Краткосрочный проект на тему "осень" в старшей группе детского сада. Педология Осень в доу старшая группа

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Проект «Осень разноцветная»

Тип проекта творческий, групповой

Вид проекта. Краткосрочный(04.09. -27.09.17.)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель

Актуальность:

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их

творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Расширение представлений детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период.

Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной).

Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.

Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми

Предполагаемый результат:

Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.

Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.

Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

Развитие продуктивной деятельности детей.

Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

Развитие детского творчества.

Чтение наизусть стихотворений об осени.

Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

1 этап. Подготовительный.

Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор детской художественной литературы; подбор настольно-печатных и дидактических игр.

Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе).

Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями.

Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин…).

2 этап. Основной.

Форма работы

Беседа о осени.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

Занятие по теме" Осень

Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»; учить подбирать слова-действия к названиям растений и птиц; синонимы к глаголам.

Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень»,

Вызвать эмоциональное отношение к природе. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями

Занятие «Деревья-наши друзья»

формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

НОД рисование «Золотая осень»

Учить детей создавать осенний пейзаж, изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги. Крону деревьев изображать оттиском мятой бумаги

НОД по рисованию в старшей группе

«Осеннее дерево»

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осеннее дерево»

НОД по аппликации в "Осенние деревья".

Расширять знания детей о разновидностях деревьев; учить создавать красивый образ осеннего дерева.

Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе.

Приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.

Лепка - " Гроздь рябины»", «Что нам осень принесла?»

Формирование у детей умения создавать при помощи лепки гроздь рябины.

НОД «Путешествие в осенний лес»

Систематизировать знания детей об осени, осенних приметах и явлениях; упражнять детей в умении рассказывать об осени с использованием наглядных пособий, воспитывать любовь к природе; воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.

Чтение художественной литературы.

Пословицы, поговорки, загадки об осени

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

А. Плещеев «Скучная картина»

К. Бальмонт «Осень»

Н. Сладков «Осень на пороге»

Е. Благинина «Улетают, улетели»

Л.Толстой «Дуб и орешник»

К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

«Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,

Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания, речи, учить определять время года по его характерным признакам; воспитывать бережное отношение к природе; учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе; находить, соответствующие данному времени года предметы и оживлять композицию различными фигурками;

Экскурсия в природу «Лес, точно терем расписной ».

Познакомить детей с осенним листопадом.

Экскурсия по участку детского сада.

Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, расширять представление детей о деревьях произрастающих в нашей местности, разъяснять их значимость для жизни на земле, способствовать формированию бережного отношения к окружающей среде.

Взаимодействие с семьёй: Папка - передвижка« Осень - чудная пора».

Консультация «Как провести с ребёнком осенний день»,

Создание альбома « Мы и осень»

Итоговое мероприятие праздник «Веселые овощи»

Приложение

Беседа о осени .

Задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников,

Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, прививать любовь к природе.

Оборудование: конвертики с разрезными разноцветными осенними листочками. Карточки – иллюстрации перелетных и зимующих птиц; животных; осенние пейзажи. Мяч. Смайлики настроения.

Ход: Ребята, вы сейчас услышите загадку, попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

О каком времени года идет речь? Перед детьми карточки с изображением разных периодов времен года. Посмотрите и найдите карточки на которых изображено время года осень.

Объясните, почему вы выбрали эти карточки?

Какие приметы вы осени знаете?

Как это явление называется? (листопад) из каких слов состоит?

Какого цвета бывают осенью листья?

Что вы можете сказать о птицах?

Что происходит с днем и ночью?

Что делают животные осенью?

Ребята, посмотрите на наш календарь природы и скажите: Сколько осенних месяцев в году?

Каждый из осенних месяцев хорош. Давайте отправимся в путешествие по осени, расскажем об осенних изменениях.

Как называется первый месяц осени?

Что происходит в природе в сентябре, что может нас порадовать?

Как изменяется природа вокруг, что происходит с листьями на деревьях?

Почему они такими становятся?

Давайте поиграем в игру: “ Собери листочек”.

Дети присаживаются за столы. В конвертах разрезные листочки.

Предлагаю собрать листочки из нескольких частей.

А теперь скажите мне, какие листья на деревьях бывают осенью? (разноцветные, красные, желтые, оранжевые).

А что в сентябре может нас огорчить?

Ребята, давайте рассмотрим календарь погоды, который вы отмечали в сентябре. Каких дней было больше в сентябре?

Да было больше пасмурных, дождливых, чем ясных. По утрам стелются туманы, дни короче, а ночи длиннее.

В сентябре птицы готовятся к отлету в теплые края.

А все ли птицы улетают в теплые края, да птицы которые остаются зимовать им порой очень тяжело в лютые морозы и человек старается помочь, подкармливает птиц.

А у сентября есть еще одно название –хмурень (небо хмурится, часто солнце прячется за тучами)

Конспект осенней прогулки в старшей группе

Программные задачи:
Формировать умение видеть и замечать изменения в природе.
Закрепить признаки осени.
Развивать внимательность.
Развивать мелкую моторику, координацию движений.

Воспитывать познавательный интерес.

Ход прогулки:

Беседа об осени
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Что изменилось в последнее время?
Дети: Листья пожелтели, стало холоднее, люди стали теплее одеваться и т.д.
Воспитатель: Какому времени года соответствует такая погода и такие природные явления?
Дети: Осени
Воспитатель: Да, наступила осень. Всю землю покрыли опавшие с деревьев листья. Поэтому осень называют «золотой». Присмотритесь и понаблюдайте, листья с деревьев падают по-разному: один летит к земле, другой кружится, кружится и медленно опускается на землю. Давайте, попробуем взять листок и опустить его в воздухе.
Опыт «Как падает осенний лист»
Вывод: Листья очень легкие, поэтому они летят медленно
Воспитатель: Когда дует ветер, и много листьев с шуршанием падает на землю, это явление называется листопадом. Давайте рассмотрим листья, все ли они одинаковые?
Дети: Нет, они разные.
Воспитатель: Верно, они разные. Листья берёзы аккуратные, по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием или почти усечённые, гладкие.

Листья ивы удлинённые, узкие, заостренные с обоих концов.

Дубовые листья продолговатые, лопастные, на коротких черешках, с выступающими прожилками.

Вот такие яркие подарки дарит нам осень – опавшие, разноцветные, красивые листья. А вы любите осень?
Дети: Да
Воспитатель: А за что вы любите осень?
Дети: За красивую природу, за яркий наряд деревьев и т.д.
Воспитатель: Вы чувствуете, как пахнет осень? Давайте насладимся ее запахом
Дыхательная гимнастика
Медленный вдох и три выдоха рывками. Выполняется три раза.
Воспитатель: Чем пахнет осень?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Запомните, как пахнет осень, ведь она будет недолго. Скажите, а какой сейчас месяц?
Дети: Октябрь
Воспитатель: Правильно. В октябре листья с деревьев окончательно опадают и теперь мы увидим листочки на деревьях только весной. Давайте соберем осенние листья и отнесем их в детский сад, чтобы зимой делать из них разные поделки и аппликации.
Игра «Соберем листочки»
В одну корзинку собираем желтые листья, во вторую – оранжевые, а в третью – зеленые.
Дети собирают листья.
Воспитатель: Молодцы, сколько листочков собрали. Я думаю, что наши поделки получатся яркими и красивыми.
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу, на нем лежат листья. Составьте для осени красивый узор из листьев.
Дети составляю на свое усмотрение.
Воспитатель: Посмотрите, на земле выложена узкая дорожка из камешков, нам нужно пройти по узкой дорожке, не задевая камней.
Дети становятся друг за другом и проходят по выложенной из камней дорожке.
Воспитатель: Молодцы! Вы такие ловкие и умелые. Мне кажется, что вы можете очень много, а вот сможете ли вы поймать листок. Это мы сейчас проверим.
Подвижная игра «Поймай листок»
Дети пытаются поймать листок, висящий на ветке или летящий по воздуху.
Воспитатель: Ребята, осень – холодное время года. Нам нужно беречь свое здоровье, поэтому, я принесла сегодня один из даров осени – лук. В луке много витаминов. И, для того, чтобы не болеть его нужно есть. Предлагаю отведать его сегодня за обедом, после прогулки.

НОД рисование «Золотая осень»

Программное содержание: Учить детей создавать осенний пейзаж, изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги. Крону деревьев изображать оттиском мятой бумаги. Закреплять умения рисования нетрадиционным способом, в рисовании концом кисти тонких веток. Формировать навыки использования рациональных приемов при рисовании Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость, доводить начатое дело до конца.

Материал: Образец воспитателя, краски гуашь, кисточка №4, голубые листы. Штемпельные подушечки, пропитанные гуашью желто-оранжевого, красного цветов. Комки мятой бумаги, влажные салфетки; персонаж Незнайка.

Предварительная работа: Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень». Чтение стихов об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева; слушание произведения П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня». Чтение худ. Произведений «Листопадничек» И. Соколова – Микитова, «Лес осенью» А. Твардовского; экскурсия в осенний парк, беседа об осени, пение песен, загадывание загадок; рисование осеннего дерева; изготовление комочков бумаги.

Ход занятия:

Мы все в сборе, Начинаем занятие вскоре.

Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.

Любят дети за природой наблюдать. Чтоб потом увиденное нарисовать.

Ребята, послушайте загадку, отгадав ее, вы узнаете тему нашего занятия.

Утром мы во двор идем, Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят И летят, летят, летят. –

О каком времени года загадка? (об осени)

А вот как поэт А. С. Пушкин сказал об этом времени года:

Унылая пора!

Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса…

Такие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт.

А художники? Многие художники любят рисовать лес, парк в осенние ясные дни.

Они подбирают для своих картин яркие краски. Рисуют голубое небо, темные стволы деревьев, рядом с которыми особенно яркими кажутся желтые, оранжевые и красные листья. Картины получаются радостными. –

Сегодня мы тоже будем рисовать парк в осенний ясный день.

Раздается стук в дверь, входит Незнайка. –

Здравствуйте, ребята! Я случайно услышал, что вы будете рисовать и мне очень захотелось к вам на занятие, ведь я до сих пор не умею рисовать деревья. Вы меня научите? –

Научим ребята Незнайку? –

Придвиньте к себе листы бумаги. На листах уже есть голубое небо и широкая полоса земли (травы). На такой полосе земли можно нарисовать деревья, которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше. Если дерево близко, где вы его нарисуете? А если дальше? Чтобы успеть нарисовать три-четыре дерева, сначала нарисуйте стволы и ветки всех деревьев; а потом уже на всех деревьях будете рисовать листву (крону). Деревья изображайте высокими. Постарайтесь нарисовать так, чтобы у вас весь лист был заполнен изображениями.

А листву (крону) мы будем учиться рисовать оттиском смятой бумаги. - Мы будем макать комочки мятой бумаги в подушечку, пропитанную краской и наносить легким оттиском на деревья. (Очень сильно мочить комочки не надо).

Незнайка: «Как интересно, а я так смогу?» -

А ты смотри и запоминай. Так можно быстро нарисовать листву деревьев. (Но надо постараться рисовать аккуратно). На земле тоже листья, рисуем таким же способом. Сейчас вы сами приступите к рисованию. С чего вы начнете рисовать? - С рисования стволов и веток. - Далее рисование листьев на деревьях и земле.

Давайте на листе бумаги прорисуем контур дерева.

Молодцы, у вас получилось, можете рисовать краской. Ты, Незнайка, встань здесь и смотри, как дети будут рисовать.

Физминутка: Упражнение «Падают листья»

Падают, падают листья, В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья, По ветру вьются, летят.

В руки возьмем по корзинке, В лес за грибами пойдем.

Пахнут пеньки и тропинки, Вкусным осенним грибком.

(Дети выполняют движения, согласно тексту, в кругу)

Продолжение практической деятельности.

Анализ детских работ: Спросить: «Можно ли узнать, какое время года нарисовано на рисунках? Как вы узнали, что осень? Какой осенний день нарисован – ясный или пасмурный? Как об этом можно узнать по вашим рисункам? (голубое небо, яркая листва). Можно ли назвать то, что вы изобразили, «золотой осенью»? Почему можно?. Подтвердить высказывания детей, что в их рисунках больше всего желтых, оранжевых красок, которые напоминают цвет золота.

Незнайка благодарит за то, что дети научили его рисовать осенние деревья. Дети дарят один рисунок на память Незнайке. Незнайка прощается и уходит.
НОД по рисованию «Осеннее дерево»

Программное содержание: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осеннее дерево»

Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»

Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным

Развивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетического вкуса

Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве

Оборудование: Панно с осенним деревом без листьев для коллективной работы

Гуашь, салфетки, вода, кисти

Корзинка с натуральными листьями (береза, липа, дуб, клен)

Стихи, музыка П.И.Чайковский «Времена года»

Предварительная работа:

Экскурсии по участку детского сада и в осенний парк

Рассматривание осенних иллюстраций

Чтение стихов об осени

Беседы с детьми об осени и осенних явлениях

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям фотографии осенней природы с характерными цветами осени.

Лес разделся

Неба просинь

Это время года…осень

Осень разной бывает: хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй – как настроение.…Давайте передадим, друг другу доброе настроение и настроимся на совместную творческую работу! Передадим улыбку по кругу…. (передавая гриб, яблоко и т.п. передаем улыбку друг другу)

Дидактическая игра «Художник по имени Осень»

Посмотрите на эти листочки – они многоцветные. Какие краски больше всего любит Осень? Подбери среди красок художника похожую цветовую гамму.

Динамическая пауза «Мы по лесу шли…»

Вносим корзинку с натуральными листьями. Это подарок Осени. Воспитатель читает стихотворение и раскладывает листочки на пол.

Осень в гости к нам пришла

Дождь и ветер принесла

Ветер дует, задувает,

С веточек листву срывает.

Листья по ветру кружатся

И под ноги к нам ложатся

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем…

ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»

Дети становятся в круг, двигаясь по кругу произносят слова, находят тот листок, о котором говорится в тексте.

Мы по лесу шли, мы листок нашли,

Мы по лесу шли, мы дубовый лист нашли….

… листик липовый нашли…

…от березы лист нашли…

…мы кленовый лист нашли!

Кленовые листья дети держат в руках и подходят к панно «Осеннее дерево».

Рассматривание панно

Воспитатель: какие осенью деревья нарядные, красивые, посмотрите как богато украшено наше деревце….ох, что такое, что случилось, отчего грустит наше деревце, огорчается, чем мы с вами можем ему помочь? Подвести детей к мнению, что нужно нарисовать листочки и украсить дерево всем вместе…

Воспитатель: Верное решение ребята! Но рисовать мы сегодня будем листочками, которые у нас в руках, мы будем делать оттиски, отпечатки листьев. Но на столе нет оранжевой краски, а только красная и желтая…как получить оранжевый цвет?

Как правильно выполнить задание: гуашевой краской закрашиваем лист со стороны прожилок, аккуратно переворачиваем листок, держа его за черенок и прижимаем к панно, выполняя отпечаток.

Дети выполняют отпечатки с осенних листьев на панно с изображением осеннего пейзажа, коллективное сотворчество.

Тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» - «Осень».

Как вы думаете, теперь наше деревце довольно? Почему? А вы довольны?

Хорошо поработали ребята, а знаете ли вы стихотворения об осени? (чтение стихов детьми по желанию)

Занятие «Деревья-наши друзья»

Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Ход занятия:

Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям.

Наши друзья - это деревья!

Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.

Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»
(Дети: тополь, береза, ель, рябина, клен.)

«Дерево могуче, дерево сильно,

Ведь в земле корнями оно закреплено. Рассмотри подробнее его, смотри не поленись: Ствол - дереву опора, убегает ввысь. Ты потрогай твердую древесную кору, надежно защищает она дерево в бору. Создают прохладу под деревом

листочки, Они весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись, но елочной иголкой, смотри, не уколись!»

А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении?

Чем покрыт ствол дерева?

Для чего нужны дереву корни, кора? Получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева). - Молодцы!
Правильно назвали строение дерева.

Посмотрите! А что это за дерево?
«Осень в город к нам пришла, Огоньки вокруг зажгла. Ярко- красный шарик. Это вовсе не фонарик. Прилетай скорее, птица, на рябине покормиться!»

Ребята! А кому и какую пользу она приносит?

(Дети: ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается.)

А это что за дерево?

«Листву рассыпает метель золотая, Я в парке

сижу и о чем-то мечтаю. Над лавочкой старой лист клена кружится

И медленно мне на ладошку ложится. Осенние клены -цветов хороводы,

И желтый, и красный среди непогоды. Найду я зеленого капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета».

Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они?

Какого цвета бывают кленовые листья осенью?

А если лист двух цветов, то какой он может быть. А теперь к какому дереву мы подошли? Выходит
«Под окошком вырос тополь вековой, Летом он зеленой шелестит листвой. По городу гуляя, встретишь его пух над улицей несутся сотни белых мух».

Тополь, это дерево, которое растет в городе.

Как мы о нем можем сказать, какое это дерево?

Для чего нужны деревья? Таким образом они очищают воздух)

Как называются деревья, на которых растут иголки?

Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр)

Стоят дома высокие, этажи несчетные, Шпили колючие, под тучами могучими.

А что говорят в народе о сосне?

«Сосна там красна, где взросла»,

« Всякая сосна своему бору шумит»

Как выглядит сосна?

Молодцы! Очень много рассказали о сосне.

А сейчас, давайте соберем красивый букет из осенних листьев. Как много красивых листьев собрали!

А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)

Какая красивая тропинка получилась!

Вам нравится ребята? Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)
В белых платьицах подружки из русской выросли земли. На лесной стоят опушке, листья в косы заплели.

Какого цвета листья на березе?

У какого дерева раньше других меняется окраска листьев?
У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада?

Какое значение имеет - листопад?

А сейчас, отгадайте загадки:

В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листочки)

Если в роще растут березы, как называется эта роща?

А если в роще, растут дубы?

Какие еще бывают рощи?

Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла». Вот и закончил ось наше занятие.

Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас
белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»

До новых встреч! До свидания!

Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.

Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Цель: Ознакомление детей с творчеством И.И.Левитана

Задачи: Вызвать эмоциональное отношение к природе.

Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания теплых и холодных цветовых тонов.

Познакомить детей с понятиями: «холодные, тёплые» тона.

Продолжать расширять словарный запас детей: «репродукция»

Продолжать развивать связную, образную речь детей: «точно терем»,

«расписной», «золотая осень».

Воспитывать эстетическое восприятие при встрече с произведениями искусства

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.

Экскурсия в соседний парк.

Сбор осенних листьев.

Рассматривание иллюстраций об осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений.

Использование дидактических игр на темы: «Осень», «Овощи фрукты», «Времена года» в самостоятельной игровой деятельности.

Материал: Репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Мультимедийная установка, ноутбук.

Аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского.

Воспитатель:

Какое красивое наступило время года!

Мы вчера с вами были в парке. Что вам там понравилось?

Очень красивые деревья, нарядные, с желтыми, красными разноцветными листьями.

Воспитатель: (обобщает ответы детей):

Да, мы видели, как опадают листочки, красиво кружась на лету. Мы даже играли с ними. Слушали шуршание листвы под ногами, вдыхали запах осени, любовались солнышком и ясным небом. Да, очень красиво сейчас в парках, в лесу. Много художников посвятили свои картины этому времени года. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины, которую написал великий русский художник Исаак Ильич Левитан.

Открывается репродукция картины и дается возможность детям самим полюбоваться ею (звучит фрагмент осенней песни из цикла «Времена года» П.И.Чайковского).

Воспитатель:

Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию? (Ответы детей). Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)

Воспитатель:

Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях. А хотите узнать, чем понравилась она мне? Мне понравилась эта картина тем, что она поднимает мне настроение. Рассматривая ее я думаю об осени, о том, как красива природа в это время года. Хочется побыстрее выбраться на природу, чтобы полюбоваться ее прощальной красотой.

Послушайте, как об этом времени года сказал поэт. И. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной,

Стоит над светлою поляной

Воспитатель:

Посмотрите, дети, какую осень изобразил художник?

Нарядная, золотая, веселая, красивая.

Воспитатель:

Как вы думаете, как художник назвал свою картину?

Приводят свои ответы

Воспитатель:

Да, художник назвал эту репродукцию «Золотая осень. А как вы думаете, почему он назвал ее «золотая»?

Приводят свои ответы

Воспитатель:

Какие цвета он использовал?

Много желтых, оранжевых красок

Воспитатель:

Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

Ответы детей.

Воспитатель:

Золотая осень восхищала и радовала художника. Давайте внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?

Ответы детей.

Воспитатель:

Давайте рассмотрим, что изобразил художник на картине близко к нам, на переднем плане.

Художник нарисовал несколько деревьев.

Воспитатель:

Что это за деревья?

Ответы детей

Воспитатель:

Расскажите о берёзах. Какие они?

Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая.

Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны?

Воспитатель:

Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

Воспитатель:

А что можно сказать о траве на лугах?

Ответы детей.

Воспитатель:

Трава коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.

Воспитатель:

Посмотрите, дети, речка какого цвета? (Ответы детей) Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета. А вдали она какая?

Воспитатель:

Почему? (Ответы детей)

Воспитатель:

Синие и фиолетовые тона – это холодные тона. Очень нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски.

Воспитатель:

А чего больше – теплых красок или холодных?

Воспитатель:

Что вы можете сказать о небе на картине. Какое оно?

Ответы детей.

Воспитатель

А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? (тени от деревьев, листва на деревьях пламенеет ярко желто-оранжевым светом!

Вот как может рассказать художник в своих картинах передать нам своё настроение, своё отношение к природе. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.

Воспитатель:

Давайте эту замечательную репродукцию картины вставим в рамочку и найдем ей место в нашей группе, чтобы любоваться ее красотой! (Помещаем в уголок природы)

Воспитатель:

Я бы хотела узнать, какое настроение вызвала у вас эта картина? Что понравилось больше всего?

Хотели ли бы вы ещё узнать о художниках, изображающих осень?

Картина вызвала эмоциональный отклик у детей. Дети с большим желанием включились в диалог. Каждый готов рассказать о своих впечатлениях.

Экскурсия в природу «Лес, точно терем расписной ».

Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

Задачи: Познакомить детей с осенним листопадом.

Объяснить, что в природе все взаимосвязано.

Закрепить знание детей названий деревьев.

Воспитывать у детей интерес к изменениям в природе.

Ход экскурсии.

Воспитатель : -Ну вот мы и пришли в осенний лес. Посмотрите, деревья приветствуют нас и зовут в гости.

Разноцветный парк,

Разноцветный сад,

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Предлагаю вам побегать и проверить, как шуршат листья.

Игра "Раз, два, три к дереву беги"

Как вы думаете, почему листья опадают?

Нравятся ли вам яркие листочки?

Давайте соберем большой красивый букет из листьев для нашей группы.

Ребята, а когда бывает, что на земле много листьев?

А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?

Листопад – сброс листвы с деревьев, подготовка к зимним холодам.

Зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшей земле становится льдом и не может проникать в клетки корней. Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали. К тому же листочки, как одеяло укроют корни и не допустят их замерзания.

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далекий

птицы улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льется,

Это время года

осенью зовется.

Игра «Листопад»

Вот и осень, листопад, листья желтые летят.(дети машут над головой разноцветными листьями)

Листья желтые летят прямо под ноги ребят. (Бросают желтые листья)

Листья красные летят прямо под ноги ребят.(Бросают красные листья)

Ребята, деревья качают деревья из стороны в сторону. Как вы думаете, что держит дерево в земле? (корни). Корень не только закрепляет растения в почве, но и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.

Потрогайте руками ствол деревьев, погладьте его, понюхайте. Поверхность ствола называется кора. Она тоже оберегает дерево от природных явлений.

А как отличить деревья от других растений?

Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, расскажите, от каких деревьев эти листья. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга (Рассказы детей).

Загадывание загадок:

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

(Березка)

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем!

(Дуб)

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Елка)

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

(Рябина)

Слышите, как деревья шелестят ветками, настроение у них теперь радостное, потому что вы пришли к ним в гости.

Я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями.

Поднимите свои руки-ветки и пошелестите листочками. Расставьте ноги по шире и представьте, что это ваши корни, чувствуете, как они крепко держат вас в земле? Да замечательные деревья выросли у нас! Но пора опять превращаться в людей и возвращаться в детский сад.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ОСЕНЬ - ЧУДНАЯ ПОРА»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Вот и пришло самое очаровательное, романтичное и красивое время года – золотая осень. Парки, сады наполнены разнообразными запахами, оттенками и настроением. Солнышко греет, но не жгет. Деревья теряют свою листву, кружится по ветру листопад…Так хочется выйти с детьми на прогулку в парк! Самое время одеться по – теплей, взять с собой корзинку для сбора природного материала. Подойдите к ближайшей цветочной клумбе, ведь их так много в нашем прекрасном городе. Предложите ребенку полюбоваться цветущими растениями, назвать оттенки лепестков, понюхать прекрасный запах. Расскажите чаду, что цветы с клумбы просто так рвать не стоит, но для изготовления гербария можно сорвать понравившийся цветок.

Подымите вместе с ребенком голову вверх и понаблюдайте за небом, облаками и летающими птицами. Здесь стоит акцентировать внимания дочери или сына на перелетных и зимующих птиц. Назвать птиц, которых вы сейчас видите перед собой. Попросите описать ребенка рядом находящуюся птичку: какого цвета крылья, какой клюв, какие лапки, как можно в холодное время года помогать птицам и пр. Рассмотрите ее и потом дома предложите ее изобразить любым видом художественной техники (лепка, рисование, аппликация). Можно использовать короткие стихи про птиц или загадки с потешками. Например:

Ходят по земле, летают,

Гнёзда строят, отдыхают,

Чистят пёрышки свои,

Ночью спят аж до зари.

Кто-то в зиму остаётся,

Кто-то в тёплые края,

Улетают, но вернутся,

Обещают нам всегда!

Подойдите к дереву, потрогайте его кору, рассмотрите листья с этого дерева, сравните их с другими деревьями и листиками. Найдите общие черты и различия. Соберите самые красивые в корзинку для изготовления поделки. Если это будет сосна или дуб или каштан, то можно собрать желуди, шишки или каштаны!

Наша корзиночка постепенно наполняется природным материалом. Объясните ребенку, зачем вы все это собираете и придумайте вместе идею для поделки. Я уверена, что ваш сын или дочь обязательно предложат несколько идей для совместного творчества. Изготовление поделки доставит удовольствие всей семье, а ребенок будет еще долго вспоминать сбор гербария.

Осенняя пора богата множеством пословиц, поговорок о труде взрослых, о природных явлениях и народных приметах. Расскажите ребенку, какие вы знаете приметы или поговорки. Так, например, существует поверье, что тёплая осень ведёт к холодной и долгой зиме. Если в лесу много рябины, то осенью будет много дождей, если мало, то, наоборот, осень будет сухой. Осенний иней – признак хорошей солнечной, сухой и тёплой погоды.

Пословицы и поговорки: Холоден сентябрь, да сыт. В ноябре зима с осенью борются. Не забудьте объяснить малышу смысл поговорки.

Во время осенней прогулки не забудьте поиграть:

«С какого дерева листочек?». Предложите ребенку несколько листочков рассмотреть и определить название дерева, с которого они упали. Похвалите сына или дочь за правильный ответ.

«Узнай, чей след». Если внимательно присмотреться, то на песке или земле можно увидеть множество следов: собаки, кошки, вороны, воробья. Рассмотрите увиденные следы и предложите детям узнать, кто же это оставил после себя? Поощряйте добрыми словами ответы детские.

«Рисунок палочкой на земле (песке)». Найдите длинную острую палочку на земле и совместно с ребенком нарисуйте на песке или земле рисунок. Эта игра доставит массу приятных впечатлений и разнообразит прогулку.

«Выше - ниже». Сравните деревья по высоте, так же можно сравнить деревья с кустарниками.

После возвращения домой, рассмотрите с ребенком собранные дары осени, обменяйтесь настроением и эмоциями, обсудите понравившиеся моменты и обязательно выберите свободное время для поделки! Пусть эта осень принесет вышей семье здоровье, семейное благополучие и удачу!

Суворова Нина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№16 детский сад "Родничок"
Населённый пункт: г Улан-Удэ Бурятия
Наименование материала: Прект
Тема: Проект "Золотая осень" в старшей группе
Дата публикации: 20.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Проект в старшей группе № 3 «Золотая осень»
Проект в старшей группе «Золотая осень»
ПРОЕКТ
«
Золотая осень
»
Старшая группа
. Тип
проекта
: познавательно – информационный, творческий. Срок реализации
проекта
: 3 октября – 14 октября Руководитель
проекта:
Суворова Нина Евгеньевна Участники
проекта
: дети
старшей группы №3 «Пчелки»
, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Учреждение: МБДОУ №16 детский сад «Родничок» Цель
проекта
: расширение представлений детей об
осени
, как о времени года, её признаках и явлениях. Задачи
проекта
: *углубить представления об изменениях в природе
осенью
; *привлечь внимание к окружающим природным объектам, развивая умение видеть красоту разнообразие их красок и форм; *расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в
осенний период
; *воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой. Направленность
проекта
: формирование интереса у ребенка к
осеннему

периоду
, бережного отношения к окружающему миру.
Актуальность

проекта
: Дети
старшего
дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации, в связи с этим возник проблемный вопрос: как сформировать у детей представление о признаках
осени
не путем заучивая материала, а путем приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, наблюдений в природе, занятий художественным творчеством (лепка,
аппликация, рисование, изготавливая с родителями поделки из природного материала, участвуя в спортивном и
осеннем праздниках
. Интеграция содержания дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, – один из ведущих принципов построения образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому». В дошкольном детстве ребенок обладает огромным багажом возможностей, задача взрослых – помочь раскрыть ему эти возможности. Развивая творческие способности детей, мы даем им возможность танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т. д. Создавая предметно- пространственную среду, накапливаем опыт художественно- творческой деятельности в различных ее видах. Типичными моделями интеграции содержания в дошкольном образовании являются тематические
проекты
. Наш
проект
интегрирует следующие образовательные области программы: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. С детьми будут проведены беседы, экскурсии по сбору природного материала. Разучены стихи, песни, на данную тему, изготовлены коллективные работы из природного материала, придуманы детьми совместно с родителями.рассказы об
осени
.
Механизм оценивания:
Наблюдения и беседы. Дидактические игры. Проблемные ситуации. Формы реализации
проекта
: Занятия. Беседы. Оснащение предметно-пространственной среды. Работа с родителями.

Продукты реализации проекта
: Выставка поделок из природного материала «Что нам
осень подарила
». Выставка поделок из бумаги с использованием природного материала «Березовая роща осенью». Коллективная аппликация «
Осень в ладошках
».
План реализации

проекта
. Понедельник 3 октября. 1. Рассматривание иллюстраций, картин на
осеннюю тематику
, составление описательных рассказов. 2. Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». 3. Чтение рассказа Г. Скребицкого «
Осень
». 4. Музыкальное занятие (комплексное) «
Золотая осень
». 5. Разучивание песни «
Журавли летят курлыча»
Вторник 4 октября. Повторение стихотворения «Журавли летят курлыча». 2. Д. И. «Когда это бывает?» 3. Беседа «Какими красками рисует
осень
?». 4. Наблюдение на прогулке
за

листьями

сухую

погоду.
Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать). 5.Лепка «Осенние цветы» с использованием природного материала Среда 5 октября. 1. Оформление фотовыставки «Закружила
осень золотая
». 2. Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". 3. Чтение И. Бунина «Лес точно терем расписной…». 4. Выставка поделок из природного материала «Что нам
осень подарила
».
Четверг 6 октября. 1. Рисование «
Заготовки на зиму
». 2. Объяснить и разучить пословицу «Если
осенью снегу нанесет рано
, то и весна ранняя». 3. Дидактическая игра «От какого дерева листок». 4. Папка-ширма для родителей «
Осень
в гости к нам пришла» Пятница 7 октября. 1. Коллективная аппликация «
Осень в ладошках
». 2. Загадывание загадок «Овощи и фрукты» 3. Чтение сказки И. Соколов - Микитов «Листопадничек». 4. Конструирование: «Перевезем урожай». 5. Игра «Витамины на грядке». Понедельник 10 октября. 1.Разучивание стихотворения Плещеева «Осенняя песенка». 2.Занятие по речевому развитию «Какого цвета осень». 3.Дидактическая игра «Когда это бывает» 4.Настольно- печатная игра «Во саду ли в огороде» Вторник 11 октября. 1. Утренник с участием родителей «Осенний капустник» 2.Наблюдение на прогулке за листопадом. Воспитатель задает детям вопросы: «Почему осень называют золотой? Какое явление называют листопадом? Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?» 3.Подвижная игра «Перелет птиц» Среда 13 октября. 1.Беседа «Нужно ли человеку готовиться к зиме».
2. Интегрированное занятие по развитию речи и мелкой моторики руки «Путешествие в осенний лес». 3.Подвижная игра «Ходит осень по дорожке». 4.Чтение А. Толстой «Волк» Четверг 14 октября. 1.Рисование с использованием нетрадиционной техники «Осеннее дерево» 2. Наблюдение на прогулке за деревьями. Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты. 3.Чтение Бианки «Паучок – пилот» 4. Игра со строительным материалом «Домик лесника» Цель: закрепить знания детей о подготовке лесных зверей к зиме. Пятница 15 октября. 1.Закрепление стихотворения Плещеева «Осенняя песенка» 2.Интегрированное занятие «Люблю березку русскую». Конструирование из бумаги с использованием природного материала «Осенняя березка». Оформление выставки. 3 . Субботник с участием родителей по уборке участка. 4.Итоговое занятие КВН «Мир
осени

Светлана Михеева

Актуальность проекта

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания» .

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времени года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой . Знания в этой сфере ребята получают постепенно, пополняя их из года в год.

Первый осенний месяц- сентябрь . Зовут его «запевалой осени » и «златоцветом» . Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников .

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом» . «Коли ясно, то и осень прекрасна » - говорит русская народная пословица.

В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом.

Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю.

По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы.

В сентябре часто идут дожди, холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.

«Осень идет , и дождь с собой ведет» (народная пословица) .

В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

Октябрь-середина осенней поры . В старину этот месяц называли «листопадом» , потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.

В октябре часто идет холодный, мелкий дождь, небо заволакивают серые облака.

В народе говорят : «От осени к лету поворота нету» .

По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда. Но характер у этого месяца переменчивый : он и плачет, и смеется. За день погода может измениться несколько раз : то солнышко ярко светит, то дождик надоедливо моросит, а то и снежинки запорхают.

В октябре звери продолжают готовиться к зиме. В лесные кладовые пропитание на всю зиму заготавливают, норы утепляют, шубки летние на зимние меняют.

Ноябрь - последний месяц осени . Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют лишь по-прежнему ель и сосна.

Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Недаром зовут ноябрь в народе «чернотропом» .

Небо в ноябре почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.

В конце ноября по ночам уже морозно. Серебряным звоном зима начинается. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви деревьев. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью » .

Медведь обычно перед снегопадом в берлогу залезает.

Ежик, барсук, полевая мышь попрятались в норы. Белочка не любит дождливой холодной погоды и сидит в своем теплом и сухом дупле.

Улетели перелетные птицы в теплые края. Зато в ноябре прилетают в лес клесты, открывают свои кузницы : шишки клюют-жирок куют. Ведь у клестов зимой появятся птенчики.

Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

Тип проекта : информационно-творческий, коллективный.

Продолжительность проекта : 1 месяц

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Цель : Расширять представления детей о деревьях как представителей флоры земли, их красоте и пользе, помочь детям увидеть всю красоту и богатства осенней природы , обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью .

Задачи :

Расширение словарного запаса по теме «Деревья осенью » , составление описательных рассказов о деревьях, обогащение лексики яркими и красочными эпитетами, развитие монологической и диалогической речи.

Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, развитие экологического мышления у детей, воспитания гуманного отношения к природе и закладывать основы экологической культуры личности.

Закрепление названий деревьев, их строение, внешние признаки.

Учить детей отражать наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной т. д.)

Развитие семейного творчества и сотрудничества.

Предполагаемый результат :

Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период .

Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему .

Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, поделки из природных материалов, лепка) .

Чтение наизусть стихотворений об осени .

Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы , укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы реализации проекта .

Подготовительный

Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

Деятельный

Реализация проекта .

Совместная и самостоятельная деятельность.

Сотрудничество с родителями.

Заключительный

Подведение итогов.

Оценить результативность проделанной работы.

Викторина

Подготовительный

Введение в тему : -

Что дети знают об осени и осенних деревьях ?

Что хотят узнать об этом?

Где можно найти материал по теме ?

Подбор методической литературы по данной теме ; разработка конспектов занятий, наблюдений; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.

Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе )

Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).

Деятельный

Самостоятельная и совместная творческая деятельность.

Работа над проектом по плану

Проведение совместной деятельности по плану.

Заключительный

Презентация поделок, рисунков

Презентация совместных творческих работ

Проведение викторины об осени .

План осуществления проекта

Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом.

Рассказ воспитателя : об осени , изменениях происходящих в природе,

умение составлять описательные рассказы, загадки о деревьях

Беседа «Они же живые, их надо беречь и защищать» .

Рассматривание : иллюстрации об осени .

Рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка) .

Д. И. «От какого дерева лист» , игры с листочками «Дорожка из листьев» , Д/и "Загадай, мы отгадаем", "С какой ветки детки? ", "Найди дерево по семенам", "Найди лист такой, как покажу".

Ситуативный разговор : «Почему не нужно срезать и ломать ветки?» , «Как помочь раненому деревцу?» .

Д. И. «Что лишнее?» (берёза, дуб, малина) .

Учить образовывать однокоренные слова : дуб - дубрава, берёза – березняк.

Чтение рассказов и сказок по данной теме : Л. Н. Соколов-Микитов, «Осень » , М. Пришвин «Листопад» , Е. Трутнева «Осень » , Н. Сладков «Осень на пороге » .

Беседа с детьми :

«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья

«Почему опасно бегать с палками?»

Беседа «О пользе деревьев для человека»

Викторина «Осень »

Рисование «Осенний лес » .

Путешествие в «Грибное царство» .

Лепка «Грибы в лесу»

Рисование с натуры «Осенние листья » .

Заучивание стихотворения И. Белоусовой «Осень »

Д/игра «Прогулка по осеннему лесу »

Цель : Закрепить название деревьев, расширение словаря детей и обучение творческому рассказыванию.

Подвижные игры : "Поймай листок", " Листопад".

Экскурсии : по участку детского сада

Раскрашивание деревьев, листьев.

Сбор природного материала - листьев, цветов, ягод.

Изготовление осенних букетов , изготовление поделок из листьев, овощей и фруктов.

Разучивание стихотворений об осени

Итоги проекта : 1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме , желание выявить, чем же интересна осень .

2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики , у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени , где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание : дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики , различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.

Стали более умело передавать свои ощущения :

В своих рассказах;

В рисунках;

В музыкально-ритмических движениях.

Реализация данного проекта научила детей :

С огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности.

Дети обогатили активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему .

Они расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде.

Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах.

Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с деревьями.

Осенние поделки детей




Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.

Какая красивая Осень

Какой золотистый ковер!

И в гости сегодня, ребята,

К нам праздник осенний пришел.

ПОЮТ: «ОСЕНЬ ЖДЕТ» - («Колокольчик» №19 – стр.8)

Всех сегодня поздравляем

Мы с хорошим урожаем.

Но о лете мы грустим

С ним расстаться не ходим.

ПОЮТ: «КАКОГО ЦВЕТА ЛЕТО» - (сб.дошкольного воспитания №8 – 1999г.)

Ходим без тропинок, красками играя,

Чудо – рукодельница Осень золотая!

Ребята, а вы хотите встретиться с осенью?

Отправляемся в осенний лес!

(идут парами по кругу и поют…)

ПОЮТ:

В лес шагаем по тропинке,

Нас приветствуют рябинки.

Птицы весело поют

В лес осенний всех зовут. – (кол. 30-27)

1. Полюбуйтесь, маскарад!

Лес меняет свой наряд.

Снял зеленый, мерит новый,

Желтый, красный и лиловый.

2. Бродит в роще листопад

По кустам и кленам.

Скоро он заглянет в сад золотистым звоном!

3. Соберем листьев веер

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер

Легкий и игривый.

4. И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

Ну – кА, листики берите,

С ними весело пляшите.

«ТАНЕЦ С ЛИСТОЧКАМИ» - (кол. 48-19)

Все вокруг, как на картинке:

И березки, и осинки

В золотых стоят нарядах.

Значит, Осень где – то рядом!

По дорожке мы пойдем,

Может быть, ее найдем.

(идут по кругу змейкой, незаметно на пенек садится Лесовичок)

Посмотрите, старичок,

Старичок – Лесовичок!

Он сидит и молчит,

Очень – очень крепко спит…

Ну – кА, хлопнем веселей,

Пусть проснется поскорей!

(дети хлопают в ладоши)

Лесовичок.

Это кто в лесу гуляет?

Это кто мне спать мешает?

Вы не мишки. Ни зайчата…

Ну – кА, кто же вы?

Дети. Ребята!

Мы – ребята из детсада!

Лесовичок. А в лесу что вам надо?

Осень ищем мы она,

Очень – очень нам нужна!

Лесовичок.

Значит, так, мои друзья,

Вам секрет открою я.

Осень любит только тех,

У кого веселый смех.

Тех, кто пляшет и поет,

Тех, кто весело живет!

Мы умеем веселиться,

И смеяться и резвиться!

«ПАРНАЯ ПЛЯСКА» - (сб.старшая группа. – 25)

Хорошо мы поплясали.

По тропинке в лес бежали.

Ель качает головой,

Клен шумит густой листвой!

Лесовичок.

Тут волнушки и опята,

Сыроежки и маслята.

Вед. Будет нам душистый суп!

Лесовичок. Лес к друзьям своим не скуп.

Дружно мы сейчас пойдем,

Песню про грибы споем!

«ДЕТИ И ГРИБЫ» - (кол. 48-30)

Лесовичок.

А сейчас пришла пора

Потрудиться, детвора.

Время зря нельзя терять,

Нужно все грибы собрать.

ИГРА «ЛОВИШКА» - (кол. 48-30) – концовка

Лесовичок.

Хорошо в лесу гуляем

Много тут грибов набрали.

Мы играли, мы резвились и,

Наверно, заблудились…

Лесовичок.

Ничего, не беда!

Вы – ребята хоть куда!

И поэтому – то вам

Небольшой совет я дам:

Коль заблудитесь в лесу,

Нужно крикнуть вам…

Дети. А У – у!

ИГРА: «КТО ЗОВЕТ ТЕБЯ, УЗНАЙ!» - (сб.день рожденье – 146)

Лесовичок.

Вы веселые, друзья!

Да меня не забывайте.

Вам желаю я добра

До свиданья, детвора! (Убегает)

Хорошенько все осмотрим,

Может быть, кого найдем.

(обыгрывают стишок)

Комары звенят над нами.

(отмахиваются от комаров)

Комары кусают в лоб.

(качают головой, закрыв лоб ладошками)

Мы воюем с комарами.

(отмахиваются от комаров)

Мы в ладоши хлоп да хлоп!

(хлопают в ладоши, ловя комаров)

Снова ждут нас чудеса!

На пенечках кто сидит,

Кто же это? Поглядим!

Ой, смотрите, тут ребятишки,

И девчонки и мальчишки!

Вместе. Здравствуйте!

Мы – веселые зайчата!

Вы узнали нас, ребята?

По лесочку мы бежали.

Ух, замерзли…Ух, устали…

Уж морозы на носу,

Очень холодно в лесу.

Мерзнут ушки, мерзнет носик,

Мерзнут лапки, мерзнет хвостик.

Мы не знаем, куда деться,

Мы не знаем, как согреться! (Чихает)

Что тут думать? Что гадать?

Вам бы надо поплясать!

Пляска быстро вас согреет,

Тот, кто пляшет, не болеет.

ПЛЯСКА ЗАЙЦЕВ.

Ваша пляска – хоть куда!

Что, согрелись, зайки?

Зайцы. Да!

Ой! Погода хмурится, темно на горизонте.

Неужели дождь пойдет?

А у нас нет зонтиков.

Зайцы. Кто нас спрячет от него?

1. Если дождик проливной,

Зонтики я беру с собой.

Очень яркий и большой,

Желто – красно – голубой.

2. Кто не повстречается

Очень удивляется…

Говорит кругом народ:

«Вот так чудо! Зонт идет!»

3. Не боимся мы дождей

И прохладных хмурых дней.

Будем петь и веселиться

С зонтиками все кружится.

ТАНЕЦ С ЗОНТИКАМИ. – фон.

Дождик кончился, друзья,

А поиграть хотите?

А вы зайчики оставайтесь с нами.

ИГРА: «ПРЫГАЕМ ЧЕРЕЗ ЛУЖИ»

Где, же осень золотая!

Вот загадка. Вот секрет.

Мы тут песни распеваем,

В игры играем

А ее все нет т нет.

Где ты, осень? Отзовитесь!

Где ты, Осень? Появись!

Где ты, Осень? Отзовись!

Где ты, осень? Появись!

ВХОДИТ ОСЕНЬ.

Здравствуйте, ребята

Я всегда на праздник рада

Приходить к нам в д/сад,

Как ребята подросли,

Летом загорели

В садик осенью пришли

Песенки запели.

Спасибо, Осень, что сейчас ты с нами.

Тебе мы, осень, славим песнями, стихами.

5. Мы простились с теплым летом,

Уже Осень к нам пришла.

Золотисто – красным цветом

Все раскрасила она.

6. Тонкой кистью как художник,

Расписала все цветы

Только гордый подорожник

Свой зеленый цвет хранит.

7. Подсинила в небе облачко,

Проводила журавлей,

А синичкам и воробушкам

Корм готовит поскорей.

8. Золотая и багряная

Осень появилась вдруг.

И рябиновыми бусами все украсила вокруг.

ПОЮТ: «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» - (кол. 26-8)

Спасибо, милые певцы.

Я вас хвалю. Вы молодцы!

К Осени подбегают дети в шапочках: зайца, белки, медведя, ежика.

Пора мне зайчику, линять,

Пора мне шубку поменять

Зимой быть серым не могу.

Меня заметят на снегу.

Ты, Осень, шубку мне найдешь?

Осень. Найду, найду! Потом придешь.

Я спешу, спешу, спешу,

Я на сучках грибы сушу,

Орешков делаю запас!

Осень. Ну что ж, старайтесь. В добрый час!

11. Медведь.

В берлогу скоро лягу спать.

За Осенью зима опять.

Пусть мне во сне присниться мед.

Проснусь, когда весна придет.

Осень. А ты что скажешь, еж – ежиха?

Я тоже буду спать, как мишка.

Я поохотился за лето,

Грибы искал, мышей ловил.

Мне надо отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

Ну что же, все у вас толково,

К холодным днем вы все готовы.

А теперь все в круг вставайте

И со мною поиграйте.

ИГРА: «ОСЕНЬ ПО САДОЧКУ ХОДИЛА» - (кол. 30-4)

13. Как, Осень, была ты красива!

Запомнился нам листопад.

Осенние грозди рябины.

Огнем ярко – красным горят.

14. Прощаемся, Осень, с тобою

Совсем уже рядом зима.

Спасибо тебе за подарки

За все, что ты, Осень, дала.

ПОЮТ: «НЕПОГОДА ПРОЙДЕТ» - (кол. 43-12)

Ну, что ж, праздник кончается

Лес осенний с друзьями прощается.

А чтоб не забыли вы праздника яркого,

Для вас приготовила осенние подарки я.

До свиданья, Осень, до свиданья,

Мы тебе помашем на прощанье.

Что ж, друзья, пора назад возвращаться в детский сад.

Чтоб на месте очутиться

Надо всем нам покружиться.

Мы вертелись, мы кружились

И на месте очутились,

Праздник завершать пора

До свиданья детвора.

Проводим золотую Осень,

Теперь будем ждать зимушку – зиму.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок