Жизнь дерева. Опытно-экспериментальная деятельность проект "чудо дерево" у нас деревья получились

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Скребцова Мария Владимировна
Лопатина Александра Александровна

Сайт "ДОБРЫЙ РЕБЕНОК"

Нравственное и Творческое Развитие Личности

Сейчас нами собрано более 200 подобных сказок и написано более 700 по разным
темам:
Природа:
Сказки лиственного леса
Сказки хвойного леса
Сказки о комнатных цветах
Сказки полевых и лесных цветов
О целебных травах для детей
Природоведение в сказках
Природа - глазами души
Питание:
Сказки золотой пчелки (мед и здоровье)
О хлебе и кашах (сказки о злаках)
Овощи целители (сказки об овощах)
Сказки фруктовых фей (о фруктах)
Ягодная академия (сказки о ягодах)
Сказки доброго самовара (о чае)
Об орехах и шоколаде.
Образование:
Сказки о буквах и словах
Добрая математика в сказках
Сказки о профессиях и мастерах
Искусство:
Краски рассказывают сказки (дважды издавалась)
Музыкальные сказки (готовится)
Тайны творчества (о картинах и художниках)
Другое:
600 Творческих игр для больших и маленьких
Беседы и сказки о семье
150 сказок о добрых качествах (в трех томах)

Мы влюблены в сказку и нам кажется, что этот уникальный вид творчества
ближе всего детской душе. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться,
переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А ведь тонко чувствующий
человек сам способен на творчество.

ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС

ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА

Родилась как-то под ольхой березка. Обрадовалась ольха. Была она деревом добрым. Все деревья с ней дружили. Возле ольхи им хорошо рослось: обогащала она почву удивительным веществом - азотом. Так что повезло березке с нянькой. Ольха ее и от мороза лютого защищала (она ведь морозов не боится), и от ветра холодного укрывала.
Выросла березка и превратилась в стройную белоствольную красавицу. Нянька-ольха не нужна ей стала. Красуется березка перед ольхой своими нарядами: то весенним платьицем, то белоснежной корой. Ольха таких нарядов никогда не носила, да и времени у нее не было, чтобы наряжаться: березку вынянчить - дело нелегкое.

Как-то осенью стала березка перед ольхой хвастаться золотисто-желтыми листьями:
- Смотри, ольха, каким платьем меня осень одарила. Видно, заслужила я такой наряд своей красотой. А тебя, ольха, осень забыла. Как была ты зеленая, так и осталась.
Расстроилась ольха. Тем более, что правду березка сказала: листочки на ольхе держатся до поздней осени и опадают зелеными. Никогда они не золотятся, подобно березовым. А ей бы так хотелось примерить, хотя бы раз, осеннее разноцветное платьице!
Пожалела осень ольху и говорит:
- Не плачь, ольха. Я не виновата, что листочки твои не окрашиваются моими красками. Матушка-природа так распорядилась. Поговорю-ка я с ней. Может быть, она тебя утешит.

Полетела осень к Матушке-природе, рассказала ей про беду ольховую. Говорит Матушка-природа:
- Я, осень, утешу ольху. Деревце она доброе, ласковое, многим в лесу помогает. Назначу я ее хранительницей вод: речек, ручейков звонких да ключей хрустальных. Драгоценна влага земная, никто без нее жить не может: ни люди, ни звери, ни растения. Нет судьбы выше, чем хранить эту влагу для всех.
Сдержала Матушка-природа свое слово. С тех пор растет ольха по берегам речек, ручьев да ключей лесных. Сильные корни ее, как живые насосы, качают и качают воду из-под земли, не позволяют уходить ей на большую глубину. И выходит вода наверх где ключом, где ручьями. И еще одно удивительное свойство подарила ольхе Матушка-природа. Древесина ее один цвет на другой стала менять. Только срубленная, она белая, через несколько минут начинает краснеть, чуть подсохнет, станет нежно-розового цвета. Мебель из этого дерева удивительная.

Ольха больше не грустит об осенних нарядах и на березку не обижается. Некогда ей обижаться, у нее забот много: всех напоить, травы высокие вырастить. Люди говорят: "Где ольха - там сена вороха."
Осень, когда березку наряжает, всегда ольхе улыбается приветливо и говорит:
- Красота, ольха, разной бывает. У одних она внешняя, а у других - внутренняя.

ДОБРЫЕ СКАЗКИ

ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК

Александра Лопатина


В высотном доме, под самой крышей, на чердаке жил художник. Жилище его было так просторно и так высоко, что ветер свободно прилетал к нему в гости. Художник любил свой чердак, ему казалось, что он парит над городом. Одно его огорчало - с такой высоты он не видел цветов, а он любил их. Иногда в банке у окна стоял букет полевых или лесных цветов, но чаще она пустовала, художник много работал и редко выходил на прогулки. Он скучал по цветам и, может поэтому, часто видел их во сне, и даже разговаривал с ними.
Однажды ему приснился удивительный цветок, невиданной красоты. Этот цветок не рос на лугу, или в лесу под кустом, но парил в небесной вышине и головка его сияла, как маленькое солнышко с лучистыми лепестками, а с голубых листьев падали вниз прозрачные капли.

Художник распахнул окно, протянул к цветку руки и воскликнул:
“Волшебный цветок, кто наполнил тебя таким дивным светом?!”
И услышал в ответ: “Сияние Благословенной Красоты!”
- А почему твои листочки плачут?
- Мое сердце истекает слезами жалости к спящим душам.

Художник проснулся, вскочил, распахнул окно и долго вглядывался в светлеющее небо, а потом нашел чистый холст и начал рисовать, пока волшебное видение не ушло из памяти. Он работал и работал, забыв про еду и печь, а ведь стояла зима. Но ему так и не удалось поймать чудесный образ. В отчаянии он зашвырнул кисти и лег спать, а утром не смог подняться. Голову ломило, в горле резало, художник дорожал от холода, но не было сил затопить печь.

Вдруг раздался звонок, с трудом художник поднялся и открыл дверь. На пороге стояла маленькая девочка с большой виолончелью.
“Извините, - сказала она вежливо, - я пришла на урок музыки, но, кажется, не туда попала?”
“Квартира музыканта внизу, - прохрипел художник, вспомнив, как часто звуки виолончели будили его на заре. Потом он вернулся в комнату и в беспамятстве свалился в постель. Очнулся художник от того, что кто-то мягко пытался поднять его голову и напоить душистым и теплым чаем.

В печке весело потрескивали дрова, а горло было укутано теплым шарфом. В углу стояла виолончель, и глаза маленькой незнакомой девочки смотрели на него с тревогой. “Ну, пожалуйста, выпейте, это очень полезный отвар, мама всегда дает мне его, когда у меня болит горло”, - просила она. Художник, выпил целых три чашки и тут же уснул. Всю ночь ему снились глаза незнакомой девочки, ему было тепло и хорошо от их лучистого света, но он никак не мог вспомнить, где он видел их раньше. Целую неделю болел художник, и девочка ухаживала за ним. Она появлялась после обеда, топила печь, поила художника чаем с травами и иногда немножко играла на виолончели. “Вы знаете, - извинялась она, - я еще не научилась играть по-настоящему, я пока играю по-своему.”

Но художнику ее музыка, сама она и все, что с ним случилось, казалось волшебным сном. На седьмой день, проснувшись, он почувствовал себя совершенно здоровым. Увидел в углу заброшенный холст и решил нарисовать портрет своей маленькой спасительницы. Он так увлекся работой, что не заметил, как наступил обед, и девочка опять пришла к нему. Увидев, что художник занят, она тихонько подошла. С холста смотрел на нее цветок с головкой, как маленькое солнышко с лучистыми лепестками, а с голубых листьев падали вниз прозрачные капли слез. “Какой волшебный цветок”, - прошептала девочка.
“Это - твой портрет, - ответил художник, - я вспомнил, где я видел тебя раньше.”

  • Как вы думаете, почему волшебный цветок, увиденный художником плакал, хотя он был таким красивым?
  • Были ли в вашей жизни моменты, когда вы плакали и переживали за других, хотя у вас самих было все хорошо?
  • Были ли в вашей жизни моменты, когда именно от счастья и от радости вам хотелось плакать, как будто у вас что-то сжималось внутри?
  • Почему именно в маленькой девочке художник узнал увиденный им во сне волшебный цветок?
  • Какою была маленькая девочка?
  • Художник нарисовал душу девочки в образе волшебного цветка. Нарисуйте душу своего друга тоже в образе цветка.
  • Согласны ли вы с тем, что душа каждого человека - это самый красивый на свете цветок, и если его разглядеть в каждом человеке, то можно стать самым счастливым человеком на свете?

Избранные сказки в файле ниже:

  • Сказки малышам , 748 Kб
  • СКАЗКИ О МУДРОСТИ, ЛЮБВИ И ДОБРОТЕ. , 113 Kб

Проектная работа. Тема: «Мы и деревья»

Тухватуллина Вера Петровна, воспитатель МБДОУ «Юлдузский детский сад» Чистопольского района. Республики Татарстан.
Описание материала: Предлагаю вам свой проект для детей старшей группы, о значении деревьев в нашей жизни.

Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Место реализации проекта: Республика Татарстан, Чистопольский район, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юлдузский детский сад».
Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный.
Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет), родители воспитанников.
Продолжительность: средней продолжительности.
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи:
Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Актуальность.
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня экологической грамотности детей;
Формирование осознанной потребности в общении с природой;
Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
Создание художественно – эстетической среды;
Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Взаимодействие участников проекта.
Этапы работы над проектом.
Этапы:
- Деятельность педагогов;
- Деятельность детей;
- Деятельность родителей.
Подготовительный этап.
Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.
Постановка проблемы (погружение в проблему). Формируют проблему: «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья, понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи.
Практическая деятельность.
Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет). Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности: посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в посадке саженцев деревьев, уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев, изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы.
Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ. Изготавливают поделки для выставки из природного материала. Составляют гербарий листьев. Принимают участие в подготовке новых проектов.
Игровая деятельность:
1. Дидактическая игра «Сравни»
Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как... (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как... (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как... (Красивая девушка, красавица, царевна)
Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинка)
Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных скатертях.

2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)

3. Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.
У какого растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)

4. Дидактическая игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

6. Дидактическая игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

7. Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

Подвижные игры на участке:
«Найди свое дерево». Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

«Найди такой же лист». Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.

«Лесные пятнашки». Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.

«От дерева до дерева». Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?

Наблюдения и исследовательская деятельность.

1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка:
«Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:
1. «Зеленая страна» Е. Серова.
Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Организованная деятельность:

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?».
Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?».
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Беседа «Красота природы бесценна».
Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую». (смотрим приложение)
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Составление гербария деревьев участка.

Консультация на тему «Природа как воспитатель». (смотрим приложение)
Участие родителей в акции «Посади дерево».
Изготовление совместных поделок с детьми:
Украшение уголка природы красивыми растениями.
Изготовление оригами – «Ёлочка».
Мозаика – «Дерево».
Пословицы, поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях:
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек».
Заучивание: И. Бунин «Листопад».
Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «Осенний пейзаж».
Лепка «Листик».
Аппликация «Осенний ковёр».
Слушание: П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года», заучивание песен о деревьях.
Экскурсия по участку детского сада.
Рассматривание семян различных деревьев.
Экологические наблюдения.
Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации (дерево, кустарник), о внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение детей к практической деятельности.
Экологические экскурсии.
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Уроки мышления.
Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой цвет? », «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ». Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы.
Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты.
Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
Формы работы с родителями.
Полученный результат:
В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас»:
у детей возрос интерес к природе;
закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках;
появилось желание больше узнать о деревьях;
сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
возросла умственная и речевая активность;
дети научились самостоятельно делать выводы;
сформировался эстетический вкус;
знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности;
родители принимали активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев;
в организации выставки поделок из природного материала;
Анкетирование: На основе данного проекта возможна разработка других экологических проектов, таких как: «От семечки - к дереву», «Обитатели садов и лесов».

Приложение.
Консультация «Природа как воспитатель».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми
глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.
Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами».

Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».

Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».

Используемая литература:
1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010
7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », Москва 2006
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

Тема занятия: «Кто где живет, где что растет» (парк)

Скороговорка дня: «Палкой Саша шишки сшиб».

Цель занятия: актуализация и дополнение знаний детей об обитателях парка.

Оборудование и материалы: детские рисунки на тему «Мое дерево»; изображения различных деревьев, листьев и цветов, растущих на них плодов, принесенные детьми и подобранные педагогом; таблицы для записи результатов подсчета деревьев, карандаши.

Предварительная работа

Наблюдение «Мое дерево». С самого начала весны каждый ребенок наблюдает за определенным деревом. Дети уже могут многое рассказать о своих деревьях, дать их подробное описание. Дети знают, цветут ли сейчас деревья, за которыми они наблюдают, как выглядят их цветы, появились ли листья, что происходит сначала: распускаются цветы или листья?

Предложим детям с помощью родителей или педагога нарисовать свои деревья, подготовить рассказ о них.

Чтение. В. Зотов «Лесная мозаика», Д. Кайгородов «Дары дерева», «Сколько лет живет дерево?», «Дитя мая», Н. Сладков «Теплые стволы», «Привязчивый дуб», «Растерявшиеся перелески», А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева», «Кому смех, кому слезы», «Художник и клен», «Озорной кленок», «Волшебная рябинка», «Анютины глазки», Н. Осипов «Подземные якоря», М. Скребцова «Как молния с дубом познакомилась», «Разговорчивая березка», «Маленькая березка», «Золотое дерево», «Липкины дары», «Осинка и ветерок», «Добрая черемуха», «Снежинковое платьице», «Ивушкин подарок», «Чудо-дерево», «Внутренняя красота», «Волшебные листочки», «Духи весны», «Медуница и шмель», «Гусиный лук», Ю. Дмитриев «Как расселяются дубы», С. Школьникова «Пух тополя».

Работа по рисункам. Рассмотрим растения, растущие в парках, выделим среди них деревья, кустарники, травы. Во время прогулки найдем отличительные черты этих групп растений. Отметим, что у дерева один мощный ствол, а у куста несколько тонких стволиков, растущих из общего корня.

Поможем детям выучить стихотворения о растениях и животных — обитателях парка.

Часть I. Приглашение на праздник

Цели : использование умения составлять рассказ по рисунку; развитие речи (использование конструкций предположения).

Работа по рисунку «Таинственное письмо» . Педагог обращает внимание детей на то, что кто-то прислал письмо. В конверте — рисунок. На нем изображены дети и воспитатель. Они идут в парк. Там их встречают деревья, птицы и насекомые.

С опорой на вопросы или самостоятельно дети «прочитают» письмо. Обсудим, кто же прислал нам это письмо и зачем?

Педагог высказывает предположение, что кто-то приглашает нас в гости? Кто же из обитателей парка прислал это письмо?

Учебная задача . Выяснить, кто живет и что растет в парке.

Рассказы по рисунку «Мое дерево». Свои истории рассказывают дети, наблюдавшие за деревьями парка. Они «докладывают» о том, что сейчас происходит с их деревьями. Возможно, они цветут, или на них появляются листья, или грачи свили на их ветвях гнезда и т.д.

Прочитаем детям о тех деревьях, которые пока не попали в сферу интересов наших юных наблюдателей.

Чтение. Н. Сладков «Ивовый пир». Детям нужно внимательно слушать и постараться найти ответ на вопросы: каких насекомых мы можем встретить в парке? Где их нужно искать?

«Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья еще голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый новый барашек — пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щелкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мед.

Спешат гости на пир. Шмель прилетел — неуклюжий, мохнатый как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.

Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолетики. Жуки какие-то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали. Шершень на слюдяных крыльях полосатый, злой и голодный как тигр.

Все гудят и торопятся: зазеленеет ива — пиру конец. Зазеленеет, потеряется среди зеленых кустов. Пойди-ка тогда ее найди!

А сейчас — как букет золотой».

Подвижная игра на развитие внимания «То дерево, то куст, то трава». Дети идут по «дорожке», выложенной скакалками. Если педагог произносит название дерева, им нужно поднять руки вверх, встать на носочки, потянуться. Если звучит название кустарника, дети вытягивают руки вперед, затем разводят далеко в стороны. Услышав название травянистого растения, детям нужно присесть и двигаться дальше «гусиным шагом».

Часть II. «Растут отгадки в парке, отгадки там живут!»

Цели: развитие умения разгадывать загадки различного типа, используя новую информацию.

Проверим, всю ли важную информацию о растениях парка мы запомнили. Вниманию детей предлагаются загадки о деревьях, птицах и насекомых, которых можно встретить в парке, и цветные изображения его обитателей.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза.)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Кабанов кормлю и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Вот растенье перед нами.

У него, смотри, друг мой,

Папа — с красными серьгами,

Мама — с белой бородой! (Тополь.)

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (Ландыши.)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его — сережки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Он ребятам верный друг.

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела.)

Осенью в щель забьется,

А весной зажужжит, проснется. (Насекомое: муха, жук.)

С ветки - на тропинку,

С травки — на былинку

Прыгает пружинка,

Зелененькая спинка. (Кузнечик.)

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо. (Оса.)

На травинке фонарик горит,

Он знакомым своим говорит:

«Приходите ко мне на чаек» —

И не гасит всю ночь ночничок. (Светлячок.)

К цветку он направляется.

Горючим заправляется:

Тонкий шланг-хоботок

Забирается в цветок.

Лучшее горючее —

Цветочный сладкий сок!

Наметив трассу точную

Из солнечных земель,

Летит в страну цветочную

Мохнатый толстый... (шмель).

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки,

Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг —

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может... (муравей).

С цветка легко вспорхнет она.

Лишь только расцветет весна.

Два крылышка — два лепестка,

Сама — подобие цветка. (Бабочка.)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

Черный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Червякам — враг. (Грач.)

Весною на деревьях

Построена деревня.

Как ветер начинается —

Деревья все качаются.

Качаются деревья,

А с ними и деревня. (Гнезда птиц, например грачевник.)

На шесте веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец —

Он и летчик, и певец. (Скворечник и скворец.)

Как у птиц весной забота —

На червей, жуков охота.

Ждут обеда молодцы —

Желторотые... (птенцы).

Итог занятия. Отметим успехи детей, акцентируем их внимание на том, что большую часть информации они добыли сами, наблюдая за своими деревьями. Также выделим интересные совместные работы детей и родителей, а также самостоятельно выполненные задания.

Теперь можно отправляться в парк. С собой у нас подарки — прекрасные стихотворения и... разведенный в воде мел.

Последующая работа

Как красиво в парке весной! Как дружно живут здесь вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери и насекомые. Гуляя по парку, найдем знакомые растения и животных, познакомимся с другими его обитателями. Прочитаем им приготовленные специально для похода в гости стихотворения.

Предложим детям принять посильное участие в побелке деревьев, защитить их от вредителей и слишком жаркого солнца.

Экологический проект «Деревья нашего участка» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется в течение 1 месяца (середина октября-ноябрь). Автор –Виноградчая Елена Григорьевна – воспитатель подготовительной группы.

Цель проекта:


  • Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность.

  • Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.

  • Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.

  • Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности человека на жизнь дерева.
Экологический проект «Деревья нашего участка» , развивает интерес к представителям растительного мира - деревьям; происходит усвоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формируются разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

В ходе реализации проекта большое внимание уделяем развитию исследовательской деятельности дошкольников, региональному компоненту, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения. Способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе Московской области.

Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).

Подготовительный этап.

Проводятся беседы, занятия, привлекаются родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, чтобы спасать от нашествия гусениц. Вместе с родителями создается экологический альбом «Деревья нашего участка»; спилы разных деревьев; семена деревьев. Вместе с детьми создаем план участка с объектом исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности – организовали выставку «Лесные скульптуры», «Деревце за деревце». На музыкальном занятии – выучили хоровод «Березонька», песню «Калинка», прослушали в музыкально-поэтическом сопровождении Э.Верхарн «Из солнечных лучей... », Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.

Работа с детьми.

Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства:


  1. Как зовут тебя дерево?

  2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?

  3. Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?

  4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?

  5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?
Исследовательский этап.

Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу.

Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?

У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, по рассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?

На занятиях по изо-деятельности предложить нарисовать соседей дерева.

У каждого есть семья: папа, мама, бабушка, дедушка, другие родственники. А у дерева? Пусть дети внимательно рассмотрят территорию рядом с деревом и постараются отыскать его семью. Потом можно нарисовать семейный портрет дерева. Предложить детям найти место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.

Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она - теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Проводилась работа на основе регионального компонента. Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость богатства родного края.

Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу мы построили по следующей системе.

Занятия.

Занятие 1. Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад».

Занятие 2. «Деревья нашего двора».

Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.

Занятие 3. «Осень золото роняет» – экскурсия в осенний сад.

Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.

Игровая деятельность.

Дидактические игры:


  1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

  2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

  3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

  4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

  5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т.д.).

  6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
Наблюдения и исследовательская деятельность.

  1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

  2. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка: «Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:


  1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.

  2. «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.

  3. «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.

  4. «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:


  1. Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.

  2. Знать строение дерева: корень, ствол, ветки, листья.
    Любить свой край, любить природу!
Занятие «Деревья – наши друзья»

Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, дубовая роща, осиновая роща, липовая роща.

Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.

Ход занятия:

Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям. Наши друзья - это деревья! Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев. Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»
(Дети: дуб, береза, ель, рябина, клен.)

Выходит первый ребенок (читает стихотворение «Строение дерева» С.А. Васильева): Дерево могуче, дерево сильно,

Ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:

Ствол - дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору

Надежно защищает она дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки,

Они весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»

А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (у дерева есть корни, ствол, ветки, листья) - Чем покрыт ствол дерева? (ствол покрыт корой).

Для чего нужны дереву корни, кора? (через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева).

Молодцы! Правильно назвали строение дерева.

Посмотрите! А что это за дерево? (рябина.)

Осень в город к нам пришла,

Огоньки вокруг зажгла.

Ярко- красный шарик-

Это вовсе не фонарик.

Прилетай скорее, птица,

На рябине покормиться!»

(С.А. Васильева)

Ребята! А кому и какую пользу она приносит?

(ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается.)

А это что за дерево?

Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клена кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Осенние клены -цветов хороводы,

И желтый, и красный среди непогоды.

Найду я зеленого капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета».

(С.А. Васильева)

Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью...)

Какого цвета бывают кленовые листья осенью? (желтые, красные)

А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный, желто-зеленый лист).

А теперь к какому дереву мы подошли?

Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя, встретишь его пух

Над улицей несутся сотни белых мух».

(С.А. Васильева.)

Тополь, это дерево, которое растет в городе.

Как мы о нем можем сказать, какое это дерево? (тополь- это
городское дерево)

Для чего в городе нужны деревья? (листья деревьев поглощают углекислый газ и
вырабатывают кислород. Таким образом, они очищают городской воздух)

Как называются деревья, на которых растут иголки? (Дети: хвойные деревья.)

Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр)

Стоят дома высокие,

Этажи несчетные,

Шпили колючие,

Под тучами могучими.

А что говорят в народе о сосне?


  1. 1 ребенок: «Сосна там красна, где взросла»,

  2. 2 ребенок « Всякая сосна своему бору шумит»

  3. Как выглядит сосна?
(Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна размножается шишками.)

Молодцы! Очень много рассказали о сосне. - А сейчас, давайте соберем красивый букет из осенних листьев. (Дети собирают листья)

Как много красивых листьев собрали!

А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)

Какая красивая тропинка получил ась! Вам нравится ребята? (ответы детей)

Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)

В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели.

(С.А. Васильева)

Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)

У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (у березы)

У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (у березы)

Какое значение имеет - листопад? (приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)

А сейчас, отгадайте загадки:

В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листочки)

Если в роще растут березы, как называется эта роща? (березовая роща.)

А если в роще, растут дубы? (дубовая роща)

Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща)

Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла». Вот и закончилось наше занятие.

Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!» До новых встреч! До свидания!

Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.

Журавкова Татьяна Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ Д/С №3 «Ёлочка», г.Лесозаводск, Приморский край.

Паспорт проекта.
Название проекта: «Деревья нашего участка»

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители

Направление проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный

Направления проекта, близкие к теме: социализация, коммуникация, художественное творчество, речевое развитие

Целевая аудитория: ориентирован на возраст 5 – 6 лет

Цель проекта: изучение жизни деревьев их взаимосвязи в природе, а так же природно – охранная деятельность.

Задачи:

Образовательные:
Изучать взаимодействие дерева с окружающим миром
Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года
Формировать экологически грамотное и безопасное для природы и здоровья человека поведение

Развивающие:
Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать

Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к окружающей природе, желание проявлять заботу
8. Вопросы проекта:
Как зовут тебя, дерево?
Какие у тебя семена?
Какого роста ты будешь, когда станешь взрослым?
9. Ресурсы проекта: информационный, методический
10. Необходимое оборудование: иллюстрации, книги
11. Актуальность: реализуя проект, «Деревья нашего участка», у детей будет развит интерес к представителям растительного мира, деревьям; трудовой навык и умение по уходу за живыми объектами, сформирован разный подход детей к природе (природоохранный, эстетический, гуманный и познавательный)
12. Предполагаемый результат: создание экологического альбома вместе с родителями «Деревья нашего участка», выставка «Лесные скульптуры»

Этапы работы над проектом:

1 этап. Подготовительный. Продолжительность 1 неделя.

2 этап. Основной. Продолжительность 1 неделя

Цель Форма работы Результат
Расширить представление детей о деревьях, растущих на территории детского сада Наблюдение: «Какие деревья растут на нашем участке?» Дети получили представление о деревьях, растущих на территории детского сада, их строении, внешнего вида
Научить детей находить сходства и отличия коры деревьев Исследовательская деятельность «Рассматривание, сравнение коры дерева»
Научить детей находить сходства и отличия в семенах деревьев Исследовательская деятельность «Рассматривание и сравнение семян деревьев» Дети получат необходимые знания в ходе исследовательской деятельности
Учить сравнивать и составлять рассказ о дереве Дидактические игры: «Сравни» Дети научились сравнивать и составлять небольшой рассказ о дереве
Определять лишний предмет Д. и.: «Что лишнее» Дети научились определять лишний предмет
Указывать плод растения Д. и: «Назови плод» Дети научились узнавать и называть плоды растений
Находить дерево по описанию Д. и: «Найди свое дерево» Дети научились находить дерево по описанию
Научить детей рисовать березу Рисование «Береза» Дети научились рисовать березу в разное время года
Научить детей составлять панно из осенних листьев Аппликация «панно из осенних листьев» Дети научились составлять панно из осенних листьев

3 этап. Заключительный. Продолжительность 3 дня

Описание продукта: выставка «Лесные скульптуры»
В ходе проекта, родителям и детям было предложено участие в выставке «Лесные скульптуры». Работы были изготовлены из природного материала. Родители и дети проявили фантазию, творческое воображение, умение неординарного подхода к делу. У детей и родителей были созданы положительные эмоции от полученных впечатлений.

Литература:
1. «Мудрость дерева» А. Лопатина
2. «Жизнь дерева» А. Лопатина
3. «Зеленая страна» Е. Серова

Приложения 1.

Наблюдение: «Какие деревья растут на нашем участке?»

Ход наблюдения:
1. Как зовут тебя дерево? (Обнять, погладить кору. Послушать, что дерево ответит.)
2. У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? (Рассмотреть и ответить.)
3. Для чего людям нужны ноги и руки? Дереву листья, ствол, кора.
4. У детей есть знакомые: друзья, соседи. А у дерева?
5. Кто бегает, растет рядом с ним, прилетает к нему?
6. Наблюдение за окружением дерева. Порассуждать, нравятся ли дереву его соседи? Почему?

Приложение 2.

Исследовательская деятельность:

«Рассматривание, сравнение коры дерева»:
1. Рассмотреть какая кора (теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая, толстая, тонкая).
2. Понюхать кору.
3. Для чего нужна кора дереву?

«Рассматривание и сравнение семян деревьев»:
1. На что похожи семена?
2. От какого дерева эти семена?

Приложение 3.

Занятие «Деревья-наши друзья».

Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, осиновая роща,

Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.

Ход занятия:
-Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям.
-Наши друзья - это деревья!
-Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.
-Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»
(Дети: тополь, береза, ель, рябина, клен.)

Выходит первый ребенок (читает стихотворение «Строение дерева» С.А. Васильева):
«Дерево могуче, дерево сильно,
Ведь в земле корнями оно закреплено. Рассмотри подробнее его, смотри не поленись: Ствол - дереву опора, убегает ввысь. Ты потрогай твердую древесную кору. Надежно защищает
она дерево в бору. Создают прохладу под деревом
листочки, Они весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись, Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»
-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (Ребенок -у дерева есть корни, ствол, ветки, листья) - Чем покрыт ствол дерева? (Ребенок - ствол покрыт корой)
- Для чего нужны дереву корни, кора? (Ребенок - через корни дерево
получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева). - Молодцы!
Правильно назвали строение дерева.

А это что за дерево?

Выходит второй ребенок:
«Листву рассыпает метель золотая, Я в парке
сижу и о чем-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клена кружится И медленно мне на ладошку ложится. Осенние клены -цветов хороводы,
И желтый, и красный среди непогоды. Найду я
зеленого капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета».
(С.А. Васильева)

Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети - это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью...)
-Какого цвета бывают кленовые листья осенью?(Дети -желтые, красные)
-А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный,
желто-зеленый лист)
-А теперь к какому дереву мы подошли?

Выходит третий ребенок:
«Под окошком вырос тополь вековой, Летом он зеленой шелестит листвой. По городу гуляя, встретишь его пух. Над улицей несутся сотни белых мух».
(С.А. Васильева.)
-Тополь, это дерево, которое растет в городе.
-Как мы о нем можем сказать, какое это дерево? (Дети: тополь- это городское дерево)
-Для чего в городе нужны деревья? (Дети: листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Таким образом, они очищают городской воздух)
-Как называются деревья, на которых растут иголки? (Дети: хвойные деревья.)
-Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр)

Выходит четвёртый ребенок:
Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие, Под тучами могучими.
- А что говорят в народе о сосне?

1 ребенок: «Сосна там красна, где взросла»,
-2 ребенок « Всякая сосна своему бору шумит»
-Как выглядит сосна?

(Дети: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна,размножается шишками.)
-Молодцы! Очень много рассказали о сосне. - А сейчас, давайте соберем красивый букет из
осенних листьев. (Дети собирают листья)
-Как много красивых листьев собрали!
-А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)
-Какая красивая тропинка получил ась!
-Вам нравится ребята? (ответы детей)
-Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)

Пятый ребенок:
В белых платьицах подружки Из русской выросли земли. На лесной стоят опушке, Листья в косы заплели.
(С.А. Васильева)

Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)
-у какого дерева раньше других меняется окраска листьев?
(Дети: у березы)

У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (Дети: у березы)
-Какое значение имеет - листопад?
(Дети: приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)

А сейчас, отгадайте загадки:
3. В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)
4. Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
5. Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки)

Если в роще растут березы, как называется эта роща? (Дети: березовая роща.)
-А если в роще, растут дубы? (Дети: дубовая роща)
-Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща)

Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла» . Вот и закончилось наше занятие.
-Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас
белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»
-До новых встреч! До свидания!

Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Бессимптомная бактериурия у беременных (Асимптоматическая бактериурия беременных, Скрытая хроническая бактериурия у беременных) Посев мочи на бактериурию Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок