Литературный калейдоскоп. Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп”

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Литературный калейдоскоп по зарубежным сказкам во 2 младшей группе "Путешествие по сказкам"

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Программное содержание:

Образовательные задачи: Учить детей составлять рассказы по картине (по плану воспитателя); закреплять умение связно, последовательно рассказывать по картине; учить употреблять в речи существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода (упражнять в словообразовании). Расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о сказках. Уточнять и расширять словарь по теме "Сказки".

Развивающие задачи: развивать монологическую и диалогическую формы речи, интерес к рассказыванию. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображённом на картине. Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к зарубежным сказкам

НОД: В гости приходит Белоснежка и просит детей расколдовать сказки. Злая волшебница перепутала все сказки.

Воспитатель: Вы согласны помочь Белоснежке.

Воспитатель: Но для того чтобы отправиться в страну Сказок, нам нужно быть в хорошем, прекрасном настроении, а для этого нам нужно встать в круг и улыбнуться друг другу. Молодцы ребята. Теперь закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Дибри- карабли- бум». Вот ребята мы и оказались в стране Сказок. Ой, посмотрите, что это за сказка, выставляется иллюстрация из сказки «Коза- дереза». (200x200)

Правильно, ребята, это сказка «Коза- дереза». Дети рассказывают сказку по вопросам воспитателя.- О ком эта сказка? Что случилось с козой? Правильно, эту сказку вы расколдовали?

Вот и еще сказка встретилась на пути: « Петух и лиса».(661x716) Также выставляется картинка и задаются вопросы по содержанию.- Как называется эта сказка? Что случилось с петушком? Почему? Кто спас петушка?(дети рассказывают сказку). Вот мы с вами и отгадали сказку?

Вот на пути встречается другая сказка, которую заколдовала злая волшебница. Выставляется картина из сказки «Два жадных медвежонка».
(480x220) Дети рассматривают картину и называют сказку. Задается несколько вопросов по содержанию. О ком эта сказка? Что случилось с медвежатами? Вот мы с вами и отгадали сказку?

Вот и еще сказка встретилась на пути: «Пых».(421x502) Дети рассматривают картину и называют сказку. Задается несколько вопросов по содержанию. О ком эта сказка? Что случилось с ежиком? Вот мы с вами и отгадали сказку?

Вот на пути встречается другая сказка, которую заколдовала злая волшебница. Выставляется картина из сказки « Упрямые козы». (384x288) Дети рассматривают картину и называют сказку. Задается несколько вопросов по содержанию. О ком эта сказка? Что случилось с козами? Вот мы с вами и отгадали сказку?

Вот и еще сказка встретилась на пути: «У солнышка в гостях».
(567x510) Дети рассматривают картину и называют сказку. Задается несколько вопросов по содержанию. О ком эта сказка? Что случилось с солнышком? Кто пошел искать солнышко? Вот мы с вами и отгадали сказку?

Молодцы, ребята, все сказки отгадали и помогли Белоснежке назвать правильно сказки. А на память о путешествии в страну Сказок Белоснежка вам дарит маленькие медальки. А нам пора возвращаться в группу. Давайте встанем в круг и произнесем волшебные слова. Вот мы и в нашей группе.

Ирина Купцова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Литературный калейдоскоп»

Программное содержание :

1. Уточнить и закрепить с детьми известные им литературные произведения ;

2. Развивать предпосылки связной речи : учить составлять повествовательный рассказ с включением элементов описания;

3. Активизировать и обогащать словарь детей, учить словотворчеству;

4. Упражнять детей правильно согласовывать окончание слов;

5. Формировать правильное произношение звука Ш.

Материал и оборудование :

Чемоданчик для Угадайкина, игрушки персонажи из «Сказки о глупом мышонке» (утка, лошадь, жаба, свинья, кошка, щука, корова, курица, овечка) подборка книг в книжном уголке о кошках и мышках, картинка из сказки «Три поросенка» . Разрезанные картинки по стихотворениям А. Л. Барто (по количеству детей, игрушки для обыгрывания, мольберт, элементы костюма для Угадайкина.

Предварительная работа :

Чтение детской художественной литературы , беседы по текстам, обыгрывание словесных игр, драматизация стихов А. Л. Барто.

Звучит мелодия. Дети играют.

Воспитатель : - Дети, прихожу я сегодня утром на работу, открываю группу , а на ковре стоит вот этот чемоданчик (показывает) . Как, вы думаете, кто его нам принес?

