Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Проект для детей старшей группы ДОУ на тему "Делу - время, потехе - час". Трудовое воспитание
воспитатель МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 190" г. Саратова Исаева Ольга ВикторовнаТема проекта: «Делу время – потехе час».
Тип проекта: групповой, информационно-практический.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Актуальность проекта:
Труд – основа человеческой жизнедеятельности, источник вдохновения и практических знаний, верный способ реализоваться в жизни. Интерес к труду, необходимые навыки закладываются в детстве. В процессе труда, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, ребенок познает окружающий мир, проявляет самостоятельность, инициативу. Педагогам и родителям важно не пропустить этот важный и уникальный момент – дошкольное детство.
Цель: Развитие позитивного отношения к труду.
Задачи:
1. Расширять знания о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
2. Обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде.
3. Воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.
Продолжительность проекта: краткосрочный с 02.04.2018 по 30.04.2018 г.
Взаимодействие с родителями:
Информация для родителей «Труд – естественная форма активности ребенка».
Консультация «Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Предполагаемый результат:
Закрепление необходимых умений и навыков в различных видах труда.
Участие в совместной трудовой деятельности.
Развитие познавательного интереса и творческой активности.
Повышение интереса к труду.
Приобретение знаний о профессиях.
Обеспечение проекта:
Подготовка необходимого материала для реализации проекта.
Изучение педагогической литературы.
Подбор художественных произведений, дидактических игр, иллюстраций по теме.
Этапы проекта:
- Подготовительный:
выявление проблемы
определение цели и задач
организация работы над проектом
- Основной:
практическая деятельность по реализации проекта
- Заключительный:
фотовыставка «Делу время – потехе час»
Лэпбук «Посадка растений».
Содержание проекта:
I этап.
Выявление проблемы. Определение цели и задач. Организация работы над проектом.
II этап.
Чтение произведений:
С. Маршак «Почта»
Ю. Тувим «Все для всех»
Д. Родарри «Чем пахнут ремесла»
Разучивание пословиц и поговорок о труде.
Дидактические игры:
«Что из чего»
«Для чего нужны эти предметы»
«Кому, что нужно для работы»
«Профессии»
«Что я видел?» (рассказ о профессиях)
«Кто назовет больше разных профессий»
«Инструменты для труда»
Ситуации:
«Кто нас лечит?»
«Кем быть?»
«Кто важнее?»
«Мы пришли на почту купить открытки»
Общение:
«Профессия моих родителей»
«Как мы выращиваем цветы?»
«Всему свое место»
Беседы:
«Что подарить гостям?»
«Почему завяли цветы?»
«О чем мечтают порванные книжки?»
Мастерская:
«Ремонт игрушек»
Коллективный труд:
«Как мы протираем игрушки»
«Посев моркови, укропа, петрушки»
«Помощь воспитателю в подклеивание книг»
Труд в уголке природы:
уход за комнатными растениями
Труд в природе:
создание экологической тропы
Показ видеоматериала о труде взрослых.
III этап.
Фотовыставка «Делу время – потехе час».
Лэпбук «Посадка растений»
В начале и конце проекта педагогами проводятся беседы по вопросам с целью выяснения знаний детей.
Литература:
1. Р.С. Буре «Дошкольник и труд».
2. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду».
Результативность:
В результате реализации проекта “Делу время – потехе час” у детей повысился интерес и позитивное отношение к труду. Они приобрели навыки самореализации, культуры труда, бережного отношения к инструментам, экономного расходования материалов.
В процессе коллективной трудовой деятельности дети стали согласовывать свои действия, желания, интересы, распределять обязанности и помогать друг другу. Они приобрели знания о различных профессиях и расширили представления об общественной направленности и пользе труда.
татьяна назарова
Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»
«Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания ».
А. C. Макаренко
Актуальность проекта
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде , к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте , когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей .
Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду , требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду , очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Труд - важнейшее средство воспитания , начиная с дошкольного возраста ; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде , отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то , что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства . Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников , направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду , формирование ответственного отношения к труду и его продуктам , на сознательный выбор профессии».
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Самое главное правило для взрослых : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий. Знакомство с миром профессий решила начать с профессии «Повар» , т. к. она знакома детям с детства , ведь они видят, как готовят их мамы и бабушки.
Для этого изготовила лэпбук "Профессия повар".
Цель : Расширение знаний детей о профессии повар.
Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой.
Задачи :
Расширять знания и представления о профессии повара, познакомить с кухонным оборудованием и посудой;
Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полными предложениями;
Развивать логическое мышление и внимание в процессе дидактических упражнений;
Учить внимательно слушать произведения художественной литературы- загадки, стихи;
Закреплять названия овощей, фруктов при проведении дидактической игры «Сварим суп, компот» ;
- воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду , уважение к труду взрослых .
Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой «Профессия повар» . Лэпбук включает в себя задания на познавательное, речевое развитие и восприятие окружающего мира . Помогает систематизировать имеющиеся знания о профессии повар, закрепляет навыки речи, способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера. Предназначен для детей младшего дошкольного возраста , также можно использовать для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Текст беседы о профессии;
Раскладушка стихов по профессии «Повар» ;
Д /и «Что нужно повару для профессии»
Раскладушка с загадками о предметах, необходимых повару, продуктах питания, овощах, фруктах;
Игра «Профессии детского сада ";
Д /и «Что лишнее?»
Кармашек с физминутками, пальчиковыми играми;
Карман с дидактической игрой "Маленькая хозяйка", в которую входит несколько разных игр, в том числе и на развитие речи;
Д /игра «Меню»
С помощью лэпбука, дети систематизируют свои знания о профессии повара, актуализируют знания по темам "овощи", "фрукты", "посуда", совершенствуется грамматический строй речи.
Цель проекта : правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков .
Задачи проекта :
Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему ;
Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам ;
-воспитание интереса к труду , трудолюбия и самостоятельности ;
-воспитание умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Труд детей в детском саду многообразен . Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание . Рассмотрим четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд , труд в природе и ручной труд .
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада , хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее) .
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах : в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности .
Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи .
Дежурства - форма организации труда детей , предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд . Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада , когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием , необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование . Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда .
В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания , поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специально организованные формы работа с родителями по данному вопросу : такие как благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д.
1. По характеру содержания :
ребенок + семья + природа + детский сад ;
По продолжительности : долгосрочный.
Участники проекта : дети комбинированной группы №1 «Солнышко» , их родители, воспитатели группы .
План реализации проекта :
I этап – подготовительный.
II этап – основной.
III этап – заключительный
1. Подготовительный этап :
1. Подбор наглядно-дидактического материала, игра «Кому что надо?» .
Цель : Формировать представления детей о профессиях в детском саду . Учить детей находить орудия труда и материалы , необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание, память и речь детей.
2. Беседа о труде взрослых и детей в детском саду .
3. Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных) .
2. Основной этап реализации проекта :
1. Экскурсия «В гости к повару» .
2. Наблюдения труд повара , помощника воспитателя , прачки, дворника.
3. Беседа о труде воспитателя .
4. Викторина с использованием ИКТ по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел» .
5. Дидактические игры «Что лишнее?» ; «Что нужно для профессии?» , «Узнай по силуэту» , «Произнеси правильно» , «Подскажи словечко» , «Загадки» .
6. Пальчиковые игры.
7. Игровая деятельность детей сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры.
8. Беседа по ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе детского сада на тему : «Кто работает в детском саду » .
9. Коллективный труд : «Ремонт книг» .
10. Работа с родителями (беседа дома с ребёнком о своей профессии «Все профессии нужны!» ).
11. Создание лэпбука по теме : «Профессия повар» .
3. Заключительный этап :
1. Выставка рисунков по теме «Всякий труд почетен » .
2. Подготовка методического материала для публикации на личном сайте.
Ожидаемый результат :
Расширение представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста .
Повышение коммуникативных, творческих способностей детей дошкольного возраста .
Формирование у родителей интереса к проблеме трудового воспитания детей .
Выводы :
Труд в детском саду стал для детей чем-то необходимым. Он приносит им радость. Мы еще раз убедились, что систематический труд в уголке природы , в огороде, на подоконнике, на участке, наблюдения за работой взрослых повышает у детей интерес к трудовому воспитанию , воспитывает у них любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. У детей воспитывается сознательное отношение к труду . Они осмысливают производимую работу, понимают ее цель, расширяют свой кругозор. В результате работы в детском саду дети более сдружились, детский коллектив сплотился , это тоже имеет большое значение. А также наши дети еще раз убедились, в том, что мир вокруг нас прекрасен и удивителен.
Актуальность. Основная идея . Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь, что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
Основная задача воспитателя – помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков.
Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагогов и семьи. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Тип проекта: групповой, практический, долгосрочный
Цель проекта: воспитание устойчивого положительного отношения к труду.
Задачи: — развивать у детей интерес и любовь к труду;
— поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых;
— воспитывать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде,
готовность участвовать в совместной трудовой деятельности;
— привлекать родителей к совместной трудовой деятельности.
Гипотеза : достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.
Решению поставленных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми : беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для творческих игр, организация посильного труда.
Обучение дошкольников труду необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:
— принцип системности : работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года;
— принцип учета возрастных особенностей : занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий;
— принцип постепенности : знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются;
— принцип интеграции : тематика работы по трудовому воспитанию включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также в другие виды ежедневной деятельности детей.
— принцип практического применения знаний : необходимо добиваться от детей не автоматического заучивания правил и знаний о труде, а перехода теоретических знаний в практические умения.
— принцип преемственности работы детского сада и семьи : родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.
Прогнозируемые результаты:
— повысится интерес к труду;
— дети получат необходимые знания о разных профессиях;
— будут знать о значимости труда;
— будут старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
— научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
— у детей сформируются навыки совместной деятельности;
— установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
— для детей труд станет потребностью.
Этапы работы над проектом.
1. Подбор и изучение литературы.
2. Постановка цели, задач, группировка материала, составление перспективных планов для каждой возрастной группы.
3. Реализация проекта.
Литература:
«Беседы с дошкольниками о профессиях», Т.В.Потакова, М.: «Творческий центр»,2003г.
«Дошкольникам о технике», И.И.Кобитина, М.:»Просвещение»,1991г.
«Дошкольное воспитание» №1,2006г.
«Любить труд на родной земле», Н.Н.Кокарева, А.К.Бондаренко, М.:»Просвещение»,1987г.
«Малокомплектный детский сад» под ред. М.А.Васильевой,М.: «Просвещение», 1988г.
«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» под ред. Р.Буре, М.:»Просвещение», 1987г.
«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду», Л.В.Куцакова, М.:»Мозаика-Синтез»,2007г.
«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», В.Алешина, М.,2005г.
«Родной край», Р.И.Жуковская, М.:»Просвещение»,1987г.
«Учите детей трудиться», Р.С.Буре, Г.Н.Тодина, М.:»Просвещение»,1983г.
Первая младшая группа.
Задачи:
1.Формировать у детей предпосылки положительного отношения к трудовому процессу.
2. Формировать умение самостоятельно обслуживать себя.
3. Приучать убирать игрушки на место после игры.
4. Вместе с взрослыми ухаживать за животными и растениями: кормить птиц, поливать расте ния, протирать крупные листья влажной тряпочкой и т.д.
5. Привлекать к выполнению простейших трудовых действий.
6. Воспитывать уважение к людям любой профессии.
Наблюдения | Сроки |
— за трудом младшего воспитателя | январь, февраль |
— за трудом медсестры | март |
— за трудом повара | май |
Дидактические игры | |
— «Научим куклу мыть посуду» | январь |
— «Как котик катался на машине» | февраль |
— «Лечим куклу Катю» | март |
— «Автобус» | март |
— «Накормим куклу» | апрель |
— «Угостим друзей» | май |
— «День рождения куклы» | май |
— «Постираем кукле платье» | июнь |
— «Оденем куклу на прогулку» | июль |
Сюжетно-ролевые игры | |
— «Устроим кукле комнату» | январь |
— «Строители» | февраль |
— «Уложим куклу спать» | март |
— «Кукла заболела» | март |
— «Семья» | апрель |
— «Автобус» | май |
— «Угощение друзей» | июнь |
— «Девочка чумазая» | июль |
Художественная литература | |
— «Водичка-водичка…» | январь |
— «Репка» (сказка) | февраль |
— «Ладушки-ладушки…» | март |
— «Маша не плачет» С.Капутикян | апрель |
— «Теремок» (сказка) обр. Булатова | май |
— «Больная кукла» В.Берестов | июнь |
— «Песня машиниста» А.Введенский | июль |
Рассматривание картин | |
— «Перед прогулкой» | январь |
— «Дети на прогулке зимой» | февраль |
— «Кашу надо есть обязательно» | март |
— «Игра с куклой» | апрель |
— «Кормление цыплят» | май |
— «Большая стирка» | июнь |
— «Расти, расти, цветочек» | июль |
Вторая младшая группа.
Задачи:
1.Поддерживать и развивать интерес к труду сверстников и взрослых, стремление к общению и совместной деятельности.
2. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
3. Воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых.
4. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (готовить к занятиям кисти, карандаши, доски для лепки и др.)
5. Развивать умение доводить начатое дело до конца.
Наблюдения | Сроки |
— за трудом шофера | сентябрь |
— за трудом врача | ноябрь |
— за трудом повара | январь |
— за трудом музыкального руководителя | март |
— за трудом дворника | май |
Сюжетно-ролевые игры | |
— «Больница» | октябрь |
— «Доктор окулист» | ноябрь |
— «Детский сад» | декабрь |
— «Построим детскую площадку для кукол» | январь |
— «Магазин игрушек» | февраль |
— «Зоологический сад» | март |
— «Уроки Айболита» | апрель |
— «Мы дом построим сами» | май |
Художественная литература | |
— Б.Заходер «Шофер» | сентябрь |
— Н.Павлова «На машине» | октябрь |
— А.Кардашова «Наш доктор» | ноябрь |
— А.Кузнецова «Кто умеет?» | декабрь |
— Е.Благинина «Научу одеваться я братца» | январь |
— Д.Табе «Работа» | февраль |
— А.и П.Барто «Девочка чумазая» | март |
— Д.Табе «Моя мама» | март |
— Е.Блошкина «Вот какая мама» | апрель |
— Ю.Тувим «Письмо» | май |
— К.Чуковский «Мойдодыр» | июнь |
Продуктивная деятельность: аппликация | |
— «Расставь тарелки» | сентябрь |
— Тарелка с фруктами» | октябрь |
— Нагрузим машину овощами» | ноябрь |
— «Лопатка и метелка» | январь |
— «Чашки большие и маленькие» | март |
— «Мы делаем коврик» | апрель |
— «Построим дом» | май |
Рисование | |
-«Тарелки большие и маленькие» | сентябрь |
— «Поможем няне накрыть стол» | октябрь |
— «Ремонт машины» | декабрь |
— «Что нужно дворнику для работы» | февраль |
— «Посадим деревья на нашей улице» | апрель |
Лепка | |
— «Конфеты для гостей» | октябрь |
— «Фрукты и овощи» | декабрь |
— «Булочки, баранки, пирожки» | февраль |
— «Посуда» | апрель |
— «Домики для гномиков» | май |
Рассматривание картин | |
— «Играем с песком» | сентябрь |
— «Зимой на прогулке» | декабрь |
— «Едем в автобусе» | февраль |
— «Помогаем товарищу» | март |
— «Мы – строители» | апрель |
Беседы | |
— «Как мы убирали участок» | сентябрь |
— «Где работает мама (папа)?» | октябрь |
— по сказкам «Репка», «Лиса, заяц и петух» | ноябрь |
— по сказке «Петушок и бобовое зернышко» | декабрь |
— «Почему ты помогаешь маме?» | февраль |
— «Бабушкины помощники» | март |
— рассказ о труде младшего воспитателя | апрель |
— рассказ о труде строителей | май |
Дидактические игры | |
— «Что где растет?» | октябрь |
— «Чья вещь?» | ноябрь |
— «Магазин игрушек» | декабрь |
— «Кому что надо» | февраль |
— «Найди то, о чем расскажу» | март |
— «Ты спроси, а я отвечу» | апрель |
— «Кто что ест?» | май |
Средняя группа
Задачи:
1.Воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, формировать умение принимать помощь своих товарищей.
2.Воспитывать умение достигать цель, не переключаясь на более интересное занятие, игру.
3. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда: знать и находить то, что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и просьбе воспитателя.
4.Углублять знания детей о труде взрослых.
5. Развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.
6.Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе, по примеру сверстников: выполнять обязанности дежурного по столовой, по уголку природы.
7. Способствовать возникновению доброжелательных, дружеских отношений.
Наблюдения | сроки |
— за трудом водителя | сентябрь |
— за трудом кондуктора | октябрь |
— за трудом пекаря | ноябрь |
— за трудом продавца | декабрь |
— за трудом врача | февраль |
— за трудом людей по благоустройству города | апрель |
— за трудом прачки | май |
Беседы | |
— о труде людей транспортных профессий (водитель, летчик и др.) | сентябрь |
— о труде хлеборобов | октябрь |
— о труде пекаря, повара | ноябрь |
— «Кем ты будешь работать, когда вырастешь?» | декабрь |
— о труде медсестры | январь |
— «Что значит бережно относиться к труду людей?» | февраль |
— «Где и кем работают твои родители» | март |
— о труде животноводов | апрель |
— о труде строителей | май |
Сюжетно-ролевые игры | |
— «Большая стирка» | сентябрь |
— «Водитель автобуса» | октябрь |
— «Строители» | ноябрь |
— «Летчики» | декабрь |
— «Пароход» | январь |
— «Ремонт квартиры» | февраль |
— «Пожарные на учении» | март |
— «Почтовое отделение» | апрель |
— «Больница» (стационар) | май |
Художественная литература | |
— В.Берестов «Кто чему учиться?» | сентябрь |
— К.Чуковский «Федорино горе» | сентябрь |
— «Колосок» (сказка) | октябрь |
— А.Седугин «Разговор машин» | октябрь |
— О.Дриз «Разноцветный мальчик» | ноябрь |
— Ю.Тувим «Каменщик строит жилища» | ноябрь |
— обр. Соколова-Микитова «Зимовье» | декабрь |
— А.Членов «Как Алешка жил на Севере» | декабрь |
— Н.Найденова «Ольга Павловна» | январь |
— К.Чуковский «Айболит» | январь |
— С.Михалков «А что у вас?» | февраль |
— С.Баруздин «Мамина работа» | март |
— С.Маршак «Пожар» | март |
— Н.Носов «Заплатка» | апрель |
— «Жихарка» в обр. Карнауховой | апрель |
— «Петушок и бобовое зернышко» (сказка) | май |
— Я.Дягутите «Руки человека» | май |
Целевые прогулки | |
— по близлежащей улице | сентябрь |
— к проезжей части улицы | октябрь |
— на кухню детского сада | ноябрь |
— в продовольственный магазин | декабрь |
— в медицинский кабинет | февраль |
— на прачечную | март |
— на строительную площадку | май |
Дидактические игры | |
— «Кому что нужно для работы?» | сентябрь |
— «Для чего нужен предмет?» | октябрь |
— «Отгадай и назови» | ноябрь |
— «Найди о чем расскажу» | декабрь |
— «Так бывает или нет?» | январь |
— «Продайте то, что опишу» (инструменты) | февраль |
— «Кто что делает» | март |
— «Из чего готовят кашу?» | апрель |
— «Вершки-корешки» | май |
— «Как у нашего крыльца посадили деревца» | сентябрь |
— «Мой папа — шофер» | октябрь |
— «Как мы снеговика лепили» | декабрь |
— «Кошкин дом» | январь |
— Покормим птиц» | февраль |
— «Летят самолеты» | март |
— «Дом, в котором ты живешь» | май |
лепка | |
— «Собираем урожай» | октябрь |
— «Чашки для кукол» | ноябрь |
— «Покормим птичек» | декабрь |
— «Снеговики» | январь |
— «Как мы трудились на участке» | февраль |
— «Поможем Айболиту вылечить медвежонка» | март |
— по сказке «Федорино горе» | апрель |
аппликация | |
— «Книжки – малышам» | сентябрь |
— «Мы – строители» (коллективная) | ноябрь |
— «Домик для собачки» | декабрь |
— «Мы скворечник смастерим» | март |
— «Автобусы на нашей улице» (коллективная) | апрель |
— «Грузовики везут груз» | май |
конструирование | |
— «Город мастеров» (мебель) | сентябрь |
— «Теремок» | октябрь |
— «Гараж для машин» | ноябрь |
— «Выставка машин» (коллективная) | декабрь |
— «Будка для собаки» | февраль |
— «Мост через реку» | март |
— «Двухэтажный дом» (коллективная) | апрель |
Рассматривание картин | |
— «Пассажирский транспорт» | сентябрь |
— «Откуда хлеб пришел?» | октябрь |
— «Уборка урожая» | ноябрь |
— «Дети кормят рыбок» | декабрь |
— «Как мы снеговика лепили» | январь |
— «На ферме» | февраль |
— «Мамины помощники» | март |
— «Мой папа – строитель» | апрель |
— «На стройке дома» | май |
Старшая группа
Задачи:
- Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.
- Систематизировать знания детей о труде взрослых в разное время года.
3. Бережно, относиться к тому, что сделано руками человека.
4. Показывать результаты труда, его общественную значимость.
5. Развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения, доводить начатое дело до конца, развивать творчество, инициативу.
6. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
7. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности:
Помогать взрослым, поддерживать порядок в группе, на участке детского сада;
Самостоятельно убирать постель;
Выполнять обязанности дежурных по столовой, на занятиях, в уголке природы.
Наблюдения | Сроки |
-за трудом столяра | сентябрь |
-за трудом библиотекаря | октябрь |
-за трудом строителей | ноябрь |
-за трудом повара | декабрь |
-за трудом людей по благоустройству города | январь |
-за трудом дворника | февраль |
-за трудом медицинской сестры | март |
-за трудом пожарных | май |
Беседы | |
-о труде хлеборобов | сентябрь |
-о библиотеке и библиотекарях | октябрь |
-о труде лесничего | ноябрь |
-о труде нефтяников | декабрь |
-«Кто благоустраивает наш город?» | январь |
-о труде пожарных | февраль |
-о труде врача | март |
-о военных, космонавтах | апрель |
-о труде людей транспортных профессий (летчик, капитан и др) | май |
Целевые прогулки, экскурсии | |
-в мастерскую столяра | сентябрь |
-в детскую библиотеку | октябрь |
-по близлежащей улице | ноябрь |
-на строительную площадку | январь |
-в пожарную часть | февраль |
-в медицинский кабинет | март |
-к проезжей части улицы | май |
Сюжетно-ролевые игры | |
-«Детский сад: музыкальный руководитель» | сентябрь |
-«Библиотека» | октябрь |
-«Больница» | ноябрь |
-«Нефтяники» | декабрь |
-«Салон красоты» | январь |
-«Летчики». «Пограничники» | февраль |
-«Мамы всякие нужны…» | март |
-«В городском транспорте» | апрель |
-«Строители» | май |
Дидактические игры | |
-«Угадайте, что я делаю» | сентябрь |
-«Что сначала, что потом?» | октябрь |
-«Назови профессию» | ноябрь |
-«Ты спроси, а я отвечу» | декабрь |
-«Выбираем работу» | январь |
-«Кому что нужно?» | февраль |
-«Продайте то, что опишу» | март |
-«Отгадай и назови» | апрель |
-«Зачем (для чего) нужно это делать?» | май |
Продуктивная деятельность: рисование | |
-«Уборка урожая» | сентябрь |
-«Как мы ходили в библиотеку» | октябрь |
-«Кто в лесу главный?» | ноябрь |
-«Я б в нефтяники пошел…» | декабрь |
-«Снегоуборочная машина» | январь |
-«Пожар» | февраль |
-«Добрый доктор Айболит» | март |
-«Полет на луну» | апрель |
-«По морям, по волнам…» | май |
лепка | |
-«Что выросло в саду» | сентябрь |
-«Теремок» | октябрь |
-«Кто в лесу главный?» (коллективная работа) | ноябрь |
-«Памятник первооткрывателям нефти» | декабрь |
-«Мы на прогулке» (коллективная работа) | январь |
-«Пожарная машина» | февраль |
-«Айболит лечит зверей» (коллективная работа) | март |
-«Ракета» (барельефная лепка) | апрель |
-«Кораблик на волнах» (барельефная лепка) | май |
аппликация | |
-«Что растет в саду?» | сентябрь |
-«Улица нашего города» (коллективная) | октябрь |
-«Как мы сажали деревья» | ноябрь |
-«Что нам стоит дом построить» | декабрь |
-«Птицы на кормушке» | январь |
-«Машины едут на пожар» (коллективная) | февраль |
-«Мама на работе» | март |
-«Летят самолеты» | апрель |
-«Аллея героев» (коллективная) | май |
ручной труд | |
-«Тележка для сбора урожая» | сентябрь |
-«Подставка для журналов» | октябрь |
-«Сказочный домик» | ноябрь |
-«Елочные украшения» | декабрь |
-«Карусель» | январь |
-«Высотное здание» | февраль |
-«Автобус» | март |
-«Ракета» | апрель |
-«Военная техника» | май |
Конструирование | |
-«Машины» | сентябрь |
-«Спец. Транспорт» | октябрь |
-«Гараж с двумя въездами» | ноябрь |
-«Мосты» | декабрь |
-«Детский сад» | январь |
-«Улица» | февраль |
-«Самолет» | март |
-«Ракета» | апрель |
-«Аэродром» | май |
Рассматривание картин | |
-«Ребенок в детском саду» | сентябрь |
-«Семья», «Наш огород» | октябрь |
-«Врач прилетел» | ноябрь |
-«В магазине» | декабрь |
-«Наш уголок природы», «Мы дежурим» | январь |
-«Защитники» | февраль |
-«Мамины помощники» | март |
-«Птицеферма» | апрель |
-«На строительстве жилого дома» | май |
Художественная литература | |
А.Барто «Урок в саду» | сентябрь |
А. Бродский «Мой брат» | сентябрь |
З.Александрова «Мой мишка» | октябрь |
В.Зайцев «Я одеться сам могу» | октябрь |
Б.Заходер «Переплетчица», «Сапоги», «Портниха» | ноябрь |
Я.Дагутите «Каравай» | ноябрь |
Э.Мошковская «Уши» | декабрь |
Н.Сынгаевский «Помощница» | декабрь |
В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом» | январь |
А.Кардашова «Наш доктор» | январь |
Я.Тайц «Послушный дождик» | февраль |
Г.Ладонщиков «Наши друзья», «Помощники весны» | февраль |
Г.Люшкин «Мастерица» | март |
П.Образцов «Лечу куклу» | март |
Н.Носов «Огурцы» | апрель |
Н.Носов «Мишкина каша» | апрель |
«Мышь и воробей» (удмуртская сказка) | май |
«Два Мороза» | май |
Подготовительная к школе группа
Задачи:
1. Воспитывать интерес к различным профессиям, к профессиям и месту работы своих родителей.
2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
3. Расширять представления о труде взрослых.
4. Воспитывать уважение к труду взрослых, любовь к труду.
5. Формировать потребность трудиться.
6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения; беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.
8. Воспитывать стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов.
Наблюдения | Сроки |
— за трудом кастелянши, завхоза | сентябрь |
— за работой сантехника детского сада | октябрь |
— за работой постового полицейского | ноябрь |
— за трудом взрослых на почте | декабрь |
— за трудом продавца, кассира | январь |
— за трудом контролера в кинотеатре | февраль |
— за трудом парикмахера | март |
— за трудом электрика детского сада | апрель |
— за трудом строителей | май |
Беседы | |
— рассказ завхоза о своей работе | сентябрь |
— с сантехником о его труде | октябрь |
— о труде регулировщика дорожного движения | ноябрь |
— о труде почтальона | декабрь |
— о труде продавца-консультанта, кассира | январь |
— разговор с киномехаником | февраль |
— о труде стилиста, визажиста | март |
— о труде нефтяников | апрель |
— о защитниках Родины | май |
Экскурсии, целевые прогулки | |
— на склад продуктов и инвентаря | сентябрь |
— в библиотеку | октябрь |
— к проезжей части (на пост полиции) | ноябрь |
— на почту | декабрь |
— в магазин бытовой техники | январь |
— в кинотеатр | февраль |
— в салон (парикмахерскую) | март |
— в музей нефти | апрель |
— к Вечному огню | май |
Сюжетно-ролевые игры | |
— Детский сад | сентябрь |
— На перекрестке | октябрь |
— Почтовое отделение | ноябрь |
— Торговый дом | декабрь |
— Театрализованное представление | январь |
— Дамский салон | февраль |
— Музыкальный театр | март |
— Сервисный центр (автомобильный) | апрель |
— День Победы | май |
Дидактические игры | |
— Угадай, что я делаю? | сентябрь |
— Что сначала, что потом? | октябрь |
— Назови профессию | ноябрь |
— Угадай профессию | декабрь |
— Кому без них не обойтись? | январь |
— Кто трудится в поле? | февраль |
— Найди предмет | март |
— Отгадай и назови | апрель |
— Ты спроси, а я отвечу | май |
Продуктивная деятельность: рисование | |
— Собираем урожай | сентябрь |
— Кем буду? | октябрь |
— В гостях у мастеров Дымково | ноябрь |
— Почтальон Печкин | декабрь |
— Как мы ходили в кинотеатр | январь |
— Мой папа на работе | февраль |
— Кем работает мама | март |
— Откуда хлеб на стол пришел? | апрель |
— Салют над городом | май |
Лепка | |
— Дары осени | сентябрь |
— Фабрика игрушек | октябрь |
— Наша улица (коллективная) | ноябрь |
— Чайный сервиз | декабрь |
— Что мы лепили из снега? | январь |
— Мы на прогулке (коллективная) | февраль |
Как мы помогали дворнику | март |
— Нефтяная вышка | апрель |
— Военный парад на Красной площади (коллективная) | май |
Аппликация | |
— Машины на уборке урожая | сентябрь |
— Корабль | октябрь |
— Виды специального автотранспорта | ноябрь |
— Фабрика новогодних игрушек | декабрь |
— Дома на нашей улице (коллективная) | январь |
— Военная техника | февраль |
— Поезд | март |
— Мы — строители | апрель |
— Вечный огонь | май |
Ручной труд | |
— Тачка для груза (из картона) | сентябрь |
— Автобус (из спичечных коробков) | октябрь |
— Мебельная фабрика (из коробочек) | ноябрь |
— Кораблики (из природного материала) | декабрь |
— Вертолет, самолет (из пластиковых бутылок) | январь |
— Аэродром (коллективная) | февраль |
— Швейная мастерская (из ткани) | март |
— Космические аппараты (из бросового материала) | апрель |
— Кремль (коллективная) | май |
Конструирование | |
— Здания | сентябрь |
— Машины | октябрь |
— Микрорайон города (коллективная) | ноябрь |
— Водный транспорт | декабрь |
— Мосты | январь |
— Железнодорожный состав (коллективная) | февраль |
— Терем-теремок | март |
— Зоопарк | апрель |
— Красная площадь (коллективная) | май |
Рассматривание картин | |
— И.Шишкин «Рожь» | сентябрь |
— А.Пластов «Сенокос» | октябрь |
— В.Васнецов «Богатыри» | ноябрь |
— Зимняя подкормка диких животных | декабрь |
— Как делают шерстяные вещи | январь |
— Мы в классе; Дети готовят уроки | февраль |
— На строительстве школы | март |
— Работаем в саду | апрель |
— На ферме; На пастбище | май |
Художественная литература | |
— В.Куприн «Отцовское поле» | сентябрь |
— По Е.Пермяку «Как Маша стала большой» | сентябрь |
— И.Муравейка «Я сам пахал» | сентябрь |
— Я.Купала «Поле» | сентябрь |
— В.Берестов «Лисица-медсестрица» | октябрь |
— А.Усанова «Строители» | октябрь |
-С.Могилевская «Наш первый разговор» | октябрь |
— По В.Сутееву «Умелые руки» | октябрь |
— Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» | ноябрь |
— М.Майн «Пуговица» | ноябрь |
— Р.Гамзатов «Мой дедушка» | ноябрь |
— М.Ильин «Машины с нашей улицы» | ноябрь |
— И.Драч «Врач» | декабрь |
— И. Молярова «Песенка иголки» | декабрь |
— Д.Родари «Чем пахнут ремесла» | декабрь |
— Э.Мошковская «В порту» | декабрь |
— С. Баруздин «Каменщик», «Маляр», «Плотник» | январь |
— С.Баруздин «Кто построил этот дом?» | январь |
— Л.Квитко «Бабушкины руки», «Дочка» | январь |
— И.Токмакова «Кем быть?» | январь |
— В.Глущенко «Грядка» | февраль |
— О.Высотская «Птичий дом» | февраль |
— Е.Пермяк «Мамина работа» | февраль |
— С.Сахаров «Два радиста» | февраль |
— Г.Лющин «Строители» | март |
— С.Маршак «Почта» | март |
— Е.Благинина «Не мешайте мне трудится» | март |
— О.Донченко «Голубой винтик» | март |
— А.Прокофьев «Хороши мои дела» | апрель |
— К.Ушинский «Умей обождать» | апрель |
— М.Родина «Мамины руки» | апрель |
— Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» | апрель |
— Сказка «Колобок» | май |
— Ш.Перро «Красная шапочка» | май |
— М.Пожаров «Маляры», «Мы – военные» | май |
IV Итоговый
Тема |
1. Фотоальбом «Я – сам» |
2. Доклад на педсовете «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании» |
3. Развлечение «Мамины помощники» |
4. Консультация для родителей «Приобщайте ребенка к труду» |
5. Развлечение «Мы скворечник смастерили» |
6. Субботник по уборке территории детского сада с родителями |
7. Выставка рисунков на тему «Мой город» |
8. Трудовой десант (по уборке игрового участка) |
9.»Служба быта» (совместный труд по уборке помещения — открытое занятие) |
10. Высадка рассады цветов в цветники |
11. Презентация «Труд в детском саду» |
12. Выставка рисунков и фото «Как я тружусь дома» |
13. Акция «Посади дерево» (совместно с родителями) |
14. Презентация лучшей семьи «Помощники детского сада» |
15. Составление кроссвордов |
16. Праздник труда |
Наталья Говорухина
Проект на тему «Трудовое воспитание» в подготовительной группе
ГБОУ СОШ с. Богатое
СП детский сад «Солнышко»
Проект на тему «Трудовое воспитание »
Говорухина Наталья Васильевна
1. Введение…3стр.
2. Теоретические аспекты…4-5стр.
3. Практические аспекты…. 5стр.
4. Информационная карта проекта… . 6стр.
5. Проект на тему «Научим Карлсона трудиться » …. 7-8стр
6. Использованная литература…. 9стр.
Введение.
Труд - это могучий воспитатель , в педагогической системе воспитания
А. С. Макаренко. Основой является именно труд . Но что такое труд- это совсем не то , чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то , что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд , делает человека богато духовно.
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых . Она не приводи к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у игровой и трудовой видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, но не имеет конкретного результата. В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.
Теоретические аспекты трудового воспитания .
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников , направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду , формирование ответственного отношения к труду и его продуктам , на сознательный выбор профессии.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание . Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд , труд в природе и ручной труд .
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т . п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее) .
Практические аспекты трудового воспитания .
В процессе труда происходит :
Накопление практического опыта,
Формирование навыков и умений,
Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия , получение результата,
Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий,
Расширение кругозора,
Расширение словарного запаса,
Расширение представлений о сенсорных эталонах,
Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,
Позволяет получать оценку,
Ощущение радости от результата труда ,
Проявления внимания к партнерам по труду .
Формы ознакомления детей с трудом взрослых :
Наблюдения
Экскурсии
Чтение художественной литературы
Рассматривание картин и иллюстраций
Дидактические игры
Организация посильной помощи взрослым
Организация совместного труда детей старшего дошкольного возраста с взрослыми
Партнерские взаимоотношения между ними.
Проблема состоит в том, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества , формированию таких нравственных качеств как трудолюбие , ответственность за порученное дело, чувство долга.
Для решения данной проблемы, мы разработали проект по хозяйственно бытовому труду с детьми подготовительной группы .
Информационная карта проекта .
1 Полное название проекта : «Научим Карлсона трудиться »
3 Кадры : воспитатели .
4 Район, город представляющий проект : Богатовский район.
5 Адрес организации : Самарская область, ГБОУ СОШ с. Богатое СП «Солнышко» детский сад
6 Телефон : 8(84666) 2-22-49
7 Вид или тип проекта : творческий, краткосрочный.
8 Цель и направление деятельности проекта : расширять интерес детей к трудовой деятельности , формировать познавательные способности, пополнять знания о видах трудовой деятельности , развивать умение поддерживать порядок в группе , закреплять умение распределять коллективную работу и совместно ее выполнять.
9 Место проведения : групповая комната , участок детского сада, зимний сад.
10 Сроки проведения : одна неделя.
11 Количество участников проекта : 15 детей, 15 взрослых, 2 педагога.
12 Возраст : 6-7 лет
13 Форма проведения : фронтальная.
14 Ожидаемый результат : фотовыставка о проделанной работе.
Проблема : в ходе беседы о труде у детей подготовительного к школе возраста было выявлено недостаточное количество знаний о понятии «хозяйственно бытовой труд » ; кому и зачем он нужен.
Задачи :
Формировать умение планировать последовательность своей работы.
Самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия : подготовить место и инвентарь для работы; совершенствовать умение мыть игрушки, строительный материал, протирать пыль на мебели, наводить порядок в книжном уголке, в центре природы.
- Воспитывать аккуратность , трудолюбие , ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла .
Формировать знания о безопасных правилах обращения с ножницами;
- воспитывать уважение к труду взрослых , бережное отношение к комнатным растениям;
Совершенствовать стиль партнёрских отношений при создании общей работы.
Форма презентации : фотовыставка.
Этап Форма работы Задачи Срок
реализации Время в режиме дня Место проведения
1 этап Сюрпризный момент : приход Карлсона.
Игровая ситуация : «Беспорядок в групповой комнате »
Расширять знания детей о комнатных растениях (название, строение, особенности, уход)
Сформировать мотивацию познавательной деятельности, включиться в уборку групповой комнаты . Понедельник
2 этап Д. игра «Кому, что нужно для работы»
Коллективный труд : «Ремонт книг»
Формировать представление детей об инвентаре для труда (дворник, пом. воспитателя , садовник)
В процессе работы донести до сознания детей, ценность каждой книги; умение бережно относиться к книгам. Вторник
Вечер пословиц и поговорок о труде »
Формировать умения добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой (сервировка стола)
Развивать умение детей понимать смысл каждой поговорки, вызвать желание заучить понравившуюся поговорку или пословицу наизусть. Среда
3 этап «Поможем Крарлсону запомнить, где живут наши игрушки»
Стирка кукольного белья, одежды, мытьё посудки.
Вызвать интерес к знакомству Карлсона с групповой комнатой , игрушками.
Формировать умение старательно и аккуратно трудиться , видеть результат своего труда . Четверг НОД
4этап Презентация фотографий о хозяйственно бытовом труде . Совершенствовать умение делиться информацией со взрослым, делать выводы. Пятница
Используемая литература.
1. В. И. Ядэшенко, Ф. А. Сохина Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1978
2. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников . – М.: Просвещение, 1991
3. Воспитание дошкольника в труде / В . Г. Нечаева, Р. С. Буре. – М.: Просвещение, 1980
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок» города Ессентуки
Проект
Воспитатели старшей группы «Ягодка»
Проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»
« Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания ».
А. C. Макаренко
Актуальность проекта
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии».
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Самое главное правило для взрослых : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий. Знакомство с миром профессий решила начать с профессии «Повар» , т. к. она знакома детям с детства, ведь они видят, как готовят их мамы и бабушки.
Для этого изготовила лэпбук "Профессии ".
Цель : Расширение знаний детей о профессиях.
Все составляющие элементы папки между собой объединены общей темой.
Задачи :
Расширять знания и представления о профессиях;
Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полными предложениями;
Развивать логическое мышление и внимание в процессе дидактических упражнений;
Учить внимательно слушать произведения художественной литературы - загадки, стихи;
Воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду, уважение к труду взрослых.
Цель проекта : правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.
Задачи проекта :
Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;
Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
Воспитание умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Рассмотрим четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее) .
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах : в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания, поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специально организованные формы работа с родителями по данному вопросу : такие как благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д.
1. По характеру содержания :
ребенок + семья + природа + детский сад;
По продолжительности : долгосрочный.
Участники проекта : дети группы их родители, воспитатели группы.
План реализации проекта :
I этап – подготовительный.
II этап – основной.
III этап – заключительный
1. Подготовительный этап :
1. Подбор наглядно-дидактического материала, игра «Кому что надо?» .
Цель : Формировать представления детей о профессиях в детском саду. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание, память и речь детей.
2. Беседа о труде взрослых и детей в детском саду.
3. Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных) .
2. Основной этап реализации проекта :
1. Экскурсия «В гости к повару» .
2. Наблюдения труд повара, помощника воспитателя, прачки, дворника.
3. Беседа о труде воспитателя.
4. Викторина с использованием ИКТ по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел» .
5. Дидактические игры «Что лишнее?» ; «Что нужно для профессии?» , «Узнай по силуэту» , «Произнеси правильно» , «Подскажи словечко» , «Загадки» .
6. Пальчиковые игры.
7. Игровая деятельность детей сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры.
8. Беседа по ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе детского сада на тему: «Кто работает в детском саду » .
9. Коллективный труд: «Ремонт книг» .
10. Работа с родителями (беседа дома с ребёнком о своей профессии «Все профессии нужны!» ).
11. Создание лэпбука по теме : «Профессии».
3. Заключительный этап :
1. Выставка рисунков по теме «Профессии» .
2. Подготовка методического материала для публикации на личном сайте и сайте ДОУ.
3. ФОТОКОЛЛАЖ «Я помощник в детском саду».
Ожидаемый результат :
Расширение представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.
Повышение коммуникативных, творческих способностей детей дошкольного возраста.
Формирование у родителей интереса к проблеме трудового воспитания детей.
Выводы :
Труд в детском саду стал для детей чем-то необходимым. Он приносит им радость. Мы еще раз убедились, что систематический труд в уголке природы, в огороде, на подоконнике, на участке, наблюдения за работой взрослых повышает у детей интерес к трудовому воспитанию, воспитывает у них любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. У детей воспитывается сознательное отношение к труду. Они осмысливают производимую работу, понимают ее цель, расширяют свой кругозор. В результате работы в детском саду дети более сдружились, детский коллектив сплотился, это тоже имеет большое значение. А также наши дети еще раз убедились, в том, что мир вокруг нас прекрасен и удивителен.
Реализация проекта в ДОУ
«Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»