Консультации по нравственному воспитанию дошкольников. Консультация для родителей по нравственному воспитанию «посеешь привычку…

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель воспитания:

  • Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.
  • Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле.
  • Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  • Вызвать интерес к изучению Православия и познанию отечественной культуры.

Задачи:

  • Воспитывать патриотические чувства.
  • Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства.
  • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и

психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение детей к крестьянской культуре и быту (народные песни, сказки, былины ). Педагоги нашего детского сада совместно с родителями помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом (рисунок, аппликация, декор).

Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства , связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической , так и к народной . Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.

Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). «Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям

Игра «Жизнь в лесу» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Игра «Муравьи» Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)

Игра «Добрые эльфы» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их... Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Театр теней» Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель воспитания:

  • Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  • Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Задачи:

  • Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  • Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и

Психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной- «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

В течение года знакомлю детей с народными костюмами. Со старшими дошкольниками классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации.) Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города,(села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут внуки, правнуки.

Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомлю с волшебными

сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.)

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям

Игра «Жизнь в лесу» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Игра «Муравьи» Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)

Игра «Добрые эльфы» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их... Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Театр теней» Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

Игра «Ожившие игрушки» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал. Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольника. Предполагаемый результат: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, надеюсь достичь следующих результатов:

устойчивость навыков поведения;

сформированность основ ценностных сфер личности;

стабильность психического развития;

целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


В настоящее время все большее внимание психологов, педагогов и многих других специалистов привлекает проблема нравственности. Это понятие является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии и этики.
В первую очередь, рассмотрим, что такое нравственность. Этот термин берёт свое начало от слова нрав. От латинского нравы звучат как «moralis» - мораль. Таким образом «нравы» - это те эталоны и нормы, которые приняты и руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы характеризуются не вечностью и не неизменными категориями. А они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом масс общества, т.е. общественного мнения, а не правовых положений.
Нравственность состоит в осознании выполняемых дошкольником тех или иных моральных норм и требований на основе внутренней потребности и способности следовать им в каждый момент своей деятельности и жизни. Следовательно, нравственность – это и есть усвоенная и принятая дошкольником мораль.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения.
Главным стержнем всестороннего развития личности – это успешное осуществление требует согласованности, и преемственности в воспитательной работе матери, педагогов, отца и близких людей, которые окружают ребенка.
Следовательно, возникший ценностный вакуум, без духовность, обусловленная отчуждением человека от культуры, как способа сохранения, и передачи ценностей. В данном случае характерные для нашего общества, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество и поколения старшего возраста перед опасностью моральной деградации. Значит, требуется переосмысления самой системы нравственного воспитания подрастающего поколения.
Именно в дошкольном возрасте складываются основы нравственного поведения, а кто именно может иметь большое влияние на развитие личности дошкольника, конечно мама. Поэтому перед обществом как бы стоит задача, не допустить в дошкольниках проявления детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.
В своей консультации, хотелось бы показать, как материнское отношение влияет на развитие личности дошкольника в нравственном плане.
Именно с матерью дошкольник впервые овладевает разными формами общения, что и является успешной адаптации в широкой социальной сфере в дальнейшем.
Процесс установления и развития контактов между людьми, а в первую очередь с матерью, порождаемый потребностями деятельности и включающий в себя объём информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Правильное взаимоотношение между матерью и дошкольником – важнейший фактор развития ребёнка. При нарушении этой взаимосвязи может привести к тому, что ребёнок испытывает разочарование и склоне к различным поступкам, которые считаются в обществе неадекватными.
Самое главное для матери – это окружить ребенка заботой, вниманием, лаской, чтобы на него общество на мало дифференцированные органы чувств действовало соответствующее количество нужных организму раздражителей, чтобы по мере усложнения детской психике усложнялся и нарастал объём информации.
Мать для ребенка является источником эмоционального тепла и поддержки, разумными распорядителями, образец для подражания, другом и советчиком. Также взаимоотношения зависят от различных факторов, например, от отношения матери к ребёнку, от её представления о дошкольнике и можно также подчеркнуть то, что многое зависит от характера обращения с ним. Можем отметить то, что не надо забывать о способе воздействия на ребенка – поощрение, наказание, контроль и другие.
Нравственное поведение зависит от мотивов, которые характеризуют его. Мотивы бывают разные. Мать будет прививать, и проявлять мотивы дошкольнику, такое и проявиться в нравственном поведении. Здесь можно рассмотреть различные мотивы: жертвенные, сострадание, благотворительность, справедливость и другие. Остановимся на некоторых мотивах, которые считаются в нашем обществе более важными.
Нравственная мотивация программного характера. Здесь мать является положительным примером и учит дошкольника к жизни с точки зрения программирования. То есть в этой установке ребенок всегда планирует свои поступки, свое поведение, нравственные ценности и даже свою жизнь. Он может представлять себя гением, бывает, мечтает о счастливой семейной жизни и материальном благополучии. Большую роль играет пример, отношение матери к жизни, нравственным ценностям, к поступкам и нравственным нравам. Но в тоже время ребенок и мать опираются на ряд критериев, которые показывают, как необходимо жить в этом мире.
Сострадание тоже является как основа нравственного поведения в характеристике воспитания. Суть этого мотива в том, что проявляя жалость к другому человеку, он фактически жалеет самого себя, предполагая возможным, что он в такой же ситуации может оказаться. Поэтому мать прививает ребенку в меру мотив сострадание, что возможно может привести наше общество к разумным проявлениям нравственного поведения и поступкам.
Немало важную роль играет в нравственном поведении мотив справедливость. Этот мотив характеризуется и развивается уже не только на основе морального, но и других форм общественного сознания. Следовательно, в эмоциональном плане нравственное поведение, основанное на идее справедливости, связано, прежде всего, с негативными эмоциями. Оно может проявляться, когда нарушается справедливость, т.е. возмущение несправедливыми действиями или несправедливыми общественными порядками. Справедливость также проявляется в индивидуализации личности. Мать вкладывает понятие дошкольнику и стремится показать его самовыражение. Если большая часть самовыражение проявляется в ребенке, то возможно привести к эгоизму. Такая оценка вызывает соответствующие отрицательные эмоции, которые составляют основу чувства справедливости..
Можно сказать также о жертвенных мотивах нравственного поведения. Они более далекие от влияния позитивной эмоциональной мотивации. Поведение дошкольника здесь может формироваться на основе желания избежать сильных отрицательных эмоций. Это может привести даже к альтернативе самой жизни. Например, человека не предать, даже зная, что он идет на верную смерть из – за того, что идеально представляет себе жизнь с сознанием невыполненного долга как сплошное мучение.
Таким образом , можно говорить о различных мотивах, которые характеризуют нравственное поведение дошкольника. Самое главное, мать является примером и опорой в формировании нравственного поведения. И как мать проявит свое нравственное поведение, ценности, нормы общества, так и будет дошкольник проявлять в своей жизни.
Использованная литература:
1. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки дет. Психиатра; Кн. Для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. – 207с.
2. Волосова, Е. Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни [Текст]/ Е.Волосова// Дошк. Воспитание.- 1991.-№11.- с.58-60.
3. Краткий психологический словарь/состав. Л.А. Карпенко; Под общ. Редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М: Политиздат, 1985 – 413с.
4. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. – М. Педагогика,1987 – 213 с.
5. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Издательство Института Психологии, 2003. – с.319.
6. Рамих Р.А. Материнство как социокультурный феномен. – Ростов- на Дону, 1997. – с. 227.

Наталья Сазонова
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников.»

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников

Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения . Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления Собственным поведением.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства , в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями , учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям

Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно , потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований . Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников можно рассматривать как -непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Первейшая задача родителей заключается в том , чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша . Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты» , которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей - развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства. По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств : справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Средства нравственного воспитания

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать : художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания , поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств .

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа . Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания . Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения .

Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания , лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений

4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью .

Список литературы

1. Е. А. Алябьева «Нравственно -этические беседы и игры с дошкольниками ». - М., 2007г.

2. Бабанский Ю. К. «Педагогика» . - М., - 2008г.

3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. «Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». - М : Издательский центр «Академия» , 2007г.

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети » . - М., 2005г.

5. Возрастная и педагогическая психология. // М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н. Ф. и др. ; Под. ред. Гамезо М. В. и др. - М., 2008г.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под. ред. Виноградовой А. М, 2008г.

7. Ермолаева М. В., Захарова А. Е., Калинина Л. И., Наумова С. И. Психологическая практика в системе образования. - Воронеж : НПО «МОДЭК» , 2008г.

8. Константинов Н . А., Медынский Е. Н. История педагогики. М. ,-2010г.

9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика . - М., 2008г.

10. Азбука нравственного воспитания / Под ред . И. А Каирова., О. С. Богданова. 3-е изд. -М. ,Просвещение, 2009г.

11. Дошкольная педагогика/ Козлова С. А., Куликова Т. А. ,2006г.

12. Мир детства. Дошкольник / Под ред . А. В. Запорожец. - М., Педагогика, 2007г.

13. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре . - М., Просвещение, 2008г.

14. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред . В. Г. Нечаевой. - М., Педагогика, 2006г.

Книги для детей по нравственному воспитанию .

1. «Мальчик – звезда» . Оскар Уальд

2. рассказы из «азбуки» Л. Н. Толстого («Косточка» , «Девочка и грибы» ,«Лев и собачка» , «Филиппок» и др.)

3. «Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка

4. стихи Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

5. сказки А. М. Горького,

6. «Жадина» Я Аким.

7. Б. Жидков «Обвал» , «На льдине» ,

8. Коршунов «Едет, спешит мальчик» ,

9. С. Я. Маршак «Неизвестный герой

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы» .

10. В. Осеева «Просто старушка» , «Волшебное слово»

11. Я Сегель «Как я был мамой» .

12. П. Воронько «Мальчик Помогай»

13. Д. Габе «Моя семья» .

14. А Барто «Вовка – добрая душа»

15. Р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» .

16. Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек» .

17. Е. Благинина «Аленушка» .

18. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» .

19. Н. Носов «Карасик» , «На горке» , «Огурцы» , «Заплатка»

20. В. Катаев «Цветик – семицветик» , «Дудочка и кувшинчик»

21. М. Родина «Мамины руки» .

22. Е. Благинина «Мамин день» , «Посидим в тишине» .

23. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

24. Е. Пермяк «Мамина работа»

25. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом» .

26. Л. Квитко «Бабушкины руки» .

27. С. Михалков «А что у вас?» .

28. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» .

Советы для родителей по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Правильная организация семьи - залог успешного воспитания. Место ребенка в семье коллективе.

Огромное воспитательное значение заложено в умении родителей правильно организовать жизнь в семье: трудовая обстановка, взаимоотношения взрослых, построенные на любви и взаимном уважении, их общественное лицо, социальные установки - все это оказывает сильное влияние на развивающуюся личность. Ваше отношение к окружающим людям, к работе, ваши вкусы, взгляды, привычки, поведение, любая мелочь влияют на становление характера растущего человека.

Ребенок - член семейного коллектива, он требует к себе внимания и уважения, но не слепого почитания. Ничто так не мешает воспитанию, как «особое положение» ребенка в семье.

Посоветуйте родителям следующее:

Все взрослые члены семьи ответственны за воспитание ребенка.

Не злоупотреблять запрещениями; запреты должны быть разумными и обоснованными. Когда запретов слишком много и они идут по мелочам, ребенку трудно усвоить, что можно, а что нельзя.

Быть последовательными в своих распоряжениях: дав указание, не отменять его.

Не злоупотреблять нотациями и нравоучениями - ребенок не всегда способен понять их.

Если ребенок не выполнил распоряжения, прежде выяснить причину (не понял вас, не слышал, потому что заигрался, или уклонился от повиновения преднамеренно). Выяснение причины поможет выбрать правильное решение в подходе к ребенку.

Добиваться от ребенка осознанного, добровольного послушания. Послушание под давлением родительской власти приучит его вести себя как надо лишь в вашем присутствии, а когда вас нет, он будет поступать как ему заблагорассудится.

Контролируя выполнение ребенком распоряжений взрослых, надо быть тактичным.

Грубое слово, насмешка ранят ребенка, вызывают сопротивление указанию взрослых. Хороший воспитатель никогда не дает указаний раздражительным или повышенным тоном, но добивается послушания.

Не выделять ребенка как маленького и потому пользующегося особыми привилегиями в семье. Гораздо важнее, чтобы он чувствовал свое равенство в семейном коллективе.

Не ставить ребенка в особое положение: первый кусок, лучшее место способствуют воспитанию эгоистических наклонностей.

Уметь отказывать ребенку твердо и решительно, если заметно, что его желание превышает возможности семьи или нарушает удобства старших.

Относиться к ребенку с уважением, как к равноправному члену семейного коллектива (выслушивать его мнение, предоставлять ему возможность принимать участие в семейных советах).

Закрепить за ребенком постоянный круг обязанностей и неотступно следить за их выполнением. Приучать его проявлять заботу о старших, упражнять в этом, давая конкретные поручения. «Спроси, как чувствует себя больной, не надо ли ему что?», « Проводи бабушку до лифта, открой ей дверь».

Учить ребенка быть общительным, доброжелательным со взрослыми и сверстниками; учить делиться игрушками, лакомствами с другими детьми и старшими.

Присмотреться к своему ребенку - обладает ли он качествами общественности (может ли по собственному побуждению уступить удобное место кому-либо из взрослых, умеет ли проявлять заботу о старших членах семьи без вашего напоминания, разделять общесемейные радости и огорчения и др.)

Помнить о том, что ребенок воспитывается не только тогда, когда ему объясняют, советуют, поучают, но и всеми влияниями взрослых, личностью отца, матери, бабушки, стилем семейных отношений, их суждениями об окружающем мире, отношением взрослых к труду, к общественным обязанностям. Взрослые - пример для детей. Не забывать о высокой восприимчивости дошкольников и их стремлении подражать.

Поддерживая требования и советы детского сада: успех воспитания зависит от взаимной договоренности родителей и педагогов.

Заставлять ребенка уважать себя невозможно; уважение завоевывается всем образом жизни, отношением к людям, к труду, общественным положением.

Не разрешайте дошкольнику по отношению к взрослым панибратства, грубости.

Рассказывайте ребенку о работе близких, их общественных делах; если у членов семьи имеются награды, сообщите, за что они получены.

Создавайте условия ребенку для проявления заботы о младших братьях, сестрах и родителях и для совершения им добрых поступков.

Соблюдать последовательность в требованиях к ребенку. Прежде чем спрашивать с него, надо быть уверенным в справедливости и обоснованности своих требований; не отменять решений, это допустимо лишь в исключительных случаях.

Правила, предъявляемые к ребенку, должны соблюдаться всеми членами семьи: если ребенок видит, что родителям можно, а ему нельзя, невозможно добиться желаемых результатов в воспитании.

В выборе способов воздействия на ребенка всегда надо начинать с мягких мер и только в исключительных случаях прибегать к более сильным раздражителям.

Четкий режим и содержательная жизнь ребенка - основное условие формирования положительных устойчивых привычек, предотвращающих возникновение капризов.

Маленького ребенка легко отвлечь, умелое переключение его внимания содействует прекращению капризов.

Не говорить при ребенке, что он капризен.

Не обещать детям того, что не может быть выполнено, не добиваться послушания посредством подкупа. Ребенок либо перестанет верить обещаниям, либо станет подчиняться при условии, что за это получит вознаграждение.

Не забывайте о единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых. Указание, данное одним из членов семьи, должно поддерживаться остальными, тогда ребенок не будет искать защиты то у бабушки, то у мамы или папы.

Детские капризы - результат неправильного воспитания, чаще всего они являются достоянием избалованных детей.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники