Патриотическое воспитание в школе. Важность патриотического воспитания в школе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.


Понятие «Я - патриот»

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.


Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

Уровни патриотизма


Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.

Военно-патриотические воспитание - знание военной истории страны и готовность ее защищать

Задачи патриотического воспитания на примере школы

  • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
  • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
  • Цель - воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.

Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.


Урок обществознания - один из методов патриотического воспитания

В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.

Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.


Совместные акции ко Дню Флага РФ

Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.


Составление родословного дерево - метод патриотического воспитания

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

  • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
  • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Встреча с ветеранами войны и труда - важный метод ВПВ

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.


Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.


Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.


Патриотические игры проводятся уже с первых классов

В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.


Соревнования на знание истории страны

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

  • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
  • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
  • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
  • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
  • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
  • Гуманный подход к личности ребенка.
  • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
  • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
  • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Конкурс патриотического рисунка

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Видео: Патриотическое воспитание школьников

 /  Воспитание патриотизма в детях

Как пишет слово «родина» ваш ребенок? С большой или маленькой буквы? Конечно, это не говорит об истинных чувствах к родной стране. Так нужно ли воспитывать в ребенке любовь к нашему региону, городу, Российской Федерации? И кто должен заниматься патриотическим воспитанием: родители или учителя? Поговорим обо всем подробно в нашей статье.

Вы узнаете все о патриотическом воспитании вашего ребенка. Мы расскажем о том, когда, зачем и кто должен прививать любовь к родине.

Что такое патриотизм?

Патриотизмом называют как родину для конкретного человека вообще, так и чувство преданности своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотическому же воспитанию можно дать с десяток определений, но мы остановимся на том, которое, как нам кажется, лучше всего отражает суть этого процесса. Итак, патриотическое воспитание - это систематическая деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Но если со взрослыми все понятно: кто-то получил порцию патриотизма в армии, кто-то профессионально изучал историю и военное дело — оказать влияние на взрослого человека могли очень многие факторы, то как рассказать ребенку, что любить Россию — это хорошо. И нужно ли это делать?

Свежая статистика говорит о том, что с чувством патриотизма у подрастающего поколения в наше время туговато: опросы в школах, секциях среди детей разных возрастов показывают, что молодежь не интересуется особо своей родиной, ее судьбой, историей. А чувство любви к ней практически исчезло с радаров.


Как привить ребёнку любовь к школе? Читайте в нашей статье!

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в средней школе.

Статью подготовила Прокопцова Нина Михайловна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 п. Гончарка, Гиагинского района РА, Почетный работник общего образования. Т:89184234184

Заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий.

Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей

Чувства безграничной любви к Родине В.А.Сухомлинский

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию патриотического сознания.

В МБОУ СОШ №6 разработана и функционирует Программа патриотического воспитания учащихся. Программа рассчитана на период с 2013 по 2018 гг.

Цель патриотического воспитания - развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач :

Создание научно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в школе;

Создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной службы;

Формирование у учащихся активной жизненной позиции

Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни

Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются

научность;

Гуманизм;

Демократизм;

Приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

Системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;

Многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

Направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

Тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания школьников призвана обеспечить развитие у них нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма. За классными коллективами 1-11 классов были закреплены ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, проживающие в нашем поселке. В течение года ребята поздравляют ветеранов с праздниками, оказывают посильную помощь, приглашают на классные часы и внеклассные мероприятия. С целью обеспечения преемственности поколений и продолжения лучших традиций учащиеся нашей школы принимают участие в акции «Георгиевская ленточка» и «Ветеран»: поздравляют всех жителей микрорайона праздничными листовками, посвященными Дню защитника Отечества и Дню Победы.

Традиционным стало проведение в нашей школе следующих мероприятий:

уроки мужества (ежемесячно);встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных сил;

Акции: «Письмо солдату», «Рядом живет ветеран», конкурс строя и песни, посвященный Дню победы, встречи с ветеранами педагогического труда, создание презентаций о деятельности каждого ветерана педагогического труда в п. Гончарка, проект, посвященный ветеранам ВОВ, живущим в п. Гончарке, создание документального фильма,

организация волонтерского отряда «Добрые сердца» участие и проведение акций:

Сирень Победы

Солдатская каша

Стена ПАМЯТИ

Письмо ДЕДУ.

Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Поезд толерантности(Гончарка -Гиагинская, Гончарка - Дондуковская, Гончарка -Красногвардейское)

Посещение музеев, пополнение музея экспонатами, проведение экскурсий.

Возрождение традиций: выступление коллектива «Силуэт» с коллекцией «Голубушка», фестиваль национальных культур, конкурсы рисунков на асфальте, фестиваль инсценированной песни «Песня в солдатской шинели» и «С песней легче воевалось», участие в ежегодных казачьих сборах и соревнованиях и т.д.

Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

Ежегодное участие в районных военно-спортивных соревнованиях «Патриот» и «А ну-ка, парни!», встречи с участниками боевых сражений, встречи учащихся с отслужившими в армии выпускниками.

Интернациональное - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере интернационализма.

Общешкольные линейки, посвященные:

«Воинам-интернационалистам», «Выводу войск из Афганистана», «Память детям Беслана», «Дети мира -детям войны»,участие в республиканском фестивале «Мы разные, но мы вместе», ежегодное проведение ярмарки, посвященной Дню рождению республики Адыгея, национальных блюд тех народов, которые населяют республику, посадка сада на территории школы «Возрождение черкесских садов»

Профессионально -деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.

Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально - деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Эколого-спортивная игра «Царь горы», спортивно - оздоровительная игра «Зарница», вахта памяти, посвященная 9 мая, у памятников воинам-землякам, выступление на митинге «Поминальная свеча» .

Психологическое - формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Оно включает изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в школе, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса.

Круглые столы с психологами, социальными педагогами, сотрудниками ПДН, встречи с офицерами общероссийского общества «Офицеры России»

Физкультурно-спортивное – пропаганда здорового образа жизни. Данные направления адаптированы под возрастные категории школьников: начальные классы работают на первой ступени формирования патриотического воспитания, затем работа продолжается на второй и третьей ступени соответственно.

Общешкольное мероприятие (дети и учителя) «Большие гонки», совместные с родителями мероприятия «Папа, мама, я -спортивная семья», спортивные соревнования по мини-футболу, баскетболу, волейболу, настольному теннису, шахматам, посвященные 23 февраля. Легкоатлетический забег, посвященный Дню Победы; смешанная эстафета, посвященная Всемирному дню физкультурника.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания.

Любовь к Отчизне и любовь к людям - это два быстрых потока,

Которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. В.А.Сухомлинский

Слова В.А.Сухомлинского полностью подтверждают мысль, что работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания - направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Современная педагогика подчеркивает, что процесс воспитания должен строиться как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, как организация определенных отношений между учащимися, воспитателями и окружающей жизнью. Поэтому мы можем утверждать, что комплексный подход имеет закономерный характер и является одним из принципов воспитания школьников. Он объективно требует сочетания всех сторон гармонично развивающейся личности; органической связи задач, содержания, методов и форм организации процесса воспитания; четкого согласованного взаимодействия школы, семьи, производственных коллективов и общественности; единства воспитания и самовоспитания школьников. Только при правильном учете методологической обусловленности комплексного подхода мы можем раскрыть его наиболее существенные характеристики как принципа коммунистического воспитания. Нам кажется, что в обучении объективно уже заложены возможности и факторы воспитательного влияния, но их превращение в действительность не может происходить автоматически, без умелых действий и специального внимания учителя.

Богатым источником воспитательного влияния процесса обучения является его содержание. Руководствуясь пониманием роли своего предмета во всесторонним и гармоничном развитии личности школьника, учитель выделяет в содержании образования ведущие мировоззренческие идеи, важные в воспитательном отношении понятия, законы и теории.

Воспитательное влияние процесса обучения во многом зависит и от характера учебной деятельности школьников, поэтому в качестве факторов реализации воспитания в процессе обучения выступают также и методы обучения. В тесной связи с содержанием методы обучения влияют на развитие диалектическою мышления школьников, вооружают их умением связывать обучение с жизнью. От правильного выбора и использования методов обучения зависит развитие познавательной активности школьника, образование социально ценных мотивов учения, превращение приобретаемых знаний в глубокие личные убеждения учащихся.

Активная учебная деятельность школьников протекает на уроках, лекциях, практических занятиях, экскурсиях и в других формах организации процесса обучения. Поэтому для повышения воспитательного влияния обучения важно обеспечить, при сохранении ведущей роли урока, сочетание всего многообразия форм его организации. Применение разнообразных форм организации процесса обучения обогащает палитру делового общения учащихся со своими товарищами и учителями в условиях активной познавательной деятельности. Это способствует более глубокому осознанию личной причастности к решению общественно ценных задач учебной работы.

Фундаментом научного мировоззрения являются знания, которые даёт общеобразовательная школа. Именно здесь человек знакомится с основами естественных и общественных наук, готовится к жизни и дальнейшему образованию. Мировоззрение человека отражает действительность сквозь призму общественных отношений, жизненных интересов личности, и, следовательно, содержат оценку мира человеком, направленности его мышления, чувств, поведения.

Мы можем говорить о сформированности патриотического сознания человека лишь тогда, когда данные нам знания помогли ему определить свою жизненную позицию и когда эта позиция выросла в убеждение, определяющее весь его жизненный путь. Большие возможности для этого дают предметы школьной программы.

Работа по формированию мировоззрения требует от учителя выхода за рамки урока, школы, умения связать свой предмет с жизнью, практикой. Преподавание необходимо вести так, чтобы перед школьниками стояли «задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он вовлекается».

Огромное значение в воспитательной работе отдаётся общению с природой, изучение родного края. Эта работа, ведущаяся целенаправленно всеми учителями-предметниками, имеет несколько аспектов. Значительное место в курсах биологии, географии, химии занимает разъяснение мер Российского государства по охране природы. Учитель показывает, что деятельность человека в природе должна строго соответствовать её законам. Уроки географии, химии, биологии дают первоначальные навыки научного предвидения изменений в природе при хозяйственной деятельности человека. Не остаётся без внимания экономический аспект охраны природы. С каждым годом всё более истощаются богатства недр страны. Именно поэтому необходимо научить будущих граждан ценить природный материал, научить необходимости его рационального использования и возможности его экономии и т.д.

Содержание задач по математике может быть либо отвлечённым, либо тесно связанным с окружающей жизнью, с актуальными проблемами ускорения научно-технического прогресса, развития производства, осознания роли человеческого фактора в повышении производительности труда. Особый интерес у ребят вызывают задачи на материале истории, архитектуры, культуры городов России, республики Адыгея и истории школы. Понятие патриотизма включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии научной общественной и мысли. Именно поэтому на всех уроках учащиеся школы готовят доклады о жизни и творчестве, о научных трудах выдающихся людей России, республики Адыгея и почетных жителях п. Гончарка.

Современные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. На уроках музыки учитель раскрывает школьникам глубокий смысл понятия «Родина» через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Патриотическая тема проходит буквально во всех классах с первого по восьмой. Общение с классической, народной и современной музыкой патриотической направленности обогащает мировосприятие детей, обостряет чувства и эмоции, помогает глубже чувствовать и понимать реальную жизнь и себя в этой жизни.В 2015 году педагоги МБОУ СОШ №6 прошли заочные курсы переподготовки в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ АПК и ППРО) по теме «Гражданско-патриотическое воспитание» .

Необходимо всегда помнить, что при всех богатых воспитательных возможностях процесс обучения не может решить весь комплекс задач всестороннего и гармоничного развития личности школьника. Это возможно лишь на основе неразрывной связи процесса обучения с внеклассной и внешкольной работой, на основе комплексного объединения воспитательных влияний школы, семьи, ученических организаций, общественности.


В наши дни патриотическому воспитанию в школах уделяется пристальное внимание. С самого раннего возраста детям прививают любовь и уважение к своей родине, национальной истории и культуре. Что же делается для этого?

Помимо общего интеллектуального развития учеников, расширения кругозора и получения базовых знаний из различных отраслей науки, не меньшее внимание в школах традиционно уделяется вопросам их социально-гражданского и духовного развития. Это чрезвычайно важно, ведь понятия достоинства личности и чувства любви к своей Родине, осознания ее величия и могущества, неизменно связаны между собой. Кроме того, те дети, которые получили достойное патриотическое образование, уже будучи взрослыми, понимают, что именно от них зависит дальнейшая судьба родного государства.

Что такое патриотизм?

По своей сути, настоящий патриотизм всегда гуманистичен. Он самым непосредственным образом связан с культурой межнациональных отношений и, так или иначе, предполагает уважение к другим странам и народам, их традициям и обычаям, национальным ценностям и культурно-историческому наследию. Обращаясь к вопросам патриотического образования в школах, это очень важно помнить.

Понятие патриотизма чрезвычайно многогранно и включает в себя множество аспектов. Прежде всего, это, разумеется, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Очень важным фактором является уважение и любовь к собственному языку. Каждый человек, приближающийся к моменту вступления во взрослую жизнь, должен осознавать свой долг перед Родиной, быть готовым отстаивать ее честь и достоинство, независимость и свободу в любых обстоятельствах.

Конечно же, патриотизм всегда предполагает гордость за народ своей страны, символы государства, культурные и социальные достижения, богатое историческое прошлое, традиции и обычаи народа. Укрепление могущества и расцвет Родины становится возможным только в том случае, если каждый человек ощущает ответственность за ее будущее и стремится сделать свой посильный вклад, посвятить собственный труд и способности этой цели. И, разумеется, немыслимо представить себе настоящего патриота, которому были бы чужды общечеловеческие ценности, гуманизм и искреннее милосердие.

Целесообразность патриотического образования в школах сейчас ни у кого не вызывает сомнений, ведь патриотизм не ограничивается одной лишь слепой любовью к своему государству – это целый комплекс позитивных человеческих качеств, который в будущем поможет добиться определенных высот на выбранной им стезе и стать по-настоящему достойным человеком и гражданином. И, разумеется, гармоничное развитие и воспитание ребенка нельзя представить без патриотического образования.

Какие направления должны рассматриваться в рамках патриотического образования?

Патриотическое образование школьников имеет огромное знание для государства, ведь именно от детей, которые через несколько лет станут полноправными гражданами страны, во многом зависит ее будущее. А потому классные часы, уроки и дополнительные мероприятия, которые проводятся в школах, должны затрагивать все направления:

Духовно-нравственное

Обучение в школе – один из важнейших этапов в жизни человека. Как правило, школа становится для ребенка «вторым домом». И именно здесь ему прививают такие важные человеческие качества, как честность, добросовестность, коллективизм, уважение к представителям старшего поколения, мужество, любовь к своему народу и своей Родине, мужество.

Не меньшее значение также уделяется уважению к собственной семье, родителям и семейным традициям, ведь гармоничная любящая семья – это ячейка высоконравственного, успешного и процветающего общества. Именно в школе закладывается фундамент для социальной активности, которая направлена на служение интересам Родине. Здесь же дети осознают всю важность честного труда, учатся воспринимать его как главный ключ к достижению успеха в жизни.

Также в рамках духовно-нравственного воспитания ученики должны получить положительное отношение к здоровому способу жизни, приобрести активную позицию в тех вопросах, которые касаются их здоровья. И, разумеется, получить полное представление о тех асоциальных явлениях, что подрывают физическое и духовное здоровье отдельных людей и нации в целом, научиться ограждать от них себя и своих близких.

Гражданско-правовое

Это направление обязательно предполагает изучение сложившейся государственной системы, осознание значения Конституции государства, государственной символики и гимна. Поэтапно ученики должны все лучше разбираться в правах граждан, а также в полной мере понимать тот факт, что тот, кто имеет права, всегда имеет и определенные обязанности.

Здесь же закладывается глубочайшее понимание гражданского долга, осознание ценности суверенитета, целостности и независимости того государства, где они живут, национальных интересов страны. Пристальное внимание также уделяется формированию культуры правовых отношений, тому, чтобы юные граждане всегда стремились к соблюдению прописанных в законодательстве норм. Многие из этих целей достигаются путем формирования реально действующего самоуправления в школах.

Военно-патриотическое

Военно-патриотическое направление является одним из самых сложных, но, в то же время, наиболее важных в общей системе ценностей. Оно неизменно включает в себя изучение военной истории, знание трудовых и боевых подвигов жителей области и государства в годы Великой Отечественной войны, Дней воинской славы и т.д. В школах закладывается основа для сохранения существующих воинских традиций и связи старших и подрастающих поколений защитников Родины.

Часто для учеников устраиваются встречи с ветеранами труда и войны, участниками антитеррористических актов и локальных военных конфликтов – живые примеры заставляют по-настоящему гордиться своим наследием и способствуют приобретению готовности к выполнению своего воинского долга.

Культурно-историческое

Это направление имеет сильнейшую связь со всеми, описанными выше, ведь искренне полюбить можно только то, что знаешь. Учащимся прививают любовь и уважение к своей «малой» Родине – своему родному краю и тем замечательным людям, которые живут в нем.

Часто в рамках культурно-исторического образования школьники привлекаются к работам, направленным на сохранение важных памятников трудовой и боевой славы. И здесь же закладывается фундамент для развития чувства национальной гордости, самосознания и, что не менее важно, — умения жить в мире и гармонии с людьми иных культур, религий и языков.

Мероприятия

Патриотическое воспитание учащихся ни в коем случае нельзя оставлять на уровне получения теоретических знаний. Ведь именно во время разнообразных мероприятий ребенок впервые ощущает себя настоящим гражданином своей страны, который может и желает принести ей реальную пользу. Существует множество программных мероприятий, которые способствуют укоренению патриотических чувств и осознания своего гражданского долга у представителей подрастающего поколения.

Прежде всего, это, конечно же, проведение памятных дней. День Победы, День защитников Отечества, День вывода войск из Афганистана – еще со школьных лет дети должны знать, в честь чего проводятся подобные мероприятия, гордиться бессмертными подвигами своего народа и понимать, как важно сохранить память о них для своих потомков.

Сейчас на государственном и региональном уровнях организовывается множество акций, участие в которых также помогает привить патриотические чувства и мировоззрение ученикам. Примеры таких акций – «От сердца к сердцу», «Солдатские письма», «Герои живут рядом» и т.п.

Важную роль в процессе патриотического воспитания имеет участие в спортивно-массовых мероприятиях. Легкоатлетический кросс в честь Дня Победы, «Веселые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья! », внедрение кружков «ЮИД» или «Юные пожарные», разнообразных спортивных секций, смотр строя и песни – все эти веселые и увлекательные для школьников мероприятия, помимо позитивных эмоций, несут также важную смысловую нагрузку с точки зрения воспитания здорового и патриотичного поколения.

Невозможно представить себе процесс патриотического воспитания без изучения родного края. Экскурсии в различные музеи области, туристические поездки и походы, изучение истории Родины и родного края, фольклорного наследия, богатства природы – все это очень интересно пытливому детскому уму, а также позволяет школьникам с ранних лет понимать, что их Родина – лучшее место на земле, что можно по-настоящему гордиться тем, что ты родился именно здесь. Часто администрация школ организовывает мероприятия по благоустройству территории школы, уходу за памятниками города.

Наконец, еще один интереснейший тип мероприятий – это разнообразные конкурсы. К примеру, это может быть конкурс чтецов, конкурс патриотической песни, конкурс сочинений, посвященных подвигам защитников Отечества или конкурс рисунков – практически всегда найдутся дети, желающие проявить свои таланты в подобных мероприятиях.

Роль семьи в патриотическом воспитании

Как бы хорошо ни проводились классные часы по патриотическому воспитанию, как много бы ни делала школа, самый прочный фундамент мировоззрения закладывается именно в семье. Родители также могут сделать немало для развития чувства патриотизма у детей. Отправиться с ними на экскурсию по интересным историческим местам страны, рассказать о подвигах прадедушек и прабабушек в годы войны, показать фото из семейного архива.

Кто-то из родителей, возможно, предложит своему чаду посмотреть интересный документальный фильм об исторических событиях, кто-то – покажет, как много радости можно получить, поделившись одеждой или другими вещами с детьми-сиротами и инвалидами. Все эти маленькие шажочки на пути к формированию великой личности имеют огромное значение.

Патриотическое образование детей должно происходить как в школе, так и за ее стенами, в кругу семьи. Только в таком случае ребенок сможет осознать его значимость и перенять важнейшие нравственные, культурные и гражданские ценности.

Патриотическое воспитание в школе

Введение

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, хотя и общественные и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. Положение позитивно изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», в соответствии с которой школы, учреждения дополнительного образования, социально-культурные структуры получили законодательное подкрепление своей деятельности и реальную возможность активизации работы по патриотическому воспитанию молодежи.

Показателем стабильности развития патриотического воспитания за последние годы стало широкое и значимое празднование 60-летия великой Победы, в подготовке и проведении которого одно из ведущих мест заняли образовательные учреждения страны, показав, что молодому поколению близки, дороги и понятны патриотические традиции героической национальной истории. По окончанию праздничных торжеств Правительство утвердило новую программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры дают возможность педагогам образовательных учреждений выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма. Ведь то, что каждый учитель вложит в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.

Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребности преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» (И.Ф. Харламов. Педагогика. Курс лекций).

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

Уважительное отношение к языку своего народа;

Заботу об интересах Родины;

Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства свободы и независимости (защита Отечества);

Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

Гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразделенность, неразрывность с Отечеством.

^ Природа, родители, родственник, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, уверенности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать учителям в процессе воспитания учащихся.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.

^ Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человеческому, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нём чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все ещё так, как должно быть. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.

Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, проза Л.Н. Толстого, Н.В.Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если оно отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление подражать таким людям.

^ Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.

Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-художественные вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

^ Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.

Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включили бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

^ Поведенческий и волевой компоненты патриотизма – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.

^ Основные направления патриотического воспитания в школе

С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

*Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способствовать руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

*Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

*^ Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

*Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благодарности и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

*Военно-патриотическое. Ориентированно на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

*Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а так же знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

*Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого учителя в деле воспитания молодежи.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Формы работы по патриотическому воспитанию

Книга памяти

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является создание Книги памяти. В своем составе книга имеет несколько разделов: «Равнение на героев», «Репортаж с места событий», «Наше счастливое детство».

Широкое распространение получили летописные журналы, описывающие боевой и трудовой подвиг народа. Такая работа имеет большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Летописная книга способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности школьников в процессе сбора, исследований, обработки, оформления и пропаганды материалов.

Такая работа призвана способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Мы занимаемся следующими видами деятельности:

Организуем встречи с ветеранами, собираем материал о их жизни, оформляем в Книге памяти,

Изучаем собранный материал;

Проводим сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

Проводим уроки Мужества для учащихся, их родителей, работников школы;

Оказываем содействие учителям в использовании материала в учебном процессе.

Основная функция Книги памяти – образовательно-воспитательная. Создание Книги памяти – это многогранная деятельность, направленная на повышение уровня образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм деятельности.

Листая истории славной страницы…

История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее.

Организовывая воспитательную работу, учитель учитывает, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельной схватке с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священная память о народных героях всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков; бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне.

Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость, разъяснять всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и других войнах, разоблачать фальсификаторов истории Второй мировой войны.

Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту. Историческая подготовка в определенной мере призвана решить задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса патриотического воспитания.

Историческая подготовка включает следующие разделы:

Изучение истории малой Родины (родного края);

Изучение ратной истории России и Советского Союза, истории их вооруженных сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота;

Изучение государственной и военной символики;

Изучение жизни и подвига воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества, деятельности ученых и конструкторов, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов, режиссеров и актеров, художников;

Проведение дней воинской славы России;

Увековечение памяти российских и советских воинов;

Изучение военной формы и т. д.

Краеведение – неисчерпаемый источник воспитания любви к Родине

Краеведение – наиболее действенное средство воспитания ученического коллектива. Оно учит любить землю, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, приумножать славу земли русской. Наша школа вот уже несколько десятков лет занимается вопросами краеведения. Результатом этой работы явилось открытие музейной комнаты, где представлены такие разделы «Мы память павших чтим», «Герои Советского Союза Токарёвского района», «Школа в годы войны».

Два святых места в нашем селе никогда не бывают безлюдными – памятник павшим и школьная музейная комната. Каждый учебный год начинается возложением цветов к памятному месту и экскурсией в музей для первоклассников и их родителей. Дни защитников Отечества, майские митинги в честь Дня Победы.

Большое место в нашем поиске заняла тема участия наших земляков в патриотическом почине по сбору средств на строительство танковой колоны «Тамбовский колхозник»

Краеведческая работа обогащает не только школьную историю. Дневники, фотографии, воспоминания и другие экспонаты используются учителями всех предметов. Каждый учитель по своему предмету составил экскурсии в музее. Краеведческая работа, проводимая с учащимися, способствует воспитанию у детей самостоятельной инициативы, исследовательских навыков.

К этой работе дети в нашей школе приобщаются с младшего возраста. Сначала это посещение музея, небольшие рассказы о жизни односельчан. Затем – организация тематических экскурсий, позже – приобщение к поисковой работе.

В летнее время последние годы в нашей школе действует лагерь «Наш край». Учащиеся младших классов учатся составлять гербарий, наблюдать за дикими и домашними животными, знать местные названия реки, растений. Вскоре они начинают приносить в школу все, что им кажется важным. Позже эти дети становятся активными краеведами. Наша школа малокомплектная, поэтому сложилась определенная система взаимоотношений. Краеведами у нас становятся и ученики, и учителя. Наша музейная комната постоянно пополняется.

Краеведение – неисчерпаемый источник воспитания любви к Родине. Учащиеся не только изучают свой край. У них возникает естественная потребность участвовать в общественно-полезном труде, благоустраивать памятник, озеленить свое село, охранять природу. Становясь краеведами, наши ученики постепенно начинают ощущать себя хозяевами своего края. Мы помним, что жизнь продолжается. История нашего села еще не закончена. И нам предстоит писать ее своим сердцем, умом, руками и делами своими.

ПАМЯТКА

по сбору материала для школьного краеведческого музея.

Для школьного краеведческого музея необходимо собирать:

·копии архивных документов;

·фотографии людей, исторических памятников, предметов, зданий и т. д.

·старые планы села, колхоза, школы;

·легенды о событиях, людях, зданиях;

·личные вещи участников событий;

·старые газеты, книги, журналы, грамоты;

·воспоминания участников событий;

·биографии знаменитых людей, старых жителей села;

·описание памятников, истории их появления;

·протоколы собраний, заседаний, трудовые книжки,

·орденские книжки, ордена, медали;

·грамоты ВДНХ, вымпелы, ленты, знаки и значки;

·классные журналы, дневники, тетради, словари;

·похвальные грамоты, научные работы, аттестаты;

·письма с фронта;

·старинные вещи, орудия труда, посуду;

·письменные принадлежности школьников;

·парты, счеты, горн, барабаны и т.п.

Работа с ветеранами Великой Отечественной войны

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвиге боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Книга памяти, и пополняются материалы музейной комнаты.

Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, подростки овладевают духовным богатством. Учащиеся берут интервью у ветеранов, посещают семьи, где хранится память о ветеране, записывают рассказы членов семей, а также оказывают ветеранам посильную помощь, поздравляют с праздниками.

Школьники на основе найденного материала оформляют Книгу памяти, стенды, альбомы, буклеты, мультимедийные презентации.

Взаимодействие школы и семьи

по формированию и развитию патриотизма

«Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество.

Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь кристаллизуются лучшие его качества, здесь созревает личность.

Однако многим из детей сегодня, увы, не ведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций, разорили уклад. Взрослым почти нечего передать своим детям. Вот почему на помощь семье сегодня призвана прийти школа.

Как показывают многочисленные исследования, большинство россиян идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность. Мир родины, отчего дома, родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снижает уровень напряженности и конфликтности.

Несмотря на трансформационные изменения, Россия относится в большей степени к традиционному обществу. Для нее характерно ориентирование на национальные ценности, воплощаемые прежде всего в человеческой духовности, всестороннее развитой личности, полноценной семье и здоровом образе жизни.

Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, ответственности и солидарности, любви. Мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.

У каждой состоявшейся личности, у каждого человека есть Родина. Как строятся отношения человека со своей малой и большой Родиной, Отечеством, так же должны строиться и отношения гражданина со своим государством. Интересы Родины, Отечества превыше всего. Для российского политэтнического сознания унаследовать прошлое – значит не уходить от предшествующих поколений, а идти по их путям, дорогам: с преданиями, традициями, обычаями, заветами предков.

Взаимоотношения малого отечества и большого, своей региональной, этнической родины и другой, огромной, называемой Россией, определяют во многом процесс патриотического воспитания. Этот процесс не должен замыкаться этническими, культурными, конфессиональными, хозяйственными, политическими рамками, а определяется их совокупностью, интеграцией. Каждая из этих позиций выступает в различные исторические периоды жизни личности, нации, народа, страны, государства основанием для самоидентификации, поиска собственного «я».

Гражданский патриотизм – взаимоотношения, которые возникают между гражданином и государством, человеком и Родиной.

В качестве ключевых ценностей социального мира выступают отношения взаимопонимания и поддержки. Отчий дом притягивает людей своей теплотой и открытостью, создавая возможности для самореализации и самовыражения.

Все начинается с дома, семьи. Государство начинается с семьи. Какова семья, такое и государство. Сегодня мы находимся в кризисной ситуации. И выйти из кризиса возможно лишь при возрождении духовности, а духовность присутствует лишь там, где есть вера и любовь. Вот два начала, на которых держалась во веки веков русская семья.

В этом мы убеждаемся при изучении литературных источников, где зафиксированы духовные традиции семьи. Источников таких великое множество. Из века в век авторы «Слово о Законе и Благодати», «Поучения Владимира Мономаха», «Домостроя» прилежно констатируют духовные ценности, которые лежат в основе русской семьи.

При изучении памятников литературы – поучений, житий – учащиеся видят, что все положения, лежащие в основе семьи тысячу, пятьсот, двести, сто лет назад, актуальны и по сегодняшний день, а качества, которые всегда ценились в детях, женах, отцах, являются ныне самыми ценными.

В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение духовных традиций русской семьи – истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи. Постепенно учащиеся знакомятся с категориями добродетелей и пороков. Изучают, как раньше строились взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и школой. На уроках и во внеурочное время знакомятся с Библией.

Одним из основных направлений можно считать «Краеведение». Детям предлагается изучить историю своей семьи, своего района, города. Из истории семьи, отчего края учащиеся черпают немало полезного для души. История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей.

Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Учащиеся вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.

Одним из любимых занятий у ребят является составление «Народного календаря». Это дает им представление о русском фольклоре, народных и православных праздников, которые постепенно входят в дома наших учеников.

К основам духовности учащиеся прикасаются также при изучении предмета «Мировая художественная культура», на уроках литературы. При общей установке на духовно-нравственное воспитание эти уроки являются поистине неисчерпаемым источником нравственных истин. Все русское искусство (и не только русское) на протяжении многих веков собирало по крупицам образцы духовного опыта народа.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение