Региональный компонент в образовательной деятельности доу. Региональный компонент в образовательной программе по фгос в доу и в школе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Современные которые были введены в систему отечественного дошкольного воспитания, предполагают отведение определенного времени на вариативную часть.

Региональный компонент образовательной программы ДОУ по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта. Работу педагогов дошкольных учреждений продолжают учителя общеобразовательных школ.

Значимость регионального компонента в дошкольном образовании

При разработке поурочных планов учитывается деятельностный подход, способствующий активному вовлечению дошкольников в самостоятельную деятельность.

Проекты и личные исследования, связанные с семейными традициями, культурными объектами села (города), способствуют выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, что в полной мере соответствует требования ФГОС нового поколения.

Факторы внедрения

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС предполагает применение определенных образовательных технологий и краеведческих программ:

  • сочетание разных видов деятельности дошкольников;
  • формирование условий для полноценной самореализации каждого ребенка с учетом его социального опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
  • применение методов и приемов, позволяющих развивать чувства и эмоции.

Направления деятельности

Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в детских садах предполагает изучение обычаев и традиций, природы родного края, развитие толерантности, социальную адаптацию подрастающего поколения.

В зависимости от особенностей региона, в программу включаются специальные разделы, при изучении которых малыши начинают гордиться своим краем. Например, для дошкольников Архангельской области разработаны программы, основной аспект в которых учителя делают на уникальность северной природы.

На занятиях ребята узнают об истории появления поморского региона, достопримечательностях области, выдающихся людях Архангельской области. Особое внимание уделяется знакомству малышей с климатическими и природными особенностями региона. На занятиях дошкольники узнают о национальных парках, функционирующих в Архангельской области, растительном и животном мире поморской земли.

Особое внимание уделяется народным праздникам, традициям, национальным поморским костюмам. Для проведения занятий по региональному компоненту, приглашаются сотрудники краеведческих музеев, национальных парков, библиотек. В результате социального партнерства воспитателям детских садов удается в полной мере выполнять социальный заказ - формировать гармонически развитую личность, любящую свой край, уважительно относящуюся к обычаям и традициям своих предков.

Начальное обучение

В настоящее время есть региональный компонент в образовательной программе по ФГОС. Начальная школа продолжает масштабную работу, связанную с социальной адаптацией подрастающего поколения россиян. В каждом регионе используются свои образовательные программы, предполагающие реализацию требований ФГОС второго поколения.

Что подразумевает региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Школа вправе самостоятельно определять направления деятельности, например, специализироваться на изучении истории родного края, отдавать предпочтение растительному и животному миру региона.

Если в образовательном учреждении есть военно-патриотические классы, в качестве регионального компонента можно выбирать курс по истории кадетского движения.

Особое место в приобщении школьников к культуре родного края уделяют в столице. Чему здесь посвящен региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Москва - образец для подражания российских регионов, поскольку с первого класса у ребят формируется четкое представление об истории и культуре столицы, интересных людях, которые внесли вклад в развитие главного города страны.

Опыт московских педагогов успешно транслируется в другие регионы. Например, в вологодских школах ребята изучают культурное наследие Вологды, а архангельские дети изучают поморскую столицу.

Среднее звено

Новые предполагают отведение определенного количества часов в каждой учебной дисциплине в 5-9 классах. Например, региональный компонент в образовательной программе по ФГОС по английскому языку предполагает рассказ об исторических и культурных ценностях города (села, деревни) на иностранном языке.

Во время занятий ребята не только пополняют свой словарный запас новыми иностранными словами, но и узнают интересную информацию о своем родном городе. Среди тех заданий, которые предлагаются учителем английского языка, могут быть описания культурных или исторических мест города на иностранном языке, видеоролики о традициях и обрядах. Региональный компонент, дополненный проектной либо исследовательской деятельностью, позволит формировать в подрастающем поколении россиян чувство гордости за свою страну, получать возможность для самореализации и саморазвития.

Старшая школа

Как правильно использовать региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Биология, химия, география, физика - это предметы, которые сложно представить без местной составляющей.

При подборе материала для регионального компонента в каждой учебной дисциплине педагог, прежде всего, ориентируется на особенности края. Например, при изучении млекопитающих в курсе биологии особое внимание уделяется тем животным, которые распространены в данной местности. Именно в рамках регионального компонента уместно будет и знакомство с растениями и животными своего населенного пункта и окрестностей, которые считаются исчезающими, включены в Красную Книгу РФ.

На уроках химии особое внимание отводится на те производства, которые функционируют в городе, области, республике. Например, при изучении школьного курса неорганической химии вологодскими школьниками возможно не только теоретическое рассмотрение способов получения и обработки металлов, но и организация экскурсии на Череповецкий металлургический комбинат.

В каждом российском регионе есть промышленное предприятие, которое поможет учителю химии не только сформировать у ребят теоретическую базу по предмету, но и получить представление о возможном применении знаний, то есть, способствовать самореализации школьников, выбору ими будущей профессии.

Заключение

Разработчики федеральных образовательных стандартов нового поколения особое внимание уделили разработке индивидуальных образовательных и развивающих траекторий для каждого ребенка дошкольного и школьного возраста.

Выделение учебного времени на региональный компонент в разных учебных дисциплинах способствует формированию гармонически развитой личности, патриотическому воспитанию, а также бережному отношению к культурным традициям своего региона.

Необязательно отводить отдельные уроки на региональный компонент. Например, во время обычного учебного занятия по химии педагог подробно рассказывает о том, как на конкретном предприятии родного края используются химические реакции, рассматриваемые во время урока. Такой подход к использованию регионального компонента позволяет рационально распределять учебное время в среднем и старшем звене.

Региональный компонент в ДОУ

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.

Духовно – нравственное воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие» , с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Мордовского края, направленная на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.

Ведущей идеей этой области является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного города - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.

Целью является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.

Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.

1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с историей России.3. Формировать общие представления о своеобразии природы Мордовии, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.

Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном городе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свой город и его жителей.

В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего города, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;

Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.

Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.

Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.

Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей – это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории города, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.

Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со младшего возраста, в группах оформляются уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом, Мордовией и родной страной. Но наибольшую ценность имеет мини – музей: «Родной край» . В его создании принимают участие все: сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.

Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми - предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта: в играх, знакомящих детей с родным городом.

Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству города, нашего детского сада, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, конкурсах. Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой, участвуем в выставках детских рисунков.

Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.

Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории города, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины

Воспитание любви к своей Родине, своему городу, краю – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу, краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Ларионова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 "Лучик"
Населённый пункт: г. Прокопьевск Кемеровской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ."
Дата публикации: 21.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Малая Родина... У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни определяет

очень многое, если не сказать - всё.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех

высоких человеческих начал. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться, ак-

тивно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ре-

бёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происхо-

дит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка, с

опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной

области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из прин-

ципов личностно-ориентированной педагогики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и

действия. В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале

становится неоспоримой, но она возможна только при условии активного взаимодействия

окружающим

эмоционально-практическим

предметную

деятельность,

обучение,

деятельности,

свойственные дошкольному возрасту.

Приоритетность

регионального

культурного

наследия

означает

воспитание

патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому

(семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории,

приобщение

национальному

культурному

наследию

традициям,

произведениям местных писателей и художников.

Изучение

регионального

компонента

проходит

основных

н а п р а в л е н и я: физическое,

социально-личностное,

познавательно-речевое

художественно-эстетическое.

Ознакомление

народной

культурой,

историей,

природным

окружением

происходит

деятельности,

затрагивает

образовательные области…

приступить

направлению

этнокультурного

развития,

педагогами

проведена

диагностика

выявлению

сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных

игр, истории края.

Анализируя результаты диагностики, мы сделали выводы о недостаточных знаниях

национально

региональному

компоненту.

затруднялись назвать предметы быта, орудия труда, историю русских и шорцев в давние

времена; дети практически незнакомы с символикой, достопримечательностями города и

растительным миром; недостаточно знаний в области декоративно-прикладного искусства,

традиций.

Реализация

регионального

компонента

является

важнейшей

составляющей

современного

образования,

использование

которого

направлено

достижение

следующих целей и задач :

Способствовать

формированию

первоначальных

представлений

особенностях

родного края

Познакомить детей с особенностями и традициями сибирского края;

Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;

Познакомить с именами знаменитых земляков;

Сформировать знания о живой и неживой природе сибирского края;

Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального

самосознания

Использование

регионального

компонента

социализации

дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на

основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается

краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от

более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-

историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного

края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы

отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра,

составление

рассказов,

изготовление

сочинение

аппликация,

рисование, благоустройство и охрана окружающей природы) .

Работа в детском саду по региональному компоненту проводиться по нескольким

направлениям - в этот процесс включены и дети, и педагоги, родители. В рамках работы с

организованы различные

повышения

квалификации

педагогов:

Педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни

педагогического мастерства; мастер-классы на тему: «Я и моя семья», «Генеалогическое

древо семьи» и т.д.

направление

Региональный

компонент

реализовывается в ходе НОД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей,

двигательно-оздоровительной

Эффективному

систематическому

усвоению

детьми знаний о своей стране, родном городе способствует перспективно - тематическое

планирование

воспитательно - образовательной работы. В нем есть такие темы, как:

«День города», «Народная культура и традиции», где дети знакомятся с национальной

культурой.

повторяются

изменяется

материала,

уделяется

внимание

изучению

культуры

Например, по теме «День театра» драматизируются

детьми и педагогами народные

Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу

интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято

ими глубоко и надолго.

Например, планируя работу по образовательным областям:

«Физическая

культура»

инструктор

физкультуре

разучивает

народные игры «Лапта», «Жмурки», «Шапка», «Журавушка-журавель». Знакомим детей с

достижениями спортсменов нашего края.

«Познавательное

развитие»

знакомство

природой

осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений, создали выставку

фотографий «Достопримечательности города». Используем так же игровые технологии

В.Воскобовича:

«Игровизор»,

«Крестики»,

«Конструктор

«Веселые

цифры», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизинера» т др.

Речевое

развитие

проводим беседы («Я

многонациональной

«Знаменитые

знакомим

особенностями

шорского

обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов).

«Чтение детям художественной литературы» - большая работа проводится по

чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей и

поэтов России. Создана картотека писателей и композиторов края, книжки - малышки

«Наряды разных народов», «Национальные праздники».

«Художественно

эстетическое

развитие »

музыкальные

руководители

разучивают с детьми национальные песни, танцы, знакомят с народными инструментами,

помогающими знакомить детей с историей, культурой народов.

В ДОУ действует театральный кружок

«В гостях у сказки». Мы

постарались

создать условия для погружения ребенка в познание живого красочного национального

творчества

ценностей

посредством

фольклорно

театрализованных

представлений,

обыгрывания потешек, небылиц - «Шапка небылиц», «Приключения пчеловода», «Гуси-

лебеди», «Хитрый воробей», «Репка» и др. Проводим фольклорные концерты и народные

праздники.

занятиях

художественному

творчеству

происхождении

русской и шорской

посуды и утвари, овладевают умениями рисования национальных

орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви. С детьми подготовили выставку рисунков

по теме «Русские и шорские народные сказки».

«Социально – коммуникативное развитие» - знакомим детей с элементарными

сведениями о местонахождении на карте России, достопримечательностями, Символикой

России и города - герб, гимн, флаг.

Даем первоначальные представления об истории коренных народов, общее понятие

о существовании различного вероисповедания у народов, говорим о национальной кухне,

традиционной национальной одежде.

Разработали краеведческие игры: -Поле чудес

Региональный компонент

5.2. Региональный компонент программы ОПДО ГБДОУ детский сад № 99 Калининского района Санкт-Петербурга, созданной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,З.А.Михайлова

Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры традиций через этнокалендарь.

Принципы работы:

· Системность и непрерывность.

· Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.

· Свобода индивидуального личностного развития.

· Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.

· Принцип регионализации (учет специфики региона)

Образовательная область

задачи

социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном городе в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям города, малой родины, стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

Приобщать детей к истории Санкт-Петербурга Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой

Речевое развитие

Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой города

художественно-эстетическое

развитие

Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы русских народных игр.

В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

Национально-культурные особенности города

Санкт-Петербург - четвертый город в Европе по численности населения. Санкт-Петербург - город многонациональный, поэтому одно из приоритетных направлений педагогического процесса - воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, знакомство с мировой и национальной культурой нашей Родины.

Петербург - это город музеев, архитектурных ансамблей. Символическое название города - культурная столица, т. к. в городе работают более 70 театров и творческих коллективов.

Климатические особенности города

Климат Санкт-Петербурга характеризуется умеренно-теплым влажным летом и умеренно-холодной зимой, поэтому в зимний период в детском саду используются разные виды закаливания детей с учетом регионального компонента. Наиболее любимый жителями города период года - «белые ночи» (с 25 мая по 16 июля), когда солнце лишь ненадолго заходит за

горизонт. В связи с этим режим пребывания детей в учреждении гибкий. При организации педагогического процесса учитывается состояние здоровья детей, используется индивидуальный подход.

Демографические особенности города

В связи с увеличением рождаемости в Санкт-Петербурге дошкольное учреждение переполнено детьми, наблюдается дефицит педагогических кадров. Поэтому в соответствии с ФГОС совместная деятельность взрослых и детей организуется с учетом интегративных особенностей образовательных областей, используется комплексно- тематический принцип и проектная деятельность в планировании воспитательно-образовательного процесса.

Социальные особенности города

Социальный статус родителей воспитанников разнообразный. При планировании педагогического процесса учитывается образование и место работы родителей, статус семьи, наличие старшего поколения (бабушек, дедушек), учитывается уровень взаимоотношений ребенка и взрослых. В условиях современного «кризиса семьи» в образовательную программу включены совместные проекты с родителями воспитанников.

Низкий уровень доходов некоторых семей воспитанников способствует тому, что они не могут выделить средства своим детям на посещение театра, цирка или музея. Образовательная программа учитывает это и предусматривает мероприятия социальных партнеров на территории ДОУ.

Экологические особенности города

Основной экологической особенностью является городская среда Санкт-Петербурга, высокий уровень техногенного загрязнения, из-за огромного количества предприятий города. Такая экологическая обстановка влияет на здоровье всех жителей города. В образовательную программу детского сада включены оздоровительные мероприятия по снижению экологических рисков для здоровья детей: дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки на занятиях по физической кульутре, обширное умывание, витаминотерапия, профилактика ОРВИ.

В связи с вышеизложенным, образовательный процесс в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Педагогический коллектив в первую очередь направляет свою работу на охрану и укрепление здоровья воспитанников, создание условий для их всестороннего развития.

В частности, при отборе содержания дошкольного образования и формирование Образовательной программы дошкольного учреждения необходимо иметь следующее:

  1. Для современного ребенка окружающий мир более открыт, границы его раздвигаются; дети знакомятся с большим количеством элементов окружающего мира, получают больше информации из самых разнообразных источников, становящихся более доступными. К таким источникам информации относятся: телевиденье, Интернет, значительное число игр и игрушек.
  2. Окружающий мир характеризуется также определенной культурной неустойчивостью, вызванной смешиванием культур, стиранием культурных границ. Данный фактор воздействия сочетания с многоязычностью окружающей ребенка среды.
  3. Окружающая ребенка среда непрерывно изменяется и усложняется с технологической точки зрения. Нередко ребенок воспринимает технологические новшества быстрее и органичнее, чем взрослые. Это нарушает устоявшуюся традиционную схему передачи знаний и опыта от взрослых к детям.
  4. Изменения окружающего мира, постоянное развитие, совершенствование и усложнение технологической его составляющей, развитие новых культурных традиций определяют новую методологию познания окружающего мира, основанною на над предметных и меж предметных методах.
  5. При отборе содержания для Образовательной программы необходимо понимать, что изменения окружающей действительности происходят постоянно, и темп этих изменений возрастает. У детей становится все меньше времени для освоения нового опыта. С точки зрения возрастает роль и формируется первостепенное значение нравственной, моральной составляющей детского развития, позволяющей сформировать духовную основу его личности, создавать у него нравственные образцы поведения.
  6. Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов негативно сказываются на состояние здоровья детей - как физического, так и психического.

5.4. Взаимодействие ДОУ и социума

В реализации образовательной программы с использованием сетевой формы наряду
с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвуют научные, медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой

Использование сетевой формы реализации образовательной программы осуществляется
на основании договора между организациями

Наименование общественных организаций, учреждений

Формы сотрудничества

дичность

Образование

ЛОИРО, Аничков мост, РГПУ им. А.И.Герцена

Курсы повышения квалификации, участие в смотрах, семинарах, конференциях, обмен опытом, посещение выставок

По мере заинтересованности

Дошкольные учреждения района

Проведение методических объединений, консультации, методические встречи, обмен опытом

По плану ИМЦ, по мере необх-ти

«Детская библиотека »

Лекторий для дошкольника

По мере необходимости

Медицина

Детская поликлиника

Проведение медицинского обследования;

Связь медицинских работников по вопросам заболеваемости и профилактики (консультирование)

1 раз в год

По мере необходимости

Физкультура и спорт

МО МО Академическое

Участие в спортивных мероприятиях (День здоровья, «Весёлые старты»,

Стадион школы № 150

Экскурсии, проведение занятий с детьми, соревнования

Детская библиотека

Коллективные посещения, литературные вечера, встречи с библиотекарем, познавательные викторины на базе библиотеки для родителей и детей, создание семейной библиотеки, организация встреч с поэтами и писателями.

Безопасность

Пожарная часть(музей города)

Экскурсии, встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ, консультации, инструктажи.

По желанию

воспитательно-профилактическая работа с семьями детей, находящимися в социально опасном положении

По мере необход-ти

(федеральный уровень)

журналы «Методист», электронные педагогические издания: написание статей из опыта работы, публикация методических разработок педагогов

По мере необходимости

Социальной защиты населения

МО МО Академическое

Помощь в подготовке и проведении праздников и изготовлении сувениров и подарков, поздравление ветеранов войны и труда со знаменательными датами, концерты.

По просьбе

6. Способы направления поддержки детской инициативы

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Психолого-педагогические условия реализации программы:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

Непосредственное общение с каждым ребенком;

Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

Развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

Создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

Организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

Поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

Оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео