План по самообразованию. Правила дорожного движения -основа безопасности дошкольника

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Родительское собрание

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;
  2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
  3. Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»
  4. Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;
  5. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, презентации.

Ход собрания:

  1. Актуальность данной темы.
  2. Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»
  3. Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблемы речи детей дошкольников:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  3. Бедность речи.
  4. Недостаточный словарный запас.
  5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  7. Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Задачи:

  1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  2. Развивать основные психические процессы — память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
  3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей Мнемотаблицы- схемы — это

  • Обогащение словарного запаса.
  • Заучивание стихов.
  • Пересказ художественной литературы.
  • Обучение составление рассказов.
  • Отгадывание и загадывание загадок.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна). Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Данную методику используют при отгадывании загадок:



При заучивании стихотворений:

  • Чтение стихотворения воспитателем или родителем.
  • Беседа о прочитанном.
  • Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.
  • Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).
  • Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.

Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Эх ты, мишенька-медведь

При описании предмета:

Итоговый результат:

  • у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей

Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить схему для заучивания.

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем
Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок


Татьяна Лабик
План по самообразованию «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста»

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №8 «КАРАМЕЛЬКА»

«План по самообразованию »

Лабик Татьяна Сергеевна

ТЕМА : «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста »

Сентябрь – Май 2017-2018

Средняя группа.

г. Боровск

ТЕМА : «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста »

ЦЕЛЬ : Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста .

ЗАДАЧИ :

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование ; ознакомиться с инновационными методиками

2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи .

3. Разработать систему знаний с детьми среднего дошкольного возраста по развитию описательных рассказов с помощью мнемотаблиц .

4. Привить навыки культуры речи , правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи , расширить круг знаний об окружающем мире, преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией сверстников.

Актуальность

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст .

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание , состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника . Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе , без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться , т. е. должны намечаться «вехи» , по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления : конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм , и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте , являются образные средства : сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления , воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников , как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники .

Мнемоника , или мнемотехника , - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Ожидаемые результаты :

У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

Появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

Словарный запас выходит на более высокий уровень;

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

План работы сентябрь-май 2017-2018гг.

Сентябрь.

1. Работа с методической литературой.

Цель : изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники .

Изучение методической литературы по данной теме :

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста »;

Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам» .

Изучение статей в журналах :

«Воспитатель ДОУ» ;

«Дошкольное воспитание » ;

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете :

Интернет – ресурсы.

2. Разработка плана работы по данной теме.

3. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников .

Цель : знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении .

4. Подбор практического материала работы с мнемотаблицами .

Цель : составить картотеку мнемотаблиц .

1. Составление папок-передвижек для родителей :

«Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет », «Уровень развития речи 4-5 лет » .

Цель : информирование родителей знаниями по развитию речи .

2. Внесение мнемотаблиц в предметно- развивающую среду .

Цель : поместить мнемотаблицы в уголках группы .

3. Консультация для родителей : «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей ».

Цель : познакомить родителей с понятием «мнемотехника » .

4. Рассказывание об игрушке.

Цель : формировать умение составлять короткий описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы .

1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» . Составление описательного рассказа.

Цель : формировать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц , выразительно передавая диалоги персонажей.

«Кошка с котятами» .

Цель : формировать умение составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы с воспитателем и самостоятельно ; закреплять знания детей о кошке (внешнем виде, повадках) .

3. Оформление папки мнемотехник » .

Цель

1. Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста ».

Цель : привлечение родителей к работе по развитию речи .

2. Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?» , «Любимая кукла» .

Цель : обучение описательного рассказывания с помощью мнемотаблиц .

3. Праздник Новый год.

Цель : формировать умение составлять рассказ об этом празднике с помощью мнемотаблицы ; закреплять и расширять словарь детей по теме «Праздник Новый год» .

4. Подготовка детей к новогодним праздникам. Разучивание стихотворений, песен.

Цель : отработка у детей четкой дикции и интонаций.

1. Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза» .

Цель : формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы .

2. Рассказывание об игрушках.

Цель : формировать умение описывать предмет не называя его с помощью мнемотаблицы ; задавать вопросы и отвечать на них; развивать навыки диалогической речи .

3. Дидактическая игра «Профессии» .

Цель : рассказывать о какой-либо профессии по предложенной воспитателем таблице.

4. Беседа «Снеговик» совместной деятельности на прогулке) .

Цель : упражнять детей в умении составлять связной рассказ; развивать наблюдательность , внимание, наглядно-действенное мышление.

1. Консультация для родителей «Развитие речи детей средствами мнемотехник » .

Цель : ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи .

2. Подготовка к выступлению на празднике «Наши папы смелые, ловкие, умелые» .

.

Цель : отработка у детей четкой дикции и интонации.

3. Дидактическая игра «Времена года» .

Цель : закреплять умение составлять описательный рассказ о временах года, выделять различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице ; предложить детям самим составить таблицу.

4. Описание овощей.

Цель : закреплять умение правильно называть овощи, описывать цвет, форму и другие качества с помощью мнемотаблиц .

1. Подготовка детей к выступлению на празднике «Мама – солнышко мое» .

(разучивание стихотворений, песен) .

Цель : закреплять умение четко произносить слова.

2. Составление описательного рассказа по картине «Куры» .

Цель : формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы .

3. Консультация для родителей «Речь и веселый мяч» .

Цель : обучение родителей приемам и методам развития речи в игровой форме .

4. Пополнение папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник » .

Цель : помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.

1. Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок.

Цель : формирование правильного звукопроизношения с помощью мнемотаблиц .

2. Составление описательного рассказа об игрушках

Цель : составить простейшую мнемотаблицу вместе с детьми , закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушках с помощью мнемотаблиц .

3. «Космос» .

Цель : заинтересовать детей для составления рассказа «Космос» , составить вместе с детьми описательный рассказ; потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы ; воспитывать интерес для познания всего нового.

4. Папка –передвижка «Составляем и используем мнемотаблица дома » .

Цель : помощь родителям в составлении мнемотаблиц дома .

1. Беседа о транспорте. Составление описательного рассказа.

Цель : обогатить и уточнить представления о транспорте; помочь составить описательный рассказ о транспорте с помощью мнмотаблицы.

2. дидактическая игра «Мое любимое занятие» .

Цель : формировать умение детей составлять мнемотаблицы ; рассказывать о любимом занятии по своей мнемотаблице .

3. Составление описательного рассказа по картине «Лето» .

Цель : закреплять умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы .

4. Домашнее задание : потренироваться детям в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я провел лето» .

Цель : закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Колосок» Чухломского муниципального района Костромской области

Самообразование

ТЕМА «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»

Г. Чухлома

ул.Первомайская 22

2014-2015

Методическая работа

Изучение закона об образовании.

Изучение правовых норм в рамках ФГОС

Изучение материалов в рамках ФГОС

Изучение методической литературы в соответствии ФГОС

Проект

«Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»

Актуальность проекта:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи:

- изучить научно-педагогическую литературу по использованию
мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

Развивать связную речь у детей среднего дошкольного возраста,

Обогатить словарный запас детей,

Привить навыки культуры речи,

Правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи,

- расширить круг знаний об окружающем мире,

Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.

Ожидаемые результаты:

У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

Появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

Словарный запас выходит на более высокий уровень;

Дети преодолевают робость, застенчивость.


Этапы реализации проекта:
· Подготовительный (сентябрь-октябрь)
· Основной (ноябрь-апрель)
· Заключительный (май)

Подготовительный (Сентябрь-октябрь)

Основной этап

Этапы проектирования

Проектные мероприятия

Срок исполнения

Подготовительный

1.Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей
2.Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет.

3.Постановка цели и задачи проекта

4. Составление плана проекта.
5.Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей).

Сентябрь - октябрь

Основной

1. Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).

3. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (например, домик – медведь -)

4. Использование мнемоквадратов, мнемодорожек на занятиях по развитию связной речи (пересказ с использованием мнемотаблиц)

5. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

7. Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы:

На занятиях;- в свободной деятельности;- в продуктивной деятельности;- в индивидуальной деятельности.

Ноябрь

Декабрь

Декабрь - Апрель

В течении всего года

Сотрудничество с родителями

Папка - передвижка «Как научить ребенка читать стихи», «Развиваем речь в кругу семьи»

Консультация на родительском собрании «Значения связной речи в жизни младшего дошкольника»

Вывод

Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным. У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.



План по самообразованию «Правила дорожного движения -основа безопасности дошкольника»

Водители спокойствие хранят

Ведь правила движения едины-

Для взрослых пешеходов и ребят

Актуальность:

В наши дни очень актуальной становится тема предупреждения дорожно-транспортного травматизма. За 8 месяцев 2016 года зарегистрировано 93 ДТП с участием детей и подростков, в которых 2 несовершеннолетних погибли и 94 получили ранения. Причиной 59 таких происшествий явились нарушения Правил дорожного движения водителями автотранспорта. Неосторожность самих детей привела к 38 ДТП. Анализ структуры дорожных инцидентов с участием несовершеннолетних по категориям участников показал, что 32 ребенка пострадали, будучи пассажирами, 52 – пешеходами и 10 – велосипедистами.

С каждым годом растут и хорошеют наш город. Много в них широких, красивых улиц, дорог. Огромен и нескончаем поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения , и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие.

С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения , а их соблюдение - потребностью человека. Важно еще то, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

Цель:

1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

1. Расширять знания о правилах дорожного движения через беседы, различные виды дидактических игр,под. игр,игр драматизаций, речевых игр, загадки, настольно-печатные игры, целевые прогулки, дидактические картинки, художественную литературу, различные виды изобразительного творчества , сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации.

2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике

4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей

5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Сплотить детский коллектив.

7. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.

8. Познакомить с действиями инспектора ГИБД.

В результате работы предполагается:

Что дети узнают об основных источниках и видах опасности на улице;

Об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице ;

Дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);

Будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;

Будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;

Понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) ;

использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.

Формы работы:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

4. Развлечения и досуги.

5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные,

подвижные.

6. Работа с родителями, консультации, беседы, анкетирование.

7. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение

игровых приёмов.

8. Изготовление папок передвижек

9. Мониторинг.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

1этап- подготовительный

]Подбор и изучение методической литературы:

1. Т. А. Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера

2. Э. Я. Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения»

3. Н. В. Коломец «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет.

4. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку»

5. Е. И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. - М. : Издательство «Скрипторий 2013», 2013.

6. Е. Я. Хабибулина "Дорожная азбука в детском саду

7. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»

8. Т. А. Шорыгина «Основы безопасности»

9. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность»

10. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»

Провести диагностические исследования (с использованием иллюстраций):

1. Для чего нужна улица?

2. На какие части делится улица?

3. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?

4. Где люди могут переходить дорогу?

5. Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?

6. Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?

7. Какие сигналы светофора ты знаешь?

8. Какие виды перехода ты знаешь?

9. С какой стороны надо обходить автобус, трамвай, троллейбус?

10. Где можно играть детям?

Оформление предметно- развивающей среды:

1. Изготовление макета «Наша улица»

2. Изготовление дорожных знаков, макетов домов, макет светофора.

3. Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр («Шофер», «Автобус», «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Автосалон», «Автобаза»)

4. Подобрать дидактические и настольно- печатные игры, плакаты по правилам дорожного движения.

5. Приобрести мягкие модули «Дорожное движение»

6. Пополнить книжный уголок:

В. Кожевникова «Светофор»,

И. Серова «Улица где все спешат»,

Б. Житиков «Что я видел?»,

Г. Цыферов «Сказки на колёсах»,-

А. Дорохов «Красный, жёлтый, зелёный»,

С. Маршак «Правил уличных не зная»,

Н. Носов «Автомобиль»

А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу

переходили».

7. Оформление фотоальбома «Дорожные знаки»

8. Подбор материала для презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть непросто»

Составление плана работы с детьми и родителями

2 этап- практический

Работа с детьми:

Беседы: - «Правила поведения на дороге»,

- «Знай и выполняй правила уличного движения»,

- «Правила пешехода»,

-«Пост ГИБДД»,

-«Улицы города»,

- «Опасные части на пешеходной части улицы»,

-«Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон»,

-«Опасный перекрёсток»,

- «Где правильно кататься на велосипеде»,

-«Зачем нужны дорожные знаки».

-«Пора не пора- не ходи со двора»

- «Посмотри налево, посмотри направо»

-«Правила поведения в транспорте»

- «Регулировщик»

Детские исследовательские проекты:

-«Когда и почему появились правила дорожного

движения?»

-«Кто такой регулировщик?»

-«История светофора»

Дидактические игры: «Светофор и пешеходы», «Разложи правильно дорожные знаки», «Играй, да смекай», «Собери светофор», «Стоп», «Подумай,отгадай», «Весёлый жезл», «Говорящие знаки», «С Дино я гулять иду», «Угадай, какой знак», «Улица города», «Дорожное лото»

Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Шофёр», «Автосалон», «Автобаза», «Семья».

Чтение стихов, рассказов; отгадывание загадок по ПДД

Рассматривание иллюстраций, плакатов из серии «Дети на улице»

- «Цветные автомобили»

-«Светофор»

-«Автомобили» и др.

Просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть не просто»

Участие во всероссийском детском конкурсе «Простые правила» (1,2 тур)

Целевые прогулки и экскурсии (к дороге, к светофору, на перекресток, на остановку общественного транспорта)

Развлечения: «Красный, желтый, зеленый», «Дорожная азбука», «Зеленый огонек», «Остановка общественного транспорта»- эстафета, «Наша улица»-викторина, «Что, где, когда», «Правила дорожного движения»-викторины, «Азбука дорожного движения», «Мой друг- велосипед», игра- викторина «Юный пешеход», «Дорожные знаки – наши друзья»

Встреча с инспектором ГАИ

Образовательная деятельность:

1 .Художественно-эстетическое развитие:

- «Пешеходы идут по улице»- рисование

- «Знаки ПДД»- рисование

-«Светофор»- рисование (Т. А. Николкина «Изобразительная

деятельность»)

- «На чем ездят люди»- рисование

- «Внимание, светофор!» -аппликация

-«Улица города» -конструирование (Л. В. Куцакова

-«Транспорт» -конструирование (Л. В. Куцакова

«Конструирование и художественный труд в детском саду»)

-«Светофор» -лепка

2. Познавательное развитие:

-«Знакомство с городским транспортом» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения», с. 31)

-«Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»)

-«В городском транспорте»

-«Правила дорожного движения» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»)

-«Для чего нужны дорожные знаки» (Т. Ф. Саулина «Знакомим

дошкольников с правилами дорожного движения»)

- «Берегись автомобиля» Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с

правилами дорожного движения»)

-«Дорожные знаки» (Н. Н. Авдеева «Безопасность»)

-«Катание на велосипеде» (Н. Н. Авдеева «Безопасность»)

-«Опасные участки на пешеходной части улицы»

(Н. Н. Авдеева «Безопасность»)

- «Безопасное поведение на улице»

(Н. Н. Авдеева «Безопасность»)

Работа с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

Анкетирование родителей «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»

Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм

Родительское собрание «Проблемы обеспечения безопасности ребенка»

Консультации: - «Азбука дорожного движения»,

-«Дети и дорога»,

-«Безопасность детей в автомобиле»,

-«Мама за рулем: основы безопасности»,

-«Дидактические игры в ходе ознакомления детей с

-«Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге»,

-«Безопасность детей – забота взрослых!»,

-«Ребенок в автомобиле»

Памятки для родителей: - «Как обучать ребенка правилам безопасного

поведения на дороге»

-«Причины дорожно- транспортного

травматизма»

-«Правила поведения на остановках

общественного транспорта»,

-«Детское кресло для автомобиля».

-«Родители – пример для детей в соблюдении

правил дорожного движения»

Привлечь родителей к детским исследовательским проектам по ПДД: «Когда и почему появились правила дорожного движения?», «Кто такой регулировщик?», «Зебра», «История светофора», «История развития автомобилестроения

3 этап- заключительный

Проведение мониторинга, анкетирование

Мнемотехника – это совокупность приемов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Методы мнемотехники рассчитаны на возникновение ассоциаций.

Мнемотехническое правило запоминания информации интересно даже для детей в ДОУ, поэтому в детских учреждениях обычно есть картотека мнемотехнических упражнений.

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.

Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям . Это работает по схеме:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.

Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра . Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.

Мнемотаблицы в детском саду бывают:

  • Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
  • Таблицы, которые рассказывают истории.
  • Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.

Мнемонические приемы в детском саду:

  • Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
  • Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
  • Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).

После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Использование мнемотехники важно не только в детском саду. Родители также должны обратить внимание на развитие детей дома.

Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»

«Мнемотехника шаг за шагом» Козаренко состоит из пяти отдельных курсов, которые связаны между собой. Все методы для развития памяти начинаются с несложных, постепенно усложняясь и требуя большей концентрации.

Учебник мнемотехники Козаренко полезен для людей, которые изучают английский язык, потому что он содержит пособие, помогающее запоминать иностранные слова. Книга Козаренко рассчитана на людей, которые изучают английский язык самостоятельно или берут уроки в группах.

Книга охватывает такой объем информации, который другие книги не способны охватить. Вы научитесь концентрировать внимание, развивать память, воспроизводить информацию своими словами, усовершенствуете английский язык, настроите память на запоминание чисел.

Виды мнемотехники

Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:

  • Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
  • Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
  • Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
  • Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
  • Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.

Мнемотехника для произношения звуков

Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.

Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:

  • Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
  • Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
  • Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.

Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.

Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка. Если малыш в ДОУ развивает умственные способности, то в школе ему не будет сложно.

Для автоматизации звуков в связной речи детей, конечно, лучше всего обратиться к логопеду. Но врачи тоже используют мнемотехнические приемы, поэтому занимайтесь с ребенком дома, чтобы закрепить результат.

В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.

Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом Активность ребенка в 1 месяц Активность ребенка в 1 месяц Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю