Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» материал на тему. Специфика воспитания чувства патриотизма у дошкольников Формирование патриотических чувст

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИАТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста?

Внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим.

Проявление интереса детей к окружающему миру взрослых находит отражение в их вопросах, в свободной изобразительной деятельности, в желании слушать рассказы воспитателя и книги о трудовых подвигах людей, о героях войны, о жизни разных народов. Показательны в этом отношении и игры детей. В них отражаются все яркие события жизни страны. Например, в 30-40-е годы дети играли в челюскинцев, в строителей Днепрогэса, в военные и послевоенные годы они «становились» Матросовым, Космодемьянской, а сегодня дети играют в космонавтов. Дети старшего дошкольного возраста могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств страны, и они хотят это делать. В период Великой Отечественной войны ребята посылали на фронт свои рисунки, поделки, выступали с концертами перед ранеными.

Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Загадки, пословицы, поговорки - эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране.

Иногда впечатления детства могут быть связаны с восприятием серьезных социальных явлений, и это тоже формирует мироощущение, отношение к окружающему. Наша действительность богата яркими событиями, которые не могут не вызвать интереса у детей, не могут не остаться в их памяти.

Отец впервые взял сына на демонстрацию, когда ему было всего 4 года. Ребенок еще не понимал, что такое демонстрация, но хорошо запомнил общее ликование, яркие краски, смех, хорошее настроение окружающих людей. И хотя его ‘ум еще недостаточно был подготовлен к оценке происходящего, впечатления уже формировали отношение к миру. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть главного или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день,- это и есть его Родина и что быть Россиянином - большая гордость. Целенаправленная педагогическая работа развивает, воспитывает чувства, формирует убеждения ребенка. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.

В детском саду такие беседы лучше проводить с небольшими группами детей, чтобы сохранить интимность обстановки. Это побуждает ребят к откровенности при выяснении интересующих их вопросов. В таких беседах важно, чтобы ребенок почувствовал отношение взрослого к фактам, событиям, о которых он рассказывает. Дети равно чувствуют и искренность, заинтересованность и малейшую фальшь в отношениях, безразличие. Воспитателю следует избегать многословных объяснений. Гораздо большую роль играет удачная реплика, правильно подобранный эпитет.

Дети пришли в парк. Осень. Желтые листья медленно падают с деревьев и покрывают землю золотым ковром. Голубое небо отражается в зеркале пруда. – Посидим тихонько, посмотрим вокруг,- говорит воспитатель. (Дети садятся на скамейку, любуются осенней природой.) - Как хорошо в нашем парке,- продолжает педагог.- И день сегодня такой красивый…

Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах - Это платье золотое У березы на плечах.

Утром мы во двор идем - Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето

Потом можно поиграть, побегать, собрать букет осенних листьев. А когда, вернувшись с прогулки, дети будут рисовать, то на их рисунках на тему «Наш парк» непременно окажутся и «паутинки с паучками в серединке», и пруд, и «платье золотое у березы на плечах».

Совсем другим будет разговор педагога с воспитанниками, когда речь пойдет о событиях, вызывающих гордость и восхищение достижениями россиян. «Дети, вы слышали? Снова наши космонавты полетели в космос! Вот их фотографии в газете - посмотрите. Трудная работа им предстоит и в этот раз». И педагог коротко рассказывает ребятам о задании, которое должны выполнить космонавты, выражает свое восхищение их смелостью, советует детям слушать радио, чтобы знать, как проходит полет, как чувствуют себя герои.

Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, затем - к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем и любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любите родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.

Мать получила премию. Отец поздравляет ее и объясняет шестилетней дочери, что маму наградили за отличную работу, за то, что она вместе с другими работницами соткала столько ткани, что ее хватит на платья всем девочкам, воспитателям, няням, поварам детского сада. Вот какая мама! И у дочки рождается гордость за свою маму, она видит в ней не только любимую маму, но и человека из того большого мира, который так интересует ребенка и войти в который он так стремится.

У многих детей есть бабушки и дедушки. Дети любят их, привязаны к ним. Но знает ли внук, что у дедушки есть ордена и медали? За что он их получил? Каждый орден и медаль - это рассказ о героизме русского человека.

В одном из детских садов перед 8 Марта детям дали задание спросить у бабушки, что она делала в годы войны. Нужно было видеть удивленно-восторженные глаза детей, когда они потом рассказывали о бабушках: «Моя бабушка в деревне прятала партизан от фашистов!», «А моя - работала на заводе, где делали танки для фронта». Другими глазами дети стали смотреть на своих бабушек, стали чаще расспрашивать их о том, как они воевали, работали.

Расширить интересы детей, вывести их из узкого личного мирка, показать через малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны очень важно для воспитания патриотических чувств. Организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию еще большей любви к родителям, и воспитанию любви к своей стране.

Тот же принцип - через малое к большому - следует сохранять и при воспитании у детей любви к своему городу или селу. Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле - частица Родины. Хорошо, если дошкольники будут знать, какие заводы, фабрики есть в городе, узнают о лучших людях, которые трудом прославляют не только свой город, но и всю страну. Знакомя детей с родным городом, селом, нужно обращать их внимание и на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть при этом, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторический памятник, поклониться погибшим героям. Мысль, что родной город, село дороги и интересны всем, пробуждает гордость за родной край.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Они отражают сущность нашего общественного строя, психологию народа. Например, стало традицией отмечать праздник Масленицы, Рождество, Пасха, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибших воинов, встречи ветеранов труда и участников Великой Отечественной войны. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны. Приобщение к традициям происходит постепенно. Сначала ребенок воспринимает отдельные факты, затем с помощью взрослых обобщает их.

Воспитатель может посоветовать родителям в День Победы, в День Российской Армии или в другой важный для семьи день (проводы в армию старшего брата, день рождения, поступление в школу) пойти с ребенком к Вечному огню, к памятнику и возложить цветы в знак благодарности погибшим за нашу мирную жизнь.

Одна из задач патриотического воспитания - уважение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее, чем героизм военного подвига. Педагог может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Ребенок часто бывает с родителями в булочной. Батоны, булочки, бублики, хлеб белый, черный… Кто и как вырастил его? Кто испек? Кто привез в магазин? И не только в наш магазин - булочных в городе много. С этого воспитатель может начать свою беседу о труде хлебороба.

В простой и доступной форме взрослый должен рассказать детям, какой ценой достается людям хлеб, как тяжело убирать урожай в условиях непогоды, как тесно связаны в труде люди различных специальностей: комбайн сделали рабочие города, бензин для него добыли нефтяники, испекли хлеб пекари, привезли его в магазин шоферы, продают его продавцы. Важно, чтобы ребенок к 7 годам уже знал эту «цепочку», имел представление о том, как хлеб появляется у него на столе. Все эти знания рождают глубокое уважение к трудовому человеку.

Пользуясь приемом сравнения надо рассказать детям подготовительной к школе группы о том, что во многих странах трудящимся живется тяжело, что труд их не пользуется почетом, как у нас. В таком разговоре необходимо соблюдать чувство меры, осторожность и тактичность. Достаточно небольшой иллюстрации к фактам, чтобы ребенок почувствовал гордость за свою страну, уважение к трудовому человеку, в какой бы стране он не жил.

Итак, окружающая действительность, если ребенок воспринимает ее при целенаправленном руководстве взрослого, становится средством патриотического воспитания дошкольников. Но не менее сильным средством воспитания любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, может стать художественная литература, искусство.

У нас создано для детей много высокохудожественных произведений разных жанров: стихи, рассказы, очерки.

Своеобразная энциклопедия для детей - книга С. Баруздина «Страна, где мы живем».

Книга «Страна, где мы живем» читается детям в течение длительного времени не только потому, что она велика по объему, но, главное, потому, что дети должны все осознать, усвоить. Пусть они не запомнят всю информацию, содержащуюся в книге, но у них обязательно появится представление о том, что наша страна большая, богатая, сильная, дружная.

После этой книги у детей непременно возникнет желание больше узнать и о природе страны, и о том, как работают люди, как добывают соль и нефть, как растят хлеб и виноград, как живут охотники и рыбаки. Обо всем этом им расскажут другие книги: «Разноцветная земля» Н. Сладкова, «От края до края» Н. Михаленко, «Про жаркую пустыню» Г. Ганейзера, «Прозрачный слоник» С. Гарина и многие другие.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. С особым пафосом, с, подъемом читают дети стихи С. Михалкова:

Мы видим город Петроград

В семнадцатом году:

Бежит матрос, бежит солдат,

Стреляют на ходу…

Стихи запоминаются мгновенно, меняется выражение лица, осанка чтеца - ребенок преображается, что объясняется доступностью детям данного стихотворения и по мысли, и по чувствам, которые оно пробуждает.

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а закрепить эмоциональное воздействие.

Одна из любимых книг детей - книга Л. Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней - пример героизма..

Важно правильно определять время чтения того или другого произведения, учитывать настроение детей, предыдущую деятельность, т. е. делать все для того, чтобы произведение воздействовало на ребенка в большей мере. Например, воспитатель привел детей к могиле Неизвестного солдата, ребята возложили цветы, постояли молча. Здесь можно прочесть такие стихи М. Исаковского:

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух,-

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня

Он сделал все, что мог,

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

Для воспитания патриотических чувств, гордости за свою страну необходимо читать детям также произведения классиков русской литературы - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, стихи С. А. Есенина, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева. Нужно сказать детям, что произведения этих писателей известны во всем мире. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» указаны отдельные произведения русских классиков, с которыми воспитатель знакомит всех детей. Однако этот список можно расширить. Педагог может посоветовать родителям, почитать дома и другие книги этих писателей, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

При воспитании патриотических чувств, так же как и при воспитании гуманных чувств, важно не количество прочитанных ребенку книг, а правильный, строгий отбор их и последующая беседа.

Что может знать о своей стране ребенок старшего дошкольного возраста, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к Отечеству стало осознанным и прочным?

Для воспитания патриотических чувств важны исторические знания. Детям нужно рассказывать или читать о героизме людей в годы Великой Отечественной войны. Примеры беспредельной преданности своему делу, Родине служат для ребят своеобразной школой патриотизма.

Детям необходимо знать о сегодняшней жизни Родины. Это и борьба за мир, в которой принимают участие дети и созидательный труд русских людей, направленный на преобразование нашей страны.

Нужно рассказывать детям и о будущем нашей страны, о том, какие будут построены дома, машины. Такие знания научат их мечтать, ощущать себя (пусть пока в воображении) активными гражданами своей страны.

Опираясь на эти ведущие положения при отборе знаний о стране, можно составить примерную программу обучения детей старшего дошкольного возраста: они должны знать, что Россия - многонациональное государство, что необходимо жить в мире и дружбе с людьми разных национальностей.

Воспитатель расскажет детям, какая разноцветная наша земля: зеленые леса, серая тундра, желтая пустыня, синие моря и реки. Страна у нас богатая: есть и уголь, и золото, и нефть; есть и хлопок, и пшеница, и лен. Самые большие машины делают в нашей стране. Самые сильные ледоколы - «Ленин», «Сибирь», «Арктика» - советские. Первые космонавты - советские. А какие игрушки для детей делают народные умельцы! Не во всех странах мира детям живется так хорошо, как у нас. Есть чем гордиться гражданину России.

Как же нужно организовать педагогический процесс, чтобы дошкольники усвоили необходимые знания о стране и чтобы одновременно велась работа по воспитанию патриотических чувств?

Одним из важных принципов построения такого педагогического процесса является тематическое планирование познавательного материала. На каждую тему выделяется определенное время, часто оно приурочивается к знаменательным датам. Темы в течение года повторяются, продолжаются, между ними устанавливается логическая связь. Тематическое планирование способствует не только лучшему усвоению знаний, но и воспитанию чувств, так как создаются условия для повторения однотипных переживаний. Такое повторение делает переживания ребенка более глубокими, прочными. Но при этом следует опасаться эмоциональной адаптации, т. е. привыкания к восприятию, что влечет за собой не повышение, а снижение интереса, затухание чувств. Поэтому, приступая к работе по той или другой теме, воспитателю важно продумать, как он подготовит детей к восприятию фактов и событий, на каких примерах остановит внимание детей, расскажет подробнее, а для каких достаточно будет лишь реплики, замечания.

Различные темы воспринимаются детьми по-разному, но все возникающие у детей в связи с узнаванием материала эмоции и чувства сливаются в одно большое чувство - любовь к Родине. Так, разные по содержанию и по своей эмоциональной направленности темы: «Природа нашей страны», «День рождения страны», «Советская Армия - защитница Родины» и т. п. - раскрывают одно понятие -«Родина» и способствуют пробуждению патриотических чувств.

На музыкальных занятиях дети слушают русскую народную музыку, музыку народов мира, разучивают пляски, национальные игры. Важно, чтобы музыкальный работник, действуя в тесном контакте с воспитателем, при планировании своей работы учитывал, что узнают дети на других занятиях.

Главную эмоциональную нагрузку несут слово педагога, художественные средства - музыка, картины, художественная литература.

По всем темам нужны занятия, на которых закрепляются знания детей. Они должны проходить в живой, увлекательной форме, например в форме составления детьми программы концерта из известных произведений о Родине, о воинах, о подвигах. На таких занятиях дети в непринужденной обстановке показывают, что они знают, высказывают свое отношение.

Проверить уровень знаний детей и правильность сформированных отношений можно и в деятельности, например при оформлении зала к празднику.

Итоговые занятия можно проводить не только в форме беседы, составления рассказов, программы концерта, пересказа произведений и т.* п. Это может быть и изобразительная деятельность детей или устройство выставки картин, поделок на определенную тему. На таких занятиях надо дать ребятам возможность высказать свое отношение к событиям, явлениям.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении побольше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к ее богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка-дошкольника невелики и несложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

В патриотическом воспитании дошкольников важное место занимают игры. Самостоятельная игровая деятельность детей рождается из потребности познавать окружающий мир, быть его участником. В ролях, пограничников, рабочих, врачей, учителей дошкольники приобщаются к событиям, происходящим в стране.

Педагог, использующий игру как средство патриотического воспитания детей, должен обращать внимание дошкольников- на соответствующие явления окружающей жизни, подбирать художественные произведения и стараться донести их содержание до сознания детей, чтобы оно вызвало у них необходимый эмоциональный отклик, желание играть; педагог должен также продумать возможное содержание игры и те разнообразные роли, которые дети могут брать на себя в игре. Кроме того, он должен обеспечить детей игрушками, необходимыми атрибутами, помогать им советами, предложениями.

В коллективной игре дошкольники становятся дружнее, а их разговоры содержательнее: развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в приобщении к миру взрослых. Дети больше узнают о Родине, о традициях и обычаях наших народов.

Выставки к праздничным датам, выставки бытовых предметов разных республик дают возможность каждому ребенку в группе проявить свои способности, почувствовать полезность своей деятельности и лучше понять события общественной жизни. Такая форма работы не только способствует закреплению знаний детей, полученных на занятиях, но и создает условия для формирования нравственно – патриотических чувств. Дети учатся рассказывать о своих впечатлениях, о различных событиях, учатся правильно оценивать значение праздников. Эта форма работы помогает к тому же интересно организовать в свободное время деятельность детей, направив ее на решение основных задач патриотического воспитания.

Конечно, невозможно в один раз рассказать все стороны патриотического воспитания. Но хотелось бы, чтобы воспитатели не забывали, что они первыми знакомят детей с Родиной, с окружающей действительностью. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное - зародить в ребенке это великое чувство - быть гражданином своей страны. Быть настоящим – Россиянином.

Землянская Марина
Специфика воспитания чувства патриотизма у дошкольников

На каждом этапе развития патриотизм и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В раннем возрасте возникновение любви к Родине происходит через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего нас мира. Образование начинается с рождения, и здесь самое главное - не пропустить время, найти достойные методы, создать благоприятные условия для образования, а именно индивидуальности. В период раннего детства формируются те чувства , черты характера, которые могут связать ребенка со своим народом, своей страной и в значительной степени определить образ жизни. Корни этого влияния находятся в языке его народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от повседневной жизни, обычаях, работе людей, среди которых живет ребенок .

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальной проблемой в условиях современной России. На данный момент материальные ценности становятся все более доминирующими над духовными. Дети исказили представления о гражданстве, патриотизме , благотворительности. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников всегда считалось важной задачей педагогики, и это в первую очередь связано с особенностями возрастного периода, когда возникает процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка и его отношение к окружающему миру.

Чувство патриотизма настолько многогранно по своему содержанию, что оно не может быть определено в нескольких словах. Чувство любви к Родине - одно из сильнейших чувств , без которого человек несовершенен, не чувствует его корней . И будет ли у человека привязанность к родной земле или он уйдет от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания . Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал личную ответственность за свою родину и ее будущее .

Дошкольный возраст является самым важным периодом в формировании личности, когда закладываются предпосылки для гражданских качеств, развиваются детские представления о личности, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство - это каждодневное открытие мира и, следовательно, необходимо делать так, чтобы оно стало, в первую очередь, знанием о человеке и Отечестве, их красоте и величии». Следуя принципу от мала до велика, основным этапом в формировании детской любви к Родине является накопление социального опыта жизни в своем городе, принятие принятых в нем норм поведения, взаимоотношений и введение в Мир его культуры. Любовь к Родине начинается с любви к ее маленькой родине - месту, где родился человек.

Изучение вопроса о воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста входит в проблемную область современной дошкольной психологии и педагогики. Патриотические чувства в классификации чувств рассматриваются как составная часть эмоциональной сферы личности и действуют как высшие духовные ценности человека. Патриотические чувства - это устойчивое позитивное отношение человека к месту его рождения, к истории и культуре его родины, к принятию его успехов и неудач, активному и позитивному участию в сохранении и умножении лучшего, которое было накоплено предыдущими поколения .

Исследования таких авторов как Божович Л. И., Мухиной В. С., Фельдштейн Д. И. и других в области дошкольной психологии и педагогики показывают, что в дошкольном возрасте формируются основы личности, начинается процесс формирования социокультурного опыта. Развитие патриотических чувств определяется психологическими особенностями дошкольного возраста : большой познавательной деятельностью, впечатлительностью, эмоциональной открытостью, доверчивостью.

Специфика воспитания чувства патриотизма у дошкольников - практическая , предметно-чувственная деятельность , осуществляемая дошкольником самостоятельно в процессе общения, взаимодействия с другими людьми через лично значимое содержание. Формирование патриотических чувств должно быть ориентировано на когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Когнитивная составляющая - это представление детей дошкольного возраста о окружающей природе, людях, видах деятельности, присущих ее людям; этнические истории поведения формируются исходя из знаний об истории и культуре их страны и Малой Родины .

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач обучения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине . Патриотизм , гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию . Процесс этот проходит три ступени :

Зарождается патриот в своей семье с формирования родственных чувств к родителям , бабушкам, дедушкам, братьям, сёстрам;

- воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с того места, где ребёнок родился, растёт, где находятся могилы его предков, его история;

Любовь и уважение к своему Отечеству, стране, народу.

Уровень знаний детей о патриотизме во многом зависит от того, какой контент (доступность и количество материала для восприятия и понимания ) выбирается педагогом, какие методы используются, как организуется предметно-развивающая среда в группе .

Целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста является зародить в душе ребенка любовь к родной природе, семье, к истории и культуре страны, созданные трудом родственников и друзей, теми, кого называют соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста является одной из задач нравственного воспитания , в том числе воспитания любви к близким людям, детского сада, родной деревни и родины. Патриотические чувства зарождаются в процессе жизни человека, который находится в контексте конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к жизни своего народа.

С принятием федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым принципом является принцип интеграции, который подразумевает взаимодействие образовательных областей, что требует переориентации педагогов на образовательную модель организации учебного процесса для совместной деятельности взрослых и детей. Все действия основаны на возрастных формах воспитательной работы с дошкольными детьми - экспериментирование, моделирование, наблюдение, введение проблемных ситуаций, дидактическое значение в том, что оно помогает связать обучение с жизнью .

Таким образом, дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии личности человека. На этом этапе закладываются основные качества будущего гражданина, формируются первые идеи детей об окружающем мире, обществе и культуре. Воспитание патриотизма в подрастающем поколении – актуальная задача современности. Именно нравственное и патриотическое воспитание представляет собой важнейшую часть общественного сознания, и это является основой жизнеспособности каждого общества и государства, преемственности поколений. Осознавая всю важность вопроса патриотизма на современном этапе, можно говорить о том, что формирование личности дошкольника не может происходить без воспитания с малых лет уважения к духовным ценностям .

Литература :

1. Белявцева Л. В. Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине [Текст] // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.) . - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 53-55.

2. Зиньковская О. М., Шопоняк Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 479-480.

3. Нормативная база современного дошкольного образования . Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст] – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.

4. Рыбаков, А. В. Патриотическое воспитание школьников на основе культурных традиций народов полиэтнического региона [Текст] /А. В. Рыбаков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2013. – № 1–2. – С. 153–156.

5. Черемных, С. В. Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте [Текст] / С. В. Черемных // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 639-641.

Шевелева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Аленький цветочек" г.Макарова"
Населённый пункт: Макаров
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 15.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Отдел образования муниципального образования

«Макаровский городской округ» Сахалинской области

Из опыта работы.

Тема: «Воспитание патриотических чувств

у детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила: Шевелёва Галина Викторовна,

МБДОУ «Детский №2

«Аленький цветочек» г. Макарова»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный

и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и

родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

рождается

замечательный актёр Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются

у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых,

от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое

воспитание

подрастающего

поколения

актуальных

Выполнение

программы

патриотическому воспитанию требует реализации путём нового подхода к

обучению и воспитанию детей, организации всего воспитательного процесса.

образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим:

обогащать

знаниями,

формировать

познавательные

интересы

способности.

моделируют

творческий

микроклимат,

проявляются

возможности

творческой

интеллекта.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патритизм у

дошкольников:

уважение к взрослым и т.д.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на

которой родились, и нет дороже у человека, чем Родина, красота которой

открылась ему однажды, как чудо. Необходимо помочь ребёнку открыть это

приобщая

культуре

Знакомясь с историей Родины, ребёнок начинает любить её и сохраняет

чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать её,

значение

происходит

представят

способен

предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Белые пятна истории, забытые добрые традиции и положительный опыт

старших поколений – это всё властно требует от нас по-новому взглянуть на

принять русский язык, историю, культуру. Когда ребёнок начинает новую

жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных с

тем, что ещё мало знает об этом мире, он должен и хочет познать его.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания,

развитее личностной культуры ребёнка, как основы его любви к Родине.

Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:

Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края,

страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему

живому; умение видеть историю вокруг себя.

совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.

Воспитывать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты,

чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему

народу, её истории, обычаям, традициям.

поставленных

руководствуюсь

постановлением

Правительства

государственной

программе

«Патриотическое

воспитание

использую

Программу по патриотическому воспитанию дошкольников: «Это русская

сторонка, это Родина моя», Программу воспитания и обучения в детском саду

редакцией

Васильевой,

возможность

планомерно

систематически вести работу в этом направлении.

В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого – с

чувства любви к матери, уважения к людям, окружающих тебя, с родного

дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

Мама – самый дорогой и близкий человек! Огромную работу проводим с

изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники, организовали

выставку рисунков «Мамочка любимая моя!», участвовали в спортивном

празднике,

посвящённого

оформили

фотоальбом

«Мама, мамочка, мамулька». Дети с мамами принимали участие в выставках,

конкурсах: «Чудо с грядки», «Золотые руки мамы», «Цветочная фантазия»,

Самоделкина».

мероприятия

способствовали

гармонизации детско – родительских отношений.

В процессе всей работы использую занятия особого вида, главной задачей

является

воспитание

патриотических

«Оборона

Севастополя»

рассматривание

Твардовского «Василий Тёркин». На таких занятиях стараюсь превратить

детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников.

Э к с к у р с и и

р о д н о м у

г о р о д у,

з н а к о м л ю

достопримечательностями

воспитываю

настоящим событиям города, рассказываю. В честь кого был назван город, с

памятниками

Знакомство

вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и

желание ребёнка изобразить то, о чём он только что услышал и увидел.

обязательно

продолжается

занятиях

изобразительной

деятельности.

отражающие

чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют

выразительные

основанные

собственных

наблюдениях,

заставляют

задуматься

отношением

окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно

знакомые

дошкольники

«возвращаются» к вновь увиденным кадрам.

Посещение

краеведческого

изучение

знакомство

краеведческой

культурой,

организация

выставок

фотографий,

создание

фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с трудом людей

разных профессий, различными сторонами общественной жизни человека во

всей его целостности и многообразии.

Развивая

дошкольников

проявлять

народной

культуре,

истории, посещаем выставки народных мастеров, проходящих в городской

библиотеке. Полотна сахалинских художников, украшения и поделки из кожи,

вызывают

многонациональном населении нашего острова, о быте и жизни различных

народностей.

Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность

патриотического воспитания детей!

Участвуем

народных

праздниках

«Веснянка»,

«Масленица»,

«Пасха». В процессе подготовки к праздникам дети много узнают о русских

обычаях, традициях.

Организуя праздники героико – патриотической тематики, я одновременно

стараюсь

воспитывать

настоящему

отличить,

реальность.

патриотическому

воспитанию

ознакомление

художественной

литературой.

Знакомство

познавательного

художественного

иллюстративно

дидактическим материалом обязательно сопровождается музыкой.

В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения

устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником

познавательного

нравственного

развития.

пословицах,

поговорках,

оцениваются

различные

жизненные

высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи. Жажда новых

впечатлений,

любознательность,

постоянно

проявляемое

экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все

сферы деятельности детей. Поэтому проводилось много занятий, где дети

могли самостоятельно исследовать какую – то проблему.

«Откуда хлеб на стол пришёл?»

«Богатыри земли русской».

«Сундучок бабушки Арины».

«В единстве наша сила».

Большое место в организации работы по этим темам принадлежит игре, так

как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают

бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры – драматизации по любым

сказкам, использование различных видов театров: кукольный, настольный,

плоскостной.

проходит

нравственное,

эстетическое, физическое воспитание детей. Дети старшей, подготовительной

группы всегда демонстрируют свои артистические способности малышам.

Все получают удовольствие, радость от общения. Театр – синтез всех видов

искусств, и активное его использование помогает ребёнку ярко выплеснуть

свои эмоции, выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором он

живёт. Близость театральной деятельности для ребёнка, лежит в его природе

и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Участвуя в

театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают

своё доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру.

Через занятия тетра я пробуждаю у детей стремление к самовыражению

движение,

ритмопластику,

стремимся

сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть

скованность, напряжённость, неуверенность.

Патриотическое

воспитание

направлено

формирование

развитие

личности, обладающей качествами гражданина – патриота, который готов

встать на защиту Родины. Провожу с детьми «уроки мужества», приглашаем

на встречу воинов – афганцев, солдат срочников из воинской части, ветеранов

Великой Отечественной войны.

Очень большая работа проводится ко дню Победы. Провожу занятия по

темам: «Их имён не смолкнет слава», «Города - герои», «Бронзовый солдат»,

«Дети и война». В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок

«Мы помним…»; родители принесли фотографии родных, участвовавших в

взрослые,

рассказывали

родственниках,

прошедших огненные тропы войны. Дети с трепетом рисовали портреты

Интересно

посвящённый

рисунков «Война, война», развлечение «На привале». Каждый год чествуем

ветеранов, возлагаем цветы к обелиску воинам – освободителям, ходим на

экскурсию в музей школы №1 «Память». Организуя праздники героико –

патриотической тематики, я, одновременно, стараюсь учить и воспитывать

детей. Здесь они по настоящему играют в военных, поют военные песни.

представлены

фотоальбомы

различной

тематики,

экологической

направленности,

портреты президента, председателя правительства. Дети бережно относятся к

предметам, когда – то принадлежавшим их родным.

потенциальные

возможности

патриотического

воздействия

заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво,

часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского

народа, трудом, бережное отношение к природе, жизнелюбием, чувством

С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной

жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка

вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение,

обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и

разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее

народные

народные

используемые в слушании и в музыкально – ритмической деятельности, для

дошкольного

возраста

обладают

большими

художественными

достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной

музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами

народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей

народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки

вызывают

творчеству

продолжать

знакомство с ним.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране эффективна,

установлена

родителями

Родители

большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники

формирования личности ребёнка. Родители вместе с детьми участвуют при

проведении развлечений, в досугах, праздниках, которые стали традициями

защитника

Отечества»,

оформлении

фотовыставок

выставок

детского

творчества

«Великий

праздник День Победы», «Мы на Севере живём».

Для родителей подготовила и провела консультации на темы: «Праздник в

семейных

традиций

воспитании

подрастающего

поколения»,

«Нравственно

патриотическое

воспитание

дошкольников

средствами

«Формирование

гражданско

патриотической позиции детей дошкольного возраста». Привлекаю родителей

к активному участию в сборе краеведческого и познавательного материала

для пополнения экспозиции уголка в группе.

родителями,

стараюсь

формировать

познавательную

активность,

стремление

узнавать

применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять

активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем

вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов,

ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие

на личность ребёнка на много лет вперёд.

В работе над данной темой, я хорошо понимаю, что для целенаправленного

результативного

выполнения

необходим

основательный

практический багаж:

Изучение новинок литературы;

Повышение квалификации педагога;

Разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию.

Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми.

Воспитание

патриотических

представляет

совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра,

сливаются

познавательной

активностью,

представлениями

современной действительности, деятельно – практическим отношением к

Каждому человеку необходимо знать природу, историю и культуру родного

народа, к которому он принадлежит, своё место в окружающем мире.

Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо

целостность

процесса

нарушится,

разрушится

поколениями.

Во спитание

патриотических

составляющих

воспитания маленького гражданина.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку

патриотизм

русского

помогает

воспитать чувства любви к родному краю и окружающему миру. И от нас,

взрослых, зависит, какими наши будут наши дети, что они унесут из детства.

Воспитание патриотических чувств у дошкольника

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» - говорил замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

В настоящее время в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.

Исходя из выше изложенного необходимо поставить акцент на следующем:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Не всё, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь родного города (села) со всей страной.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высотных домов, широких проспектов. Другой город славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялись в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.
В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

Люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т.д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу, результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности:

В родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;

В родном краю могут жить люди разных национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают;

Здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

Каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Народные праздники (Масленица, Пасха,) – средства возрождения народной культуры и приобщения к ней через обычаи, традиции, обряды. Сам праздник неотделим от жизни общества. Он вобрал в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и энергию в трудный период жизни. Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

В народном творчестве отображаются и исторические сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Любовь к Родине зарождается в детстве, в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Народная педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей. Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества. Фольклор – одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.

Особым жанром, влияющим на нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа, в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др.

Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной.

Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др.

Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.

В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.

Большое значение необходимо придавать героико-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет , наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях – о Родине.

Таким образом, чувство патриотизма многогранно и сложно – это и любовь к свои близким и гордость за весь народ, яркие воспоминания про место, где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.
  2. 8. Горлевская Е.Л. Практика работы по патриотическому воспитанию. Проектная методика внедрения / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/583342/
  3. 11. Добринец Л.А. Региональная программа нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников Я и мой поселок» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/506161/
  4. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
  5. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа.: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 96с.
  6. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина М, 2005. – 180 с.
  7. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
  8. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию / Под ред. В.И. Лутовинова М., 2008, с.5
  9. Лебедева А. Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/573431/
  10. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
  11. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
  12. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Электронный ресурс http://dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
  13. Новолаева Н.В. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество М., 2009, с.73
  14. Писарева А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
  15. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50 .

«Воспитание чувства

патриотизма у

дошкольников»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ

«Детский сад к/в №8«Аистенок»

Гончарова О.В.

г.Мичуринск

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Что такое любовь к Родине, к Отечеству? Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Любовь к Родине – это такая любовь, о которой и не подозреваешь потому, что человек рождается с ней. Человек растет, взрослеет, но привязанность к родным местам остается на всю жизнь.

Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего края. Это выражение глубокой любви ко всему, что с ранних пор вошло в сердце, как самое дорогое.

Историческая память народа – непреходящая ценность: она передается от поколения к поколению, знаменуя собой продолжение жизни.

Каждого интересует история родного города, как жили далекие и близкие предки, что обретали, что теряли, отсчитывая век за веком.

Это наша земля, это наша история. И не найти нам достойного пути в БУДУЩЕЕ, если не проникнемся чувством сыновней любви ко всему, что есть доброго на родной земле. А основы такого отношения к окружающей действительности закладываются в период дошкольного воспитания.

Перед нами педагогами и родителями стоит важная задача –

приобщить детей дошкольного возраста к истории Отечества. Научить их задумываться над тем, что значит: «Я – Мичуринец» - знать, с чего начинается малая Родина, свои истоки. Главная идея - возрождение

духовности семьи, изучение и внедрение в быт народных традиций, знакомство с историческим прошлым родной земли, воспитание

чувства патриотизма.

Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине, именно пробудить, а не навязать, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Начиная работу в данном направлении, педагог, прежде всего сам, должен выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Любой край, область, город, даже небольшое село неповторимы. В каждом месте своя природа, множество заводов и фабрик, свои знаменитые люди. Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их родной край, Родину.

Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у детей представление о том, чем славен родной край. Однако необходимо, чтобы у детей сложилось правильное представление о родном крае как части большой прекрасной страны – России, в которой они живут.

Перед воспитателем всегда стоял вопрос, какие методы и приемы использовать при ознакомлении с историей родного города. На мой взгляд, ошибочно начинать знакомство с прошлым города. Это может внести путаницу в головы детей. Целесообразно начать историческое образование с последнего столетия. И только после того, когда дети хорошо усвоят эти знания, вернуться в период зарождения (образования) города.

Наиболее оправданными методами при ознакомлении с малой Родиной можно считать следующее:

a ) Организованные прогулки и экскурсии. Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, перед посещением, например, музея, рекомендуется заранее познакомить их с наиболее яркими экспонатами музея. Предупредить детей заранее о походе в музей, обставьте это с торжественностью и идите в музей с приподнятым настроением. В зале необходимо сразу подойти к тем картинам, которые знакомы, сделайте так, чтобы они сами узнали.

Важно не перегружать ребенка впечатлениями, терминами непонятными для него. Поэтому важна подготовка:

Наблюдения;

Рассказ воспитателя или непосредственных участников событий в

сочетании с рассматриванием иллюстраций, чтением художественной литературы, слушанием музыки и т.д.;

Совместное участие детей, взрослых, родителей в благоустройстве своего города;

Закрепление знаний детей в деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, праздники, викторины и т.д.

б) Особый подход в воспитании чувства патриотизма необходим в младшей группе. Ознакомлению детей с историей Отечества предшествует знакомство с понятием времени. Сначала нужно дать ребенку возможность разобраться в том, что означает «вчера», «на прошлой недели». Ему понадобиться некоторое время, однако он научиться, довольно быстро располагать в хронологическом порядке какие – либо периоды времени. Поэтому в первую очередь нужно научить делить время на отрезки. Тут надо придерживаться определенной системы и не спешить.

I этап – прошлое ребенка (работа с родителями).

Желательно взять альбом с фотографиями, располагая события в хронологической последовательности и объявить, что ребенок услышит свою собственную историю. (Вначале совсем маленький – начал садиться – теперь самостоятельно ест, вот научился ползать – вставать – ходить и т.д.)

Дети очень любят слушать рассказ про них самих и просят говорить об этом почаще. А потом сам будет рассказывать свою ИСТОРИЮ.

II этап – история родителей . Объяснить ребенку, что родители тоже были маленькими, т.е. повторяя историю самого ребенка. Показать, что жизнь в то время отличалась от теперешней: разная одежда, транспорт и т.д. Ребенку иногда трудно поверить, что родители, когда – то были тоже детьми.

III этап – история дедушек и бабушек .

Рассказать надо по той же схеме, что и о ребенке. Необходимо растолковать детям, что все люди сначала были детьми, имели родителей, которые раньше были детьми и т.д.

IV этап – история семьи .

Выстроить историю ребенка, родителей бабушек и дедушек на отдельных фотографиях и дать ребенку самостоятельно выстроить события в хронологическом порядке.

Работу по ознакомлению дошкольников с историей родного города необходимо проводить параллельными блоками.

I блок. Занятия по познавательному развитию.

1. «Мы и наши имена» - дети рисуют свой портрет; фотографии.

2. «Я и моя семья» - генеалогическое древо.

3. «Моя улица» - экскурсия, беседа, зарисовка по памяти.

4. «Мой дом» - беседа, зарисовка по памяти.

5. «Мичуринск – современный, красивый город» - экскурсия.

6. «Его имя носит город», «Город – сад», экскурсия в дом – музей

Мичурина.

7. «Творчество А.М. Герасимова» - экскурсия в дом – музей Герасимова.

8. «Герои – земляки», «Они защищали Родину» - беседа,

Экскурсия на площадь Славы, возложение венка к Вечному огню.

II блок. Экологический.

1. «Куда бежит река Лесной Воронеж» - работа с картой.

2. «Лес словно терем расписной» (деревья) – наблюдения на прогулке.

3. «Кто, кто живет в лесном теремочке» - животный мир Тамбовской области - рассматривание фотоальбома, экскурсия в краеведческий музей.

4. «Жители подводного царства» - рассматривание фотоальбома.

5. «Путешествие в Панский лес» (знакомство с запрещающими знаками) - экскурсия в лесопарк.

III блок. Изодеятельность

1. «Моя улица» - передавать образ своего дома.

2. «Мой город» - знакомство с выдающимися людьми.

3. «Мичуринские узоры» - знакомство с Козловским промыслом.

4. «Козловский женский костюм».

5. «Русская вышивка» - символы русской вышивки.

6. «Рушники».

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать необъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, создаваемая педагогами.

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания, старшего и подготовительного к школе возраста - уголки нравственно-патриотического воспитания и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Уже в младших группах предусматривается приобщение к народной игрушке - пирамидке, матрешке, неваляшке, каталкам и др. Малышей в этом возрасте знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно – прикладным искусством. Хохломы, Городца, Дымковской, Филимоновской игрушкой.

Декоративная роспись, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что приобщение детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи, от пляски до театра – вот путь развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Как использовать шеллак в домашних условиях Как использовать шеллак в домашних условиях Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение? Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение?