Проект по экологическому воспитанию детей «Березка — наше дерево. Сказки М.Скребцовой и А.Лопатиной - Российский общеобразовательный портал

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Рамиля Шамилевна
Экологический проект «Деревья нашего края»

Название проекта : Деревья нашего края .

Возраст : 5-6 лет (старшая группа)

Ф. И. О. воспитателя разработавшего проект : Шафикова Рамиля Шамилевна

Вид проекта : информационный, практико-ориентировочный.

Продолжительность проекта : 1 месяц.

Актуальность проекта : В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты . Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе . Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете .

Цель проекта : формирование экологической культуры , под которой следует понимать совокупность экологического сознания , экологической деятельности и чувств.

Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели групп.

Место реализации проекта : Республика Татарстан, город Набережные Челны, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 63 “Жемчужинка”.

Создание педагогических условий :

1. Создание развивающей среды.

2. Проведение систематического знакомства (обучение) детей с деревьями , природой.

3. Привлечение к данному проекту родителей .

Этапы реализации проекта :

I этап. Подготовительная работа. Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду. Постановка проблемы (погружение в проблему) . Формируют проблему : «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше , воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья , понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы ». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи.

II этап. Основной этап. Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев , проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет) . Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности : посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в посадке саженцев деревьев , уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев , изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы.

III этап. Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ . Изготавливают поделки для выставки из природного материала. Составляют гербарий листьев. Принимают участие в подготовке новых проектов .

Ожидаемые результаты :

Повышение уровня экологической грамотности детей ;

Формирование осознанной потребности в общении с природой;

Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;

Создание художественно – эстетической среды;

Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках , их значении в природе и жизни человека;

Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;

Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.

Перспективно-тематический план

№ Тема Организованная образовательная деятельность Совместная работа воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная работа с родителями

1. Мудрое дерево . Формирование целостной картины мира “Мудрое дерево” .

Цели :: формировать представление об уникальности дерева : рассмотреть ствол, переплетение веток.

Д/и «Назовите растение» .

Цели : назвать растение, их отличия.

Чтение Е. Серова «Зеленая страна» .

Цели : прививать любовь к зеленым братьям и сестрам». Рассматривание иллюстраций, набора открыток о деревьях .

Д/и «Сравни» .

Цели : каждый ребенок должен рассказать о своем дереве и сравнить его с другим. Консультация «Природа как воспитатель» .

2. Картина природы. Лепка «Путешествие в осенний лес» . Цели : Совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинография (рисование пластилином, использовать его свойства при расплющивании, сплющивании создавая изображение в полуобъёме, размазывании.

Чтение худ. лит-ры А. Лопатина «Липкины дары» .

Цели : объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Наблюдение за деревом .

Цели : учить определять дерево по цвету , по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Выставка детских работ.

Д/и «Узнаю деревце » .

Цели : учить находить дерево по описанию .

Д/и «Картины природы»

Цели : расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов. Анкетирование

«От семечки к дереву »

3. Зеленый мир. Рисование “Уж верба вся душистая”.

Цели : Учить детей рисовать ветки вербы в вазе, передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю площадь листа бумаги. Развивать воображение детей, самостоятельность при выборе изобразительного материала.

Беседа “Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?”

Цели : выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми.

Слушание П. Чайковского – цикл произведений «Времена года» , заучивание песен о деревьях .

Выставка детских работ.

Д/и «Зеленый мир» . Цели : закреплять знания детей о растениях.

Д/и Зоологическое домино».

Цели : закреплять знания детей о диких и домашних животных. Акция «Посади дерево »

4. Листопад. Рисование “Цветет сирень”. Цели : Учить воспроизводить рисунок с натуры и на основе наблюдений в природе.

Совершенствовать технические приемы рисования кистью : плашмя, концом, тычком.

Чтение А. Лопатина «Мудрость дерева » . Цели деревьям

Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад» . Выставка детских работ.

Д/и «Где что зреет?»

Цели : учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями .

Рассматривание картин о лесных деревьях . Консультация «Экологическое воспитание в семье »

5. Жизнь дерева . ФКЦМ «Наши друзья» . Цели : формировать элементарные представления о жизни деревьев , их взаимосвязь в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Чтение художествен. литературы «Жизнь дерева » А. Лопатина. Цели : воспитывать бережное отношение к деревьям .

Опыт : наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой.

Д/и «Чудесный мешочек» .

Цели : учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

П/и «Лесные пятнашки» .

Цели : дети играют в пятнашки со следующими условиями : нельзя салить игрока. Консультация для родителей в старшей группе на тему : «Воспитание любви к природе»

6. Кора деревьев . ФКЦМ «Кора деревьев » .

Цели : Продолжать воспитывать любовь к деревьям , бережное и заботливое

отношение к ним. Беседа на тему : «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» .

Цели : углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.

Отгадывание загадок о деревьях .

Выставка детских работ.

Д/и «Что лишнее» . Цели : дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

Развивающая игра «Шнуровка своими руками – просто и занимательно» . Совместная работа родителей с детьми на участке детского сада.

7. От дерева к дереву . Чтение рассказа по ФКЦМ «Как скворец себе дом выбирал» .

Опыт «Как деревья спасают нас от жары » .

Чтение рассказа Т. А. Шорыгина «Деревья . Какие они?»

Цели : воспитывать уважение и любовь к деревьям , что многому можно научиться у них.

П/и «Найди свое дерево » .

Цели : дети должны по сигналу взрослого найти свое дерево .

Д/и «Вершки-корешки» .

Цели : учить детей составлять целое из частей. Активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев.

8. Зеленый мир на окне. Рисование «Березка» .

Цели : Формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками. Воспитывать любовь к родному краю, к бережному отношению к природе, осторожному обращению с огнём.

Чтение рассказа Н. Некрасова «Зеленый шум» .

Цели : прививать любовь к зеленым братьям и сестрам».

Д/и «Собери листья» .

Цели : воспитывать любовь к природе и интерес к ее явлениям».

Выставка детских работ. Д/и «Чудо-дерево » . Цели : закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.

Д/и «Волшебный круг» .

Цели : познакомить детей с многообразием взаимосвязей в экосистеме. Консультация для родителей в старшей группе на тему : «Зелёный мир на окне» .

9. Русская березка. ФКЦМ «Люблю березку русскую» .

Цели : формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Беседа “Как березу использовали в древности?”.

Цели : подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека.

Чтение пословиц и поговорок о деревьях .

П/и «Найди такой же лист» .

Цели : знакомство с природой, развивать двигательную активность.

Д/и «Найди лишнее» .

Цели : развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Консультация «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта»

10. Чудо-дерево . Аппликация «Волшебный лес» .

Цели : Познакомить детей с засушиванием листвы деревьев , изменением ее свойств, возможностью использования сухой листвы как материала для аппликации.

Беседа «Красота природы бесценна» . Цели : дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево . Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Чтение сказки А. Прокофьева «Березка» . Цели : воспитывать уважение и любовь к деревьям , что многому можно научиться у них.

Выставка детских работ. Д/и «Кто дружит с деревом . Цели : закреплять представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.

Д/и «Березка» . Цели : учить детей устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость явлений природы.

Когда задумал Бог оживить землю, рассыпал он по земле семена жизни и попросил Матушку-землю вырастить себе платье зеленое: деревья, кустарники да травы. Спросила тогда Матушка-земля у Бога, какие деревья ей вырастить для людей? Повелел ей Бог вырастить такие деревья, чтобы учились у них люди божественной мудрости. Так выросли на земле разные деревья. В древние времена люди знали, у какого дерева какое качество мудрости взять.

Кому нужно было очиститься, к березке шли, с ней разговаривали. Березка своим белоснежным платьем всегда людям о чистоте напоминала, а гибкими легкими веточками о нежности.

Если у кого на сердце тяжесть лежала, такого человека старики к липе посылали. Липа — дерево мягкое и сердечное — любое каменное сердце смягчить умела. Недаром ее изящные листочки маленькие сердечки напоминают. Подышит человек медовым липовым ароматом, и легче у него на душе становится.

Мужеству и твердости люди у дуба учились. Дубовыми ветками награждали людей, совершивших великие подвиги, самых мужественных и храбрых.

Вот ивушка над водой склонилась и кажется, будто красная девица затосковала о суженом, или русалочки в плакучие ивушки превратились и горюют по дому подводному. У ивушки люди состраданию учились. Чье сердце равнодушно к чужому горю, тому почаще к ивушке приходить надо. Попадут ивушкины слезы в сердце — растопят в нем равнодушие.

С древних времен люди заметили, что щедрый урожай рябины к зиме суровой. Чем тяжелее зима, тем щедрее это деревце дарит птицам, зверям и людям свое богатство ягодно-витаминное. Бывает вся рябинка так усыпана гроздьями ярко-красными, что согнется тонкая под своим богатым платьем. Но стоит, не ломается, ждет, когда ее богатство понадобится. У рябинки кудрявой люди щедрости учились.

У каждого дерева свой вид и характер. Сосна стройная, осина трепетная, ель величавая, дуб могучий. В каждом дереве частичка мудрости спрятана. Шумит лес разными голосами. Тысячи деревьев, тысячи сокровищ... Если вы придете к нему, подарит вам лес свои сокровища. Кому что нужно? Кому грибы да ягоды для еды, кому древесина для хозяйства, кому листья да почки для здоровья, а кому мудрость для — сердца.

  • . Раздайте детям карточки с рисунками разных деревьев. Каждый представляет себя тем или иным деревом, а затем рассказывает другим о своей жизни. Все остальные отгадывают, какое "дерево" рассказывало о себе.
  • . Во время прогулки по лесу прислушайтесь к разным деревьям и постарайтесь услышать, о чем они говорят.
  • . Какой характер у разных деревьев в лесу?
  • . Встречали ли вы в лесу необычные деревья? Выберите в лесу какое-либо необычное дерево и напишите историю его жизни.

Самый гладкий путь во Вселенную - сквозь лесную чащу. Джон Мюир

Деревья - это стихи, что пишет земля на небе. Мы валим их и превращаем в бумагу, чтоб записать на ней свою пустоту. Халиль Джебран

Деревья - как люди, и тоже любят общество себе подобных. Одиночество предпочитают лишь немногие. Йенс Йенсен

Удивительно, что мы видим деревья и больше не удивляемся им. Ральф Эмерсон

Ни один из нас, людей, не устраивается в жизни так умело, как , - если, конечно, не считать девять месяцев, предшествующих первому вдоху. Бернард Шоу

Мне нравятся деревья: по-моему, они лучше других умеют мириться с условиями жизни. Уилла Катер

Угли готовы за миг, лес же растет годами. Сенека

Пригород - это там, где застройщик выкорчевал , проложил улицы и дал им имена деревьев. Билл Воэн

Посадить дерево - самый неэгоистичный из всех человеческих поступков. Это более чистый акт веры, чем рождение детей. Торнтон Уайлдер

Среди деревьев всегда хорошо, в отличие от людей. Девид Митчелл

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину — ко злу. Фридрих Ницше

Человек создан затем, чтобы идти вперед и выше… Не может быть какого-то благополучия, когда все лягут под прекрасными деревьями и больше ничего не будут делать. Максим Горький

Жизнь без любви подобна дереву без цветов и плодов. Халиль Джебран

Как плод дерева, так и жизнь бывает всего сладостнее перед началом увядания. Николай Карамзин

Наши жизни подобны островам в океане или в лесу, чьи корни переплетены в подземной глубине. Уильям Джеймс

Генеологическое дерево совсем как живое. Если его постоянно не подпитывать, оно засохнет. Борис Шапиро

Привитое дерево напоминает «прикормленного политика». И то и другое развивается в нужном направлении. Борис Шапиро

Дерево, растящееся годами, срубается в минуту. Силован Рамишвили

Прививание у дерева меняет результат. Силован Рамишвили

Дерево без корней и корни без дерева не живут. Силован Рамишвили

Если люди возвратятся жить на деревья, то начнут вить там пулеметные гнезда. Юрий Базылев

Деревья не растут до неба. Анри Файоль

Видимо, пустыня для того и существует, чтобы люди радовались деревьям. Пауло Коэльо

Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор. Конфуций

Могучий дуб не вырастет в оранжерее. Неизвестный автор

ЖЕЛУДЬ — дубина в начало карьеры. Неизвестный автор

Дерево — это не только ветви и листья, но и тень под деревом и небо сквозь них. Андрей Битов

Чтобы дерева стройность любить на земле, не смотри на извивы корней под землей. Эдуард Асадов

Дерево сажает один человек, а в его тени отдыхают тысячи людей. Бауржан Тойшибеков

Буря не повреждает маленькие деревья, а высокие, сломав, вырывает с корнем. Иоанн Дамаскин

Дерево, как бы мощны и крепки ни были его корни, можно выкорчевать за какой-нибудь час, но нужны годы, чтобы оно стало плодоносить. Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди

Каждое неисполненное обещание — это безводное облако, ненаточенная сабля и бесплодное дерево. Мухаммед ибн Али Ас-Самарканди

Кто-то стучит по дереву из суеверия, а кто-то из родственных чувств. Павел Шарпп

Говорят, что за жизнь надо обязательно посадить дерево. На самом деле, этого недостаточно — надо, чтобы посаженных деревьев было больше, чем срубленных. Сергей Федин

Излишний отдых- лень; излишнее древо «р-р-раз»- и пень! Арсен Асов

Засох младой дубок от горя, а ныне, — на радость старику он посох. Арсен Асов

Сосновому бору — Брат, понятное дело, — Ельник … Арсен Асов

Жена желает большое денежное дерево,
а я побольше бумажных денег! (можно деревянных) Михаил Камакин

Если бы деревья были такимиже разумными как люди, их забота о ближнем, сводилась бы к вечному вопросу- как бы спилить другие деревья, чтобы по пеньку узнать их получше! Виталий Власенко

Из древесины дуба человек умеет мастерить тысячи вещей, но никому не удасться сделать чудо природы — желудь. Георгий Александров

Люди всего мира подтирают себе задницы прекраными деревьями. Джек Керуак

Леса учат человека понимать прекрасное. Антон Чехов

Терпение произрастает не на каждом дереве. Томас Фуллер

Кто рубит сук, на котором сидит, тот еще не спустился с дерева. Владимир Колечицкий

Докапываясь до корней не погуби дерева. Стас Янковский

Лес заботится не о каждом своём дереве. Георгий Александров

Любовь не вечна, но она даёт новое вечнозелёное дерево жизни. Георгий Александров

Если нашему человеку дать свободу передвижения, он снова залезет на дерево и начнёт мечтать о цивилизации! Сергей Мырдин

Вот долг настоящего человека: защищать всех, как дерево защищает путника от палящего солнца, и трудиться, чтобы многие люди наслаждались тем, чего он достигнет, подобно тому как приносит плоды плодородное дерево. Тамил Катрен

Доверчивость притягивает обман, как одинокое дерево в поле — молнию. Юрий Татаркин

Доверчивость это хиленький саженец пышного дерева веры. Юрий Татаркин

Характер подобен дереву, а репутация — его тени. Мы заботимся о тени, но на самом деле надо думать о дереве. Авраам Линкольн

Человек всегда гордится тем, что начертал где-то свое имя, хотя бы на коре дерева, и всегда приходит в удивление, когда больше не находит его. Александр Дюма (сын)

Слова подобны листьям: дерево, производящее их очень много, приносит очень мало плодов. Александр Поп

Если мне скажут, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево. Мартин Лютер

Двое несчастных, находящихся в дружбе, подобны двум слабым деревцам, которые, одно на другое опершись, легче могут противиться бурям и всяким неистовым ветрам. Козьма Прутков

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад №4» городского округа город Агидель Республики Башкортостан.

Экологический проект «Деревья нашего участка»

Сахаветдинова З.А.

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети и родители подготовительной группы.

Охватываемые образовательные области: « Познание», «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы», « Социализация», «Музыка», «Физическое воспитание», «Безопасность».

Ресурсное обеспечение: семья, участок детского сада, групповое помещение.

Актуальность

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому- что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать детей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра, красоты и истины.

Экологический проект « Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира – деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.

Выводы: дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их живой и неживой природой.

Цель проекта

Формировать представления детей о потребности деревьев в свете, воздухе, месте обитания, благоприятной температуре, защите от врагов; бережное и заботливое отношение к природе, активное участие родителей и детей в природоохранной деятельности.

Развитие у детей чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность: убедить взрослых принять участие в проекте и в изготовление кормушек для птиц.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы в ходе наблюдений и бесед.

Задачи проекта

Расширять представления детей о деревьях, о их значении в жизни человека оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Формировать у детей представления о взаимосвязи деревьев с окружающей средой.

Развивать у детей познавательную активность.

Знакомить со стихами, песнями, загадками о деревьях.

Активизировать и обогащать словарь.

Воспитывать любовь к природе, бережного отношения к ней.

Ожидаемый результат

1. Расширятся знания детей к растительному миру-деревьям;

2. Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного.

3. Пополнится словарный запас по данной теме.

4. Освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами.

5. Родитель активный участник в экологическом проекте и способный воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Этапы проекта

1этап – Подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Обсуждение цели и задач с детьми и с родителями.

Проведение бесед, занятий, привлечение родителей к участию в проекте.

Совместно с детьми и родителями изготовить кормушки для птиц.

Подбор познавательной, художественной литературы о деревьях.

2этап – Практический

Внедрение воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о деревьях.

Оформление альбома « Деревья нашего участка», «Птицы»

«Музыка природы».

Разучивание стихотворения С.Есенина «Береза»

Составление описательных рассказов о деревьях.

Выставки детских работ «Ёлочки», «Березка», «Кисть рябины».

Наблюдение за деревьями, за зимующими птицами.

Проведение тематической недели: «Деревья- наши друзья».

Опыты- эксперименты Подвижные игры

Словесные игры

родителями Чтение

Дидактические игры художественной литературы

Наблюдения в

природе Рассматривание картин,

иллюстраций

Рябина Боярышник

Береза Черемуха

Липа

Дерево могуче, дерево сильно,

ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его,

Смотри не поленись:

Ствол- дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору

Надежно защищает оно дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки,

Она весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!

Зима в город к нам пришла,

Огоньки вокруг зажгла.

Ярко-красный шарик-

Это вовсе не фонарик.

Прилетай скорее, птица

На рябине покормиться!

С.А.Васильева.

Дидактические игры: « Узнай дерево», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод», «Определи дерево по листочку», «Скажи по-другому», «От какого дерева лист».

Подвижные игры: « К названному дереву беги», « Кто скорее добежит через препятствия к дереву».

Беседы: « Что мы знаем о деревьях», « Есть у дерева друзья?», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Кому нужны деревья в лесу?», «Что нужно дереву для жизни?»

Просматривание альбома «Деревья», « Зимующие птицы»

Придумывание историй, загадок, сказок про деревья, про птиц.

«Жизнь дерева» А.Лопатина,

Цель: воспитывать бережное отношения к деревьям.

«Праздник леса» С.Я.Маршак,

«Липкины дары» А.Лопатина.

Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебное свойство.

«Мудрость дерева» А.Лопатина

Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

3 этап – Заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

· сколько интересного мы узнали о деревьях.

· как ухаживать за деревьями в зимний период.

· выставки детских работ.

· итоговое занятие «Деревья – наши друзья»

Итоги проекта

· Проект позволил детям расширить знание о природе родного края, о пользе деревьев.

· Дети получили ответы на интересующие вопросы.

· Выросли коммуникативные навыки.

· Дети активно проявили себя в творческих работах.

· Родители активно приняли участие в изготовлении кормушек

Встречаемся с нашей березой

каждый день.

Что нужно дереву для жизни?

(солнце, вода, ветер, воздух, земля).

Взаимосвязь живой и неживой природы.

Орудия труда, которые необходимы для ухода за деревом.

Разучивание стихотворения С. Есенина «Береза»

Вот какие

у нас деревья получились

Выставка «Ёлочки»

Вот такие интересные поделки получились у наших родителей из сухих листьев

Пластилинография

«Кисть рябины»

Дерево зимой «Ему тепло, уютно и весело

от нашей работы».

«Укроем березу снегом, чтобы было тепло».

Не скучай - птицы твои друзья!

Помогаем птицам пережить зиму:

«Птицам страшен не холод, а голод!»

Кому нужны деревья в лесу.

Теоретический и практический материал к проекту.

Спасибо за внимание!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Деревья нашего участка»

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети и родители подготовительной группы.

Охватываемые образовательные области: « Познание», «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы», « Социализация», «Музыка», «Физическое воспитание», «Безопасность».

Ресурсное обеспечение: семья, участок детского сада, групповое помещение.

Актуальность

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому- что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать детей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра, красоты и истины.

Экологический проект « Деревья нашего участка», развивают интерес к представителям растительного мира – деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формировать разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.

Выводы: дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их живой и неживой природой.

Цель проекта

Формировать представления детей о потребности деревьев в свете, воздухе, месте обитания, благоприятной температуре, защите от врагов; бережное и заботливое отношение к природе, активное участие родителей и детей в природоохранной деятельности.

Развитие у детей чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность: убедить взрослых принять участие в проекте и в изготовление кормушек для птиц.

Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

Задачи проекта

Расширять представления детей о деревьях, о их значении в жизни человека оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Формировать у детей представления о взаимосвязи деревьев с окружающей средой.

Развивать у детей познавательную активность.

Знакомить со стихами, песнями, загадками о деревьях.

Активизировать и обогащать словарь.

Воспитывать любовь к природе, бережного отношения к ней.

Ожидаемый результат

Этапы проекта

1этап – Подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Обсуждение цели и задач с детьми и с родителями.

Проведение тематических лекций «Деревья - наши друзья».

Проведение бесед, занятий, привлечение родителей к участию в проекте.

Совместно с детьми и родителями изготовить кормушки для птиц.

Подбор познавательной, художественной литературы о деревьях.

Проведение бесед тематических лекций.

2этап – Практический

Внедрение воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о деревьях.

Оформление альбома « Деревья нашего участка», « Птицы нашего края»,

«Музыка природы».

Разучивание стихотворения С.Есенина «Береза»

Составление описательных рассказов о деревьях.

Выставки детских работ «Ёлочки», «Березка», «Кисть рябины».

Проведение тематической недели: «Деревья- наши друзья».

Занятия по окружающему миру, ИЗО, Экологическому воспитанию.

Труд

Опыты- эксперименты Подвижные игры

Виды совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.

Словесные игры

Досуг

Работа с

родителями Чтение

Дидактические игры художественной литературы

Наблюдения в

Природе Рассматривание картин,

Иллюстраций

Деревья, которые растут на нашем участке.

Рябина Боярышник

Береза Черемуха

Липа

Стихотворение «Строение дерева»

Дерево могуче, дерево сильно,

ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его,

Смотри не поленись:

Ствол- дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору

Надежно защищает оно дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки,

Она весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!

Зима в город к нам пришла,

Огоньки вокруг зажгла.

Ярко-красный шарик-

Это вовсе не фонарик.

Прилетай скорее, птица

На рябине покормиться!

С.А.Васильева.

Социально-личностное развитие

Дидактические игры: « Узнай дерево», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод», «Определи дерево по листочку», «Скажи по-другому», «От какого дерева лист».

Подвижные игры: « К названному дереву беги», « Кто скорее добежит через препятствия к дереву».

Познавательно-речевое развитие

Беседы: « Что мы знаем о деревьях», « Есть у дерева друзья?», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Кому нужны деревья в лесу?», «Что нужно дереву для жизни?»

Просматривание альбома «Деревья», « Зимующие птицы»

Придумывание историй, загадок, сказок про деревья, про птиц.

Чтение художественной литературы

«Жизнь дерева» А.Лопатина,

Цель: воспитывать бережное отношения к деревьям.

«Праздник леса» С.Я.Маршак,

«Липкины дары» А.Лопатина.

Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебное свойство.

«Мудрость дерева» А.Лопатина

Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

3этап - Заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

сколько интересного мы узнали о деревьях

сколько птичек мы спасли мы за зимний период

оформление выставок


Проектная работа. Тема: «Мы и деревья»

Тухватуллина Вера Петровна, воспитатель МБДОУ «Юлдузский детский сад» Чистопольского района. Республики Татарстан.
Описание материала: Предлагаю вам свой проект для детей старшей группы, о значении деревьев в нашей жизни.

Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Место реализации проекта: Республика Татарстан, Чистопольский район, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юлдузский детский сад».
Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный.
Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет), родители воспитанников.
Продолжительность: средней продолжительности.
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи:
Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Актуальность.
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня экологической грамотности детей;
Формирование осознанной потребности в общении с природой;
Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
Создание художественно – эстетической среды;
Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Взаимодействие участников проекта.
Этапы работы над проектом.
Этапы:
- Деятельность педагогов;
- Деятельность детей;
- Деятельность родителей.
Подготовительный этап.
Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.
Постановка проблемы (погружение в проблему). Формируют проблему: «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья, понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи.
Практическая деятельность.
Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет). Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности: посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в посадке саженцев деревьев, уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев, изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы.
Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ. Изготавливают поделки для выставки из природного материала. Составляют гербарий листьев. Принимают участие в подготовке новых проектов.
Игровая деятельность:
1. Дидактическая игра «Сравни»
Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как... (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как... (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как... (Красивая девушка, красавица, царевна)
Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинка)
Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных скатертях.

2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)

3. Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.
У какого растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)

4. Дидактическая игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

6. Дидактическая игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

7. Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

Подвижные игры на участке:
«Найди свое дерево». Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

«Найди такой же лист». Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.

«Лесные пятнашки». Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.

«От дерева до дерева». Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?

Наблюдения и исследовательская деятельность.

1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка:
«Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:
1. «Зеленая страна» Е. Серова.
Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Организованная деятельность:

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?».
Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?».
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Беседа «Красота природы бесценна».
Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую». (смотрим приложение)
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Составление гербария деревьев участка.

Консультация на тему «Природа как воспитатель». (смотрим приложение)
Участие родителей в акции «Посади дерево».
Изготовление совместных поделок с детьми:
Украшение уголка природы красивыми растениями.
Изготовление оригами – «Ёлочка».
Мозаика – «Дерево».
Пословицы, поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях:
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек».
Заучивание: И. Бунин «Листопад».
Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «Осенний пейзаж».
Лепка «Листик».
Аппликация «Осенний ковёр».
Слушание: П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года», заучивание песен о деревьях.
Экскурсия по участку детского сада.
Рассматривание семян различных деревьев.
Экологические наблюдения.
Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации (дерево, кустарник), о внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение детей к практической деятельности.
Экологические экскурсии.
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Уроки мышления.
Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой цвет? », «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ». Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы.
Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты.
Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
Формы работы с родителями.
Полученный результат:
В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас»:
у детей возрос интерес к природе;
закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках;
появилось желание больше узнать о деревьях;
сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
возросла умственная и речевая активность;
дети научились самостоятельно делать выводы;
сформировался эстетический вкус;
знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности;
родители принимали активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев;
в организации выставки поделок из природного материала;
Анкетирование: На основе данного проекта возможна разработка других экологических проектов, таких как: «От семечки - к дереву», «Обитатели садов и лесов».

Приложение.
Консультация «Природа как воспитатель».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми
глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.
Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами».

Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».

Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».

Используемая литература:
1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010
7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », Москва 2006
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как подстричь челку в домашних условиях? Как подстричь челку в домашних условиях? Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом