Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников Патриотическое воспитание в детском саду планирование

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Задачи: формировать у детей представления о правах и обязанностях гражданина, символах государства: гимне, флаге, гербе, их определении, изображении, значении; формировать уважительное отношение к государственным символам; обогащать словарный запас словами: государство, гражданин, права, обязанности; развивать речь детей, логическое мышление, память, воображение.

Ожидаемые результаты: по окончании занятия воспитанники смогут осознать, что любой ребёнок является гражданином своей страны, все должны соблюдать права и обязанности гражданина.

Материал и оборудование: карточки с загадками о символах России; аудиозапись «Гимн России»; мягкие модули, арка из воздушных шаров, клей, ножницы; раздаточный материал: флаги и гербы России; мультимедийная презентация, значки «Юный гражданин России».

Ход занятия

Под музыку дети заходят в зал и становятся в шеренгу. Здесь их встречает воспитатель и, декламируя стихотворение, все начинают выполнять упражнения.

Здравствуй, солнце золотое!

(Круговые движения руками.)

Здравствуй, небо голубое!

(Руки вверх, подняться на носки.)

Здравствуй, вольный ветерок!

(Покачивания поднятыми руками.)

Здравствуй, маленький дубок!

(Руки вперёд.)

Мы живём в родном краю!

(Взяться за руки.)

Всех я вас приветствую!

Воспитатель (В.). Добрый день! Ребята, какие вы сегодня красивые и нарядные. Скажите, когда один человек рад видеть другого при встрече, то что он обычно делает? (Ответы детей.) Правильно, и вы улыбнитесь друг другу.

Сегодня предлагаю вам посетить Страну юного гражданина, удивительное царство - правовое государство. Ребята, чтобы стать гражданином этой страны, нужно открыть замок на воротах с помощью ответов на вопросы. Вы, готовы? Тогда слушайте вопросы и отвечайте на них.

  • Как называется наша страна? (Россия.)
  • Столица нашей Родины? (Москва.)
  • Кто управляет нашей страной? (Президент.)
  • Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин.)

Вы правильно ответили на вопросы, пожалуйста, проходите в ворота, но друг друга не толкайте, девочек вперёд пропустите.

Дети вместе с воспитателем открывают символический замок и под музыку проходят в арку из воздушных шаров.

В. Перед нами - первый город Страны юного гражданина, он называется Геральдика. Все страны мира, все государства, которые есть на нашей Земле, имеют свою символику. Послушайте, пожалуйста, загадки.

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный… (флаг).

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (Герб.)

Дети отгадывают загадки, рассматривают изображения флага и герба России на слайдах мультимедийной презентации.

В. Жители города Геральдика - настоящие мастера своего дела. Они создают символы для всех стран и городов и очень бережно к ним относятся. Предлагаю и вам стать мастерами по изготовлению символов.

Дети готовят аппликацию «Гербы на флагах России».

В. Молодцы, ребята! Вы - настоящие мастера и, конечно же, знаете, какой главный герб изготовили. Прошу снова ответить на мои вопросы.

Что обозначает орёл на гербе Российской Федерации? (Гордость, величие.) Чем необычно изображение этой птицы? (Две головы орла символизируют единство страны: он смотрит одновременно на Запад и на Восток, охраняет свои владения в Европе и Азии.)

На слайде демонстрируется вид этого города, звучит фрагмент гимна России.

В. Ребята, вы узнали, как называется это произведение? (Ответы детей.) Правильно, гимн России - самая главная торжественная песня в стране. Под звуки гимна лучшим людям вручают награды, воины принимают присягу, дают клятву на верность Родине. Как надо себя вести, когда звучит гимн? (Ответы детей.) Верно, надо слушать его стоя. Нельзя отвлекаться и разговаривать. Послушайте гимн ещё раз, обратите внимание на слова. Какими словами автор гимна прославляет нашу Родину? (Могучая, священная, великая, свободная.)

В. Ребята, кому можно сидеть в то время, когда звучит гимн? (Ответы детей.) Правильно, инвалидам и женщинам, которые ждут рождения ребёнка.

На слайде демонстрируется вид города.

В. Каждый гражданин в стране имеет свои права и обязанности. Это основа, своеобразные кирпичики, из которых строится государство. Перед вами - кирпичи, из которых предлагаю построить большое правовое государство.

Дети из модулей с названиями прав и обязанностей строят правовое государство.

В. Ребята, давайте проведём небольшой эксперимент. Представьте, что мы построили наше настоящее большое государство. Его сила основана на правах и обязанностях граждан. Если я уберу, к примеру, одно право и одну обязанность, что случится с таким домом? (Ответы детей.) Правильно, он рухнет. Скажите, если человек не будет выполнять свои обязанности перед государством, что может произойти? (Государство станет слабее.) Верно, поэтому нужно обязательно соблюдать все свои обязанности перед государством, чтобы не случилось беды.

Сегодня мы посетили Страну юного гражданина. Как вы думаете, какого человека можно назвать гражданином? Какие права и обязанности есть у него? (Ответы детей.)

Спасибо, ребята! Вы сегодня просто молодцы. Знаете символы страны: гимн, флаг, герб России; узнали права и обязанности.

Поздравляю, всем вам присваивается почётное звание «Юный гражданин России».

Торжественное вручение значков «Юный гражданин России».

В. Наше пребывание в Стране юного гражданина подходит к завершению, пора возвращаться в группу.

Дети под музыку через арку из шаров покидают зал.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных(дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Изучила литературу: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой, а также авторов: Алешина Н.В., Аркадьева В.А., Александрова Е.Ю., Антонов Ю.А., Горькова Л.Г. и других.

Для познавательного развития детей старшего возраста разработала проект.

Объект исследования : государственная символика России, город Москва.

Тема: «Москва – главный город нашей Родины»

Цель: Расширять знания детей о России; закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России-гербе, флаге, гимне; сформировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Вид проекта: долгосрочный.

Проблема: формировать представление о Москве как о столице нашей Родины; побуждать детей восхищаться красотой Москвы; знать его достопримечательностях, гармонизировать семейные отношения, как одного из важнейших условий успешной социализации детей; активизировать речь детей.

Образовательные области:

Ожидаемый результат: развитие интегративных качеств соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»:

— знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;

— знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;

— может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;

— знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;

— имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

Предварительная работа:

— составление тематического плана по нравственно –патриотическому воспитанию старших дошкольников;

— чтение художественной литературы знакомство с поговорками, пословицами о Москве. Чтение: А.Барто “Песенка о Москве”. И.Векшегонов “Москва”, Н.Осипов “О гербе, флаге, гимне”, Н.Кончаловский “О Москве”.

— Справочная литература по Москве. Фотографии детей с видами Москвы. Иллюстрации о Москве, Могила Неизвестного солдата, Спасская башня, Красная площадь, станции метро, Лужники, план-схема Спасской башни, герб, флаг России модули.

— Проведение игр: сюжетно-ролевые «Защитники древнего Кремля», «Семья»-«Собираемся в музей»; строительные «Улицы Москвы», «Московский цирк», «Кремлевская стена»; дидактические: «Неоконченный рассказ», «Кто быстрее соберет», «Испорченный телефон», «Где мы были, мы не скажем», «Подбираем рифмы».

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Список литературы

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.

Статья размещена в авторской редакции.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Березка» село Червоное Сакского района Республики Крым

Доклад

«Организация воспитательно-образовательной работы по

нравственно - патриотическому воспитанию

детей старшей группы «Теремок»»

подготовила

воспитатель

Абрикосова Светлана Владимировна

Червоное

2018 г.

Организуя работу по патриотическому воспитанию я использую различные методы работы.

Целевые прогулки и экскурсии (мини-музей, к памятникам…)

    Народные праздники (масленица, рождество и другие)

    Наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике села, улицы, детского сада

    Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением

    Беседы о родном селе, улице, детском саде

    Использование иллюстраций, видео записей

    Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок)

    Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и тд.)

    Обогащение и стимулирование детского творчества

    Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду

    Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах.

    Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

    Участие в Дне Победы экскурсия к памятнику героям ВОВ.

    Направления работы по патриотическому воспитанию.

1. Работа с именем ребенка. Осознание себя, своего «Я» начинается с понимания того, что каждый ребенок имеет свое имя. С детьми и родителями обсуждают почему выбрано данное имя, как будут называть ребенка, когда он вырастет, какие будут отчества, как ласково назвать по имени, как их называют дома.

2. Страницы генеалогического дерева, идущего от ребенка.
3. Составление семейных альбомов о семье.
4. Рисование портретов папы, дяди, дедушки ко Дню защитника Отечества; мамы и бабушки на 8-е марта; рисунки «Моя семья».

5. Работа над геральдикой (изучение гербов городов, страны, флага) состоит в осознании смысла знака и символа, отражающего что-то главное. Рассматривание различных гербов позволяет познакомить детей с их типами, используя классификацию основных изображений (гербы с изображением профессий, которыми знаменит город, гербы с животными, гербы с изображением исторических событий). При знакомстве с флагом опираться на представлениях детей о цвете и некоторых российских традициях. История возникновения герба.

6. Формированию чувства гордости за свой народ, свою страну, эмоциональной отзывчивости способствует приобщение детей к творчеству всемирно известных поэтов, писателей, композиторов, художников при изучении их творчества, посещении музеев, выставок, театров, разыгрывании спектаклей.

7. Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.
Использование данных подходов позволяет формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

В старшей группе мной проведена работа по данному направлению:

    собран материал по данной теме (книги, иллюстрации, альбомы, картотеки, тематические папки, художественная литература, портреты известных людей, защитников города, края и т.п.);

    с детьми проведено: НОД, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, картин;

    организована работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации, наглядная информация, проведены совместные мероприятия (утренники «Наши защитники», «Мама милая моя», раздача буклетов); родители привлекались к изготовлению рисунков, поделок.

В старшей группе запланировано проведение непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Моя семья и родословная», «Моя улица», «Детский сад», «Новый год у ворот», «Крым-музей под открытым небом», «Москва-столица России», «Россия- огромная страна», «Российская армия», «Праздник мамы», «Русская народная культура», «Этот день победы», «Памятники героям ВОВ», «Наши защитники», по речевому развитию «Мы воспитанники старшей группы», « Рассматривание иллюстрации «Моя семья». Беседа по картине.», «Учимся вежливости», «Чтение русской народной сказки», «Перессказ сказки «Как лисичка бычка обидела», «Беседа на тему «О друзьях, о дружбе», «Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки», Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворения Е. Благининой. «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном», рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…», Чтение Сказки Б. Шергина «Рифмы», ст. Э. Мошковской «Вежливое слово», Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне реченька лесная…»,. по художественно-эстетическому развитию «Дымковская лошадка», «Веселые игрушки» (богородская роспись), «Городецкая роспись», (Закладка для книги, разделочная доска, городецкий промысел), «Роспись олешка» (дымковская роспись), «По мотивам хохломской росписи», «Солдат на посту», «Папин портрет», «Золотая хохлома», «Роспись кувшинчиков», «Гжельская роспись», «Знакомство с элементами татарского орнамента», «Водоноски-франтихи», и т.д.. В совместной деятельности педагога и детей выделены дидактическая игра «Наша Родина», беседа «Военные профессии», ситуация на общение «Где служили наши папы», составление рассказов. Самостоятельно детям предложено рассматривание иллюстраций о дне защитника Отечества. По индивидуальной работе можно отметить занятие по конструированию «Самолет», аппликация «Изготовление подарков для папы». Во взаимодействии с родителями запланировано заучивание стихотворения «Моя Родина», выставка «Солдатушки, бравы ребятушки», изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Моряки».

В совместной деятельности с детьми выделены беседы «Вежливая семья», «Семейные традиции», «Как помочь заболевшей маме», составление рассказов по картине «Моя семья». Самостоятельно детям предложена театрализованная игра «Мы – защитники девочек» и сюжетно-ролевая игра «Семья». Во взаимодействии с родителями запланировано предложить заучивание пословиц и поговорок о семье, наглядная информация «Моя семья - спортивная семья», «Патриотическое воспитание дошкольников через наблюдение».

Распечатано очень много информации по данной тематике, присутствуют все разделы, предназначенные для уголков по нравственно-патриотическому воспитанию для старшей группы детского сада. Присутствуют такие разделы, как «Достопримечательности Крыма», подборка стихов о России, Крыме, родине, материал, знакомящий детей с достопримечательностями нашего края, фотоматериал «Памятники воинской славы» и т.д. Дополнительно хочется отметить наличие книги со стихотворениями Крымских писателей, папок «Народные промыслы», раскрасок о защитниках Отечества и богатырях для занятий детям. Наглядная информация для родителей воспитанников представлена в виде папки-передвижки, консультации и памятки, буклеты.

Присутствуют дидактические игры по символике России. Изготовлен лэпбук по патриотическому воспитанию.

Беседы: «Символика нашей страны», «Президент России», « Какие профессии важны», «Откуда хлеб пришёл», «Вежливые слова», «Москва – столица нашего Отечества», «День матери», «Новый год» «8 марта» ,«Первый космонавт», "Наша Армия", «День Победы» «Народная культура и традиции» «Наша Родина-Россия», «Мой любимый детский сад», «Дом, улица, адрес» .

Чтение художественной литературы : рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица. Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости.
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев.
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
С. Михалков «А что у вас?» ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского-
воспитывать в себе умение сопереживать, быть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения
Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа.
Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.

К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.
Мицкевич Адам «Друзьям». Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость».
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых.
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких
В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.
Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
.
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев.
Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
А. Барто «Вовка - добрая душа» .
Е.. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме.
«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям.

Дидактические игры: «Опиши флаг России», «Закончи предложение», «Объясни значение (златоглавый, могучая, славная, непобедимая, свободная…), «Герб города», «Сложи герб из фрагментов», «Города Крыма», «Где находится этот памятник?», «Нарисуй русский узор», «Назови птиц Крыма». Развивающие игры: «Кто назовёт больше улиц», «Найди отличия», «Собери флаг России», «Найди герб Родины», «Разрезные картинки по символике Родины», «Пазлы- подбери узор», Сюжетно - ролевые игры: «Почта», «Детский сад», «Больница», «Магазин», «Семья», «Аптека», «Пожарная служба», «Шиномонтаж».

Светлана Харламова
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» в старшей группе

Педагогический проект

«Нравственно-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста »

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д. С. Лихачев

Актуальность :

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России . В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей . В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие» . Старший дошкольник должен быть сориентирован на :

1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

2. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера , которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родному городу и природе родного края; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе , редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье . В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма . Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников .

Принимая во внимание тот факт, что нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом , передо мной остро встала проблема создания такой воспитательной системы , которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

Обоснование необходимости проекта

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания , включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада . Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно- нравственных чувств ребенка , воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим , культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием ХМАО-Югры. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

1.1 Цель проекта :

Развитие моральных, духовно-нравственных ценностей личности , становление достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи :

1. Организация воспитательного пространства через создание необходимых научно-методических, материально-технических условий.

2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России, как о родной стране и о Нефтеюганске, как родном городе.

4. Воспитание патриотизма , уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, художественное слово.

5. Воспитание нравственно -патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и города.

Системно - деятельностный подход предполагает включение каждого ребенка в различные виды деятельности : учебную, игровую, коммуникативную, двигательную, творческую и досуговую согласно целям и задачам воспитательной системы , исходя из интересов и потребностей детей . Очень важно, чтобы эта деятельность не навязывалась ребенку сверху, а была мотивирована при активном восприятии ребенком изучаемых явлений и событий и осмысливалась им.

Для достижения поставленных задач необходимы следующие пять условий :

1. Предметно-развивающая среда.

Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей воспитанника действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.

2. Организация учебной деятельности.

Учебная деятельность, согласно целям и задачам, представлена циклом образовательных мероприятий, детско-родительских проектов познавательного , художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направлений, объединенных едиными тематическими блоками : «Наша Родина – Россия» , «Родные русские мотивы» , «Мой любимый город Нефтеюганск» , «Наши защитники» , «Моя семья» . Помимо занятий необходимо проведение экскурсий по достопримечательным местам малой родины и целевых прогулок.

3. Досуговая деятельность.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой деятельности воспитателя с детьми , т. к. воспитание чувств – процесс , который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности использую дидактические и народные игры, театрализованную деятельность, беседы, выставки, конкурсы. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники , утренники, другие массовые мероприятия. Особое место в досуговой деятельности занимают традиции. Они позволяют создать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм, избежать стихийности, определить степень воспитательного воздействия .

4. Дополнительное образование.

Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам и студиях. Работа в кружках предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества.

5. Взаимодействие с социумом.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ , так как семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено процесса воспитания .

Ожидаемый результат :

Формирование у старших дошкольников основ патриотизма , гражданственности, ответственности за судьбу Отечества, готовности к защите.

Применение полученных знаний о родном крае в добрых делах и поступках на благо малой родины.

Сплочение детей и родителей , воспитание будущих граждан своего города и страны.

Накопление опыта жизни в своем Отечестве, усвоение норм правил поведения и взаимоотношений между людьми.

1.2 Этапы работы :

Этапы работы над проектом :

1 этап - проектировочный этап (2016 год) :

Изучение методической литературы, нормативных документов;

Составление плана реализации проекта ;

Подбор наглядно-дидактического, наглядно-демонстрационного материалов;

Подбор музыкальных произведений к народным праздникам;

Разработка и подготовка презентаций по теме;

Составление перспективного плана работы с родителями по ;

Составление анкет для родителей.

2 этап – практический (2016-2018 учебные года) :

Реализация инновационного проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста »:

Расширение и укрепление связей с социальными партнерами (МБОУ «СОКШ №4» города Нефтеюганска, реализация планов совместной деятельности;

Анкетирование родителей по теме : «Патриотическое воспитание ребенка » ; -реализация перспективного плана работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию ; -продуктивная деятельность с детьми (аппликация, рисование, лепка, конструирование) ; -проведение цикла познавательных занятий : «Россия –Родина моя!» , «Семейные ценности» ; -проведение совместных мероприятий с социальными партнерами : «День матери» , «День Победы!» ; -оформление стенда «К 50-летию города Нефтеюганска» ; -создание мини-музея «Наша Армия родная»

3 этап - обобщающий (2018год) :

Анкетирование родителей и диагностика уровня патриотического воспитания детей . Анализ и подведение итогов работы; -презентация проекта .

Особенности построения проекта

2.1 Методологическая основа

В методологической основе системы работы лежат ключевые позиции следующих концепций :

Концепция дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Педагогическая концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт) – Целостное развитие ребенка это единство индивидуальных особенностей, личных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) Воспитание человека , формирование средств духовного развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

2.2 Принципы

1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

2. Принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам : родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;

3. Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности : иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

4. Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе);

5. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей , этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

6. Принцип научности - воспитание и обучение раскрывает детям объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.

7. Принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится детский сад (культуры региона)

2.3 Методы и приемы

Методы используемые в работе с детьми :

Основные методы :

Наглядные;

Словесные;

Практические.

Вспомогательные :

репродуктивный;

исследовательский;

Метод проблемного изложения материала;

Рассматривание;

Наблюдение;

Экскурсия;

Образец воспитателя ;

Рассказ;

Художественное слово.

Методы работы используемые в работе с родителями :

Родительское собрание;

Просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр и т. д. ;

- «Интерактивная площадка» , «Круглый стол» , «Мини клуб» , «Проведение акций» ;

Педагогические беседы с родителями;

Тематические консультации;

Наглядно-информационные методы;

Информационно-аналитические формы;

Досуговых форм организации общения;

Информационно-ознакомительной формы работы с родителями.

2.4 Технологии

При проектировании образовательного процесса по формированию начал информационной компетентности через реализацию проектной деятельности учитываются возрастные , индивидуальные особенности детей . Для этого подобраны педагогические технологии, позволяющие выстраивать образовательный процесс с учётом всех требований к организации процесса развития ребёнка в условиях детского сада :

Технология проектирования ;

Личностно-ориентированная;

Здоровьесберегающая;

Игровая.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающую систему» , при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей . Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых , способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования .

Информационно – коммуникативные технологии обучения. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, интернет.

Мною создан цикл презентаций, в основе которого лежит работа по формированию чувства патриотизма у дошкольников . Проводились беседы «Мама – самое прекрасное слово на земле» , «Мамин день» ,»Моя семья». Дети с удовольствием рассказывали о своих мамах, об их профессиях, рисовали портреты своих мам и изготавливали для них подарки. Завершением этой работы стало создание фотоальбома «Семейный альбом группы » .

Личностно-ориентированная технология. Личностно-ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей воспитанника . Взаимодействие с детьми строится на личностно-ориентированной основе. Используя дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитывая его возможности, интересы и способности.

Для воспитателя в учебно- воспитательном процессе важно не только дать ребёнку определённые знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни. В современном учебно-воспитательном процессе очень важны субъект - субъектные, партнёрские отношения, взаимодействие воспитателя и воспитанника на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

Здоровьесберегающая технология. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое и психическое и социальное благополучие.

Для воспитания здорового ребёнка , учитывая возрастные особенности воспитанников , создаются условия для снижения утомляемости :

Обеспечение смены деятельности, которая благотворно влияет на физическое и эмоциональное состояние дошкольников .

Совместная деятельность с детьми и другие формы работы проводятся в удобном, хорошо проветриваемом помещении с достаточным освещением. Все технические средства имеют высокое качество изображения и воспроизведения на слух .

Игровая технология. Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста . Игра позволяет создать условия для реализации трёх важных критериев развития познавательного интереса – «позитивного отношения к окружающему миру» , «увлечённости процессом познания» , «ответственности по отношению к предмету своего интереса» .

Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей , значительное место занимают учебно-развивающие игры :

– дидактическая игра «Герб города» ;

– дидактическая игра «Путешествие по городу» ;

– дидактическая игра «Продолжи пословицу» .

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма . Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста .

Сегодня, к сожалению, материальные ценности доминируют над духовными. Наша страна находится на стадии переходного периода и это не должно стать причиной приостановки патриотического воспитания подрастающего поколения. Возрождение духовно- нравственного воспитания это шаг к возрождению России .

Ведущая идея опыта состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности ; в целенаправленности и системности работы воспитателя , повышающего уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности , обеспечивающего целостность всего воспитательного процесса и знакомству воспитанников детского сада с интересами и общественной жизнью кадетской школы.

3.2 Взаимодействие с родителями

Не мене важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", - эту заповедь А. С. Макаренко мы использовали при работе с детьми и их родителями.

Система работы по взаимодействию с семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников :

В эту систему вошли три блока : диагностический, теоретический и практический.

Диагностический блок помогает выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников , выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы :

Анкетирование,

Беседы с родителями.

Традиционные формы работы с родителями :

-групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с семьёй;

Печатная информация;

Индивидуальные беседы;

Консультации;

-«почтовый ящик» ;

Мини библиотека;

Практический блок.

Формы работы :

Праздники;

Участие родителей в конкурсах, выставках;

Интерактивная площадка;

Устные журналы;

Мини клубы.

3.3 Организация процесса взаимодействия педагога и родителей

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через :

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей ;

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей ;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка : эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста , учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка , стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Заключение

К. Д. Ушинский писал : «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства . Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным . То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают , какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм» . Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи систематическую целенаправленную работу, которая проводится в нашем дошкольном учреждении по формированию у детей нравственных зачатков самосознания истинных Патриотов своей Родины.

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Патриотическое воспитание в детском саду ставит целью научить малышей верности Родине, готовности быть на страже ее интересов, выполнять свой долг перед государством, своим городом и семьей.

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи.

Актуальность программы

Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни.

Малыши усваивают, что Родина только тогда станет краше, богаче, сильной и независимой, когда все, в том числе и они, приложат усилия к становлению ее могущества и непоколебимости.

Ребята понимают, что им необходимо многому учиться, чтобы внести свой вклад в развитие города, в котором они живут, будут учиться и работать. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.

Быть гражданином РФ, значит, быть сыном великого государства, высоко нести его знамя и быть в ответе за его стабильность и благополучие.

Цель нравственно-патриотического воспитания детей — сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.

Задачи:

  • Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
  • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
  • Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  • Воспитывать уважение к труду разных профессий.
  • Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.

  • Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
  • Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
  • Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
  • Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
  • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
  • Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Педагогические принципы

Планируя занятия в детском саду, воспитатель учитывает основные принципы работы с детьми:

  • регионализации;
  • непрерывности;
  • доступности;
  • научности;
  • целостности;
  • системности;
  • преемственности;
  • культурообразности;
  • стимулирования детской деятельности.

Структура

Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников может быть разбита на тематические блоки для удобства детского восприятия.

Вот эта улица, вот этот дом

Цель : Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут.

Задачи : Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.

Воспитатель раскрывает детям неизведанное на улице, где они проживают, учит замечать, как строится город, кто его строит, и как от этого улица становится еще краше. Обращается внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.

Вместе дружная семья

Цель : Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.

Задачи : Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать уважение к самым старшим родственникам, желание заботиться о них.

В ходе работы с детьми воспитатель формирует представление о семейных корнях: родители, дедушка с бабушкой, прадеды. Изучение биографии своей семьи может превратиться в увлекательное занятие – оформление родословного дерева, где будет фотография и малыша.

Педагог может оформить уголок «Делай, как мы», где найдется место фотографиям малышей с родителями в походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад. Красочно оформленный стенд будет способствовать трансляции позитивного родительства, профилактике раннего неблагополучия.

Город, в котором я живу

Цель : Раскрыть красоту города, в котором живут дети, показать его социальную значимость в развитии страны.

Задачи : Рассказать дошкольникам, что такое – продукция предприятия города, на котором работают их близкие родственники. Показать значимость производства на мировом рынке. Познакомить детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой.

Воспитатель показывает значимость труда родителей дошкольников, их вклад в развитие экономики страны. Ребята знают историю храмов, кому и за какие заслуги воздвигнуты памятники, о чем напоминают нам стелы, братские могилы. Дети, соприкасаясь с историей города, учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны и труда.

Наша кладовая

Цель : Познакомить ребят с разнообразием природных богатств родного края, учить бережно и экономно расходовать их.

Задачи : Развивать представление дошкольников о природных ресурсах страны, их добыче и назначении. Учить детей профессиональной ориентации.

Воспитатель вместе с воспитанниками изучает «кладовую» страны и определяют пути ее приумножения. Консультации для родителей помогают комплексному воспитанию у ребят экономии водных, электро-, теплоресурсов. Дети учатся хозяйствованию, плановому распределению материальных благ.

Ожидаемый результат


Формы и методы работы

  • беседы с рассматриванием фотографий;
  • педагогический проект «Мы и Россия – одна семья»;
  • экскурсии на известные объекты;
  • игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»; «Кто это делает?»;
  • КВН с участием родителей «Все ли мы знаем о своем городе?», викторины, брен-ринги, круглый стол;
  • кинолекторий;
  • иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам;
  • конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок ветерану;
  • обмен традициями семьи;
  • туристические походы с семьей по местам боевой славы;

  • вылазки на природу;
  • кружок «Следопыты-малыши»;
  • создание музея «Никто не забыт».

Игры по воспитанию у детей патриотизма

Вопросы патриотического воспитания дошкольников включаются в план работы ежемесячно, носят систематический целенаправленный характер.

Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на:

  • дидактические : «Чьи родители это делают», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
  • настольно-печатные «Экономим свет, тепло», «Распредели всем поровну», «Стань лидером»; «Биржа»;
  • подвижные : «Мы туристы», «Кто быстрее?», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;
  • музыкальные : «Янка», «Во поле береза стояла», «Сбор урожая», «Помоги бабушке распутать клубочек»;

  • спортивные : «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»;
  • сюжетно-ролевые : «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк».

Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины.

Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись. Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Видео: Основы гражданского воспитания в ДОУ



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица