Как восстановить нервную систему и психику ребенка. Как укрепить нервную систему и психику ребенка: эффективные методы, препараты и практические советы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Казалось бы, не существует аргументов в пользу физического наказания. Только прошив. Но отчего-то число детей, регулярно подвергающихся подобному „семейному насилию", не уменьшается, а, наоборот, растет. К сожалению, некоторые родители пытаются таким образом добиться послушания и уважения от собственных детей.

Сидя за столом в гостях, я заметила удивленный взгляд 3-летней Ани. Вероятно, ей не понятно слово „аплодисменты", которое упомянул в разговоре ее папа. Уже выйдя из-за стола, спрашиваю: „Ты не знаешь, что такое аплодисменты?" „Не-е". „А почему же не спросила?" На Аниных глазах выступают слезы: „Мешать нельзя, а то папа побьет".

В ребенка в прямом смысле слова вдолбили правило: к беседе взрослых нужно относиться с уважением — нельзя их перебивать. Но Аня не спросила про непонятное слово не из уважения перед отцом, а из страха перед наказанием. Сейчас для девочки безопаснее не проявлять инициативу, постепенно это станет привычкой. В ребенке разовьется пассивность, пропадет пытливость ума. А в школьный коллектив Аня придет „серой мышкой".

Бить или...?

Иногда ошибочное представление об эффективности физических наказаний создается потому, что дети часто перестают делать то, за что их бьют. Но это, к сожалению, вовсе не означает, что ребенок действительно понимает, что он плохо поступил!

Просто страх перед физической болью затмевает другие желания и стремления. Наказание в этом случае способствует развитию малодушия и трусости. Не слишком ли высока цена такого „послушания"?

Ах ты, вредина!

Ирина, воспитатель детского сада, мама 5-летнего сына, жестоко наказала мальчика ремнем за то, что он стащил деньги из ее кошелька. На вопрос: „Ты понял, что так нельзя делать?" — Миша, захлебываясь слезами, кивнул. Наказание возымело действие — к маминому кошельку он больше не притрагивался. Казалось бы, у мамы все получилось. Но ситуация имела свое (кстати, вполне типичное) продолжение.

Через некоторое время уже в бабушкином кошельке Миша стал подменять пятирублевые монеты рублями и копейками и утаивать от близких сдачу от покупки конфет. Со временем, попадая с родителями в гости, мальчик начал таскать деньги из карманов и кошельков хозяев. Ирина добилась лишь того, что порок стал тайным. Вообще появление отрицательных черт характера — серьезное последствие рукоприкладства. Ребенок может стать очень упрямым: упрямство формируется из протеста насилию.

Если родителям удастся совершенно подавить волю малыша, из него вырастет слабый человек с дурным характером, вечно недовольный собой и окружающими, всю жизнь мстящий за свое забитое детство.

Еще одно распространенное заблуждение взрослых — миф о „злой воле" детей. Будто бы „вредничать" и не слушаться доставляет ребенку удовольствие. Нередко родители за подобное поведение принимают интерес малыша к новым вещам, желание познавать мир. Действительно, иногда даже собственного ребенка нелегко понять.

Часто папе и маме не хватает аргументов, терпения или времени убедить малыша делать так, а не иначе. Не долго думая, в ход пускается ремень. Но ведь у каждого родителя есть свои приемы убеждения , воздействия на малыша. Конечно, их применение требует сил, времени, собственных нервов.

Но ведь психическое здоровье ребенка дороже!

Бывает, что взрослые наказывают малыша не регулярно, время от времени, совершенно не придавая этому значения. Скажи таким „воспитателям", что они бьют ребенка — возмутятся. Но ведь подзатыльники, шлепки по попе, по рукам — это тоже проявления насилия. Малыш еще острее переживает чувство обиды, унижения, если при наказании присутствуют посторонние. Так, походя, можно запросто искалечить родную душу. Неужели именно такую цель преследуют родители?

Конечно же, нет. Но многим детям приходится терпеть такие мелкие телесные наказания, может быть, и не очень болезненные, но очень обидные и негативно влияющие на психику малыша. Те, кто пережили кошмар детства с побоями, знают это чувство отчуждения, возникающее между ребенком и родителем. Рождаясь, ребенок доверяет миру. Побои подрывают эту веру, особенно потому, что исходят от мамы и папы, которых малыш считает своими друзьями. Если его так предают самые близкие люди, что же ждать от чужих? В будущем уже у взрослого человека возможны проблемы в отношениях с людьми.

Страх довериться и испытать при этом боль превышает желание сближаться с другими людьми, дружить и доверять им.

Физические наказания в детстве влияют на развитие патологической сексуальности. Например, на развитие садистских или мазохистских пристрастий. Чаще всего детей бьют по ягодицам, и неизбежно затрагиваются эрогенные зоны. То есть удары приходятся по той части тела, которая со временем призвана дарить эротическое наслаждение и радость.

Получается, что из-за боли и агрессивной психологической обстановки между физическим воздействием на зоны удовольствия и чувствами в подсознании ребенка устанавливается стойкая связь. А чувства эти — страх, обида, тоска. Появление сексуальных отклонений не обязательно, но негативная ассоциация любви и боли остается в памяти ребенка. Вырастая, такие дети испытывают трудности в общении с противоположным полом, им сложно поддерживать настоящие, долгие, романтические отношения.

Некоторых родителей провоцирует на наказания то, что их самих били в детстве. Став взрослыми, они воссоздают модель воспитания своей семьи, подсознательно компенсируя свою обиду, причиняют боль собственным детям.

Так что, наказывая своих детей, папы и мамы закладывают бомбу замедленного действия по отношению к внукам. Мне приходилось разговаривать с уже взрослыми людьми, достигшими определенных успехов в жизни, чье детство было покалечено побоями.

Несмотря на жестокость родителей, они высказывали одобрение наказаний. „Ну и правильно делали, что били. Я был ужасным хулиганом, — говорит один из моих собеседников. — Где бы я сейчас оказался, если бы не родители?" Такое парадоксальное мнение можно объяснить. У малыша есть потребность любить маму, папу. Детское сознание вытесняет воспоминания о боли, страхе в область бессознательного, „обеляет" фигуры родителей. Для ребенка легче думать, что он заслужил наказание, нежели понять, что родные люди способны причинять такие телесные и душевные муки.

Так что поборникам физических наказаний не стоит обольщаться и думать, что дети действительно довольны тем, что их бьют. Счастье и благополучие детей в будущем зависит от того, каким было их детство. Дарите больше радости и любви своим малышам.

Человек рождается с потенциалом быть здоровым, уверенным в себе, но нормальная самооценка не присутствует у него в крови, она не передается генетически. Скорее наоборот: как новорожденные, так и дети более слабые, менее способны противостоять проблемам, чем старшее окружение. Маленький человек зависит от того, как родители воспитают его уверенность в себе.

Подавляющее большинство людей перешагивает порог взрослой жизни и независимости с более или менее заниженной уверенностью в себе. Родители, воспитывающие в детях здоровую самооценку, делают для малышей гораздо больше, чем различные психологические кружки, развивающие игрушки, мультивитаминные комплексы, отдых у моря вместе взятые. При этом, ответ на вопрос, как укрепить нервную систему и психику ребенка, очень прост: достаточно соблюдать несколько простых принципов.

Что такое уверенность в себе?

Откуда возникает уверенность в себе? Где ее истоки? Ответ на эти вопросы следует искать в детстве. Родители существенно влияют на то, пойдет ли их ребенок по жизни как психически устойчивый, уверенный в себе человек, знающий, чего и как он хочет достичь. Характер малыша формирует отношение к нему родителей.

Американский психолог, писатель Дэниэл Гоулман сказал: «Ребенок развивает уверенность в себе, когда родители доверяют его способностям, уважают его мнение в формировании семейной жизни. Только так он научится выражать свои пожелания и потребности. Самосознание формируется жизненным опытом».

Что означает уверенность в себе:

  • знание своего права на уважение, осознание обязанности уважительно вести себя по отношению к другим;
  • выражение и отстаивание своих чувств;
  • открытое, ясное отстаивание своего мнения, даже если другие имеют противоположные взгляды;
  • уважение мнения других;
  • открытое и свободное знакомство с другими людьми;
  • справедливое восприятие критики в свой адрес;
  • выражение своих пожеланий, потребностей;
  • умение сказать «нет».

Некоторые из взрослых людей испытали в детстве наказания, унижения, высокие требования родителей. Их собственный опыт поможет поставить себя на место ребенка, понять его чувства.

Как укрепить самооценку – основные правила

Для укрепления детской уверенности в себе важно соблюдать несколько основных правил. Они не сложные. Прежде всего, следует воспринимать ребенка, как полноценного человека, имеющего свое мнение. Также нужно повышать свою самооценку – если вы будете себя вести уверенно, станете примером для ребенка.

  • Осознайте, что все дети уникальны, не пытайтесь навязывать свои идеи.
  • Покажите свою любовь, даже если вам не нравится поведение малыша. Он должен знать, что может ошибаться: «Я поступил неправильно, но это не значит, что я плохой».
  • Не требуйте вещей, которые маленький человек в силу развития еще не способен сделать – в пять лет малыш не может убрать комнату так же, как в 15-летнем возрасте.
  • Не сравнивайте детей с братьями, сестрами, другими детьми. Это способствует конкурентному восприятию других, получению опыта из неудач.
  • Если ребенок совершает ошибку, покажите ему, как можно сделать лучше: «Послушай, может быть, попробовать по-другому?».
  • Воспринимайте детей так же серьезно, как хотите, чтобы воспринимали вас. Слушайте их, показывайте понимание.
  • Уважайте мнение ребенка, даже если оно не совпадает с вашей точкой зрения: «Я знаю, что ты думаешь по-другому. Как думаешь, сможем ли мы договориться, во сколько ты вернешься от друга/подруги?».
  • Дайте малышу почувствовать себя комфортно, когда он потерпел неудачу («Ты сейчас разочарован»), поощряйте его продолжать усилия («Попробуешь еще раз? Может быть, получится лучше»).
  • Не высмеивайте ребенка. Вы можете причинить ему боль.
  • Подчеркивайте, что важно быть довольным собой, независимо от похвалы и восприятия окружающих людей.
  • Создайте место, в котором будете регулярно рассказывать друг другу о проблемах. В этом месте каждый сможет высказать свою точку зрения.

Поддержка самооценки уже от рождения

Самый важный этап формирования уверенности в себе приходится на время, когда человек еще не осознает своей собственной идентичности – задолго до произнесения слова «мама». Решающий фактор правильного развития нервной системы – эмоциональная стабильность и отношения между родителями.

В этом контексте Даниэль Големан приводит следующий пример. Представьте себе двух матерей и их 2-х грудных детей посреди ночи в аналогичной ситуации. Малыш просыпается, плачет, хочет пить. Первая мать берет его на руки, прикладывает к груди, лелеет, терпеливо ждет, пока дите напьется. Она дает понять, что рада быть с малышом, несмотря на усталость. Младенец, удовлетворившись молоком и материнской любовью, скоро снова засыпает.

Другая мать (возможно, не желавшая рождения ребенка) реагирует на него с повышенной раздражительностью, нервозностью. Она встает резко, без положительных эмоций, во время грудного вскармливания смотрит перед собой, поглощенная собственными мыслями. Младенец чувствует напряжение, перестает пить. Мать, расстроенная из-за ненужного вставания, кладет малыша обратно в кроватку, он долго плачет.

Это две крайности, но ясно, кто из малышей будет убежден в важности своих потребностей, поймет, что мир – хорошее место для жизни. Большинство детей в некоторой степени переживают как положительный, так и негативный опыт. Но поскольку один из типов родительского поведения преобладает, у них развивается определенная форма доверия или недоверия к окружающей среде и самому себе.

«Каждое, даже едва заметное общение между ребенком и родителем, имеет некоторую эмоциональную окраску. Повторение эмоциональной связи постепенно создает у малыша собственные психологические установки, которые формируют его самооценку», – пишет Гоулман.

Уверенный в себе маленький человек более комфортно идет по жизни. Он более успешный в школе, на работе, у него больше социальных контактов, дружеских отношений. В будущем он может стать опорой для людей.

Ошибки – это нормально

Все дети любопытны и, при этом, неуклюжи, поэтому часто что-то ломают, рвут, разбивают. Позже в школе они совершают ошибки, забывают сделать уроки, неправильно решают примеры. Это естественные вещи, из которых не следует делать глобальную проблему. При правильном подходе они помогут детской психике укрепляться.

После совершенной ошибки превратите ее в полезное дело. Например, плохо решенный пример – причина сесть и посмотреть на них еще раз. Разбитая ваза приводит к объяснению того, что вращаться вокруг себя с машинкой на длинной веревке – это не очень хорошая идея и т.д.

Критикуйте поведение, но не личность в целом

Здоровая критика – это также способ укреплять психику. Это самое важное правило, но оно сложное для понимания и реализации: когда ребенок делает что-то неправильно, следует поддать критике его поведение, но никогда не личность в целом. На практике это выглядит так.

  • Неправильно: «Ты невозможный, неуважительный. Ложись спать!».
  • Правильно: «Послушай, меня злит тот факт, что ты все еще здесь. Ложись спать».

Критика – вот что укрепит нервную систему ребенка 5 лет и старше. Маленькие дети неспособны воспринимать ее должным образом.

Похвала

Заслуженная похвала – это проверенное «народное» средство повышения самооценки. Каждый человек, особенно в детские годы, должен чувствовать себя успешным. Поэтому хвалите малыша за прогрессы, которые он совершает. В области, которая у него пока не получается, ищите любую положительную мелочь, например, усилие и терпение. Оценка усилий важнее оценки результата. Результат часто зависит от других обстоятельств, влияющих на работу (сотрудничество, погода, доступность и т.д.), но усилие всегда является продуктом собственной воли.

Хвалите лично, от себя («Я рад, что ты вспомнил о Дне рождения бабушки», «Мне нравится, как ты рисуешь»).

Будьте примером

Поведение родителей сильно влияет на детей и их отношение к жизни. Если вы великодушно оставляете без внимания их ошибки, но нервничаете, ругаете себя при малейшем промахе, он будет находиться в смятении или «впитает» такое поведение. Аналогичная ситуация – критика другого родителя.

Идеальное воспитание может дать самоуверенный родитель. Но таких людей немного, как уже упоминалось выше. Осознав причины своей низкой самооценки, вы сможете улучшить восприятие мира малышом, передать ему то, что знаете, но не можете в полной мере применить.

Воспринимайте детей такими, какими они есть

А также себя, других людей. Уважайте личность, цели, способности, потребности; не судите. Каждый человек уникален. Попытка переделать кого-то недостойна, фактически она говорит ему, что он недостаточно хорош. Отсюда исходит неуверенность в себе. Ваш ребенок неуклюжий? Ну и пусть. Со временем ситуация либо улучшится, либо он преуспеет в чем-то другом (или нет), но все равно останется уникальным человеком. У него нет музыкального слуха? Ну и что? Все остальное ведь в порядке. Портить нервы себе и малышу из-за такой мелочи излишне.

Как родители могут навредить самооценке своих детей?

Один из самых важных факторов, участвующих в формировании чувства собственного достоинства ребенка, – это коммуникационные привычки в семье. Слова обладают невероятной силой. К сожалению, в большинстве семей принято употреблять множество неуместных выражений, детей и других членов семьи называть обидными словами.

На первый взгляд, невинная привычка может иметь долгосрочные последствия. Обидное обращение бессознательно вызывает психическую деградацию, вредит человеку, ранит его. Важно больше думать о том, как выражаться, особенно при детях, использовать четкие предложения, чтобы сказанные слова были поняты, обеспечили возможность разумной ответной связи (англ.: feedback).

Если ребенок что-то сломал, разбил, не следует обвинять его, называя нецелесообразными словами. Лучше обсудить с ним то, что произошло, что он сделал неправильно, что в следующий раз нужно сделать иначе.

Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

  • задержки развития;
  • раннего детского возраста;
  • синдром дефицита внимания.

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, ;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает .

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

— шизоидность и циклоидность;

— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

— попытки убить себя или навредить;

— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

— сильные тревоги, мешающие обычной активности;

— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

— употребление алкоголя или наркотиков;

— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

— перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет : родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

Мы хотим дать детям все самое лучшее, но почему-то не всегда можем им это объяснить. Как быть, когда ребенок плохо себя ведет, не слушается, игнорирует просьбы? Объясняем – он не слышит, упрямится, капризничает. Начинаем раздражаться, злиться – и постепенно переходим на крик. А как иначе с ним говорить, если по-другому не понимает!

Мы выплескиваем на детей свое бессилие, выкрикиваем то, что не можем объяснить. Возможно, на какое-то мгновение получаем желаемую реакцию: он перестал путаться под ногами, переписал пятый раз домашнюю работу, собрал разбросанные игрушки, поэтому кажется, что крик – действенный метод.

Мы прибегаем к таким методам воспитания сами и считаем нормальным крик в детских садах и школах. Но задумываемся ли мы, каково в этот момент ребенку? Какова цена такого воспитания?

Сигнал опасности. Спасайся, кто может!

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, как отражается воспитание криком на еще только формирующейся психике ребенка. Каждый человек от рождения наделен психическими свойствами – векторами. Всего векторов восемь. От того, какие вектора есть у человека, зависят его желания, мысли, способности, формируется сценарий жизни.

Свойства психики, с которыми мы рождаемся, находятся в неразвитом состоянии. То есть ребенок – это будто маленький первобытный человек, которому предстоит развиться до адекватного современному обществу уровня. И наша задача ему в этом помочь. Детство – самый важный период для становления психики человека, так как развитие векторов происходит до окончания переходного возраста (до 16-17 лет).

Самым главным условием для правильного развития ребенка является чувство защищенности и безопасности. В первую очередь он получает это ощущение от мамы, во вторую – от общей атмосферы в семье, от других ее членов. Когда мама спокойна и счастлива, когда в семье теплая и доверительная атмосфера, когда родители понимают врожденные свойства ребенка, поддерживают его, ценят его мнение, тогда ребенок чувствует себя в безопасности и нормально растет и развивается. Но даже самые благополучные условия для ребенка может перечеркнуть крик.

Крик – это сильнейший стресс для ребенка, да и для взрослого человека тоже. Причины этого кроются в нашей психике. Бессознательно мы воспринимаем крик как сигнал угрозы жизни. В древности эту роль выполнял человек с оральным вектором, криком предупреждая всех об опасности. Когда кричит человек с , бессознательное реагирует мгновенно.

В этот момент наше сознание отключается, и запускается природный механизм – спасти свою жизнь любой ценой. Человек превращается в животное, способное только на одно действие – сохранить себя во что бы то ни стало. В таком состоянии он способен в одну секунду вскочить на дерево и даже не вспомнить потом об этом. Ведь адреналин зашкаливал, сознание не работало, а значит – и память.

Что же происходит с ребенком, когда на него все время кричат? Он испытывает сверхстресс. Он не может думать, не может осмысливать происходящее. Крик – это психическая атака, которая приводит к психологическим травмам, особо тяжелые из которых вылечить невозможно. Если на ребенка постоянно орут, то его неокрепшая психика останавливается в развитии. Ребенок теряет чувство безопасности и защищенности, особенно если на него кричит мать, ведь именно от нее он должен, в первую очередь, получать ощущение стабильности и защиты.

У современных детей такой объем психики, что можно легко нанести травму криком. Даже если родители смогли перестать кричать на ребенка, то это могут делать в школе или в детском саду. Этого нельзя допускать, с этим нужно бороться. Последствия такого сверхстресса не заставят себя ждать. Крик препятствует развитию любых векторов. Но самые тяжелые последствия бывают у детей со звуковым и/или зрительным вектором.


Зрительный вектор. Крик – прямая дорога к страхам

Дети со зрительным вектором самые эмоциональные и впечатлительные. Только у таких детей страх смерти – врожденный. И проявляться он может по-разному. Именно эти дети боятся темноты, просят оставить включенным ночник, могут пугаться резких движений, расплакаться при виде клоуна в цирке. При правильном развитии зрительники обучаются переводить эмоцию страха за себя, за свою жизнь в сопереживание, сочувствие и любовь к другим. Только так они могут перестать бояться за себя.

Подвергаясь крикам, зрительный ребенок испытывает сильнейший страх за свою жизнь. В таком состоянии его свойства не могут развиваться. Воздействие криком приводит к тому, что человек навсегда остается в плену страхов и фобий, отравляющих его жизнь. Эмоциональный зрительник может реагировать на крик истерикой. Так он выплескивает наружу ужас, который охватывает его в этот момент.

Если детство человека со зрительным вектором проходит в таких условиях, то во взрослом возрасте ему будет нелегко адаптироваться в обществе. Он может быть склонен к истерикам, страдать от того, что ему тяжело выражать эмоции. Хотя в потенциале мог бы реализовать свою эмоциональность в чувственных парных отношениях, в профессии врача или какой-либо другой, где можно проявлять сопереживание и сочувствие.

Системно-векторная психология показывает, что дети со остро реагируют и тогда, когда кричат на другого. Они воспринимают это на себя, испытывая ужас, острое ощущение уязвимости и незащищенности. Именно зрительный ребенок расплачется, когда будут кричать на его друга, тем более, когда отец кричит на мать. Скандальные сцены между родителями могут значительно нарушить способность зрительника создавать зрелые парные отношения в будущем.

Звуковой вектор. До аутизма и шизофрении – один крик

Ребенок со звуковым вектором серьезный, молчаливый, задумчивый. Звуковой вектор – самый интровертированный, поэтому для правильного развития его обладателю необходимы тишина и возможность побыть одному, поразмышлять. Звуковику предстоит научиться сосредотачиваться не на себе, а на окружающем мире, а затем – и на людях. И только в тишине он может научиться это делать. Если обеспечить маленькому звуковику правильные условия для развития, то у него будет возможность развивать его абстрактный интеллект. Именно звуковики способны создавать гениальные идеи, постигать тайны мироздания, быть талантливыми изобретателями.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Здоровье вегетативной нервной системы определяет нормальное функционирование всех систем организма. Сторонники психосоматической теории убеждены, что стрессы по разным поводам неизбежно понижают локальный иммунитет разных органов, что в большинстве случаев провоцирует заболевания. Есть множество способов восстановить и укрепить психическое здоровье как взрослым, так и детям. Это может быть терапия у специалистов, прием лекарственных и фитопрепаратов. Не последнюю роль в укреплении нервной системы играет и образ жизни.

Переносимость стрессов взрослыми и детьми

Ребенок рождается с незрелой нервной системой. Интенсивнее всего ее развитие происходит в первые годы жизни. Именно нервная система помогает малышу нормально адаптироваться к окружающему миру.

Основные различия в переносимости стрессовых ситуаций у ребенка и взрослого:

  1. 1. Первые месяцы жизни у малышей формируется доверие к окружающему миру, основой которого являются взаимоотношения с родителями. Поэтому все призывы - крик, слезы, плач - не должны оставаться без ответа и помощи взрослых. Дети не плачут просто так, только когда им плохо. Родителям важно это знать и относиться к истерикам и капризам ребенка с пониманием.
  2. 2. Дети не самостоятельны. Их мозг еще не работает таким образом, чтобы они были способны придумать алгоритм решения проблемы. Им для этого необходимо участие взрослых.
  3. 3. В силу небогатого жизненного опыта дети гораздо впечатлительнее. Событие или факт, который кажется взрослым мелочью, для них является серьезной проблемой. Чтобы помочь малышу справиться со стрессом, нужно смотреть на ситуацию с позиции его мировоззрения.
  4. 4. Способы восстановления после перенесенного стресса тоже различаются. Здоровый образ жизни и сон считаются общим фактором, укрепляющим нервную систему. Но психолог, психотерапевт, хобби, развлечения детям до определенного возраста не помогут. Внимание и любовь родителей - главное, что им нужно очередь, чтобы их психика была здорова.
  5. 5. Многие события происходят с малышами впервые, поэтому для них это что-то новое и неизвестное. Даже если эмоции положительные, то все равно события сопровождаются переживаниями.

Способы укрепления нервной системы и психики

Чтобы укрепить нервную систему как взрослого, так и ребенка, нужно учитывать:

  • врожденные особенности личности - темперамент;
  • текущее состояние психического здоровья;
  • возраст и половую принадлежность;
  • возможности и условия жизни.

Большинство эффективных способов несложно реализовать в домашних условиях, если речь не идет о серьезных психических расстройствах.

Образ жизни

Здоровый образ жизни человека - лучшая профилактика, которая поможет стойко переносить все эмоциональные потрясения без лекарств. Главные его составляющие:

  1. 1. Здоровый сон. Организму просто необходимо восстанавливаться и отдыхать, а это происходит во время сна. Маленькие дети, у которых нестабильный режим сна, отличаются большей впечатлительностью и нервозностью.
  2. 2. Полноценное питание. Трансжиры, сахар, кофеин и спирт, угнетают нервную систему. Рацион человека должен состоять из большого количества овощей, фруктов, орехов, круп, нежирного мяса, рыбы, морепродуктов, яиц и кисломолочных продуктов. Питание ребенка должно быть богато медленными углеводами и белками, потому что он много двигается и быстро растет. Именно такой набор продуктов благоприятно влияет на физиологию и психику. Привычка правильно и сбалансировано питаться убережет от распространенного психического расстройства - пищевой зависимости.
  3. 3. Регулярные физические упражнения, подходящие по состоянию здоровья и темпераменту. Успокоить нервы помогут йога, дыхательная гимнастика.
  4. 4. Релакс-процедуры - можно принять теплую ванну с аромамаслами и травами, сделать массаж тела и отдельных его частей.
  5. 5. Закаливания - эти процедуры помогут укрепить ЦНС и физическое здоровье.

Режим дня, правильное питание, массаж, физическая активность и положительные эмоции - главные способы укрепления нервной системы ребенка.

Аптечные препараты

Восстановить вегетативную нервную систему и улучшить ее состояние помимо сбалансированного питания помогут витамины:

  • А, С - укрепляют нервные клетки и в общем иммунную систему;
  • Е - помогает справляться с усталостью, делает организм выносливее;
  • группы В - уменьшают нервозность и способствуют концентрации внимания, В6 укрепляет нервную систему детей, помогает при бессоннице, В12 избавляет от хандры;
  • D - повышает жизненный тонус и благоприятно влияет на настроение.

Принимать можно витамины одного вида или их комплексные составы.

Для борьбы с психическими расстройствами и для укрепления нервной системы применяют лекарственные препараты. Лучше отдавать предпочтение средствам растительного происхождения. Они выбираются в зависимости от целей и степени тяжести состояния больного. Наиболее популярные: Персен Форте, Валокордин, Афобазол.

Все препараты можно принимать только по назначению врача после комплексного обследования. В случае индивидуального подбора они способны вылечить расстройство.

Народная медицина

Укрепить нервную систему и психику можно с помощью народных средств:

  1. 1. Отвар картофеля, сваренного в кожуре. Средство благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему и успокаивает нервы. Именно в нем находится наибольшее содержание важного микроэлемента - калия.
  2. 2. Отвары трав: мелисы, ромашки, золототысячника, мяты, полыни, лаванды, пустырника. Рецепт приготовления: чайную ложку сушеной травы или смеси нескольких трав заливают кипятком и настаивают на водяной бане 10 минут. После дают остыть и настоятся и принимают либо по 2 столовые ложки трижды в день, либо добавляют в этом количестве в чай.
  3. 3. Калина. Ягоду перетереть с сахаром, дать настояться несколько дней и съедать по 3 столовые ложки в день. Можно приготовить отвар из ягод и пить по стакану ежедневно.
  4. 4. Ванны с добавлением эфирных масел хвойных и цитрусовых. Можно сделать отвар из шишек и иголок любого хвойного дерева и добавлять его в ванну.

Народные средства не принесут эффекта в случае заболеваний психики. Но они укрепят нервную систему человека, если данных патологий нет.

Сначала надо распознать поводы для беспокойства. По доктору Курпатову, причина депрессий - тревожность. Он называет 3 основных фактора и действенные техники, с помощью которых можно избавиться от проблемы:

  1. 1. Трагические события. Психотерапевт призывает соблюдать главное правило - думать о живых, то есть о себе, ведь именно человек, переживший катастрофу и утраты, остался жить в непростых обстоятельствах. Отчаяние и депрессия - не лучшая память об ушедших близких и обуза для тех, кто остался жив. Человек должен принять ситуацию и вместо того, чтобы страдать и кричать о несправедливости, вспомнить то многое, что у него осталось и строить дальше свою жизнь. Прием, который предлагает Андрей Курпатов: человек должен представить, что он сам погиб, и ответить себе честно на вопрос: "хотел бы я, чтобы мои близкие так страдали вместо того, чтобы жить дальше и вспоминать меня с любовью?"
  2. 2. Череда ежедневных проблем. Это могут быть трудности взаимоотношений с близкими, неудачи на работе, напряженное материальное положение, болезни. Необходимо признать, что эти проблемы не настолько значимые, насколько человек себе представляет, и вместо преувеличения их масштабов уменьшать их. Эффективный прием - заменить мысли "моя жизнь ничего не стоит" на "мои трудности ничего не стоят".
  3. 3. Проблема выбора. Человеку свойственно тревожится, выбирая между профессиями или способами заработка, решая: действовать или нет, говорить или молчать. В данном случае важно научиться переключаться на другие сферы: если не везет в карьере - занятая личной жизнью и наоборот. Важно во время концентрации внимания на сложном выборе не пропустить другие возможности, которые предоставляет жизнь.

Далее следует избавляться от депрессивных мыслей. Выяснив корень тревожности и посмотрев на него иначе, можно побороть саму депрессию. Доктор утверждает, что пессимистическое мышление "все плохо" - бегство от реальной жизни и очень удобная позиция для тех, кто не желает действовать, то есть для людей, остающихся в своей зоне комфорта. Со временем это переходит в привычку, а с ней бороться очень трудно. Человеку важно не верить себе в депрессивном состоянии, ведь это не его мысли, а сама депрессия. Эффективная техника: записать свои мысли, разбив их на темы "об окружающем мире", "о будущем" и "о себе" и анализировать их. Ответ на вопрос "это действительно плохо?" поможет осознать необъективность суждения "все плохо".

Никогда нельзя себя жалеть. Желание, чтобы пожалели - естественное, но оно приносит страдания, которые ведут к психическим расстройствам. Человек должен проанализировать все, что имеет - физические данные, умственные, семья, деньги на самое необходимое и признать, что этого достаточно, чтобы быть счастливым.

Занятость - самое эффективное лекарство от тревожных и негативных мыслей . Нужно организоваться: составить краткосрочные и долгосрочные планы, расписать время на каждый день. Эффективным будет занятие чем-то нетипичным для себя: можно купить домашний цветок, покормить дворовых котов, убраться в квартире и т. д. Все, что будет делать человек, должно вознаграждаться чем-то хорошим - признание и благодарность окружающих, покупка желанной вещи, подтянутое тело, вкусная еда и тому подобное. Важно хвалить себя за каждую мелочь.

Испытывая чувство вины, человек чисто обманывает себя. От этого никому легче не становится, а поступок, из-за которого происходит самобичевание, при детальном анализе видится не таким и страшным. При недовольстве поступками окружающих рекомендуется высказывать свои мысли в максимально корректной форме, но ни в коем случае не оставлять агрессию в себе.

Укрепить нервную систему помогают положительные эмоции. Умение находить их источники необходимо каждому человеку. Если возникают сомнения по поводу психического здоровья или просто трудно справиться с ситуацией самостоятельно - рекомендуется обратиться к психологу или психотерапевту.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как подстричь челку в домашних условиях? Как подстричь челку в домашних условиях? Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Как сделать красивые объемные снежинки из бумаги своими руками Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом