Опыт работы старшего воспитателя по экологическому воспитанию. Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, тихий пруд с зелеными берегами, золотистое поле пшеницы. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни.

Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности и в этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической.

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание экологическому воспитанию.

Природа, которая окружает наш детский сад, позволяет воспитателям организовать систематические наблюдения за растительным и животным миром воспитывать у детей навыки гуманного отношения ко всему живому. Для работы по экологическому воспитанию в каждой группе созданы уголки природы.

Имеется уголок экспериментирования. Он представлен в виде опытного уголка и мини-огорода. На своем «огороде» мы выращиваем зеленый лук, рассаду томата и цветов. Детям очень нравиться исполнять роль дежурного на «огороде». Выращенный лук вставляем в рацион питания.

Руками педагогов в каждой группе создан «Зимний сад», где находятся различные комнатные растения.

Для того чтобы не только познакомить детей с овощными культурами, но и привить им простейшие навыки по уходу за ними создан огород, на котором растут различные овощные культуры. Приятно наблюдать, как зеленеет укроп, цветут кабачки, вытягивается лучок. Овощи, которые дети вырастили своими руками, используются для приготовления блюд и меню детского сада.

Весной, как только тает снег, на клумбах появляются первые цветы. Мы, воспитатели, вместе с детьми ежегодно сажаем астры, бархатцы, георгины, анютины глазки. Эти замечательные цветы радуют глаз и украшают территорию круглый год.

Кроме того, на территории детского сада создан аптечный огород, где дети знакомятся с лекарственными растениями, такими как ромашка, тысячелистник, подорожник, чистотел, ландыш, полынь горькая, крапива.

На участке растут берёза, рябина, осина, клён, ясень, сирень, липа, ель – эти деревья устойчивы к загрязнению городской среды. Например; тополь и рябина способствуют ионизации воздуха, амер.клён выделяет органические вещества, губительные для микробов, а наилучшими шумозащитными свойствами обладают клён, тополь, липа.

Дети нашего детского сада имеют возможность наблюдать за жизнью живого муравейника.

Педагоги дают детям знания о направлении и силе ветра, наблюдая за флюгером

На участке нашего детского сада создан уголок поля. Работа началась в прошлом году. Цель этой работы заключалась в том, чтобы дать детям знания о родственных растениях, принадлежащих к семейству злаковых, наглядно пронаблюдать разницу. Дать понятие озимые
зерновые культуры. Показать насколько труден труд земледельца. Воспитывать уважение к труду и хлебу. Дети сами подготовили землю, отделили зерна от плевел и посеяли озимые пшеницу и рожь.

Затем работы возобновились весной: посевы очищались от сорняков и вредителей, удобрялись.

А вот и долгожданный урожай!

В этом году для посева зерновых озимых культур будут добавлены ячмень и овес. Дети получат знания об яровых культурах.

Также в нашем детском саду работает кружок «Юный эколог», руководитель кружка Романова Н.В., Бондарева С.А.

Для подготовки занятий кружка используется большое количество методической литературы. Это пособия:

  • С.Н.Николаевой «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве»
  • Н.А.Рыжовой «Экологическое воспитание в детском саде» и «Не просто сказки»
  • «Природа и ребёнок» под ред. Р.К.Шелховой.

Занятие кружка проводиться в соответствии с перспективным планом 2 раза в неделю. Их посещают дети со средней группы.

Задачи кружка следующие:

  • развивать наблюдательность и любознательность детей;
  • формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений;
  • развивать эстетическое восприятие природных явлений;
  • упражнять в определении состояния погоды;
  • закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
  • воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;
  • воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

Кружковые занятия проводятся как в группе, так и на территории детского сада и за пределами.

Формы работы кружка самые разнообразные. Например; организуется заочная «выставка домашних питомцев», на которой дети не только рассказывают о своих любимцах, но и делятся собственным опытом воспитания и ухода за животными.

Итоговые занятие проводятся в виде КВНов, различных интеллектуальных игр: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес». Итоговым занятием по теме «Водное царство» послужила интеллектуальная игра «Морские знатоки».

Кроме того, в план введены эколого-оздоровительные прогулки и экскурсии: «Экскурсия в огород», «Экскурсия на клумбу с цветами», «Экскурсия на Каму», «Экскурсия на луг». Для того чтобы дети имели возможность последовательно и систематически изучать сезонные явления природы, в старшей группе - две экскурсии на водоём: осенью и в разгар зимы.

Наблюдения, которые организуются в ходе занятий, являются основой и составляющей частью всей работы, т.к. целенаправленные наблюдения за живой и неживой природой в разное время года дают возможность сравнивать наблюдаемые объекты, определить влияние природы на изменение этих объектов.
С большим интересом проходят занятия, содержащие демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования при ознакомлении со свойствами воды, воздуха, песка и т.д. В процессе занятий дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

В нашем детском саду уже более двух лет практикуются детские исследовательские эксперименты, развивающие исследовательские занятия. Истоки этой деятельности уходят в то время, когда кружковой работе в детском саду стали уделять большое значение. И по праву родоначальником исследовательской деятельности является воспитатель Романова Наталия Владимировна, руководитель кружка «Юный эколог». Она очень чутко прочувствовала интерес детей к познанию окружающей действительности именно через исследования и эксперименты.
Так же эксперименты использовались воспитателями Левановой Ольгой Владимировной на занятиях по экологии, Бондаревой Светланой Анатольевной на занятиях по окружающему миру.

В этом году в нашем детском саду разрабатывалось три основных исследовательских направления – «Проблема выживания зимующих птиц» (воспитатель Леванова О.В.), «Незнакомое тесто» (руководитель интеллектуального кружка Николаева Н.В.), «Умная вода» (воспитатель Матросова О.А.).Очень большое значение нами уделяется работе с родителями, прежде всего через коллекционирование (коллекции перышек птиц, фотографий птиц, поделок).

Надо признать, что родители нашего детского сада всегда очень активно участвуют во всех наших начинаниях.

Осенью проводили выставку «Дары природы», где дети совместно с родителями изготавливали поделки из природного материала. Все участники были награждены грамотами.

Также совместно с родителями был проведен смотр-конкурс на лучшую кормушку. Приняли активное участие даже родители ясельной группы

В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;
  • Развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;
  • Воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.

Для того, чтобы отслеживать результативность работы и вовремя корректировать недостатки, 2 раза в год проводится диагностику (из журнала «Старший воспитатель» авторы Фокина, О.М.Разина). результаты диагностики позволяют наметить пути и способы дополнительной работы.

Список используемой литературы:

  1. «Экологическое воспитание в детском саду» Н.А. Рыжова
  2. «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова
  3. «Природа и ребенок» Р.К. Шаехова
  4. «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева
  5. «Семицветик» В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова
  6. Методическая литература под редакцией Л.Г. Горького и Т. Бондаренко.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Обобщение педагогического опыта работы

Тема: «Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников в МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Подготовила: заместитель заведующего

Платоненко Л.М.

г. Гагарин

На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

Важными положениями ФГОС ДО являются целевые ориентиры, согласно которым выпускник ДОУ:

1. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.

2. Интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.

3. Склонен наблюдать, экспериментировать.

4. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

5. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.

На основании выше изложенного, наш педагогический коллектив ставит следующие задачи по экологическому воспитанию детей:

1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

2. Воспитание эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии.

3. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

4. Создание максимальных условий для развития познавательной активности и любознательности детей и дополнительных условий для организации самостоятельной, совместной работы педагогов и детей с учетом социализации и индивидуализации.

Для успешного выполнения поставленных задач нами был разработан план работы по экологическому воспитанию дошкольников, разработан и реализован методический проект на тему «Развитие познавательной активности детей, посредством исследовательской и проектной деятельности в условиях ДОУ».

В своей работе по экологическому воспитанию наряду с основной общеобразовательной программой мы используем парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Экологическое воспитание де-тей осуществляем в системе на протя-жении всего учебного года через интеграцию экологии во всех образовательных областях, используя различные методы и формы работы:

  • Ø Это организация образовательной деятельности.
  • Ø Проводим наблюдения за трудом взрослых, за природой, сезонные наблюдения.
  • Ø Ставим опыты и эксперименты.
  • Ø Организуем экскурсии.
  • Ø Начиная со старшего дошкольного возраста проводим экологические конкурсы, викторины. Например, «Загадки лесовичка», «Знатоки леса» «Знатоки природы».

В план работы включаем экологические праздники, развлечения.

Интересной формой работы с детьми являются экологические сказки.

Новой формой работы по экологическому воспитанию в нашем ДОУ являются Природоохранные акции. Они недавно вошли в нашу жизнь и успешно зарекомендовали себя.Например,

«Покормите птиц зимой»

«Витамины на подоконнике»

«День защиты леса»

«Посади дерево»

«Подари книжке вторую жизнь - спасем одно дерево»

«Сдай макулатуру - спаси дерево»

Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами принимают участие.

Наш педагогический коллектив отдает предпочтение экологическим проектам. Только в течении прошлого года нами были реализованы следующие проекты:

  • «Исследовательская деятельность на прогулке»
  • «Жучки - паучки»
  • «Деревья - наши друзья»
  • «Посади комнатное растение в группу»
  • «Разноцветное лето»
  • «В саду ли в огороде»
  • «Загадки природы»
  • «Художница осень»
  • «Лекарственные растения»
  • «Разноцветный мир подводный»
  • Методический проект «Развитие познавательной активности детей, посредством исследовательской и проектной деятельности в условиях ДОУ»

С детьми проводим экологические игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации).

Дети совместно с родителями готовят работы к экологические выставкам. Например,

«Осенняя сказка»

«Осенний калейдоскоп»

«Чудеса с обычной грядки»

« Лес - кладовая природы»

Задачи экологического образования детей мы решаем через трудовое воспитание, организуя трудовые экологические десанты по благоустройству территории, по созданию благоприятных условий на прогулочных участках.

«Зимние постройки»

«Песочная фантазия»

«Посади дерево и сохрани его2

«Покормите птиц зимой»

Для расширения экологического кругозора дошкольников мы проводим неделю экологии. В рамках недели экологии во всех возрастных группах оформляются мини-проекты по исследовательской и экспериментальной деятельности. Итогом работы в старшем дошкольном возрасте является выпуск плаката или газеты по обозначенной теме.

Обобщение опыта экологической проектной работы. Работа на результат в проектной экологической деятельности.

Работа на результат в проектной экологической деятельности.

С чего всё начиналось.

Перковская Ольга Владимировна, координатор центра экологического образования в Молчановской школе №1, Томской области, руководитель экологического клуба «Исследователь».
Цель: воспитание гражданской активности и формирование экологически ориентированного сознания, направленного на достижение улучшения окружающей среды.
Задачи:
1. развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
2. воспитание потребности к расширению знаний;
3. раскрытие богатства внутреннего мира каждого ребенка;
4. выявление и развитие талантливых и одарённых в разных экологических областях детей;
5. научение ребенка обретать смысл деятельности, осознавать себя, свои способности.
Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы экологического клуба «Работа на результат в проектной экологической деятельности». Данная работа была выполнена в рамках областного экологического конкурса «Лучший педагог-эколог». В этом конкурсе я стала победителем в номинации «Экологический лидер».
Данный опыт будет полезен учителям и воспитателям, которые занимаются проектной деятельностью, педагогам-организаторам, руководителям детских объединений естественно -научной направленности.

Отношу себя к той группе педагогов, которые не только учат, но и создают условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников.
В современной школе высоко ценится организация научных исследований, но такая работа детей не может проходить спонтанно, инициированная самими школьниками. Подобной деятельностью даже в научных учреждениях руководят опытные сотрудники, доктора и кандидаты наук. Отсюда понятно, что в школе тоже должен руководить педагог, который опирается на специальную методическую литературу. Причем здесь недостаточно общего описания разнообразных процедур и условий постановки опытов, как например на уроках. Научный поиск имеет свою специфику. С особенностями научных разработок к 2003 году я была мало знакома, а областные проекты давали возможность работать с учеными, которые возглавляли эту работу и оказывали методическую помощь. Меня учили научные руководители, а я в свою очередь учила детей не научному описанию результата, а научному подходу к проблеме, которую мы пытались своими проектами решать.
Была составлена трехлетняя программа для учащихся 11 - 16 летнего возраста. Рассчитана на непрерывную работу по проведению исследований: в течение учебного года – работа клуба, а летом - экологический лагерь.
Работа велась по трём направлениям.


Начало проектной исследовательской деятельности было положено на курсах повышения квалификации учителей, где педагоги из ТГУ рассказали о проекте «Изменим свое отношение к «нелюбимым» животным». Организаторы предложили несколько направлений проекта: исследовательская деятельность, видеосъемки, рисунки, поделки и рассказ. Проект осуществлялся новосибирскими и томскими учеными при поддержке Агентства США по Международному Развитию и Института Устойчивых Сообществ в рамках программы РОЛЛ. Центральная номинация этого проекта – исследовательская деятельность школьников по изучению земноводных и пресмыкающихся нашей местности.
Весной была сформирована группа из ребят 5-8 классов, которые в летний период проводили исследования по встречаемости земноводных и пресмыкающихся в десяти биотопах, то есть работали на трансектах (маршрутных линиях).


Чтобы проследить, как проходит развитие лягушки остромордой в условиях неволи, ребята вели наблюдение в кабинете, куда и была принесена икра в конце весны. Результатом нашей работы стал научно-исследовательский проект: «Земноводные и пресмыкающиеся окрестностей с. Молчаново» и доклад на итоговой конференции (ТГУ).
Группа заняла:
Первое место в областном конкурсе «Лягушка – царевна» в номинации «Исследовательская работа»;
Второе место в номинации «Видеофильм».
11 школьников, работавших над проектом, получили дипломы I степени.
Вскоре Новосибирским педагогическим университетом был издан сборник: «Амфибии и рептилии в Западной Сибири (сохранение биоразнообразия, проблемы экологической этики и экологического образования)» (Новосибирск), где были опубликованы исследования ребят. Сведения по биотопическому распределению и численности земноводных и пресмыкающихся ключевого участка включены в Зоологический Банк данных коллективного использования ИСиЭЖ СО РАН (г. Новосибирск). Оригинальная информация о находках ряда видов использована при издании буклета «Введение Красной книги Томской области» (2006). Оказалось, что севернее Томска подобных исследований не проводилось. Летом следующего года один из аспирантов биолого-почвенного факультета ТГУ использовал в своей диссертационной работе ряд данных нашего исследования, работал в Молчаново и показатели детей были подтверждены.
На V Региональной конференции – конкурсе исследовательских работ старшеклассников «Юные исследователи – российской науке и технике» в ТПУ этот проект представлял Сорокин В.. Слава стал победителем и награжден дипломом II степени на секции «Экология».
На второй год организована работа клуба по трем направлениям. Исследования ведутся совместно, а вот проекты оформляются группами по интересам. Деятельность направлена на образование, воспитание и развитие школьников, стимулирование познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления. К работе постоянно привлекаются увлекающиеся ребята. Повышается личная ответственность ребят за полученные результаты, и расширяется круг приобретенных навыков. Увеличивается агитационная деятельность через листовки, публикации в средствах массовой информации, расширяется круг партнеров.
В результате второго года работы группы выполнены три проекта. Они защищены на конференциях округа, а проект «Состав питьевой воды с. Молчанова и с. Соколовка», который проводился в рамках областного конкурса «Чистую питьевую воду – жителям Томского Приобья», принял участие в областной конференции. В Региональном экологическом конкурсе «Мой вклад в охрану окружающей среды», организованном Международным фондом при финансовой поддержке Комиссии Европейского Сообщества через АНО «Российский экологический центр» и компании ЗАО «Ан-Би-Скрин» данный проект получил диплом и памятный подарок от благотворительного фонда «Научное партнерство» (г.Черноголовка, Московская область) за актуальность, оригинальность и высокий исследовательский уровень.


В третий год расширяется деятельность клуба. Подана заявка на получение гранта ОГБУ «Облкомприрода» для реализации не только исследовательской работы, но и осуществления практического проекта по очистке трех водоемов в черте села Молчанова.
Нам удалось выиграть грант на 20 000 рублей и реализовать задуманные проекты.
С берегов трёх водоёмов было убрано 9 тонн мусора. Освоили методику написания социального проекта, который был назван «Молчановским водоемам – чистые берега». Группа также принимала активное участие в областном марафоне «Чистая вода – для всех».
За три года работы мы серьезно расширили сотрудничество с учреждениями образования и здравоохранения района, а также подразделениями исполнительной и представительной власти села. После публикаций в местной прессе, посвященных нашим исследованиям, группу пригласили на заседание Думы района, где ребята ознакомили депутатов с проблемой питьевой воды в районе и статистикой заболеваний, вызванных употреблением некачественной питьевой воды. Депутаты районной Думы одобрили работу группы «Исследователь» и внесли коррективы в перспективный план по выполнению проекта «Вода питьевая», а я как руководитель группы была включена в состав координационного совета по реализации этого проекта.


Итоги работы третьего года группы «Исследователь»:
Первое место в III окружной научно-практической конференции «Глобальные проблемы века» занял проект «Экологическое состояние водоемов в черте с. Молчаново».
Два проекта стали лауреатами областного экологического конкурса.
II место - завоевал проект «Развитие личинок остромордой лягушки» в номинации «Зоология и экология животных»;
Диплом II степени «Проблемы питьевой воды с. Молчаново» в номинации «Охрана и изучение окружающей среды»;
Первое место на Региональной научно-практической конференции школьников Сибирского Федерального округа «Эрудит» (г.Новосибирск) занял проект по питьевой воде;


Командное первое место на областной водной конференции школьников заняли шесть участников с социальным, исследовательским и практическим водными проектами. Исследовательский проект «Экологическое состояние водоемов села Молчанова» был выдвинут организаторами конкурса для участия в Российском этапе водных проектов.
Члены группы «Исследователь» Карпов В. и Ковалев П. стали участниками и финалистами IV Всероссийского конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов старшеклассников в сфере охраны и восстановления водных ресурсов в Москве.
Четверо членов клуба «Исследователь» получили Дипломы участников Московского фестиваля исследовательских работ «Портфолио».
Первое место (Степанова Юлия) на областном этапе Всероссийского конкурса «Юные исследователи окружающей среды».
От областного комитета ОГУ «Облкомприрода» Степанову Юлию представили для участия в конкурсе на премию Правительства РФ по поддержке талантливой молодежи. Она прошла отборочный тур и награждена премией в размере 30 000 рублей.
В новом учебном году в рамках работы экологической пилотной площадки мы расширяем свой клуб.
У клуба «Исследователь» изменилась структура. Появились начальная группа (2-4 классы), средняя группа (5-7 классы) и старшая группа (9-10 классы). Каждая группа имеет свою программу проектной деятельности эколого-биологического направления.
В начальной школе учащиеся учатся отличать тексты научные от художественных, правильно производить замеры и заносить их в таблицу, проводить наблюдения, экспериментировать и планировать эксперимент, выдвигать гипотезы и проверять их. Они являются участниками наших экологических акций: «Кормушка для птиц», «Щедрая кормушка», «Сохраним зеленого друга», «Зелёный наряд школьному дворику» и другие.
Учащиеся 5-7 классов учатся проводить наблюдения и эксперименты, участвуют в проектной деятельности и постигают методики оформления проектов социальных: «Сохраним зеленого друга» и «Школьный дворик».
Ребята из старшей группы начинают работу над своими проектами (согласно выбранной теме) и совместным социальным проектом.


В этом году программа летнего оздоровительного лагеря была экологизирована. Мы с волонтёрами начали проводить экологические пятницы. В течение недели мы подбирали материал, а в пятницу проходили наши мероприятия. Результатом работы волонтеров стал проект «Работа в летнем оздоровительном лагере», который занял I место в областной экологической конференции, как просветительский проект (г. Томск, 28 школа).


Приняли участие в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». На фестиваль был представлен проект «Экологическое состояние водоёмов в черте села Молчанова» (Издательский дом «Первое сентября» г. Москва).
Два проекта участвовали в финале Всероссийского конкурса исследовательских работ и стали победителями VI Всероссийского конкурса детских экологических проектов «Человек на Земле» (Москва).
Стали дипломантами XIII Международной экологической конференции молодёжи и школьников «ЭКО -2007» в Москве.
Клуб «Исследователь» награждается дипломом за участие во Всероссийском детском экологическом форуме «Зелёная планета» (Москва).
В этот год подала заявка в ОГБУ «Облкомприрода» на оказание финансовой поддержки в размере 30.000 рублей для реализации проекта «Поездка на Алтай для участия в региональной смене юных экологов». Этот грант мы выиграли.
Формами реализации проекта стали мероприятия по экологическому воспитанию и образованию группы «Исследователь» на территории экологического лагеря «Заповедная Родина».
Цель проекта: активное участие в работе лагеря и обмен опытом по непрерывному экологическому образованию.
Экологическим эффектом следует считать популяризацию интеллектуально-творческой деятельности школьников в области охраны окружающей среды в рамках работы регионального экологического лагеря.
Поездка является целью для реализации многих задумок дальнейшей работы нашей группы. В этом году стартовал межрегиональный проект «Кедр – возрождение традиций», приуроченный к юбилею Томска и начатый по инициативе экс-губернатора Томской области В. М. Кресса. В течение последних лет ребята из области реализуют этот проект на территории разных городов во время своих поездок. В этом году ОГБУ «Облкомприрода» предложила нам этот проект претворить в жизнь на территории Алтая.


В 2010 году нас вновь пригласили на Алтай, но теперь уже на территорию Катунского биосферного заповедника. Мы жили на Среднем Мультинском озере.


В следующий год приняли участие в X областном этапе международного фестиваля «Детство без границ» с проектом «Фенологические наблюдения в Молчаново».
Получаем грант 30 000 рублей для реализации проекта «Экологический транзит».
Местом, где будет реализовываться проект, являются летние лагеря школ Молчановского района (5 школ). Срок реализации проекта с 1 июня – 20 июня проведение экологических кругосветок в школах района членами экологического клуба «Исследователь».
Форма реализации проекта: мероприятия по экологическому воспитанию и образованию «Здоровые дети на зеленой планете», составление буклетов-памяток и информационных дисков; исследовательская деятельность учащихся; информационно-методическое обеспечение.
Экологические проблемы, для решения которых осуществляется проект. Мероприятиями, которые будут проводиться, в рамках реализации этого проекта являются поездки по школам района в период работы детских оздоровительных лагерей, для проведения экологического просвещения школьников района.
Цель проекта: формировать ключевые компетенции школьников Молчановского района: готовность использовать экологические знания для решения практических задач. Экологический эффект: кругосветок, которые проводятся в школах района по экологическому воспитанию школьников, способствуют расширению знаний о газированной и минеральной воде, шоколаде и продуктах быстрого приготовления, жевательных резинках и других продуктах. Позволяют лучше разобраться в качестве и составе данных потребляемых продуктов. Готовят и реализуют проект 12 человек. Участниками нашего проекта являются учащиеся начальных и средних классов школ района (369 человек).
После завершения работы написали проекты. Издали брошюру «Опасная вкуснота».
Стали призёрами II региональной экологической конференции в г. Томске с двумя просветительскими проектами.
Диплом первой степени получает проект «Экологический экспресс» и диплом второй степени - «Работа в оздоровительном лагере».
В межмуниципальном конкурсе приняли участие с двумя проектами «Вода с наших прилавков» (диплом I степени) и проект-дипломант «Работа в оздоровительном лагере».
Победители районного этапа IX Всероссийской акции «Я – гражданин России» с проектом «Опасная вкуснота». Дипломы I степени.
Диплом за II место на межмуниципальной экологической конференции «Проектная деятельность как одна из форм организации образовательного процесса» в рамках VI Молодёжного форума гражданских инициатив «Россия – это мы!» в номинации «социальное проектирование» (Новоколомино).
Проект «Опасная вкуснота» финалист областного этапа IX Всероссийской акции «Я – гражданин России».
Вошли в областной социально-экологический проект «Энергосбережение».
Выполнили четыре проекта, из которых, два творческих, один – просветительский и один научно-исследовательский.
1. Все четыре проекта приняли участие в областной итоговой конференции и награждены дипломами- победителями.
2. Заняли командное I место.
За этот период работы нашего экологического клуба охват в проектной деятельности школьников резко возрос.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«Природа в детских сердцах»

Воспитатель: Татаринцева Е. А

Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки.

Это все для нас навечно!

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Именно этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления.

Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.

Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.

Мною определены следующие задачи:

Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;

– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;

Воспитание элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

План мероприятий по экологии.

Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе.

Создан уголок природы для наблюдений и экспериментирования с необходимым оборудованием.

Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною, в программе Рower Рoint, создана серия презентаций , которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.

По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий по экологии: «А снег идет, а снег идет», «Посадили огород, посмотрите, что растет», «Прилет скворцов», «Путешествие в мир насекомых», «Берегите лес», «Тучка в гостях у ребят», Экологическая сказка про маленькую капельку», мастер класс с родителями «Волшебный песок в руках ребенка»

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Для реализации этой цели разработала перспективный план наблюдений за объектами и явлениями природы. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки .

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний . Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды), очень интересны игры с атрибутами , помогающими определить направление ветра. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД , целевые прогулки , а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», и т. д. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок».

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Свою работу с детьми веду по двум направлениям:

Живая природа (растительный мир, влияние различных факторов на его рост и развитие).

Неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).

С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы , где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, а помогают им в этом разработанные мною дидактические, пальчиковые игры, календарь природы, где дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания - это организация проектной деятельности . Мною разработаны и реализованы экологические проекты: «Солнышко в ладошках», Лаборатория неживой природы». Акции: «Берегите птиц!», «Посади ёлочку», «Посади комнатное растение».

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей . Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту «включённость». Проект позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях , озеленении участка ДОУ . Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.


Татаринцева Екатерина Анатольевна

Елена Столярова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 «СКАЗКА»

Из опыта работы

Тема : «»

Ф. И. О.:Столярова Елена Павловна

Место работы : Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 «СКАЗКА»

Должность : Воспитатель

Общий трудовой стаж : 10 лет

Педагогический стаж : 6 лет

Образование : высшее, Армавирский государственный педагогический университет.

Обобщался ли ранее опыт : нет

Дата внесения опыта :

1. Введение

2. Актуальность

3. Условия возникновения и становления опыта

4. Длительность работы над опытом

5. Средства достижения цели

7. Цель, задачи

Введение

Экология – это наука , которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом» . Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает , а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Самоценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу» , чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Актуальность

Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитывать поколение , которому присуще особое видение мира, как объекта его постоянной заботы.

Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать Экологическое образование надо с младшего возраста, т. к. в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. с которыми ребёнок сталкивается каждый день.

Условия возникновения и становления опыта

Экологическое воспитание - это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии , которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного , нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового.

Длительность работы над опытом Над темой : «Экологическое воспитание дошкольников » в образовательном процессе я работаю в течение одного года.

Средства достижения цели : Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту .

Девиз :

«Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте всех зверей внутри себя.»

Цель работы - сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Мною определены следующие задачи :

Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;

Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Я творческий, эмоциональный человек, этой теме всегда уделяла много внимания – это формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитание нравственных чувств . На данном этапе изучила очень много литературы по экологическому воспитанию детей :

За основу в своей работе я взяла программу Н . А. Рыжовой «Наш дом – природа» и технологию З. Ф. Аксеновой - «Войди в природу другом» .

При написании опыта я следую следующим педагогическим принципам :

Системность;

Наглядность;

Доступность;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Сезонность.

На мой взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника . За счёт этой возможности работа моя получается и полезной и интересной как для меня, так и для дошколят .

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы : солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт.

Чтение сказок должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей , так считает доктор педагогических наук Н. А. Рыжова, я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми раннего возраста. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание. Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства.



Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы является , совершенствование умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.



В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.



Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны :

Оформлен уголок экспериментирования (опыты , эксперименты, наблюдения)

Организован огород на окне. Дети выращивают лук, фасоль, петрушку, огурцы, цветы….

Создана картотека, включающая подборку экологических игр , физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, презентаций, песен.

Создана мини библиотека детской литературы, энциклопедии.



Большое внимание уделяю работе с родителями . Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребёнка . Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых , добрых, уравновешенных и любящих людей. Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, выставки, игры-тренинги, консультации. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания. Подбираю материал для информационных стендов, общаюсь индивидуально. Таким образом, стараюсь сблизить семью и ДОУ.


Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры . В. А. Сухомлинский говорил о игре так : «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего в дидактических играх.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности . Дидактические игры, использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников . Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни : «Лягушата и цапля» , «Мыши и кот» , в некоторых играх отражаются явления неживой природы : «Капельки» , «Солнышко и дождик» . Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств

Словесные игры : «Узнайте по описанию» ; «Хорошо – плохо» ; «Что лишнее?» ; «Узнай по голосу» ; «Кто как кричит?» ; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.



С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовила мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна» , здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.



В своей работе использую опытно -исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Опытно -исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение . У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же создала уголок природы, где находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, вставляя картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице, «огород на окне» .

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Я считаю, что проектная деятельность (как способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании) - это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Проект – в переводе – это план замысел, это «игра всерьез» , где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый» , которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Мною разработаны экологические проекты :

«Витамины растут на грядке»

Цель :

Расширить и обобщить знания детей об овощах через разные виды деятельности.

Объяснить, что в овощах содержаться витамины, необходимые для нашего здоровья.

«Дикие и домашние животные»

Задачи :

Создать условия для формирования у детей познавательного интереса. -Познакомить детей с витаминами.

Учить различать овощи по цвету, форме, величине.

Закреплять приобретенные знания.

Развивать у детей стремление отражать свои представления в продуктивной деятельности (рисование, лепка) .

Расширить кругозор, развивать наблюдательность, любознательность, связную речь, обогащать словарь детей.

-Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности (посадка лука) ; воспитывать культуру питания , понимать, что за каждым овощем скрывается определенная польза.

«Дикие и домашние животные»

Цель проекта :

Развивать устойчивый познавательный интерес

К диким и домашним животным, как к живым существам.

Формировать представления о животных :строение, характерные признаки- размер, об особенностях образа жизни (как двигаются, что едят, какие звуки издают) .

Способствовать возникновению любви и заботы к домашним животным, появлению любознательности.

Создать в группе условия для расширения представления о животных.

Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.

Задачи :

Формировать у детей первоначальные представления о диких и домашних животных, расширение кругозора детей.

Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя .

Формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений о животных, посредством чтения детской художественной литературы.

Развивать эстетическое восприятие .

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать умение выполнять имитационные движения, подражать движениям животных.

Соблюдать элементарные правила поведения с животными.

Накопление и обогащение двигательного опыта детей .

Приобщать детей к музыке.

ВЫВОД :

Опыт моей работы показал , что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников , в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту , ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы.

Предполагаемые результаты.

Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.

Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.

Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам.

Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей .

Планирование работы на будущее .

1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию .

2. Провести открытое мероприятие с активным участием родителей.

3. Разработать перспективное планирование по экологическому воспитанию в старших группа .

4. Разработка и внедрение долгосрочного проекта.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок