Обучение и воспитание детей — методики развития детей дошкольного возраста. Методики диагностики дошкольный возраст

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку.

1. Система Ховарда
Методику так же называют «Английский - мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори
Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.

3. Музыка интеллекта
Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой.

4. Система Дьеныша
Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана
Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка.

6. Методика Николая Зайцева
Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия - «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме.

7. Методика Никитиных
Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида
Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан
Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга - «Поверь в свое дитя» - написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской
Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования - пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

Сравнительно недавно родился новый термин – "интенсивное родительство". По сути, это такое усовершенствованное "материнство 2.0", где женщины возводят свой новый статус мамы в образ жизни и даже в профессию. Стараются быть более компетентными во всех вопросах, связанными с детьми – от здоровья до обучения.

Для таких родителей-перфекционистов методики раннего развития ребенка – это основная платформа для бурной деятельности.


Тем не менее, вопрос интенсивности и эффективности раннего развития вызывает массу споров среди экспертов в сфере психологии, образования. Одни специалисты уверены – чем раньше начать работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Другие специалисты утверждают, что раннее развитие – это не более, чем инструмент для удовлетворения "родительского перфекционизма" и выкачивания денег, одна из граней индустрии детства.
Методика Марии Монтессори


Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы помочь ребенку проявить навыки самообучения в специально созданной для этих целей среде.

Методика основывается на индивидуальном подходе к развитию с первых дней жизни, дабы раскрыть весь уникальный, заложенный в каждом ребенке потенциал.

Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В ее центре стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.

Ребенок окружен различными предметами, которые помогают ему самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Взрослые выступают в роли мудрых помощников, задача которых – направлять и создавать необходимые условия.

Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.


Существуют специальные классы Монтессори.

Такой класс представляет собой комнату, разделенную на тематические зоны:

  • зона реальной (практической) жизни;
  • зона сенсорного развития;
  • зона математики;
  • зона языковая;
  • зона космическая.
Каждая зона заполнена разнообразными дидактическими материалами, соответствующими возрасту ребенка: карточки, музыкальные инструменты, посуда для сортировки и т. д.

Возраст ребенка:

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3-х лет. Тем не менее, считается, что занятия будут интересны ребенку, начиная с 1 года.

В центрах Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет. Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики Монтессори и имеет следующие преимущества:

  • старшие дети учатся заботиться и помогать младшим;
  • младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга.

Плюсы:
  • хорошее развитие за счет постоянной тренировки навыков с помощью стимулирующих материалов;
  • большой выбор дидактических материалов, которые позволяют детям свободно обучаться, пробовать себя в различных сферах;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • развитие навыков самодисциплины.

Минусы:
  • большинство развивающих игр требуют обязательного участия взрослого (как минимум в качестве наблюдателя);
  • не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по этой системе;
  • изначально система создавалась для социальной адаптации, отстающих в развитии детей и совсем не обязательно должна принести пользу большинству обычных детей;
  • необходимость нахождения ребенка в специальных центрах, практикующих педагогику (говоря о действительно работающей системе Монтессори, а не об отдельно взятых элементах);
  • система ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи;
  • отсутствие информации о жизненных ситуациях, противостоянии добра и зла, которая обычно заложена в сказках;
  • автор методики не занималась воспитанием собственного ребенка. Ее воззрения сформировались из наблюдения за детьми в приютах, поэтому сформулированные ею правила не всегда согласуются с семейным бытом. Примером можно считать первую заповедь: "Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится, в какой-либо форме".

Вальдорфская методика



Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и его уверенность в своих силах.

Эта методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде – до 7 лет запрещается нагружать ребенка заданиями. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Начало активного развития интеллекта происходит в тот момент, когда сформируется его эмоциональный мир.

Большое внимание уделяется комфортности обучения. Отсутствует соревновательный момент, нет оценок, небольшие учебные группы численностью не больше 20 человек, чтобы можно было уделить внимание каждому.


Главный акцент в воспитании ставится на художественную деятельность детей, развитие их фантазии.

Эта система воспитания запрещает использование телевизоров и компьютеров, так как у детей быстро развивается привыкание, которое пагубно влияет на духовное и физическое развитие ребенка.


Возраст ребенка:

Обучение делится на три этапа в соответствии с возрастом детей:

  • ребенок до 7 лет получает новые знания и умения через подражание;
  • с 7 до 14 лет подключаются чувства и эмоции;
  • с 14 лет дети "включают" логику.

Плюсы:
  • развитие независимости;
  • упор на развитие творческих способностей;

Минусы:
  • отсутствие подготовки к школе;
  • неприспособленность к реалиям современности.

Методика Глена Домана (карточки Домана)



Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга, то есть до семи лет.

Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, читать и энциклопедических знаний. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты.

Дидактическим материалом в методике Домана служат карточки стандартного размера. На них пишутся слова, точки, математические примеры, приклеиваются изображения растений, животных, планет, архитектурных сооружений и др. Карточки разделяются на тематические серии. Затем их в течение дня показывают ребенку. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается какой-либо новый факт (где обитает животное, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.п.).

Методика рассчитана на формирование высокого интеллекта у ребенка.


Возраст ребенка:

Доман разработал программу занятий с детьми от рождения до 6 лет.

Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой.

Минусы:
  • методика не предусматривает развитие мелкой моторики, сенсорики, а также таких понятий, как, форма, размер, величина;
  • карточки Домана не учат логически мыслить, анализировать явления, делать выводы, значит, у ребенка не развиваются творческие и исследовательские способности;
  • карточки Домана не предусматривают знакомство малыша с фактами, с которыми он соприкасается в жизни, которые встречается в сказках, стишках, песенках, играх.

Методика Николая Зайцева (кубики Зайцева)



Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и дошкольного образования.

Методика основана на естественной потребности малыша в игре, которая положительно отражается на его здоровье и несет ребенку только радость.

Материал подается системно, но в игровой форме, благодаря чему малыш с удовольствием вовлекается в обучение. И не важно – в группе или самостоятельно.

Раскованность обстановки занятий – это непременное условие методики раннего развития Николая Зайцева.


Это значит, что вместо привычного сидения за партами дети могут прыгать, шуметь, переходить от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, хлопать в ладоши и топать ногами дети. Все это даже поощряется. Потому что выполняется с воодушевлением и азартом. Но это вовсе не значит, что игра является просто развлечением, отдыхом или физминуткой. Николай Зайцев утверждает, что основу учебной игры составляют поиск и выбор.


Возраст ребенка:
с первого года жизни идо 7 лет.


Плюсы:

  • быстрое обучение чтению в игровой форме;
  • развитие интуитивной грамотности на всю жизнь.

Минусы:
  • логопеды и дефектологи говорят о том, что малыши, выучившиеся читать "по Зайцеву", часто "проглатывают" окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе);
  • детей приходится переучивать уже в первом классе, когда они начинают проходить фонематический разбор слова, и учитель просит выкладывать слово на карточках: гласный звук – красная карточка, звонкий согласный – синяя, глухой согласный – зеленая; в методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами.

Методика Сесиль Лупан


Автор взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, не переживая, что кроха чего-то не понимает.

Она уверена – знание предшествует пониманию. И чем раньше ребенок узнает, тем раньше поймет.


Так малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, "стул" – возле стула, а "диван" – рядом с диваном.

Это относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы. Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса.


Особое место в методике занимает раннее физическое воспитание ребенка.


Возраст ребенка:
с 3 месяцев до 7 лет.


Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой;
  • активная стимуляция органов чувств ребенка;
  • всестороннее развитие интеллекта;
  • уделяется внимание эмоциям ребенка;
  • ребенок очень тесно общается с родителем во время занятий;
  • методика основана на интересе ребенка познавать окружающий мир.

Минусы:
  • подходит не всем родителям, в силу того что требует много времени и терпения на занятия с ребенком;
  • раннее проныривание, которому в методике также уделяется большое внимание, вызывает сомнения у некоторых мам.

Методика Никитиных



Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать.


В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Дети – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Методика содержит методы закаливания и физического развития.

В занятиях детям предоставляется полная свобода творчества – никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются, сколько хотят, сочетая спорт с другими видами деятельности.

Дома также создается соответствующая обстановка: спортивные снаряды – повсюду, входят в естественную среду обитания наряду с мебелью и другими домашними вещами.

По мнению авторов методики, родителям следует избегать двух крайностей в воспитании ребенка – "заорганизованности" и заброшенности. Родители должны быть неравнодушны к тому, что и как у малышей получается, участвовать в детских играх, соревнованиях, да вообще – в самой жизни детей. Но не занимать при этом роль "надзирателя".

Родителям необходимо создавать опережающие условия развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.


В основе методики – принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.


Возраст ребенка:
все периоды раннего детства (начиная от родов) до школьных лет.

Плюсы:

  • развитие самостоятельности у ребенка;
  • высокое интеллектуальное развитие ребенка;
  • развитие образного и логического мышления;
  • формирование творческого подхода к решению задач;
  • игровая форма обучения;
  • умственное и физическое развитие ребенка.

Минусы:
  • отсутствие усидчивости у ребенка ввиду того, что все занятия проводятся исключительно по его заинтересованности;
  • образ жизни сложно поддержать в условиях городской жизни;
  • экстремальные методы закаливания.

Методика Тюленева


Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одно из направлений развития ребёнка. Благодаря ей, ребёнка можно научить чтению, музыке, математике, рисованию, развить спортивные, исследовательские таланты.

Тюленев считал, что с первых недель жизни младенца важно предоставлять ему как можно больше сенсорных раздражителей, тем самым заставляя работать его мозг.


В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры.

Развитие следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов.

С четырёх месяцев нужно начинать играть в "Игрушкобол" – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов.

С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности.

С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру "Принеси букву", а с десяти месяцев – в игру "Покажи букву", затем – "Назови букву/слог/слово".

С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева.


Возраст ребенка:
с первых недель жизни до 6 лет.


Плюсы:

  • занятия не требуют много времени от родителя;
  • занятия подходят любому ребенку.

Минусы:
  • сложно достать дидактический материал;
  • неподтвержденная эффективность занятий.

ТРИЗ-методика


Это одна из новых педагогических технологий, используемых в учреждениях дополнительного образования детей.

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Главная идея теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

Оказалось, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.


Детский возраст – это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества, а воображение – одно из важнейших качеств творческой личности.

Главная цель методики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Педагогическое кредо "тризовцев" – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.


Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий – от простого к сложному.

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, например: мозговой штурм (перебор ресурсов и выбор идеального решения), синектика (метод аналогий), морфологический анализ (выявление всех возможных фактов решения задачи) и другие.


Возраст ребенка:
дошкольный (с 3 до 7 лет).


Плюсы:

  • развитие творческого воображения;
  • приобретаемый навык мыслить системно, с глубоким пониманием происходящих процессов;
  • развитие интеллектуальных способностей ребенка;
  • развитие навыка анализа, сопоставления, сравнения.

Минусы:
  • большую роль в освоении ребенком данной методики играет педагог и его компетентность;
  • наличие сложной для детского ума терминологии.

В этой статье мы собрали наиболее полную информацию о методиках раннего развития детей, а также о том, для чего эти самые методики нужны и как их применяют на практике.

Итак, для чего нужны методики развития детей?

Не сомневаемся, что этот вопрос задают себе многие родители, ведь каждый родитель хочет, чтобы его малыш рос умным, смышленым и здоровым. Именно для этого и нужны методики раннего развития детей. В их основе лежит простой принцип: чем раньше родители начнут заниматься с ребенком, тем легче ему будет развивать свои навыки и способности, вовлекаться в познавательный и учебный процессы. Учеными установлено, что некоторые предметы изучения даются малышам очень легко, а со временем, когда ребенок подрастает, эти предметы воспринимаются хуже, вплоть до полного непонимания.

Каждая развивающая методика предназначена развивать малыша всесторонне, не обходя и не проскакивая какой-либо этап развития стороной. Развивающими методиками для деток раннего возраста успешно пользуется множество родителей во многих странах мира уже десятки лет, так как убеждены в том, что хотят для ребенка только счастливой жизни.

Методики раннего развития:

Методика Монтессори

Методика Марии Монтессори, одна из самых популярных и широко распространенных методик нашего времени, по которой, в последние годы, занимаются чуть ли ни в каждом развивающем центре и элитном детском саду. Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания, изначально разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что вскоре ее стали использовать и для обучения здоровых детей.

Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.

Ключевые характеристики метода:

            • Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
            • Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами, разработанными Марией Монтессори
            • В одной группе присутствуют ученики разного возраста
            • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
            • Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
            • Ученики могут свободно передвигаться по классу
            • Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек

В системе действую доступные и понятные правила , которые пригодятся ребенку в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Большую роль в методике развития Мария Монтессори отводила играм. Такие игры должны включать в себя материалы для сенсорного развития, материалы по чтению и обучению письму, материалы по развитию речи. Каждая игра направлена на развитие мышления деток. Таким образом, малыш учится оценивать форму и количество, цвет предметов, изучает окружающий мир. Мелкая моторика рук развивается при помощи мелких деталей, которые малыш может перебирать в ручках и собирать из них различные конструкции.

Мария Монтессори выделила основные стадии развития малыша, которые проходят вне зависимости от родителей и окружающей среды. Сензитивные периоды в жизни каждого ребенка являются достаточно длительными, и динамика их протекания индивидуальна для каждого малыша. В основном, главные этапы развития определяются следующими промежутками времени:

            • Сенсорное развитие — с рождения и до 5,5 лет;
            • Восприятие порядка — с рождения и до 3 лет;
            • Движения и действия — от 1 и до 4 лет;
            • Развитие речи — с рождения и до 6 лет;
            • Социальные навыки — от 2,5 и до 6 лет.

Методика Глена Домана

Методика основана военным американским врачом Гленом Доманом. Работая с детьми, у которых была травма мозга, он пришел к большим открытиям в области детского развития. Основная идея — добиться резкого усиления активности мозга можно путем стимуляции одного из органов чувств. Работая с детками, он учил их читать, но не совсем обычным способом: слова были написаны на карточках красными буквами, которые он показывал детям и четко произносил вслух. Занятия длились 5-10 секунд с повторением до нескольких десятков раз. Благодаря данной методике, дети потихоньку учились читать, затем стали развивать и физическую активность.

После, Глен Доман разработал методику развития для детей без травм и отклонений. Как подтверждают многочисленные отзывы и благодарности родителей, методика — весьма популярна и действенна. Детки с самого раннего возраста начинают читать.

Методика Глена Домана построена на убеждении, что к 7,5 годам детский мозг полностью сформирован, а к 3 годам — уже сформирована большая часть. При этом учеба эффективна только в период развития мозга. Именно поэтому методика Г. Домана создана для деток раннего возраста.

Основные тезисы методики Глена Домана (по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»):

  • Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.
  • Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.
  • Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.
  • Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.
  • Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

Основные принципы и правила обучения ребенка по методике Домана

1. Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2. Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5. Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7. Чаще вводите новый материал.

8. Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9. Не проверяйте знания своего ребенка.

10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11. Если вам или вашему ребенку неинтересно — прекратите занятия.

Обучать ребенка чтению по методике Домана можно начинать с шестимесячного возраста . Для этого используют специальные карточки размером 10×50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала обучающие по методике Домана родители подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ карточек Домана нужно повторить еще 2 раза.

2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

Методика Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан Начинать занятия по развитию необходимо с самого рождения. Именно в таком случае он будет активно развиваться как физически, там и умственно. Если начать занятия с первых месяцев жизни малыша, то к первому дню рождения малыш сможет добиться огромных успехов в развитии. Развитие математических и лингвистических способностей необходимо начать уже в год. Малыш в этом возрасте наиболее восприимчив и способен впитывать информацию.

Сесиль Лупан, не имея педагогического или медицинского образования, не работая с детьми, смогла разработать уникальную методику развития детей. При этом, в отличие от других методик, программа развития деток не рассчитана на то, чтобы вырастить гениев или решить все возможные проблемы воспитания и развития малышей.

Главная цель, которую преследовала Сесиль при разработке методики — помочь родителям советами, которые помогут понять малышей и открыть для них прекрасный и непознанный мир.

Сесиль Лупан поняла, что детям нужна не только забота родителей и их желание вырастить из малышей профессоров и ученых, но еще и интерес, который поможет ребенку приобрести новые знания. Поэтому не нужно давить на ребенка, следует предложить ему заниматься только теми предметами, к которым у него проявляется интерес и склонности.

Ключевые принципы метода:

  • «Плавающий график» занятий. С ребенком не следует заниматься по установленному графику каждый день. Это не поможет привить малышу любовь к знаниям, а наоборот может поселить в душе у ребенка неприязнь к урокам.
  • Подробное описание занятий. Это необходимо не для того, чтобы четко следовать инструкциям, а для того, чтобы не упустить важные детали и, если не удалось выполнить какие-то упражнения или задания, — перенести их на следующие уроки.
  • Занятия с ребенком не нужно планировать. Это дает возможность родителям проводить уроки в различных условиях, чтобы малышу всегда было интересно. Кроме того, это позволит ребенку применять полученные знания на практике и закрепить изученный материал.
  • В прекращении занятий на некоторый период нет ничего ужасного. Если малышу не интересно и занятия вызывают у него скуку, то следует прекратить занятия на определенный срок. Это может быть неделя, месяц или даже больше. Зато в последствии малыш снова захочет учиться и это не вызывет у него отрицательных эмоций.
  • Нет четких рекомендаций. Именно в этом и состоит уникальность методики Сесиль Лупан. Родители всегда лучше знают, что лучше для своего чада и могут сами корректировать и менять планы занятий.

Игры и упражнения в первый год жизни (по книге Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя» ):

Зрение

Состояние высвобожденной двигательной активности . Когда вы играете с грудным малышом, его головку нужно поддерживать, тогда ребенок сможет спокойно рассматривать ваше лицо или предмет, который вы ему показываете.
Гримасы. Человеческое лицо очень интересует новорожденного. Когда вы держите его лицом к себе, делайте движения, которые ребенок мог бы наблюдать (например, открывайте рот, высовывайте язык, закрывайте глаза), и сопровождайте все это смешными звуками.
Одноцветные предметы. Предметы, с которыми малыш чаще всего играет, должны быть ярких цветов. Показывайте их ребенку по очереди (сначала можно дать сразу два предмета, потом добавлять по одному)
Украшение кроватки. Прикрепите к стенкам его кроватки кусочки ткани, бумаги или пластика, так как примерно до шести недель головка малыша всегда повернута вбок — независимо от того, лежит ли он на спине или на животе. Как только малыш научится хватать, уберите все, чем он может пораниться, что может проглотить и обо что удариться.
Зеркала. Поместите зеркала по бокам и в изголовье кроватки ребенка: в них будут отражаться его движения, и это расширит его мир.
Мобиль. Прикрепите мобиль или длинную резинку, к которой подвесьте разные предметы (чайную ложку, погремушку, кольцо и т.п.) так, чтобы малыш мог их достать. «Шахматная доска». Когда ребенок находится на полу или на большом специальном мате, положите перед ним, например, вертикальную дощечку, расчерченную на клетки — черные и белые. Это поможет младенцу фокусировать свой взгляд.
Иллюстрированные карточки. Подготовьте карточки размером 3030 см. На одних карточках нарисуйте кружки, на других — черные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.п.). Разложите их вокруг малыша и периодически их меняйте.

Слух
Приучайте малыша к звуковым контрастам. Вы должны много петь ребенку. Подбирайте не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. Разговаривая с малышом, почаще меняйте интонацию. Не стесняйтесь заниматься звукоподражанием и издавать звуки, которые считаются неприличными!
Высокие и низкие звуки. Заставьте ребенка почувствовать различие между ними. Например, зазвоните сначала в маленький колокольчик, а затем в колокол побольше; ударьте по хрустальному бокалу, а потом стукните по кастрюле; свистните, после чего постучите в дверь и т.п.
Кассеты. Ничто не может заменить непосредственного общения и человеческих контактов. Однако когда ребенок остается один, включите ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений или песнями на тех языках, которым вы хотите научить его.

Осязание и хватание

Заставьте кожу малыша испытывать различные ощущения. Массируйте кожу нежно, гладьте ее, например, гусиным перышком, похлопывайте плотной губкой и т.п.

Лоскутное одеяло. Сделайте такое одеяло из кусочков ткани разной фактуры (бархата, атласа, тюля, грубого полотна и т.п.). Дайте его ребенку в качестве игрушки, чтобы он «тренировал» свое осязание.
Яркие рукавички. Чтобы развить хватательный рефлекс, управляемый взглядом, нужно, чтобы малыш понял, что у него есть руки. Для этого сшейте яркие рукавички, отличающиеся по цвету от его одежды:
Побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. Важно, чтобы малыш как следует вцепился в такой предмет. Если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней.

Вкус и обоняние
Запахи растений. Сделайте маленькие мешочки из ткани и наполните их травами и веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и т.п.). Затем плотно завяжите мешочки и напишите на них название того вещества, которое в них хранится. Дайте ребенку понюхать мешочек и назовите то, что в нем лежит.
Предметы для жевания. Дайте младенцу предметы различной плотности, которые бы он мог грызть или жевать.
Использование в качестве игрушек различных вещей. Для игры ребенку можно предложить какие-нибудь предметы домашнего обихода — чайную ложку, стаканчик, пустую катушку, старый каталог, носок, шапку и т.п. Но не давайте одновременно больше трех-четырех предметов и меняйте их, когда увидите, что они малышу надоели.

Методика Сесиль Лупан заключается в подсказках и советах родителям, которые помогут им найти самые лучшие варианты занятий по развитию малыша,ведь каждый ребенок — индивидуальность.

Методика Никитиных

Методика Никитиных — гордость советской детской психологии, многодетная семья, которая на своем примере показала действие собственной разработанной методики.

Поначалу их методы воспитания казались окружающим их людям странными. Никак иначе: их дети, несмотря на сильные холода, могли бегать босиком по снегу и при этом оставались здоровыми. А когда их дети отправились в школу, многих удивило то, как развиты и интеллектуально подкованы их дети. Благодаря уникальной методике, в 3 года их детки читали книги, изучали основы математики и играли в логические игры, придуманные Борисом Никитиным, их папой.

Спустя некоторое время их методикой заинтересовались и другие родители, и в последствии их методика стала основой родительской педагогики.

Первоначально Никитины разделили всех родителей на две категории, показывающие крайности в воспитании:

1. Первая категория — родители, которые совсем не обращают внимание на процесс воспитания и образования своего чада. Такие родители полагают что их обязанности — накормить, уложить спать, то есть удовлетворить первичные потребности. Такое отношение — безусловно неправильное и опасное, ведь отсутствие внимания со стороны родителей может привести к умственной отсталости, задержке в психологическом и эмоциональном развитии малыша.

2. Вторая категория — родители, которые слишком опекают своих детей. В таких случаях у малышей нет свободного времени, нет чувства самостоятельности и самоорганизованности. Родители все решают за них. Плохой исход в таком поведении родителей — неготовность ребенка в будущем называться личностью и самодостаточным человеком.

Супруги Никитины в своих трудах описали, что главной задачей, которая лежит перед родителями должно стать нормальное развитие творческих способностей ребенка и подготовка его к предстоящей жизни. Что бы все это осуществить ни в коем случаи нельзя принуждать детей что-нибудь делать, нужно лишь подталкивать их и ненавязчиво помогать разбираться в сложных жизненных ситуациях и проблемах, но при всем этом недопустимым является опережение в поступках, советах и мыслях своих детей.

Три главных принципа методики Никитиных:

  1. Бесспорное участие родителей в жизни своих детей. Проявляя свое неравнодушие к играм, соревнованиям, увлечениям и непосредственно участвуя в них, родители, таким образом, показывают своему ребенку насколько он дорого им, а это способствует эмоциональному контакту между самыми родными людьми.
  2. Предоставление ребенку свободы выбора и творчества. Ни в коем случае нельзя заставлять или принуждать малыша делать нужные вещи. Это касается также и занятий, ведь ребенок должен увлекаться тем, что подходит и нравится именно ему. Ведь только в таком случае, ребенок раскроет свой талант, найдет занятие и дело по душе.
  3. Легкость движения и спортивная обстановка дома. Начиная с самого раннего детства малышей нужно окружать спортивной и активной деятельностью, и главный пример для них — родители.

Супруги Никитины считают, что главной задачей всех родителей является помощь своему ребенку развиться в индивидуальную и самостоятельную личность. А в планах на будущее обязательно нужно учитывать желание ребенка, и ни в коем случаи нельзя даже пытаться осуществить в ребенке какие-либо свои не сбывшихся когда-то желания.

Японская методика развития навыков KUMON

История появления методики развития KUMON началась в Японии, с учителя математики Тору Кумон. Однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике, и Тору Кумон стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листе. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу. Спустя годы, обучающие центры KUMON располагаются более чем в 50-ти странах мира, и более 4 миллионов детей занимаются в них по специально разработанным рабочим тетрадям.

Что такое KUMON?

KUMON - это японская методика развития навыков, которые, как правило, формируются у детей в школе. В учебных центрах KUMON малышей учать правильно держать карандаши, вырезать, клеить фигуры, считать, писать и рисовать фигуры.

Серия учебных материалов содержит более 50 рабочих тетрадей, специально разработанных для конкретного навыка и возраста. В тетрадках — 40 занятий, а сам процесс изучения навыка рассчитан на 1-2 месяца занятий.

Главные принципы методики — заниматься каждый день и постепенно усложнять задания . Сначала ребенку дают самые элементарные задания. Проработав их и закрепив, он постепенно переходит к более сложным заданиям.

Особенность методики заключается в том, что KUMON - это не только механическое выполнение заданий. Тетради приучают ребенка к усидчивости и самостоятельности. Участие родителей в процессе обучения абсолютно не требуется, благодаря иллюстрациям и простому объяснению заданий.

Примеры заданий:

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович — отец-изобретатель, создавший уникальную методику развития детей. В разнообразие игр придуманных Вячеславом Воскобовичем входит множество самых разных конструкторов, геометрических фигур, головоломок.

Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше — «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки».

Особенность развивающих игрушек по методике Воскобовича — они учат ребенка быть изобретательным и конструировать, сопоставлять и анализировать, а также развивать пространственное мышление и мелкую моторику детских пальчиков.

Изобретатель Воскобович разрабатывает игры не только для самых маленьких, но и для дошкольников, главной задачей для этой категории игр физик ставит моделирование, соотносительность целого и части, а также знакомит дошкольников с азами математики – уча их цифрам. Благодаря некоторым играм, которые в своей основе имеют сюжеты из известных каждому сказок, Вячеслав Воскобович развивает разнообразие детского мышления и детскую речь, так как нужно сопоставлять описание рассказов по картинкам.

Методика Зайцева

Учеными и родителям уже давно замечено, что ребенок, когда начинает говорить, никогда не произносит буквы по отдельности, а всегда говорит слогами и будь то детский лепет, или осмысленные слова, они произносятся только слогами. Специалисты, которые занимаются этой особенностью, пришли к выводу, что та система чтения, которая существует в школах, нарушает вербально-фонемный принцип, заложенный в нас природой, так как делит слоги на буквы и этим самым нарушает некий неделимый код и препятствует нормальному процессу обучения.

Одним из явных сторонников такого принципа обучения детей является Николай Александрович Зайцев, считающийся одним из выдающихся педагогов-новаторов. Его мнение по поводу традиционных методов учебы в школах отрицательное, так как он считает, что школа не только препятствует нормальному развитию навыков чтения у детей, а и негативно отражается на их здоровье и психомоторном развитии. Именно по этой причине педагог Н.А. Зайцев разработал собственную методику развития для детей.

Кубики Зайцева

Главным пособием методики педагога являются известные «Кубики Зайцева», благодаря которым ребенок может развиваться во время интересной и забавной игры. Особенностью этих кубиков является то, что на них изображены не буквы, а слоги, из которых ребенок впоследствии может составлять слова.

Кубики, которые предлагает Зайцев друг от друга отличаются многими признаками: цветом, размерами, звону который они создают, по мнению автора, эта необычайность поможет малышам лучше разобраться в разнице между мягкими, гласными и согласными слогами, а также делает игру разнообразнее, а значит интереснее.

Уникальность методики Зайцева состоит в том, что ребенок, которому 3,5 – 4 года, уже с первых занятий с легкостью может освоить азы чтения. Но методику можно использовать и для детей младшего возраста, тех которым исполнился год – тогда ребенок начинает одновременно и говорить и читать при этом обучение происходит за несколько месяцев, так как ребенку нужно некоторое время, чтобы развить устную речь. Но при обучении таких маленьких детей автор методики предлагает исключить из занятий таблицы и остановить свое внимание главным образом на кубиках, сделав занятие как можно ближе к игре, чтобы заинтересовать кроху.

Методика Щетинина

Методика Михаила Щетинина — одна из самых уникальных и необычных методик по развитию детей, ведь вряд ли вы где-то еще найдете специально построенную и полностью изолированную школу в горах.

Особенностью обучения в школе Щетинина, является полная изоляция и оторванность от общества, ведь школа находится далеко в горах и все ее обитатели приближены к природе — истоку мудрости и первоначальной жизни. Главными идеалами, которые преследуются во всем детьми школы Щетинина, являются нравственно-духовные ценности.

Ключевые принципы методики:

  • В школе Щетинина нет классов и одновозрастных групп детей.
  • Отсутствует понятие уроков в том смысле, в котором их привыкли все понимать.
  • В школе отсутствуют обычные школьные программы и учебники, обучение происходит в процессе общения и знакомства с окружающим миром.

Конечно методика, которую разработал Щетинин, многим может не нравиться и даже вызывать возмущение, но все же она имеет шанс на существование, ведь имеет множество поклонников.

Образовательная методика «Добрые Сказки»

Авторы также используют произведения русских и зарубежных классиков, фольклор более 100 стран народов мира. Эти не хрестоматийные произведения, вошедшие во множество антологий, а неизвестные широкому кругу читателей сказки, притчи классиков, оригинальные произведения самих авторов предполагают совместное, взрослого и ребенка, чтение. Авторами на протяжении 15 лет написано более 30 книг.

  • Задания, вопросы к сказкам, притчам побуждают ребенка, взрослого к совместному размышлению над своим жизненным опытом, своими отношениями с окружающими, помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье, формирования позитивной самооценки.
  • Работа по книгам предполагает диалог между родителем и ребенком, учителем и учеником, их эмоциональную, духовную близость. Взаимодействие детей и взрослых поможет выстраиванию доверительных отношений в семье, стимулирует интерес детей к учебе.
  • Направленность книг на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви. Родители, учителя найдут в предложенных текстах и заданиях к ним материал, который поможет их детям стать уверенней, терпеливей, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира.

Необычные задания, групповые и индивидуальные, помогают детям творчески развиться, духовно вырасти, наладить гармоничные отношения с родителями и сверстниками.

Методика Гмошинской

Особенность методики Марии Гмошинской заключается в том, чтобы приучать ребенка к рисованию еще с младенческого возраста – 6 месяцев. В Европе грудничковое рисование практикуется уже на протяжении 20 лет. Техника грудничкового рисования довольно проста, ведь ребенок рисует пальцами и ладошками так, как ему этого хочется, причем он может рисовать как одной, так и обеими руками, его возможности и желания не подавляются. Там же, на Западе, впервые стали проводить вернисажи, выставляя шедевры, написанные крошечными пальчиками. Также врачи уверены, что детские картины способны положительно влиять на психическое и эмоциональное состояние взрослых.

Автор методики развития Мария Гмошинская советует родителям начинать приобщать своего ребенка к миру прекрасного, начиная с 6-ти месяцев, но никак не раньше. Это неспроста, ведь только к 6-ти месяцам ребенок начинает сидеть и у него появляется непреодолимое желания познавать мир, поэтому у него уже появляется тяга к рисованию.

Не совсем верно думать, что если применять этот метод развития к своему ребенку, то можно вырастить художника, ведь за основу своей методики Мария Громошинская взяла просто гармоничное развитие ребенка, а не программирование в крохе художественных талантов.

Работа с красками не только помогает ребенку развиваться гармонично, но и способствует положительному восприятию цветов. А благодаря манипуляциям, которые малыш проделывает при рисовании своими пальчиками, у него развивается психика, речь и даже память.

Методика Трунова и Китаева

Л.Китаев и М. Трунов, разработали свою специальную методику воспитания и развития ребенка от внутриутробного периода и до года жизни.

Эту методику авторы хорошо описали в своей книге под названием «Экология младенчества». Книга описывает не совсем традиционный взгляд на развитие ребенка до года и предлагает развивать врожденные рефлексы с помощью динамической гимнастики, которая будет полностью удовлетворять потребности младенца в движении.

Л.Китаев и М. Трунов при разработке своей методики развития обратились к прошлому, взяв за пример те манипуляции, которым поддавались дети в Древней Руси. Авторы утверждают, что родители крутили своих детей за руки и ноги на подобии карусели, подбрасывали, делали самолетики, носили, обхватив подмышками и это далеко не весь перечень движений, которые проделывались с детьми. Поэтому авторы книги «Экология младенчества», считают свою методику очень древней и, конечно же, проверенной временем.

Методики раннего развития

47921

сегодня значительной популярностью пользуются различные методики раннего развития - методики марии монтессори, николая зайцева, екатерины и сергея железновых, глена домана и его последователя - андрея маниченко и т.д. современные мамы могут не только найти огромное количество информации и отзывов о них в интернете, но и купить и изучить книги-первоисточники непосредственно самих авторов методик… однако справиться с обилием всей информации непросто. к тому же всегда есть риск в погоне за одной системой упустить что-то важное из другой? давайте вместе разбираться и искать именно то, что нужно вам и вашему малышу.

Сначала о том, что мы понимаем под термином "раннее развитие". в данном случае - это занятия по различным авторским методикам, которые направлены на опережающее обучение, об этом говорят и девизы методик: (п.в.тюленев), "математика с пеленок" (а.а. маниченко), (масару ибука).

Итак, пробуем подобрать методику. сразу оговоримся - идеальной методики развития не существует! потому что все родители разные, и все дети разные. то, что нравится и подходит одним - совершенно не радует и не подходит другим. более того, ни одна система не дает 100% всестороннего развития, поэтому, увлекаясь какой-либо системой, нельзя забывать о развитии "западающих" направлений. так, например, у большинства методик не затрагивается развитие (а, как известно, движение - это жизнь) и , которая наряду с в дошкольном периоде является ведущей.

развивающая среда марии монтессори
это
принцип: следуем за ребенком и помогаем ему делать всё самому.
направления: развитие интеллекта, логического мышления, практических навыков и самостоятельности с помощью пяти зон развития: повседневная жизнь, сенсорное воспитание (развитие органов чувств), математика, родной язык, окружающий мир.
что нужно? развитие ребенка происходит благодаря специально подготовленной дидактической среде и уникальным материалам, разработанным марией монтессори. потребуются денежные затраты, так как материалов много, и они дорогостоящие. хотя как утверждают последователи системы автора, подойдут и самодельные пособия, и любые предметы домашнего обихода (тазик, сито, стаканчик, губка, вода и т.д.).
как заниматься. ребенок развивается благодаря окружающей его развивающей обстановке. все материалы должны находиться в свободном доступе. ребенок сам выбирает, чем он хочет заняться. например, он подходит к "розовой башне". если ребенок никогда раньше не выбирал это пособие, то взрослый пытается заинтересовать его и показать возможные способы игры. далее ребенок путем проб и ошибок самостоятельно играет с "розовой башней". после завершения игры пособие убирается ребенком на место. взрослому необходимо отслеживать изменения в интересах ребенка и своевременно организовывать соответствующую в данный момент дидактическую среду. например, ребенок увлекся . это сигнал для взрослого: пора дополнить математическую зону счетным материалом (всевозможные грибочки, палочки, кубики), карточками и плакатами с цифрами т.п.
кому подходит: усидчивым детям от 1,5 до 7 лет (хотя монтессори разрабатывала свою систему для детей от трех лет), склонным к конструированию, которым нравится что-то сортировать, собирать и разбирать. и внимательным, любящим во всем порядок, родителям, у которых мало свободного времени.
пробелы. в системе не предусмотрено , и . нет места
как можно адаптировать. развивающая среда - это всегда хорошо. и не обязательно заполнять её только монтессори-материалами - подойдут любые развивающие игрушки. хотя некоторые материалы, разработанные автором методики, можно и приобрести - они действительно уникальны и интересны. ещё вариант - посещать с ребенком детский центр, в котором представлены все пять зон развития по марии монтессори.

карточки домана-маниченко
эту разработал американский врач-нейрофизиолог глен доман. а российский педагог-психолог андрей александрович маниченко адаптировал и усовершенствовал её для русскоязычных детей.
принцип: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который необходимо начать развивать как можно раньше.
направления: интенсивное физическое и интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям: чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.
что нужно? цель занятий по доману - познакомить ребенка с множеством систематизированных по разделам понятий (посуда, города, птицы и т.д.). доман предлагает , на которых размещены изображения предметов, цифры или слова.
как заниматься. несколько раз в день нужно в быстром темпе показывать ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено. при этом карточки ни в коем случае нельзя давать ребенку в руки, иначе он утратит к ним интерес. каждый раз подборка карточек должна обновляться (доманом разработана специальная система замены старых карточек на новые).
пробелы. система домана-маниченко - одна из самых спорных систем раннего развития.
предлагаемый авторами способ показа карточек идёт в противоречие с формой мышления маленького ребенка. задача малыша - познавать мир всеми органами чувств, и в первую очередь - через тактильные каналы. методика же домана-маниченко предлагает знакомить ребенка с виртуальным миром карточек только через зрительные и слуховые анализаторы.
из-за пассивного способа подачи материала притупляется любознательность, инициативность, эмоциональность и творчество ребенка.
маленький ребенок быстро запоминает материал, но, не имея возможности применить полученные знания на практике, так же быстро его и забывает.
изобилие получаемой информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.
кому подходит: высокоорганизованным родителям, ратующим за "раннее обучение", которым хочется расширять свой кругозор вместе с ребенком; и детям с крепкой нервной системой, которым интересно рассматривать карточки.
как можно адаптировать. можно купить несколько комплектов карточек для общего развития и в спокойном режиме смотреть их с ребенком, обсуждать, сравнивать с реальными предметами, придумывать с ними игры (хотя сейчас на сайте "умница" появились методические пособия с готовыми играми для занятий с детьми).

игры и упражнения сесиль лупан
последовательница метода глена домана, которая творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность.
принцип: обучение должно приносить радость малышу и родителям. а учиться детям должно быть легко и интересно.
направления: развитие общения с ребенком, двигательная активность, речь и поэзия, чтение и письмо, иностранные языки, логика и счет, история, география, история искусства и рисование, музыка, плавание, верховая езда, спорт.
что нужно? считала, что с ребенком надо быть «на одной волне», давая ему то, в чем в данный момент он больше всего нуждается: возможность отдохнуть, погулять, поиграть или чему-то научиться.
она разработала , направленных на естественное и разностороннее развитие детей и описала их в книге «поверь в своё дитя». книгу можно прочитать и использовать в занятиях со своим ребенком.
кому подходит: всем любящим родителям, желающим расширить "репертуар" занятий, и их детям от рождения до 7 лет.
как можно адаптировать. сесиль лупан сама дает совет на этот счет: "нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные мною, так как то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого". золотые слова!

кубики зайцева
принцип: ребенок начинает знакомиться сразу со всеми складами русского языка. склад - это не слог, к которому мы привыкли, а единица чтения части слова, которая представляет собой комбинацию из согласной и гласной буквы, а также любую одиночную букву (ла-м-па - 3 склада, э-к-ра-н - 4 склада).
направления: .
что нужно? нужно купить (они все разные - по размеру, звучанию, окраске), настенные таблицы, диски с попевками, методичку. и заниматься. для этого ребенку не нужно знать названия букв (это даже вредно). он сразу будет учиться пропевать склад. пропевать - потому что "обучаться чтению с пением гораздо эффективнее". и ещё один момент: автор методики считает, что начинать следует с написания слов, а не чтения. поэтому на начальном этапе ребенок будет составлять из кубиков близкие ему слова: мама, папа, каша, дом, а уж только потом учиться их читать, вернее пропевать.
пробелы. в школе у детей из-за отсутствия проработки буквенного состава слова могут возникнуть проблемы с написанием слов, к тому же придется переучивать ребенка со "складов" на "слоги".
кому подходит. высокоорганизованным родителям, которым хочется научить своего ребенка читать как можно раньше и детям 2-7 лет, которые умеют бережно обходиться с дорогостоящими пособиями.
как можно адаптировать. ну, если только строить из кубиков башенки, стены и замки. хотя кубики зайцева можно использовать как дополнительное пособие на начальном этапе обучения чтения по . только старайтесь предлагать для чтения и составления слова из открытых слогов: мо-ло-ко, зи-ма, во-да и т.д.

динамические кубики евгения чаплыгина
- последователь методики зайцева. он разработал , с помощью которых ребенок приобретает навыки чтения. в наборе намного меньше кубиков (20 штук - 10 одинарных и 10 двойных), чем в комплекте зайцева. двойные кубики чаплыгина вращаются вокруг своей оси и из одного блока можно составить 32 (!) слога.
чаплыгин не остановился на кубиках для чтения, а разработал математическое , направленное на приобретения навыка устного счета до ста и умения решать числовые выражения.
"кубики" и "домино" рекомендованы для детей от трех лет.
в настоящий момент чаплыгин продал своё авторское право на эти кубики андрею маниченко (компании "умница").

музыкальные диски железновых
екатерина и сергей железновы разработали методику раннего музыкального развития . в репертуаре железновых есть диски с колыбельными, песенками-потешками, пальчиковыми играми, подвижными играми, песенками-инсценировками, подражательными играми, сказочками-шумелочками, игровыми массажами, музыкальными сказками, аэробикой, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучением алфавита, обучением счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.
методика подойдет для всех: музыка и движения уж точно никому не повредят.

сказочные игры воскобовича
вячеслав воскобович разработал - конструкторы и головоломки, которые сопроводил сказочными сюжетами. таким образом, ребенок будет не просто играть с пособиями, а помогать маленькому герою гео или оживлять квадрат, превращая его в домик, ежика или лодку.
самые известные игры – «геоконт», «квадрат воскобовича», "волшебная восьмерка" (изучаем цифры), "конструктор букв" (изучаем буквы"), "складушки" (учимся читать).
игры воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.
игры воскобовича недешевы, но при желании можно купить одну-две. одной игры вашему ребенку хватит надолго. так как пособия имеют несколько уровней сложности и их можно постепенно усложнять за счет большего количества разнообразных игровых заданий. подходит для детей от 2 до 7 лет (хотя можно и старше).

развивающие игры никитиных
борис и елена никитины вырастили семерых детей и создали свою систему, которая заключается в естественном развитии, оздоровлении, формировании творческих способностей, трудовых навыков и развитии природных данных. никитины считали, что родители должны принимать активное участие в детских играх и занятиях, поощряя при этом стремление детей самостоятельно мыслить и принимать решения. надо сказать, что в советское время произвела фурор. хотя в наше время многие семьи придерживаются схожих принципов развития и воспитания, даже не догадываясь о "первопроходцах".
борисом никитиным был придуман , направленных на развитие творчества и логического мышления. также он разработал правила освоения этих игр, главное из которых - не показывать, как надо. малыш должен сам разобраться в игре от начала до конца.
самые популярные игры никитина: "рамки и вкладыши", "сложи квадрат", и другие. играть в эти игры можно всей семьей. получите массу положительных эмоций.

логические блоки дьенеша
- это 48 геометрических фигур разного размера, толщины и цвета. выполняя с блоками разнообразные предметные действия (группировка по признаку, выявление лишней фигуры в ряду, выкладывание фигур по заданному алгоритму), у детей развивается логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. в наборе блоков дьенеша имеются методические указания с примерами игр. в дополнение можно приобрести , логические блоки дьенеша на страницах которых малыш сможет создавать заданные конструкции. блоки дьенеша предназначены для детей 3-7 лет (но можно начать заниматься и в более раннем возрасте).

цветные счетные палочки кюизенера
палочки кюизенера – , в котором содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
на наглядной основе формируют понятия цвет, форма, размер, числовая последовательность, состав числа, отношения «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше», пространственное расположение и многое другое.
для начала подойдет упрощенный набор из 116 палочек и альбом для выкладывания в нем палочек. пособие предназначено для детей от 2 до 9 лет.

комплекты «школа семи гномов»
"школа семи гномов" - это от рождения до поступления в школу (12 книг на каждый возраст). пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку-дошкольнику.
принцип: задания позволяют максимально полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, не ориентируясь только на возрастные рекомендации.
направления: развитие речи, логики и мышления, счет и форма, прописи, грамота, окружающий мир, уроки доброты, здоровье и т.д. в зависимости от возрастной категории меняется и тематика книг.
что нужно? нужно заниматься со своим ребенком по пособиям "школы семи гномов". в каждой книге шсг имеется родительская страничка, где доступно рассказывается не только о том, как работать с книгой, но также и об особенностях развития ребенка данного возраста. пособия просты в обращении, чтобы заниматься по ним не нужно какой-то специальной подготовки. задания в пособиях "школа семи гномов" продуманы, лаконичны и взаимосвязаны. почти каждая книга имеет картонную вкладку с игрой, а книги для детей с 3х лет имеют наклейки для поощрения ребенка.
как заниматься. в этом вам помогут разноцветные гномики. вместе с самым младшим фиолетовым гномиком ребенок будете рассматривать понятные крупные иллюстрации в книгах, озвучивать нарисованное, слушать потешки. дальше за дело возьмется синий гномик. годовалые детишки познакомятся с новыми словами, порисуют, полепят, поиграют с фигурами разных форм, размеров и цветов. чем старше будет становиться ребенок, тем интереснее и обширнее ждут его задания. голубой гномик - позанимается с 2-3-летним ребенком, зеленый гномик - 3-4-летним, желтый гномик - 4-5-летним, оранжевый гномик - 5-6-летним, красный гномик - 6-7-летним.
кому подходит. всем детям и всем родителям. "школа семи гномов" активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях.
как можно адаптировать. книги шсг можно брать как за основу, чтобы знать, чему мы должны научить ребенка в этом возрасте. задания в книгах целесообразно дополнять "живыми" играми и занятиями.

Материал к занятию.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Методика «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора»

Методика направлена на выявление у ребенка преобладания личной или общественной направленности.

Подготовка исследования

Исследование состоит из двух серий. Перед первой серией необходимо подобрать несколько игрушек, интересных для старше­го дошкольника, и продумать малоинтересную для ребенка, но нужную для других людей деятельность (например, разложить по коробочкам полоски бумаги разной ширины).

Для второй серии необходимо приготовить мел, нарисовать на бумаге два круга диаметром не менее 50 см с расстоянием меж­ду ними 20 см; над первым кругом нарисовать одного человека, над вторым - трех.

Проведение исследования

Первая серия. Испытуемых ставят в конфликтную ситуацию - они должны сделать выбор: заняться малопривлекательным де­лом или поиграть с интересными игрушками. Эксперимент про­водится индивидуально, с каждым ребенком отдельно.

Вторая серия. Участвуют те же дети, объединенные в две группы (с учетом желания детей). Проводится соревнование на точность попадания мячом в цель. Дается инструкция: «Каждый член команды может бросить мяч 5 раз. Если он бросит мяч в ле­вый круг (над которым нарисован один человек), то очки идут в его пользу, если в правый - в пользу команды; если мяч не попа­дает в цель, можно, по желанию, вычитать очки или из личных, или из командных». Перед каждым броском экспериментатор спраши­вает ребенка, в какой круг он бросит мяч.

Обработка данных

Подсчитывается, сколько детей в первой и второй сериях про­являли личную мотивацию, сколько общественную. Результаты сводятся в таблицу. Определяется, насколько эти виды мотива­ции устойчивы, в какой степени общественная мотивация зави­сит от характера экспериментальной ситуации. При этом учиты­вается, что в первой серии ребенок делает выбор индивидуаль­но, а во второй - в присутствии сверстников.

Выводы

Если ребенок сделает выбор в пользу малопривлекательного дела или будет бросать мяч в «командный» круг, значит, у него уже имеется преобладание общественной направленности мотивации. В противном случае следует говорить о преобладании личной направленности мотивации.

Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка»

Проведение исследования

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку чи­тают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экс­периментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на стол игрушками или дослушать сказку до конца,

Текстовый материал

ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в со­сульку превращу.

Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! - говорит заяц.

Нет, одолею!

Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

Давай, - согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.) Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил,

ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу и поет:

Князю тепло,

Князю жарко!

Греет, горит - Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревь­ях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с горы кувырком, то по лугу носится.

Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зи­мой ходят в белых шубках.

Выводы

Дети с выраженным познавательным интересом обычно пред­почитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной по­требностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, но­сит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за дру­гое.

Методика определения самооценки дошкольника (В.Г. Щур)

Теоретическая и практическая значимость изучения самосоз­нания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использования этой методики для диагностики самооценки ребенка.

Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков одинако­вой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из пяти ступенек, где верхняя ступенька - пози­тивная оценка, а нижняя - негативная. Просят отметить крести­ком на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уров­ням соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты». Считается, что отмеченные значения харак­теризуют общую удовлетворенность - «счастье» и частные само­оценки - «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта».

Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый кра­сивый...). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.

После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку, - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Можно добавлять или изменять названия уровней (например: большой - маленький...).

Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей дет­ского сада.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Экспресс-диагностика представляет собой комплект из семи заданий для детей трех-семи лет. Используя игровой материал и специальные психологические методики, психолог характеризу­ет интеллектуальные возможности ребенка (восприятие, внима­ние, память, мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки). Все задания подобраны таким образом, чтобы за короткий отрезок времени (15 мин) определить успеш­ность дошкольника в обучении, сделать срезовое исследование познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта. Условные обозначения помогают быстро фиксировать успехи ребенка в выполнении заданий, а также оформлять результаты ко­личественно:

задание выполнено полностью + (3 балла);

1 -2 ошибки в задании ± (2 балла);

3 и более ошибок ± (1 балл);

не понимает задания, не выполняет - (0 баллов).

Задание 1. «ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА»

A. Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как их зовут?

Б. Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? (Число, месяц, время года.)

B. Ты, возможно, всё про себя знаешь? А где расположен у тебя нос? А ты можешь правой рукой дотянуться до своего левого уха? А левой рукой до правого глаза?

Оценивая результаты ответов на вопросы группы «А», учиты­вается контактность ребенка; группы «Б» - отражается особен­ность восприятия временных понятий; группы «В» - простран­ственных понятий (лево - право).

Задание 2. «КУБИКИ-ВКЛАДЫШИ» (Можно использовать пи­рамидки, матрешки, «ведерки».)

A. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (Взрослый разбрасывает кубики-вкладыши на полу.)

Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики. Дай самый боль­шой кубик. Самый маленький. А теперь большой красный... ма­ленький желтый и т.д.

B. Давай посчитаем, сколько всего кубиков? (От 1 до 9.) Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (От 9 до 1.) Д. Каких кубиков больше? (4 больших кубика, 5 маленьких.) Е. Попробуй собрать и сложить кубики вместе.

А - контактность ребенка, сила социальных запретов.

Б- восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам.

В - навык прямого счета.

Г - навык обратного счета.

Д - сформированность понятия числа.

Е - сформированность мышления («пробы и ошибки» - на­глядно-действенное мышление; внутренние представления - на­глядно-образное мышление); активность руки (левая, правая).

Задание 3. «ЧУДЕСНЫЕ ОКОШКИ»

Используются 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки), 5 карточек различной формы (круг, овал, пря­моугольник, квадрат, треугольник).

А. Один волшебник построил дворец с «чудесными окошка­ми». Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и назовем цвет и форму. (Кар­точки раскладываются на столе и ребенок называет каждое «окошко».).

Б. А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме,

Оценивая результаты, анализируются:

А - восприятие цвета, формы.

Б - эмоциональные предпочтения

Задание 4. «СЕМЕНА»

Используются карточки с изображением фруктов овощей ягод (цветов) (от 3 до 9 карточек).

Для детей младшего дошкольного возраста предлагают 3 карточки, для среднего - 6 карточек, для старшего – 9 карточек.

А. Продавец семян разложил пакетики на три группы Но по­дул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались Помо­ги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакети­ки и называет «семена».)

Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Стол закрывается ширмой или ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца? Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

Оценивая результаты, анализируются:

А - способность ребенка классифицировать, используя логи­ческие операции (анализ, синтез).

Б - развитие зрительного внимания и памяти.

Задание 5. «ПОПУГАЙЧИК» (вербальная методика)

A. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной непонятные звуки, как это делал попугайчик:

зу-па-ки-ча (ребенок повторяет); ro -ца-му-дэ-ни-зу-па-киТ ле (ребенок повторяет). " па~ки-чз-

Б. Попугайчик научился не только повторять звуки но ЛЭЖР запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек вилка книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко).

B. Когда попугайчик научился запоминать слова то ему захо телось подсказывать нужные слова своим друзьям Я сейчас 6v^ говорить начало предложения, а ты его будешь заканчивать На пример: лимон кислый, а сахар сладкий. заканчивать. На-

Днем светло, а ночью...

Ходишь ногами, а бросаешь...

Девочки вырастают и становятся женщинами, а мальчики…

У птицы перья, а у рыбы...

Оценивая результаты, анализируются:

А - кратковременная слуховая память (эхо-память), слуховое внимание, фонематический слух (хороший результат - более пяти слогов).

Б- объем слуховой памяти (словесной памяти), слухового внимания (хороший результат - более пяти слов).

В - способности ребенка к аналогиям.

Задание 6. «ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ»

Используются:

1) три картинки:

а) 1-я разрезана на две части;

б) 2-я - на четыре части;

в) 3-я - на шесть частей;

2) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки).

А. В этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала сложный уровень - 6 ча­стей, затем средний - 4 части, последний - простой - 2 части. После того как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)

Б. А другие картинки не ломаются, зато они все время путают­ся. Какая картинка должна быть первой, второй...? Разложи их по порядку и придумай рассказ.

Оценивая результаты, анализируются:

А - целостность восприятия образа; особенности наглядно-образного мышления; умение рассказывать по одной картинке, связность речи, контекстность речи.

Б - развитие логического мышления; умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связность речи, контекстность речи.

Задание 7. «ЗАЙЧИК»

Используется простой карандаш средней твердости, лист бу­маги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчи­ком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.

А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.

Б. Зайчик благополучно добрался до дома и решил потанцевать. Попрыгай как зайчик. Молодец! С тобой очень интересно играть!

Оценивая результат, анализируются:

А - ведущая рука, развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линии, равномерность).

Б - развитие общей моторики, координация и выразитель­ность движений.

Результаты обследования фиксируются в протоколе, обраба­тываются количественно.

В процессе экспресс-диагностики взрослый наблюдает за эмоциональными проявлениями ребенка, оценивает произволь­ность, выносливость, темп деятельности.

Методика изучения родительских оценок и притязаний

Анкета позволяет использовать ее для сравнительной харак­теристики оценочного отношения родителей (воспитателей) личности ребенка, анализировать расхождения в оценках воспи­тателей, родителей, самого ребенка.

Специальная таблица отражает результаты оценок и самооцен­ки ребенка.

Анкета состоит из 16 пунктов, которые называют психичес­кие процессы и способности ребенка. Родителям и воспитате­лям предлагается оценить по пятибалльной системе выражен­ность у ребенка определенных способностей и психических процессов:

5 баллов - очень высокая;

4 балла - высокая;

3 балла - средняя;

2 балла - низкая;

1 балл - очень низкая;

0 баллов - отсутствие выраженности.

В конце анкеты оценочные баллы суммируются. Анализ суммы и оценок по каждому пункту дает необходимую инфор­мацию.

Дошкольное учреждение (номер)___________________

Группа____________ Возраст ребенка______________

Фамилия, имя ребенка____________________________

Названия психических процессов и способностей ребенка

Баллы

Познавательная активность (вопросы, рассуждения, анализ, синтез)

Внимательность, усидчивость

Память (запоминание, сохране­ние, воспроизведение)

Эмоциональность, чувственность, выразительность мимики

Речевые особенности (словарь, грамматический строй, звуко-произношение, дикция, интона­ционная выразительность)

Умение общаться со взрослыми

Умение общаться со сверстника­ми (успех, лидерство)

Способности к математике, технике

Способности к рассказыванию, к чтению стихотворений (гума­нитарные)

Способности к музыке

Способности к изодеятельности

Способности к движениям (физические способности)

Способности к языкам

Творческая активность

Умение играть, самостоятельно создавать сюжет, правила игры

Организаторские способности

Ф.И.О. (взрослого, заполняющего анкету)_______________________

Для диагностики притязаний родителям ребенка предлагает­ся в этой анкете ручкой другого цвета проставить желаемые бал­лы, т.е. родители должны отразить свои пожелания в анкетной таблице по каждому пункту. Таким образом, в данной методике наглядно предстанет разница между родительскими оценками детей и родительскими притязаниями на их развитие.

Внутриличностные проблемы ребенка обостряются в том слу­чае, когда родительские притязания и реальные психологические возможности малыша не совпадают. Иногда это приводит к невро­тическим нарушениям личности ребенка. Чтобы предотвратить негативные последствия, рекомендуется выяснить реальные ин­теллектуальные и эмоциональные возможности дошкольника.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников