Катание на качелях пасху. Что можно загадать на Пасху: волшебная сила Христова воскресения! Неосторожное катание на качелях

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Качели времени.

Уже в будущем году Москва сможет переплюнуть всех и по аттракционам. У нас собираются поставить самое высокое в Европе колесо обозрения - 140 метров высотой, рассчитанное на 30 кабинок. Пока столица готовится к победе над знаменитым London Eye (нынешним великаном - 135 метров), корреспонденты “МК ” вспомнили, как менялась культура аттракционов в нашем городе в течение столетия.

Сложно найти человека, который ни разу не катался на карусели в детстве или ни разу не видел американские горки. Что примечательно - такого человека сложно было найти и несколько десятилетий назад, хотя, конечно, у прошлых поколений москвичей развлечения были немного другие. В середине двадцатого века адреналин “ловили ” совсем иначе - тогда о сноубордах никто не знал, бейсджампинг был науке неизвестен, а скейтборды появились только к концу 1970-х годов. Так что единственным выходом были аттракционы в парках.

Хоть они и ассоциируются у нас сегодня с советскими временами, на самом же деле появились первые аттракционы задолго до революции, причем они не ограничивались ни романтическими лошадками на карусельках из фильма про Мэри Поппинс, ни хрестоматийными скоморохами и перетягиванием каната.

“Маленькая война ” на ярмарке

Изначально карусель не имела ничего общего с детскими развлечениями. Не было игрушечных лошадок, веселой музыки и, главное, механизма, приводящего все это в движение. На Востоке еще в XII веке по кругу скакали наездники на боевых лошадях и соревновались в ловкости. Итальянцы, увидевшие такое развлечение пару веков спустя, назвали его "маленькая война" (carosella - ит.) и приняли в обиход, удачно заменив им опасные рыцарские турниры - привычный вариант средневекового досуга.

Позднее французы, вдохновившиеся идеей, построили своего рода тренажер - круглую площадку с установленными на ней деревянными лошадками, с помощью которых юные наездники могли тренироваться в ловкости. К концу XIX века их автоматизировали, и с тех пор кружащиеся карусельные лошадки - обязательный элемент любой ярмарки. Правда, появлялись они только на праздниках. Возможность покататься на механической лошадке в любое время возникла гораздо позже, а в начале двадцатого века самые крупные карусели, если верить архивным фотографиям Москвы, появлялись на гуляниях на Девичьем поле, у стен Кремля, на Пресне, близ Новодевичьего монастыря и на других центральных улицах. Об этом, опираясь на материалы довоенной прессы, пишут в книге "Повседневная жизнь Москвы" Владимир Руга и Андрей Кокорев, позволяя читателю представить московскую Масленицу:

"В 1910 году, по свидетельству одного из репортеров, среди развалин закрытых, но не снесенных балаганов к услугам публики были лишь парочка каруселей, “французские ” горы и три действовавших балагана. В одном располагался “электротеатр ” (кинематограф). В другом "почтеннейшей публике" предлагался “дивертисмент ” с участием потрепанных “этуалей ” и "хором песенников из портерных со зловещими лицами" . Зрители галерки платили за возможность насладиться балаганным “искусством ” по гривеннику, первые ряды шли по полтиннику", - описано историками.

Уже через год, по их словам, картина изменилась: "Переполненные вагоны трамваев подвозят все новые и новые “партии ” масленично настроенной публики. Шум, гам, свист. Специфическое “галдение ” подгулявшей толпы. На первом плане, конечно, карусели. Гармонисты залихватски ожаривают марши. А деревянные кони с испуганно-выпученными глазами неутомимо скачут, растопырив сразу все свои четыре деревянные ноги. Очень много “амазонок ” , предпочитающих “кавалерийское ” седло более или менее удобному месту в коляске. Пожинает лавры успеха "народный театр".

Карусели не отставали от прогресса - когда на улицах крупных городов появились автомобили, даже механическим лошадкам пришлось потесниться: машинки оказались и на крутящихся платформах.

В советской культуре на смену передвижным ярмарочным балаганам с временными аттракционами пришли постоянно действующие парки культуры и отдыха. Их основными аттракционами были самые разные карусели - удачное сочетание легкой остроты ощущений с комфортом. Поскольку парков культуры и отдыха по стране (и в Москве) было достаточно много, карусели также стали постоянным атрибутом “выходного ” советского быта. Помимо романтических парочек и вообще молодежи хозяевами каруселей быстро стали дети. Для них карусели, катание на которых стоило небольших, но денег, стали символом праздника - деньги на катание выдавались далеко не всегда. Именно поэтому карусель как символ аттракциона и праздника вообще в 1960-х годах установили в Детском мире на Лубянке, - рассказал “МК ” фольклорист Антон Размахнин.

Все дети Союза мечтали прокатиться на этом двухэтажном чуде с лошадками, доктором Айболитом и прочими сказочными существами. Притом дети могли использовать этих лошадок и как обычные качалки.

Практически одновременно с главной каруселью советской Москвы появились другие - те, которые сегодня можно увидеть практически в любом парке, сохранившем немного старой инфраструктуры. Фаворит нескольких поколений подростков - “цепочки ” , на которых вращаются подвесные сиденья. Прототип такой карусели был разработан в 1959 году в Ейске на заводе “Аттракцион ” . Назвали ее "воздушная, или подвесная карусель". Именно на базе этого аттракциона появились другие - более сложные, однако сами по себе “цепочки ” тоже берут начало из царской России.

Столб, канат, качели

На ярмарках дореволюционной поры можно было увидеть развлечение в виде столба, на который крепилось колесо, к которому присоединялись канаты. Приводилось это все в движение с помощью самих участников развлечения - они просто отталкивались ногами от земли и крутились. Развлечение лихое, но простонародное, как, впрочем, и привычные нам всем качели. Простейший аттракцион, стоящий сегодня в каждом дворе, когда-то был уделом крестьянским - однако пользоваться им также надо было с умом. Из-за того что не все следовали правилам, в 1648 году выборный от детей боярских Гаврила Малышев вступил с предложением запретить качели: мол, на них люди убиваются.

В петровскую эпоху качели добрались до аристократии, превратившись в элемент светского этикета и сподручное средство для флирта. Были даже особые правила. Даму в пышном наряде катать на качелях мог только кавалер. Обычно качели устанавливались в парках, где прогуливались дамы с собачками, конструкция их была неизменна. Ну а в советские годы этот аттракцион стал массовым, возник в каждом дворе, и никому в голову не пришло бы платить деньги за подобное развлечение.

Иначе судьба распорядилась американскими горками - впрочем, такое название в ходу только в нашей стране. Как во всем мире салат зовется “русским ” , а у нас - оливье, так и захватывающие дух горки повсюду, кроме России, - это русские горки, появившиеся задолго до провозглашения независимости США. Высота их достигала 12 метров, правда, до вагончиков на колесиках в XVIII веке никто, конечно, не додумался: горки были ледяными и являли собой сезонное развлечение.

Как рассказал “МК ” Антон Размахнин, ярмарочные развлечения - как зимние, так и летние - в Москве были примерно такими же, как в любом русском городе или селе. Зимой - катание с ледяных горок и на тройках, на Масленицу - перетягивание каната и снежные крепости, на льду Москвы-реки - кулачные бои. После Пасхи - лазание на "майские шесты", качели и карусели на Троицу. Опять же бои - кулачные и петушиные - долго не надоедали москвичам. Об этом пишет в своих мемуарах и историк Петр Богатырев: "Простонародье веселилось на Пасхе "под Новинским", а в другие летние праздники - у монастырей, в день их храмовых праздников. Народ пользовался своими собственными играми, существовавшими с незапамятных времен: бабками, орлянками и хороводами" .

Бабки - игра, известная с глубокой древности. Ее смысл - в бросании игральных костей на меткость и ловкость. Если лет 200 назад для этой игры еще использовали натуральные коровьи кости, то уже в начале ХХ века в бабки играли кубическими игральными костями современного вида. В орлянку играли по похожим правилам, но монетами. Это своего рода русский петанк, только более азартный и с более сложными правилами. А роль пастиса, сопровождающего петанк в Париже, играла обычная водка-дистиллят, палатка с которой стояла на каждой праздничной ярмарке.

Вторая группа развлечений на ярмарках имеет городское происхождение - это профессиональные увеселения: речь идет о балаганах с акробатами дешевого разбора, фокусниках, Петрушке, райках, каруселях и чайных палатках.

Хороводы - наследство традиционной деревни - на московских дореволюционных окраинах могли насчитывать сотни участников и тысячи зрителей.

"Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину" , - пишет Богатырев, вспоминающий хоровод недалеко от Калитниковского кладбища, в котором участвовало около 200 человек.

"Мы идем гулять в парк!"

В первой четверти двадцатого века руководству СССР было о чем подумать и помимо развлечения для народа... Однако уже в конце 1920-х годов, пока на периферии начиналось колхозное движение и раскулачивание, Москва вспомнила о том, как налаживать мирную жизнь, просвещать и развлекать граждан. Это время стало настоящим парковым бумом. Открывались места централизованного размещения аттракционов, сохранившиеся по сей день, правда, несколько в другом обличье.

Известный с середины восемнадцатого века Нескучный сад в 1928 году стал основой для создания спроектированного архитектором-авангардистом Константином Мельниковым Центрального парка культуры и отдыха - имя классика советской литературы Максима Горького он получил лишь четыре года спустя, в 1932 году. Это была первая попытка организовать досуг советских граждан в определенной точке, разместив там выставочные павильоны, декоративный бассейн и детский городок. Там же появились и аттракционы - небольшие колеса обозрения, разнообразные качели, карусели, полоса препятствий. Были и макеты современных водных горок. Такой аттракцион назывался “Ватершот ” и находился около Пионерского пруда. Для особо смелых была парашютная вышка - аттракцион, который моделировал прыжок с парашютом. Человек встегивался в купол, который, в свою очередь, был прикреплен тросом к стреле. Постепенно трос разматывался, и человек приземлялся. А те, кто в итоге не решился почувствовать себя десантником, могли спуститься по спиралевидной горке на некоем подобии матраса.

В 1970-х годах в парке Горького появились "виражные самолеты". Развлечение это тоже было совсем не для детей - лица младше 14 лет на него не допускались. Сам аттракцион представлял собой кабину на двух человек. “Самолет ” был закреплен на стреле, которая в процессе вращения меняла высоту. Однако “самолеты ” использовались не только в этом аттракционе. Была еще знаменитая "Мертвая петля": на одном конце ее крепился противовес, а на другом - двухместный “самолет ” . Именно такой аттракцион все помнят по знаменитому фильму "Я шагаю по Москве".

В 1930 году в Москве открылся еще один парк с централизованными аттракционами - Измайловский, который еще спустя два года переименовали в Парк культуры и отдыха имени Сталина. Тут также появились парашютная вышка, несколько каруселей и качелей. В проекте была и детская железная дорога, однако она так и не появилась - зато именно тут в 1957 году, специально к Фестивалю молодежи и студентов, появилось колесо обозрения высотой в 50 метров. Сейчас это самое старое действующее колесо, а когда-то было еще и самым большим в СССР: полный круг можно было совершить за 7,5 минуты.

СПРАВКА "МК"

Самое первое колесо обозрения появилось еще в XIX веке в Чикаго. Появилось оно к Всемирной колумбовой выставке и стало ответом на строительство Эйфелевой башни. Получился аттракцион ниже французской достопримечательности, однако в Америке стал на тот момент самым высоким сооружением. Говорят, что сроки его установки были сильно сжаты, рабочие еле успевали установить многотонное сооружение и прозвали его “чертовым ” .

/ Четверг, 13 июля 2017 года /

темы: Масленица

Пасха - главный христианский праздник, несущий в себе идею Воскрешения, установленный христианской церковью в честь Воскрешения распятого на кресте Иисуса Христа. Своими корнями Пасха уходит в далёкое прошлое. Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего за днём весеннего равноденствия. Поэтому она не имеет точно определённой даты. Для празднования Пасхи составляются особые таблицы - пасхалии. Последняя неделя перед Пасхой - страстная, посвященная страстям (страданиям) Иисуса Христа.

В народе сохранилось много обычаев и обрядов, связанных с празднованием Пасхи. На Пасху все ходят друг к другу в гости, христосуются, поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами. Со светлого Воскресенья начинаются праздничные гуляния, которые раньше продолжались всю Светлую неделю. На Пасху всем желающим мужчинам разрешается взбираться на колокольню и звонить в колокола.

Поэтому в этот день всегда стоит торжественно радостно стоит благовест колоколов. Для верующих Пасха - это окончание Великого поста, а для всех вместе, включая неверующих, - радость встречи с родными и друзьями за особым, праздничным столом, к достоинству которого можно отнести традиционные, чисто российские блюда и забавы.

Пасха всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. Этому не противоречит религиозный смысл Пасхи, символизирующей бессмертие, - главного праздника в православии, К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад.

На Пасху наряжаются в праздничную одежду, и обед готовят тоже праздничный. После семи недель говения дозволяется, наконец вкушать всё, чего душа пожелает, веселиться и развлекаться.



Обряды и обычаи Пасхи

Вспоминания о страданиях и воскресении Христа легли в церковную обрядность Страстной недели поста и Святой недели Пасхи. Всего же Пасха празднуется сорок дней. От весеннего праздника христианская Пасха взяла ритуал освящения куличей, изготовление творожной пасхи, крашение яиц и т.п. Не забудьте, в день Светлого Христова Воскресения троекратно похристосоваться со всеми родными и знакомыми. При этом люди целуются, прощая друг другу все обиды, недоразумения, а может быть и злобу. Как же иначе, ведь нынче светлый, радостный день Воскресения.



Крашенка, писанка не просто крашенное - расписное яйцо. Писанками. по обычаю, обмениваются в знак приязни и забвения накопившихся обид. Из всех красок люди и сейчас предпочитают красный (кирпичный) цвет. Почему всё-таки яйца? Наверно потому, что в яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение Живоносного гроба и Воскресения Христова; с другой стороны, воскресенское яйцо своим цветом напоминает бесценную кровь Христа, которую исходатайствовано нам вечное спасение. Есть и третье объяснение: давным-давно яйцо было знаком весеннего возрождения солнца, и многие полагали, что мир произошел из яйца. Вылупился, как цыпленок!

В христианстве яйцо приобрело новое значение. Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной, которая, узнав о Воскресении Иисуса Христа, пришла к императору Тиберию и подала ему яйцо с возгласом "Христос Воскрес!".

Император усомнился в этом: - В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным! И в тот же момент белое яйцо стало алым.

Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира. Весь вечер Великого Четверга и в Страстную Пятницу в домах православных христиан пекли куличи и делали пасху, а затем освящали их.

Одаривание крашенками друг друга воспринимается как пожелание чистоты, равной Пасхальному яичку: дарение крашенок крёстным и крёстной, своим крестникам, означает, что все худое, под стать скорлупе, в этот день от них отстанет, а светлое, доброе наружу проклюнется.

Ты катись, яичко, да ко думе Господней!

Дай ты людям защиты, и добра дай, и спасу.

Пасхальные гуляния

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. На все дни Святой недели для простого народа устраиваются качели, карусели, балаганы, где дают свои представления комедианты. Везде танцуют, поют, водят хороводы. Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски - возводились общественные качели. На качелях катаются решительно все.Возле них образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и "тальянками" толпятся здесь с утра до ночи. "На Святой неделюшке повесили качелюшки. Сначала покачаешься, потом повенчаешься".

На горе стоят качели,

Пойду покачаюся.

Нынче лето отгуляю,

Зимой повенчаюся.

Скоро Пасха придет,

Кто нас покачает?

Как у нонешних ребят

Веревок не бывает!

На "зеленые святки" также принято обходить дома, где живут молодожены: жених - "Вьюн", невеста - "Вьюница". Для них исполнялись специальные песни "Вьюношные" (отсюда слово "вьюн" - юность), в которых величали молодых и требовали угощения взамен на добрые пожелания:

Выходи вьюница на крыльцо,

Выноси нам красное яйцо,

Если вынесешь яйцо,

Справим новое крыльцо.

Любимые пасхальные игры

Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок (варёных крашеных яиц). Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.

Приметы и обряды Пасхи Хорошо на Пасху (и во всю Пасхальную неделю) покататься на качелях. Это ритуал овевания. Говорят, все грехи сдувает. Вербой, принесенной на вербной неделе, обмахивали детскую комнату, выгоняя тем самым напасти и хвори. Если ваш малыш медленно развивается, на Пасху поводите его босиком по деревянному полу. И зубки быстрее прорежутся, и ножками скорее самостоятельно пойдет, и заговорит раньше. Ребенок, родившийся в Пасхальную неделю, или, тем более, в Пасху, будет не только удачлив и отменно здоров, но и достигнет высоких чинов. Понедельник В этот день начинается большая приборка. Дом очищается от старых, громоздких вещей. Вторник Закупаются продукты для Пасхи. Женщины готовят лечебные настои. Мужчины же не должны даже касаться трав, настоек, порошков. Среда Это день стирки и всяких протираний. В среду желательно тщательно вымыть, выскоблить полы, выбить ковры. Четверг (Великий четверг) Править волосы пора! В этот день впервые стригли младенцев. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы. С утра в Четверг начинали печь куличи, бабы, мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Вечером готовили пасху. В этот день готовят четверговую соль: ее прокаливают на сковороде, и соль приобретает лечебные свойства. Желательно эту соль освятить в Храме. Следует всем в семье взять по горстке соли и ссыпать в один пакет. Эту соль убирают и хранят, и называется она «четверговая соль». Ею раньше лечили себя, а также своих родных и близких. Из этой же соли делали обереги для семьи, скота, огорода, дома. Четверговая соль, собранная с трех дворов - излечивает даже смертельные болезни. В Чистый четверг необходимо пройтись по своим знакомым и друзьям и попросить по маленькой горсти соли. Можно не просить соль ни у кого, а высыпать пачку соли на сковороду и жарить ее, постоянно помешивая. При этом необходимо постоянно читать молитву «Отче наш». Когда соль будет готова - вы почувствуете сами. Если соль на сковороде начинает трещать и стрелять, в этом случае - соль необходимо жарить столько времени, пока она не «успокоится». И не забывайте, что все это время вам необходимо читать молитву. В Чистый четверг убирают, стирают, моют все в доме. Вымой окна и двери той водой, в которой лежит мелочь - весь год деньги будут приумножаться. После того, как вы вымоете все окна и двери в вашем доме или квартире, мелочь необходимо вынуть и положить на неделю в самый дальний угол в вашем доме, но только после того, как вы там уберете. А воду необходимо вылить под любое дерево, которое вам понравится. А после этого можно приступать к уборке всего помещения. Если в Чистый четверг переставить много предметов с одного места на другое, то проблем с деньгами не будет. Можно сделать перестановку в доме, если хотите, чтобы ваши желания сбылись. Одним ударом вы и реализуете свое желание, и привлечете к себе удачу. Условие одно - уборка на первом месте. Принято было собирать и сжигать ветви можжевельника для окуривания жилища. Считается, что целебный можжевеловый дым защищает человека от нечисти и болезней. В Чистый четверг умоешься с серебра - нечистая сила не тронет. Считается, что если в сосуд с водой положить на ночь любую серебряную вещь, а утром этой водой умыться, то никто в течение всего года не сможет нанести вам никакого вреда. Особенно необходимо умывать, таким образом, ребенка, которому еще не исполнился годик. Начиная с четверга из дома до Пасхи не отдают и не выносят ничего. В этот день нужно пересчитать все деньги три раза, чтобы потом весь год «водились» деньги. Деньги пересчитывают на восходе и в обед. Никто, даже домашние, не должны видеть это. Только после Чистого четверга начинают печь куличи и красить пасхальные яйца. Эта примета придумана тоже не с проста. У тех, кто не соблюдает правила Чистого четверга, и пасхи не поднимутся Пятница Кулинария в этот день спорится. Продолжали печь и готовиться к празднованию Пасхи. «Ангелы помогают», - говорят набожные люди. Обметают углы тряпкой. По приметам эта тряпка помогала избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя. Этой же тряпкой вытирали ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели. Зола, взятая из печи в пятницу перед Пасхой, помогала вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски. В пятницу смотрят в окно, примечая, кого увидят в первую очередь: если мужчину, то к благополучию на три месяца. Если в это время человек заболеет, то быстро выздоровеет. Любая проблема легко разрешится. Если увидите женщину старую, то будут чередой три месяца неудачи и болезни. А если первой увидите женщину молодую - будете эти три месяца жить без проблем. Если вам повезет, и первой перед глазами появится семья - это к миру в вашей семье, к примирению тех, кто в ссоре. Собака по приметам - к тоске, кошка - к прибыли, птицы - к новому знакомству и приятным вестям. Суббота Последняя (тихая) приборка. Еще можно красить яйца. В этот день готовят общие праздничные блюда. В Субботу несли в церковь освящать крашеные яйца, куличи, пасхи и другие изделия. И перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда ели понемногу - только символически, после чего шли спать. Зато поздним воскресным утром начинался настоящий пир, который продолжался всю неделю. Воскресенье (Пасха) Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц, должны быть закончены до Светлого Воскресенья. Утром, в Пасху, умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Такое умывание принесет красоту и богатство. Если девушка никак не может выйти замуж, то нужно полотенце, которым она вытиралась в Чистый четверг, отдать вместе с крашенками и куличом тем, которые просят милостыню. Тогда желанный брак должен быстро состояться. Для замужества - в Пасху, во время церковного служения, надо сказать такие слова: «Воскресенье Христово! Пошли мне жениха холостого!» Начинают праздник Пасхи в семье все без исключения со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес». На Пасху муж с женой при всех не христосуются - это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться. Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», - выздоравливает даже тяжело больной человек. Девушки на выданье и вдовицы говорили: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь». Убранству стола и кушаньям именно в праздник Пасхи уделяется особое внимание. Как будто сама весна, радостная, со звоном колоколов и щебетаньем птиц, накрывает праздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости. Вместе с утром настанет праздник Пасхи. В каждом доме чистота. За пасхальным столом собираются родные, друзья, знакомые, так давно не видевшие друг друга: ведь в пост не принято наносить друг другу визиты.

Качели времени

Уже в будущем году Москва сможет переплюнуть всех и по аттракционам. У нас собираются поставить самое высокое в Европе колесо обозрения - 140 метров высотой, рассчитанное на 30 кабинок. Пока столица готовится к победе над знаменитым London Eye (нынешним великаном - 135 метров), корреспонденты «МК» вспомнили, как менялась культура аттракционов в нашем городе в течение столетия.

Катальная гора - прототип американских горок. Фото: Литография. Петербург. Катание с гор на масленой

Сложно найти человека, который ни разу не катался на карусели в детстве или ни разу не видел американские горки. Что примечательно - такого человека сложно было найти и несколько десятилетий назад, хотя, конечно, у прошлых поколений москвичей развлечения были немного другие. В середине двадцатого века адреналин «ловили» совсем иначе - тогда о сноубордах никто не знал, бейсджампинг был науке неизвестен, а скейтборды появились только к концу 1970-х годов. Так что единственным выходом были аттракционы в парках.

Хоть они и ассоциируются у нас сегодня с советскими временами, на самом же деле появились первые аттракционы задолго до революции, причем они не ограничивались ни романтическими лошадками на карусельках из фильма про Мэри Поппинс, ни хрестоматийными скоморохами и перетягиванием каната.

«Маленькая война» на ярмарке

Изначально карусель не имела ничего общего с детскими развлечениями. Не было игрушечных лошадок, веселой музыки и, главное, механизма, приводящего все это в движение. На Востоке еще в XII веке по кругу скакали наездники на боевых лошадях и соревновались в ловкости. Итальянцы, увидевшие такое развлечение пару веков спустя, назвали его «маленькая война» (carosella - ит.) и приняли в обиход, удачно заменив им опасные рыцарские турниры - привычный вариант средневекового досуга.

Позднее французы, вдохновившиеся идеей, построили своего рода тренажер - круглую площадку с установленными на ней деревянными лошадками, с помощью которых юные наездники могли тренироваться в ловкости. К концу XIX века их автоматизировали, и с тех пор кружащиеся карусельные лошадки - обязательный элемент любой ярмарки. Правда, появлялись они только на праздниках. Возможность покататься на механической лошадке в любое время возникла гораздо позже, а в начале двадцатого века самые крупные карусели, если верить архивным фотографиям Москвы, появлялись на гуляниях на Девичьем поле, у стен Кремля, на Пресне, близ Новодевичьего монастыря и на других центральных улицах. Об этом, опираясь на материалы довоенной прессы, пишут в книге «Повседневная жизнь Москвы» Владимир Руга и Андрей Кокорев, позволяя читателю представить московскую Масленицу:

«В 1910 году, по свидетельству одного из репортеров, среди развалин закрытых, но не снесенных балаганов к услугам публики были лишь парочка каруселей, «французские» горы и три действовавших балагана. В одном располагался «электротеатр» (кинематограф). В другом «почтеннейшей публике» предлагался «дивертисмент» с участием потрепанных «этуалей» и «хором песенников из портерных со зловещими лицами». Зрители галерки платили за возможность насладиться балаганным «искусством» по гривеннику, первые ряды шли по полтиннику», - описано историками.

Уже через год, по их словам, картина изменилась: «Переполненные вагоны трамваев подвозят все новые и новые «партии» масленично настроенной публики. Шум, гам, свист. Специфическое «галдение» подгулявшей толпы. На первом плане, конечно, карусели. Гармонисты залихватски ожаривают марши. А деревянные кони с испуганно-выпученными глазами неутомимо скачут, растопырив сразу все свои четыре деревянные ноги. Очень много «амазонок», предпочитающих «кавалерийское» седло более или менее удобному месту в коляске. Пожинает лавры успеха «народный театр».

Карусели не отставали от прогресса - когда на улицах крупных городов появились автомобили, даже механическим лошадкам пришлось потесниться: машинки оказались и на крутящихся платформах.

В советской культуре на смену передвижным ярмарочным балаганам с временными аттракционами пришли постоянно действующие парки культуры и отдыха. Их основными аттракционами были самые разные карусели - удачное сочетание легкой остроты ощущений с комфортом. Поскольку парков культуры и отдыха по стране (и в Москве) было достаточно много, карусели также стали постоянным атрибутом «выходного» советского быта. Помимо романтических парочек и вообще молодежи хозяевами каруселей быстро стали дети. Для них карусели, катание на которых стоило небольших, но денег, стали символом праздника - деньги на катание выдавались далеко не всегда. Именно поэтому карусель как символ аттракциона и праздника вообще в 1960-х годах установили в «Детском мире» на Лубянке, - рассказал «МК» фольклорист Антон Размахнин.

Все дети Союза мечтали прокатиться на этом двухэтажном чуде с лошадками, доктором Айболитом и прочими сказочными существами. Притом дети могли использовать этих лошадок и как обычные качалки.

Практически одновременно с главной каруселью советской Москвы появились другие - те, которые сегодня можно увидеть практически в любом парке, сохранившем немного старой инфраструктуры. Фаворит нескольких поколений подростков - «цепочки», на которых вращаются подвесные сиденья. Прототип такой карусели был разработан в 1959 году в Ейске на заводе «Аттракцион». Назвали ее «воздушная, или подвесная карусель». Именно на базе этого аттракциона появились другие - более сложные, однако сами по себе «цепочки» тоже берут начало из царской России.


Столб, канат, качели

На ярмарках дореволюционной поры можно было увидеть развлечение в виде столба, на который крепилось колесо, к которому присоединялись канаты. Приводилось это все в движение с помощью самих участников развлечения - они просто отталкивались ногами от земли и крутились. Развлечение лихое, но простонародное, как, впрочем, и привычные нам всем качели. Простейший аттракцион, стоящий сегодня в каждом дворе, когда-то был уделом крестьянским - однако пользоваться им также надо было с умом. Из-за того что не все следовали правилам, в 1648 году выборный от детей боярских Гаврила Малышев вступил с предложением запретить качели: мол, на них люди убиваются.

В петровскую эпоху качели добрались до аристократии, превратившись в элемент светского этикета и сподручное средство для флирта. Были даже особые правила. Даму в пышном наряде катать на качелях мог только кавалер. Обычно качели устанавливались в парках, где прогуливались дамы с собачками, конструкция их была неизменна. Ну а в советские годы этот аттракцион стал массовым, возник в каждом дворе, и никому в голову не пришло бы платить деньги за подобное развлечение.

Иначе судьба распорядилась американскими горками - впрочем, такое название в ходу только в нашей стране. Как во всем мире салат зовется «русским», а у нас - оливье, так и захватывающие дух горки повсюду, кроме России, - это русские горки, появившиеся задолго до провозглашения независимости США. Высота их достигала 12 метров, правда, до вагончиков на колесиках в XVIII веке никто, конечно, не додумался: горки были ледяными и являли собой сезонное развлечение.

Как рассказал «МК» Антон Размахнин, ярмарочные развлечения - как зимние, так и летние - в Москве были примерно такими же, как в любом русском городе или селе. Зимой - катание с ледяных горок и на тройках, на Масленицу - перетягивание каната и снежные крепости, на льду Москвы-реки - кулачные бои. После Пасхи - лазание на «майские шесты», качели и карусели на Троицу. Опять же бои - кулачные и петушиные - долго не надоедали москвичам. Об этом пишет в своих мемуарах и историк Петр Богатырев: «Простонародье веселилось на Пасхе «под Новинским», а в другие летние праздники - у монастырей, в день их храмовых праздников. Народ пользовался своими собственными играми, существовавшими с незапамятных времен: бабками, орлянками и хороводами».

Бабки - игра, известная с глубокой древности. Ее смысл - в бросании игральных костей на меткость и ловкость. Если лет 200 назад для этой игры еще использовали натуральные коровьи кости, то уже в начале ХХ века в бабки играли кубическими игральными костями современного вида. В орлянку играли по похожим правилам, но монетами. Это своего рода русский петанк, только более азартный и с более сложными правилами. А роль пастиса, сопровождающего петанк в Париже, играла обычная водка-дистиллят, палатка с которой стояла на каждой праздничной ярмарке.

Вторая группа развлечений на ярмарках имеет городское происхождение - это «профессиональные» увеселения: речь идет о балаганах с акробатами дешевого разбора, фокусниках, Петрушке, райках, каруселях и чайных палатках.

Хороводы - наследство традиционной деревни - на московских дореволюционных окраинах могли насчитывать сотни участников и тысячи зрителей.

«Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину», - пишет Богатырев, вспоминающий хоровод недалеко от Калитниковского кладбища, в котором участвовало около 200 человек.


«Мы идем гулять в парк!»

В первой четверти двадцатого века руководству СССР было о чем подумать и помимо развлечения для народа... Однако уже в конце 1920-х годов, пока на периферии начиналось колхозное движение и раскулачивание, Москва вспомнила о том, как налаживать мирную жизнь, просвещать и развлекать граждан. Это время стало настоящим парковым бумом. Открывались места централизованного размещения аттракционов, сохранившиеся по сей день, правда, несколько в другом обличье.

Известный с середины восемнадцатого века Нескучный сад в 1928 году стал основой для создания спроектированного архитектором-авангардистом Константином Мельниковым Центрального парка культуры и отдыха - имя классика советской литературы Максима Горького он получил лишь четыре года спустя, в 1932 году. Это была первая попытка организовать досуг советских граждан в определенной точке, разместив там выставочные павильоны, декоративный бассейн и детский городок. Там же появились и аттракционы - небольшие колеса обозрения, разнообразные качели, карусели, полоса препятствий. Были и макеты современных водных горок. Такой аттракцион назывался «Ватершот» и находился около Пионерского пруда. Для особо смелых была парашютная вышка - аттракцион, который моделировал прыжок с парашютом. Человек встегивался в купол, который, в свою очередь, был прикреплен тросом к стреле. Постепенно трос разматывался, и человек приземлялся. А те, кто в итоге не решился почувствовать себя десантником, могли спуститься по спиралевидной горке на некоем подобии матраса.

В 1970-х годах в парке Горького появились «виражные самолеты». Развлечение это тоже было совсем не для детей - лица младше 14 лет на него не допускались. Сам аттракцион представлял собой кабину на двух человек. «Самолет» был закреплен на стреле, которая в процессе вращения меняла высоту. Однако «самолеты» использовались не только в этом аттракционе. Была еще знаменитая «Мертвая петля»: на одном конце ее крепился противовес, а на другом - двухместный «самолет». Именно такой аттракцион все помнят по знаменитому фильму «Я шагаю по Москве».

В 1930 году в Москве открылся еще один парк с централизованными аттракционами - Измайловский, который еще спустя два года переименовали в Парк культуры и отдыха имени Сталина. Тут также появились парашютная вышка, несколько каруселей и качелей. В проекте была и детская железная дорога, однако она так и не появилась - зато именно тут в 1957 году, специально к Фестивалю молодежи и студентов, появилось колесо обозрения высотой в 50 метров. Сейчас это самое старое действующее колесо, а когда-то было еще и самым большим в СССР: полный круг можно было совершить за 7,5 минуты.

СПРАВКА "МК"

Самое первое колесо обозрения появилось еще в XIX веке в Чикаго. Появилось оно к Всемирной колумбовой выставке и стало ответом на строительство Эйфелевой башни. Получился аттракцион ниже французской достопримечательности, однако в Америке стал на тот момент самым высоким сооружением. Говорят, что сроки его установки были сильно сжаты, рабочие еле успевали установить многотонное сооружение и прозвали его «чертовым».

Пасха – это совершенно особенный праздник. Вы обращали внимание, что в пасхальную ночь в храмы устремляются даже те, кто почти никогда туда не ходит? Можно, конечно, посетовать на то, что храм стал для этих людей пустой формальностью. Порою священники с упреком называют их «пасхальными христианами».
Но давайте задумаемся, так ли это плохо. Лучше прийти в храм хотя бы на Пасху, чем не прийти ни разу! Иногда люди и сами не очень отдают себе отчет в том, что именно влечет их на пасхальную службу. Что-то таинственное и неведомое, к чему хочется прикоснуться душой...

Что такое Пасха?

Изначально Пасха была не христианским, а иудейским праздником. За 1500 лет до Рождества Христова древние иудеи начали праздновать Пасху в память о счастливом исходе из Египта под предводительством пророка Моисея. Дело в том, что египетский фараон очень долго не соглашался отпустить израильтян в Землю Обетованную. За это Бог посылал на Египет все новые и новые ужасные бедствия – «казни». И лишь последняя «казнь» заставила фараона отпустить иудеев. Бог возвестил, что Он «пройдет посреди Египта; и умрет всякий первенец в земле Египетской». Для того, чтобы спасти своих первенцев, иудеи должны были пометить косяки своих дверей кровью жертвенных агнцев (ягнят). Так все и произошло. Бог «прошел мимо» иудейских домов, и сохранил жизни первенцев из иудейских семей. Само слово «Пасха» (точнее, Песах) по-древнееврейски означает «прохождение мимо», ибо смерть прошла в ту ночь мимо израильтян. Ветхозаветная Пасха была символом избавления от египетского рабства.

Новозаветная, христианская пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и воскресения Иисуса Христа – как праздник победы над смертью. К V веку церковь разработала правила и сроки празднования Пасхи, упорядочила обряды и каноны и окончательно утвердила их на Вселенских соборах на все времена. Было установлено, что христианская Пасха – это праздник Воскресения Христова и празднуется отдельно от иудейской, в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха – праздник переходящий, его дата определяется каждый год заново. Однако из-за разницы в церковных календарях православные и католики празднуют Пасху в разное время.

Великая неделя

На Руси праздник Святой Пасхи всегда был самым радостным и торжественным. Не случайно и назывался он «Велик день». Вся неделя, предшествующая этому дню, называется Великой, или Страстной неделей. И каждый ее день – особый. Вспомним о событиях тех далеких времен. В четверг, после Тайной Вечери, Христос с учениками отправился в Гефсиманский сад и там, оставив их, стал один молиться Отцу. Здесь Иисуса схватили стражники и предали суду. В пятницу Он принял крестную смерть. Об этих событиях и говорят последние дни Страстной недели: Великий Четверг – духовное очищение, принятие таинства Причащения; Страстная Пятница – страдания Иисуса Христа, погребение Его тела; Великая Суббота – день печали и ожидания Воскресения Христова; и, наконец, – Светлое Воскресение Христово.

У наших предков существовало множество обычаев, приуроченных к дням Великой Недели.
В Великий Четверг, который в народных традициях называют «чистым», каждый православный человек стремится духовно очиститься, принять таинство Причащения. В народе этот день отмечался и водным очищением – купанием в проруби, реке, озере. Не случайно в этот же день полагалось убирать в доме, наводить чистоту и блеск перед Великим праздником. В четверг же красили яйца к пасхальному столу. Вечером обычно совершалась утреня с чтением Страстей Господних. Выслушав это чтение в храме, верующие после службы несли из храма домой страстную четверговую свечу. К ней относились с особым почтением и старались, чтобы по дороге домой она не погасла.
Весь вечер Великого Четверга и в Страстную Пятницу в домах православных христиан пекли куличи и делали сырные пасхи, а в Страстную Субботу освящали их. В Страстную неделю принято было совершать добрые дела. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогают снять с души грех. Так, в России было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы. Малоимущие люди выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить беззащитное существо на волю. Именно об этом обычае писал Пушкин:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
(«Птичка», 1823)

Символы Святой Пасхи

Даже те, кто и христианами себя не считает, стараются, чтобы на Пасху в доме непременно были куличи, сырные пасхи и крашеные яйца. Что это за атрибуты Великого Светлого праздника? Безусловно, в них есть и языческие элементы, однако Церковь не отрицает их, а наполняет новым смыслом.

Конечно, не случайно Воскресение произошло именно весной, когда воскресает сама природа – оживают деревья, и земля пробуждается ото сна. И пасхальные традиции имеют самое прямое отношение к этому обстоятельству.

Вот, к примеру, в чем смысл праздничного кулича? Человек собирал остатки прошлогоднего урожая и в память и благодарность о трудах, которые успешно завершены, пек хлеб – иногда в форме птиц (отголоском этой традиции стали знаменитые «жаворонки», которые до сих пор пекут на Благовещенье), иногда в форме столбика (такая форма принята и сейчас).
Сырная пасха – это спрессованный сладкий творог с эмблемами воскресшего Христа: ХВ – Христос Воскрес. Пасху делают в форме усеченной пирамиды (одни источники называют ее символом Гроба Господнего, другие – символом Голгофы, на которую взошел Христос).
А крашеные яйца! Яйцо было одним из древнейших языческих символов воскресения из мертвых, ведь оно по виду похоже на мертвый камень, гладкое, неподвижное, но в нем бьется новая жизнь.

Обычай дарить на Пасху яйцо, притом, желательно, красное, связывают с именем св. Марии Магдалины. Подобно апостолам, она прошла через многие страны, проповедуя Евангелие (потому ее и называют равноапостольной). В Риме Мария предстала перед императором Тиберием и, поднеся ему яйцо, сказала «Христос воскрес!» С этих слов и началась ее проповедь. В древности иудеи, как и многие другие народы, дарили друг другу яйца в знак уважения в новый год, в день рождения и в других важных случаях. С этими подарками следовало идти на поклон к вельможам и богачам. И потому не удивительно, что бедная Мария, «не носившая, – как пишут о ней святые отцы, – ни сребра, ни злата», пришла в гордый Рим проповедовать Благую Весть и предстала перед императором с… обычным даром бедняков.
Говорят, Тиберий усомнился в ее словах и сказал, что никто не может воскреснуть из мертвых, в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо из белого стало превращаться в красное.
Вслед за Марией Магдалиной и древние, и нынешние христиане дарят друг другу на Пасху красное яйцо. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир рождается заново через Воскресенье Христово. Красный цвет знаменует радость воскресения, возрождения рода человеческого. Но это еще и цвет пролитой на кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

Светлое Воскресенье

На Пасху принято христосоваться – приветствовать друг друга с поцелуями и восклицанием «Христос воскресе!» Считается, что так приветствовали друг друга сами апостолы и другие ученики Христа в первые дни по Воскресении Спасителя.
«Да памятуем и те святые целования, которые, при благоговейных объятиях, даем друг другу», – напоминал своей пастве св. Иоанн Златоуст.

Поскольку день этот был особенным, с ним связывалось множество примет и обычаев. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновенье. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!

В Тамбовской губернии считали, что мороз или гром на первый день Пасхи предвещают хороший урожай льна. А в Пинежье крестьяне говорили: «Как дождь или непогоды в первый день Пасхи, дак весна дождлива будет».
Особые пасхальные приметы были у стариков. На Пасху старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, а старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.
Во время пасхальной службы девушки тихонько шептали: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в портчонках!» или «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!» Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девушка ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый, если в щи упадет таракан или муха – к свиданию, губа чешется – к поцелуям, бровь станет чесаться – к свиданию с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой.

Светлая седмица

Вся Светлая Пасхальная неделя была одним большим праздником. Она была заполнена праздничными службами в церкви, различными играми, развлечениями, хождением в гости.
Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц. Для этого заранее готовились специальные желобки (деревянные лоточки с невысокими бортиками). Желобки наклонно устанавливали на земле или другом ровном месте. Игроки поочередно пускали крашеные яйца по лотку, и тот, чье яйцо прокатывалось дальше, выигрывал. Если яйцо, пущенное кем-то из игроков, задевало уже находящиеся внизу яйца, то их отдавали этому игроку.

Игра в «кучки» считалась девичьей. Насыпалось несколько кучек песка – не меньше двух на каждую девушку. Затем под одну из кучек прятали яйцо. Девушки должны были угадать, где спрятаны яйца. Иногда кучки заменялись шапками.

С Пасхой связано и катание на качелях. Едва ли не в каждом дворе устанавливали для ребятни качели, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т.п.) заранее возводились большие общественные качели.
Вот что пишут об этом очевидцы:
«… на качелях катаются решительно все, возле качелей образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи: одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями».

На Святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляно,
Зимой повенчаюся.
Скоро Пасха придет,
Кто нас покачает?
Как у ноненших ребят
Веревок не бывает!

В русских западных губерниях на Пасху совершался еще обход дворов, напоминающий святочное колядование (нередко он еще назвался «зелеными святками»). Его исполняла группа мужчин-волочебников:

Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдемте в тое село,
Поздравим их с праздником,
Их с праздником,
с Христовым днем,
С Христовым днем, красным яйцом!

В песнях доброму хозяину сообщали радостные новости о начале посевных работ, о приплоде скота, о грядущем достатке в доме. Волочебникам принято было выносить яйца, сало, деньги, пироги, молоко и пр. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:

Кто не даст нам яйца – околеет овца,
Не даст сала кусок – околеет телок,
Нам не дали сала – коровушка пала.

На Пасху нередко посещали кладбища – ходили «христосоваться» с покойниками. На могилах оставляли крашеные яйца, немного хлеба и пива.

Как празднуют Пасху в других странах

Пасху празднует весь христианский мир – католики, православные, протестанты… И народные традиции, поверья в каждой стране по-своему украшают этот светлый праздник.
Так, по всей Италии принято дарить друг другу «голубку» – булочку в форме птички, усыпанную зернышками сахара. А в Англии пасхальные булочки hot cross buns обязательно перед выпечкой крестообразно надрезают сверху. В Португалии в воскресный день священник весь день ходит по сверкающим чистотой домам прихожан, разнося пасхальные благословения, и его угощают голубыми и розовыми драже, шоколадными яйцами, печеньем и стаканчиком настоящего портвейна. А в Польше существует «oblewany ponedzialek» – в понедельник после Пасхи парни и девушки обливают друг друга водой. Кстати, на Украине тоже есть подобный обычай. Правда, водой там принято окатывать не всех подряд, а лишь того, кто проспит Пасхальную заутреню.

Кипр
На Кипре накануне Пасхи хозяйки выпекают сырный пирог «флаунес» и красят яйца. Вечером в субботу дети ходят от дома к дому, распевая песни, и получают по традиции куски пирога и пасхальные яйца. Ближе к полуночи около церкви сжигается чучело Иуды, и начинается торжественное богослужение.

В Греции, как и в России, сильны православные традиции, и Пасхе там предшествует очень строгий пост. Для того, чтобы легче было выдержать пост, греческие хозяйки выпекают из пресного теста «госпожу Саракости» (слово «саракости» в переводе и означает «пост»). У нее нет рта (ведь она постится), ее глаза закрыты и руки скрещены в молитве, а на голове крест – как у церкви. А еще у «госпожи Саракости» семь ножек, по одной на каждую неделю Великого поста, включая и Страстную неделю. Каждую субботу у нее отрезают по ножке, а последнюю ножку прячут в сушеный инжир. Считается, что тот, кто найдет эту ножку, будет счастливым. В небольших греческих городах и по сей день жива традиция – в каждом доме весь год должна гореть лампада, зажженная от пасхального огня.

Швеция
Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома особыми цветниками – желтого, зеленого и белого цвета. Еще одно традиционное украшение – желтые цыплята в обрамлении цветных нарядных перьев. Никаких специальных пасхальных блюд шведы не готовят, но зато налегают на конфеты и другие сладости. Пасхальные яйца часто делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут по большой красивой конфете.

Германия

Задолго до Страстной недели все витрины и окна домов немецких горожан почти одновременно желтеют. Повсюду появляются первые бутоны весенних цветов. Немцы называют их остерглоккен – пасхальные колокольчики, расцветающие на Пасху независимо от погодных капризов. Это хорошо известный нашим садоводам желтый нарцисс с махровой сердцевиной. Его цвет и форма, напоминающие солнце, стали лейтмотивом весеннего праздника. И, конечно, утки, гуси, барашки, божьи коровки, а самое главное – пасхальные зайцы – заполоняют собою на это время все пространство. Почему зайцы? Видимо, зайцы, как и кролики, столь плодовиты, что тоже стали символом плодородия и жизни.

В восточных землях в один из дней накануне Пасхи обвязывают соломой огромные тележные колеса, вечером их поджигают и пускают с горы. Считается, что, если колесо докатится до долины и не погаснет, быть хорошему урожаю. В одних деревнях устраиваются пасхальные костры и праздники, связанные с целебной силой воды, освободившейся ото льда. В других – проходят красочные конные шествия – всадники и кони в средневековых нарядах под звон колоколов разъезжают по округе. Но в Страстную пятницу все замирает. Во многих городах закрываются не только магазины, но и рестораны, и пивные. В некоторых германских землях в этот день не работают даже театры и увеселительные заведения.
Так же, как и в России, в Германии на Пасху принято красить яйца. Правда, в церкви яйца не освящают. Раскрашивают их всей семьей накануне Пасхального воскресенья. Посреди гостиной ставят огромный букет из свежих веток и его украшают цветными яйцами, как рождественскую елку. А оставшиеся прячут в саду, у кого он есть, или просто в укромных уголках дома.

Утром в Пасхальное воскресенье семья собирается за традиционным праздничным завтраком. Накануне родители прячут корзины со сладостями, пасхальными яйцами и небольшими подарками. После завтрака они говорят детям: «Пасхальный зайчик спрятал для вас подарок, вы должны его найти». Поиск подарка, как известно, особое удовольствие! Во второй половине праздничного воскресенья принято ходить к друзьям и родственникам и обмениваться подарками.

Америка
В Пасхальное воскресенье американцы стараются побывать на службе в церкви. Служба обычно сопровождается коллективным пением. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофеля, фруктового салата и овощей. Дети получают корзинки от «пасхального зайчика», который еще ранним утром наполнил их разноцветными яйцами, шоколадом и конфетами.
В Америке на Пасху очень популярна игра – катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются – кто дальше и без остановки сможет прокатить свое яйцо. Самое большое соревнование происходит на газоне близ Белого Дома в Вашингтоне. Сотни детей приходят со своими пасхальными корзинками, наполненными ярко раскрашенными яйцами, и катают их вниз по лужайке около президентского дворца.

Кто приносит пасхальные подарки?

В Бельгии детворе приносит подарки пасхальная шоколадная курица. Обычно она обитает в саду, и малыши сразу после праздничного завтрака устремляются на ее поиски. В Германии, Голландии и Франции пальму первенства удерживают пасхальные зайцы-кролики (тоже, кстати, шоколадные). Во Франции существует еще поверье, что на Святую неделю церковные колокола улетают в Рим, а возвращаясь, они оставляют в садах на радость ребятишкам сахарные и шоколадные яйца, курочек, цыплят и кроликов из шоколада. В Люксембурге тоже верят в воздушные путешествия «пасхальных колоколов», поэтому в Страстную пятницу дети ходят по улицам с трещотками, «заменяя» отсутствующие колокола.

Традиционное угощенье

В России, конечно, это кулич, сырная пасха и крашеные яйца. Обычно на Пасху, ко времени возвращения семьи из церкви от заутрени уже был накрыт богатый стол. Отныне снимался запрет на скоромную пищу, и стол уставляли всевозможными яствами для разговения – поросенком, бужениной, холодцом, ветчиной, разнообразными сырами, молочными продуктами и пр.
В большинстве стран на праздничном столе обязательно должно присутствовать блюдо из ягненка. И это не случайно. Ведь ягненок – древнейшая составляющая пасхального торжества, которая присутствовала еще в еврейской, дохристианской Пасхе. Теперь, правда, эта составляющая наполняется новым смыслом – она символизирует жертву, принесенную за человечество. В Германии ягненка запекают в тесте или жарят баранью ногу. Во Франции, Нидерландах, Великобритании и Ирландии к праздничному столу молодого барашка подают с ранними овощами. В Италии традиционны блюда из молочного ягненка, который иногда заменяется молочным козленком. Иногда готовят и сладкие пироги или кексы в форме ягненка. Сверху их покрывают белым кремом – словно белой пушистой шубкой.

Как видите, народные традиции празднования Святой Пасхи богаты и разнообразны. Может быть, какие-то понравившиеся вам обычаи приживутся и в вашей семье? Почему бы нет?



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники