Игра угадай эмоции для детей детского сада. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы у дошкольников

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Цель: развитие эмотивной лексики.

Задачи:

  • закрепить знания об основных эмоциях;
  • развивать дифференциацию эмоций;
  • обогащать речь детей эмотивной лексикой.

В развитии речи детей дошкольного возраста большое значение имеет словарная работа, а именно работа над эмоционально-оценочной лексикой, которая обозначает эмоции и чувства, внутренние переживания человека, его нравственные качества. Словесное обозначение эмоций помогает осознать свои собственные эмоциональные переживания и управлять своими эмоциями. Ребенок с недостаточно развитым эмоционально-оценочным словарем затрудняется понимать эмоциональное состояние других людей, что приводит к нарушению отношений с окружающими.
В дошкольном возрасте формируется отношение к моральным и этическим нормам общества и большое значение в этом имеет развитие эмоционально-оценочной лексики. Представленное пособие может использоваться в сопровождении образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Возможны 3 варианта игры с помощью данного пособия:

  • Игра «Расставь по порядку»;

Игра «Расставь по порядку»

Дидактическая задача: формировать представление о степени интенсивности проявления эмоций, умение объяснить ее отличительные признаки; обогащать речь синонимами, обозначающими эмоции.
Игра проводится предпочтительно индивидуально.

Игровые правила: расположить по порядку, ответить на вопросы.
Ход игры: педагог показывает ребенку хаотично расположенные карточки (без соблюдения последовательности) с изображением лица с разной степенью интенсивности проявления какой-либо эмоции (например, радость). Спрашивает: «Про какого человека можно сказать спокойный, улыбается, смеется, хохочет. Почему? Кто среди изображенных людей веселее. Почему?». Предлагает расположить карточки в порядке усиления эмоций и наоборот. Аналогично: грустит-плачет-рыдает, недовольный –злой -разъяренный и т.д.

Дидактическая задача: развивать и закреплять знания об эмоциях и их дифференциацию, обогащение словарного запаса названиями основных эмоций и чувств. Игра проводится в подгрупповой или индивидуальной форме.
Игровые правила: кто быстрее закрыл все пиктограммы на своем игровом поле – тот победил. Ход игры: игроки получают карточку- игровое поле с изображением пиктограмм эмоций. Педагог показывает изображение персонажа или человека с выраженным эмоциональным состоянием (или карточку с ситуацией в усложненном варианте). Игроки распознают изображенную эмоцию, называют её, ищут соответствующую пиктограмму на своем игровом поле и закрывают фишкой с галочкой.

Игра «Угадай эмоцию»

Дидактическая задача: формировать умение использовать эмоционально-оценочную лексику в речи (грамматический строй — разные части речи).
Игра проводится в подгрупповой или индивидуальной форме.
Игровые правила: за правильный ответ дается фишка.
Ход игры: игрокам по очереди предъявляется карточка с текстом и изображением, описывающим ситуацию. Игроку нужно либо продолжить фразу либо ответить полным ответом (назвать эмоцию)

Используемые материалы

Интернет-ресурсы:

  • liveinternet.ru
  • snob.ru
  • minecraftnavideo.ru
  • http://i-sonnik.ru
  • http://native-english.com.ua
  • http://otvetprost.com
  • uaua.info/
  • kurer-sreda.ru
  • http://i.artfile.ru
  • http://crazymama.ru
  • http://womenshik.ru
  • http://kyselivka.church.ua
  • https://www.syl.ru/misc/i/ai/98389/199034.jpg
  • http://getwallpapers.ru/img/picture/Apr/08/008f4d2256d2067906cbc732b1efa4b5/2.jpg

Литература:

  • Гиппенрейтер Ю.Б. Психологические игры и занятия с детьми.
  • Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками / В. И. Яшина - «Прометей», 2016.

Разделы: Школьная психологическая служба

Задачи игры.

  • Познакомить учащихся с основными эмоциями.
  • Помочь учащимся реагировать на негативные эмоции и заменять их позитивными.
  • Изучение выражения эмоционального состояния в мимике и пантомимике.
  • Развитие способности выражать эмоции вербально и не вербально.

Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра.

Развитие способности понимать эмоциональные состояния других людей, и умения адекватно выразить свое состояние. Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать. Обогащение словарного запаса и понятийного аппарата

Предполагаемый психологический результат.

Обогащение мира эмоций и чувств подростков. Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.

Описание сюжетной канвы.

Учащиеся путешествуют по Стране эмоций на воображаемом поезде, делая остановки на разных станциях. Они знакомятся со страной Эмоций, погружаются в ее атмосферу, проходят различные испытания, участвуют в состязаниях. Разработан “Маршрут движения”, на котором отмечаются места пребывания.

Игровой результат.

Приобретение “багажа” – впечатлений, знаний о собственном мире эмоций и чувств. “Багаж” наглядно выражен в работах учащихся и представлен на “Вернисаже”.

Тип сюжета. Реальный.

Время на игру и на обсуждение. 1.5–2 ч.

Участники: Учащиеся 5–6 классов (11–12 лет). Размер группы. До 20 человек.

Возможно продолжение игры в деятельности психолога в рамках уроков психологии, тренинговых занятий, в деятельности педагогов – цикл классных часов “Учитесь властвовать собой”.

Материалы, необходимые для проведения игры.

Бумага, формата А 4, цветные карандаши, фломастеры, степлер, магниты, клей.

“Маршрут движения”. Таблица чувств. Карточки с пиктограммами. Карточки с названиями чувств. Карточки с различными этюдами. Репродукции картин русских художников, отрывки из музыкальных произведений, отрывки из стихотворений. Вырезки из журналов частей лица; овалы лица. Лепестки цветов, середина (ромашка), Таблица “Мое настроение”. Карточки у каждого участника с цветовым изображением настроения.

Ход игры

I. Погружение в игру. 5 мин.

Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по необычной стране – по Стране Эмоций. Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Путешествовать мы будем на воображаемом поезде. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Во время путешествия мы будем делать остановки, интересные и познавательные, где необходимо проявить себя. Выходить мы будем и группами, и вместе, где каждый будем за себя. Очень важно после остановок не опоздать на поезд. А чтобы вы не скучали в пути, во время движения поезда, вам тоже нужно будет потрудиться. Отправляемся мы налегке, но в ходе путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями, практическими работами. “Маршрут движения” поможет нам ориентироваться в этой необычной стране. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!

Итак, в добрый путь!

II. Начало путешествия. 10 мин.

1. Упражнение “Приветствие”.

Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно.

2. Обсуждение.

  • Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
    Слово “эмоции” происходит от латинского слова emoveo , и означает “ потрясаю, волную” .
  • Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?

Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:

– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.

3. Конкурс “Знатоки чувств”.

Поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. Если человек в течение десяти секунд не называет нужное слово, то он выбывает из конкурса.

Радость, печаль, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции.

III. Прибытие на первую станцию “Мимика человека”. 10 мин.

1. А как мы выражаем свои эмоции?

– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?

Мимика выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.

2. Упражнение “Изобразите ту или иную эмоцию на лице”.

  • Изобразите с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость.
  • Что изменялось в выражении лица?
  • Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ и бровей.

    Вывод: каждый изображает по-своему, потому что каждый из вас – уникален.

    Лев Николаевич Толстой в сочинениях 85 раз описывал оттенки выражения глаз и 97 раз оттенки улыбок, раскрывающих эмоциональное состояние человека.

    3. Упражнение. “Понимаете ли вы язык мимики?”

    Перед вами 9 выражений лица, в которых художник закодировал девять эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать. (Работа с таблицей чувств, представленной в виде компьютерной Презентации ).

    4. Игра “Изобрази, угадай эмоцию”. (Работа с пиктограммами).

    На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

    Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

    IV. В пути. 10 мин.

    1. Упражнение. Изображение эмоций .

    Схематически нарисуйте эмоции, которые помогают вам в общении , а затем те эмоции, которые мешают вам общаться .

    2. Упражнение “Волшебный магазин”.

    Инструкция: “Представьте, что в классе возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь, дружба.

    Желающие могут приобрести в магазине любые подобные вещи и при этом оставить в нем неприятные чувства”.

    Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на негативные переживания выбрать чувства, которые он хочет иметь.

    Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое?

    Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.

    Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.

    Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.

    Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.

    V. Прибытие на вторую станцию “Артистическая”. 10 мин.

    1. Давайте подумаем, как еще люди выражают свои эмоции?

    Представьте, что вы пришли в цирк, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомнили, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье.

    Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и выражать их можно по-разному: как мы уже говорили с помощью выражения лица (или в мимике) .

    Например, когда вы пытаетесь понять, что же происходит на арене цирка, и как это у фокусника все получается, ты можешь привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: “Ничего себе!”, “Здорово!” и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса.

    И наконец, когда ты, восхищаешься артистом, хлопаешь в ладоши, аплодируешь, ты выражаешь свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (или в пантомимике, т.е. в выразительных движениях всего тела).

    Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

    2. Разыгрывание этюдов.

    Различные ситуации. Задание: изобразить ситуацию с помощью мимики и жестов.

    Фокус (этюд на выражение удивления).

    Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой ящик кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

    Золушка (этюд на выражение печали).

    Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.

    В лесу (внимание – страх – радость).

    Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы услышал он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг, это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость).

    VI. В пути. 15 мин.

    А можно ли узнать, о чем думал и что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения?

    а) Отрывки из стихотворений. Какие чувства хотел передать автор? Какие чувства вы переживали, слушая читаемые стихи? Какие, по вашему мнению, чувства переживали другие учащиеся класса?

    б) Репродукции картин . Какие эмоциональные состояния, чувства хотел передать художник? (репродукции представлены в виде компьютерной презентации).

    в) Отрывки из музыкальных произведений. Прослушайте музыкальные фрагменты. Вербально обозначьте те эмоциональные состояния, которые возникли под действием прослушанной музыки.

    VII. Прибытие на третью станцию “Командная”. 10 мин.

    Мы сейчас будем работать по командам. Для того чтобы определить, кто в какой команде выберете одну из цветных карточек. (Разбивка по цветам : красный, желтый, зеленый, оранжевый).

    Упражнение: составьте чувство радости из вырезок журналов.

    Работа по командам – 4 команды.

    Каждая команда из вырезок из газет и журналов на заготовленном овале лица составляет чувство “радость”.

    Реквизит: клей, вырезки из журналов частей лица, овал лица.

    Каждая команда демонстрирует свой шедевр.

    Инструкция: “Перед вами лежат вырезанные из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица: лица, брови, носы, улыбки. Ваша задача – выбрать овал для лица и приклеить на него выбранные вами части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли сказать: “Все эти лица радостные”. Приступайте к работе.

    VIII. В пути. 5 мин.

    Упражнение: “Букет приятных событий”, “Ромашка”.

    А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных событий.

    На лепестках вам нужно написать: Я радуюсь, когда…Я счастлив, когда…Я весел, когда…

    В центре: Я радуюсь, когда…(желтый). Я счастлив, когда…(красный). Я весел, когда…(оранжевый).

    IX. Прибытие на заключительную станцию “Изобразительная”. 10 мин.

    Упражнение “Мое настроение сейчас” . Нарисуйте свое настроение в данный момент. Используйте цветные карандаши, фломастеры.

    X. Окончание путешествия. 10 мин.

    1. Вернисаж работ учащихся. “Настроение”, “Букет приятных событий”, “Составленные чувства”.

    2. Упражнение “Мое настроение”.

    Учащимся предлагается оценить цветом свое настроение.

    Каждый цвет – определенное эмоциональное состояние:

    Мое настроение

    Цвет Эмоциональное состояние
    Красный Восторг
    Оранжевый Радость, веселье
    Желтый Светлое, приятное настроение
    Зеленый Спокойное, уравновешенное состояние
    Синий Грустное настроение
    Фиолетовый Тревожное, напряженное состояние
    Черный Упадок сил, уныние
    Белый Равнодушие (трудно сказать)

    3. “Наш багаж”. Проверка содержимого багажа, приобретенного во время путешествия.

    Давайте посмотрим, чем мы пополнили наш багаж во время нашего путешествия.

    4. Весь ли маршрут движения преодолели?

    XI. Рефлексия. Выводы. 15 мин.

    Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.

    Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.

    • Что особенно понравилось?
    • А что для вас было самым интересным?

    Заключительное упражнение.

    Улыбнитесь друг другу. Кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам.

    Эмоции в жизни маленького ребёнка - это своего рода код, послание, в котором окружающие могут найти сведения о состоянии малыша, объяснить мотивы того или иного его поведения. Однако на протяжении периода детства чувства и эмоции детей проходят определённый путь развития, который нуждается в некоторой организации со стороны взрослых. В разном дошкольном возрасте это будут разные по содержанию игры на эмоциональное (эмоционально-волевое) развитие.

    Суть игр на эмоциональное развитие

    Печаль, злость, недовольство не умеющие разговаривать малыши выражают криками, рыданиями, топаньем ногами, выплёскивая тем самым физическое напряжение, которое возникло в теле из-за негативных эмоций. В дошкольный период детства благодаря речевому развитию дети осваивают так называемые социальные формы выражения эмоций, которые становятся ярким показателем психического и физического здоровья. Игры на эмоциональное развитие - это организованная игровая деятельность, призванная показать детям способы направления своих переживаний в нужное русло, считывания чувств окружающих, что впоследствии формирует их эмоциональное отношение к миру.

    Воспитание гармоничной личности невозможно без развития эмоциональной сферы в детском возрасте

    Цели игр на эмоциональное развитие

    Педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), разрабатывая систему игр, создают некий эмоциональный букварь, цель которого:

    • научить детей пользоваться языком эмоций для передачи своих переживаний, чувств;
    • помочь ребятам освоить приёмы для понимания эмоциональных состояний окружающих людей;
    • развивать способность понимать причины тех или иных настроений;
    • показать малышам способы борьбы с негативными состояниями и переживаниями (обидой, страхом);
    • воспитывать уважительное отношение к переживаниям других людей и чувство эмоционального единения.

    Основополагающие задачи развития эмоций

    Среди задач, направленных на достижение поставленных целей, можно выделить пять. Как и цели, они являются универсальными в работе с детьми любого возраста, но имеют некоторые нюансы в определении акцентов работы.

    Продемонстрировать детям механизмы саморегуляции

    В младшем дошкольном возрасте, ознаменованном кризисом трёх лет, когда дети мир вокруг воспринимают через призму «Я сам», «Моё», это будут игры, позволяющие отвлечься от эмоций (злости, гнева).

    Например, для подавления злости в своей практике я предлагаю малышам сыграть в игру «Ласковые лапки». Малыши закрывают глаза, оголяют по локоть руку, а воспитатель водит по руке предметами различных фактур: кусочком меха, бусами, ватой и пр., спрашивая при этом, какой зверёк прикасается (кошка, улитка, бабочка и пр.).

    В младших группах игры на эмоциональное развитие позволяют научить малышей контролировать проявления злости, обусловленные возрастным кризисом

    В средней группе для детей будет актуальны механизмы саморегуляции в контексте разрешения конфликтов, которые часть возникают на фоне распределения ролей в играх. Одним из вариантов преодоления негативных эмоций, возникающих на этой почве, может быть игра «Доброе слово». Дети садятся в круг, воспитатель предлагает им повернуться к своему соседу и, глядя в глаза, сказать доброе слово.

    В старшем дошкольном возрасте ребята много фантазируют, часто не могут прийти к консенсусу относительно правил игры. Каждый тянет одеяло на себя. Чтобы преодолеть эту ситуацию, научить детей гармонично чувствовать себя частью команды в разных ситуациях-правилах, своим воспитанникам я предлагаю игру «Сороконожка». Дошколята становятся в колонну, кладут руки на плечи друг другу и присаживаются. Задача состоит в том, чтобы, передвигаясь по периметру помещения или площадки, не расцепиться.

    Обучить социально приемлемым способам поведения

    Иными словами, педагог учит детей правильной реакции на возникшие ситуации. В младшем и среднем дошкольном возрасте, ориентируясь на систему координат малышей 1,5–4 лет, приемлемыми являются только те реакции, которые вписываются в формулу «хочу - не хочу».

    Так, например, чтобы показать, что жадным и злым быть плохо, я предлагаю своим детям разыграть сценку из сказки «Жадный медвежонок». По сюжету истории с маленьким мишкой, который не делился с друзьями конфетами и игрушками, никто не хотел дружить. Мы проигрываем отрывки, меняясь ролями, а затем приходим к выводу, что жадным и злым быть плохо.

    В старшей и подготовительной группах к «хочу - не хочу» добавляется «так надо, потому что сказал взрослый».

    Разобраться с этой ориентировкой, понять и принять (или не принять) её целесообразность, нам с детьми помогает игра «Оцени поступок», направленный на искоренение ябедничества. Педагог сообщает ребятам конфликтную ситуацию: мальчик Вова любил ябедничать, постоянно рассказывал воспитательнице обо всех шалостях ребят. Однажды в очередной раз он подошёл к Марии Анатольевне - так звали воспитательницу - и рассказал, что на прогулке Миша и Андрей высыпали песок из песочницы на дорожку, ведущую к главному корпусу детского сада, которую дворник только-только подмёл. А когда Мария Анатольевна спросила, почему же Вова не сказал мальчикам, что так делать нельзя, он ответил, что очень торопился рассказать об их поступке воспитательнице. Тогда педагог объяснила мальчику, что пока он шёл к ней, рассказывал, Миша и Андрей высыпали ещё больше песка, а значит, в устроенном беспорядке есть вина и Вовы, который, вместо того, чтобы отвлечь хулиганов, объяснить, неправильность их поведения, потерял время на ябедничество. Поэтому Мария Анатольевна сказала, что подметать песок с дорожки будут все трое: и Миша с Андреем, и Вова, которые не остановил их. В ходе обсуждения дети соглашаются, что такая реакция воспитательницы была правильной и что таким, как Вова, быть плохо.

    Научить детей делиться игрушками - одна из задач игр на развитие эмоционально-волевой сферы

    Научиться не стесняясь проявлять свои положительные эмоции

    Эта задача особенно актуальна для средней и старших групп, когда дети, копируя модели поведения взрослых, могут злиться, кричать, а проявления радости подавлять, даже стесняться их.

    Для стимуляции позитивного чувства я своим воспитанникам предлагаю театрализованную игру-этюд «Хорошее настроение», которая предваряется такой историей: мама отправила сына Серёжу в магазин, поручив ему купить сладости. «Пожалуйста, купи печенья и немного конфет нам к чаю. А после чая мы пойдём смотреть на бегемота в зоопарке». Мальчик очень обрадовался такой идее и вприпрыжку побежал за покупками. Дети показывают эмоции и движения Серёжи: улыбка, быстрый шаг, переходящий иногда в бег.

    Учиться бороться со своими страхами

    Как и предыдущая задача, эта особенно актуальна для детей средней и старших групп, так как для игр важно проговаривание тех или иных «страшных» ситуаций.

    Так, в старшей группе воспитанникам своей группы я предлагаю провести «Конкурс боюсек»: дети садятся в круг, передавая друг другу мяч, продолжают фразу «Дети боятся…». Тот, кто не смог назвать страх, выбывает. При этом повторять уже названные страхи нельзя. В конце определяем победителя конкурса.

    Воспитывать эмоциональное единство с коллективом

    Для решения этой задачи детям необходимо показать, что все эмоции люди проживают по-своему, но при этом всё равно в этих проявлениях есть нечто похожее.

    Например, удивление. Для того чтобы раскрыть суть этого переживания с детьми подготовительной группы мы играем в игру «Зеркало». По очереди смотрим в зеркало, представляем, что там отразилось что-то сказочное, удивляемся, а затем анализируем: все люди удивляются по-разному, но что-то общее всё равно есть, например, округлившиеся глаза, приподнятые брови и т.д.

    При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него.

    Исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны правильно воспринимать состояние другого человека, при этом они точнее определяют радость, восторг, восхищение и затрудняются с определением грусти, печали, испуга, удивления. Дети обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Часто ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции.

    Развитию понимания эмоционального состояния человека во всех его проявлениях и умения детей выражать свои эмоции способствуют предлагаемые дидактические игры тренингового характера.

    «Зеркало»

    Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, .

    Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.

    «Театр моды»

    Цель: развивать у детей умение различать индивидуальные особенности сверстников, особенности их внешнего вида, формировать навыки свободного, естественного, раскрепощенного поведения будучи в центре внимания окружающих.

    Оборудование: магнитофон, микрофон для комментатора, «подиум».

    Вариант 1. Участники игры делятся на манекенщиц, манекенщиков, комментаторов и зрителей.

    Повседневные наряды детей могут быть украшены бусами из катушек и шариков, сумочками, оригинальными шляпками и шапочками и т. д. Манекенщицы и манекенщики под музыку проходят по подиуму, демонстрируя модели и грацию. Демонстрация сопровождается доброжелательным комментарием. Сначала комментатором может быть воспитатель, а затем - дети. Зрители аплодируют понравившимся моделям. Затем игроки меняются ролями.

    Вариант 2. В игру можно ввести по желанию детей роль художников-модельеров, демонстрирующих свои новые коллекции (при этом украшения из бумаги, ткани и других материалов готовятся заранее). Зрители определяют победителя.

    Вариант 3. Можно ввести различные «номинации» и присуждать награды:

    • за самую очаровательную и обаятельную улыбку;
    • за самые веселые глаза;
    • за самую грациозную походку,
    • за самый высокий рост;
    • за самые светлые (темные), длинные (короткие) волосы;
    • за самый синий, красный цвет одежды;
    • за самый оригинальный костюм и т. п.

    При этом награды должны получить все, а кто какую именно - решают зрители.

    «Угадай эмоцию»

    Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

    Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.

    Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети - зрители - должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

    Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому - восторг, (раздражение - ярость, печаль - горе). Задача зрителей - как можно точнее определить эти эмоции.

    «Диалог по телефону»

    Цель: обучить детей правилам ведения телефонного разговора; учитъ приглашать к телефону нужного собеседника, приветствовать, представляться, благодарить, прощаться.

    Оборудование: два телефона.

    Вариант 1. Дети делятся на пары. Каждая пара должна придумать диалог по телефону, с употреблением как можно большего количества вежливых слов. Пары по очереди разговаривают по телефону, остальные дети внимательно слушают.

    Выигрывает пара, употребившая в своем диалоге большее количество вежливых форм.

    Вариант 2. Это может быть диалог на заданную тему: о прошедшем выходном дне, об увиденном цирковом представлении или спектакле кукольного театра, любимом мультфильме или телепередаче, приглашении друга в гости, на день рождения, звонке заболевшему другу.

    Вариант 3. Деловой разговор по телефону: просьба, предложение, напоминание, выяснение времени телепередачи и т. п.

    Вариант 4. Телефонный разговор с персонажем известной сказки или мультфильма.

    «Чунга-Чанга»

    Цель: формировать умение разделять свою радость с другими людьми.

    Оборудование: бусы, браслеты, серьги, разноцветные перья, магнитофон.

    Путешественники пристали на своем корабле к острову. Их окружили жители чудесного острова - маленькие темнокожие дети. На них пестрые юбочки, на руках и ногах - браслеты, в ушах - круглые серьги, на шее - бусы, а в волосах - красивые перья.

    Весело они пританцовывают под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» и напевают:

    Чудо-остров, чудо-остров,

    Жить на нем легко и просто,

    Жить на нем легко и просто,

    Чунга-Чанга!

    Приглашают путешественников разделить их радость, принять участие в общем веселье.

    «Крошка Енот»

    Цель: развивать способность распознавать и выражать .

    Оборудование: магнитофон.

    Один ребенок - Крошка Енот, остальные - его отражение («Тот, который живет в реке»). Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, удивления, радости), а дети точно отражают их с помощью мимики и жестов. Затем на роль Енота выбираются поочередно другие дети. Игра заканчивается песней: «От улыбки станет всем светлей».

    «Лето настроений»

    Цель: развивать умение узнавать эмоцию по схеме, изображать ее, находить соответствующую в своем наборе картинок.

    Оборудование: наборы картинок с изображением животных с различной мимикой (например, рыбка веселая, грустная, сердитая) по количеству детей; схематические изображения различных эмоций и настроений.

    Бывают чувства у зверей,

    У рыбок, птичек и людей.

    Влияет без сомнения

    На всех нас настроение.

    Кто веселится?

    Кто грустит?

    Кто испугался?

    Кто сердит?

    Рассеет все сомнения

    Лото настроения.

    Воспитатель показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции, предлагает ребятам отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение.

    Дидактические игры «Эмоции ребенка»

    (Пиктограммы)

    Данный материал предназначен для воспитателей дошкольного образования, педагогов-психологов, учителей начальных классов. Карточки-пиктограммы знакомят детей с эмоциями человека, учат его осознавать свою эмоцию и замечать эмоции других людей.
    Я предлагаю вам, дорогие коллеги, изготовить несколько наборов карточек для дидактической игры «Эмоции ребенка». Они могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Я думаю, очень важно знакомить детей со своим эмоциональным состоянием и эмоциями других людей.
    Подготовительная работа: изготовление дидактических игр «Эмоции ребенка».Познакомить детей с различными проявлениями эмоций людей.

    Татьяна Шапиро
    Нескучное стихотворение про скуку!
    Скука в дом вошла без стука.
    Поселилась в доме скука.
    Через час она сбежала.
    Ей, ребята, скучно стало!

    Набор карточек № 1 включает в себя 9 проверочных карточек с пиктограммами эмоций (и их названиями).
    Набор карточек рекомендован для работы с детьми от четырех лет, разрезные карточки-картинки с изображением эмоций и стихами.

    Набор карточек № 2 включает в себя 9 карточек с пиктограммами эмоций, разрезанными на половинки. А также проверочную карту с маленькими пиктограммами. Дополнительно я предлагаю изготовить карточки контуров пиктограмм для самостоятельной зарисовки эмоций. Это карточки с пустыми кружками, в каждом из которых можно нарисовать свое лицо с разными эмоциями. Например, в одном кружке – радостное лицо, в другом – грустное лицо.




    Набор карточек № 3 включает в себя 9 проверочных карточек с пиктограммами эмоций (и их названиями), и 9 разрезанных карточек.
    Набор карточек рекомендован для работы с детьми шести лет, разрезные карточки-картинки с изображением эмоций. Они похожи на пазлы. Каждое «лицо» состоит из двух частей, отличающихся друг от друга. Задача ребенка заключается в том, чтобы соединить их правильно между собой и получить определенное выражение лица, ведь это не так просто! Для каждого лица свойственны определенные изгибы бровей, губ, форма носа. После того, как ребенок успешно справиться с поставленной перед ним задачей, можно обсудить ту или иную эмоцию (в процессе изготовления).
    Набор карточек № 4 - это 18 карточек с фотографиями детей (фото или картинки можно взять из интернета, как это сделала я), изображающих конкретную эмоцию (необходимо: по две фото или картинки на каждую эмоцию). На обратной стороне фотографии приклеить маленькую пиктограмму-эмоцию для самоконтроля. В набор входят маленькие карточки с пиктограммами эмоций. Рекомендовано для детей пяти – шести лет, с этого возраста можно применять карточки со схематическим изображением эмоций, в которых ребенок подбирает пиктограммы к каждой эмоции, изображенных на данных картинках (в процессе изготовления).
    Существует много интересных игр, в которых можно использовать карточки «Эмоции ребенка». Например: игра «Угадай, какое у меня настроение?», которая заключается в том, что ребенок выбирает карточку и изображает эмоцию пиктограммы, которая изображена на картинке, а другие игроки должны отгадать эмоцию и назвать ее. Вариативность зависит от знаний и фантазии педагога!

    Материалы, предназначенные для изготовления карточек:

    1. Схемы-эмоций:



    2. Схемы-изображения эмоций:



    3. Картинки-эмоции:









    Ах, мне бы в детство
    на день вернуться
    и в беззаботность
    вновь окунуться;
    Под голос мамы:
    в воде не балуй –
    к реке с друзьями
    на зорьке алой!
    Полдня рыбачить,
    полдня купаться;
    В веселых играх
    весь день смеяться,
    Чтоб мир казался
    всегда счастливым
    И папа с мамой
    вновь живы были…
    Быть может, все же
    не стар стремиться,
    Коль жизнь тревожит
    и детство снится…


    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Причины и лечение сутулости у подростка Причины и лечение сутулости у подростка Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес