План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию "Доброта спасет мир". Занятие по духовно-нравственному воспитанию: Путешествие в «Добросветию

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

Занятие на тему:

«Что есть добро, что зло?»

для воспитанников старшей (подготовительной) группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»

Выполнил:

воспитатель МБДОУ №16 «Колосок»

Пушкинского района

Рожко Надежда Григорьевна

Москва 2014

Практико-значимый проект. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Что есть добро, что зло?». По программе «Добрый мир» . «Православная культура для малышей»

Актуальность

Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное. Между тем, детский сад - это первое социальное место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, но от взрослых зависит, каким будет это будущее. Задача современного педагога не только овладевать нормами международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать инновационные процессы в детской среде. Воспитать в каждом ребёнке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека. Младший возраст детей предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослых, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем возрасте и роль педагога в процессе социализации личности огромна.

Цель:

Воспитание духовно-нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.

Задачи:

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

    Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших добрыми поступками.

    Формировать душевные качества: сочувствие, отзывчивость, скромность, доброта, стыд.

    Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, слушать свою совесть.

    Развивать связную речь, совершенствовать речь как средство общения.

    Развивать умение точно характеризовать ситуацию, учить высказывать предположения, делать простейшие выводы.

    Приучать детей к самостоятельности суждений.

    Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, воспитывать способность тонко различать добро и зло.

Предварительная работа :

    Путешествие с книгой, обсуждение поговорки «Добро не умрет, зло пропадет» (с 19 Хр. №2)

    Рассказ «От чего зло» (с 18 Хр. №2)

    Рассказы «Как Ваня хорошие дела делал» (с 19 Хр. №2)

    Рассказ «Хорошо что солнышко светит» (с 20 Хр. №2)

    Работа с иллюстрацией (с 16 Хр. №2)

    Беседа на тему «Добрые дела»

Словарь:

Зло, Страх, Одиночество, Голод, Душа, Совесть, Лень, Лодырь.

Материал для занятия:

Альбомный лист,

Фломастеры,

Простой карандаш,

Ластик,

Салфетки из ткани

Восковые мелки

Акварельные краски

Кисточки

Стаканы с водой

Простые карандаши

Предполагаемый результат :

С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию я надеюсь достичь следующих результатов:

устойчивость навыков поведения;

стабильность психического развития;

целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Музыкальное сопровождение :

    «Если добрый ты» (№30 сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)

    «Дорога добра» (№30 сл. Ю. Энтина, муз. М. Медкова)

Постановка проблемы:

Часто, к сожалению, приходится встречаться с детской жестокостью. Например: во время игры упал товарищ - ему больно, а у детей это вызывает смех; уронил игрушку в лужу – обидно, опять смех; ребенок не слушается маму – равнодушие. Наблюдается явный дефицит сочувствия, жалости, послушания.

Ход занятия :

Приветствие.

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваются: «Доброе утро»

Доброе утро и солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте поздороваемся друг с другом (дети поворачиваются, протягивая ладошки друг другу здороваются под музыку)

У вас у всех ладошки теплые? (ответы детей)

Да, потому что вы все поделились своим теплом друг с другом. У каждого из вас есть своя «дорога добра», моя «дорога добра» ведет меня каждый день к вам в детский сад. А куда ведет вас ваша «дорога добра»? (ответы детей)

1. Воспитатель:

Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по страницам замечательной книги «Добрый мир. Хорошо – плохо» (Хр. №2). Давайте вспомним заповеди для самых маленьких. Самая главная заповедь – послушание.

Есть такая замечательная поговорка «Добро не умрет. А зло пропадет» (с 19 Хр. №2)

А кто знает, что такое добро, зло?

Дети:

Правила жизни, которые определил Бог; нарушение правил жизни, которые определил Бог.

Воспитатель:

А помощь друг другу – доброе или злое дело?

Дети:

Доброе.

Воспитатель:

Послушание родителям и старшим – доброе или злое дело?

Дети:

Доброе.

Воспитатель:

А бывают ссоры меду детьми?

Дети:

Бывают.

Воспитатель:

А какие дела больше помнятся – добрые или злые?

Дети:

Добрые.

Воспитатель:

Значит – добро не умрет, а зло пропадет.

Я прочитаю вам рассказ «От чего зло» (с 18 Хр. №2), а после мы с вами побеседуем.

Воспитатель:

Почему животные не боялись пустынника?

Был ли он добрым или злым?

Откуда берется зло, по мнению Ворона? Голубя? Змея? Пустынника?

Почему Бог велел человеку думать о душе?

Как человеку следует заботиться о своем добром помощнике?

Воспитатель:

Ребята! Подумайте и скажите, а какие добрые дела мы можем сделать.

(Примеры добрых дел, 2-3 примера)

Вот послушайте ребята рассказ «Как Ваня хорошие дела делал» (с 19 Хр. №2)

Какие добрые дела мама предложила сделать сыну?

Дети:

Позаботиться о младшей сестре, помочь няне, покормить собачку.

Воспитатель:

Я прочитаю ещё один рассказ «Хорошо, что солнышко светит» (с 20 Хр. №2)

Почему плакал Юра?

Какой вывод сделала мама?

А вам ребята понравилось, как поступил Юра?

Каким словом можно охарактеризовать Юру?

Дети:

Лодырь.

Воспитатель:

Кто-то к нам стучит. Это пришел Доктор Айболит и предлагает поиграть в одну замечательную игру.

Д. Айболит:

Я всех животных и детей лечу лекарствами: таблетками, микстурой, уколами.

А каким лекарством можно вылечить:

Злую Бабу Ягу от злости? (кротостью, добротой)

Упрямого козлика, который не хотел уступать дорогу на мостике? (смирение, уступчивость)

Братца Иванушку, который превратился в козленочка? (послушанием)

Будьте здоровы, ребята, не болейте. А если вдруг я понадоблюсь, вызывайте - всегда помогу.

Воспитатель:

Каждое доброе дело имеет свой цвет. И наши добрые дела похожи на радугу (работа с иллюстрацией с. 16 Хр. №2)

Что нарисовано?

На рисунке изображены ступеньки – добрые качества души человека, которые приближают его к Богу. Это – вера в Бога, надежда на Его помощь, любовь к Нему, чистота и смирение (мир души). На вершине – крест, который напоминает о вечной жизни человека с Богом.

Воспитатель:

Выставляется дерево.

Посмотрите, это - то самое заколдованное дерево, о котором говорилось в сказке. Наступила осень, облетели с него волшебные цветы. Дерево, стало похоже на обыкновенное, но на самом деле оно продолжало быть заколдованным. Бывало, путники заходили в этот волшебный лес и присаживались отдохнуть под деревом. А как вы думаете, что становилось с путниками? Какими они становились? Тот, кто садился под «добрую половину» дерева- добрели душой и сердцем. Тот, кто попадал под его «злую половину», становился жестоким, злым и жадным.

Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал становились добрыми. А как мы можем предупредить людей, что нельзя садиться под вторую половину?

Что можно нарисовать (Добрые и злые цветы и развесить их на ветках) Но как же нарисовать добрый цветочек и злой? Чем отличается добрый цветочек от злого? (Цветом, характером, линией) Итак, каждому надо нарисовать один цветочек добрый и злой. Помня о том, что они должны отличаться друг от друга и по цвету, и по контуру. (Мягкому, плавно изогнутому или резкому, изломанному. Показываю образец)

Практическая самостоятельная деятельность. У вас на столах лежат кисти и краски, бумага для рисования. Давайте вспомним, как будем работать. Смочи Кисточку в воде. Излишки воды вытри о край баночки с водой. Набери краску на Кисточку. Накладывать мазки на бумагу следует, держа локоть на столе и придерживая другой рукой лист бумаги.

Не держи долго Кисточку в воде, иначе она искривится.

Проводи Кисточкой по бумаге легко, не нажимая. Сначала кончиком кисти делаем серединку цветка, а затем вокруг нее по кругу "примакиваем" лепестки. Дети выбирают два силуэта и рисуют добрый и злой цветок. Педагог оказывает нуждающимся помощь и напоминает, что цветы отличаются друг от друга. По мере выполнения работы дети наклеивают свои цветы на добрую и злую половину дерева.

Анализ. – Давайте полюбуемся нашей работай. Можем ли мы продолжить сказку? Как? А если мы перемешаем цветы, сгладим острые углы. Как можно меньше в нас будет злых качеств. Каждый человек будет стремиться быть добрее, а дерево в этом будет помогать.

Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые- дарят тепло и уют,

Добрые- в ногу со слабым шагают

И никогда спасибо не ждут.

Воспитатель:

Вот и подошла к концу наша прогулка по страницам этой замечательной книги. Я хочу вам еще раз повторить нашу поговорку «Добро не умрет, а зло пропадет». Помните эти слова и будьте добрыми.

Номинация « Лучшая разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию»

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

для детей второй младшей группы

«Доброта спасет мир!»

МБДОУ Тарасихинский детский сад «Рябинка», г.о. Семеновский, Нижегородской области

Воспитатель: Иванченко М.Н.

2017 год.

Пояснительная записка.

Актуальность: В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. Задачи духовно-нравственного воспитания ставились и ранее, во ФГОС они поставлены в области: социально- коммуникативное и познавательное развитие, и предполагают формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о ценностях нашего народа, традициях и праздниках.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.

Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами, педагогами, является развитие культуры чувств у детей.

Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно – уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют каждому ребёнку почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для него в этом мире.

Цель:

Духовно – нравственное развитие личности младшего дошкольника.

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения.

Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность).

Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.

Задачи:

Образовательные: формировать желание совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.

Развивающие: развивать эмоционально - чувственный мир детей. Расширять словарный запас, активизировать речь детей.

Воспитательные: воспитывать чувство доброты, сопереживания, дружелюбия; желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, проявить заботу.

Интеграция образовательных областей:

«Социализация»

«Познание»

«Художественное творчество»

«Коммуникация»

«Музыка».

Предварительная работа:

Чтение сказок, беседы на нравственные темы;

Прослушивание музыки «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика, Барбарики «Доброта»);

Рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций;

Беседы о православии, о православных праздниках, о добре и зле;

Просмотр мультимедийных презентаций.

Материал и оборудование: лепестки из цветного картона; бумага белая, цветные карандаши, свеча, картинки (зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка), диск с фонограммой песни «Улыбка».

Методы и приемы.

Наглядный: (показ, демонстрация)

Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра, драматизация.

Ход занятия:

(Дети заходят в группу под музыку, на экране изображено солнышко.)

Воспитатель:

Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному…

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Небу ясному…

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Люди взрослые и малыши…

Дети:

Вам привет от всей души!

Воспитатель:

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?

Ответы детей.

Воспитатель:

Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята знаете о ком или о чем можно сказать «добрый» – о человеке, людях и их поступках, о пути, встрече.

Воспитатель:

Добрый человек добрый, значит он еще какой?

Дети:

Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.

Воспитатель:

А если человек недобрый, он какой?

Дети:

Злой, грубый, жадный.

Воспитатель:

Ребята, доброту потрогать нельзя, у нее нет ни запаха, ни вкуса. Но доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека.

Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.

Воспитатель:

Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас послушать стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?

Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.

Воспитатель:

Прекрасное стихотворение. Ребята, когда вы сегодня проснулись, у всех было хорошее настроение? (ответы детей). Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам что настроение у вас хорошее. Оно улучшилось. Хотите, я отгадаю почему? (ответы детей). Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала? (ответы детей). А кто такие друзья? (дети с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением). Ребята, а какими должны быть ваши друзья? (дружные, хорошие, веселые, вежливые и так д.). А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга? (обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и так далее).

Воспитатель:

Я предлагаю вам поиграть в уже нам знакомую игру «Цветонастроение». И тогда нам сразу станет ясно у кого какое настроение. (Предлагаю детям выбрать такой цвет лепестка, который соответствует их настроению, а остальные дети угадывают. Лепестки собираем в «ромашку настроения»).

Воспитатель:

Ой, ребята, смотрите, к нам в гости пришел зайка. Да что-то он не веселый. Давайте спросим его, что с ним случилось?

Заяц:

Я ищу себе друзей. Можно я останусь с вами?

Воспитатель:

У нас все дети дружные, они не обижают друг друга. Давайте примем его в свою группу? Посмотри, зайка, какая у нас группа светлая, большая, уютная. Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем.

Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?

Дети:

Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.

Воспитатель:

Дети, а что может обидеть человека? (несправедливость, грубость, ложь, неуважительное обращение).

Можно обиду потрогать? (Нет).

Есть ли у неё запах, вкус? (Нет).

Ребята, а что может обидеть лично вас? Испытывали вы когда-нибудь обиду? (Рассказы детей).

Воспитатель:

А как вы думаете, кто наносит обиду? (Человек, его действия и поступки, его слова).

Воспитатель:

А может ли быть нарушена дружба, если кто-нибудь из ребят обзывает другого обидными словами? (Ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, а что следует сделать, чтобы восстановить дружбу? (попросить прощения, не говорить грубых слов).

Воспитатель:

Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру « Мы с тобой одна семья».

Игра «Мы с тобой одна семья»

Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Воспитатель:

Ребята, нашему зайке тоже понравилось играть, а давайте его пригласим ещё к нам в детский сад (ответы детей).

Заяц:

Ой спасибо, ребята, мне так у вас понравилось. Я очень рад, что нашёл много друзей. Я к вам обязательно приду ещё, сейчас мне пора к мамочке. Спасибо вам и до свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель:

Ребята, а сейчас посмотрите вот на эту картинку. [ 1, с.69 ] .

Что нарисовано на картинке? (Девочка молится. Она о чём–то просит Матерь Божью).

Воспитатель:

Мы не знаем, о чём она просит, но, возможно, она просит научить её прощать обидчиков.

Воспитатель:

А ещё я хочу вам рассказать о таком дне как Прощёное воскресенье. Это последний день перед Великим постом. В этот день в народе принято просить прощения перед всеми родными, близкими и просто знакомыми людьми за мелкие грехи, недоразумение или обиды. Такое воскресенье бывает всего раз в году и считается святым. Только раз в году нам даётся Божий шанс научиться прощать и просить прощения.

Дидактическая игра «Парные картинки».

Воспитатель:

Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов (показать картинки) – зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?

Дети:

Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.

Воспитатель:

Молодцы ребята!

Воспитатель:

Ребята, давайте все улыбнемся друг другу, посмотрим нежно в глаза, попросим друг у друга прощения и забудем все обиды.

Воспитатель:

Ребята, давайте сядем за столы и нарисуем улыбку ваших родных и близких, друзей.

Творческая деятельность «Улыбка».

(Дети под музыку песни «Улыбка» рисуют портреты).

Итог занятия:

Воспитатель:

Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве-доброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!».

Рефлексия .

А теперь рассмотрим все рисунки и выберем самые лучшие.

Запомните, ребята, вот эти добрые слова, которые помогают мириться и прощать все обиды.

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Список литературы:

  1. Хрестоматия 2, с. 69
  2. Шевченко Л.Л.«Добрый мир» по духовно-нравственной культуре

воспитатель Т.А.Кравченко

Тема : Золотые купола России.

Цель : формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку.

— воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.

Задачи :

1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.

  1. Создание необходимых условий для знакомства детей с русскими народными сказками.

Материал: аудиозапись колокольного звона, музыки О.Скобля «Ангел молитвы», сердечки из красного картона, презентация «Храмы России», макет храма, изображения лисицы и барашка, альбомный лист на каждого ребенка, краски, цветные карандаши, восковые мелки.

Предшествующая работа : посещение храма, рассказы воспитателя о значении храмов, слушание классической музыки (Ф. Шуберта, И.Баха), чтение рассказов из детской Библии, рассматривание икон, участие в Рождественских праздниках.

Словарная работа : глас, сноровка, целительная, поверье, загородь.

Интеграция областей : художественно – эстетическое направление, речевое, познавательное, социально – коммуникативное.

Ход нод : под звон церковных колоколов дети рассаживаются на стульях (стулья стоят полукругом).

Воспитатель читает стихотворение С.Есенина:

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля,

Понеслись удары к синим небесам,

Скрылась за рекою, белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где – то за дорогой замирает звон.

— Ребята, что вы сейчас слышали? (колокольный звон). Правильно, с давних- давних пор, церковный колокольный звон на Руси связан с приходом праздника, именно в канун его наступления и раздается звон. Люди спешат на службу в церковь. Колокол – глас Божий, музыка колоколов – это целое искусство. По разным церковным праздникам были разные звоны, не всякий человек мог стать звонарём. Для этого нужно было обладать хорошим музыкальным слухом и немалой сноровкой. В колокольных звонах таиться большая целительная сила она помогает человеку обрести душевное спокойствие, прислушаться к самому себе. Существует такое поверье, что в больших городах, где проводились богослужение с колокольным звоном, все болезненные эпидемии обходили город стороной. Вот какое действие оказывает колокольный звон. Самый большой колокол, он так и называется Царь – Колокол, установлен в Москве на Ивановской площади (показывает иллюстрацию).

— Дети, скажите, а что такое церковь? (Дом Божий)

— Для чего нужны людям церкви, храмы? (чтобы помолиться, пообщаться с Богом)

— А какие церковные праздники вы знаете? (Рождество, Пасха, Масленица, Сочельник и др.).

По всей стране, в разных городах и сёлах построены храмы, я вас прошу, усаживайтесь перед экраном, я покажу вам, какие в нашей стране есть церкви.

Показывает презентацию: (Успенский собор в г. Владимире, Троицкий собор в г. Москве, церковь Вознесения в г. Вологде, Кавказский собор в г. Пятигорске, Храм Рождественской Пресвятой Богородицы в нашем селе Арзгир и др.) – все эти храмы – исторические памятники, символы христианской веры.

— А теперь дети подойдите к макету храма: что он собой представляет? расскажите.

Примерные рассказы детей .

«Храм это такой дом, крыша у него купол, похож на сердце. На куполе рисуют святых, на стенах в храме висят разные иконы», «В храме есть алтарь – самое святое место, входить туда могут только священник и его помощники, а ещё там много икон, свечей и люстр» и т.д.

Ребята, я хочу вам напомнить одну из заповедей Библии «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» — как вы понимаете её? Правильно, нужно быть добрыми друг к другу и окружающим, не огорчать и не обижать никого. К сожаленью, мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения и трудности. Люди часто сравнивают свою жизнь с житейским морем, которое бывает бурным и хмурым с волнами, но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку. От зла нас спасает добро, от гнева – продолжают дети…, от невзгод …(терпение), от жадности…(щедрость). Я хочу предложить вам народную игру «Острова» (пока звучит музыка, вы как будто плаваете в житейском море, как только музыка затихает, вы должны найти островок (лист бумаги), занять его и придумать ему название, а название будет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни.

Проводиться игра «Острова».

Ребята, я расскажу сейчас небольшую русскую народную сказку: «Лисица и барашек». Рассказывает сказку: ночевало в загороди стадо овец. Пастухи спали, и собаки спали. Подходит лисица, смотрит через плетень, а перепрыгнуть не смеет – собак боится. Увидал лисицу барашек и спрашивает: «Чего ты ищешь?». Мал он был, и беды не видел.- Ищу сенца душистого, шепчет в ответ лиса. – А я думал ты ягнят ешь! – сказал барашек. Прыгай сюда, — вот тебе сена.- Спасибо, барашек, — говорит лиса: подойди ко мне, я тебя поцелую за это. Барашек хотел уже подойти к лисе, да собаки залаяли, и плутовка убежала в лес».

Вопросы к детям:

  1. О чём говорит эта сказка?
  2. Чему она учит нас?
  3. Какой поступок легче совершить – добрый или злой?
  4. Какой барашек в сказке?
  5. Какова лиса?
  6. Возьмите по сердечку из коробочки и подарите тому герою, который вам больше всего понравился (герои лиса и барашек прикреплены к фланелеграфу) затем подсчитываем сердечки: что побеждает добро или зло?

Ну, а теперь, дети, нарисуйте храмы нашей страны, какими вы их себе представляете, располагайтесь как вам удобно и творите. Звучит музыка О.Скобля: «Ангел молитвы» и дети рисуют. Выставка работ. «Золотые купола России».

Литература:

  1. «Букварь для народных школ» — Д.Тихомиров /Калуга, Н — Казачья. 1990г./
  2. «Золотая книга русской культуры»/В.Соловьёв, Белый город, 2007г./
  3. «Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой.- Программа/Н.Б.Кутьина, Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2004г./

«Храм души моей» — Н.А.Андриевская / Ставрополь, Сервисшкола, 2001г.

По познавательному развитию

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Зернышко»

Винокурова Н.А., воспитатель д/с №63 «Машенька» г. Старый Оскол

Цель занятия: познакомить детей со сказкой В. Сухомлинского «Одно - единственное в мире маковое зернышко», учить детей замечать красоту природы. Объяснить детям, что в природе большинство растений прорастает из семян, сорванный цветок семян не оставляет. Закрепить правила бережного отношения ко всему живому. Стабилизировать эмоциональное состояние детей, научить их прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, способствовать получению начального опыта рефлексии (самоанализа) , развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти, закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации.

Ход занятия:

Какое сегодня у нас хорошее настроение! Как много гостей пришло к нам в гости!

А теперь давайте настроимся на занятие... Психогимнастика: “Я” Я очень хороший, Послушный, пригожий. Я всеми любимый. Я богом хранимый.

Ты очень хороший, Послушный, пригожий. Ты всеми любимый. Ты богом хранимый.

Сейчас я вам расскажу одну интересную сказку про маленькое маковое зернышко. Показ сказки на фланелеграфе В. Сухомлинского «Одно - единственное в мире маковое зернышко». Несла бабушка с огорода спелые маковки. - Куда это нас несут? - перепугано зашептало в маковой коробочке одно Любопытное Маковое Зернышко. Оно высунуло свою крохотную головку в окошко, что бы посмотреть во двор, и выпало на землю. Передним открылся удивительный мир. Зернышку стало страшно. Ему казалось, что оно осталось одноединственное в целом мире. Зернышко заплакало. Потом уснуло. Увидело удивительный сон: как - будто с неба на землю падают огромные белые одеяла. Спит Маковое Зернышко. Тепло ему стало под белоснежным, зимним одеялом. Проснулась Любопытное Маковое Зернышко от тепла.

Поможем маковому зёрнышку вырасти: польём его.

Упражнение «Здравствуй, зёрнышко» (в кругу)

Облако, облако! Белое, хорошее!

Подари нам, облако, капельку дождя. (Дети протягивают руки вверх)

Маленькое зернышко

Нами в землю брошено (Дети изображают сеятелей)

Маленькому зернышку без воды нельзя.

Песенка «Дождик» с движениями

А что же случилось с маковым зёрнышком дальше?

Зернышко поднимает глазки и с удивлением заметило, что вместо головки у него - зеленый отросток. Но еще больше удивилось, что на его верхушке зацвел большой красный цветок.

А больше всего оно обрадовалось, когда увидело ещё много таких красный цветов.

Так значит я не одиноко в этом мире! - сказало Маковое зернышко и засмеялось.

Что случилось с маленьким семечком, когда его обогрели нежные солнечные лучики?

(Ответы детей) .

Что вы чувствовали, когда зёрнышко потерялось и осталось одно?

Что вы почувствовали, когда зёрнышко оказалось среди таких же цветов на маковом поле?

Вопросы к детям:

У растений есть душа?

А у кого есть душа?

Дети садятся полукругом. Их внимание обращает к себе воспитатель. На столе стоит прозрачная пустая ваза, коробочка с разноцветными камушками.

Упражнение «Наполни душу ребёнка»

Детям показывают разноцветные камешки в коробочках.

Представьте, что эта ваза означает маленького человека, который родился.

Чему мы хотели бы научить ребёнка?

Дети накладывают разноцветные камушки в вазу, проговаривая слова: Я поделюсь с ним...

  • Вежливость
  • Доброта
  • Послушание
  • Любовь к родителям
  • Любовь к природе
  • Добрые поступки
  • Сочувствие
  • Забота о ближнем
  • Радость
  • Дружба
  • Бережливость

Мы наполнили душу... и получилась яркая богатая душа.

Давайте мы тоже сделаем что-то доброе и прекрасное.

Посадка гороха в грунт

Что нам нужно для работы? (оборудование и специальная одежда) - одеть фартуки

Как можно посадить семечко? (алгоритм действий)

Вопросы во время работы:

А что ты делаешь?

Как называется эта ямка?

Что будет с семечком после посадки?

Что сейчас чувствует семечко?

Во время полива:

  • Я буду тебя любить
  • Я буду тебя хранить
  • Я буду ставить тебя на солнце
  • Я буду тебя поливать

Когда появится росток, мы пересадим его в открытый грунт. Благодаря нашей заботе мы соберём весной хороший урожай, как и в прошлом году (показать кабачки)

Подарки гостям: Наше занятие окончено. Спасибо, что посетили нашу группу. Поздравляем вас ещё раз с праздником Светлой Пасхи и дарим маленькие сувениры.

Звучит детская песня «Здравствуй, мир!» дети раздают подарки гостям.

Занятие по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ "Волшебные слова"

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задачи:
1. Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка; расширять представления детей о культурном наследии своего народа
2. Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, скромности, любовь к ближнему; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость, воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году
3. Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное, способствовать развитию чувства радостного ожидания от сюрприза
4. Активизировать словарь: Ангел, молиться, креститься.

Предварительная работа:
- Беседы о православии, о православных традициях,
- Просмотр мультимедийных презентаций,
- Разучивание стихотворений.

Оборудование: презентация-картинки «Правила для детей», Ангел в стеклянном шаре для игры «Круг вежливых слов» .
1. Введение в тему.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Случилась беда!
Дети на улице
Забыли волшебные слова!
Они заблудились,
Они намочились.
Они стали злыми, голодными!
А в чём тут беда?
Да просто дети забыли
Волшебные слова!
Простите, извините,
Вы не подскажите им,
Как быстро добраться
К мамам своим?

Детям предлагается обсудить следующие вопросы:
Какие «вежливые слова» вы знаете?
Какого человека можно назвать вежливым?
В каких ситуациях используются «вежливые слова»?

2. Чтение и обсуждение стихотворений

Ребёнок: Добрые слова.
«Доброй ночи» спать уложит,
«Утро доброе» разбудит,
«Добрый день» во всем поможет,

Но тому, кто добрым будет.

На что похожи «вежливые слова» и почему? (Примерный ответ: на солнышко, потому что каждое утро оно ласково со всеми здоровается; на дождик и т.д.)
Как вы думаете, какого цвета «вежливые слова»?

Ребёнок: Что за слово?
«Здравствуйте», «привет всем вам», «как вы поживаете?»,
Я надеюсь, вы меня часто вспоминаете?!
Без меня прожить нельзя, просто невозможно!
Что за слово я, друзья, угадать несложно.

Угадали, что это за слово?
Посчитайте, сколько раз в день вы слышите слово «здравствуйте».
Что это слово дарит людям?
Как вы думаете, что произойдет, если люди забудут слово «здравствуйте»?

Ребёнок: До свидания
Если другу на прощанье скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра новое свидание!
Это слово, как магнитик, всех соединяет
И прощаться навсегда нам не разрешает.

С кем вас соединяет слово «до свидания»? Почему люди говорят друг другу «до свидания»? Какие еще слова люди говорят друг другу при прощании?

Ребёнок: Пожалуйста
Слово это будто ключик, Золотой и сказочный,
Будто самый светлый лучик,
Звать его «пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится.
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
Как трудится слово «пожалуйста» во дворе, в семье и в садике?
Вспомните и расскажите случай из своей жизни, когда вам помогло слово «пожалуйста».
Произнесите слово «пожалуйста» так, чтобы й оно согрело даже самого хмурого человека.

Ребёнок: Спасибо
Мы спасибо говорим,
За добро благодарим:
За подарок, за заботу,
За вниманье, за работу.
Слово это слух ласкает,
Теплотою согревает.
Тот, кто всех благодарит,
Это слово говорит.
В каких ситуациях вы говорите «спасибо»? Какое слово «дружит» с этим словом? Произнесите слово «спасибо» так, чтобы человек почувствовал вашу благодарность.
3. Динамическая пауза «Вежливая просьба»
Все встают в круг.
Педагог произносит различные команды, например, поднять руки, похлопать в ладоши и т.п., но выполнять нужно только те из них, которые начинаются со слова «Пожалуйста».
4. Просмотр игры-презентации «Правила для детей»























По окончании просмотра все обсуждают значение вежливости.

5. Упражнение «Круг вежливых слов»
Дети встают в круг и, передавая друг другу Ангела, говорят вежливые слова.

6. Итог
По окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям следующее:
Вежливость украшает человека.
Вежливые слова делают людей добрее.
Вежливость важна в отношениях с другими людьми.
Вежливому человеку проще найти помощь



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео