Консультация для родителей духовно нравственное воспитание дошкольников. Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников в семье

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Нравственное воспитание дошкольников в семье»

Консультация для родителей

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.

Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

В настоящее время все большее внимание психологов, педагогов и многих других специалистов привлекает проблема нравственности. Это понятие является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии и этики.
В первую очередь, рассмотрим, что такое нравственность. Этот термин берёт свое начало от слова нрав. От латинского нравы звучат как «moralis» - мораль. Таким образом «нравы» - это те эталоны и нормы, которые приняты и руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы характеризуются не вечностью и не неизменными категориями. А они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом масс общества, т.е. общественного мнения, а не правовых положений.
Нравственность состоит в осознании выполняемых дошкольником тех или иных моральных норм и требований на основе внутренней потребности и способности следовать им в каждый момент своей деятельности и жизни. Следовательно, нравственность – это и есть усвоенная и принятая дошкольником мораль.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания подрастающего поколения.
Главным стержнем всестороннего развития личности – это успешное осуществление требует согласованности, и преемственности в воспитательной работе матери, педагогов, отца и близких людей, которые окружают ребенка.
Следовательно, возникший ценностный вакуум, без духовность, обусловленная отчуждением человека от культуры, как способа сохранения, и передачи ценностей. В данном случае характерные для нашего общества, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество и поколения старшего возраста перед опасностью моральной деградации. Значит, требуется переосмысления самой системы нравственного воспитания подрастающего поколения.
Именно в дошкольном возрасте складываются основы нравственного поведения, а кто именно может иметь большое влияние на развитие личности дошкольника, конечно мама. Поэтому перед обществом как бы стоит задача, не допустить в дошкольниках проявления детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.
В своей консультации, хотелось бы показать, как материнское отношение влияет на развитие личности дошкольника в нравственном плане.
Именно с матерью дошкольник впервые овладевает разными формами общения, что и является успешной адаптации в широкой социальной сфере в дальнейшем.
Процесс установления и развития контактов между людьми, а в первую очередь с матерью, порождаемый потребностями деятельности и включающий в себя объём информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Правильное взаимоотношение между матерью и дошкольником – важнейший фактор развития ребёнка. При нарушении этой взаимосвязи может привести к тому, что ребёнок испытывает разочарование и склоне к различным поступкам, которые считаются в обществе неадекватными.
Самое главное для матери – это окружить ребенка заботой, вниманием, лаской, чтобы на него общество на мало дифференцированные органы чувств действовало соответствующее количество нужных организму раздражителей, чтобы по мере усложнения детской психике усложнялся и нарастал объём информации.
Мать для ребенка является источником эмоционального тепла и поддержки, разумными распорядителями, образец для подражания, другом и советчиком. Также взаимоотношения зависят от различных факторов, например, от отношения матери к ребёнку, от её представления о дошкольнике и можно также подчеркнуть то, что многое зависит от характера обращения с ним. Можем отметить то, что не надо забывать о способе воздействия на ребенка – поощрение, наказание, контроль и другие.
Нравственное поведение зависит от мотивов, которые характеризуют его. Мотивы бывают разные. Мать будет прививать, и проявлять мотивы дошкольнику, такое и проявиться в нравственном поведении. Здесь можно рассмотреть различные мотивы: жертвенные, сострадание, благотворительность, справедливость и другие. Остановимся на некоторых мотивах, которые считаются в нашем обществе более важными.
Нравственная мотивация программного характера. Здесь мать является положительным примером и учит дошкольника к жизни с точки зрения программирования. То есть в этой установке ребенок всегда планирует свои поступки, свое поведение, нравственные ценности и даже свою жизнь. Он может представлять себя гением, бывает, мечтает о счастливой семейной жизни и материальном благополучии. Большую роль играет пример, отношение матери к жизни, нравственным ценностям, к поступкам и нравственным нравам. Но в тоже время ребенок и мать опираются на ряд критериев, которые показывают, как необходимо жить в этом мире.
Сострадание тоже является как основа нравственного поведения в характеристике воспитания. Суть этого мотива в том, что проявляя жалость к другому человеку, он фактически жалеет самого себя, предполагая возможным, что он в такой же ситуации может оказаться. Поэтому мать прививает ребенку в меру мотив сострадание, что возможно может привести наше общество к разумным проявлениям нравственного поведения и поступкам.
Немало важную роль играет в нравственном поведении мотив справедливость. Этот мотив характеризуется и развивается уже не только на основе морального, но и других форм общественного сознания. Следовательно, в эмоциональном плане нравственное поведение, основанное на идее справедливости, связано, прежде всего, с негативными эмоциями. Оно может проявляться, когда нарушается справедливость, т.е. возмущение несправедливыми действиями или несправедливыми общественными порядками. Справедливость также проявляется в индивидуализации личности. Мать вкладывает понятие дошкольнику и стремится показать его самовыражение. Если большая часть самовыражение проявляется в ребенке, то возможно привести к эгоизму. Такая оценка вызывает соответствующие отрицательные эмоции, которые составляют основу чувства справедливости..
Можно сказать также о жертвенных мотивах нравственного поведения. Они более далекие от влияния позитивной эмоциональной мотивации. Поведение дошкольника здесь может формироваться на основе желания избежать сильных отрицательных эмоций. Это может привести даже к альтернативе самой жизни. Например, человека не предать, даже зная, что он идет на верную смерть из – за того, что идеально представляет себе жизнь с сознанием невыполненного долга как сплошное мучение.
Таким образом , можно говорить о различных мотивах, которые характеризуют нравственное поведение дошкольника. Самое главное, мать является примером и опорой в формировании нравственного поведения. И как мать проявит свое нравственное поведение, ценности, нормы общества, так и будет дошкольник проявлять в своей жизни.
Использованная литература:
1. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки дет. Психиатра; Кн. Для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. – 207с.
2. Волосова, Е. Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни [Текст]/ Е.Волосова// Дошк. Воспитание.- 1991.-№11.- с.58-60.
3. Краткий психологический словарь/состав. Л.А. Карпенко; Под общ. Редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М: Политиздат, 1985 – 413с.
4. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. – М. Педагогика,1987 – 213 с.
5. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Издательство Института Психологии, 2003. – с.319.
6. Рамих Р.А. Материнство как социокультурный феномен. – Ростов- на Дону, 1997. – с. 227.

Наталья Сазонова
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников.»

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников

Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения . Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления Собственным поведением.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства , в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями , учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям

Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно , потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований . Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников можно рассматривать как -непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Первейшая задача родителей заключается в том , чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша . Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты» , которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей - развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства. По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств : справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Средства нравственного воспитания

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать : художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств : художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания , поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств .

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа . Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей : игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания . Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения .

Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания , лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений

4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью .

Список литературы

1. Е. А. Алябьева «Нравственно -этические беседы и игры с дошкольниками ». - М., 2007г.

2. Бабанский Ю. К. «Педагогика» . - М., - 2008г.

3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. «Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». - М : Издательский центр «Академия» , 2007г.

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети » . - М., 2005г.

5. Возрастная и педагогическая психология. // М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н. Ф. и др. ; Под. ред. Гамезо М. В. и др. - М., 2008г.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под. ред. Виноградовой А. М, 2008г.

7. Ермолаева М. В., Захарова А. Е., Калинина Л. И., Наумова С. И. Психологическая практика в системе образования. - Воронеж : НПО «МОДЭК» , 2008г.

8. Константинов Н . А., Медынский Е. Н. История педагогики. М. ,-2010г.

9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика . - М., 2008г.

10. Азбука нравственного воспитания / Под ред . И. А Каирова., О. С. Богданова. 3-е изд. -М. ,Просвещение, 2009г.

11. Дошкольная педагогика/ Козлова С. А., Куликова Т. А. ,2006г.

12. Мир детства. Дошкольник / Под ред . А. В. Запорожец. - М., Педагогика, 2007г.

13. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре . - М., Просвещение, 2008г.

14. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред . В. Г. Нечаевой. - М., Педагогика, 2006г.

Книги для детей по нравственному воспитанию .

1. «Мальчик – звезда» . Оскар Уальд

2. рассказы из «азбуки» Л. Н. Толстого («Косточка» , «Девочка и грибы» ,«Лев и собачка» , «Филиппок» и др.)

3. «Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка

4. стихи Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

5. сказки А. М. Горького,

6. «Жадина» Я Аким.

7. Б. Жидков «Обвал» , «На льдине» ,

8. Коршунов «Едет, спешит мальчик» ,

9. С. Я. Маршак «Неизвестный герой

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы» .

10. В. Осеева «Просто старушка» , «Волшебное слово»

11. Я Сегель «Как я был мамой» .

12. П. Воронько «Мальчик Помогай»

13. Д. Габе «Моя семья» .

14. А Барто «Вовка – добрая душа»

15. Р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» .

16. Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек» .

17. Е. Благинина «Аленушка» .

18. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» .

19. Н. Носов «Карасик» , «На горке» , «Огурцы» , «Заплатка»

20. В. Катаев «Цветик – семицветик» , «Дудочка и кувшинчик»

21. М. Родина «Мамины руки» .

22. Е. Благинина «Мамин день» , «Посидим в тишине» .

23. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

24. Е. Пермяк «Мамина работа»

25. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом» .

26. Л. Квитко «Бабушкины руки» .

27. С. Михалков «А что у вас?» .

28. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» .

Малыш открыт навстречу окружающему миру, стремится к общению со взрослыми, сверстниками, животными, хочет поделиться с ними своей радостью. Поддержите это чувство.

Ребенок может причинить вред живому существу по разным причинам: это желание лучше узнать заинтересовавший его объект (из чего сделан, что у него внутри), неумение правильно выразить чувство восторга, радости, удивления (может схватить птенца и сделать ему больно), эгоистическое отношение к животному (пеленает котенка, возит его в коляске), сознательная жестокость. Понятно, что реагировать на это тоже необходимо по-разному. Но любое проявление неправильного отношения к животному не должно пройти незамеченным. Помните, что ребенок, бережно относящийся к котенку, щенку, бабочке, никогда не сделает плохо человеку. В общении с животными у него складывается представление об общечеловеческих ценностях.

Жестокое отношение ребенка к животным, как правило, вызывает негодование со стороны других детей. Такого не любят, не принимают в игру. Он остается один в среде сверстников. Вырабатывается общественное мнение: он плохой. Таким образом, отношение товарищей может скорректировать недостатки воспитания: ребенок стремится к общению с ними и изменяет свое поведение.

У дошкольников жестокость проявляется порой не только в отношении к животным, но и к людям. При этом складывается культ силы, искажается понимание мужественности, смелости: смелый - тот, кого все боятся, а не тот, кто защищает слабых. Задумайтесь о причинах детской жестокости. Она никогда не возникает сама по себе и чаще проявляется у детей, испытывающих недостаток любви и ласки. Нередко жестокость - это попытка утвердить себя в том случае, если ребенка не замечают, не ценят или он хочет защититься от навязчивых, нетактичных воздействий взрослых.

Одной из причин детской лжи является то, что ребенку трудно признать свое неумение что-то сделать. Но не торопитесь его за это наказывать. Объясните, что не уметь - не стыдно, стыдно не хотеть научиться.

Причиной лжи ребенка может быть нежелание отвечать за свои поступки, боязнь наказания. Эта ложь в явно выраженных корыстных целях. Она заслуживает безоговорочного, но тактичного осуждения. Поможет ее преодолеть метод естественных последствий: если вещи сами теряются, то пусть сами и находятся; если игрушки сами ломаются, то пусть сами и чинятся.

От детской лжи следует отличать фантазию. Фантазирование всегда сопровождается положительными эмоциями, которые выражаются в улыбке, смехе, разнообразием и богатством сюжетов. Оно всегда бескорыстно. Не спешите заявить ребенку, что так не бывает. Поиграйте с ним: кто придумает интереснее, смешнее и т.д.

Шалости ребенка, причиной которых является его желание узнать окружающий мир, нередко находятся на границе дозволенного. Но сам малыш воспринимает их как веселую игру. Не надо его наказывать. Лучше включитесь в эту игру, покажите, что вы понимаете ребенка и доверяете ему, поручаете ответственное дело. Это сделает поступки малыша ценными для окружающих.

Искренние, доверительные отношения с близкими приводят к развитию сочувствия, сопереживания и связанных с этими чувствами нравственных качеств: заботливости, ответственности, взаимопомощи.

Когда ребенок чувствует себя предметом всеобщего внимания, когда ему все позволено, он становится эгоистом. Причем он может знать нравственную норму и даже некоторым образом ее выполнять, но только в своих интересах. Другие люди для него как бы не существуют и, по его мнению, о них не стоит думать.

Когда ребенок только начинает осваивать новую для него нравственную норму, он стремится выполнить ее во что бы то ни стало, нарушая при этом другие. Объясните в этом случае, в чем он не прав, но покажите, что вас радует его стремление следовать требованию взрослых.

Усвоив нравственную норму, ребенок начинает делать сверстнику замечания, контролировать его поведение, хотя иногда и сам ее нарушает. Здесь могут проявляться жалобы-замечания: ”А Петя пролил воду”, ”А Маша разбросала свои игрушки”. Малыш не ябедничает, а лишь хочет найти подтверждение у взрослого, что правильно понимает норму поведения: воду проливать нельзя, игрушки надо класть на место. Поэтому подтвердите его правоту и предложите помочь нарушителю исправить допущенные ошибки.

Часто ребенок, находясь во власти сиюминутных желаний, совершает отрицательные поступки, не задумываясь о последствиях. Важно, чтобы такое поведение не осталось без внимания взрослого. Необходимо показать малышу, в чем он не прав, дать оценку его действиям. Помните, что плохие поступки закрепляются очень быстро, а для их исправления нужно много времени и сил.

Нравственные качества тем и отличаются от импульсивного поведения, что они проявляются во всех ситуациях. Быть добрым, внимательным, заботливым становится потребностью малыша.

Поэтому, защищая слабых, маленьких, он может преодолеть свой страх, выступить против несправедливости. Поддержка взрослого поможет ему почувствовать себя более уверенно, даст опору в закреплении нравственного поведения.

Сопереживание, сочувствие, любовь к окружающим людям должны проявляться в конкретных действиях ребенка. Побуждайте его оказывать помощь тем, кто в этом нуждается. Поощряйте стремление малыша сделать это по своему желанию.

Желание оказать помощь, ободрить другого у ребенка проявляется не только по отношению к взрослому, но и к сверстнику. Чуткость - очень ценное нравственное качество: малыш понимает состояние другого человека, отказывается от чего-то в его пользу, дает ему возможность порадоваться, заботится о равенстве. Поддержите, оцените маленькие ростки сочувствия, чтобы его проявление стало потребностью, чтобы формировались привычки нравственного поведения. Замечайте и оценивайте каждое проявление нравственности.

Дети нередко ссорятся, хотя и понимают, что этого делать нельзя. Чаще всего ссоры возникают из-за игрушки. Но для детей 5-7 лет важно не просто играть, а играть вместе с другим ребенком. Поэтому ссоры, как правило, непродолжительны. Дети находят способ помириться. И в этом помогает все та же игрушка.

Ссорясь из-за игрушки, дети не хотят уступать друг другу. Нередко они стремятся получить ее в единоличное пользование, потому что не знают, как ею нужно играть вместе. Научить их совместной игре - задача взрослого. Если малышу станет интересен прежде всего сверстник, а не игрушка, тогда он не будет из-за нее ссориться.

Совместная с другими детьми игра - это условие формирования чуткости, взаимопомощи, гуманизма, справедливости, доброжелательности, дружеских взаимоотношений, сочувствия, переживания.

Чем младше дети, тем важнее роль взрослого в организации совместной игры: он руководит ею, распределяет роли или сам принимает в ней участие, показывая образцы поведения и взаимоотношений всех играющих.

Взрослый может советом, примером предотвратить назревающий конфликт между детьми. Здесь важно постараться учесть интересы каждого и научить этому малышей.

Уже в детском возрасте может формироваться и стать устойчивым эгоизм. Он заключается в нежеланием считаться с мнением другого, в зазнайстве, хвастовстве, стремлению к главенству любой ценой. У ребенка эгоизм проявляется при неправильном воспитании: вседозволенности, противоречивых требованиях взрослых.

Чрезмерная опека со стороны родителей приводит к тому, что ребенок перестает стремиться к самостоятельности, появляется эгоизм, жестокость, иждивенчество. Взрослые попадают в зависимость от прихотей, капризов, сиюминутных желаний малыша. Не бойтесь поручить ребенку ответственное дело, показать, что доверяете его самостоятельности, что считаете его взрослым.

Труд учит ребенка делать что-то не только для себя, но и для других, а поэтому особенное ценен для нравственного развития.

Стремление быть взрослым у ребенка не должно стать односторонним (хочу выглядеть как взрослый). Самое главное, чтобы малыш поступал, как большой, стремился проявить положительные нравственные качества и выделял их как существенный признак взрослости.

Выполняя нравственную норму, ребенок не может еще встать на точку зрения взрослого. Отсюда и подарки папе ко дню рождения, нарисованные на обоях, и порезанное мамино платье, чтобы оно было еще красивее. Задумайтесь о причинах таких действий, и вы поймете, что ребенок стремился доступным ему способом порадовать вас. Поэтому сдержите свой гнев, покажите, что вам приятна его забота, а потом объясните, что именно он сделал неправильно.

Нравственное воспитание ребенка.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее – это педагоги, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас может только высокая культура.

И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет.Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем, культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок, получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познание мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребёнка старшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, д/саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать ещё лучше.

Характерным для детей старшего дошкольного возраста является формирующаяся у них общественная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. У ребят этого возраста начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. Дети могут осудить поведение сверстников – их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу – и высказать одобрение хорошего поведения товарища.

Сумма умений и навыков позволяет поддержать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью и аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в д.с); с культурой игры, учебных занятий, выполнение трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).

В процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно и образовательное учреждение и семья. Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании культуры поведения.

Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре поведения детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной и недостаточно разработанной.

В настоящее время проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является наиболее актуальной, ведь придя в школу, первоклассник должен не только иметь навыки чтения, письма и счета, но и уметь общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и понимать.

Нравственное воспитание ребенка является важным фактором в становлении его личности. А значит – положительных изменений в обществе, и снижении безнравственности в стране в самое ближайшее время.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками