Свадебный обряд в старину на руси. Свадебный обряд на руси

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

С древних времен русская свадьба была одним из самых ярких и своеобразных ритуалов культуры Руси.
Древние летописи же говорят о том, что как таковых общеславянских свадебных традиций не существовало, обычаи были различны у разных племен.
Так, к примеру, поляне более уважительно относились к брачным узам, считали их священными, а супругам вменяли в обязанность взаимоуважение, сохранение мира в семье.
Другие племена, такие как древляне, северяне просто похищали понравившихся девушек, в том числе из других племен, и без совершения каких-либо обрядов начинали с ними жить.
Многоженство также не было редкостью в те времена.


Уважаемые мои читатели!

На сайте представлена только ознакомительная информация для создания оригинального и красивого свадебного праздника. Я ничего не продаю;)

Где же купить? Найти и приобрести описанные в статьях аксессуары для торжества Вы можете в Cпециальных интернет магазинах где есть доставка по всей России

Свадебные обряды

Постепенно религия и быт древних славян усложнялась, появлялись все новые божества и традиции, заимствовались новые обряды. В целом с течением времени нравы становились более мягкими, первобытная дикость уступала место пусть своеобразной, но цивилизованности. Похищение невесты еще сохранилось, но стало скорее обрядом, который проходил, как правило, по согласию сторон.


Большинство свадебных традиций, таких как разбрасывание риса или преломление свадебного пирога, уходят корнями в глубокое прошлое.

Свадебные традиции разделяются на несколько этапов. Это досвадебные обычаи, которые включают знакомство, смотрины невесты. Затем в свадебных традициях можно выделить предсвадебную подготовку: сватовство, девичник. Далее традиционно идут свадебные обряды – выкуп невесты, венчание, свадебное гулянье. Но креме этих свадебных традиций, можно вспомнить и более "древние" обычаи. Так, например, очень интересная свадебная традиция передавать обручальное кольцо из поколения в поколение: от матери к дочери или от отца сыну. Кроме этого, свадебные традиции зависят от местности и категории населения. Но общность свадебных традиций и свадебных обрядов разных народов существует.

У каждого народа существует множество свадебных традиций обрядов и примет, ведь брак – один из важнейших моментов в жизни.

В прошлом молодые люди женились очень рано.

Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не представляла:

Не женат – не человек,
Холостой – полчеловека,
Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет,
Семья воюет, а одинокий горюет,
Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа,
С ним горе, а без него – вдвое.

Как проходили старинные свадьбы в древней Руси

Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались богоявленской свечой брачные свечи.

Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII в. народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским "политесом".

Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девичник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой).

Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.

К третьему, заключительному, циклу относились "отводины" - визиты молодых к ближайшим родственникам.

Одинаковым практически для каждого русского – от великих князей до последнего подданного – был обряд венчания. В остальном же брачные обряды Руси у каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и т. д. Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.

Сватовство на Руси

Раньше жениться на Руси было принято рано. Зачастую молодожёнам было не более 13 лет. Родители жениха выбирали невесту, а молодые люди могли узнать о свадьбе тогда, когда подготовка к ней шла уже полным ходом.


В наше время в большинстве своём семьи образуются по взаимной любви, и право выбора принадлежит молодым, вступающим в брак, поэтому сватовства, как в прежние времена, со сватами, договорами о приданом, задатком и прочими условиями сейчас уже практически не существует. Но и сейчас по правилам этикета молодой человек должен прийти в дом невесты и попросить у её родителей выдать девушку за него замуж. И это уже дань традициям Руси - на самом деле жених просит не разрешения, а своеобразного одобрения их союза.

Сговор


По старинной традиции после сватовства следует сговор. Стороны договаривались о расходах на свадьбу, о подарках, приданом и тому подобных вещах. Всё это происходило в доме невесты, где готовилось угощение.

Девичник и мальчишник

Накануне свадьбы невеста обязательно звала в гости подруг. Они шли в баню, мылись, а потом причёсывали волосы. Жениха и будущую семейную жизнь невесты было принято изображать в черных красках, так как это символизировало и прощание невесты с подругами и девичьей жизнью, и оберег от порчи.

Мальчишник же - достаточно поздняя традиция. Древнерусский жених шёл в баню один, и обычай предписывал ему, напротив, молчать. Но постепенно мальчишник тоже стал традицией.

Выкуп

Утро свадебного дня раньше начиналось с причитаний невесты и совершения различных обрядов от сглаза в доме жениха, а когда жених со сватами приезжал за невестой, начиналась весёлая церемония её выкупа, которую многие молодожёны любят и по сей день. Подружки задают жениху и его помощнику-свидетелю трудные вопросы, загадывают загадки или просто говорят:
Не отдадим, выручим! Прогоним или пускай выкуп дают.


Жених должен ответить на все вопросы, отгадать загадки и дать подружкам денег или конфет.

Иногда подружки просто прячут свадебные туфли невесты и требуют дать выкуп и за них.

Застолье


Раньше у входа молодожёнов всегда встречала мать, которая посыпала сына и невестку овсом и пшеном - на оберёг и богатство. Потом родители должны были поподчивать молодожёнов хлебом с солью. В древности хлеб пекли сами родители. Обычай отламывания или отрезания кусочков хлеба, чтобы погадать, сохранился и по сей день. Раньше гадали на детей - кто первый родится, мальчик или девочка, и на то, как молодые будут распоряжаться своими доходами.

Брачная ночь в древней Руси

Свадебный день завершался проводами молодых на покой, обычно в баню, на сеновал или даже в хлев. Это делалось, чтобы сохранить в тайне место их первой опочивальни и уберечь от сглаза и злых наговоров.


Именно поэтому и сейчас многие пары порой неосознанно стремятся провести первую брачную ночь не дома - в шикарном отеле, на яхте или просто в новой квартире, где никого больше нет.

Раньше муж брал жену на руки и вносил в дом, чтобы обмануть домового: якобы жена - не чужой человек из другого рода, а родившийся младенец.

Свадьбы, которые играли несколько веков назад, значительно отличаются от сегодняшнего бракосочетания. Многие традиции прошлого сохранились, но приняли иные формы, видоизменились, потеряв первоначальный смысл. Старинные свадебные обряды на Руси ( , смотрины, благословение и др.) были неотъемлемой частью женитьбы, без них торжество не могло состояться. Описания таинств и традиций, представленные ниже, помогут вам понять, как проходила старинная русская свадьба.

Таинство свадебного обряда на Руси

Переход девушки из одной семьи в другую – основа свадебных обрядов прошлого. Считалось, что она умирала в отцовском доме, а после свадьбы возрождалась в семье мужа. На венчании девушку прятали под плотными тканями, платками, за которыми не было видно ее лица и тела. На нее нельзя было смотреть, потому что по поверьям она была «мертва». К алтарю невесту вели, держа под руки, но после венчания она самостоятельно покидала церковь, «родившись заново».

Многие свадебные обряды на древней Руси имели магическую подоплеку. До того, как священник навсегда соединял души влюбленных, будущие муж с женой считались уязвимыми для злых сил. Проводилось множество ритуалов, чтобы помочь молодым избежать сглаза, порчи: например, подметание дороги перед новобрачными. Обряд исключал возможность того, что супругам под ноги подбросят что-то, привлекающее злых духов к новой семье. Переходить им дорогу также считалось плохой приметой.

Свадьбу в древние времена праздновали несколько дней. Первый день был полон событий: невесту готовили к скорому приезду суженого, перевозили приданое, потом будущие супруги получали благословение, отправлялись к свадебному застолью. Масштабный свадебный пир происходил на следующий день, после обряда церковного венчания. Во время свадьбы жениху нужно было соблюдать молчание, поэтому ответственность за свершение свадебных ритуалов лежала на дружке (родственнике или друге жениха).

Чтобы избежать порчи, обычай предписывал молодым спать в новом месте – для первой брачной ночи им готовили сенник, убранством которому служили иконы, стрелы по четырем углам с куницами на них, постель из двадцати одного снопа. Во время свадебного застолья новобрачные пили и ели мало, а последнее блюдо им приносили к постели. Поутру при помощи стрелы поднимали одеяло, проверяя, невинной ли была невеста, выходя замуж.

Сватовство и подготовка к свадьбе

Перед свадьбой существовало несколько старинных обрядов. Первым было сватовство, когда родственники и друзья жениха приходили к родителям невесты, нахваливали его, рассказывали о достоинствах. Чтобы встреча прошла удачно, сваты и свахи ехали окольными путями, запутывая следы – это была защита от темных сил. Первый раз родителям невесты следовало отказать сватам, не смотря на предварительную договоренность между семьями о женитьбе.

После данного сватам положительного ответа проводился другой важный обряд – смотрины. Он представлял собой осмотр одежды избранника, посуды, общего состояния домашнего хозяйства. В былые времена смотрины могли изменить решение родителей выдать дочь замуж – человек, который недостаточно богат, чтобы ее обеспечить, получал отказ.

Если смотрины прошли хорошо, а родственники девушки остались довольны материальным положением будущего супруга, назначался день, когда семья официально объявит о своем решении – тогда уже ничего не могло помешать свадьбе, кроме непредвиденных форс-мажорных обстоятельств. На Руси об обручении было принято говорить во время застолья в присутствии множества гостей.

Накануне самого торжества девушке с подружками необходимо было посетить баню. Там они мылись, пели песни, разговаривали. После бани продолжался девичник, на котором проводились обряды защиты от темных сил – подружки описывали жизнь невесты с мужем мрачной, несчастливой. Раньше считалось, что это отпугнет нечистых духов. Девушки проводили ночные гадания при свечах, водили хороводы, исполняли ритуальные обряды укрепления связи с будущим мужем.

Расплетание косы суженой подружками и плетение вместо нее двух косичек – важный свадебный обряд в перечне привычных на Руси, который проводился накануне церемонии. Он символизировал прощание невесты с девичеством, становление ее как женщины, готовность зачать ребенка.

Жених тоже посещал баню перед свадебным торжеством, однако один. В отличие от суженой, которой предстояло провести целый вечер, общаясь с подругами, гадая и танцуя, он должен был соблюдать молчание.

Старинная церемония благословения

Православный обряд родительского благословения, проводившийся в древности, считался одним из самых важных свадебных мероприятий. Пары расставались, если получали отказ в ритуале благословения. Проводился он так: будущие супруги перед венчанием приезжали ко двору родительского дома невесты, где мать с отцом встречали их хлебом-солью и крестили иконами, обернутыми рушником. Подробнее об обряде смотрите на фото ниже.

Молодым следовало воздержаться от питья и еды за свадебным столом. Они принимали подарки и поздравления, а во время подачи последнего блюда (обычно это было жаркое) уходили в сенник, где проводили первую брачную ночь. Гостям было дозволено несколько раз за ночь разбудить молодоженов, чтобы снова вызвать их к столу.

Утром, когда большинство захмелевших гостей покидало пир, накрывался «сладкий стол». После него молодожены шли мыться, а простынь или рубашка невесты нередко демонстрировалась односельчанам, доказывая девичью невинность.

Третий день свадьбы был для супруги тяжелым – ей необходимо было показать свои способности как хозяйки: растопить печь, приготовить обед, помыть полы, а гости разными способами пытались помешать ей.

Крестьянская свадьба обычно длилась три дня. Суженых называли «князь» и «княгиня», потому что таинство свадебного обряда в этом ракурсе на Руси было похоже на возведение князей в достоинство власти.

Традиционные свадебные песни

Без традиционных свадебных песен не проводилось ни одно торжество. Они сопровождали предсвадебные обряды и несколько праздничных дней. Посмотрите видео, на которых исполняются традиционные свадебные песни Руси:

  • Русская народная свадебная песня:

  • «Вьюн над водой»:

Многие обряды и обычаи свадьбы потеряли первоначальный смысл, а отношение современных людей к старинным обрядам изменилось – нередко свадьбы ограничиваются росписью в ЗАГСе. Но некоторые пары продолжают соблюдать древние традиции торжества, отдавая дань богатому прошлому нашей страны.

С древних времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных. В них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции того или иного народа. Ведь день свадьбы – это начало новой жизни для молодых, создание новой семьи для общности людей.

К сожалению, сегодня многие свадебные обряды и традиции на Руси позабыты, хотя интерес к ним в последнее время возрождается.

Древние летописи свидетельствуют о том, что общепринятых свадебных традиций изначально не существовало, у разных племен были и обычаи разные. Поляне, например, очень уважали святость брачных уз, супругам вменялась в обязанность сохранение мира в семье, взаимоуважение. А вот у древлян и северян можно было просто похитить понравившуюся девушку в своем или другом племени и без каких-либо обрядов жить с ней, причем и в полигамном браке.

Постепенное объединение племен в единое государство сближало и их традиции, в том числе и свадебные. Вплоть до крещения Руси все сферы жизни древних славян были пропитаны язычеством, и свадебные обряды не были исключением: у языческих божеств вымаливали расположение к новой семье, танцевали вокруг костров, обливались водой.

С крещением Руси начали зарождаться и новые обычаи, что существенно отразилось и на порядке проведения свадьбы, но на протяжении многих веков, вплоть до наших дней, отголоски язычества ещё слышны в русских обрядах и традициях. Произошло слияние двух верований, что создало своеобразную, характерную только для Руси, культуру.

Главная перемена в обряде бракосочетания состояла в необходимости освящения брака церковью. В остальном свадьба носила былой характер: массовые гуляния, развлечения, «пир горой», нередко длившийся 3-4 дня. К XVI веку на Руси сложился порядок проведения свадебного обряда, который четко регламентировал роль каждого его участника, свадебную одежду, этапы свадьбы и даже подаваемые на стол блюда.

Свадебные русские обряды были религиозно-магическими действиями, призванными подарить новой семье здоровье, достаток, гармонию в отношениях, детей. Кроме того, одной из главных задач такого обряда была защита молодой пары от сглаза и порчи, поскольку полагалось, что именно в этот день она наиболее уязвима. Охранять молодоженов были призваны как люди, так свадебные атрибуты. Так, фата невесты должна была скрывать ее от злых духов. Друг жениха и подружка невесты должны постоянно находиться с ними рядом, чтобы «запутать» духов. Свадебные обряды овдовевших людей уже проходили в более упрощенном порядке.

Традиционно самым подходящим для свадьбы временем на Руси считались осень и зима. Это было время, свободное от сельскохозяйственных работ. Весной и летом заключались лишь браки по обстоятельствам, например, беременность невесты, а в мае браки вообще почти не заключались.
Кроме того, подходящих для свадьбы дней было не так много: венчание запрещалось в пост, на Масленицу, Пасхальную Седмицу, Святки, накануне православных двунадесятых праздников, а ещё накануне среды, пятницы и воскресенья, в день, предшествующий перед престольными праздниками того храма, в котором планировалось совершить Таинство венчания.

Подготовка к свадьбе

Готовились к браку с первых лет жизни: девочки учились вести хозяйство, готовили приданое. Свадебный обряд на Руси обязывал невесту преподнести в день свадьбы каждому родственнику жениха в дар полотенце, жениху – вышитую рубаху и кальсоны, а его матери – три рубашки, отрез на сарафан, платок на голову.

Невест выбирали на смотринах, которые устраивались во время весенне-летних гуляний или престольных праздников. Выбирали невесту родители жениха, согласуя выбор со всей родней, мнения парня обычно не спрашивали. Без благословения родителей браки заключались крайне редко, считались несчастливыми и осуждались общественностью.

Поскольку обычно девушки не имели права на выбор, они часто прибегали к гаданиям, стараясь предугадать, каким будет их суженый, когда будет свадьба. Гадали чаще всего на святки или на Покров день, – по снам, зеркалу, отражению в воде, на свечах.

Возвращаясь к свадебному русскому обряду, скажем о том, что после того, как родственники жениха согласовали кандидатуру невесты, они выбирали посредника, – сваху или свата, шустрых на язык односельчан, умевших улаживать подобные дела.

Сватовство

День, время и путь сватов, держали в тайне. Обряд сватовства был обставлен множеством магических действий. Переговоры велись либо с отцом невесты, либо с её старшим братом или матерью. На второе, «официальное» сватовство родители невесты уже ждали сватов и готовили стол, зажигали свечи и лампады. Если родители невесты соглашались на замужество дочери, составлялся брачный договор – «рядная запись», оговаривающая весь круг вопросов, имеющих отношение к заключаемому браку.

Невеста давала жениху залог, – платок, имевший большую правовую силу. Через несколько дней после этого отец невесты или её старший брат приходили в дом жениха для осмотра его хозяйства.

Если родители невесты оставались довольны осмотром хозяйства жениха, они приглашали его родителей на смотрины в доме невесты. Для девушки это было первое свадебное испытанием. Её наряжали, на лицо набрасывали покрывало. Сватья заводила с ней беседу, нередко девушку заставляли продемонстрировать свои умения, заставляли пройтись, проверяя, не хромает ли она, отец жениха мог посмотреть на ее лицо. Если он целовал девушку в обе щеки, это был знак того, что девушка понравилась.

В этом случае смотрины заканчивались «пиром хмельным». Вскоре устраивали сговор, во время которого заканчивалось составление рядной записи, и устанавливались сроки венчания. Сговор имел юридическую силу, он завершался обрядом рукобития: отцы молодых били рука об руку, затем подавали руки, обернутыми платками, друг другу руки, а затем обменивались деловым рукопожатием. Затем они обменивались пирогами, обнимали друг друга с пожеланиями: «Будь ты мне сват да нова родня».

Обручение

За рукобитием шёл обряд обручения (или богомолья), в это время молодые троекратно целовались, затем обменивались кольцами. Обручение подкреплялось запоем или пропоем, – совместным пиршеством. Невеста в это время раздавала будущим родственникам приготовленные подарки (полотенца, рубахи, полотенца), угощала гостей вином, кланяясь им до земли. После сговора невеста нарекалась «сговоренкой».

С этого момента она не выходила из дома, оплакивала свою девичью жизнь. Жених, наоборот, дома не сидел, каждый день наведывался в дом невесты с подарками. Вечер накануне венчания назывался «девичником», невеста прощалась с семьей, девичьей жизнью, свободой. Звучали её причитания и печальные песни подружек. Одновременно совершался обряд расплетания девичьей косы. Вплетенную ранее в косу ленту девушка отдавала подружкам. С причитанием подружки провожали ее в баню, где парили присланными женихом вениками.

Венчание

В старину обряд венчания, который обычно проводили вечером, называли Судом Божьим. С утра подружки невесты снаряжали виновницу торжества: умывали, одевали, навешивали украшения. В воду для умывания клали серебро. После этого невесту усаживали под иконы, пели ей свадебные песни. Затем, когда к приезду жениха всё было готово, невесте на голову возлагали символ девичества – венец и торжественно выводили под руки две свахи.

Впереди шли женщины-плясицы, за ними следовали каравайники, затем свечники с массивной венчальной свечой. Далее несли обручальные кольца. Гости рассаживались за столом, и сваха просила родителей благословения невесту крутить и чесать, затем снимала с неё покрывало и венец, расчесывала гребнем в меду невесту, скручивала ей волосы и надевала кику, после чего снова накрывала невесту покрывалом. Во время этого обряда свечники держали кусок материи между женихом и невестой. Пир продолжался.

После третьего блюда сваха просила родителей благословения, и молодых везли в церковь. Гости вставали, родители невесты держали в руках образа. Новобрачные кланялись священнику, родители невесты передавали ее жениху. Отец ударял невесту плетью. приказывая слушаться мужа, и передавал новобрачному эту плеть.

После венчания покрывало с невесты снимали. Весь обряд венчания сопровождался массой сложившихся в народе веками примет: кто выше свечу держит, кто первый ступит к аналою и т.п.
При выходе из церкви молодоженов осыпали семенами конопли и льна.

Родители жениха встречали их у околицы или ворот дома, свекор – с иконкой, а свекровь – с хлебом-солью. Хлеб разламывали над новобрачными на 2 половинки. Молодые кланялись родителям в ноги, а те благословляли их. Пара трижды обходила вокруг свадебного стола, затем начинался свадебный пир.

Свадебный пир

Молодые за свадебным столом ничего не ели, не пили, а лишь принимали поздравления. Когда к столу выносили третье блюдо, молодых выводили в сенник, к брачному ложу.

С уходом молодоженов пир разгорался, – накрывали «горный» стол, к которому обычно подъезжали гости со стороны невесты. За ночь молодых несколько раз бесцеремонно поднимали с постели, выводили к гостям, которые не прекращали веселья.

Ранним утром молодых снова будили. Их одевали и провожали к столу, где продолжалось веселье. Правда, это уже был, как у нас сейчас принято говорить, «сладкий стол». Немного погодя, поскольку хмельным гостям было уже не до молодых, те, не выспавшиеся и усталые, могли незаметно покинуть застолье и уйти отдыхать.

В этот же день молодым готовили обрядовую баню. Мыться их провожали с песнями, разметая дорогу вениками. В бане сваха проверяла рубашку новобрачной для обнаружения следов девства. Часто факт невинности молодой демонстрировали и односельчанам.

На третий день свадьбы молодой устраивали испытания, – она должна была показать свои умения работницы и хозяйки. Молодая жена топила печь, мела полы, готовила обед, а гости должны были ей всячески мешать.

Традиционно русская свадьба длилась три дня.

Обсуждение 0

Похожие материалы

Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо весной, либо осенью на лоне природы. Жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые песни и устраивали веселые игры.

Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до наших дней поговорка:

"Обручается, вокруг ракитового куста венчается". (Сопряжено это "вождение" было, вероятно, с тем, что боги и добрые духи, покровительству которых вручали молодых, обитали, по понятиям древних славян, в деревьях и травах.) Злых духов отгоняли от жениха и невесты шумом, водой, огнем и дымом.

В доме невесты родители с почетом встречали жениха и его свиту, жениха усаживали рядом с невестой, одетой в свадебный наряд. Подружки гребнем расчесывали ей волосы и вплетали венчик из цветов (позднее - тонкую золотистую или серебряную нить). Затем голову невесты покрывали фатой (прозрачной тканью), осыпали хмелем и раздавали поезжанам нарядные, богато украшенные вышивками полотенца (по В. Далю - поезд, еще и торжественная, обрядливая езда или проезд, процессия. "Свадебный поезд вообще всех поезжан, поезжаных, поезжатых или поезжих, должностных лиц и званых гостей свадьбы, с молодыми, как едут они в церковь и из церкви". Поговорка: В поезжанах был, так свой /т. е. родня/). Девушки пели свадебные песни. Эта часть обряда называлась одеванием невесты.

С приходом христианства народное венчание было заменено церковным - церемонией заключения брака по обряду Православной Церкви. Очень долго этот обычай соблюдался только среди высших слоев общества, распространившись среди всего населения лишь к концу XVII в. Со времен Петра I до марта 1917г. для всех православных жителей Российской империи считался действительным лишь брак, заключенный путем венчания. Представители других конфессий (а в России исповедовались практически все крупнейшие религии мира - христианство (в т.ч. католицизм и протестантизм), ислам, иудаизм и буддизм), вступали в брак по законам своих религий. Справедливости ради следует отметить, что, хотя таинство вступления в брак существует во всех вероисповеданиях, православный обряд по сравнению с ритуалами других религий кажется наиболее величественным и пышным.

Венчание всегда проходит в храме (исключение допускается лишь с разрешения епархиального архиерея).

Озарен был сумрак мрачный

В старом храме, и сиял

Чистый образ новобрачной

При огнях, в фате прозрачной,

Под молитвенный хорал.

А из окон ночь синела;

Зимний вечер темен был,

Вьюга в сумраке шумела,

Грустно с колоколом пела,

Подымая снег с могил...

Сохрани убор венчальный,

Сохрани цветы твои:

В жизни краткой и печальной

ветит только безначальный,

Непорочный свет любви!

И. Бунин

При венчании требуется непременное присутствие самих брачующихся. Венчание не может иметь место во время поста, накануне постных дней и некоторых религиозных праздников. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их добровольном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Церковный чин венчания состоит из молитвословий и чтения отрывков из Деяний апостолов и Евангелия от Иоанна. Во время венчания звучат песнопения церковного хора, священник благословляет общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нее разбавленное водой вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты, священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем молодые обмениваются обручальными кольцами . В прошлом родители новобрачных в церкви при обряде венчания не присутствовали во избежание принужденных браков. А указ Петра I от 1724 г. даже запрещал им под страхом строгого наказания находиться в церкви. В наше время это разрешается.

Подробное, этнографически точное, описание обряда венчания присутствует в "Анне Каренине" у Л. Толстого. Венчание начинается с молебна: "Бла-го-сло-ви, вла-дыко!" - медленно один за другим, колебля волны воздуха, раздались торжественные звуки". После Великой ектении и молитв, обратившись "опять к аналою, священник с трудом поймал маленькое кольцо Кити и, потребовав руку Левина, надел на первый сустав его пальца. "Обручается раб божий Константин рабе божией Екатерине". И, надев большое кольцо на розовый, маленький, жалкий своею слабостью палец Кити, священник проговорил то же.

Несколько раз обручаемые хотели догадаться, что надо сделать, и каждый раз ошибались, и священник шопотом поправлял их".

"Когда обряд обручения окончился, церковнослужитель постлал пред аналоем в середине церкви кусок розовой шелковой ткани, хор запел искусный и сложный псалом... и священник, оборотившись, указал обрученным на разостланный розовый кусок ткани. Как ни часто и много слышали оба о примете, что кто первый ступит на ковер, тот будет главой в семье, ни Левин, ни Кити не могли об этом вспомнить, когда они сделали эти несколько шагов".

"После обычных вопросов о желании их вступить в брак, и не обещались ли они другим, и их странно для них самих звучавших ответов началась новая служба. Кити слушала слова молитвы, желая понять их смысл, но не могла. Чувство торжества и светлой радости по мере совершения обряда все больше и больше переполняло ее душу и лишало ее возможности внимания".

При венчании двух вдовцов венцы не возлагаются на голову, а держатся на плечах. Третий по счету брак заключается без возложения венцов. Церковный обряд состоит лишь из краткого молитвословия. Третий брак вообще Церковью не одобряется. "Первый брак - закон, второй - понуже прощение слабости ради человеческия, третий - законо-преступление, четвертый - нечестье, понеже свинское есть житие". (Григорий Богослов. IV в.). Тем не менее, дети даже четвертого брака, которые редко, но случались, пользовались всеми правами законных детей при разделе наследства. Это имело особенно важное значение для владетельных особ - великих князей и царей.

Царская свадьба, имея в наличии все три описанных выше этапа, была все же отмечена некоторыми особенностями. Венчание членов царствующего дома в более поздние времена обставлялось с невероятной торжественностью, блеском роскоши и в убранстве самой церкви, и в одеяниях священнослужителей, членов царской фамилии, придворных и т. д. Воистину, казалось, царская роскошь соперничала с величием Бога. "Воздействие музыки, сопровождаемой пушечными выстрелами, звоном колоколов и отдаленными криками народа, не поддается описанию... Мне казалось, что я слышу издали биение сердец 60 миллионов подданных", - свидетельствует современник, описывая бракосочетание дочери Николая I.

Добавим, что особы Императорского дома по закону могли заключать браки через поверенных. Брак через поверенных был распространен и в европейских дворах, причем дело иногда доходило до курьезов. Так, император австрийский Максимилиан женился по доверенности на Анне, герцогине Бретонской. И через несколько недель состоялась довольно комичная церемония: герцогиня лежала в постели, а посол и доверенное лицо императора с доверенностью в руках приблизился к постели, обнажил правую ногу и на мгновение сунул ее под простыни, а затем с важным видом удалился. Теперь брак считался свершенным.

До венчания в городах российских принято было рассылать приглашения, но никого из любопытных, сумевших "просочиться" в церковь, не прогоняли, как и любого, явившегося в свадебный день в дом непрошеным гостем. Путь от церкви до свадебного поезда устилался цветами, которые покупались у цветочниц и предприимчивых мальчишек, доставлявших к церкви огромные пуки полевых цветов.

Пока шло венчание, свадебный поезд (уже единый) украшали лентами, цветами и колокольчиками. Согласно поверью, лошади поезда обязательно должны были быть чужими, а число экипажей - нечетным. (В начале XX в. сделалось модно приезжать на свадьбу в автомобилях).

Свадебный поезд , звеня колокольчиками и усыпая мостовые лепестками, сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу, и только после этого направлялся в дом, где должен был состояться бал или вечеринка со свадебным столом. В каком бы помещении ни происходило свадебное торжество, возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать - каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю кланялись, принимали благословение и трижды целовали поочередно отца и мать. По окончании церемонии раздавалась музыка. У богатых - оркестр, на окраинах - граммофоны. Гостей угощали "игристым" вином и пряником (огромный печатный пряник, на котором изображалось либо солнце, либо двуглавый орел - герб Российской империи). А гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки на поднос. На поднос ставили три сосуда - с вином, медом и брагой. Тому, кто подходил с подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого.

Как полагалось, после окончания поздравительной церемонии свекровь отводила новобрачную в отдельную комнату, где она недолго отдыхала. В этот момент на колени к новобрачной сажали ее младшего брата или другого мальчика-родственника, чтобы у нее первым родился сын.

Свадебный пир корнями уходит в глубокую древность. В прошлом веке его называли "балом". А открывалось свадебное веселье обычно вальсом. Соотносительно сословию свадебный ужин устраивался с разной степенью пышности. Начинал застолье самый почетный гость - "свадебный генерал", который должен был поднять первый тост за новобрачных и крикнуть: "Горько!". Приступали к пиру с холодных закусок, среди которых непременно присутствовал зеленый горошек. Подавалось также несколько видов рыбы и мясного заливного, особую роль играло заливное из куриных потрошков. Этим блюдом прежде всех угощали новобрачных, а потом передавали другим участникам свадебного застолья. По народным поверьям, курица так же, как яйцо, заключает в себе скрытые силы, способные влиять на чадородие. В числе горячих блюд обязательно подавалась куриная лапша, у дворян - раковый суп, подовые пирожки и слоеный паштет. В конце свадебного ужина по обыкновению подавали большой круглый яблочный пирог (в богатых семьях - со взбитыми сливками). Законченным ужин считался после того, как вносили свадебный, колоссальных размеров пряник; позднее его заменил свадебный торт. Подавалось и обрядовое печенье: каравай, который пекся из ржаного или пшеничного теста, и курник - из пресного. Иногда внутрь курника запекали яйца в скорлупе, а сверху украшали куриной головкой из теста (отсюда и название).

На дворянские и купеческие свадьбы хозяева приглашали артистов для устройства концерта, на свадьбах у представителей среднего сословия пели под гитару, а простонародье отдавало дань жизнерадостным частушкам, порою весьма рискованного содержания.

На старые, богатые купеческие свадьбы по традиции приглашался одетый в белоснежную косоворотку и в широкие, навыпуск, плисовые шаровары банщик. Роль его сводилась к стоянию с полотенцем в руках во время общего пира при рукомойнике и в подаче молодому, наутро после брачной ночи, воды для умывания. Называли их "рукомойный фициант". На эту роль выбирался тот, чьими услугами регулярно пользовался до свадьбы женившийся. За "фициантом" старательно ухаживали, оказывали ему всяческое внимание, одаривали и обязательно напаивали вином до отказа. Для последней цели его иногда выводили на показ гостям, заставляя произнести громкое поздравление новобрачным, выпить полный стакан и капли, оставшиеся на дне, вылить себе на голову - в знак особого почтения к торжеству и пожелания молодым счастья.

На второй день после свадьбы горожане звали только близких родственников, и на обеде второго дня новобрачная делала своей новой родне подарки. Существовал также обычай посещать в этот день с "именинным тортом" мать молодой жены. Именинным он звался потому, что на него наносились имена молодых и их родителей.

Разошедшимся по домам гостям свадьба напоминала о себе еще раз на следующий день, когда им приносили корзинку с угощением и наилучшими пожеланиями от молодой семьи.

В основе большинства свадебных традиций заложены старинные свадебные обряды, которые дошли до нас с языческих времен, существовавших много веков назад, тогда они имели определенный смысл. Конечно, свадьба сегодня и тогда на Руси очень отличаются друг от друга. Обряды и традиции перешли их прошлых веков в сегодняшний день в современном и упрощенном виде, частично утратив свой первоначальный смысл.

В определенные даты было запрещено проводить венчание, например, в пост, во время Святок, в Пасху.

Зачастую выбор жениха и невесты делали родители молодых. Но бывало, что родители одобряли собственный выбор своих детей.

Родители невесты готовили для дочери , то есть то имущество, которое невеста заберет с собой после свадьбы в новый дом. Это могла быть мебель, одежда и украшения, и даже домашний скот.

Важное внимание уделяли брачной ночи молодых, после первого дня их провожали в их ложе и не беспокоили. Утром родственники могли проверить, есть ли пятна на простыни или рубашке невесты, что говорило о честности девушке.

Раньше последовательность свадебных и предшествующих ей действий и обрядов была такова: родственников жениха к невесте, помолвка, и такой необычный этап, как «вытие».

Для невесты и ее подружек устраивали , для жениха и его друзей . Особое внимание уделяли и выкупу невесты женихом у ее родственников, потом молодых венчали. Далее молодые и гости гуляли и ехали на празднование.

Даже после принятия христианства славяне оставались достаточно суеверными, и это отразилось в обрядах. Главным было уберечь молодых от сглаза и порчи.

Сватовство и обряд обручения

В современном виде процесс сватовства в большинстве случаев пропускается, считается необязательным, символическим.

А раньше без него не обходилась ни одна свадьба, назывался обряд «рукобитие». К невесте в дом приезжал жених с друзьями и родственниками, они хвалили жениха и просили руки девушки.

В этот день договаривались о том, когда будет свадьба, обговаривали детали и просчитывали финансы.

Первый раз молодых называли при всех женихом и невестой, и девушке парень дарил кольцо и другие подарки.

Родители благословляли молодых, давали напутствие на счастливую и долгую жизнь вместе. Устраивали небольшое застолье, где присутствовали, помимо родственников, свидетели обряда сватовства.

«Вытие» и девичник

После того, как молодых обручили, начиналась . Невесте же в это время полагалось не выходить из дома, а причитать и плакать по своей жизни в доме родителей, так как после свадьбы она переходила в семью жениха в новом статусе.

На девичник приходили подруги и родственники невесты. Они тоже плакали и расплетали косу невесте, что означало, что она переходит в другой статус, становится супругой своему мужу, женщиной.

Мальчишник жениха

В старые времена мальчишник назывался «молодечник». Как правило, проходил он у жениха дома в виде застолья, в ходе которого проходило прощание с холостой жизнью и друзьями. Навеселившись, жених с родственниками ехал в гости к невесте с подарками и хорошим настроением.

Выкуп невесты

Раньше на выкупе, перед тем, как приедет жених за невестой, очень хорошо подметали дорогу к дому, чтобы молодым по пути не попался камень или предмет с наговором.

Сначала жених с друзьями и родственниками выкупали дорогу к дому, затем дверь в дом и комнату невесты, затем и саму будущую супругу. Этим обрядом выкупа как бы задабривали и духов и родственников невесты, для счастливой дальнейшей жизни.

Для того, чтобы в семье был достаток и благополучие, после выкупа и перед входом в церковь, молодых посыпали пшеном или хмелем.

Венчание

Обряд венчания – это старинный христианский обряд в процессе русской свадьбы. Существовал обычай, что жениха и невесту везли в церковь разными дорогами, для отвода сглаза, или например, такое суеверие, что родители не присутствовали на церемонии венчания.

Под ноги молодых мужа и жены стелили, и стелют сейчас, платок и посыпают мелочью, чтобы жизнь их была в достатке.

В конце обряда жених и невеста одновременно гасили венчальные свечи, их потом сохраняли до самых родов.

Раньше в церкви на венчании еще и били посуду, чтобы жилось счастливо, часть этой приметы сохранилась и в сегодняшние дни. Но сейчас в церкви посуду уже не бьют.

После обряда венчания подружки заплетали молодой жене две косы, укладывали их в прическу вокруг головы и надевали повойник, это головной убор носили замужние женщины.

На современных свадьбах этот обряд перешел в процесс, когда невесте снимают фату с головы, что также означает переход к замужней жизни.

Гуляние

Эта старинная традиция сохранилась до сих пор. Молодые перед торжеством в ресторане катаются по городу по паркам, памятным и красивым местам.

В старые времена была традиция после венчания жениха и невесты везти их запутанной дорогой в дом нового мужа.

И было не принято невесте самой переступать порог, ее переносил супруг на руках, чтобы обмануть злые силы и избежать спотыкания невесты, это считалось очень плохой приметой.

Как и сегодня, молодых родители встречали хлебом с солью, и невеста с женихом откусывали по кусочку каравая, который потом разламывали у них над головой.

В дальнейшем семья должна была хранить этот хлеб всю жизнь, как символ семейного достатка.

Помимо достатка молодым желали деток побольше, и с этой целью сажали молодых на звериную шкуру.

Традиции свадебного застолья

Гуляли и отмечали свадьбу несколько дней. Первый день – в доме жениха, второй – в доме невесты, третий день снова гуляли у жениха.

По традиции в первый день гуляний молодая пара ничего не ела. А после первого дня проходил ритуал «укладывания» молодых, что означало здоровое потомство.

Во второй и третий дни молодой жене устраивали проверки, например, нужно было разжечь печь, приготовить что-то, подмести .



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Верность и преданность - аргументы Верность родителям и своим принципам Как использовать шеллак в домашних условиях Как использовать шеллак в домашних условиях Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение? Как точно распознать грибок ногтей на ногах и когда начинать лечение?