятия для родителей с детьми адаптационной группы .

Занятия проводятся педагогом-психологом совместно с родителями и ребенком по результатам адаптации . Цель таких занятий помочь родителям в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях с учетом возрастных особенностей, интересов, желаний и потребностей ребенка Занятие проводится индивидуально, длительностью 30 минут. Структура занятия :

Теоретическая часть

Практическая часть

Стендовая информация. (Приложение №9.)

Примерные темы :

1. Как подготовить ребенка к детскому саду.

2. Адаптация к детскому саду . Как избежать ошибок.

3. Что воспитывает детский сад?

4. Кризис трех лет.

5. Раннее развитие детей .

6. Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду.

7. Как сделать, чтобы ребенок слушался.

8. Как приучить ребенка к порядку?

9. Как бороться с агрессией у ребенка.

10. Соперничество между братьями и сестрами.

11. Лето… Что делать вместе с ребенком.

Блок 3. Работа с детьми.

Работа с детьми проводится в течение первых двух месяцев с периода поступления детей в детский сад . Занятия проводятся на протяжении двух месяцев, два раза в неделю. Они направлены на создание положительного эмоционального настроя воспитанников к условиям ДОУ . (Ронжина А. С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»).

В основу программы занятий с детьми положены принцип развития и принцип концентричности.

Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику.

Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка второго-третьего года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формировании навыков в раннем возрасте, а именно детьми этого возраста.

Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством взрослого.

В первые дни прихода малышей в детский сад педагог-психолог, воспитатель создают благоприятную атмосферу, используют следующие формы организации : тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки, потешки, стихи сказки (Приложение №9) .

Практические занятия с детьми адаптационной группы (Приложение №7.)

Продолжительность 10 минут

Количество в неделю 2 занятия

Периодичность В неделю В месяц

2 занятия 8 занятий

Занятий всего 15

Свободная деятельность

Беседы Ежедневно

Дидактические игры 3 раза в неделю

Пальчиковые игры Ежедневно

Чтение сказок, стихов, потешек Ежедневно

Блок 4. Адаптация вновь прибывших детей в разные возрастные группы детского сада.

Воспитателями и педагогом-психологом также ведется работа для успешной адаптации вновь прибывших детей в любых возрастных группах. Это консультация родителей, индивидуальный подход к ребенку, закаливающие процедуры, проведение игр на сплочение коллектива, игры на социализацию ребенка в группе.

Педагог-психолог наблюдает за тем, как ребенок адаптируется в группе , находит ли общий язык со сверстниками, педагогами. Если возникают трудности, то проводятся занятия на сплочение детского коллектива, на развитие эмоциональной сферы детей . (Приложение №11) .

Количество занятий 4 занятия

Продолжительность занятия 30 минут

Количество в неделю 1 занятие Теория Практика

15 минут 15 минут

Итого : 2 часа Теория Практика

60 минут 60 минут

Свободная деятельность

Игры на сплочение коллектива 1 раз в неделю

Блок 5. Результативность.

Результат адаптации вновь прибывших детей в разновозрастные группы будет анализироваться с помощью адаптационных листов , которые будут заполняться через неделю посещения ребенком детского сада и через месяц. А также будет анализироваться результат анкетирования родителей.

Оценка результативности

1. Анализ адаптационных листов вновь прибывших детей .

2. Анализ анкетирования родителей и воспитателей об успешности адаптации детей в ДОУ .

3. Анализ карт наблюдения.

Ожидаемые результаты

1. Успешная адаптация детей раннего возраста .

2. Адаптации вновь прибывших детей в разные возрастные группы к условиям ДОУ .

3. Оптимизация взаимодействия воспитателей и родителей в воспитании детей .

4. Активное усвоение ребенком норм и правил социального поведения соответствующих возрастной норме.

Зыбцева Е. А. воспитатель Д/С №17
г. Алексеевка Белгородской обл.

Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, а том, будет ли ребенок хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.

В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка далеко не безобиден.

В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

Опыт показывает, что известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение к окружающим людям – причины, тормозящие образование у малыша умение контактировать с незнакомыми людьми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, помощникам воспитателя, что усложняет уход за ним. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из многодетных семей легко вступают в контакт с воспитателями. Малыш у таких семей веселы, много играют, общаются с персоналом группы. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способности тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучения к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду.

Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужно подготовительная работа.

Необходимо предварительное знакомство воспитателей с ребенком и родителями. И начинаться такая работа должна до прихода ребенка в детское учреждение.

Перед поступлением ребенка в детский сад я обсуждаю с родителями следующие проблемы:

1) Как в семье проводятся режимные процедуры? Интересуется, как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли есть сам, поют ли колыбельные песни перед сном?

Я знакомлю родителей с режимом дня в группе. Обсуждаю проблему согласования домашнего режима с распорядком дня, принятым в семье. Полученную информацию я учитываю в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.

2) Какой тип общения предпочитает малыш?

Если выясняется, что ребенок предпочитает только эмоциональным общение со взрослыми, то я советую родителям побольше играть с ребенком с предметами, с сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в общении, поддерживая любознательность.

3) Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных процессов?

Если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые, я обращаю внимания родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, поддерживали его желания самому есть, одеваться и т. д.

4) Умеет ли ребенок общаться с другими детьми?

Если малыш испытывает трудности в этой сфере, советую родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников, играть с ними в игры-забавы, поощряя положительные эмоциональные проявления по отношению к друг другу, помогая налаживать совместную игру и улаживая конфликты.

А также я советую родителям, когда их малыш начнет посещать детский сад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Создать спокойный, бесконфликтный климат в семье для него. В первые дни не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, раньше забирать домой.

Родители должны щадить его ослабленную нервную систему. На время прекратить походы в гости, создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. Одевать ребенка так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы, если ребенок заболеет, конечно, надо обратиться к врачу.

Эти советы помогут заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад.

Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально общественной жизни.

Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенно: вначале нужно привести в группу, познакомить с воспитателями, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению. Я дружелюбно, ласково разговариваю с малышами в присутствии мамы, помогаю переодеться. Показываю шкафчик с веселой картинкой, мини-игровую зону с разными игрушками в приемной комнате, все это помогает избавиться от беспокойство малыша. Малыш выбирает понравившуюся игрушку, и вместе с мамой проходит в группу. Я убеждаю маму немножко поиграть с ребенком и другими детьми в группе. Мама является проводником и защитником ребенка.

Очень важно, чтобы мама не просто присутствовала рядом с ребенком, но принимала активное участие в жизни группы и играла не только со своим ребенком, но и с другими детьми. Я начинаю играть с детьми в эмоциальные игры, как «Ладушки», «Сорока-сорока», «Догонялки».

Предлагаю малышу игрушку-каталку. Он начинает катать без всякой цели, ему интересен само его действия. Для детей постоянно предлагаю целенаправленное движение, например, отвези игрушку на каталке в свой «домик» Затем предлагаю рассмотреть зайчика, обращаю внимания на длинные уши, мягкие лапки, показываю, как он может прыгать, любит быстро бегать и прятаться. Предлагаю малышам поиграть в игру «Найди зайчика». Прошу детей отвернуться и закрыть глаза. Незаметно для них ставлю зайчика в какое-то новое, но не видное место среди других игрушек или на подоконники. Когда дети открывают глаза, предлагаю им найти зайчика. И малыш вместе с другими детьми находит зайчика.

Обращаю внимания малыша на мишку, который лежит на диване. Говорю ему, что мишка заболел и не может с нами играть. Предлагаю, полечит его. У него болит животик, нужно наложить повязку на животик. Помогаю разломать бинт, закрепить первый виток, придерживаю бинт при последующих витках. Я говорю от имени мишки: «Спасибо» и укладываем его спать. Затормаживает отрицательные эмоции монотонных движений руками или сжимание рук. Поэтому я предлагаю ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, соединять детали крупного конструктора, разобрать и собрать пирамиду. Участие ребенка в преобразовании пирамидки способствует формированию представлении об изменении внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости. Предлагаю разнообразные наборы кубиков из пластмасса, даю возможность поиграть свободно с ними.

Моя задача – сделать первые дни пребывания ребенка в яслях максимально комфортными благоприятными для его эмоционального благополучия. Самое главное для меня – завоевать доверие малыша, его привязанности. Я даю ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для малыша очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойствие, когда его окружают знакомые вещи. Я разрешаю приносить в группу его любимые домашние игрушки. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают интерес.

Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Малыш, играет с игрушками, оглядывается на маму.

Постепенно ребенок добровольно включается в игры со мной и другими детьми. Он просит маму остаться на стульчике в стороне. Когда наступает такой момент, я предлагаю маме подождать ребенка в приемной. Главное в этой ситуации – то, что мама дальше предупредит ребенка: она ненадолго отлучается. Затем я организовываю игру «Прятки». Игра «Прятки» имеет особое значение для детей раннего возраста. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращение мамы.

При этом я подчеркиваю: мама не обманула его, она действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась к нему.

С каждым днем мы увеличиваем время пребывания ребенка в детском саду. Каждое утро я приветливо и дружелюбно встречаю малыша в детском саду. Говорю ему, что его ждут игрушки и другие дети. Я стараюсь заинтересоваться ребенка разными играми. Если он продолжает следовать за мной, я сажаю его на стульчик, предлагаю рассмотреть его любимую игрушку. Организую подвижные игры «Едим по дорожке», «Солнышко и дождик», (при этом вношу красивый настоящий зонт) , «По ровненькой дорожке идут наши ножки» провожу пальчиковую гимнастику «Пальчик –пальчик, где ты был?»

Когда ребенок без конца повторяет «мама придет», - он на самом деле не уверит в этом, он боится что мама никогда не придет, я утвердительно отвечаю, помогаю ему поверить в то, что он вскоре увидеть свою маму. Я отвлекаю ребенка играми «Шнуровка», «Застегивание, расстегивание». Предлагаю ему убрать игрушки. Также предлагаю поиграть с музыкальными игрушками: колокольчик, бубен, гармошка, барабан, дудочка, трещотки и т. д.

Лучшие лекарства от стресса - смех. В группе создаю такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся, для этого я вношу игрушки забавы; продолжаю говорить шутками, прибауткам, паю веселые песенки.

Во время режимных процессов учитываю индивидуальные особенности дети, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом положи его игрушку. Во время засыпания я ласкаю ребенка: глажу ему ручки, ножки, спинку.

Чем быстрее малыш почувствует доверие ко мне, установит контакт со мной, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими.

Вежливое и приветливое отражение родителей к воспитателям расположит ребенка к общению с ними. В заключении хочу отметить, что выработка единых требований и поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшие условия, облегающие ему адаптацию к перемене в образе жизни. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение ко мне и сверстникам.

Ерофеева Марина Валентиновна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 Московская область, г. Раменское.

Цель адаптационной программы : Создание максимально комфортных педагогических, социально - психологических условий, позволяющих успешно функционировать и развиваться ребенку в новой среде.

Задачи: 1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации.

2.Поддерживать положительное эмоциональное состояние.

3.Сохранение аппетита, хорошего сна; прибавка ребенка в весе.

4.Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье. 5.Создание оптимальных условий для развития ребенка.

6.Определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком.Данная программа написана на возраст детей от 3 лет до 7 лет.

Пояснительная записка:

  1. I. Реализация адаптационной программы ДОУ: Реализация программы происходит поэтапно в четыре этапа и захватывает 3 месяца (август, сентябрь, октябрь,). Содержание программы проходит через всю воспитательно-образовательную деятельность, через специально организованные игры и тренинговые упражнения. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 2» города Раменское, является общеобразовательным дошкольным учреждением, которое посещают дети в возрасте от 3 лет до 7 лет ранее посещавшие и не посещавшие детский сад. С приходом ребенка в детский сад (ориентировочно с начала августа) в течение 10 - 15 дней реализуется I этап программы - направлен на изучение особенностей каждого ребенка. Заполняются адаптационные листы. Проводится первое знакомство родителей и ребенка с детским садом: консультация специалистов,экскурсия по детскому саду, « День открытых дверей». Первый этап плавно переходит во II этап, развивающий. На основе диагностических данных через систему игр, развлечений, тренингов. Создается эмоционально - благоприятная атмосфера в группе, развитие поведенческого репертуара. На III этапе проводится заключительная диагностика по выявлению уровня адаптации воспитанников. Данные заносятся в адаптационные листы. На данном этапе выявляются дети, которые плохо адаптируются к условиям детского сада (часто болеют, с трудом общаются как со сверстниками, так и взрослыми, имеют высокий уровень тревожности). Для таких детей существует IV этап - коррекционно - развивающий, разрабатывается программа индивидуальной работы с ребенком. Все этапы сопровождаются информацией об адаптации воспитанников с родителями с коллективом МДОУ.

Работа проводиться поэтапно, для диагостики использовалась методика Л.В. Макшанцевой.

1.Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное

учреждение).

  1. Профилактическая и коррекционная работа с детьми, родителями.
  2. Контрольная диагностика (повторная) — через три месяца посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.

Исследование проводится одновременно в двух направлениях: первое — характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе — оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Карты наблюдений»).

Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают эмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со сверстниками. В процессе исследования, воспитатели заполняют «Карту наблюдений», позволяющую оценить эмоциональное состояние детей в начале периода адаптации и через три месяца после начала посещения ими детского сада.

Затем проводится психопрофилактическая работа и коррекционно-развивающие занятия, направленные на решение проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В данной работе выделяются следующие направления:

  • подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;
  • организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
  • контроль состояния здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь - сон.
Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.

Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь мне одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей.
Воспитатель знакомится с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнает следующую информацию:
-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.
-как называют ребенка дома.
-чем больше всего любит заниматься ребенок
-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.
Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.
Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо cоздать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.

Для этого необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период
адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша
на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационныйпериод, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок».

Основная задача игр в адаптационный период - формированиеэмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики», и т.д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие,застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: “Чей голос?», «Игра с кистями рук» и т.д.

Такие игры, как “Эти чудные животные», «Играем вместе «, «Чертим
разные фигуры», «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и
игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие
навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.Благоприятно влияют в этот период на эмоциональное состояние ребенка занятия изодеятельностью.Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами — маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Ожидаемые результаты:
.Ребенок ест с аппетитом. Быстро засыпает, вовремя просыпается. Эмоционально общается с окружающими. Играет. Адаптационный период считается законченным.

Список используемой литературы:

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. - Воронеж «Учитель», 2004.
  2. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2004.
  3. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5.Л.В.Макшанцева «Метод психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению». Смоленск 2015.

Мария Михайлова
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта

Михайлова Мария Николаевна

МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»

Тюменская область, п. Пурпе

Воспитатель

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО

в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

(из опыта работы)

Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать ребёнка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и своё личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определённые не с точки зрения конкретных мамы и папы, а сточки зрения науки, точнее, наук – педагогики, медицины, психологии, социологии.

С точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времён – существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства – никакая семья, никакие няньки – гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка , новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям .

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольной организации нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе.

Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя, напряжённое состояние, ребёнок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации , т. е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание. Это состояние было описано ещё в 1848 году как болезнь «тоска по дому» - так называли тогда адаптацию . Именно в том, как организм ребёнка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях .

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов убедительно доказали, что привыкание ребёнка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации , в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н . М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживётся.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Основной ценностью нового нормативного документа ФГОС ДО стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников.

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша : физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период , когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы , основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша .

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий , где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

При проведении любого процесса в группах раннего возраста , главная роль принадлежит непосредственно взрослому. Педагогические меры и методы воспитания очень разнообразны и только знакомство со всем этим разнообразием может спасти воспитателя от той упрямой односторонности, которая, к несчастью, слишком часто встречается в педагогах – практиках. Только при правильных воспитательных подходах и воздействиях можно сформировать организованное поведение малышей, обучить их соответствующим умениям и воспитать у них навыки и правила поведения.

Для облегчения адаптационного периода у детей раннего возраста наряду с педагогическими технологиями (игры – развлечения, музыкотерапия, акваметод, сказкотерапия, арт - терапия, песочная терапия, пальчиковые игры, в работе с детьми активно использую технологию педагогического игрового воздействия - синтез поэтического слова и движения, где текст – это, рифмованная подсказка к заданным движениям, действиям. Движение – основа восприятия и переработки информации об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, решаются задачи развития и воспитания детей раннего возраста . Например : «Сигналом» к действию идти мыть руки могут служить такие стихотворные строчки :

На плите сварилась каша

Где большая ложка наша?

Надо нам перед едой

Ручки вымыть бы с водой

После того как вымыли руки :

Наши детки – крошки

Вымыли ладошки,

Полотенышко берём,

Ручки насухо протрём.

Ручки чистые, сухие,

Посмотрите, вот какие!

А чтобы привлечь ребёнка к уборке игрушек служат «сигналом» нехитрые стишки :

А теперь за дело дружно,

Убирать игрушки (конструктор) нужно!

Мигом мы взялись за дело –

И работа закипела!

Пример игрового упражнения «Поиграй со мною в мяч» .

Цель : закреплять умение отталкивать мяч двумя руками.

Ход игры. Ребёнок сидит на корточках, взрослый катит ему мяч, приговаривая :

«Ты поймай весёлый мяч,

Мне верни его не прячь».

С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания , отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. Стихотворный ритм текста легко ложится на слух маленького ребёнка и без специальных установок настраивает на игру , или действие. Это даёт возможность педагогу обращаться к эмоциональной сфере детей , вводить элементы занимательности и без лишней назидательности успешно решать вопросы воспитания и развития детей раннего возраста .

Таким образом , условия успешной адаптации :

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать ещё до поступления ребёнка в детский сад.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в детском саду.

3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок» и обязательно включающий игры и упражнения.

Привыкание ребенка к детскому саду максимально безболезненно, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша .

Литература :

1. Заводчикова О. Г. Адаптация ребёнка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007.

2. Сотникова В. М. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов) / В. М. Сотникова. – ЛИНКА – ПРЕСС, 2005.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду
в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша:: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Чтобы определить перечень задач, которые решает воспитатель в процессе организации успешной адаптации малышей раннего возраста к условиям детского сада, остановимся более подробно на определении понятия «Адаптация».

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям под адаптацией понимается приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Вместе с тем, процесс адаптации у каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.

Тем не менее, выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как:

· Быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;

· Проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;

· Наличие интереса к предметном миру;

· Частота и длительность острых вирусных заболеваний.

Легкая адаптация проходит в течение 1-2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять интерес к окружающим: воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения сна и аппетита. Ребенок не болеет, к концу второй недели он уже легко расстается с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.

При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы – это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребенок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада.

Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок трудно привыкающий к детскому саду как правило подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Он эмоционально истощен, капризничает, часто наблюдаются невротические состояния. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи – он отказывается от еды, попытки накормить могут заканчиваться рвотой. Нарушается сон, ребенок спит очень чутко, часто просыпается, плачет во сне, долго не может заснуть. Малыша не радует окружающая обстановка. Он отказывается играть с любимыми игрушками, почти не общается с другими детьми, пассивен в общении с взрослыми. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей (типа высшей нервной деятельности, вида темперамента) ребенок может быть или тихим и подавленным, или наоборот агрессивным и истеричным. Такое состояние может наблюдаться в течение нескольких месяцев, при этом угнетаются все жизненные силы малыша, замедляются темпы физического и психического развития.

Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями раннего возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком. Основными линиями развития детей раннего возраста являются:

Развитие предметной деятельности;

Развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.

Ведущая роль предметной деятельности в развитии малыша очевидна. Включение в предметную деятельность позволяет ребенку развивать культурно нормативные, специфические и орудийные действия. Использовать в своей повседневной деятельности окружающие предметы (есть ложкой, копать лопаткой, пользоваться расческой и т.д.) в соответствии с их социальным назначением.

В раннем детстве происходит интенсивное развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности, формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Для развития действий используют конструктивные игры и игрушки.

Особенностью раннего детства становится и специфичный режим жизнедеятельности малыша. Как правило, этот важный период своего развития ребенок проводит в семье. Семейная обстановка является оптимальной для ребенка - любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимым условием его нормального развития и хорошего эмоционального самочувствия. В современных условиях семья очень часто вынуждена прервать гармонию развития малыша в условиях дома и воспользоваться услугами детского сада.

Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.

Успешно решить данную задачу позволяет организация группы кратковременного пребывания малышей. Такой тип групп часто называют «адаптационной» группой. В таких группах исчезает симбиотическая связь ребенка с мамой, что способствует развитию самостоятельности, независимости малышей, дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, развиваются познавательные процессы (внимание, память, мышление), жизнь ребенка насыщается новыми впечатлениями и положительными эмоциями, что способствует лучшей адаптации в детском саду.

И если индивидуальный подход педагога к каждому ребенку очевиден в любом возрасте, то здесь он имеет решающее значение, ведь специфичной особенностью возраста является готовность малыша воспринимать общение только в том случае, если коммуникативная реакция взрослого обращена лично к нему. Для детей раннего возраста неэффективными являются любые вербальные методы взаимодействия. Поэтому речь взрослых должна быть предельно выразительной, эмоциональной и только наша увлеченность может заинтересовать ребенка.

Как же успешно организовать процесс адаптации детей в 1младшей группе?

Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить три группы необходимых условий:

1. Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить следующие содержательно-деятельностные зоны:

Зона познавательной деятельности – способствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи: поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (мех, ткани и т.д.), предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.

Требование: материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей. Максимальный уровень размещения материала - рост ребенка + приподнятая рука.

Художественная зона - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).

Констуктивно-игровая зона - конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.

Требования: для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство, мелкий строительный материал – в корзинах, ящичках .

2. Организация работы с родителями. Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования, – двусторонний, циклический процесс. Силами действия и противодействия, находящимися то в гармонии, то в противоречии друг с другом, и тем самым задающими динамику, выступают семейная и внесемейная, общественная система детского сада: представляющие различные области социализации и воспитания малыша.

Взаимодействие педагогов и родителей длится в среднем 5 – 5, 5 лет, с момента поступления ребенком раннего возраста в детский сад и до поступления его в школу, и характеризуется целым рядом событий, детерминированных логикой прохождения детьми возрастных групп детского сада, в сопровождении педагогов и родителей.

И если рассматривать период адаптации, то взаимодействие детского сада и семьи всегда сопряжено с подъемом интереса к детскому саду. Объясняется это изменением образовательных потребностей и запросов семей. Глубокое переживание семьей поступления ребенка в детский сад (чаще всего в возрасте 1,5 – 2 лет) обуславливает потребность семьи в профессиональной психолого-педагогической поддержке специалистов детского сада. Условно процесс взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду можно разделить на несколько этапов:

I этап. Открытие - адаптационный период.

Знакомство; совместное изучение особенностей семейного и общественного воспитания, определение места и роли участников воспитательного процесса в становлении и развитии взаимодействия ребенка с окружающим миром. Обеспечение условий комфортной адаптации родителей и ребенка к детскому саду, создание совместными усилиями педагогов и родителей ситуаций успеха для каждого ребенка

Ответственность сторон

Семья. Родители. Знакомятся с адаптационной моделью, предлагаемой детским садом. Получают приглашение педагогического коллектива детского сада посещать встречи - знакомства и принимают решение: согласиться или отказаться от поступившего приглашения.

Заполняют анкету, содержание которой позволяет выявить особенности готовности к детей детскому саду.

В случае согласия – посещают встречи-знакомства, активно включаясь во взаимодействие с другими семьями и педагогами. Помогают сыну/дочери выстраивать взаимодействие с чужими взрослыми и детьми в новой для него предметно-развивающей среде детского сада.

Детский сад. Педагоги . Информируют семью об адаптационной модели, существующей в детском саду. Готовят и проводят встречи - знакомства за круглым столом, показывают семье место и роль родителей и прародителей, воспитателей, детей (сверстников, старших и младших) в процессе социального развития ребенка. Изучают особенности семейного воспитания детей.

II этап. Прояснение ожиданий.

Обсуждение достижений и трудностей детей в ходе совместного с родителями посещения группы детского сада в период адаптации; выяснение ожиданий от дальнейшего сотрудничества взрослых в воспитании.

Ответственность сторон.

Семья. Родители. Участвуют в собрании-встрече; при поддержке педагогов развивают способность осознавать взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.

Детский сад. Педагоги . Готовят и проводят собрание-встречу, помогая родителям осознавать взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.

На первом этапе педагоги и родители много узнали друг о друге, научились доверять, благодаря чему сердца матери и отца не сжимает страх неопределенности; кризис перехода семьи в новое пространство жизни миновал.

III этап. Созидание образа События

Обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей, с учетом обнаруженных ранее достижений и трудностей, а также перспектив развития.

Ответственность сторон.

Семья. Родители. Участвуют в собраниях-встречах, обсуждают проект взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, вносят предложения, на основании осознания ценности сотворчества с педагогами и имеющихся представлений о реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы.

Детский сад. Педагоги . Готовят и проводят собрания-встречи, организуют обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей: направлений, форм взаимодействия в соответствии с задачами и содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

К проектированию будущего взаимодействия можно переходить вместе с родителями по окончании адаптационного периода, который традиционно завершается к началу учебного года. Если педагоги совместными усилиями с родителями создали благоприятную среду для развития детей, то малыши с успехом осваивают новое для себя пространство, людей, во взаимодействии с которыми познают другого и себя; по отношению к некоторым сверстникам начинают проявлять симпатию, на основе которой в дальнейшем развивается дружба.




Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники