Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Современные которые были введены в систему отечественного дошкольного воспитания, предполагают отведение определенного времени на вариативную часть.
Региональный компонент образовательной программы ДОУ по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта. Работу педагогов дошкольных учреждений продолжают учителя общеобразовательных школ.
Значимость регионального компонента в дошкольном образовании
При разработке поурочных планов учитывается деятельностный подход, способствующий активному вовлечению дошкольников в самостоятельную деятельность.
Проекты и личные исследования, связанные с семейными традициями, культурными объектами села (города), способствуют выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, что в полной мере соответствует требования ФГОС нового поколения.
Факторы внедрения
Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС предполагает применение определенных образовательных технологий и краеведческих программ:
- сочетание разных видов деятельности дошкольников;
- формирование условий для полноценной самореализации каждого ребенка с учетом его социального опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
- применение методов и приемов, позволяющих развивать чувства и эмоции.
Направления деятельности
Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в детских садах предполагает изучение обычаев и традиций, природы родного края, развитие толерантности, социальную адаптацию подрастающего поколения.
В зависимости от особенностей региона, в программу включаются специальные разделы, при изучении которых малыши начинают гордиться своим краем. Например, для дошкольников Архангельской области разработаны программы, основной аспект в которых учителя делают на уникальность северной природы.
На занятиях ребята узнают об истории появления поморского региона, достопримечательностях области, выдающихся людях Архангельской области. Особое внимание уделяется знакомству малышей с климатическими и природными особенностями региона. На занятиях дошкольники узнают о национальных парках, функционирующих в Архангельской области, растительном и животном мире поморской земли.
Особое внимание уделяется народным праздникам, традициям, национальным поморским костюмам. Для проведения занятий по региональному компоненту, приглашаются сотрудники краеведческих музеев, национальных парков, библиотек. В результате социального партнерства воспитателям детских садов удается в полной мере выполнять социальный заказ - формировать гармонически развитую личность, любящую свой край, уважительно относящуюся к обычаям и традициям своих предков.
Начальное обучение
В настоящее время есть региональный компонент в образовательной программе по ФГОС. Начальная школа продолжает масштабную работу, связанную с социальной адаптацией подрастающего поколения россиян. В каждом регионе используются свои образовательные программы, предполагающие реализацию требований ФГОС второго поколения.
Что подразумевает региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Школа вправе самостоятельно определять направления деятельности, например, специализироваться на изучении истории родного края, отдавать предпочтение растительному и животному миру региона.
Если в образовательном учреждении есть военно-патриотические классы, в качестве регионального компонента можно выбирать курс по истории кадетского движения.
Особое место в приобщении школьников к культуре родного края уделяют в столице. Чему здесь посвящен региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Москва - образец для подражания российских регионов, поскольку с первого класса у ребят формируется четкое представление об истории и культуре столицы, интересных людях, которые внесли вклад в развитие главного города страны.
Опыт московских педагогов успешно транслируется в другие регионы. Например, в вологодских школах ребята изучают культурное наследие Вологды, а архангельские дети изучают поморскую столицу.
Среднее звено
Новые предполагают отведение определенного количества часов в каждой учебной дисциплине в 5-9 классах. Например, региональный компонент в образовательной программе по ФГОС по английскому языку предполагает рассказ об исторических и культурных ценностях города (села, деревни) на иностранном языке.
Во время занятий ребята не только пополняют свой словарный запас новыми иностранными словами, но и узнают интересную информацию о своем родном городе. Среди тех заданий, которые предлагаются учителем английского языка, могут быть описания культурных или исторических мест города на иностранном языке, видеоролики о традициях и обрядах. Региональный компонент, дополненный проектной либо исследовательской деятельностью, позволит формировать в подрастающем поколении россиян чувство гордости за свою страну, получать возможность для самореализации и саморазвития.
Старшая школа
Как правильно использовать региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Биология, химия, география, физика - это предметы, которые сложно представить без местной составляющей.
При подборе материала для регионального компонента в каждой учебной дисциплине педагог, прежде всего, ориентируется на особенности края. Например, при изучении млекопитающих в курсе биологии особое внимание уделяется тем животным, которые распространены в данной местности. Именно в рамках регионального компонента уместно будет и знакомство с растениями и животными своего населенного пункта и окрестностей, которые считаются исчезающими, включены в Красную Книгу РФ.
На уроках химии особое внимание отводится на те производства, которые функционируют в городе, области, республике. Например, при изучении школьного курса неорганической химии вологодскими школьниками возможно не только теоретическое рассмотрение способов получения и обработки металлов, но и организация экскурсии на Череповецкий металлургический комбинат.
В каждом российском регионе есть промышленное предприятие, которое поможет учителю химии не только сформировать у ребят теоретическую базу по предмету, но и получить представление о возможном применении знаний, то есть, способствовать самореализации школьников, выбору ими будущей профессии.
Заключение
Разработчики федеральных образовательных стандартов нового поколения особое внимание уделили разработке индивидуальных образовательных и развивающих траекторий для каждого ребенка дошкольного и школьного возраста.
Выделение учебного времени на региональный компонент в разных учебных дисциплинах способствует формированию гармонически развитой личности, патриотическому воспитанию, а также бережному отношению к культурным традициям своего региона.
Необязательно отводить отдельные уроки на региональный компонент. Например, во время обычного учебного занятия по химии педагог подробно рассказывает о том, как на конкретном предприятии родного края используются химические реакции, рассматриваемые во время урока. Такой подход к использованию регионального компонента позволяет рационально распределять учебное время в среднем и старшем звене.
Региональный компонент в ДОУ
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Духовно – нравственное воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие» , с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Мордовского края, направленная на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.
Ведущей идеей этой области является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного города - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.
Целью является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.
Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.
1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с историей России.3. Формировать общие представления о своеобразии природы Мордовии, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.
Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном городе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свой город и его жителей.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего города, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;
Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.
Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.
Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей – это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории города, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.
Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со младшего возраста, в группах оформляются уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом, Мордовией и родной страной. Но наибольшую ценность имеет мини – музей: «Родной край» . В его создании принимают участие все: сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.
Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми - предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта: в играх, знакомящих детей с родным городом.
Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству города, нашего детского сада, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, конкурсах. Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой, участвуем в выставках детских рисунков.
Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.
Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории города, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины
Воспитание любви к своей Родине, своему городу, краю – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу, краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Ларионова Ирина Сергеевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад №5 "Лучик"
Населённый пункт:
г. Прокопьевск Кемеровской обл.
Наименование материала:
статья
Тема:
"Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ."
Дата публикации:
21.01.2018
Раздел:
дошкольное образование
Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Малая Родина... У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет
очень многое, если не сказать - всё.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех
высоких человеческих начал. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться, ак-
тивно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ре-
бёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происхо-
дит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка, с
опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной
области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из прин-
ципов личностно-ориентированной педагогики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и
действия. В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале
становится неоспоримой, но она возможна только при условии активного взаимодействия
окружающим
эмоционально-практическим
предметную
деятельность,
обучение,
деятельности,
свойственные дошкольному возрасту.
Приоритетность
регионального
культурного
наследия
означает
воспитание
патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому
(семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории,
приобщение
национальному
культурному
наследию
традициям,
произведениям местных писателей и художников.
Изучение
регионального
компонента
проходит
основных
н а п р а в л е н и я: физическое,
социально-личностное,
познавательно-речевое
художественно-эстетическое.
Ознакомление
народной
культурой,
историей,
природным
окружением
происходит
деятельности,
затрагивает
образовательные области…
приступить
направлению
этнокультурного
развития,
педагогами
проведена
диагностика
выявлению
сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных
игр, истории края.
Анализируя результаты диагностики, мы сделали выводы о недостаточных знаниях
национально
региональному
компоненту.
затруднялись назвать предметы быта, орудия труда, историю русских и шорцев в давние
времена; дети практически незнакомы с символикой, достопримечательностями города и
растительным миром; недостаточно знаний в области декоративно-прикладного искусства,
традиций.
Реализация
регионального
компонента
является
важнейшей
составляющей
современного
образования,
использование
которого
направлено
достижение
следующих целей и задач :
Способствовать
формированию
первоначальных
представлений
особенностях
родного края
Познакомить детей с особенностями и традициями сибирского края;
Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;
Познакомить с именами знаменитых земляков;
Сформировать знания о живой и неживой природе сибирского края;
Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального
самосознания
Использование
регионального
компонента
социализации
дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на
основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается
краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от
более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-
историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного
края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы
отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра,
составление
рассказов,
изготовление
сочинение
аппликация,
рисование, благоустройство и охрана окружающей природы) .
Работа в детском саду по региональному компоненту проводиться по нескольким
направлениям - в этот процесс включены и дети, и педагоги, родители. В рамках работы с
организованы различные
повышения
квалификации
педагогов:
Педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни
педагогического мастерства; мастер-классы на тему: «Я и моя семья», «Генеалогическое
древо семьи» и т.д.
направление
Региональный
компонент
реализовывается в ходе НОД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей,
двигательно-оздоровительной
Эффективному
систематическому
усвоению
детьми знаний о своей стране, родном городе способствует перспективно - тематическое
планирование
воспитательно - образовательной работы. В нем есть такие темы, как:
«День города», «Народная культура и традиции», где дети знакомятся с национальной
культурой.
повторяются
изменяется
материала,
уделяется
внимание
изучению
культуры
Например, по теме «День театра» драматизируются
детьми и педагогами народные
Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу
интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято
ими глубоко и надолго.
Например, планируя работу по образовательным областям:
«Физическая
культура»
инструктор
физкультуре
разучивает
народные игры «Лапта», «Жмурки», «Шапка», «Журавушка-журавель». Знакомим детей с
достижениями спортсменов нашего края.
«Познавательное
развитие»
знакомство
природой
осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений, создали выставку
фотографий «Достопримечательности города». Используем так же игровые технологии
В.Воскобовича:
«Игровизор»,
«Крестики»,
«Конструктор
«Веселые
цифры», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизинера» т др.
Речевое
развитие
проводим беседы («Я
многонациональной
«Знаменитые
знакомим
особенностями
шорского
обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов).
«Чтение детям художественной литературы» - большая работа проводится по
чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей и
поэтов России. Создана картотека писателей и композиторов края, книжки - малышки
«Наряды разных народов», «Национальные праздники».
«Художественно
эстетическое
развитие »
музыкальные
руководители
разучивают с детьми национальные песни, танцы, знакомят с народными инструментами,
помогающими знакомить детей с историей, культурой народов.
В ДОУ действует театральный кружок
«В гостях у сказки». Мы
постарались
создать условия для погружения ребенка в познание живого красочного национального
творчества
ценностей
посредством
фольклорно
театрализованных
представлений,
обыгрывания потешек, небылиц - «Шапка небылиц», «Приключения пчеловода», «Гуси-
лебеди», «Хитрый воробей», «Репка» и др. Проводим фольклорные концерты и народные
праздники.
занятиях
художественному
творчеству
происхождении
русской и шорской
посуды и утвари, овладевают умениями рисования национальных
орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви. С детьми подготовили выставку рисунков
по теме «Русские и шорские народные сказки».
«Социально – коммуникативное развитие» - знакомим детей с элементарными
сведениями о местонахождении на карте России, достопримечательностями, Символикой
России и города - герб, гимн, флаг.
Даем первоначальные представления об истории коренных народов, общее понятие
о существовании различного вероисповедания у народов, говорим о национальной кухне,
традиционной национальной одежде.
Разработали краеведческие игры: -Поле чудес
Региональный компонент
5.2. Региональный компонент программы ОПДО ГБДОУ детский сад № 99 Калининского района Санкт-Петербурга, созданной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,З.А.Михайлова
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры традиций через этнокалендарь.
Принципы работы:
· Системность и непрерывность.
· Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
· Свобода индивидуального личностного развития.
· Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
· Принцип регионализации (учет специфики региона)
Образовательная область |
задачи |
социально-коммуникативное развитие |
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном городе в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям города, малой родины, стремление сохранять национальные ценности. |
Познавательное развитие |
Приобщать детей к истории Санкт-Петербурга Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой |
Речевое развитие |
Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой города |
художественно-эстетическое развитие |
Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности. |
физическое развитие |
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы русских народных игр. |
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Национально-культурные особенности города
Санкт-Петербург - четвертый город в Европе по численности населения. Санкт-Петербург - город многонациональный, поэтому одно из приоритетных направлений педагогического процесса - воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, знакомство с мировой и национальной культурой нашей Родины.
Петербург - это город музеев, архитектурных ансамблей. Символическое название города - культурная столица, т. к. в городе работают более 70 театров и творческих коллективов.
Климатические особенности города
Климат Санкт-Петербурга характеризуется умеренно-теплым влажным летом и умеренно-холодной зимой, поэтому в зимний период в детском саду используются разные виды закаливания детей с учетом регионального компонента. Наиболее любимый жителями города период года - «белые ночи» (с 25 мая по 16 июля), когда солнце лишь ненадолго заходит за
горизонт. В связи с этим режим пребывания детей в учреждении гибкий. При организации педагогического процесса учитывается состояние здоровья детей, используется индивидуальный подход.
Демографические особенности города
В связи с увеличением рождаемости в Санкт-Петербурге дошкольное учреждение переполнено детьми, наблюдается дефицит педагогических кадров. Поэтому в соответствии с ФГОС совместная деятельность взрослых и детей организуется с учетом интегративных особенностей образовательных областей, используется комплексно- тематический принцип и проектная деятельность в планировании воспитательно-образовательного процесса.
Социальные особенности города
Социальный статус родителей воспитанников разнообразный. При планировании педагогического процесса учитывается образование и место работы родителей, статус семьи, наличие старшего поколения (бабушек, дедушек), учитывается уровень взаимоотношений ребенка и взрослых. В условиях современного «кризиса семьи» в образовательную программу включены совместные проекты с родителями воспитанников.
Низкий уровень доходов некоторых семей воспитанников способствует тому, что они не могут выделить средства своим детям на посещение театра, цирка или музея. Образовательная программа учитывает это и предусматривает мероприятия социальных партнеров на территории ДОУ.
Экологические особенности города
Основной экологической особенностью является городская среда Санкт-Петербурга, высокий уровень техногенного загрязнения, из-за огромного количества предприятий города. Такая экологическая обстановка влияет на здоровье всех жителей города. В образовательную программу детского сада включены оздоровительные мероприятия по снижению экологических рисков для здоровья детей: дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки на занятиях по физической кульутре, обширное умывание, витаминотерапия, профилактика ОРВИ.
В связи с вышеизложенным, образовательный процесс в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Педагогический коллектив в первую очередь направляет свою работу на охрану и укрепление здоровья воспитанников, создание условий для их всестороннего развития.
В частности, при отборе содержания дошкольного образования и формирование Образовательной программы дошкольного учреждения необходимо иметь следующее:
- Для современного ребенка окружающий мир более открыт, границы его раздвигаются; дети знакомятся с большим количеством элементов окружающего мира, получают больше информации из самых разнообразных источников, становящихся более доступными. К таким источникам информации относятся: телевиденье, Интернет, значительное число игр и игрушек.
- Окружающий мир характеризуется также определенной культурной неустойчивостью, вызванной смешиванием культур, стиранием культурных границ. Данный фактор воздействия сочетания с многоязычностью окружающей ребенка среды.
- Окружающая ребенка среда непрерывно изменяется и усложняется с технологической точки зрения. Нередко ребенок воспринимает технологические новшества быстрее и органичнее, чем взрослые. Это нарушает устоявшуюся традиционную схему передачи знаний и опыта от взрослых к детям.
- Изменения окружающего мира, постоянное развитие, совершенствование и усложнение технологической его составляющей, развитие новых культурных традиций определяют новую методологию познания окружающего мира, основанною на над предметных и меж предметных методах.
- При отборе содержания для Образовательной программы необходимо понимать, что изменения окружающей действительности происходят постоянно, и темп этих изменений возрастает. У детей становится все меньше времени для освоения нового опыта. С точки зрения возрастает роль и формируется первостепенное значение нравственной, моральной составляющей детского развития, позволяющей сформировать духовную основу его личности, создавать у него нравственные образцы поведения.
- Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов негативно сказываются на состояние здоровья детей - как физического, так и психического.
5.4. Взаимодействие ДОУ и социума
В реализации образовательной программы с использованием сетевой формы наряду
с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвуют научные, медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой
Использование сетевой формы реализации образовательной программы осуществляется
на основании договора между организациями
Наименование общественных организаций, учреждений |
Формы сотрудничества |
дичность |
|
Образование |
ЛОИРО, Аничков мост, РГПУ им. А.И.Герцена |
Курсы повышения квалификации, участие в смотрах, семинарах, конференциях, обмен опытом, посещение выставок |
По мере заинтересованности |
Дошкольные учреждения района |
Проведение методических объединений, консультации, методические встречи, обмен опытом |
По плану ИМЦ, по мере необх-ти |
|
«Детская библиотека » |
Лекторий для дошкольника |
По мере необходимости |
|
Медицина |
Детская поликлиника |
Проведение медицинского обследования; Связь медицинских работников по вопросам заболеваемости и профилактики (консультирование) |
1 раз в год По мере необходимости |
Физкультура и спорт |
МО МО Академическое |
Участие в спортивных мероприятиях (День здоровья, «Весёлые старты», |
|
Стадион школы № 150 |
Экскурсии, проведение занятий с детьми, соревнования |
||
Детская библиотека |
Коллективные посещения, литературные вечера, встречи с библиотекарем, познавательные викторины на базе библиотеки для родителей и детей, создание семейной библиотеки, организация встреч с поэтами и писателями. |
||
Безопасность |
Пожарная часть(музей города) |
Экскурсии, встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ, консультации, инструктажи. |
По желанию |
воспитательно-профилактическая работа с семьями детей, находящимися в социально опасном положении |
По мере необход-ти |
||
(федеральный уровень) |
журналы «Методист», электронные педагогические издания: написание статей из опыта работы, публикация методических разработок педагогов |
По мере необходимости |
|
Социальной защиты населения |
МО МО Академическое |
Помощь в подготовке и проведении праздников и изготовлении сувениров и подарков, поздравление ветеранов войны и труда со знаменательными датами, концерты. |
По просьбе |
6. Способы направления поддержки детской инициативы
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Психолого-педагогические условия реализации программы:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
Непосредственное общение с каждым ребенком;
Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
Недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
Развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
Создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
Организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
Поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
Оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.