Эстетическое воспитание в семье (советы родителям). Материал для родительского собрания "этика и эстетика семейного воспитания " Эстетика питания дошкольников

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Поскольку первые, с кем начинает общаться и чей пример видит ребенок – это родители, сестры, братья, то именно на них лежит ответственность за основы эстетической культуры, которая будет заложена в ребенке. Главную роль играет уровень эстетического развития самих родителей, атмосфера в семье. Приобщать ребенка к познанию мира прекрасного и его созданию необходимо уже с 2-3 лет, приучая к поддержанию порядка в его детской комнате, аккуратности в одежде. Так ребенок постепенно начнет понимать, что и его руки – инструмент для создания красоты.

Не стоит полностью отождествлять эстетическое воспитание и художественное. Эту ошибку часто делают и педагоги и родители. Художественное – это лишь часть такого широкого понятия, как эстетическое воспитание. Ведь в нем кроме художественного творчества заключена и эстетика отношений, труда, быта и поведения.

Эстетическое воспитание формирует не только правильное отношение к явлениям мира, произведениям искусства человека, но и нравственные устои, увеличивая количество знаний об обществе, окружающей среде, мире.

Творческие занятия, проводимые в рамках эстетического воспитания, развивают воображение, мышление, формируя полезные черты характера, такие как дисциплина, воля, настойчивость в достижении цели, умение самоорганизоваться. Поэтому цель эстетического воспитания состоит в создании гармонично развитой, широко образованной личности, которая приспособлена к изменяющимся условиям окружающего мира.

Воспитательная работа, направленная на эстетическое развитие ребенка должна в себе сочетать и приобщение к искусству, и обучение практическим навыкам. Перекосов в одну или другую сторону быть не должно. Имейте ввиду, что гармонически развитой личности из ребенка не получится, если вы будете прививать ему исключительно понимание прекрасного, не приучая к практике: созданию этого самого прекрасного.

Чем раньше начинается эстетическое воспитание ребенка, тем легче будет добиться поставленной цели. Самый эффективный метод эстетического воспитания ребенка – это игра. Именно через нее он познает мир.

И в заключение хочется сказать, что на эстетическом воспитании не стоит экономить. Считайте это капиталовложением в своего ребенка, которое обязательно пойдет в рост. Сейчас есть много курсов, которые предлагают частные и государственные школы по эстетическому развитию ребенка. В них могут входить самые разные направления: музыка, рисование, танцы. Отдав ребенка на такие курсы, вы сможете быстрее определить вместе с ребенком его наклонности, ведь вы сами увидите, на какие уроки он ходит с радостью, а на какие вам приходится его очень долго собирать.

В своем реферате я хочу рассмотреть проблемы эстетического воспитания, проследить его взаимосвязь со всеми сторонами воспитания, проследить также, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.

В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.


Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Эстетическое воспитание — процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания.


аимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины.

Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы.

В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти.


В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.

Содержание и методы эстетического воспитания

Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально существующем.


Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

По выражению А.С. Макаренко, инструментом прикосновения к личности, способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является метод.

Основными методами, которые используются в эстетическом воспитании являются:

    Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.

    Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение.

    Развитие самостоятельных действий – воспитатель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.

    Включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда.

Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.

Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

Основными задачами эстетического воспитания являются следующие:


1) развитие умения видеть и подвергать оценке красоту;

2) понимать прекрасное, гармоничное;

3) рассматривать свое поведение и собственные поступки с точки зрения эстетических представлений.

Эстетическое воспитание можно подразделить на категории, называемые эстетическими:

1) прекрасное и безобразное;

2) трагическое и комическое;

3) высокое и низменное.

Каждая из категорий подвергается историческим изменениям. Совершенно определенные общечеловеческие ценности неизменны. Незнание или не придание этому значения приводит к трагическим последствиям, таким как отсутствие или слабое развитие эстетического вкуса, поглощение и использование некачественной и непотребной (с точки зрения эстетики) продукции, неумение, нежелание и отсутствие интереса к пониманию полноценного искусства, музыки, произведений великих мастеров. Видами или средствами в эстетическом воспитании называют природу, искусство, окружающую реальность, труд человека и др.


Формирование основ эстетического воспитания

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему – сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: эстетические, нравственные и интеллектуальные.

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.


Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только научился сидеть, сделал первые шаги – и уже в этом возрасте можно закладывать основы эстетического воспитания.

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета кукла» и так далее.

Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.


этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету, нарядно одетой кукле – все это будет прививаться при непосредственном влиянии мамы и папы.

Взрослому также следует позаботиться об эстетике быта. Обстановка в доме или квартире должна содействовать эстетическому воспитанию детей. Нельзя мириться с тем, что убранство жилища иногда напоминает музей или склад всякой всячины. Выставлять множество мещанских безделушек незачем, вместо них можно иметь хорошие художественные репродукции, интересные вазы и статуэтки. Но их также не должно быть много.

В доме следует поддерживать, если можно так выразиться, эстетический порядок во всем, ибо эстетические взгляды и вкусы начинают свою историю с колыбели. Важно вовлекать детей в трудовую деятельность по украшению жилища, двора, посадке цветов.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой.


Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т.д.

Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает у детей бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус.

Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является природа – вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик, поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать «живой» голос леса, поля. Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе: прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему, понимание красивого.

Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир, особое место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с животными Уход за животными формирует у детей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, дымковские свистульки и другие.

Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой игрушке.

Немалую роль играют занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Через веселые рассказы, стихи, басни дети осваивают категорию комического и смешного, с их помощью можно развить у ребенка чувство юмора.

Юмор – форма комического, в которой предметы, события и их поступки изображаются в смешном виде.

У ребенка очень важно воспитывать чувство юмора с самого раннего детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять трудностям и невзгодам. Исследователи – психологи считают, что развивать у детей способность замечать и понимать смешное – значит развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того, что бы понять комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение вещей, сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей действительностью. Это обогащает мысль и фантазию.

Формированию у детей дошкольного возраста чувство юмора способствуют произведения лучших детских писателей: Чуковского, Маршака, Носова и др., раскрывающие различные по своей сложности комические моменты.

Чувства, в том числе и эстетические – специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникнуть и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств. Природа – это самый совершенный объект для эстетического воспитания ребенка, он всегда находится перед его глазами. Но ребенок должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы, гармонию красок, звуков, запахов и испытывать при этом эстетические чувства, а помочь ему в этом могут взрослые, организуя экскурсии и походы на природу. Широкое внедрение в жизнь каждой семьи радио, телевидения, доступность театра и кино, красочно оформленных книг так же создают огромные возможности для развития разнообразных эстетических чувств.

Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты, аккуратности и так далее.

В заключение можно сказать, что задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и многом другом.

Исключительная роль семьи в эстетическом воспитании заключается в том, что именно в ней ребенок получает первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте.

Если семья – стартовый этап воспитания, то детский сад и школа – второй и не менее важный этап. В этом возрасте у ребенка формируются эстетические чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические занятия, которые проводятся в детском саду и школе.

    Введение. Понятие эстетического воспитания.

    Проблемы эстетического воспитания:

а). взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым, художественным воспитанием;

в). задачи эстетического воспитания.

3. Формирование основ эстетического воспитания

4. Заключение

Литература

    Аксарина Н.М. “Воспитание детей” М., изд-во “Медицина” 1992 г.

    Запорожец И Д. “Воспитание эмоций и чувств у дошкольника” М 1985 г.

    Логинова В.И. “Дошкольная педагогика” М., изд-во “Просвещение” 1983 г.

    Тематический каталог статей www.catarticles.ru

Источник: works.doklad.ru

Эстетическое воспитание в семье

Эстетическое воспитание - развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, восприимчивости к красоте, умения наслаждаться произведениями искусства, а также способности к творчеству.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведения окружающих, настроения их, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к совершенствованию благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию. Особенно важно возбудить интерес ребёнка к упражнениям в рисовании и лепке, в пении и музыке, вызвать в нём желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства.

Огромную роль в эстетическом воспитании играет семья. Семейное эстетическое воспитание складывается из многих составляющих:

— опрятности членов семьи, атмосферы взаимного уважения, искренних эмоций, умения выражать свои чувства словом, наличия дисциплины и правил поведения. Всё это основы, на которых строится правильное эстетическое сознание ребёнка;

— воспитание вкуса начинается с пения колыбельных песен, детских песен как отдельно матерью, так и совместно с ребёнком;

— формирование умения ценить произведения искусства, тяги к созиданию развивает рисование;

— регулярное чтение книг, рассказывание сказок.

— проведение бесед, которые необходимы для ответов на вопросы ребёнка, возникающие во время познания окружающего мира;

— эстетика быта включает дизайн детской комнаты, общее оформление жилого пространства: картины на стенах, живые цветы, порядок, чистота.

Всё это с самого раннего детства формирует у ребёнка внутреннее чувство прекрасного, которое затем найдёт своё выражение в эстетическом сознании.

по эстетическому воспитанию в семье

Для формирования эстетического вкуса у ребёнка необходимо:

1. Воспитывать у ребёнка наблюдательность, умение видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчёт в увиденном. (Например, обратить внимание на листочки осины, осенью они тёмно-красные, у берёзки золотистые и т.д.)

2. Систематически поощрять ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.

3. Обращать внимание детей на особенности: красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города.

4. Выбирать вещи, которыми пользуется ребёнок в повседневной жизни со вкусом. (Например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и узору, заставляет ребёнка бережнее к ней относиться).

5. Дать ребёнку право выбора наиболее понравившейся ему вещи из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей.

Чем интересным можно заняться в кругу семьи?

1. Лепка - помогает детям уточнять свои представления о форме, строении и пропорциях предмета. Работа особенно увлекает, когда предназначена для определённой цели (подарок маме, папе и т.д.) Дети любят лепить из теста.

2. Подготовка к Новому году. Ваша задача, создать игрушку, которая будет украшать ёлку. Что можно изготовить? Бумажные флажки, декоративные цепочки, игрушки оригами, игрушки из природного материала (шишки, скорлупа грецкого ореха, из яичной скорлупы и т. д.)

3. Печать ладошками. Покрыть ладошки краской. Сделать оттиск, а потом пофантазировав получить картинку «рыбку», «грибок» и т.д.

4. Конструирование из кубиков.

Желаем удач!

Воспитатель Сморгонского ЦКРОиР С.В.Сакович

Использованные источники:

1. Неменский, Б. М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания: кн. для учителя/ Б. М. Неменский. -2-е изд. перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1987.- 255 с.

2. Лабунская, Г. В. Художественное воспитание детей в семье / Г. В. Лабунская - М. : Педагогика, 1970. 47с.

3. Лихачёв, Б. Г. Эстетика воспитания / Б. Г. Лихачёв. - М. : Педагогика, 1972.

Источник: www.ckro.by

Разделы: Работа с дошкольниками

“Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного.

Одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей – внимание к детской творческой деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной. Если правильно организовать, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребёнка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием. Именно в рамках всех названных видов деятельности создаются условия для эффективной всесторонней подготовки детей к школе” – так считает специалист в области эстетического воспитания дошкольников Комарова Тамара Семёновна.

Опираясь на мнение Комаровой Т. С. мы считаем, что именно эстетическое воспитание являются крепким связующим звеном между дошкольными учреждениями и начальной школой. Если у ребёнка высокий уровень эстетического воспитания, то и в начальной школе адаптация у него проходит легче. Возникает необходимость в систематизации работы по эстетическому воспитанию в рамках совместной деятельности детского сада и школы, которая освещается на совместных семинарах.

Мы предлагаем сценарий одного из таких семинаров.

Форма проведения: семинар-практикум

Оборудование: интерактивный комплекс, слайды, магнитная доска, магниты, бумага для записей, фломастеры, карточки с вопросами к анализу занятия, силуэт дерева (вырезан из ватмана); изображение плодов, листьев, цветов – по количеству участников семинара.

План проведения

Участники регистрируются, занимают места за одним из двух столов: воспитатели, учителя.

1. Введение в тему

  1. Вступительное слово ведущего
  2. Ледокол “День именинника”

2. Основной этап

  1. Теоретическая часть
  1. Практическая часть
  1. Выделение форм эстетического воспитания детей

3. Подведение итогов семинара

Приложение 1, Приложение 2

Ход мероприятия

1. Вступительное слово ведущего семинара.

Доброго дня всем участникам семинара, интересной и плодотворной работы.

Тема нашего сегодняшнего семинара: “Эстетическое развитие детей в условиях детского сада и школы”. Работать мы с вами будем под девизом:

“Жить в красоте,
Замечать красоту,
Создавать красоту вокруг себя”

2. Ледокол “День именинника”

Я предлагаю начать наш семинар с проведения небольшого “Дня именинника”. Под музыкальное сопровождение мы исполняем всем известную песенку “Кто родился в январе вставай, вставай, вставай и поздравления коллег скорее принимай”, рождённые в январе встают и все присутствующие им аплодируют.

Основной этап

1. Теоретическая часть

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

ЭСТЕТИКА (от греческого – чувствующий, чувственный) – философская наука, изучающая сферу эстетического, как специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей.

(А.М. Прохоров )
“Большой энциклопедический словарь” 1991 г.

Как особая дисциплина вычленяется в 18 веке у Баумгартена, введшего сам термин “эстетика” для обозначения “науки о чувстве, знании”, у Канта “эстетика” – наука о правилах чувственности вообще”

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв)

Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определённые условий.

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Дети любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботиться о накоплении ребёнком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приёмам. Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей, для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Задача педагога – не нарушая замысла ребёнка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное – создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребёнка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умении переносить усвоенное в собственную новую деятельность. К воспитанию самостоятельной художественной деятельности дошкольников мы привлекаем и родителей, которые являются активными участниками конкурсов, проводимы в детском саду.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке; это и театрализованные игры и игры-драматизации, тематические занятия.

Для проведения таких занятий в нашем детском саду созданы все условия: открыты изостудия, театральный салон, сенсорная комната, зимний сад, кинозал.

Немалое место отводится экскурсиям. Задача педагога – продумать содержание экскурсии с учётом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства. А чувства, как известно, очень легко разрушаются.

Положительное воздействие в воспитании эстетической культуры оказывает просмотр детьми театрализованных и цирковых постановок, в исполнении профессиональных артистов.

Мы стараемся чаще приглашать гостей из школы для проведения совместных праздников, соревнований.

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения занимают праздники и развлечения.

Развлечения проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусства. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему (“Осень – краса”). Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение на празднике – повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. Такие вечера развлечений и праздники доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. Постоянные гости и участники праздников и развлечений родители.

Немалую роль в эстетическом воспитании дошкольников играет и привлечение их к участию в конкурсах, как городских, так и областных.

В дошкольных образовательных учреждения мы начинаем открывать и развивать таланты детей, а школа, принимая нашу эстафету, продолжает работу по воспитанию эстетической культуры детей, продолжает развивать их таланты.

Можно отследить уровень эстетического воспитания ребенка к началу школьной жизни. (Приложение 1)

А сейчас мы приглашаем вас пройти на занятие по изобразительной деятельности. По окончанию занятия мы проведем анализ по вопросам, которые находятся у вас на столах, карточка-приложение 2. Работать будем по группам: 1 стол – воспитатели, дают свой анализ занятия, 2 стол – учителя, высказывают своё мнения. В итоге мы сравним наше видение данной формы эстетического воспитания дошкольников.

2. Практическая часть

  • Занятие по изобразительной деятельности в старшей группе (Педагог дополнительного образования)
  • Вернисаж (выставка рисунков)
  • Концерт (Выпускники, воспитанники детского сада)

3. Выделение форм эстетического воспитания детей (работа по группам)

Эстетическое воспитание детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста осуществляется в разных формах. Сейчас мы вспомним эти формы и посмотрим, имеют ли они различия в начальной школе и в детском саду. На доске размещена карточка “Формы организации эстетического воспитания”. Вы прописываете ваши формы на карточках и размещаете их на доске.

3. Подведение итогов семинара

Подошёл к концу наш семинар. Предлагаю оценить методику проведения семинара для последующего анализа. Перед вами “Древо творчества”, прикрепите на дереве листья, цветы, плоды, каждый из которых имеет своё значение: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – довольно неплохо; зелёный лист – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё; жёлтый лист – “чахлый”, пропащий день.

Приложение 1, Приложение 2

Источник: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Эстетическое воспитание - определение

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Но познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-эстетические чувства, воображение и фантазию.


Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Познание мира искусства происходит с помощью цвета, формы и звука. Однако существуют некоторые особенности, которыми обусловлено эстетическое воспитание дошкольников. Оно требует высокоразвитой сенсорной культуры.


Приобщение к прекрасному надо начинать с самых малых лет

Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться формой и содержанием объекта. Форма – это совокупность красок, звуков и очертаний. Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и сопереживанием. Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства. От педагога потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и стремлениями.

Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений, представлений о мире красоты.


Занятия любым творчеством - это один из приемов эстетического воспитания

Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.

Игра

Подражание – это один из способов выражения детского творчества.

Эта яркая особенность, характеризующая детей дошкольного возраста, находит применение в игровой деятельности. Игра – это детское восприятие взрослой жизни, реализация их впечатлений, полученных из окружающего мира. Именно она оказывает на начальном этапе жизни влияние на творческое и эстетическое развитие дошкольников. Игра, возникающая по личной инициативе дошкольников, характеризуется наличием замысла. Вначале он нестабилен, и одна идея сменяется другой. Взрослея, дети наполняют смыслом игру, она становится целенаправленнее и реалистичнее. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие творческого воображения. Многие помнят, как в детстве строили шалаши, поезда из стульев и из подручных средств изготавливали все предметы обихода, представляя себе взрослую жизнь.


Сюжетно-ролевые игры - очень эффективный прием эстетического воспитания

Процесс игры – это немаловажная часть жизни дошкольников, которая учит преодолевать трудности, познавать внешний мир и искать выход из затруднительного положения.

Творческое воображение выражается и в сознательном объединении различных сюжетов. Увиденное по телевизору или услышанное из рассказов, они дополняют театральными постановками или знаниями, полученными из других источников. Можно сказать, они комбинируют свои знания и умения с впечатлениями от реальных событий или придуманных историй. Фантазия малышей безгранична и они очень часто дополняют сюжетную линию несуществующими в реальности героями или происшествиями. Например, путешествуют по неизведанным галактикам или таинственным царствам с загадочными зверушками. Вся игра наполнена искренностью и верой в правдивость придуманных историй. Сам К. С. Станиславский – великий режиссер, призывал актеров учиться искренности у деток.


Занятие рисованием можно превратить в увлекательное путешествие в космос

Творчество

Дети удовлетворяют свои творческие потребности не только в игре. Выражение эмоций, впечатлений имеет место и в такой деятельности как рисование, лепка, пение и повествование.

Также как и игра, эти виды деятельности основываются на замысле, затем находятся средства для воплощения и претворения в жизнь. Полученные впечатления от просмотра произведений искусства находят отклик в душе маленького человечка, он уже не просто копирует все, что увидел, но и обладает навыками высказывания собственного отношения к воспринятой информации.

Период дошкольного возраста – это начало развития творческих способностей ребенка.


Занятие творчеством - одновременно и знакомство с народной культурой

Они проявляются в умении создать замысел, развить сюжет и найти средства для достижения цели, реализации задуманного, комбинировании полученных знаний и собственного представления. Этот период знаменуется неимоверной искренностью в передаче мыслей и эмоций. Дальнейшее развитие художественно-эстетических способностей потребует специального обучения. Это музыкально-творческое развитие ребенка, воспитание и обучение способам и техникам выражения замысла в рисунке, музыке и слове. Такое развитие вызывает в ребенке сознательную тягу ко всему прекрасному, наделяет положительными качествами, но и гарантирует раскрытие его потенциала. Качественное обучение заключается не только в развитии навыков у ребенка в музыкально-исполнительской сфере, изобразительном искусстве или другой художественно-творческой деятельности. Оно способствует самостоятельному труду и желанию самосовершенствоваться, подогревает интерес к выбранному виду искусства и вызывает желание учиться.


Песочная анимация - увлекательный вид творчества

Сочиняя небольшие стихотворения для мамы, подруги или бабушки, посвящая небольшие рассказы родным и близким, ребенок чувствует себя реализованным. Украшая своими художественными произведениями пространство дома, детского сада, он вносит свою лепту в повседневную жизнь окружающих его людей, он делает ее лучше и прекраснее.

Огромную роль в развитии художественно эстетического воспитания детей дошкольного возраста играет личность педагога, его увлеченность и знания.


Личность педагога играет важную роль в процессе эстетического развития

Даже в самой обычной школе могут работать талантливые педагоги, ученики которых занимают призовые места на международных конкурсах детского творчества. Причина успеха заключается в увлеченном стремлении развить потенциальные способности малышей и успешном художественно-творческом воспитании.

Воспитание вкуса

Эстетическое развитие вкуса у детей дошкольного возраста основывается не только на духовном наслаждении произведениями искусства, удовольствии от встречи со всем прекрасным. Оно заключается и в понимании естественной природной красоты, глубоком осознании необходимости труда, гармоничном оформлении быта и умении красиво одеваться. Воспитание помогает сформировать правильные тенденции развития эстетического вкуса у детей.


Чтение книг важное средство эстетического воспитания

Музыкально-художественные занятия знакомят их с мировыми шедеврами живописи, музыки и классической литературы. Крайне важно подбирать доступные дошкольному возрасту произведения. Из них можно отметить народные сказки, стихотворения К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыкальный мир малыша обогатится, если предоставить ему для прослушивания пьесы П. И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского.


Занятия музыкой - приобщение к прекрасному миру звуков

Приобщаясь к вечной красоте музыкально-художественного мира, у детей дошкольного возраста формируется правильное восприятие прекрасного, закладываются основы гармоничного вкуса, осуществляется развитие способностей. В дальнейшем, они будут чувствовать истинное эстетическое наслаждение при встрече со всем красивым. Дети учатся ценить и сохранять эту красоту. Важно ненавязчиво об этом им напоминать. Проходя мимо клумб с цветами, можно рассказать малышу, что цветы растут на клумбе, чтобы расцвести и украсить окружающее пространство, доставить эстетическое наслаждение прохожим, поэтому не нужно их срывать. Чтобы цветок расцвел, о нем нужно заботиться и поливать, а не уничтожать. В детском саду нужно поддерживать чистоту, убирать игрушки и разбросанные вещи, а не сорить, так всем будет уютно и комфортно. Книги нужно беречь, не пачкать и всегда класть их в специально отведенное место. Таким образом, они прослужат еще долго и пригодятся и младшим по возрасту ребятам.


Театральные постановки с участием детей - это великолепный метод эстетического воспитания

Воспитание и обучение – это правильный путь, посредством которого можно заложить в ребенке правильные представления о мире, усовершенствовать эстетическое восприятие, на которых впоследствии сформируется его духовное богатство.

Какие средства воспитания и развития музыкально-эстетических ценностей существуют?

Воспитание и умение научить чувствовать красоту – это сложная задача, которая потребует неимоверных усилий, терпения и работы. Уже с первых лет жизни мы неосознанно формируем эстетическое восприятие малыша. Немаловажное значение имеет гармоничная обстановка в помещении, удобство и уют в комнате малыша, стиль декорирования пространства, наличие предметов искусства. В памяти малыша сохраняются первые впечатления и визуальные картинки, воспринятые зрением или осязанием.

Оформление помещений детского сада также должно представлять эстетическую ценность. Это не только приятные, светлые тона стен, но и продуманный подбор предметов обихода, эргономичность пространства, художественная простота, наличие только необходимых вещей и грамотное расположение их в пространстве.


Обстановка в детском саду влияет на восприятие детей

Нужно помнить об охране жизни и здоровья малышей при оформлении помещений детского сада. В связи с этим следует уделить внимание:

  1. Целесообразности, практической оправданности обстановки;
  2. Чистоте, гигиене, простоте и красоте;
  3. Контрастирующим сочетаниям рядом располагающихся объектов для того, чтобы ребенок зрительно смог быстро найти необходимую вещь и для обеспечения красочной атмосферы. Например, возле аквариума лучше расположить цветы ярко-желтых оттенков, а не бледно-синих;
  4. Объединение всех элементов быта и декора в единый ансамбль.

Роль окружающего пространства

Приветствуется и рекомендуется присутствие в интерьере комнат таких декоративных элементов, как картины, эстампы и предметы прикладного искусства. Это не только доставляет художественно-эстетическое наслаждение, но и мотивирует дошкольников на самостоятельный труд, собственноручное изготовление поделок, написание картин.


Картина для детской комнаты должны соответствовать возрасту

Картины лучше выбирать те, которые доступны пониманию ребят. Это могут быть красочные натюрморты, изображения животных и птиц, сказочные персонажи или сюжеты из жизни людей, их труд.

Дети средних и старших групп проявляют большой интерес к пейзажам. Существуют замечательные репродукции знаменитых художников – Левитана, Шишкина, Васнецова, Серова, Саврасова и Кончаловского. Не рекомендуется и излишне загружать пространство картинами, дабы не уменьшить к ним интерес. В каждой комнате лучше располагать не более трех картин. Периодически их следует менять в зависимости от времени года, тематики предстоящего урока или беседы, перед чтением повести. Народное прикладное искусство должно занимать важное место в оформлении интерьера. Он дополняется хохломой, изделиями из керамики и другими предметами.

Важно не только украсить помещение, но и научить детей ценить уют и соблюдать чистоту.


Эстетика дома выражается в красоте и чистоте

Чистое, хорошо убранное помещение становится красивым, здесь приятно находиться – это должны понимать дети дошкольного возраста. Со временем они привыкают самостоятельно справляться с этими трудностями. Вначале им понадобиться помощь старших, затем их напоминание, ну, а вскоре они будут убирать за собой без внешних призывов и замечаний. Замечательно, если воспитатель будет поощрять любую инициативу дошкольников украсить помещение, привнести в него уют и комфорт. Также огромное значение имеет пример поведения воспитателя и родителей.

Природа в эстетическом воспитании

Еще одним помощником в воспитании художественно-эстетического вкуса дошкольников является родная природа. Задача воспитателя увидеть и показать детям капли росы на листьях травы или на паутинке, интересное переплетение трав или яркие краски заката… Художественные произведения о природе окажут неоценимую помощь в описании красоты и очарования природы. Важно уметь использовать воспитателю все, доступные для понимания дошкольников, материалы.


Ребенок должен понимать красоту окружающей природы

Целенаправленные экскурсии, ознакомляющие дошкольников с трудом строителей, моряков, врачей и других рабочих, учат их уважать чужой труд, быть внимательным к коллеге, действовать смело и дружно. Накопленный опыт отражается в играх, расширяет их кругозор, заставляет мыслить, замечать детали и обобщать.

Архитектура и искусство

Архитектурные сооружения, улицы, здания также представляют собой объект нравственного и художественно-эстетического воспитания детей. Первое знакомство с красотой домов и построек происходит непосредственно в здании детского сада. Во время прогулок вниманию малышей предоставляется улица со всеми ее достопримечательностями. Важно отмечать некоторые детали и особенности построек, обращать внимание на отдельные формы и линии, подчеркивать их целесообразность и гармоничное сочетание с другими предметами пейзажа.


Окружающее пространство также формирует вкус ребенка

Искусство – это неисчерпаемое средство, способствующее художественно эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно учить ценить и любить родной край, быть честным, добрым, отзывчивым и мужественным.

Литература, музыка, театр

В произведениях искусства отражены героические поступки людей, их переживания и волнения.

Духовное обогащение детей происходит в результате знакомства с шедеврами знаменитых мастеров. Им доступны музыка и литература, скульптура и живопись, кино и театр.


Сегодня дети имеют много возможностей развиваться в этетическом плане

Каждый из видов своеобразно влияет на чувственное восприятие ребенка и его мировоззрение. Детская литература немыслима без великолепных сказок А. С. Пушкина, которые представляют собой полноценную детскую поэму. Музыкально эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста уделяется немало внимания. Большой вклад в пополнение музыкально неоценимой коллекции детской музыки внес П. И. Чайковский. Различные оттенки чувств, выраженные в звуках, не всегда можно выразить в словах. Музыкально-художественное воспитание учит дошкольников быть восприимчивее и отзывчивее.

Праздники, организованные в детском саду, оказывают неизгладимое впечатление на дошкольников. Они сохраняются в их памяти надолго и являются важным средством воспитания. Одним из наиважнейших условий является правильный подбор произведений, которые должны быть не только доступными для понимания, но и высокохудожественными. Музыкально-литературный материал усложняется в зависимости от возрастной группы, это обуславливает развитие дошкольников.


Такой праздник в детском саду не забудется никогда

Воспитание музыкально-художественного дошкольного творческого восприятия ребенка – это задача детского сада, но немаловажна и роль семьи.

Взаимодействие воспитателя и родителей гарантирует полноценное развитие способностей ребенка и решение задач эстетического воспитания. Не каждый ребенок станет музыкантом, писателем или художником, но полученные знания создадут условия для воспитания полноценного гражданина своей страны, примерного семьянина и нравственно сформированного человека.

Эстетическое воспитание - направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности. Эстетическая культура - важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художественной) деятельности.

Эстетическое сознание - совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению. Эстетический вкус - это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искусства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в школьном коллективе, в семье; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творческого потенциала, выработку умений и навыков организации среды обитания, учебной и трудовой деятельности с учетом эстетических ценностей и норм.

Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой, природоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т.п.) учащихся. Средствами эстетического воспитания являются также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида.

В основе художественной культуры личности лежит ее отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умения воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в том или ином виде искусства.

Большие возможности для воспитания эстетической культуры школьников предоставляет содержание всех предметов учебного плана средней общеобразовательной школы. Однако, в первую очередь способствует формированию художественной культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область «Искусство» (музыка, изобразительное искусство), а также литература и технология. Эстетическое воспитание осуществляется в разнообразных формах внеучебной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Основными методами и формами эстетического воспитания являются: беседы, лекции, круглые столы, клубы друзей искусства, кружки, фестивали, экскурсии, посещение театра, художественных, выставок, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительского искусства, литературные вечера и другие. Критериями сформированности эстетической культуры являются: наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению; наличие стремления к общению с искусством и природой; умение воспринимать искусство, дать эстетическую оценку произведениям искусства, объектам природы; способность и умения художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми.

Формирование эстетического отношения к природе, общечеловеческим нравственным ценностям, развитие образного мышления учащихся, фантазии средствами различных видов искусства.

Формирование эстетического отношения к природе через практическое участие в эстетизации окружающей среды (уход за растениями, животными, бережное отношение к естественной природе). Использование искусства в формировании представлений учащихся о красоте природе. Формирование эстетических чувств, эмоционального отношения, любви к родной природе в процессе приобщения детей к поэзии, литературе, изобрази-тельному искусству, архитектуре. Внимание эстетике поведения и внешнего вида детей. Сведение к минимуму бесед общего, разъяснительного характера. Проведение игр, театрализации, практикумов, утренников, викторин, встреч и т.п. с широким привлечением литературы, музыки, изобразительного материала, видео- , киноматериалов, а также детской самодеятельности.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕ-ШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации.

В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности. Ребенок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, свое понимание происходящих событий, проявить творческую активность.

Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного-творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни, находят и фотографируют прекрасные картины природы, разучивают стихотворения, участвуют в разнообразных пьесах. Художественная самодеятельность является также действенным средством развития эмоциональной сферы ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путем специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде. Исполнение ребенком роли в пьесе побуждает его к творческому воплощению образа воображаемого героя. На репетициях он отрабатывает умения выразительно и четко произносить фразы, своевременно подавать реплики, соблюдать условности, двигаться по сцене. Участие в творческих поисках, переживание школьником чувства удовлетворения, радости, разочарования и преодоления, стимулирует, побуждает его к более прилежной и усердной работе над собой, к самовоспитанию.

Внешкольными учреждениями, осуществляющими эстетическое воспитание учащихся, являются дома и дворцы школьников. Художественное воспитание средствами искусства занимает в них одно из ведущих мест; Широко представлены кружки и студии: хоровые, хореографические, музыкальные, театральные, кинолюбителей, художественного слова, живописи, графики, скульптуры, бальных танцев, художественной вышивки и вязания, художественной фотографии. Основные задачи кружковых занятий: научить детей любить и понимать искусство, развить их художественные способности и вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор. Пение, занятия в оркестре, в хореографических коллективах, художественных студиях пробуждают у школьников любовь к музыкальному, изобразительному искусству, обогащают духовный мир учащихся, формируют их чувства, мысли, вкусы, идеалы. Одновременно у них развивается музыкальность, четкое визуальное восприятие, воспитываются навыки культуры общения и поведения. Главная всеобщая задача - духовное обогащение детей, формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.

В школах создаются центры эстетического воспитания, на их базе активно действуют музыкальные школы и школы изобразительного искусства системы культуры, а также музыкальные, театральные, художественные студии.

В творческих фондах - писателей, художников, композиторов, кинемато-графистов, театральных деятелей -- активно работают специальные комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества. Они организуют концерты для детей и подростков, привлекая лучшие музыкальные коллективы, прославленных исполнителей, высококвалифицированных музыковедов; устраивают передвижные тематические выставки, в том числе специально для детей, например:

«Художники - малышам», «Пейзажи Родины», «Земля и люди», «Тема труда в изобразительном искусстве»; проводят праздники детской книги, театра и кино.

Органами народного образования, детскими и юношескими общественными организациями и творческими фондами организуются Недели детской книги, театра, кино, музыки, праздники песни, выставки детского рисунка. Из материалов таких выставок в Армении и Грузии возникли музеи детского рисунка. Смотры и фестивали детской художественной самодеятельности охватывают всю страну. В Российской Федерации систематически проводится общереспубликанский литературный праздник.

Система эстетического воспитания в школе органически сочетается с усилиями всего обновляющегося общества по воспитанию гармонично и всесторонне развитой личности.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Интегрированное занятие «Весна Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне Интегрированное занятие «Весна Детям о временах года: пальчиковая гимнастика о весне Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей Фото: елена летучая поразила откровенным фото Попа елены летучей