Исследовательско-игровой проект «Осень. Педагогический проект в детском саду «Осень золотая Отчет по проекту осень в доу

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:

Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария - это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вид проекта :

Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Сроки реализации:

Средней продолжительности сентябрь-октябрь 2013г.

Участники проекта:

дети, воспитатели, старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Мотив:

Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:

Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария - это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.

Актуальность проекта :

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Цель:

расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

  • углубить. представления об изменениях в природе осенью;
  • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечь внимания к окружающим природным объектам;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
  • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Предполагаемые результаты:

Ребенок:

  • углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
  • Пополняет словарный запас;
  • развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
  • стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
  • разнообразит способы сотрудничества;
  • развивает художественно-творческие навыки.

Используемые виды деятельности:

  • НОД;
  • Игровая;
  • Чтение художественной литературы;
  • Изобразительная;
  • Труд;
  • Конструирование из природных материалов.

Продукт проектной деятельности.

  • Выставка поделок из природного материала «Разноцветная осень»
  • Праздник осени.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.

Музыкальный руководитель:

Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Разноцветная осень».

2. этап. Практический.

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры : «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры : «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,

Труд

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Сбор гербария.

Познание

Сенсорное развитие : рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой :

Беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

«Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;

Экскурсия в осенний парк.

Цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»

Коммуникация

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек».

Художественное творчество

Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов.

Лепка: «Фрукты», За грибами в лес осенний», «Осенний ковер», «Овощи».

Аппликация: « Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал).

Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками.

Музыка

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

Музыкальная сказка «Репка»

Культурно - досуговая деятельность: «Праздник осени». Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. Осенняя викторина, оформление выставки семейных поделок: «Разноцветная осень».

3-й этап – заключительный.

  • Награждение участников конкурса чтецов на лучшее стихотворение об осени. .
  • Поощрение участников выставки «Разноцветная осень»
  • Подведение итогов проекта.

Приложение№1.

  1. Беседа об осени

ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру

  1. Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»

ЦЕЛЬ:
упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать

  1. Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин

  1. Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»

ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе

  1. Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах

  1. Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе

  1. Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить

  1. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения

  1. Составление рассказов по стихотворениям об осени

ЦЕЛЬ:
учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову

  1. Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству

  1. Составление описательного рассказа по схеме: « Осень»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей

  1. Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»

ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии

Дорогие наши мамы и папы!
Просим Вас:
- Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
- составить букет из осенних листьев(для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
- сделать поделки из природного материала;


Приложение №3

Е. Трутнева «Осень»;

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Фет

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна...
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.


Е. Трутневой «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад


И. Бунина «Лес, точно терем расписной»

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...


К. Бальмонта «Веселая осень»

Щебетанье воробьев,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.

А. Плещеев «Осенняя песенка»

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи .


М. Ивенсен «Падают, падают листья»

Падают, падают листья.
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осеннним грибом


«Лежебока рыжий кот»

Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кушать хочется,
но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет -
может миска приползет?..


С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.


А. Плещеев «Скучная картина»

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....


К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.


А. Толстой «Осень»

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

В. Сутеев «Под грибом»

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!
- Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. - Я один тут кое-как уместился.
- Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. - Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
- Потеснитесь немножко!

Потеснились - пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста!
- Ладно.

Подвинулись - нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!.. - Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.

Зайца не видели? - спрашивает.
- Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба -Муравей задумался и говорит:

Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

Приложение №4

Сценарий осеннего праздника

«Здравствуй, осень золотая!»

Ход.

Воспитатель: Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку, ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы и поэтому мы пригласили Вас вместе с нами взглянуть на мир совершенно другими глазами, увидеть, что осень может принести много чудесного и необычного.

Видеофильм об осени (На фоне музыки читает стих)

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила

Пожелтел орешник и зардели клены

В пурпуре осины, только дуб зеленый

Утешает осень: «Не жалейте лета!

Посмотрите, роща золотом одета!

Песня «Желтые листики» муз и слова О. Девочкиной

Стихи

«За окошком так красиво - Это осень в сад пришла! Все деревья нарядила, Всем одежды раздала. Листьев ярких стало много Жёлтых, красных, золотых. Собрала я их в букет - Это осени подарок, От неё вам всем привет».

Воспитатель: А теперь хочется проверить кто из вас наблюдательный?

– Кто назовёт имена осенних месяцев? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Как в древности называли осенние месяцы? (сентябрь - запевала осени, октябрь - листопад, ноябрь – ворота зимы).

По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).

Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет трава).

Какое время года наступает следом за осенью? (зима).

Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха).

Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение Е.Бальмонта.

Ребёнок читает стихотворение.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетает

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (К.Бальмонт).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие цветы цветут осенью? (да). Вот сейчас и проверим.

Проводится игра «Собери и назови осенний цветок».

Из каждой команды выходят по два ребёнка и собирают разрезные картинки цветов: хризантемы, астры, гладиолусы, георгины, затем называют цветы.

Я знаю, что вы знаете много песен про осень

Песня «Осень под зонтиком»

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как готовятся звери к зиме? (да). Вот вам задание, посмотрите на картинки и назовите, какие животные не впадают в спячку . Игра: «Кто лишний». (картинки: медведь, ёж, лягушка, лиса, волк).

Воспитатель: Молодцы, всё верно. А теперь послушайте загадку и ответьте на вопрос, какие животные меняют цвет шубки, готовясь к зиме? (песец, белка, заяц).

«Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой

А в шубе рыжей летом». (Белка).

А кто из животных запасается на зиму продовольствием и что заготавливает? (бобры, белки, мыши, ежи, хомяки). Послушайте стихотворение, это даст вам подсказку.

«Далеко ещё зима,

Но не для потехи.

Тащит белка в закрома

Ягоды, орехи.

Знает маленький зверёк

Запасы надо делать впрок».

Игра «Какие запасы»

Воспитатель: Загадки.

1. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья…(осень).

2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (осенью).

3. Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осень с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево).

4. Рыжий Егорка

Упал в озёрко.

Сам не утонул

И воды не всколыхнул (лист).

5. Шёл долговяз, в землю увяз. (дождь).

6. Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться.

Кто собрался в стаи? (птицы).

Воспитатель: А сейчас предлагаем посмотреть танец с платками яркими красивыми как осенние листья.

Хоровод с платками (мелодия на мотив Красный сарафан)

Воспитатель:

Всем известно: без труда

Не вынешь рыбку из пруда.

В огороде и в саду, на болоте и в лесу,

Ждут мои подарки вас,

Собирайте про запас!

Не ленитесь, а зимой

Пригодится дар вам мой.

Посмотрите, сколько всего принесла нам осень.

Воспитатель:

Урожай у нас хорош, уродился густо:

И морковка, и картошка, белая капуста.

Баклажаны синие, красный помидор

Затевают длинный и серьёзный спор.

Кто из нас, из овощей, и важнее и нужней?

Песня «Урожайная»

Воспитатель: А как вы думаете, ребята. Какие овощи самые полезные или каждый хорош и полезен? (да). Конечно, каждый овощ полезен по-своему и хорош.А мы послушаем рассказы о некоторых из них

Рассказы об овощах (Дети)

Воспитатель: Молодцы! -Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем! Давайте исполним песню «Эх картошка».

Песня «Эх картошка»

Воспитатель: Послушайте еще одну загадку

«Круглая да гладкая

Желтая да сладкая

Сижу на грядке крепко

Я называюсь… (Репка)

И сейчас мы посмотрим Сказку, которая так и называется «Репка»

Музыкальная сказка «Репка» Н. Голещанов

(звучит фонограмма)

Воспитатель : Возле двух дорог, у перекрестка,

стояла белая березка.

Раскинула зеленые ветки

Березка над маленькой хаткой,

А в хатке - жил дедка

Со своею старенькой бабкой.

Была у них Маша-внучка,

Была и собачка Жучка,

И кот Васька-мурлышка,

А за печкой

Серая мышка!

Сказала раз дедке

Старая бабка:

Бабка :- Нужна нам дед, репка, а для репки грядка!

Воспитатель : Взял дед лопатку,

Стал ладить грядку.

Бабка рядышком копает,

По душе обоим труд!

Дедка песню запевает,

Бабка деду помогает-

Ладят грядку и поют:

Песня деда и Бабки

Ты звени, моя лопатка,

Землю рыхлую копай.

Вырастай скорее, грядка,

Вше грядка, вырастай.

Я лопатой раз.

Я лопатой два.

Убирайся, убирайся

Злая сорная трава.

(уходят за дом)

(звучит фонограмма «Утро» Григ)

Воспитатель : Дождик грядку поливает,

Поливает крепко,
Солнце грядку согревает,-

Подрастает репка!

Листья влажные.

Зеленые,

Украшают огород.

Репка,

Влагою напоенная,

Песенку поет:

Песня Репки

Меня солнышко пригрело,

Приласкала мать земля.

Я ботвою зашумела,

Поднялась над грядкой я.

Поскорей полейте грядку

Свежей чистою водой

Стану я большой и сладкой,

Стану сладкой и большой.

Воспитатель : Дождик больше не идет,-

Вот беда! Вот беда!

Без дождя и огород
Сохнет, как всегда.

Нужно грядку поливать,

Нужно репке пить давать!

Дедка грядку поливает,

Бабка деду помогает,

Носит воду внучка

И собачка Жучка,

А за ней ведро несет

Васька кот- мурлышка,

От кота не отстает

И норушка-мышка!

(Стоят вокруг репки с ведерками, Ставят ведра идут хороводом и поют все вместе)

Песня хоровод

А ну разок, а ну другой,

Была бы лишь охота.

Тогда дружней и веселей пойдет у нас работа.

А ну разок, а ну другой, не хныкать, не лениться,

Как хорошо на сете жить, как весело трудиться.

(Уходят в дом )

(звучит фонограмма «Во саду ли в огороде» выходит крот с палочкой с кротихой жаба выбегает)

Воспитатель : В огороде жил-был крот

И жила кротиха,

Жаба тоже там живет-

Страшная жабиха!

Крот: Надо репку погубить…

Мы с кротихой будем рыть

Под землею ход.

К самой репке подползем,

Корни ей перегрызем,

Репка и завянет

И расти не станет!

Воспитатель : Жаба квакает кроту:

Жаба - Ква! И мне невмоготу!

Нужно, нужно погубить

Репку молодую,

Буду воду я мутить,

Воду ключевую!

Пусть водица будет грязной,

Не пригодной для питья,

Станет репка безобразной, Как и я, мои друзья!

Вместе с кротихой

Крот Если только я бы мог,

Я бы вдоль и поперек

Землю рыхлую изрыл, все живое погубил

Вместе Сохнешь, Сохни, сохни…

Срок пройдет и под землею среди вечной темной темноты, погубивши все живой будут жить одни кроты!

(Уходят)

Воспитатель : А ботва над репкой сохнет

И тоскует по воде,

Репка бедная- то охнет

То заплачет на гряде.

Песня Репки «Плач Репки»

Ой, ты горе, злое горе,

кто подсек меня под корень,

Как я воду буду пить,

Пить хочу я, увядаю, вяну, сохну, умираю…

(звучит фонограмма «Во саду ли в огороде» входит крот кротиха и жаба)

Крот: Как дела?

Жаба: Идут прекрасно!

Крот: Идут дела!

Кротиха: Мы старались не напрасно

Видишь, репка умерла!

(уходят)

Воспитатель : Прибежала к грядке Жучка,

Шмыг - туда, и шмыг- сюда

Жучка: Где же дедка?

Бабка?

Внучка?

Гав-гав-гав! У нас беда!

Воспитатель : В огород приходит дед,

Сколько бед
А внучки нет!

Дед: Где же внучка? Где же внучка?

Отвечай скорее Жучка!

Воспитатель : Жучка хвостиком юлит,

Ничего не говорит.

Дед увидел: по тропинке, Из леска на огород,

(звучит лирическая мелодия )

Внучка в розовой косынке

Ведра полные несет.

Дед кричит:

Дед: Ты где была?

Где водицу ты нашла?

Воспитатель : Отвечает звонко Маша

Внучка: За селом

Я прошла горынь -гору,

И нашла я поутру

Ручеек!

Я пошла по ручейку,

И нашла в густом леску

Родничок!

Все, что жаркою порой

Сохнет-увядает,-

От воды его живой

Снова расцветает!

Воспитатель: Рады рады дед и бабка

Новости такой!

Поливают с внучкой грядку

Чистою водой!

Зеленеет вновь ботва,

Соком наливается

Только жаба: ква –ква ква

Горько убивается

А кротиха

Стонет тихо,

В злобе крот

Слезы льет!

А над репкой дед стоит

И с улыбкой говорит:

Ай да репка на гряде!

Золотая, наливная

И большая – пребольшая,

Не найти такой нигде!

Тянет, тянет репку дедка,-

Не дается дедке репка!

Бабка дедушка зовет.-

Репка снова не идет!

Бабка кличет Машу-внучку,

Подзывает внучка Жучку,

Жучка-Васеньку-мурлышку,

Васька- серенькую мышку!

Тянут, тянут понемногу,-

Силы не хватает!

Дед кряхтит и на подмогу песню вызывает:

(поют все вместе)

Песня тянут потянут

Хоть упрямая гряда

Держит репку крепко

Но мы в грядке никогда не оставим репку

Хоть с упрямою грядой

Дружит репка крепко

Но мы дружною семьей вытянули репку!

(звучит фонограмма Барыня)

Воспитатель: Пляшут дедка, бабка, внучка

Вместе с ними пляшет Жучка

Пляшет Васенька -мурлышка,

В бубен бьет норушка-мышка!

Репка сварится к обеду,

Всем ее поесть дадут.

Труд- всегда несет победу

Тем, кто любит дружный труд!

У дорог на перекрестке,

Песня льется широко…

Слушать песенку березке

И приятно и легко!

(поют все вместе)

Песня хоровод

Все: Ай да репка, хороша и бела!

Хороша и бела и кругла

Бабка: Я ботвою козу накормлю

Два ведра молока надою

Дед: Сварит бабка мне каши горшок

Внучка: Испечет она вкусный пирог

Жучка и кот Молоко будем вместе лакать

Пирогом молоко заедать

Мышка Даст мне Маша кусочек пирожка

Поднесет мне наперсток молока

Все будем вместе мы жить поживать

Будем репку добром вспоминать!

Воспитатель: Зеленеет огород,

Веселеет хоровод,-

Под березкой песня льется,

Вторит песенке скворец,

В небе солнышко смеется..

Тут и сказочке конец!

Воспитатель. Ну, что же Все вы показали прекрасные знания о погоде, о природе, о растениях, о животных. Молодцы!

Танец «Листик, листик, листопад»


Илона Рябова
Проект в старшей группе ДОУ «Осень разноцветная»

Проект в старшей группе ДОУ "Осень разноцветная".

Тип и вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Продолжительность: 1 неделя

Актуальность :

Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Цель:

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

Задачи проекта:

1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы.

2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения.

3. Активизировать речь детей.

4. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.

5. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:

Познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;

Речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;

Социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

Художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;

Физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный.

Выбор темы проекта;

Определение цели и задач проекта;

Составление плана работы;

Изучение методической литературы;

Подготовка оборудования, материалов;

Предварительная работа с родителями.

2. Практический этап.

План реализации проекта.

Содержание деятельности по образовательным

областям:

Познавательное развитие

НОД «Осенняя прогулка»;

НОД «Дарит осень чудеса»;

цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;

экскурсия по территории ДОУ;

экспериментальная деятельность с осенними листьями;

д/и «Возвратим осени память», «С какого дерева листок», «Кто больше знает примет осени?».

Речевое развитие

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;

К. Бальмонт «Осень»;

А. Майков «Осенние листья»;

Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;

В. Чаплина «Лес осенью»;

Г. Скребицкий «Осень»;

П. Молчанов «Последний лист»;

Т. Домаренок «Осенняя сказка»;

Н. Абрамцева «Осенняя сказка»;

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

загадки, пословицы, поговорки;

составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;

д/и «Назови ласково», «Какая бывает осень?».

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «На прогулке в осеннем лесу», «На даче»;

д/и «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару»;

беседа «То, что растет живое»,

беседа «Сколько красок у осени?».

Художественно-эстетическое развитие

НОД «Осень краски разводила…» (пластилинография);

НОД «Разноцветный лес» (штампование листьями);

НОД «Осенняя красавица» (коллективная аппликация);

д/и «Найди самый красивый листок»,

рассматривание репродукций картин:

И. С. Остроухов «Золотая осень»,

И. И. Левитан «Золотая осень»,

И. Шишкин «Осень»,

Е. Волков «Октябрь»,

С. Жуковский «Лесное озеро»,

В. Поленов «Золотая осень»,

И. Бродский «Золотая осень» и др. ;

прослушивание музыкальных произведений:

П. Чайковский «Времена года»,

А. Вивальди «Времена года»,

С. Прокофьев «Фея Осени»,

Е. Дога «Березовая аллея» и др.

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;

физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;

дыхательная гимнастика «Ветерок»;

хороводная игра «К нам осень пришла»;

п/и «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери»;

эстафета «Соберем осенний букет».

Взаимодействие с родителями

Сбор природного материала,

экскурсии со своими детьми в лес,

подготовка фотографий и стихотворений для совместного альбома «Осенние странички»,

участие в выставке «Дары осени»,

совместное рисование с детьми на тему проекта.

В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, исследовательской деятельности, сказкотерапия.

3. Заключительный этап.

1. Подведение итогов проекта.

Продукт проектной деятельности:

Выставка «Дары осени»,

Выставка рисунков «Разноцветная осень»,

Альбом «Осенние странички»,

Оформление раздевалки с использованием работ детей.

2. Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта у детей:

Развивались творческие способности,

Углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

Совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

Расширился и активизировался словарный запас,

У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки поделок, рисовали, подбирали стихи и фотографии на тему проекта.

Литература:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В Солнцева и др. - СПб. ;ООО «Издательство «Детство-пресс», Издательство РГПУ им. А. И Герцена, 2014, - 321 с.

3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008

5. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009

6. .Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

7. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009

8. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

(Художественно-эстетическое направление)

Тип проекта: творческий (художественно-эстетическое направление).

Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность: Осень - одно из самых красивых времен года. Осенние явления в природе дают почву для наблюдений, расширения кругозора и развития эмоциональной сферы детей. Знакомство с художественной литературой, целевые прогулки и экскурсии в это время года позволяют любоваться прекрасными пейзажами, отражать свои чувства и эмоции в творческих работах. Задача воспитателей, «ввести» детей в волшебный мир красок и форм, заинтересовать и привлечь к творческой деятельности детей и родителей.

Цель проекта: Формирование творческих способностей детей посредством продуктивной деятельности, совместно с родителями и педагогами, используя нетрадиционные техники.

Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования («пальчиками», «раздувание краски», «набрызг», «печать листьями»); пластилинографии; аппликации («обрывание», из фантиков и салфеток), конструирования из природного материала (листья, шишки, ракушки, овощи…). Упражнять детей в изготовлении различных поделок.

Развивать воображение, фантазию, эмоциональное отношение к окружающему миру, разнообразию палитры красок и форм.

Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в любое время года; потребность взаимодействовать с взрослыми.

Продукт проектной деятельности:

Методические материалы (сценарии мероприятий, конспекты НОД и экскурсий, фоторепортаж).

Выставка детских творческих работ совместно с родителями «Краски осени».

Развлечение «Осенины».

Этапы проекта:

Подготовительный:

Подбор методического и практического материала по теме (картины, произведения художественной литературы, загадки, пальчиковые, дидактические и подвижные игры, музыкальные произведения).

Сбор природного материала совместно с родителями (листья, шишки, веточки, ракушки…).

Пополнение ПРС настольно-печатными играми, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, разнообразными средствами для самостоятельной творческой деятельности детей.

Выставка детской литературы в книжном центре «Книжкин дом».

Консультация для родителей «Все делаем ВМЕСТЕ».

Размещение в центре для родителей папки передвижки «Осенняя пора, очей очарованье!».

Основной этап:

Мотивация детей во время экскурсии «Осенние краски».

Художественно-эстетическое направление НОД «Осенние мотивы», «Художница осень».

Индивидуальная работа с детьми по изготовлению творческих работ.

Работа кружка «Бумажные фантазии».

Конкурс стихов «Вот и осень к нам пришла!».

Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, разной степени подвижности на прогулке и в группе по теме.

Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года» «Осень», Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня», К. Румянова «Листопад».

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Работа по созданию коллекции листьев.

Заключительный этап:

Выставка детских творческих работ и совместно с родителями «Краски осени».

Развлечение в музыкальном зале «Осенины».

Фоторепортаж о ходе проекта.

Материалы, используемые в ходе проекта.

Художественная литература:

Я. Тайц «По грибы, по ягоды», А. Лопатина «Осенний листок», А. М Скребцова «Краски осени», М. Пришвин «Листопад», А. Плещеев «Осень наступила», Н. Калинина «В лесу», «Осеннее»

И. Токмакова, К. Бальмонт «Осень».

Подвижные игры:

«Листопад», «Птички и дождик», «Беги к своему дереву».

Игры малой подвижности : «Дерево, кустик, травка», «Краски», «Раз, два, три - покажи!» «Елочки-березки»

Пальчиковые игры:

Дидактические игры: «Найди такой же листик»,«Подбери пару листику», «Какое время года?», «Что лежит в мешочке?»

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Одень куклу на прогулку», «Поездка в осенний лес».

Пальчиковые игры: «Дождик, дождик», «Листопад», «Ветер».

Музыкальные произведения: П. И. Чайковский «Времена года», «Осень»; Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня»; К. Румянова «Листопад»; Е. Железнова «Осенние листочки».

Продолжительность проекта : с 19.09.2011г. по 19.10.2011г.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Цель проекта : Формировать познавательный интерес к окружающей среде:

Познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы, названиями овощей, фруктов, грибами.

Актуальность: Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, наблюдать природу, видеть её красоту.

На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Основные направления реализации проекта :

Непосредственно образовательная деятельность: «Овощи», «Фрукты», «Грибы».

Домашнее задание для детей и родителей – подбор картинок с фруктами для изготовления альбома «Мой любимый фрукт».

Беседы с детьми: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», о грибах.

Предварительная работа :

Иллюстрационного материала по теме «Осень»: «Овощи», «Фрукты», «Грибы»;

Чтение русских народных сказок «Репка», «Вершки и корешки»;

Прослушивание песенок про осень;

Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы капусту рубим, рубим…»

Рассматривание стенда «Времена года».

Предполагаемый результат

Знать и называть овощи и фрукты;

Владеть обобщающими понятиями;

Знать где растут овощи, фрукты и грибы, о полезных свойствах, что можно приготовить из них;

Уметь с помощью природно-бросового материала совместно с родителями находить оригинальные решения в создании необычных овощей и фруктов;

Составлять описательный рассказ о фрукте с помощью взрослог о

Модель «трёх вопросов»

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где можно это узнать?

Почему дорожка мокрая?

Ответы детей

Почему на деревьях качаются веточки?

А солнышко куда спряталось?

Почему листочки пожелтели?

Показываю овощи:

Что это такое? (картошка)

А где она растёт?

Какое сейчас время года?

Какая погода бывает осенью?

Названия овощей, фруктов, грибов.

Откуда они берутся?

Что с ними можно делать?

Как растут овощи?

Где растут грибы?

Где растут фрукты?

1. Наблюдение

2. Беседы

3. Рассматривание альбомов: «Осень», «Фрукты», «Овощи».

4. Создание альбома «грибы» (воспитатель и родители)

5. Коллективная работа «Листопад»

6. Экскурсия на огород, в лес за грибами, в парк любоваться листопадом (дети с родителями)

7. Разучивание песенок, танцев, игр на осеннюю тематику (воспитатель, музыкальный руководитель)

8. Лепка, рисование (овощей, фруктов, листопада, грибов)

Комплексно-тематическое планирование.

Тема: «Осень».

Период реализации: с 19.09.2011г. по 19.10.2011г.

Итоговое мероприятие : «Развлечение Золотая Осень».

Образовательная область

1.Физическая культура

Учить детей соблюдать указанное направление во время ходьбы и бега, по ограниченной поверхности, подлезать под верёвку бросать предмет правой и левой рукой.

1. Утренняя разминка комплекс «Репка».

4. Физическое развитие: идём по кочкам, широкая речка, ОРУ с листочками.

2. Здоровье

Формировать представления о пользе овощей и фруктов.

Учить одеваться по сезону на улицу и в помещении.

1. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

2. Схема одевания.

3. Консультация с родителями…..

3. Безопасность

Знакомить с правилами поведения в природе: нельзя брать в рот растения, грибы.

1. Ситуативные беседы:…с мухомором

Воспитывать интерес к труду взрослого.

Поддерживать желание помогать взрослым.

1. Убираем листья, палочки на площадке.

2. Приготовление фруктового салата

5. Познание

Учить детей обследовать предметы, упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

Поддерживать желание строить (мастерить), что-то самостоятельно.

Обращать внимание детей на красоту природы времён года, учить восхищаться, радоваться.

Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: идёт дождь, похолодало, листья желтеют и падают, осенью собирают грибы, овощи, ягоды, фрукты.

Математика

Большой – маленький (капуста-помидор, яблоко-слива), много – мало;

Познаю мир.

Наблюдение за не живыми объектами, явлениями окружающего мира;

Собираем и рассматриваем листочки;

Знакомство с овощами, фруктами, грибами;

Рассматривание картинок с изображением осени, овощей, фруктов, грибов.

Исследовательская, деятельность :

Рассматривание и сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу)

6. Коммуникация

Учить определять время года по природным явлениям,

Учить задавать вопросы,

Учить детей внимательно слушать воспитателя,

Уточнить представления об овощах и фруктах,

Учить детей узнавать овощи, фрукты на картинках и называть их.

Познакомить детей с обобщающими понятиями.

1. Рассказы воспитателя об осени, грибах, овощах и фруктах.

2. Загадывание загадок про овощи,

3. Целевая прогулка: определение времени года, погоды, явления природы (расскажи, что ты видишь?)

4. Рассматривание овощей, фруктов, грибов;

7.Чтение художественной литературы

Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного,

Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книге,

Приучать детей задавать вопросы, отвечать на вопрос

Чтение народных песенок, сказок: «Репка», «Вершки и корешки», стихов.

8.Художественное творчество

Развитие продуктивной деятельности;

Развитие детского творчества;

Приобщение к изобразительному искусству;

Формировать у детей интерес к лепке;

Создавать у детей желание участвовать в совместной деятельности.

Знакомство с жёлтым цветом (листья пожелтели).

Рисование.

«Осенний листопад», «Листочки на деревьях», «Фрукты», «Овощи», «Грибы»

Лепка.

«Морковка для зайчика», «Яблоки», «Грибы».

Конструирование (ручной труд).

«Листопад», «Фрукты-овощи» (коллективные работы), «Построй дорожку», «Мы поедим за грибами».

Приобщать детей к музыкальному искусству;

Развивать интерес к музыке;

Развивать умение внимательно слушать.

Прослушивание песенок про осень, инсценировка песенки «Урожай», разучивание песенки «Про дождик»,…

Развлечение «Золотая Осень»

10.Социализация

Развивать свободное общение со взрослыми людьми;

Развивать игровую деятельность;

Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстника;

Развивать желание играть в подвижные игры с простым содержанием;

Пробуждать интерес к театрализованной игре;

Способствовать накоплению опыта, доброжелательных отношений со сверстниками.

С/и игры «Варим суп из овощей», «Компот из фруктов», «Одень куклу Катю на прогулку»

Д/и «Угадай, что за овощ», «Деревья и листья».

П/и «Солнышко и дождик.»

Н/и «Урожай»,

Показ кукольного театра «Репка»

Вся деятельность в ходе реализации проекта «Осень» была направлена на формирование начальных ключевых компетентностей:

Социальная – сюжетные игры «Варим суп из овощей», «Компот из фруктов», «Одень куклу Катю на

прогулку»; д/и «Угадай, что за овощ», «Деревья и листья»; п/и «Солнышко и дождик.»;

н/и «Урожай», «Вершки и корешки»; показ кукольного театра «Репка».

Коммуникативная - Математика : - большой – маленький (капуста-помидор, яблоко-слива), много – мало;

Форма (круг), цвет (красный, жёлтый, зелёный)

Познаю мир : - наблюдение за не живыми объектами, явлениями окружающего мира;

Собираем и рассматриваем листочки; - знакомство с овощами, фруктами, грибами;

- рассматривание картинок с изображением осени, овощей, фруктов, грибов.

Опыт с овощами «Тонет, не тонет».

Рассказы воспитателя об осени, грибах, овощах и фруктах.

Загадывание загадок про овощи, фрукты, об осени.

Целевая прогулка: определение времени года, погоды, явления природы (расскажи, что ты видишь?)

Чтение народных песенок, сказок: «Репка», «Вершки и корешки», стихов.

Информационная - Схема одевания . Ситуативные беседы : о мухоморах, овощах, фруктах.

Рассказы воспитателя об осени, грибах, овощах и фруктах.

Деятельностная - н/и «Урожай», «Вершки и корешки», «Деревья и листья».

Убираем листья, палочки на площадке. Приготовление фруктового салата.

Здоровьесберегающая - Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».

Консультация родителям «Осень», «Одежда для прогулок».

Создание альбома «Мой любимый фрукт» (совместно с родителями).

Вывод

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.

В этот период произошла интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

Через объединение различных областей знаний сформирована целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дала им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.

Общее дело сформировало коммуникативные и нравственные качества.

В ходе реализации проекта установились содержательные связи с родителями воспитанников.

Данный проект не требует значительных финансовых вложений и может быть реализован педагогом любого детского сада на практике.

Проект "Осень как время года"
Вид проекта: творческо­информационный, исследовательский
Продолжительность проекта: 19.09.2016 – 29.09.2016г.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Образовательная область: активизация познавательной деятельности, развитие речи детей.
Актуальность темы: особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное
стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать.
Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых
реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение,
восприятие художественно­литературных произведений, наблюдение, экспериментирование,
поиск интересующей информации, стремление что­то узнать у взрослых и т. д.
Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей
природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя
представители животного мира, какие причинно­следственные связи существуют в природных
явлениях.
Участие детей в проекте «Осень как время года» позволит максимально обогатить знания и
представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую
деятельность, связную речь детей.
Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
­ познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени.
­ формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.
воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение
видеть прекрасное в разное время года
План реализации:
Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная». Рассматривание картины И.
1.
Левитана «Золотая осень». (развивать эстетическое восприятие, обратить внимание детей, какими
выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы.)
2.
месте. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы.)
Экскурсия в парк (продолжать знакомить с правилами поведения в общественном
3.
Ведение календаря природы.
Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. Заучивание
4.
стихов. (продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведения
художественной литературы.)
5.
Дидактические игры. (формировать у детей смекалку, сообразительность.)
6.
изобразительными материалами.)
Занятия по изобразительной деятельности. (закреплять умение работать разными

7.
(смородина, вяз, ясень, сирень, ирис, шиповник)
Исследовательская работа по сравниванию семян, плодов, листьев растений
8.
Выставка детских работ, конкурс «Осеняя фантазия» среди родителей.
10. Экологический КВН «Дары осени» (закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих
в природе осенью; создать эмоциональный настрой, формировать эстетический вкус и приобщение
к миру прекрасного, формировать бережное отношение к природе)
Продукт проектной деятельности: работа с календарем природы и определение количества
пасмурных, ясных дней за декаду; выставка детских работ «Золотая осень» (рисунки,
аппликация, поделки из природного материала)., экологический КВН «Дары осени», конкурс
поделок из даров осени «Осенняя фантазия» среди родителей.

Этапы проекта
Этапы
дети
Деятельность
родители
педагоги

Организационный
Введение в тему: ­
Что дети знают об осени и
осенних деревьях?
­ что хотят узнать об этом?
­ где можно найти материал по
теме?
Информирование родителей о
проекте: обсуждение темы
проекта, выявление вариантов
представления проекта.
­Подбор методической
литературы по данной
теме; разработка
конспектов занятий,
наблюдений; подбор
детской художественной
литературы; подбор
настольно – печатных и
дидактических игр.
­ Подбор
художественной
литературы (рассказы и
стихотворения об
осенней природе)
­ Подбор дидактических
пособий, иллюстраций,
репродукций на осеннюю
тему, гербарии с
осенними листьями.
­ Приготовление
материалов для
художественного
творчества (акварель,
гуашь, цветные
карандаши, восковые
мелки, цветная бумага,
клей, картон, пластилин
и т. д.).
Планирование
деятельности
Самостоятельная и совместная
творческая деятельность.
Работа над проектом по плану Проведение совместной
деятельности по плану.
Заключительный
Проведение КВН, конкурса
«Осенняя фантазия»,выставка
рисунков
Творческие работы с детьми
Проведение КВН об
осени.
План реализации проекта
Сроки/дат Совместная деятельность
Самостоятельна/
Совместная

а
Весь
период
Непосредственно

образовательная
деятельность
НОД «Улетает
наше лето.
Аппликация
«Грибы».
Рисование
«Осенний лес».
НОД «Осенние
заботы животных
и птиц».
Рисование с
натуры «Осенние
листья».
НОД «Осень
золотая».
Заучивание
стихотворения И.
Белоусовой
«Осень»
НОД «Космея»
НОД «Какая
осень разная»

Свободная творческая
деятельность
Дидактическая игра « С
какого дерева лист?»
Д/игра «Прогулка по
нашему участку»
Цель: Закрепить название
деревьев и кустарников,
расширение словаря детей
и обучение творческому
рассказыванию.
Подвижные игры:
"Поймай листок", "
Листопад",»Хамтхасн».
Создание условий для
самостоятельной
деятельности детей:
трафареты листьев,
альбомы для
раскрашивания «Осень»,
цветные отпечатки
листьев.
Экскурсии: по участку
детского сада
Раскрашивание деревьев,
листьев.
Рисование осенних
букетов.
Пластилинография «Ёжик
делает запасы», «Осенние
листья».
работа
родителей с
детьми
Сбор
природного
материала ­
листьев,
цветов, ягод.
изготовление
осенних
букетов,
изготовление
поделок из
листьев,
овощей и
фруктов.
Беседы о:
«Настроении и
ощущениях,
которые
возникают во
время
прогулки в
осеннем
парке».
Подбирать
яркие эпитеты
для описания
деревьев
осенью.
Разучивание
стихотворений
и песен об
осени на двух
языках
Участие в
конкурсе
«Осенняя
фантазия»
Образовательная
деятельность в
режимные
моменты
Ежедневные
наблюдения во время
прогулок за сезонными
изменениями, за
листопадом.
Рассказ воспитателя: об
осени, изменениях
происходящих в
природе,
умение составлять
описательные рассказы,
загадки о деревьях и
кустарниках.
Рассматривание:
иллюстрации об осени.
Рассматривание и
сравнение листьев (по
форме, размеру, длине
черенка), используя
лупу, мерку.
Д. И. «От какого
дерева лист», игры с
листочками «Дорожка
из листьев», «Образы из
листьев».
Д/и "Загадай, мы
отгадаем", "С какой
ветки детки? ", "Найди
дерево по семенам",
"Найди лист такой, как
покажу".
Ситуативный разговор:
«Почему не нужно
срезать и ломать ветки?
», «Как помочь
раненому деревцу?».
Д. И. «Что лишнее? »
Чтение рассказов и
сказок по данной теме:

Л. Н. Соколов­
Микитов, «Осень», М.
Пришвин «Листопад»,
Е. Трутнева «Осень»,
Н. Сладков «Осень на
пороге».
Беседа с детьми:
«Почему могут быть
опасны старые
засохшие деревья? »
«Почему опасно бегать
с палками? »
Беседа «О пользе
деревьев для
человека».
Заполнение календаря
погоды
Итоги проекта:



3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно­эстетическое
воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики,
различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать
эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы,
чувствительны, эмоциональны.
Стали более умело передавать свои ощущения:
в своих рассказах;
в рисунках;


Они расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде.


Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в
общение с деревьями, сплотил коллектив педагогов, родителей и детей. Родители с
удовольствием приняли участие в конкурсе «Осенняя фантазия»

Рисование «Осень золотая»

Загадки
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
* * *
У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы ее тихонько спросим:
­ Кто ты? – И услышим: «…»
* * *
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает?
* * *
Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

СТИХИ ОБ ОСЕНИ
В платье пёстро­золотистом
Осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная царица,
Открывающая бал.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень: не жалейте лета.
Посмотрите ­ осень в золото одета!
КРАСКИ ОСЕНИ
Осень краски взяла,
Начала рисовать.
В старый лес забрела –
И его не узнать.

Пожелтел березняк.
Яркий клён заалел,
Золотистый пиджак
Стройный ясень надел.
У рябин на весу
Гроздья ягод в огне.
Красит осень в лесу
Всё подряд в октябре.
*
Пожелтел зелёный сад,
Листья кружатся, летят,
Дождик часто моросит,
Нам гулять он не велит.
*
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам.
За горами бродит где­то
И без нас скучает там.
Вслед за ним умчались птицы

Осень в гости к нам стучится,
Осень в гости к нам идёт.
*
Здравствуй, осень золотая!
Встрече этой каждый рад.
Вот тебе в подарок песня
От ребяток­дошколят.
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Кружит последний жёлтый лист
И землю укрывает,
А город скоро станет чист –
Всё ветер подметает.
Ведь в гости осень к нам идёт,
За ней ­ зима седая.

Дожди и холод нам несёт,
Но так всегда бывает!
Пусть дождь идёт и ветра свист –
Закутался прохожий!
Кружит последний жёлтый лист,
На золото похожий...
Автор: В. Семернин
ОСЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ
Мы по улицам идём –
Под ногами лужицы.
А над нашей головой
Все листочки кружатся.
Сразу видно на дворе:
Осень начинается,
Ведь рябинки там и тут
Красные качаются.
Автор: С. Ю. Подшибякина
ПРОМЕЛЬКНУЛО ЛЕТО
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами ходит где­то
И без нас скучает там.
Вслед за ним умчались птицы
В край, где жарко круглый год.
Осень в двери к нам стучится,
Осень в гости к нам идёт!

Отчет о реализации проекта «Осень как время года»
С 19.09.2016г по 30.09.2016г. в старшей группе «Байр» был реализован проект «Осень как время
года». Целью проекта было расширение и систематизация знаний детей об осени, формирование
бережного отношения к природе. Проект был выполнен по следующему плану:
Самостоятельна/ Свободная
творческая деятельность
Совместная
работа родителей
с детьми
Дидактическая игра « С какого
дерева лист?»
Д/игра «Прогулка по нашему
участку»
Цель: Закрепить название деревьев
и кустарников, расширение словаря
детей и обучение творческому
рассказыванию.
Подвижные игры: "Поймай
листок", " Листопад",»Хамтхасн».
Создание условий для
самостоятельной деятельности
детей: трафареты листьев, альбомы
для раскрашивания «Осень»,
цветные отпечатки листьев.
Экскурсии: по участку детского
сада
Раскрашивание деревьев, листьев.
Рисование осенних букетов.
Пластилинография «Ёжик делает
запасы», «Осенние листья».
Сбор природного
материала ­
листьев, цветов,
ягод.
изготовление
осенних букетов,
изготовление
поделок из листьев,
овощей и фруктов.
Беседы о:
«Настроении и
ощущениях,
которые возникают
во время прогулки
в осеннем парке».
Подбирать яркие
эпитеты для
описания деревьев
осенью.
Разучивание
стихотворений и
песен об осени на
двух языках
Участие в конкурсе
«Осенняя
фантазия»
Сроки/дата
.
Совместная деятельность
Весь период
19.09.­
30.09.2016г.
Образовательная
деятельность в режимные
моменты
Ежедневные наблюдения во
время прогулок за
сезонными изменениями, за
листопадом.
Рассказ воспитателя: об
осени, изменениях
происходящих в природе,
умение составлять
описательные рассказы,
загадки о деревьях и
кустарниках.
Непосредственно –
образовательная
деятельность
НОД «Улетает наше
лето.
Аппликация «Грибы».
Рисование «Осенний
лес».
НОД «Осенние заботы
животных и птиц».
Рисование с натуры
«Осенние листья».
НОД «Осень золотая».
Заучивание
стихотворения И.
Белоусовой «Осень»
НОД «Космея»
НОД «Какая осень
разная»
Рассматривание:
иллюстрации об осени.

Рассматривание и сравнение
листьев (по форме, размеру,
длине черенка), используя
лупу, мерку.
Д. И. «От какого дерева
лист», игры с листочками
«Дорожка из листьев»,
«Образы из листьев».
Д/и "Загадай, мы отгадаем",
"С какой ветки детки? ",
"Найди дерево по семенам",
"Найди лист такой, как
покажу".
Ситуативный разговор:
«Почему не нужно срезать и
ломать ветки? », «Как
помочь раненому деревцу?».
Д. И. «Что лишнее? »
Чтение рассказов и сказок по

данной теме: Л. Н. Соколов­
Микитов, «Осень», М.
Пришвин «Листопад», Е.
Трутнева «Осень», Н.
Сладков «Осень на пороге».
Беседа с детьми:«Почему
могут быть опасны старые
засохшие деревья? »«Почему
опасно бегать с палками?
»Беседа «О пользе деревьев
для человека».
Заполнение календаря
погоды
Итоговым мероприятием проекта был КВН «Дары осени» среди детей, конкурс поделок «Осенняя
фантазия» среди родителей. Сценарий КВН прилагается.
Подведены итоги проекта:
1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить
свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками
осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно
изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось
желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи
об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру.
3.Дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных
видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое
удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны,
эмоциональны.
Дети стали более умело передавать свои ощущения:
в своих рассказах;
в рисунках;
в музыкально­ритмических движениях.
Реализация данного проекта научила детей:
­ С огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности.
Дети расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем
виде.
Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах.
Дети научились вести календарь погоды и делать заключение по полученным данным.
Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с
деревьями, сплотил коллектив педагогов, родителей и детей. Родители с удовольствием приняли
участие в конкурсе «Осенняя фантазия».
Воспитатель: Харцхаева Т.И.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками Что говорить при знакомстве? Что говорить при знакомстве?