Дети : - Волшебник

Валентина Сергеевна

Родители

Сказочница

(Воспитатель перевоплощается, надевая на себя элементы костюма : жабо (накидку, шляпу, нос превращается в Угадайкина) .

Угадайкин : - Угадайкин, приди сюда, Угадайкин – туда.

Совсем я заблудился, гуляя по вашему садику.

Ребята, а в вашей группе случайно нет моего чемоданчика?

Где – то я его оставил?

Дети : - Он здесь.

Да, вот он.

Вот, он чемоданчик.

Угадайкин : - Ах, ты мой хороший, вот ты где!

Ну, я пошел, до свидания!

Дети : - Нет, не уходите,

Будьте с нами.

Останьтесь, пожалуйста.

Угадайкин : - Не уходить!

Тогда попросите меня остаться

Дети : - Угадайкин, пожалуйста, останьтесь;

Будьте с нами.

Мы хотим, чтобы вы были с нами

Оставайтесь, Угадайкин.

Угадайкин : - Хорошо! Будем тогда играть в мою любимую игру – «Угадайку»

Угадайте сказку (читает)

«Глупый меленький мышонок

Отвечает он спросонок :

Слишком громко ты поешь»

(Дети узнают и называют сказку, взрослый достает из чемоданчика знакомую иллюстрацию к «Сказке о глупом мышонке» ).

Угадайкин : - Кто были няньками для мышонка, угадайте на ощупь?

(достает из чемодана мешочек с игрушками : утка, жаба, лошадь, свинья, курица, щука. Корова и овечка – игрушки провокационные)

Дети : - Тетя утка

Тетя лошадь

Тетя жаба и т. д.

Угадайкин : - Всех ли «нянек» мышонка вы отыскали и назвали?

Дети : - Нет

Нет кошки

Угадайкин : - Угадайте, чьи же это лапки?

(из чемодана высовывает лапки игрушечной кошки) .

Дети : - Кошачьи

Угадайкин : - Чьи это ушки?

Дети : - Это кошачьи ушки

Угадайкин : - Угадайте, чей это хвост?

Дети : - Кошачий хвост

Угадайкин : - Чья это мордочка?

Дети : - Кошачья мордочка

Угадайкин : - А вот и сама тетя кошка!

(выставляет кошку)

Угадайкин : - пела мышонку кошка. Вдруг мышонок, как вскочит с кровати, как хвостиком махнет, испугалась кошка и убежала…

Дети : - Нет, не так.

Угадайкин : - Не так? А как?

Дети : - Мышка побежала, кошку позвала : -

«Приходи к нам, тетя кошка,

Нашу детку покачать»;

Кошка пела ласково, нежно, красиво :

«Мяу – мяу, спи, мой крошка

Мяу – мяу, ляжем спать

Мяу – мяу, на кровать»;

А потом кошка съела маленького глупого мышонка;

Мама – мышка прибежала, поглядела на кровать, а его нет.

Угадайкин : - Ребята, найдите на книжной полочке книги, в которых живут кошки и мышки.

(работа детей в книжном уголке)

Дети : - В книге «Путаница» ;

В «Сказке о глупом мышонке»

В «Сказке об умном мышонке»

«Усатый – полосатый» ;

«Кто сказал : «Мяу?»

«Кошкин дом»

В сказке «Репка»

В сказке «Страшный зверь» и т. д.

Физ. минутка : - Подвижная игра «Кот на крыше»

Угадайкин : - Угадайте, эту сказку.

(вынимает из чемоданчика картинку из сказки «Три поросенка» )

Угадайкин : - Очень хочу, чтобы вы описали поросят и волка.

Кто хочет?

(воспитатель вызывает детей, дети договариваются, кто, какого поросенка будет описывать, а кто волка)

Дети : - Я – Ниф-ниф;

Я – буду – Наф-наф;

А я Нуф – нуф.

Я буду волка описывать.

Угадайкин : - Не забудьте рассказать, какие вы; веселые или грустные, ленивые или трудолюбивые, во что одеты, что делаете.

(Дети поочередно дают описание)

Дети : - Я веселый поросенок…

Я озорной поросенок…

А я очень трудолюбивый поросенок.

На мне одеты зеленые штанишки с лямочкой, полосатая кофточка (футболка) и красная шапочка с бубенчиком.

Я одет в черные шорты, матросскую рубашку и бескозырку.

Я вы синем комбинезоне. У меня в клеточку рубашка и маленькая лопаточка, она помогает мне строить дом.

А я серый волк. Очень злой, сердитый, голодный.

Весь день по лесу бродил. Даже все штаны разорвал. Они все в заплатках.

(Взрослый загадывает детям логическую речевую загадку)

Угадайкин : - Три поросенка Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф – наф – построили себе новые домики : из соломы –первый, из продуктов, веточек и листочков – второй, из камней, черепичной крыши, красной трубой и надежной крепкой дубовой дверью – третий.

Почему волк отправился к дому, где растут ромашки?

Дети : - Этот дом очень красивый, прочный, надежный. В этом домике можно жить большой семьей.

Около домика очень красиво, много цветов.

В этом домике спрятались сразу три братца поросенка. Волк прибежал к этому домику, потому что там спрятались три поросенка.

Угадайкин : - Я для вас припас новые загадки. Отгадайте, ребята, загадки. Закройте отгадки цветными фишками только те, стихи про которых сочинила А. Л. Барто.

Игра «Отгадай загадки» .

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит

Меж собою говорит (самолет)

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Больше всех на свете он

Очень, очень добрый он

Даже у зверей

Тот и больше

Кто добрей (слон)

Спать пора! Уснул бычок

Лег в коробку на бочок

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать,

Головой кивает слон

Он слонихе шлет поклон.

Маленький кучерявенький

На лугу играет

Ме-е-е – маму подзывает (козленок)

Стихотворение А. Л. Барто

У меня живет козленок,

Я сама его пасу

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу

Он заблудится в саду

Я в траве его найду.

Кинешь в речку – не тонет

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать

Станет кверху взлетать (мяч)

Стих. А. Л. Борто : «Мячик»

Наша Таня громко плачет :

Уронила в речку мячик

Тише, Танечка, не плач

Не утонет в речке мяч.

(Воспитатель угадывает все загадки в разнобой среди них две других , на которые А. Л. Барто стихи не писала) например :

Дробь отбивает

Шагать помогает (барабан)

Много иголок

А все без ниток (еж)

Воспитатель : - Если только захочу

Поверчу и покручу

Необычные картинки

Всем ребятам подарю

(Показывает конверты, в которых лежат разрезные картинки)

Калейдоскоп вам дарит , ребята, новую игру «Разрезанные картинки» по знакомым и любимым произведениям.

Составила :

Воспитатель Купцова И. И.

Виды детской деятельности: игровая,коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, театрализованная.

Цель: выяснить у детей, какие сказочные литературные произведения они знают; развивать устную речь; обогащать словарный запас; закреплять умение четко проговаривать слова; расширять знания детей о народных и авторских сказках; развивать интонационную выразительность речи.

Оборудование: книги с русскими народными и авторскими сказками, иллюстрации к сказкам, выполненные заранее детьми; куклы бибабо в театральном уголке по сказке”Три медведя”; атрибуты к подвижной игре”У медведя во бору”

Воспитатель : – Сегодня мы с вами вспомним, какие сказки и загадки мы знаем. Много всего интересного написано в наших волшебных книгах. Книги – наши верные и мудрые друзья, наши помощники, наши добрые советчики.
Книга – учитель.
Книга – наставник.
Книга – надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
– Сказаны удивительные, очень хорошие слова о книгах. Мне лишь остается добавить, сто, подружившись с книгой, надо постараться стать ей хорошим хозяином и внимательным читателем.
А сегодня мы поговорим о самых любимых, самых дорогих литературных произведениях. о сказках.
Я уверена, что вы, дети старшей группы, знаете очень много сказок и сумеете порадовать меня и своих товарищей.

Беседа по вопросам:
Почему сказки называются “народными”?
Какие русские народные сказки вы знаете?

Воспитатель выслушивает всех детей, принявших участие в беседе.
Воспитатель при ответах детей следит, чтобы правильно были названы главные герои сказки, краткое описание характера главного героя, сюжета, окончание сказки.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

Скачет баба на метле.
Страшная и злая.
Кто она такая? (Баба – Яга)

У Аленушки – сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси – Лебеди)

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался. . . (Колобок)

По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра (ПО щучьему велению)

Отворили дверь козлята
И. . . пропали все куда-то (Семеро козлят)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна!
Ей на солнце тяжко –
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру”У медведя во бору”.

На одном конце зала проводится черта – это опушка леса. За чертой – место для медведя. На противоположном конце зала – дом детей. Воспитатель предлагает считалкой выбрать медведя:”За грибами мы пойдем, ты медведь, так выйди вон!”
Выбран “медведь”. Остальные играющие – дети, они дома. Воспитатель говорит “Идите гулять!”. Дети направляются к опушке леса: собирают грибы, ягоды, т. е. имитируя движения говорят:
“У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
Он на нас рычит”.
Медведь с рычание догоняет детей. Дети убегают в свой дом. Игра повторяется

Воспитатель предлагает детям вернутся в театральный уголок.

Воспитатель загадывает загадку:
“Возле леса на опушке трое их
Живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати. три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?”
Воспитатель предлагает вспомнить финальную сцену сказки “Три медведя” и разыграть ее по ролям с помощью театра бибабо. Воспитатель назначает героев сказки по желанию детей, и дети в лицах разыгрывают финал сказки. Появление медведей в своем доме. Воспитатель следит за интонационной выразительностью речи детей при диалоге: Михаило Иванович – грубый голос”Кто хлебал в моей чашке!
Настасья Петровна зарычала не так громко”Ктохлебал в моей чашке!”
А Мишутка запищал тонким голосом”Ктохлебал в моей чашке и все выхлебал!”
Михаило Иванович”Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!
Настасья Петровна”Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!”
Мишутка”Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!”
Михаило Иванович страшным голосом”Кто ложился в мою постель и смял ее!
Настасья Петровна не очень громко”Кто ложился в мою постель и смял ее!”
Мишутка тонким голоском”Кто ложился в мою постель! Вот она, держи, держи!”
Девочка проснулась. увидела медведей, бросилась к окну и убежала.
Воспитатель: Это авторская сказка. Ее автор русский писатель Лев Толстой.
Кроме русских народных мы читали с вами много авторских сказок русских и зарубежных писателей. Буду рада, если вы их вспомните. Я вам загадаю загадки и мы посмотрим сможете ли вы угадать героев сказок:

Он опаснейший злодей,
Ловит маленьких детей,
В жаркой Африке живет,
Непослушных деток ждет. (Бармалей, Чуковский)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Это доктор. . . (Айболит, Чуковский)

Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. (Бабушка Федора, Чуковский)

Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? (Буратино, А. Толстой)

В этой книжке именины!
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Комар голову срубил (Муха – Цокотуха, Чуковский)

Рыбка не простая
Чешуей сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет. (Сказка о рыбаке и рыбке, Пушкин)

Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружком
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просо, хоть и длинно,
Он зовется. . . (Чиполлино, Джанни Родари)

Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка, Шарль Перро)

Итог занятия

Воспитатель задает вопросы детям:
– О каких произведениях мы беседовали?
– Какие бывают сказки?
– В какую игру играли?
– Какую сценку разыгрывали?

Воспитатель хвалит детей за активное участие в литературном калейдоскопе.

Валентина Чуденко
Литературный калейдоскоп - занятия по развитию речи в старшей группе

МБДОУ №18 "Колосок"

"Литературный калейдоскоп "

Конспект

Занятия по развитию речи в старшей группе

Подготовила и провела воспитатель Чуденко Валентина Сергеевна

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Дети заходят в зал, везде стоят стеллажи с книгами.

Загадать детям загадку :

«Не дерево, а с листами,

Не рубашка, а сшита,

Без языка, а рассказывает!» (ответы детей)

Правильно, это - книга.

Ребята! Наш зал сегодня необычен. Он сегодня очень напоминает… Что он напоминает? Как называется удивительный дом, в котором живут ваши друзья- книги. Как называется этот дом? Правильно, библиотека. Кто может сказать, что такое библиотека? (ответы детей)

(На одной из полок воспитатель обнаруживает игрушку-калейдоскоп . Рассмотривает его, смотрит в него и удивляется, какие красивые узоры и как они сменяют друг друга. Спрашивает детей : что это? Кто знает? Дети : калейдоскоп . Почему здесь оказался калейдоскоп – узнаем позже ).

В библиотеке много интересных книг. Молчаливые, они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих читателей. Подойдёт читатель к полке, возьмёт книгу в руки, откроет первую страницу, и начнёт книга рассказывать…

Говорят, книга-это наш друг. А почему?

Правильно, потому что с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас , учат и помогают разобраться в самых разных вопросах.

В библиотеке много книг и все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить , какими бывают книги. Взгляните на эти книги. (Показывает детям книги) . Что в этих книгах?

Дети :сказки. Почему же мы любим читать и слушать сказки? Сказка-это не просто развлечение . Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу. Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо.

А кто скажет, какие бывают сказки? Правильно, сказки бывают народные, сказки о животных и авторские сказки.

А почему сказки называются народными?

Правильно, потому что их придумал народ. Один человек придумывал сказку,рассказывал другому, тот человек, что-то добавлял от себя, пересказывал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась всё лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть «народная» .

Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей.)

Вокруг нас там и тут сказки разные живут.

На полянке есть загадки.

Отгадайте без подсказки.

Назовите посмелей этих сказочных друзей!

Загадываю загадки, а дети отгадывают.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна лягушка.)

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

(Гуси – лебеди) .

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живёт старушка .

Метлой она не пол метёт,

Метла – старушкин самолёт .

(Баба Яга.)

Это герои народных сказок.

Показываю детям книги о животных.

Кто нарисован на обложках? (Звери : кот, лиса, заяц,петух) .

Как вы думаете, это сказочные звери или настоящие? (Сказочные : они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.)

В сказках о животных, животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими – либо человеческими чертами : хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью. Недаром говорится (называю начало фразеологизма, делаю паузу, дети называют хором концовку):

Хитёр как….(лиса) .

Голоден как (волк) .

Труслив как… (заяц) .

Болтлив как… (сорока) .

Беру с полки книгу и начинаю читать : «Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая…. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку….» Вы догадались, ребята, какую книгу мы раскрыли? А знаете, кто её написал? (Шарль Перро.)

Это сказка уже не народная. А почему? Да потому, что у неё есть автор. Сказки, которые написал один человек, и нам известно его имя, называются авторскими или литературными . Литературные сказки писали многие русские и зарубежные писатели. У вас есть, наверное, любимые книжки и любимые писатели. Назовите их. Ответы детей.

Многие писатели и поэты пишут сказки в стихах. А что такое стихотворение? Кто знает? Стихотворение – небольшой рассказ, который написан в рифму.

Вы уже слышали сказку о добром докторе Айболите , но не все, наверное, знают, что написал её очень хороший детский писатель К. И. Чуковский.

Муха, муха, цокотуха

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

Из какой это сказки? А написал её кто?

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по морю идёт,

Бочка по морю плывёт.

(А. С. ПУШКИН «Сказка о царе Салтане«).

Посуду никогда не мыла,

Совсем не подметала пол,

И вся посуда убежала –

Тарелки, ложки, чашки, стол.

(К. И. ЧУКОВСКИЙ» Федорино горе»).

Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки…

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

Кто это такой? Правильно – это Рассеянный с улицы Бассейной. А написал это произведение С. Я. Маршак. Многие дети очень любят стихотворения Маршака. Он много написал сказок, песен, загадок. А какие ещё произведения Маршака вы знаете? («Двенадцать месяцев «, «Кошкин дом» , «Вот какой рассеянный» ).

Беру с полки книгу А. Л. Барто «Игрушки» (читаю загадку) .

Я мячик в речку уроню,

Я шерстку причешу коню;

Качаясь по доске пройду,

А я… я заблужусь в саду.

В любимой книжке мы живём,

Но мы её не назовём!

Ответьте нам, друзья – подружки,

Как книжку эту звать?.

(«Игрушки)

Кто написал эту книгу? Да, верно,детская поэтесса Агния Львовна Барто. Это её короткие стихи об игрушках стали вашими первыми стихами, которые вы читали наизусть, порой, ещё не умея выговаривать звуки. Давайте их вспомним. Кто хочет прочитать эти стихи?

Дети по желанию читают стихи А. Л. Барто.

У зарубежных поэтов есть тоже интересные и весёлые стихи.

Ребята, кто знает какое -нибудь произведение зарубежных поэтов,прочтите, пожалуйста.

Ребёнок читает стихотворение Джеймса Ривза «Шумный Ба – Бах»

В какой республике мы живём? Правильно, мы живём в Адыгее.

У адыгейских поэтов очень много стихов написано для детей.

Ребёнок читает стихотворение ДжафараЧуяко «Ласточка «.

А теперь давайте поиграем в замечательную народную игру «Птички и птицелов.

Но прежде, чем начать игру нам нужно выбрать водящего. А как это сделать? Правильно, нам надо произнести считалку, то есть, посчитаться. Считалка является одним из жанров устного творчества народа. Считалка помогает распределять роли в играх.

Предложить кому – либо из детей выбрать водящего.

Ну, вот мы с вами поиграли, а теперь давайте продолжим наше путешествие по другим литературным жанрам .

В нашей библиотеке есть несколько сборников пословиц и поговорок. И поверьте, читать эти книги очень интересно. Пословицы и поговорки несут в себе накопленный поколениями опыт, а также украшают нашу речь и делают её более выразительной. Вспомним пословицы!

Дети рассказывают пословицы и поговорки, знакомые им.

А есть ещё один литературный жанр – загадки . Загадка – краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки. Все ребята любят загадки. Послушайте и постарайтесь отгадать загадки . Загадываю загадки, а дети отгадывают.

У нас сегодня с вами получился целый литературный калейдоскоп . Так вот почему на нашей полке сегодня появился калейдоскоп . Как узоры сменяются в калейдоскопе , так литературные жанры сменялись один за другим на нашем занятии . Какие литературные жанры мы сегодня вспоминали? (ответы детей)

А теперь, ребята, наше путешествие по литературным жанрам закончилось . Мне было очень приятно с вами путешествовать. Я хочу, чтобы вы запомнили :»Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» На память о нашем путешествии я хочу подарить вам книги сказок. Стоит вам открыть их, и вы вновь окажетесь в стране добра и мудрости.

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают,что значит поэт.

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире

Ислыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна – недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Курицына Ульяна Владимировна
Учебное заведение: МБДОУ "Тотемский детский сад № 7 "Солнышко"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-10 Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Курицына Ульяна Владимировна МБДОУ "Тотемский детский сад № 7 "Солнышко" Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Литературный калейдоскоп"

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп”

О. д. Развитие речи

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цель: Выяснение у детей, какие литературные произведения они помнят.

Задачи: Закрепить знание сказок; Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление; Воспитывать умение слушать своего товарища. Активизировать речь по теме.

Пр. работа: ЧХЛ, рассматривание иллюстраций, разучивание считалок, отгадывание загадок.

Материалы: игрушка – Петрушка.

Ход о. д.

1.Вводная часть

– Психологический настрой: упр. «Доброе утро!»

– Игровая ситуация: ребята, сегодня к нам в гости пришел Петрушка. Только вот настроение у Петрушки не очень хорошее, но я думаю, что мы с вами можем это исправить.

Ребята, какую вы группу посещаете? (старшую).

Петрушка уверен, что вы много всего знаете и сумеете порадовать его.

– Проблемная ситуация: Петрушка хочет выяснить, не забыли ли вы сказки, рассказы, стихотворения, знаете ли вы загадки и считалки.

Готовы поднять настроение Петрушке? (Да). Тогда давайте выполним все задания, которые он для нас приготовил.

С каких слов чаще всего начинаются русские народные сказки? (жили-были)

Молодцы!

2.Основная часть

Итак, сейчас мы с вами вспомним, русские народные сказки, часто начинающиеся со слов жили-были и имеющие запоминающиеся концовки. (ответы детей)

Если дети назвали лишь несколько сказок, воспитатель подсказывает, например: «В какой сказке была молочная река, кисельные берега?» («Гуси-лебеди».), «А как называется сказка, в которой хитрая лиса приходила с одной своей вещью, а уходила с другой?» («Лиса-лапотница».)

Готовы к новому заданию? (да)

Кроме русских народных, мы с вами читали много других сказок. Буду рада, если вы их вспомните и порадуете нашего гостя.

Чтобы перейти к следующему заданию, надо немного передохнуть и поиграть.

– Физминутка

А теперь пришла пора

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ я жестов жду:

“Иди сюда”

“Нельзя”

“Здравствуйте”

“Думаю”

“До свидания”

“Здорово”

“Тихо”

“Замечательно”

“Не балуй”

“Погоди у меня”

Передохнули? Тогда снова беру задание.

Назовите свою самую любимую книжку. (ответы детей)

Вспомните известные вам рассказы, которые мы читали в салу или вы читали дома. (ответы детей)

А теперь проверим, помните ли вы стихи.

Прочитайте свое любимое стихотворение (1–2 ответа).

Мы с вами часто играем в различные игры. Как мы выбираем с вами водящего? (с помощью считалок)

Вспомните ваши любимые считалки (1–2 ответа)

А вы любите отгадывать загадки?

Я предлагаю вам поиграть, сейчас вы мне будете загадывать загадки, а я буду их отгадывать. Молодцы!

А сейчас я загадаю вам новую загадку:

Сложишь – клин,

Развернешь – блин. (Зонт)

Какие вы молодцы, подняли Петрушке настроение!

3.Заключительная часть

Чем мы сегодня занимались?

Что сегодня на занятии вам больше понравилось?

Что расскажете дома?

, . .

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники