Пути решения социальной адаптации детей-сирот. Социальная адаптация детей- сирот Диагностика социальной адаптации детей сирот

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств, менять место жительства. Например, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом. Ребенка могут взять опекуны, приемные родители, а потом «вернуть» обратно. Жизнь ребенка без родителей очень отличается от жизни сверстников, родители которых заботятся о них. У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома. «Наши респонденты и документы, находящиеся в правозащитном фонде Казани, свидетельствуют о том, что некоторым детям приходилось менять до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучение после окончания школы, четыре или пять детских учреждений.

Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз:

1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;

2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение - домом, а воспитателей и детей - родственниками.

Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь. Ильгиз (Казань): «С нами была из Чистополя воспитательница, которую я хорошо помню. Она с нами была три дня, пожила, ну чтоб мы освоились, и уехала. Когда она уезжала, я схватился ей за ногу..Не отпускал. Вот это я хорошо помню тоже. Меня там держали воспитатели, чтобы я отпустил ее. Ну, я считаю как мама уж. После этого я ее не видел» Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот, Глава 3- Режим доступа: www.ecsocman.ru. Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи. В этих условиях постоянно предъявляются требования к способности ребенка адаптироваться. «Специалисты отмечают основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя (активность человека в этом случае направляется на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов) и самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир (в этом случае у человека может пропасть ощущение собственной ценности либо ценности того, что окружает)» Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот // Социс, 2001, №4, с.70

В связи с «государственным» воспитанием, у детей-сирот образуются некоторые особенности личности, которые, в известном смысле, создают судьбу. Социальная дезадаптация, в той или иной форме, как правило, спутник таких детей. «Дети-сироты - проблемная группа и не только в психологическом плане; лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение - это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. В обычных условиях, как правило, начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, что не всегда можно измерить, описать, а иногда даже уловить, например, психологические характеристики» Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот, Глава 3- Режим доступа: www.ecsocman.ru

Существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности. Стало уже приметой времени, когда руководителей или воспитателей детских домов или интернатов судят, в связи с применением физических наказаний от оскорбления словом до лишения питания, избиения, помещения в психиатрическую больницу, перевод из обычного детского дома в коррекционный. В детских учреждениях получают травмы, в том числе от побоев воспитателей и старших детей, а также производственные. Здесь, с одной стороны, болезни лечат, но с другой - не долечивают и провоцируют. Все это может повлиять на дальнейшее физическое развитие ребенка и его умственные способности. Если для раннего детства, проведенного в государственном учреждении, удачно найден термин «госпитализм», то сами выпускники характеризуют его как армия, тюрьма, каторга. Стартовые позиции детей-сирот обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и образованием, в том числе полученными в государственном учреждении. «Изучение рядом исследователей (Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) проявлений социально-негативного поведения позволило утверждать, что практически все воспитанники детских домов переносят на себе неблагополучные последствия пребывания и воспитания в государственных интернатных учреждениях. Учеными отмечены определенные социально-психологические особенности детей-сирот, наличие которых, обусловливает развитие девиантного поведения у детей-сирот в детском доме. К таким особенностям относятся: деструктивная линия решения конфликтных ситуаций; трудности в построении межличностных отношений; высокий уровень личностной тревожности; неадекватная самооценка; низкий уровень самоуправления и самоконтроля; повышенный уровень мотивационной агрессивности» Музаева Ю. А. Минимизация проблемных полей в педагогической профилактике девиантного поведения детей-сирот в детском доме: автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. педагогических наук. - Омск, 2007

Кадровый вопрос в сиротских учреждениях решается значительно сложнее, чем в обычных детских садах и школах. Это касается, прежде всего, учреждений, находящихся в небольших отдаленных населенных пунктах. Часто в такие учреждения отправляют воспитанников с плохим поведением или плохой успеваемостью. Степень открытости воспитательного учреждения во многом определяет развитие воспитанников. Если у обычного, свободного, ребенка есть несколько кругов общения: семья, школа (детский сад), различные кружки и спортивные секции, близкие и дальние родственники, личные друзья и друзья родителей, соседи, двор и т.д. У ребенка в детском доме кругов общения значительно меньше, и все они могут быть определены одной территорией и одними и теми же лицами. В совершенно закрытых учреждениях дети полностью отгорожены от внешнего мира: живут и учатся в одном здании на изолированной территории. Вопрос о закрытости учебного учреждения очень близок к вопросу о возможности выбора, в том числе образования и круга общения. Тюрьму в воспоминаниях уже выросших сирот как раз и создает это отсутствие выбора, когда вынужден делать все как все и по расписанию.

«Исследование показало, что кроме характера, воспитания, здоровья на адаптацию сироты влияет наличие родственников и отношения, которые с ними формируются. Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи. Братьев и сестер разлучают, определяют в разные учебные заведения по возрастному цензу, когда одному из них требуется коррекционное обучение, лечение. Одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу» Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот, Глава 3- Режим доступа: www.ecsocman.ru. Кроме откровенно жестокого подхода к детям-сиротам, можно констатировать психологическую неграмотность взрослых, работающих с детьми. В результате неумения или нежелания учитывать возрастные особенности детей, дети отстают в развитии. Это, в конечном итоге, сказывается на способности занять достойное место в жизни, вести себя согласно требованиям закона и морали.

Такая печальная констатация не говорит о том, что ничего изменить нельзя. Адаптироваться к насилию или отсутствию выбора, наверно, просто невозможно. Но там, где дезадаптация вызвана, скорее, психологическими причинами, это сделать можно и нужно. Детские учреждения укомплектованы социальными педагогами, педагогами-психологами, грамотными учителями. Со многими детскими домами поддерживают связь небедные производства и просто добрые люди.

Обобщая, можно сказать, что социально-психологическими причинами неблагоприятного развития являются:

неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах;

в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей;

в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной сужености окружающей среды;

в недостаточно психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, для ребё и интересов, их безучастном отношении к детям;

В недостатках программ воспитателя и обучение, по не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;

в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу и обучение их по одним программам.

В качестве основных подходов, влияющих на адаптацию воспитанников в детском доме и позволяющих избегать дезадаптации, можно предложить следующие:

общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;

понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение. Просто потому, что он еще маленький, остался без родителей и его защищает закон;

Установка на помощь детям в «трудной жизненной ситуации»;

четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном; по данному вопросу исписаны тома; знание новообразований, ведущей деятельности, возрастных задач, типичных поведенческих проявлений детей разного возраста необходимо для правильного воспитания;

Понимание того, что «общение со взрослым - необходимое условие психического и личностного развития ребенка» Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997, с.24;

Выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;

Целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;

Своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.

ВахрамееваОльга Алексеевна,ассистент кафедры социальнойпедагогики и социальной работыФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

[email protected]

Пути решения социальной адаптации детейсирот

Аннотация.В статье рассматривается актуальная проблема социальнокультурной деятельности интернатных учреждений направленная на процесс социальной адаптации детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Автором предлагаетсяиспользованиеиндивидуального подхода при работе с детьмисиротами. Данный подход включает проведение комплекса взаимосвязанных программ социальнопедагогической работы с использованием технологий социальнокультурной деятельности, основная цель которых –позитивная направленность личности детейсирот, повышение возможностей социальной адаптации. Ключевые слова:социальнокультурная деятельность, социальная адаптация, детисироты.

Сиротство как социальное явление существуетстолько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Тем не менее, наиболее актуальной данная проблема становится для стран, переживающих различные социальные трансформации. Известно, что сиротство –почти неизбежный спутник военных конфликтов, радикальных реформ и революций. В последние годы все большее употребление, получает термин «социальное сиротство». Необходимость вывода этого термина была продиктована негативными социальными явлениями, охватившими современное российское общество, и все обостряющейся ситуацией в сфере защиты и охраны детства.

Большинство детей, живущих в интернатных учреждениях, это дети, родители которых лишены родительских прав, находятся в заключении и т.п., т.е. это, так называемое, «социальное сиротство». Оно влияет на детскую психику самым пагубным образом. Из них единицы могут нормально войти в окружающую жизнь адаптироваться в ней .Ребенок, лишенный родительской ласки (чаще всего это случается с детьми оставленными родителями в больнице после рождения), становятся агрессивными детьми. В ситуации, когда ребенок с рождения находится в интернатном учреждении, его знания и представления о будущей самостоятельной жизни в «большом» обществе состоят из опыта взрослых, сотрудников интерната идетей, имеющих опыт проживания в семье транслируемого в виде устных советов и бесед. У таких детей нет положительного опыта общения в семье. Чаще всего у детейсирот успело сформироваться искаженное представление, как о себе самом, так и окружающем мире. За время их короткой жизни у них сложилось неправильное отношение к людям, жизни и социуму. Часто отсутствует представление о групповых формах общения, плохо развиты формы конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. Информация, не подкрепленная личным опытом, не позволяет сформировать адекватные представления о жизни общества и правилах функционирования в нем, что в дальнейшем становится источником отклонений негативного характера в поведении и жизненных проблем. Проживание в закрытом учреждении ограничивает усвоение социального опыта детьмисиротами, существенно снижает количество и качество моделей, конструктов поведения, доступных для усвоения. Процесс социализации детей в интернатных учреждениях характеризуется рядом особенностей –специфическими механизмами адаптивного поведения, наличием комплекса социальной неполноценности. В их формировании большую роль играют микросоциальные факторы, которые приводят к тому, что нормы и ценности у воспитанников интернатных учреждений существенно отличаются от общепринятых.Работа по социальной адаптации детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует существенной модернизации, наполнения новым содержанием, использования потенциала социальнокультурной деятельности в данном процессе. Процесс функционирования социальнокультурной деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков» успешно самым активным образом осуществляется в условиях социальнокультурной деятельности. Именно в такой деятельности воспитанники интернатных учреждений знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Следовательно, работа по социальной адаптации возможна через вовлечение воспитанников интернатных учреждений в сферу социальнокультурной деятельности, так как в ней детисироты более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.Таким образом, социокультурную сферу в качестве приоритетной области социальной адаптации детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет рассматривать несколько причин.Вопервых, социокультурная сфера привлекательнадля детей, так как предоставляет им возможность проявить себя в качестве субъекта социально значимой деятельности, ощутить себя творцом, получить непосредственное признание результата своей деятельности. Это область самовыражения, социального признания и самоутверждения личности, обеспечивающая саморазвитие, реализацию социально значимых качеств, формирование общественно активной личности, у которой социально позитивные ценности приняты на уровне убеждений (ценностных ориентации) и служат ведущими регуляторами поведения, социальнокультурная деятельность рассматривается в качестве ключевой сферы социализации детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Вовторых, социальнокультурная деятельность как «обусловленная нравственно интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры» обеспечивает «вовлечение человека в мир культуры; в систему сложившихся в обществе ценностных и нормативнорегулятивных установок» .Втретьих, прикладная культурология как наука, находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с политологией, юриспруденцией, социологией, психологией, педагогикой, этикой и использующая их методики и технологии, обеспечила социально –культурную деятельность необходимым инструментарием по практическому воздействию на сознание и поведение несовершеннолетних с целью выявления, изменения и формирования социальнорегулятивных механизмов поведения личности (правосознание, ценностныеориентации, стереотипы поведения, стиль общения и т.д.).При рассмотрении социальнокультурной деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социальнопедагогических целей в работе с детьмисиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей –объекта педагогического влияния.Включение в образовательный и воспитательный процесс интернатного учреждения социальнокультурной деятельности позволит решить задачу развития способности преобразования личности и умений взаимодействия с людьми и окружающим миром и, тем самым, снизить риск социального сиротства. Большое внимание должно уделяться формам и методам социальнокультурной деятельности т.к. процесс социальной адаптации состоит в регулировании процессов социализации и индивидуализации личности несовершеннолетних, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности. Решение данной проблемы требует включения целенаправленно организованной социальнокультурной деятельности в образовательный и воспитательный процесс интернатного учреждения, что позволит воспитанникам нормально войти в окружающую жизнь адаптироваться в ней.Следует отметить, что организация культурнодосуговой деятельности детейсирот способствует решению целого ряда важных социальных проблем. Прежде всего, компенсации недостатка возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей, вовлечение в социальнокультурную деятельность, способствует физическому и духовному развитию, социальной адаптации несовершеннолетних.

Как известно, к этим детям нужен особый, индивидуальный подход, проведение социальнопедагогической работы включает программы, технологии, методы и формы социальнокультурной деятельности. В социальнокультурной деятельности предпочтение отдается таким методам воздействия, как: убеждения, эмоционального воздействия, внушения, творческой деятельности, рекреации.По мнению Р. В. Овчаровой, значительная часть воспитательных и образовательных технологий, основываются на методе убеждения. Убеждения предполагают разумное доказательство нравственной позиции, оценки происходящего . В мотивационной сфере воспитания целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: сочетание личных и общественных интересов, навыков конструктивного поведения, стремление к коллективизму, нравственные установки и ценности, жизненные и профессиональные планы, ответственность, самостоятельность, организованность.Главное достоинство данного метода в способе сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств. Сильными сторонами этого метода, служат его вербальный характер, неопровержимость аргументации, логичность изложения информации, авторитет субъекта .Методы эмоционального воздействияво многом определяют успех при участии в социальнокультурной деятельности детейсирот, а владение этими методами говорит о мастерстве педагогаорганизатора. Методы эмоционального воздействия направлены на формирование у детейсирот, навыков психических и физических саморегуляций, честного отношения к самим себе и другим людям. Опираясь на идеал, пример старших, сложившиеся нормы в социальнокультурной среде интернатного учреждения, детисироты могут сами изменить своё поведение и регулировать свои поступки. Эффективность методов эмоционального воздействия во многом зависит от тех отношений, которые складываются между воспитанниками и педагогом, от его личного примера и авторитета: сильное эмоциональное воздействие на детейсирот можно оказать только в обстановке доверия и взаимопонимания. Воспитательныеметоды –метод внушения, убеждения (способ сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств). Метод внушения осуществляется как вербальными, так и невербальными средствами. Важными предпосылками этого метода служат его вербальный характер, неопровержимость аргументации, логичность изложения информации, авторитет субъекта. Универсальность метода убеждения обнаруживается буквально в каждой из социальнокультурных акций –массовых, групповых, индивидуальных.Методы организации творческой деятельности(выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования).Метод рекреации–вовлечение в развлекательные занятия, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игровых соревнований, театрализация, иллюстрирование, монтаж и композиция, (коллективнотворческие, ролевые, деловые, спортивные игры).Применение названных выше методов, оказывает большое влияние на продуктивное использование свободного времени, досуга воспитанников интернатных учреждений,что способствует предупреждению, устранению или нейтрализации основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера в поведении детейсирот.Методы социальнокультурной деятельности находятся в неразрывной связис формами (разнообразными досуговыми программами). Данные формы и программы используются в культурнодосуговой деятельности и представляют собой самостоятельное законченное социальнопедагогическое, социальнокультурное действие, которое отражает социальную действительность и оказывает определенное влияние на процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений .

Программы и формы, направлены на активное участие детейсирот в социальнокультурной деятельности и базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, способов организации деятельности. Их применение способствует включению детейсирот в социально приемлемую систему связей и отношений к окружающему миру, умению брать ответственность на себя, находить правильные выходы из трудных жизненных ситуаций.

Критериями выбора форм социальнокультурной деятельности являются содержательность, массовость, привлекательность и эмоциональность, систематичность и цикличность, активное непосредственное участие личности в мероприятиях. Совокупный опыт данного вида деятельности изобилует множеством форм ее организации:–по количеству участников, с которыми взаимодействует педагог: индивидуальные, групповые, массовые;–по характеру деятельности, репродуктивные и творческие;–повремени подготовки и проведения: экспромты, с небольшой подготовкой, с длительной подготовкой;–по способам включения в деятельность: с обязательным участием и добровольным участием;–по способу организации: организуемые одним человеком, группой, коллективно;–по позиции участников и целевой направленности: мероприятия, игры, тренинги.Использование форм работы в зависимости от характера аудитории и средств воздействия дает положительную динамику в процессе, социальной адаптации детейсирот.Индивидуальные формыработы с детьмисиротами (индивидуальные беседы, тесты, творческие задания, поручения) способствуют: адаптации и духовной реабилитации воспитанников при вхождении в социальнокультурную среду интернатных учреждений, которая представляет собой широкое поле для проявления активности и самостоятельности. Групповые формы(кружки, клубы по интересам, любительские объединения, студии и т. п.) имассовые формыработы с детьмисиротами (дискуссии, ролевые игры, концерты, конкурсы, выставки, календарные праздники, вечера, театрализованные представления, игровые программы и т. д.) позволяют задействовать всех воспитанников интернатного учреждения, способствуют: повышению общего эмоционального тонуса в группах, увеличению творческой деятельности, взаимовыручки, гуманизации отношений между воспитанниками, формированию организаторских способностей, творческому подходу к проводимым мероприятиям. Данные методы и формы социальнокультурной деятельности обеспечивают формирование ответственного поведения, воспитаниездорового образа жизни, развитие творческих усилий и способностей, ценностей и установок, интеллектуальное и духовное обновление, определяющее позитивную направленность личности детейсирот.Применение вышеперечисленных форм социальнокультурной деятельности заключается в создании благоприятной обстановки в общении, в снятии эмоционального напряжения при проведении досуговых мероприятий, направленных на формирование ответственного поведения, творческой и социальной активности, развитие коммуникативных навыков, стремлении к самореализации.На основе самостоятельности, достижения определенных успехов при участии в различных мероприятиях социальнокультурной деятельности, формируется инициатива в действиях воспитанников, появляется потребность в общении, участия в общественной жизни. Что позволяет получить от этого позитивные эмоции, побуждающие к дальнейшей творческой деятельности.

Социальнокультурная деятельность призвана стать условием реализации демократических, конституционных прав человека, пространством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализации личности. Потенциал социальнокультурной деятельности способен оказать существенное влияние на социальную адаптацию детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей с помощью педагогизации окружающей среды, индивидуального подхода, ориентации на культурноценностные отношения и организацию культуротворчества. Основываясь на ведущих функциях, основополагающих социальнокультурных и педагогических принципах, средствах и формах социальнокультурной деятельности, возможно, добиться положительных результатов. Следовательно, особенное значение в работе направленной на социальную адаптацию детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет социальнокультурная деятельность,направленная на регулирование процессов социализации и индивидуализации личности несовершеннолетних, то есть на социальное воспитание и развитие, осуществляемые посредством специально организованных форм и методов социальнопедагогической работы.

Ссылки на источники1.Нечаева А. М. Охрана детейсирот в России: история и современность. –М.: Дом, 1994.–176 с.2.Ариарский М.А. Прикладная культурология.–М.:Издво «Эго», 2001. –253 с.3.ОвчароваР. В. Практическая психология образования. –М.: Академия, 2003. –448 с.4.Киселева Т. Г.,КрасильниковЮ.Д. Социокультурная деятельность. –М.: МГУКИ, 2001. –40 с.5.Киселева Т.Г.,КрасильниковЮ.Д. Социокультурная деятельность. –М.: МГУКИ, 2004. –539с.

Vahrameeva Оlga,Assistant of chair of social pedagogics and social workof"Shadrinsk State Teachers’ Training Institute", Shadrinsk

[email protected] approaches of social adaptation of orphan childrenAbstract.The actual problem of socialcultural activity of boarding schools directed on process of social adaptation of orphan children and children who have remained without guardianship of parents is considered in the article. Author offers use of an individual approach during the work with orphan children. This approach includes carrying out a complex of the interconnected programs of social and pedagogical work with the use of technologies of the socialcultural activity, which main objective is a positive orientation of the identity of orphan children, increase of opportunities of social adaptation. Keywords:socialcultural activity, social adaptation, orphan children.

Марчук Юлия Николаевна

студент 3 курса, кафедра технологий социальной работы Института социального образования УрГПУ, РФ, г. Екатеринбург

Королева Светлана Викторовна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры технологий социальной работы УрГПУ, РФ, г. Екатеринбург

В современном российском обществе все более стремительными и напряженными становятся изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах жизни, которые не могут не отразиться на поведении людей, их взаимодействии с социальным окружением. На фоне происходящих изменений рушатся привычные стереотипы, мышление, утрачиваются прежние системы ценностей, что становится причиной возникновения трудностей у наиболее незащищенных и уязвимых категорий населения: стариков, детей и подростков, больных и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизнен­ной ситуации.

Политика государства направлена на сохранение ценности семьи, охрану материнства и детства. Одним из основных принципов социальной политики государства является принцип первоочередности предоставления помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Вследствие продолжающейся политической и социально-экономической неустойчивости страны число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с годами слабо сокращается. По словам уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова на 1 января 2014 года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 106 тысяч. По официальным данным прошлого года в нашей стране насчитывалось 118 тысяч. По статистике в России из 100 % сирот, покинувших стены детского дома или интерната - 90 % никогда не адаптируются к нормально взрослой жизни .

Складывается ситуация, в которой дети, получившие воспитание в специальных учреждениях, сталкиваются с трудностями в получении образования, поиске работы, принятии решений и несения ответственности за них, построении межличностного взаимодействия. Отсюда возникает проблема адаптации таких детей к социальной среде. Обычно, у человека, выросшего в традиционной семье, навыки закладываются в процессе становления личности в результате копирования поведения его социального окружения, в первую очередь семьи. Дети, воспитывающиеся в специальных учреждениях, лишены семейного воспитания, и положительные навыки поведения у них формируются с трудом.

По мнению психологов и педагогов, в домах ребенка, в детских домах, школах-интернатах, приютах не обеспечивается удовлетворение основных потребностей ребенка, что становится причиной нарушения его как физического, так и психического развития. Дети, воспитывающиеся в данных учреждениях, имеют негативные особенности в отличие от детей, растущих в семье: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, позднее и хуже складываются навыки правильного поведения и саморегуляции. Все это ведет к негативным последствиям в процессе формирования личности ребенка, и общества в целом. Такие дети слабо подготовлены к самостоятельной жизни, имеют сложности в организации своего быта, досуга, создании и сохранении своей собственной семьи .

П.Д. Павленок и М.Я. Руднева выделили личностные характеристики детей, воспитывающихся в детских домах, которые помогают сформировать портрет такого ребенка.

1. Социальный статус воспитанников детских домов такой, что они никому не принадлежат, лишены заботы со стороны родителей, не получают в полной мере психологическую и эмоциональную поддержку и не видят должного стандарта поведения от родителей. В своем поведении они ориентируются на официально-принятые нормы, которые носят условный характер. Все это отрицательно складывается на их общем развитии.

2. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, часто имеют отклонения в физическом и психическом развитии, которые могут являться следствием наследственных факторов. Сюда можно отнести низкий уровень интеллекта, проблемы речевого развития и развития личности в целом. Для воспитанников государственных учреждений характерно также неуравновешенное поведение, слабо развитые память, внимание, мышление, слабая социальная активность и плохо сформированные связи с социальным окружением. Данная категория детей характеризуется высокими показателями заболеваемости в отличие от детей, растущих в семье.

3. Из-за отсутствия родительской любви у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, плохо развито умение сопереживать окружающим его людям. Для них свойственна повышенная потребность во внимании со стороны взрослых, при неудовлетворении которой у детей возникает психологический дискомфорт, они ощущают себя ненужными. У воспитанников детских домов слабо сформированы навыки общения и установления контакта, как со сверстниками, так и с взрослыми людьми, что становится причиной замкнутости и недоверия к внешнему миру.

4. Дети, воспитывающиеся вне семьи, не принимают себя как личность, поэтому для самоутверждения в социальной среде они часто применяют силу, агрессию, их поведение зачастую является асоциальным. Они не берут во внимание нравственные нормативы поведения, не осознают свои права и обязанности перед обществом. В своих жизненных трудностях, неудачно сложившихся обстоятельствах они винят свое социальное окружение.

5. У данной категории детей с трудом формируются представления о своем будущем. Из-за изоляции от общества и слабо развитой коммуникабельности они с трудом выстраивают отношения в социуме, что приводит к сложностям в получении образования, выбора будущей профессии, построении отношений с противоположным полом, созданием своей семьи и в воспитании детей .

Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, их развитие и здоровье имеют много негативных особенностей на каждом этапе становления личности, что в конечном итоге влияет на его вхождение во взрослую жизнь, социальную адаптацию.

Под социальной адаптацией Л.В. Мардахаев понимает активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе .

На основе данного определения можно выделить следующие признаки социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

· овладение механизмами социального поведения и освоенность норм и правил, принятых в обществе;

· включенность личности в процесс обучения и желание получать новые знания, умения и навыки;

· активность в отстаивании своих интересов и взглядов, осознание своей ценности и значимости;

· способность обеспечить самоконтроль и уверенность в себе, своих решениях;

· проявление самостоятельности и инициативы, ясное представление своего будущего, постановка целей;

· устойчивость социальных связей индивида;

· развитость таких качеств, как активность и автономность.

Определив признаки социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно выделить проблемы в процессе адаптации выпускников специализированных учреждений к социальной среде. П.Д. Павленок и М.Я. Руднева выделили следующий ряд проблем:

Одна из проблем - это профилактика здоровья. В специальных учреждениях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся под медицинским контролем и получают должное медицинское обслуживание. Но при выходе во взрослую жизнь у них плохо развиты навыки личной гигиены, профилактики распространения заболеваний.

Следующая проблема - жилищная. При наступлении совершеннолетия молодым людям приходится покинуть специальное учреждение, начинать вести самостоятельную жизнь, вести свое хозяйство и строить свою семью, не имея собственного жилья. Сокращается доля государственного строительства, что ухудшает положение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства не выполняют в полной мере своих обязательств по закреплению жилой площади за данной категорией граждан.

Еще одна проблема - это проблема выбора сферы профессиональной деятельности, которая бы соответствовала особенностям личности воспитанников и отвечала запросам рынка труда. Из-за сложности поступления в высшие учебные заведения возникает проблема трудоустройства. Большинство выпускников устраиваются на работу не по собственному желанию, а по направлению от руководителей учреждения. Девочки зачастую направляются на обучение в педагогические, музыкальные, текстильные техникумы, а мальчики - в технические учебные заведения .

Проблемой также является то, что из-за пребывания в условиях, отличающихся от реальной жизни, у выпускников специальных учреждений слабо сформировано представление о настоящей семье и семейных ценностях. Поэтому возникают трудности в построении отношений с противоположным полом, своей семьи и воспитании собственных детей. Они испытывают трудности в принятии самостоятельных решений и часто нуждаются в совете, обращаются за помощью к друзьям, родным, не имеющих достаточного жизненного опыта, что может привести к ошибочным действиям и формированию антиобщественного поведения.

Важной проблемой является также и то, что в юношестве вследствие нарушения общения с взрослыми и сверстниками у данной категории детей возникает недоверие к людям, замкнутость, отчужденность, низкая социальная активность, желание не привлекать к себе внимания, что отрицательно сказывается на процессе социализации личности. Формируется потребительское отношение к близким, государству и обществу в целом, стремление удовлетворять свои желания, потребности без учета мнения окружающих, что сопровождается слабо развитым чувством ответственности за свои действия и нежелание понять и принять к исполнению общественные нормы и правила. У них отсутствуют сформированные планы на свою будущую жизнь, ценности и нормы поведения, они могут злоупотреблять алкогольными, наркотическими и токсическими веществами.

Юношество - это переход к самостоятельной жизни, которого данная категория молодых людей боится из-за отсутствия поддержки со стороны близких и увеличения самостоятельности и ответственности за свою жизнь. Им сложно найти свое место в жизни, свое предназначение, осознать значимость своей личности.

Каждый возрастной этап и переходные периоды между ними ведут к определенным переменам личности, к формированию психологических новообразований и смене ведущего вида деятельности, которые являются результатом обучения и воспитания на конкретном этапе. Если ребенок не получил должного внимания, любви, понимания и поддержки близких, то развитие личности происходит с нарушением, что ведет к затруднениям в адаптации к социальной среде.

Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, влияет на состояние общества. Поведению детей, воспитывающихся вне семьи, свойственны вспышки агрессии, гнева, обидчивость, раздражительность. У них отсутствует чувство принадлежности к социальным институтам, что становится причиной социальной дезадаптации. Это приводит к нарушению поведения, взаимодействия с окружающими людьми, процесса обучения, получению трудовых навыков и постановки целей на будущее. Все это может подтолкнуть молодых людей к нарушению, правовых, нравственных, моральных, общественных норм.

Выделенные проблемы возможно решить посредством организации социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учреждениях, которое включает следующие направления:

· социально-медицинская поддержка;

· социально-правовое консультирование;

· профессиональная ориентация;

· социально-психологическое консультирование;

· социально-педагогическое сопровождение.

Поведя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что актуальность данной темы в сфере социальной работы неоспорима. Проблемы социальной адаптации являются наиболее сложными. Для их решения и успешного включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь, приобщения к социальным нормам, нужно изменить их образ жизни, отношения со своим социальным окружением и самим собой, научить их самостоятельно решать свои проблемы и нести за них ответственность. К сожалению, ощущение сиротства не покидает выпускников специализированных учреждений на протяжении всей жизни, они считают, что причиной их проблем стало одиночество, предвзятое отношение к ним окружающих.

Список литературы:

  1. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: учеб. пособие / Л.П. Кузнецова. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.
  2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учеб. М: Гардарики, 2005. - 269 с.
  3. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
  4. Рязанский информационный форум. Количество детей-сирот в России сократилось - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.rifinfo.ru/news/35682 (дата обращения 1.12.2014).
  5. Сироты в России - вся правда - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://droplak.ru/?p=1820 (дата обращения 1.12.2014).

«Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет…».

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

«1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств, утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом…».

Сам термин «сироты» в настоящее время используется по отношению к детям, потерявшим родителей, а также к более многочисленной категории «отказных» детей и детей, родители которых лишены родительских прав.

Многие из этих детей с самого рождения воспитываются в домах ребенка. Другие же поступают в подобные заведения в более позднем возрасте. По результатам социологических исследований, которые были проведены в домах ребенка, были выявлены три основные причины сиротства:

Дети – «подкидыши» (3%)
Дети, родители которых отказались от них по причине отсутствия условий для воспитания и материнских чувств, а также внебрачные дети (60%)
Дети из семей родителей-алкоголиков (27%)

Возможно, частично обосновывает такие цифры и изучение социально-экономического образовательного уровня родителей детей, воспитывающихся в домах ребенка. Оно показывает, что только 5% из них имеют высшее и незаконченное высшее образование, 18% — среднее специальное, 33% имеют среднее и 45% — неполное среднее и начальное образование.

Многие семьи являются малообеспеченными, особенно это касается неполных семей. Появление на свет малыша практически лишает их возможности продолжать учебу в школе, повышать свой образовательный уровень и улучшать материальное положение. Следует признать, что такая мать без посторонней помощи не может создать условий, необходимых для нормального развития ребенка.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что отношение к матери-одиночке в обществе является негативным, даже в тех случаях, когда женщина сознательно идет на это, потеряв надежду создать семью. Таким образом, общество как бы вынуждает молодую мать отказаться от своего ребенка, возложив всю ответственность за его воспитание на государство.
Особую социальную проблему представляют семьи, в которых родители страдают умственной отсталостью или другими психическими заболеваниями и не могут без посторонней помощи воспитывать детей.

В семьях алкоголиков и психически больных родителей дети получают неполноценное питание и уход, страдают от психической депривации.

В настоящее время установлено, что дети, воспитывающиеся в детских домах с рождения, имеют более низкие показатели психофизического развития, чем дети, поступающие туда в более позднем возрасте из неблагополучных семей.

Таким образом, даже неблагополучная семья чаще всего – лучшая среда для младенца, чем дом ребенка. Это свидетельствует о необходимости разработки государственных мероприятий, препятствующих необоснованному отказу от новорожденных. И, на наш взгляд, государству следует поощрять усыновление и удочерение детей-сирот. Возможно следует отказаться от запретов на усыновление или удочерение аномальных детей, ведь такой опыт уже имеется в США, где люди идут на этот шаг по гуманным и религиозном соображениям. Таким семьям в первую очередь предусмотрена необходимая материальная помощь от государства. Вероятно, при наличии соответствующей помощи постепенно отпала бы необходимость воспитания детей с тяжелыми дефектами в специальных учреждениях, а, следовательно, и необходимость в этих учреждениях.

Постепенно мы подошли к основной идеи нашего проекта: детские дома изжили себя!!!

Ребенок не может развиваться в условиях детского дома. К моменту своего выпуска в «большую жизнь» он абсолютно не подготовлен к самостоятельному существованию. Он не адаптирован к окружающей его социальной среде. Он не только с трудом сосуществует с людьми, но и абсолютно дезориентирован в вопросах планирования расходов, семейного бюджета и т.д. Причин множество, одна из них заключается в том, что дети-сироты с раннего возраста привыкли к питанию, которое им обеспечивает государство, обязательное поселение, трудоустройство сирот, всяческие льготы, да, в конце концов, психология «обделенных» обуславливает стереотип обязанности окружающих к заботе о таких детях. В некоторых детских домах дети питаются лучше, чем ребенок в семье с уровнем дохода ниже среднего (детские дома в городе – 10 грн. в день на ребенка, по области – 6 грн., а из расчета минимальной зарплаты 210 грн. в месяц кормить «семейного» ребенка на такую сумму не представляется возможным). Вторая причина – сироты не видят, как реально зарабатывают взрослые на кусок хлеба, поэтому подходить к вопросу покупки товаров с рациональной точки зрения (необходимости и приоритетности именно этого товара, его полезности, ценности, окупаемости стоимости и т.д.) получается с трудом.

Так есть ли выход? Можно ли создать условия для жизни таких детей? Много ли им надо и как же их подготовить к самостоятельной жизни?

Выход есть! Многие страны уже давно практикуют семьи, которые берут на временное усыновление (удочерение) детей-сирот из детских домов. Это идеальный вариант решения для нашей с вами проблемы. Дети живут в нормальных условиях. Они чувствуют себя частью этого мира. Они видят, как и что делают «родители» для того, чтобы иметь то, чего они хотят. Ребенок не испытывает дефицита в общении. Он может спокойно раскрывать и развивать свои способности. Он может увидеть и узнать очень много важного для него. Очень важна практическая часть пребывание ребенка в семье: ребенок учится сам себя обслуживать, то есть то, что каждый обычный ребенок привык с детства делать сам, а за детей-сирот это делает персонал детского дома. Ребенок усваивает азы ведения домашнего хозяйства. Совместный поход в магазин научит ребенка ориентироваться в совершении покупок. Сравнивать цены, полезность и необходимость тех или иных товаров. Учиться делать выбор между товарами и искать альтернативный вариант.

Без сомнений, такая практика – идеальное решение проблем детей-сирот.

Но в нашем регионе, да и во всей Украине все упирается в материальный вопрос. Мало кто из семей желающих взять к себе на время ребенка их детдома располагает средствами к его содержанию, а люди достаточно состоятельные делают это редко. В данном случае я предлагаю поступить следующим образом: на ребенка из детдома тратится как минимум 800 грн. в год из городского бюджета. А что если эти деньги, вместе с ребенком передать в семью. Этих средств как раз бы хватило для поддержания хороших условий проживания ребенка, а многие семьи при таких условиях брали детей к себе. При внедрении такой системы, я думаю, мы бы добились своей цели – социальной адаптации детей-сирот.
Конечно, все это вопрос времени, но, к сожалению, взятие на воспитание всех детей вряд ли можно обеспечить даже при очень высоком поощрении таких семей.

Что же делать с детьми, которые все-таки выросли именно в детских домах.

Обратимся к статистике и посмотрим, как разворачивается картина детей-сирот, которые окончили 9 класс.

Итак, наша задача – адаптировать тех детей, которые все-таки выросли в детдомах.

Для достижения таковой, я предлагаю создать орган управления, который я условно назову «Координационный центр» (далее К.р.). Суть его в том, что ребенок в любое время и в любом возрасте может обратиться в К.р. за советом. Советы эти будут разнопланового характера. В К.р. обязательно должны присутствовать психолог, юрист и экономист. Все эти люди обязаны оказывать консультации по любым вопросам. К.р. должен располагать базой данных всех детей-сирот с личным делом каждого ребенка. При таком подходе в каждом случае можно будет найти верное решение в зависимости от ситуации. Схема достаточно проста, но кто же реально заинтересован в эффективной работе с такими детьми? Как не допустить коррупции на этом этапе формирования личности детей-сирот? Разъясняя для себя это вопрос, я создала еще одну «подпрограмму». Студенты соответствующих курсов ВУЗов, при успешной практике, достижении результатов в таком К.р., могут рассчитывать на поощрение в будущем. Это поощрение может быть в виде престижных рабочих мест и т.д. Итак, мы создали цепь, каждое звено которой тщательно продуманно и проработано.

К.р. заинтересован в становление личности ребенка, ребенок хочет разъяснить для себя кое-какие вопросы. Вне зависимости от возраста (вплоть до 27 лет), место обучение и других факторов ребенок может обращаться в К.р. по ЛЮБЫМ вопросам.

Вывод:
Дети-сироты – одна из самых актуальных проблем нашего общества. Если сегодня мы позаботимся об их будущем, то завтра они позаботятся о будущем нашей страны.

Мне нравится!

Поддержка государством социальной адаптации детей-сирот

Социальная адаптация детей-сирот процесс подготовки детей сирот и детей, которые оставили себе остались без попечительства родителей, самостоятельный, взрослой жизни всегда являлась острая государственная проблемой.

Через систему государственного попечения охватываются практически все дети, которые нуждаются в опеке, для них создаются материальные предпосылки с целью их полноценного развития и подготовки к самостоятельной жизни.

Процесс перехода к взрослой жизни является крайне важным моментом в жизни любого юного человека. Это относится и к тем молодым людям, которые покидают учреждения интернатного типа и тех молодых людей, которые уходят из родительской семьи в самостоятельную, взрослую жизнь.

Такой переход к независимым условиям жизни связан с серьёзными психологическими стрессами.

Ещё вчерашнему выпускнику детского дома, сегодня необходимо подготовиться к самостоятельному существованию, к полной ответственности за свою собственную жизнь. Любые подростки, в том числе и все, кто вышел из относительно благополучных семей, старается разобраться в себе и определиться с намеченным жизненным путем.

Государство разрабатывает некоторые обязательства, которые призваны решать основные проблемы ребенка, такие как:

  • Обучение;
  • Воспитание;
  • Материальным обеспечением самым необходимым детей-сирот.

Но тем не менее, взрослая самостоятельная жизнь ставит перед выпускниками проблемы, которым они оказываются в реальности не готовы.

Проблемы социализации детей-сирот

Замечание 1

Выпускники интернатов и детских домов гораздо более чаще своих сверстников и благополучных семей, оказываются участниками тех или иных преступлений, становятся жертвами, зачастую теряют работу и жилье, а также значительной степени быстрее становятся алкоголиками, наркоманами жертвами суицида, в целом с трудом создают семью.

Связано это с тем, что вхождение их самостоятельную взрослую жизнь, как правило, что прежде, но достаточно большими сложностями, которое выпускник интернета не всегда проходит успешно.

Причинами таких трудностей вхождения подростка в систему сложных социальных отношений являются различными. В первую очередь это связано с неадекватным восприятием детей-сирот тех разнообразных требований, которые выдвигает им с отцом. Процесс социализации как правило затруднен и даже в случае благоприятного стечения обстоятельств, может быть неравномерно развёрнутый чреват чередой сложностей и тупиков, которые требует совместных усилий детей-сирот и специалистов.

К сожалению, организация жизнедеятельности детей в интернатах устроена так, что формирование одной позиции - позиции сироты, которого не принимают в обществе, является преобладающим.

Поэтому данная роль в течение всей жизни сироты реализуется прекрасной реализуется и удерживает детей-сирот в некой инфантильной иждивенческие позиция, что в свою очередь неизбежно блокирует проявление специальных возможностей человека.

Проблемы адаптации неизбежно вытекают из тех трудности социализации, которые трудно разрешимые.

Замечание 2

Проще говоря, дети, вышедшие из интерната, в большинстве случаев, в жизни общества могут занимать только позицию сироты, надеясь на покровительство государства, так как их психологическое состояние заточено на положение беспомощности, не приученные опираться на собственные ресурсы.

Основные направления социализации детей-сирот

Многолетний опыт работы и наблюдений можно выявить основные направления социализации, которые необходимо проводить с будущими выпускниками интернатов:

  • Основная работа в процессе в процессе социализации сирот должна проводиться в направлении формирование адекватного представления о семье и ее членов, а также взаимоотношениях внутри семьи. Здесь прекрасно подойдут сюжетно-ролевые игры, либо ситуативные беседы, проводимые за круглыми столами и занятия, конференции по самым интимным темам, которые зачастую замалчиваются педагогами. Сюда входят вопросы по взаимоотношению полов в семье, по распределению ролей мужчины и женщины. В процессе такой игры подростки могут обсуждать самые открытые вопросы, которые наиболее волнительны.
  • Крайне важным является формирование основ правосознания и правовой культуры. Выпускник должен понимать необходимость соблюдения закона и последствия неотвратимости наказания в случае его нарушения. Необходимо повышать уровень ориентированности детей в основных вопросах их прав и льгот, а также обязанности, которые они должны соблюдать в современном обществе, о том, что необходимо координировать свои действия в зависимости от того, в какой ситуации он находится, необходимо развивать умение отстаивать свои права, в случае если их не соблюдают.
  • Развитие коммуникативной компетентности также является приоритетным направлением развития детей-сирот, в том числе освоение различных форм и методов общения. Необходимо прививать осознание своих возможностей в той или иной области для успешной реализации себя в обществе в качестве профессионала. Педагог должен уделять особое внимание межличностному отношению в группах с целью помощи оценки ситуации в коллективе среди воспитанников. Таким образом, можно привить грамотно организованную и регулярно проводимую диагностику, которую должны проделывать воспитанники еще в стенах интерната.
  • Также важным пунктом в обучении подростков является возможность детьми видеть ситуацию подбирать такие способы поведения, в различных обстоятельствах, которые будут наиболее приемлемы. Необходимо формирование главных навыков умение управлять своим эмоциональным состоянием, вырабатывать определенную жизненную позицию. С этой целью, необходимо проводить тренинги и упражнения различного вида, в том числе творческие задания и работа в группе, совместный труд, проведение ситуативных бесед, в процессе которых учащиеся может раскрывать свои способности, показывать себя, с другой стороны.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Причины и лечение сутулости у подростка Причины и лечение сутулости у подростка Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес