Духовно-нравственное воспитание дошкольников средством сказкотерапии. Сказкотерапия для формирования нравственной сферы дошкольника Сказкотерапия как средство нравственного воспитания

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Педагогический проект по сказкотерапии «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки») для детей старшей группы.

Тема: «Нравственное воспитание дошкольников сказкой»
Тип проекта: творческий, игровой
Возрастная группа : 5-6 лет
Участники проекта : дети группы, воспитатель группы Селукова Светлана Аркадьевна, родители.
Место реализации: МАДОУ ЦРР - Октябрьский детский сад
Длительность : 1 год
Вид проекта : групповой
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Актуальность.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Цели:
- Создать условия для духовно- нравственного развития ребенка
- Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
- Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
- Организовывать в семье совместную творческую деятельность.
Задачи.
- Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
- Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.
Предполагаемый результат:
- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственное отношение за свои дела и поступки.

План работы на 2015-2016.

Сентябрь. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое доброта»
2. Сказка «Кто помог Сереже»
3. Русская народная сказка Царевна-лягушка». Просмотр мультфильма.
4. Викторина по сказкам, герои которого обладают данными качествами.
Другие формы работы.
1. Создание многогранного кристалла доброты.
2. Пословица: «Умей обождать»
«Мир не без добрых людей»
3. Беседа «Как мы можем позаботится о старших», «Что значит быть добрым? »,«Дарите людям доброту», «Добро не умрёт, а зло пропадёт».
4. Просмотр мультфильмов «Добро пожаловать», «Как ослик счастье искал», «Сказка про доброго носорога».
5. Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Солнце», «Школа вежливости».
С родителями.
1. Познакомить с целью проектной работы «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»
2.Папка-передвижка «Что такое сказкотерапия»
3. Рисунки добрых дел и создание из них альбома «Поделись добротой своей».

Октябрь. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое гостеприимство»
2. Сказка «Гостеприимная Клава»
3. Инсценировка сказки «Лиса и журавль»
4. Аудиосказка «Как Андрюша гостей встречал»
Другие формы работы.
1. Чтение «Сказка про медведя, который обладал Добродетелями» Захаровская Л.Е. (творческое задание: придумать другой конец сказки), индийской сказки «Два дерева», стихотворений А. Усачева «Если вы собрались в гости», Незваная компания», «Главное правило вежливости», «Приглашение улитке» (рисование по стихотворению) «Если вам не нравится подарок», С.Я. Маршака «Урок вежливости».
2. Знакомство с пословицами «Много гостей - много новостей» «Делай добро и жди добро», «Гость доволен - хозяин рад».
3. Просмотр мультфильмов «Малыш и Карлсон», «Приезжайте в гости», «Муха-цокотуха».

4. С/р игры «Мы идем в гости», «К нам пришли гости».
5. Творческий коллективный коллаж « Мы ждем гостей».
С родителями.
1. День рождения группы. Прием гостей-родителей.

Ноябрь. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое милосердие»
2. Сказка «Феи милосердии»
3. Сказка: «Цветик – семицветик»
4. Мультфильм по сказке Сутеева «Мешок яблок».
Другие формы работы
1. Пословица: «Для милого дружка и сережка из ушка», «Доброе дело век не забудется», «Без друга в жизни туго»
2. Поделка из соленого теста «Сердечко для любимой мамочки» (Ко дню Матери)
3. Драматизация сказки «Дюймовочка».
4. Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», «Настоящий друг», Э Шим «Брат и младшая сестра», «Умей обождать», Я. Аким «Жадина», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Е. Серов «Добрый великан», «В царстве великанов», В. Осеева «Плохо», «Волшебное слово», Т. Пономарёва «Хитрое яблоко», Юсупов «Простите», А. Кузнецова «Подружка», Е. Благинина «Подарок, А. Барто «Вовка - добрая душа», Б.Н.Сергуненков «Солнечный луч»
5. Рассказ ребёнка о добром поступке, который совершил ребёнок или члены семьи.
6. Беседы «Кто настоящий друг» (детям предлагаются ситуации, они должны их проиграть и проанализировать), «О жадности».
7. Мультфильм «Самый большой друг»
8. Занятие о милосердии (приложение)
9. Слушание песен «Настоящий друг», «Если добрый ты».
С родителями.
1. Сочинение сказки совместно с родителями «Доброе дело век не забудется».
(оформление на формате А4 и создание общего альбома)

Декабрь. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое верность»
2. Сказка «Кнопка»
3. Сказка В. Осеевой «Добрая хозяюшка»
4. Сказка Хухлаевой «Особенное растение»
Другие формы работы.
1. Пословица «Верному другу цены нет»,«Нет друга-ищи, а нашел- береги», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Человек без друзей, что дерево без корней».
2. Создание домика-мирилки в психологический уголок и картотеки «мирилок» в стихах и песенках.
3. Рисование «Мои друзья» «Как мой друг мне помог».
4. Чтение и обсуждение произведений «Ласковое слово» Воронкова; «Друг детства» Драгунский, сказки Хухлаевой «Верь в себя»
5. Просмотр мультфильмов: «Малыш и Карлсон», «Приключения поросенка Фунтика», «Крошка Енот», «По дороге с облаками».
С родителями.
1. Консультация «Что и как читать ребенку дома»

Январь. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое правда и ложь»
2. Сказка «В гостях у царя»
3. Аудиосказка «Дворец врулей»
4. Сказка «Лиса и козел».
Другие формы работы.
1. Пословица «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят», (сочинение продолжения сказки в соответствие с пословицей), «Шило в мешке не утаишь», «Кто сам врет, тот другим не верит»
2. Упражнение «Нарисуй ложь». Дети рисуют ложь на бумаге, о потом ее рвут на кусочки.
3. Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Что легче», «Почему», Л. Толстого «Косточка».
4. Д/и «Правда или нет» (приложение)
5. Открытое НОД «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка» (по рассказу В. Осеевой «Почему»)
С родителями.
1. Родительское собрание в старшей группе «Нравственное воспитание детей через сказку»

Февраль. С детьми (НОД)
1. «Что такое равнодушие и отзывчивость»
2. Сказка «Федя и Петя»
3. Сказка «Кукушка»
4. Чтение и беседа по сказке «Ушки-несушки» Г. Браиловской.
Другие формы работы
1. Пословица: «Все купишь, а отца и матери не купишь».
2. Чтение стихотворения П. Образцовой «Лечу куклу», рисование по прочитанному.
3. Игровые упражнения «Подружились», «Комплимент», Волшебный цветок».
С родителями
1. Консультация «Сказка помогает помогает прививать нравственные ценности в ребенке»

Март. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое любовь и ласка»
2. Сказка «Добрый волшебник»
3. Русская народная сказка «Финист - ясный сокол»
4. Чтение сказки «Две подружки»
Другие формы работы
1. Пословица «Где нет любви, там нет и радости», «Сядем рядком да поговорим ладком», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка».
2. Беседы на темы: «Мамина мама – кто это? », «Как я помогаю маме», «Я буду мамой … », «Моя дружная семья».
3. Стихотворение «Моя мама» В. Руссу; Емельянов «Мамины руки»; Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить», Сказки: «Кукушка» (ненецкая) обр. К. Шарова, «Айога» (нанайская), «Сказки о глупом мышонке» С. Маршак, Стихотворения: А. Барто «Разлука», «Разговор с мамой», «Мама ходит на работу», М. Пляцковский «Мамина песенка»,
Е. Благинина «Вот, какая мама! », Д. Габе «Маме».
4. Изготовление цветка для мамы.
С родителями.
1. Фотовернисаж «Мамочка моя - лучшая на свете»

Апрель. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
2. Сказка «Ленточка дружбы»
3. Сказка «Сивка – Бурка»
Пословица: «За добро добром платят», «Храброму смерть не страшна»
4. Сказка «Баба Яга и ягоды»
Другие формы работы.
1. Пословица «Всех сластей не переешь, нарядов не переносишь».
2. Чтение книг: «Хорошие манеры» Катерина Нефедова, «Правила поведения для воспитанных детей» Сазонова, Шалаева, Журавлева, «Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковский.
3. Сделать вместе с детьми «зернышки добра». За каждый хороший поступок ребенок получает «зернышко». К концу месяца подводится итог: у кого больше зернышек.
4. Игра «Что такое хорошо, и что такое плохо?» (обыгрывание ситуаций)
С родителями.
1. Создание творческих альбомов «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. «Мастерская Самоделкина» - ремонт игрушек и книг детей совместно с родителями.
3. Памятки для родителей «Как вести себя на утреннике в детском саду»

Май. С детьми (НОД)
1. Беседа «Что такое терпение и терпимость»
2. Сказка «Трудолюбивый Пуфик»
3. Русская народная сказка «Хаврошечка» (Пословица:
«Терпение и труд все перетрут»)
4. Сказка о двух братьях и сильной воле.(О.Хухлаева)
Другие формы работы.
1. Пословицы «Было бы терпенье - будет и уменье», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».
2. Познавательное занятие по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р».
С родителями.
1. Конкурс рисунков по сказке «Хаврошечка». Создание альбома конкурсных рисунков.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Абакана «Детский сад «Машенька»

Мастер – класс

« Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Подготовила:

Татаева Елена Александровна,

воспитатель 1 кв. категории

2017 год .

Цель: передача опыта использования технологии «Сказкотерапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии , как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств .

2. Вызвать интерес к сказкотерапии, повысить профессиональную компетентность педагогов в её применении.

3. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.

4. Создать позитивный эмоциональный настрой.

Шаг 1 - Презентация опыта

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер– класс « Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии».

Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, толерантность, готовность понять другого. Сегодня дефицит нравственности стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Все чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым. Очень важно, чтобы дети умели сострадать другим людям, быть милосердными. Я думаю в наших силах помочь детям задуматься над поступками людей и понимать, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Давая возможность детям раздумывать над поступками, мы развиваем их самосознание.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки понятен ребенку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим

С этой целью я использую в работе с детьми сказкотерапию.

Привлекательность сказкотерапии заключается в том, что, погружая ребёнка в сказочную ситуацию, педагог легко могут заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его когнитивному развитию. Сказка позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён, заинтересован».

1) Установление психологического комфорта в коллективе (сократились конфликты между детьми; по результатам опроса родителей: 100% детей с удовольствием идут в детский сад ).

2) Формирование личностных качеств воспитанников (самостоятельности; активности; проявления инициативы в художественной деятельности; обладания яркой индивидуальностью; чувства доброты, сострадания; позиции бережного отношения к окружающему миру 90%)

Хочется отметить, что высокого результата можно достичь только при условии реализации преемственности данной работы в ДОУ и семье, целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов. Поэтому проводится работа с родителями: консультации и беседы: «Воспитание нравственно-духовных качеств у дошкольников», «Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников» и т.д.

Шаг 2 - Представление системы занятий

Описание методики.

Цели сказкотерапии:

    активизация мышления

    расширение сознания ребенка

    совершенствование его взаимодействия с окружающим миром

    восстановление адекватного поведения ребенка с помощью различных «сказочных» приемов.

Задачи сказкотерапии:

    снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

    развитие умения преодолевать трудности и страхи;

    выявление и поддержка творческих способностей;

    формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

    развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

    передача ребенку основных жизненных принципов и закономерностей.

1. Нет противопоказаний . Психологи рекомендуют даже взрослым периодически прибегать к методу сказкотерапии. Что уж говорить о влиянии сказкотерапии на детей. На свете существует такое количество сказок, что обязательно найдется вариант, который поможет справиться с конкретной проблемой.

2. У разного возраста свои особенности .

    Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3 лет хорошо идут классические детские сказки: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции - повтора. «Бабка за детку, дедка за репку...» Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка». Кстати, в этом возрасте ребенку часто бывают более понятны именно сказки о животных. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более доступны его пониманию. В возрасте 2-3 лет лучше всего пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.

    Для воспитания ребенка 3-5 лет лучше подбирать сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто - плохой, где черное, и где - белое. Ребенок еще не умеет различать нюансы и полутона. Стоит избегать сказок в которых романтизируется образ жизни разбойника и т.п. - ребенок может вынести из них не то, что вы ожидаете, и воспитание сказкой будет неэффективным.

    Старшим дошкольникам (5-6 лет) уже можно предлагать сказки литературные - книги Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, рассказы и повести Николая Носова, детские детективы Энид Блайтон. Да мало ли хороших детских книг! Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные - совершать хорошие поступки (пусть и несознательно). Но не нужно торопиться с этим этапом: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы.

3. Время проведения сеанса . Занятия достаточно проводить один раз в неделю. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным сном. В младшей и средней группе длительность ее не должна превышать 15-20 минут, а в старшем дошкольном возрасте сказкотерапия может достигать до 25-30 минут.

4. Различные методы работы со сказкой . В комплексной сказкотерапии применяют различные методы работы со сказкой: рассказывание, рисование, сочинение, изготовление сказочных персонажей, театрализованное представление сказки и др. Каждая из этих методик сказкотерапии имеет свои плюсы и свой терапевтический эффект. Рисование () и сочинение сказки помогает развить воображение, изготовление кукол – вырабатывает моторику рук, действует успокаивающее и т.д.

Способ подачи сказочного материала :

    Можно рассказывать сказку, задавая вопросы ребенку в пиковых ситуациях: «как ты думаешь, почему герой поступил так?», «тебе понравился его поступок?», «как бы ты поступил на его месте?»

    Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.

    Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему.

    Еще одним вариантом может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Проводя занятия по сказкотерапии, педагог должен учитывать основные правила работы:

1. Места для занятий должно быть много. На полу необходим больших размеров ковер.

2. В процессе расслабления детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы.

3. В ходе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя».

4. Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это - момент волшебства, таинства, «наполнения собой».

5. Текст сказки образует связующее звено между упражнениями и создает определенную атмосферу.

6. Все атрибуты сказок, любую наглядность можно варьировать и заменять другими образами и предметами.

7. Необходимо помнить, что все выполняемое детьми, все их слова, движения являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными.

Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «вхождения в сказку».

2. Чтение сказки.
3. Обсуждение сказки.

4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки».

5. Рефлексия

Шаг 3 - Имитационная игра

ЦЕЛЬ: активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие произвольного внимания, активизация лучших черт; снятие эмоционального и телесного напряжения.

ХОД

1. Минутка вхождения в сказку «Сердце».

Я приглашаю Вас в путешествие, а помогать нам в путешествии будет наше… сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я, думаю, что каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь на себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя… получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце.

2. Сказка о нежных Теплышках.

Ну, вот мы с вами и в сказке. Послушайте сказку о Теплышках.

«Давным-давно в одной стране жили король с королевой. И были у них сын и дочь (принц и принцесса). В те сказочные времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с пушистыми комочками, нежными Теплышками, которые несли людям добро и нежность и защищали от болезней».

3. Обсуждение сказки

Упражнение «Теплышки».

Давайте, представим, что мы тоже получили в подарок такую Теплышку (по кругу передают мячик).

Что вы ощущаете, держа в руках этот мячик?

«…Люди дарили друг другу Теплышки, если они им были очень нужны. Они подходили к человеку и подносили их к сердцу. Теплышка превращалась в облако и наделяла его добротой и нежностью. Но в этой стране жила одна злая ведьма, которой не нравилось всеобщее счастье, тогда она придумала коварный план. Злая колдунья стала раздавать людям маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные Теплышки, а холодные и колючие Ледышки, несущие людям холод и жестокость, она обклеивала Ледышки пухом, чтобы никто не догадался. С тех пор люди дарили друг другу Ледышки и не понимали, почему они становились несчастными, злыми, грубыми и жестокими. Жизнь стала тяжелой и жестокой, а во всем виновата была злая ведьма, которая обманывала людей.

Как вы думаете, чем закончится сказка? (придумывают и рассказывают конец сказки).

Хотите узнать, чем закончилась сказка? Однажды в эту несчастную страну забрела веселая и добрая странница. Она менялась с жителями Теплышками. Отдавала людям настоящие, забирала Ледышки и тут же их уничтожала, бросала в огонь, где они таяли. Тем самым она наделяла людей добротой и нежностью. И снова в этой стране все стали счастливыми.

Дарите людям тепло и нежность, будьте добры, счастливы и здоровы.

Упражнение « Чаша Добра».

И.п. – сидя на полу.

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки, доброты. Рядом еще и еще… Отливайте из своей чашки в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая или полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: « Это я! У меня есть такая чашка доброты, и я буду дарить ее другим людям!»

4. Выход из сказки

А теперь предлагаю вернуться обратно. Положите правую ладонь на грудь, закройте глаза и попросите ваше сердце вернуться обратно в детский сад. Открывайте глаза. Ну, вот мы и вернулись.

5. Рефлексия

Что особенно запомнилось? Что понравилось?

Шаг 4. Моделирование

А сейчас я Вам предлагаю самостоятельно разработать модель занятия, применяя технологию «Сказкатерапия».

Участники мастер-класса получают сказку: Л.Н. Толстой «Муравей и голубка»

Шаг 5 - Рефлексия:

Передавая Теплышку, слушатели рассказываю о том, что на мастер-классе было для них самым интересным. Что особенно запомнилось? Что понравилось?

Используемая литература:

    Васькова О.Ф. Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2011 г.

    Карпов А. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – Санкт-Петербург «Речь», 2008 г.

    Короткова Л,Д. Духовно – нравственное воспитание средствами авторских сказок

    Сертакова Н.М.Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012 г.

    Т. Г. Перетяни. Специальная педагогика и коррекционная психология, 2010 г.

Приложение

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Л.Н. Толстой

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела - муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Ася Худасова
Сказкотерапия для формирования нравственной сферы дошкольника

Развитие духовно-нравственных чувств у детей становится всё более важным для нашего общества. Нравственная сфера личности дошкольника представляет собой единство, взаимосвязь и взаимообусловленность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Ведущая роль в становлении нравственной сферы в дошкольном возрасте принадлежит нравственным чувствам . Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений » , с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам . Главным двигателем нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания и получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

Нравственное развитие - одна из центральных линий психического развития дошкольника . Нравственное развитие включает три взаимосвязанные сферы : становление нравственного сознания , развитие нравственных переживаний и чувств и формирование нравственного поведения . Сначала дети усваивают моральные знания («что такое хорошо» и «что такое плохо» ). У них складывается первоначальное понимание нравственных норм , формируются моральные суждения и оценки. Дошкольники могут объяснить , кого можно назвать жадным, злым, добрым и т. д. В дошкольном возрасте ребёнок может проявить симпатию (антипатию, эмпатию, сочувствие и сопереживание другому человеку, нежность, любовь к близким, чувство вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения . Ребёнок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор. Результатом нравственного развития становится нравственная воспитанность – система устойчивых нравственно-ценностных мотивов , проявляющихся в отношениях ребёнка к сверстникам и взрослым, его поведении в целом, основанного на нравственных эталонах и нормах .

Сказкотерапия – воспитательная система, сообразная духовной природе человека. Это метод, использующий сказочную форму , ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией , не имеет границ в каждом возрасте своя сказка , миф, притча, легенда, басня, баллада, песня.

Предмет сказкотерапии , как процесс воспитания внутреннего ребёнка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста . Работая педагогом-психологом в детском саду, я помогаю детям через восприятие сказки заложить основы их нравственного сознания . Главное назначение сказки – духовно , нравственно и эстетически обогащать человека. По характеру своего воздействия на психику, сказки , являются особым фактором развития личности ребёнка.

Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребёнка. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребёнка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остаётся одним из самых доступных средств развития ребёнка.

Игровые упражнения в рамках сказкотерапии .

1. «Чудо-острова»

Цель. Определение эмоциональное состояние ребёнка; обучение различать эмоциональные состояния.

Психолог предлагает детям выбрать понравившийся кораблик (фотографии, рисунки, иллюстрации) . Затем раскладывает на ковре вырезанные из картона контуры различных по форме островов . Потом он говорит детям : «Посмотрите, перед вами необычные острова : остров Удивления, остров Радости и остров Печали. Поставьте свой кораблик у того острова, к которому бы вы хотели причалить». Чтобы дети различали острова, психолог отмечает их соответствующими мимическими эталонами.

Психолог обращает внимание на то, к какому острову причалил каждый ребёнок. В дальнейшем особое внимание он может обратить на детей, которые оказались у «острова Печали» .

2. «Добрый-злой» .

Цель. Обучение дифференцированию понятий «добро» и «зло» . Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, изображающие сказочных персонажей , и определить :

Кто из них - добрый, а кто – злой?

Как дети об этом догадались?

Чьё изображение больше понравилось детям и почему ?

3. «Красный, жёлтый, голубой» .

Цель. Развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Дети становятся в круг и вытягивают вперёд руки со сложенными вместе ладошками . Психолог вкладывает в ладошки некоторых детей небольшие цветные сказочные предметы или игрушки (колобок, лягушка, «молодильное» яблочко, облачко и т. д.). после этого дети хором говорят : «красный жёлтый, голубой выбираем цвет любой…»

Те, у кого в ладошках цветные предметы , выбегают на середину круга и показывают всем свои цвета.

Затем психолог рассказывает детям легенду :

«Давным-давно наша земля была пустынным и раскалённым небесным телом. На ней не было ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые украшают её. И вот однажды задумал Бог оживить землю. Рассыпал Он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой, но семена не всходили. Вокруг них была только серая однотонная земля, и они не хотели расти серыми. Тогда Бог повелел разноцветной радуге-дуге подняться над землёй и украсить её разными красками. С тех пор радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встаёт она над землёй и смотрит, красиво ли та украшена».

После этого каждый ребёнок, стоящий в середине круга, по очереди называет свой цвет, а другие дети по кругу называют предметы или явления этого цвета. Дети, которые не смогли назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется в игре последним. Тот или иной цвет должен «пройти» один или два круга, прежде чем дети будут разыгрывать следующий цвет.

Публикации по теме:

Практика использования современных образовательных технологий для формирования коммуникативной компетентности дошкольника Доброе утро, уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию мастер-класс на тему «Практика использования современных образовательных технологий.

Проектно-исследовательский метод в процессе формирования экологической культуры дошкольника Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание.

Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития эмоционального мира дошкольника Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития эмоционального мира дошкольника Подготовила: педагог-психолог Кутор Н. С. От развития.

Театр как средство формирования эмоциональной сферы дошкольников В последнее время становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость,.

Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития,.

Игра как основное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольника Характер взаимоотношений ребенка-дошкольника оказывает большое влияние на его эмоциональное благополучие, проявляющееся в уверенности, защищенности,.

Консультация для родителей «Сказкотерапия в жизни дошкольника» Сказкотерапия или «терапевтическая сказка» – это новое молодое течение в педагогике, которое широко используется при работе с дошкольниками.

Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника " Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Сказкотерапия как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Образовательные программы дошкольных учреждений, хотя и включают смысловой блок, обозначающий нравственные приоритеты, но они в большей степени связаны с ориентацией воспитателей на формирование знаний детей в нравственной сфере. Дети дошкольного возраста должны иметь возможность практически осваивать и закреплять нравственноэтические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми через все виды деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, ФГОС закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

2 Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Документом, ориентирующим современного педагога в вопросах выбора содержания духовно-нравственного воспитания детей, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», принятая в сентябре 2009года. Её авторами являются А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» поставлены следующие задачи в сфере личностного развития обучающихся и воспитанников: формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам. «Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования».

3 Актуальность данного вопроса обусловлена социальной значимостью духовно-нравственного развития личности ребенка, начиная с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовнонравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в контексте внедрения ФГОС в условиях муниципальной системы дошкольного образования. Проблема нравственного воспитания в дошкольном образовании является объектом научных исследований многих педагогов и психологов. Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, Е.О.Смирновой и др. Использование сказки в психотерапевтических целях изучалось зарубежными и российскими учеными (Д.Бретт, И.В.Добряков, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.Д.Короткова, И.М.Никольская и др.) Широко рассматривается исследуемая проблема и в научных публикациях ученых, педагогов - практиков в журналах «Дошкольное воспитание», «Современный детский сад», «Детский сад от А до Я», и др Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими "недугами". В психологии этот метод работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения, называется сказкотерапия. Различные авторы, использующие этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д. Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л. П. Стрелкова и др.) указывают, что

4 применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного возраста. В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Кроме того, сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева является автором психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия». В практикуме по сказкотерапии Т.Д. Зинкевич Евстигнеевой выделены общие принципы работы со сказками: осознанность, множественность и связь с реальностью. Автор раскрывает приемы использования сказок в психологической, педагогической и воспитательной работе. Особый интерес вызывают рекомендации А.Ю.Капской и Т.Д.Мирончик по использованию сказкотерапии в работе с дошкольниками. Авторы выделяют три взаимосвязанные стороны нравственного развития ребенка: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств и формирование нравственного поведения. Первоначально дошкольники усваивают моральные представления («что такое хорошо» и «что такое плохо»). На основе литературных произведений, примеров из жизни у детей формируются нравственные суждения и оценки. Дети дошкольного возраста способны проявить симпатию (антипатию), сочувствие и переживание другому человеку. Выявленные особенности и приемы использования сказкотерапии в нравственном воспитании дошкольников были учтены при проведении работы со старшими дошкольниками. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает, что сказки всегда поучают, наставляют, они моральны, дидактичны. Учат молодое поколение нормам этики. Те герои сказок, которые не нарушают правил, побеждают, которые нарушают погибают.

5 Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Таким образом, в настоящее время весьма актуальным представляется проведение работы, направленной на разработку комплекса мероприятий с использованием сказкотерапии для нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.


Роль педагогов дошкольного образовательного учреждения в преодолении агрессивного поведения старших дошкольников Ковалева Л.В., старший воспитатель Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее

МАКЕТ «ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧЕТОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ» Данный макет представляет собой шаблон для разработки и написания «Программы воспитания и социализации обучающихся

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Санкт-Петербургский губернаторский физикоматематический лицей 30 «Рассмотрено» Методическим советом ГБОУ СПб ГФМЛ 30 Протокол от 201 г. «Принято»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ ДЕТСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ БЕЛАРУСИ Гуманизация дошкольного образования в республике Беларусь направлена на обновление его содержания и предполагает

Аннотация рабочей программы Основы православной культуры Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»

Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала.

«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Профессиональная компетентность педагогов (материал методического кабинета) В Федеральном

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Мамаева В. А. ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», факультет педагогики и психологии Махачкала, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ФГОС Наружных Е.И., воспитатель МБДОУ ДС 10 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 5» Семинар-практикум для педагогов «Художественная литература, как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Социально-коммуникативное развитие дошкольников по ФГОС ДО. Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности: несмотря на изменения в мире, обществе и семье,

О влиянии чтения художественной литературы на развитие дошкольника Облогина О.В., педагог-психолог МБДОУ «Мишутка» «Чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 30» Центрального района г. Барнаула КОНСУЛЬТАТИВНО-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «Сказка как средство развития

Информационно-методический центр Педагогическая концепция воспитателя МДОУ д/с 6 г. Рассказово Медведевой Таисии Ивановны Тема: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста» Рассказово 2010г.

Факторы развития эмоциональной сферы дошкольника Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, детерминанты развития, деятельность. Эмоции играют важную роль в жизни человека. В дошкольном возрасте идет

ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Для чего нужны нам сказки?» Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка

Савинова Людмила Юрьевна ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Статья посвящена описанию основных акцентов в подготовке будущих педагогов начальной

Лушкова Оксана Николаевна воспитатель Д/С 19 «Зоренька» СП ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» магистрант Высшая школа психологии и педагогического образования

Консультация для родителей Источник: 1. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста./ - Ростов н/д: Феникс. 2005. 304с. 2. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого

Иванова Е. В. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников и подростков // Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Грушева О.А. Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета, г. Рубцовск В данной статье рассматриваются такие понятия как: самосознание,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Мастер-класс для педагогов Тема: «Развитие социального интеллекта посредством сюжетно-ролевой игры у дошкольников»

Гарант дисциплины: Файзуллина Л. Р., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дошкольного и начального общего образования Сибайского института (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности обучающихся 5-7 классов МБУ СОШ 81 г.о. Тольятти на 2015-2016 учебный год В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Личностные результаты формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России,

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ Смирнова Виктория Викторовна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» г. Великие Луки, Псковская

Аннотации к рабочим программам педагогов МКДОУ «Детский сад 3 п.теплое». Рабочие программы нормативно управленческие документы МКДОУ «Детский сада 3 п. Теплое», характеризующие систему организации образовательной

Березникова Татьяна Васильевна, Воспитатель, МБДОУ 127, г. Мурманск МИНИ-МУЗЕЙ «РОДНОЙ КРАЙ» В ДЕТСКОМ САДУ (из опыта работы) В современном обществе музеи являются хранителями духовного опыта человечества.

Пояснительная записка Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно- нравственное направление) составлена в соответствии с требованием ФГОС НОО (от 6 октября 2009 г.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА Филатова Татьяна Геннадьевна заместитель директора по УВР ГБСКОУ АО «СКОШИ 1 2 вида» г. Астрахань, Астраханская область РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Роль ДОУ в воспитание духовно- нравственного облика детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи средствами искусства. Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

УДК 159.92 АКТИВНАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ОДНА ИЗ МНОЖЕСТВА ВОЗМОЖНОСТЕЙ Евсеева М. Г., Донецкий областной институт последипломного образования педагогов, г. Донецк

ЧАСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» (ЧОО ВО СПИ) КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ АННОТАЦИЯ к рабочей программе модуля «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ

МКДОУ «Малиновский детский сад» Доклад на родительское собрание «Социальное развитие (социализация) детей дошкольного возраста» Приготовила: старший воспитатель З.В. Шмакова Ачинский район п. Малиновка

В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ.

В этой связи, духовно-нравственное развитие и воспитание является в современной образовательной ситуации одним из важнейших направлений, а понятие "духовность" в современной философии трактуется как активность человеческого духа, который несводим ни к сознанию, ни к психике (М.С. Коган). Духовность (бездуховность) как качество личности проявляется во всех сферах его жизнедеятельности: познавательной, трудовой, игровой, досуговой, в общении, в сфере его ценностей, поступков, поведения.

В психологической науке духовность рассматривается как высшая подструктура человека, регулирующая его поведение, деятельность и взаимоотношения с другими людьми, важнейшими психологическими характеристиками которой являются: ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения.

В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творческим созидательным характером его жизнедеятельности, с включением человека в мир культуры.

Р.Л. Лившиц делает выводы о том, что духовность - "это такая жизненная позиция личности в мире, в которой реализуется её внутренняя свобода и творческое начало. Открытость личности навстречу миру - такова сущность духовности".

И.В. Силуянова рассматривает духовность как способ жизнедеятельности человека и даёт следующее определение: "Духовность - способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность".

Н.Г. Дмитриева считает, что "духовность личности - система её ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся и от чего грустим. Это наш духовный мир".

В традиционном философском понимании духовность включает в себя три начала - познавательное, нравственное, эстетическое. Сердцевиной духовности является нравственность.

В словаре Ожегова С.И. "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".

Большинство учений нравственность отождествляют с моралью, нравственность рассматривается как русский вариант латинского термина "мораль".

В словаре по философии "мораль" (латинское "mores" - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)".

Н.П. Шитякова обращает внимание на то, что "мораль относится к сфере должного, идеального и выступает совокупностью требований к поведению человека. Нравственность же относится к сфере реального и отражает суть его поступков в реальном опыте жизни семьи, народа, государства", подчеркивая, что "духовность приносит смысл в нормы морали, а нравственность является одной из ступеней восхождения человека к духовности".

Если рассматривать трактовку понятий "духовность" и "нравственность" в словаре педагогического обихода, то "нравственность - личная форма этического сознания; область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро", а "духовность - понимается как нравственно ориентированные воля и сознание и как ценностное содержание сознания".

Таким образом, проанализировав литературу по данной проблеме, мы сформулировали следующие определения.

Мораль - это комплекс норм, принципов и правил, определяемых обществом и регулирующих поведение людей в процессе совместной деятельности и общения.

Нравственность - способность самостоятельно осуществлять правильный моральный выбор, подчинять ему свои поступки и поведение, осознавая ответственность перед людьми.

Духовность - внутреннее состояние, гуманные чувства и эмоции, побуждающие человека к нравственным поступкам.

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения составляют сущность духовно - нравственного развития и воспитания.

В.А. Сухомлинский считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает".

Нравственность формируется в процессе воспитания через развитие у ребенка нравственного сознания, определяющего внутреннюю позицию по отношению к общечеловеческим нравственным ценностям и принципам; через формирование нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения.

Моральные мотивы руководят нравственными поступками ребенка, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий, поступка, способствуют становлению нравственного cамосознания.

Воспитание выступает как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.

В этой связи, нравственное воспитание личности должно начинаться с принятием растущим человеком нравственных ценностей, связанных с такими понятиями, как совесть, доброжелательность, доброта, честность, ответственность, любовь, милосердие, сострадание, терпимость и т.п., становлением нравственного сознания ребенка.

Внешние психолого-педагогические воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они стимулируют у детей их собственное стремление к духовно-нравственному развитию.

Под развитием понимается "процесс качественного изменения личности, предполагающий изменение ее сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы саморегуляции" ..

Поэтому не случайно в современном образовании такие понятия, как "духовность", "нравственность", "развитие" и "воспитание" приобретают единое звучание.

Законодательное утверждение понятия "духовно-нравственное развитие" в качестве важнейшего приоритета воспитания непосредственно ориентирует образование на ценности и возвращает его в национальную культурную традицию, поскольку содержанием духовно - нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

В "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" духовно-нравственное развитие гражданина России представлено как "педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного и последовательного принятия ею ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий; российской гражданской нации, мирового сообщества" .

Базовые ценности (патриотизм, гражданственность, традиционные российские религии, природа, социальная солидарность, семья, труд и творчество, наука, человечество) представляют собой ориентиры национального воспитательного идеала и раскрываются авторами Концепции в системе нравственных представлений.

Для нашего исследования, связанного с осмыслением духовно - нравственного развития дошкольника наибольший интерес имеет описание ступеней духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где:

  • · первая ступень - духовно-нравственное развитие и воспитание личности в семье, освоение ребенком ценностей семейной жизни. Авторы указывают на то, что "взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека";
  • · вторая ступень - "это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни" его "малой Родины";
  • · третья ступень - принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. "Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации";
  • · четвертая ступень - это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания, что открывает нам возможность организации процесса духовно - нравственного развития дошкольника с учетом первой и второй ступеней, в "зоне ближайшего развития ребенка".

Таким образом, духовно-нравственное развитие личности рассматривается нами как процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов. Приоритетными для рассмотрения проблемы духовно - нравственного развития дошкольника в учреждении дополнительного образования детей оказываются следующие вопросы: психологические механизмы становления и развития моральных чувств, представлений и поведения; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственного самосознания у детей старшего дошкольного возраста.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок