Проект «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование. Развитие познавательных интересов у дошкольников Развитие познавательных интересов средней группе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»

Руководитель проекта: Пашкова С.С.

Вид проекта:

Краткосрочный (1 неделя), познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатели, родители детей.

Цель:

Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.

Задачи:

Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения.
Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.
Учить детей измерять предметы различными способами,
показать детям, что длина одного и того же предмета будет разными мерками одинаковой по длине, но разной относительно условной мерки.
Познакомить детей с условными мерками для измерения протяженности, объема, веса.
Развивать умение использовать условные мерки в играх и в быту.
Выявить свойство предметов – массу; познакомить сч прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способами их использования.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Предполагаемый результат:

1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
2.Умение использовать разные способы и приемы познания.
3.Интерес к экспериментированию у детей.
4.Готовность к логическому познанию.

Актуальность:

На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.

Подбор материалов по теме проекта «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»;
Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».
Составление плана основного этапа проекта согласно блочно-тематическому планированию на неделю, опираясь на сетку ННОД в данной возрастной группе.

Основной этап

О
О
Цель, задачи Создание условий с/м деятельность НОД ННОД Взаимо-дейстие
с родите-лями
Ожидаемый
результат

Я и взрослые.
Цель:
Обогатить знания детей об экспериментировании.
Н аучить применять на практике эти методы.
Событие: измерим все вокруг «Самый, самый….» (создание книги рекордов).

н
е
д
е
я

Э
к
с
п
е
р
и
м
е
н
т.

д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь

Х
у
д.

т
в
о
р
ч
е
с
т
в
о

Учить детей
вырезать круги
способом последоват. закругления четырех
уголков квадрата. Разнообразить
и обогащать
аппликативную
технику.
Рассматри-вание
иллюстраций
птиц, луж.
Плакат «Времена года» Технологи-ческая карта
рисования «Воробьи»
Наблюдение за купающимися в луже воробьями Чтение стихов о весне, лужах. Лепка «Воробушки» Аппликация
«Воробьи
в лужах»
Совершенствуют
навыки вырезания
кругов.
Учить детей
использовать различные техники при создании изобразит.
работ при помощи красок
Кисточки, краски, вода, палитра для смешивания красок Учить детей смешивать краски Рисование кляксография Рисование
«по мокрому»
Рисование «Кляксо-графия» Дети пытаются
рисовать красиво
П
о
з
н
а
н
и
е
Математика Расширять
представления
детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения
Познакомить с измерит. приборами:
линейкой, сантиметровой лентой Учить детей измерять предметы различными способами, показать
детям, что длина одного
и того же предмета будет разными мерками одинаковой по длине, но разной относительно условной мерки
Условные
мерки для измерения длины
(метр,
рулетка,
палочки,
рука, шаг)
Длина,
о.с. «Измерение
стола различными мерками»
«Измерение
длины группы различными
мерками»
«Измерение роста детей» «Самый высокий в группе», «Самые длинные волосы», «Самая длиная юбка» и т.д.
Чем можно измерить длину? «Измерим
все вокруг»
Измерить в домашних условиях длину комнаты шагами ребенка, шагами родителей Дети пытаются мерить одинак. предметы разными условными мерками
Экология Продолжать наблюдение
за проращиванием гороха
и лука в уголке природы с фиксацией результата в календаре наблюдений
Альбомы для проведения наблюдений Наблюдение и фиксация
результатов
в уголке
природы за посаженными растениями
Посадка в домашних условиях совместно с детьми
«Мой
огород»
Удачные всходы посажен. культур
С
о
ц
и
а
л
и
з
а
ц
и
я
Познакомить детей с
условными мерками для измерения
протяженности, объема, веса
Развивать умение
использовать условные
мерки в играх
и в быту
Выявить свойство
предметов – массу; познакомить с
прибором для
измерения
массы –
чашечными весами;
научить способами их использования
Приборы необходимые
для проведения
экспериментов с водой (банка, стакан, стаканчик, ложка)
Вода - игры с водой (Фонтан,Бассейн, Озеро,
Эксперименты с тонущими и плавающими предметами).
Переливание воды – измерение объема с помощью различных мерок
Эксперименты с водой
Что такое масса?
Представления о правилах поведения
в природе
Б
е
з
о
п
а
с
н
о
с
т
ь
Знакомить
детей с правилами безопасности при
проведении экспериментов
и учить соблюдать
их
Беседа «Правила поведения при проведении экспериментов» Соблюдают правила личной безопасности
К
о
м
м
у
н
и
к
а
ц
и
я
Развивать диалогическую
речь:
учить
формулировать
вопросы, находить
на них ответы, развивать
умение договариваться
о смене мест в игре самостоят., но под наблюдением
воспитателя
Рассматр. иллюстраций «Магазин» О.С. «Как нужно себя вести в магазине» О.С. «Что можно купить в магазине»
Беседа «Как узнать вес товара»
«Чем расплачиваются за купленный товар»
СРИ Магазин (правила
вежливого обращения
друг к другу)
Дети вступают в диалог, договариваются, самостоятельно играют
З
д
о
р
о
в
ь
е
Вызывать желание детей узнать свой вес,
учить измерять свой
вес с помощью различных весов
Напольные
весы (электоронные, медицинские)
О.С. «Измерим свой вес» Беседа «Почему вес разный?» О.с.«С помощью чего измерить свой вес»
Т
р
у
д
Познакомить детей с профессией «Продавец»
учить детей создавать совместными
усилиями место для организации игры Воспитывать бережное отношение к предметам, которые необходимы для данной игры
Атрибуты для СРИ «магазин» (вес, длина) Сюжетно–ролевая игра «магазин» СРИ «магазин» Атрибуты
для СРИ «Магазин»
Дети понимают правила игры и активно в них участвуют
Ч
Х
Л
Познакомить с произведениями
Г.Остера, учить
соотносить
просмотренный
мультфильм с текстом произведения, а также с иллюстрациями в
книге к данному произведению
Книги Г.Остера «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста», «Ненагладное пособие» Беседа по произведению. Обыгрывание ситуаций. 38 попугаев Выставка книг Г.Остера

Работа с родителями – консультирование по теме.
«Создание условий для экспериментирования детей дома», «Экспериментируем дома».

Заключительный этап:

Создание альбома «Измерим все вокруг».

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта

Первый этап проектирования – подготовительный, за период данного этапа:

Данный этап реализовывался в течение трех дней.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
ней, за истекший срок организовали:
Составлен план основного этапа проектирования.

Промежуточный отчет основного этапа проекта

Данный этап реализовывался в течение 1 недели, за истекший срок организовали:
Реализация темы недели «Экспериментирование».

Промежуточный отчет заключительного этапа проекта

На заключительном этапе проектирования, который длился 1 день:
Создание фотоотчета по прожитой теме недели «Наши эксперименты».
Составление портфолио проекта.
Проект решен полностью, дети с большим интересом участвовали в образовательной деятельности, материал подготовленный был детьми принят и усвоен. Результатом остались довольны все.

Реализация темы недели «Экспериментирование»

Понедельник

1. Вовлечение в деятельность:

Беседа «Время года» (лужи).
НОД по ОО «Социализация». Экспериментирование с водой (объем). Переливание воды – измерение объема с помощью различных мерок.

2. Прожитие темы недели:

ННОД по ОО «Художественное творчество» Аппликация «Воробьи в лужах».
ННОД по ОО «Музыка».
НОД по ОО «Социализация» Игры с водой (Фонтан, Бассейн, Озеро, Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.) .
НОД по ОО «Безопасность» Знакомить детей с правилами безопасности при проведении экспериментов и учить соблюдать их.
Создание странички «Мы экспериментируем с водой».

Вторник

ННОД по ОО «Познание – Математика» Длина.
Просмотр мультфильма «38 попугаев»,
Чем можно измерить длину?
О.с. «Измерение стола различными мерками»; «Измерение длины группы различными мерками»; «Измерение роста детей».
Создание странички «Измерим все вокруг»: «Самый высокий в группе», «Самые длинные волосы», «Самая длиная юбка» и т.д.

Среда

ННОД по ОО «Социализация» Что такое масса?
НОД по ОО «Здоровье» О.С. «Измерим свой вес»; Беседа «Почему вес разный?»; О.с. «С помощью чего измерить свой вес».
Создание странички «Наш вес».

Четверг

ННОД по ОО «Коммуникация» СРИ Магазин (правила вежливого обращения друг к другу) – умение взвесить, измерить.
Создание странички «Мы играем в магазин».

Пятница

ННОД по ОО «Художественное творчество» Игры с красками.
НОД по ОО «ЧХЛ» произведения Г.Остера.
Обыгрывание ситуаций из произведений.
Создание странички «Самостоятельное экспериментирование».
Виртуальное прожитие темы.
Создание фотоотчета «Наши эксперименты».

Понедельник (социализация)

Игры с водой

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.
Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.
Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.
Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место).
Дерево – ложка, мисочка и др. (По окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).
Пластмасса – любые предметы или игрушки.
Резина.
Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.
Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.
Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

Вода

Игры с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.

Переливание воды

Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

Фонтан

Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан поучился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами.

Бассейн

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (для этого используйте пластмассовых пупсиков): «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!»

Озеро

Наполните большой таз водой - теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот её детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке». Придумывайте свои истории.

Художественное творчество № 2 (пятница)

Игры с красками

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

Цветная вода

Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (вдальнейшем количество стаканов можно увеличить).Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

Смешиваем краски

Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого - зелёный, из красного и синего - фиолетовый и т.д.

Рисование на мокром листе

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Фотоотчёт к проекту:

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

По познавательному развитию

Конспект занятия «Развитие познавательных интересов у детей среднего возраста»

Муратова Надежда Юрьевна, воспитатель д/с «Теремок» пос.Бородинский, Киреевский район, Тульская область

Цель: Развитие познавательных интересов у детей

Образовательные задачи: закреплять представления о величине и форме предметов через дидактические игры и упражнения; совершенствовать умения делать обобщение. Закрепить знания об овощах, животных и насекомых. Упражнять в разгадывании загадок, способствовать речевому развитию и слуховому восприятию.

Развивать тактильно-двигательные восприятия, сенсорные эталоны, ориентировку в пространстве, способствовать развитию эмоциональному восприятию и музыкальных впечатлений. Развивать память, внимание, мыслительные операции через отгадывание загадок и дидактические упражнения.

Воспитательные задачи: формировать навыки свободного общения взрослых и детей, формировать навыки позитивной коммуникации.

Материал: искусственные деревья, заяц, корзинка с овощами, повязка на глаза, лепестки и серединка для цветов разного цвета.

Ход занятия.

Дети стоят возле входа.

Воспитатель: Ребята вы любите волшебство?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Сегодня Фея волшебной страны «Загадок» прислала вам приглашение в гости, что бы попасть в волшебную страну надо произнести волшебные слова: «Хлоп - хлоп,

Топ - топ, повернись и в волшебной стране очутись»

(Дети закрывают глаза, кружатся, и появляется Фея)

Фея: Здравствуйте дети я, Фея волшебной страны «Загадок», благодарю вас за то, что вы приняли моё приглашение, здесь вас ждут игрушки, загадки, занимательные игры и хорошее настроение.

Фея: Жители моей страны очень любят отгадывать загадки. А вы умеете отгадывать загадки

Дети: Да.

Фея: Давайте проверим? Я загадаю вам загадки про игрушки, а вы должны среди игрушек найти отгадки. Слушайте первую загадку:

Эту толстую игрушку

Не положишь на подушку.

Знать, пример взяла с лошадки:

Стоя спать, а не в кроватке! (неваляшка)

Дети: Неваляшка.

Фея: Правильно это неваляшка, а посмотрите в нашей группе, есть неваляшка? Покажите мне её.

(Дети находят неваляшку, среди игрушек, и показывают её)

Фея: Следующая загадка

Одноногий Ивашка -

Расписная рубашка!

Петь, плясать - мастак,

А стоять никак. (Волчок)

Дети: Волчок.

Фея: Правильно дети это волчок, а покажите в волшебной стране «загадок» среди игрушек есть волчок?

(Дети среди игрушек находят волчка и показывают его)

Фея: а ещё одну загадку отгадаете?

Его пинают, а он не плачет

Его бросают - назад он скачет. (мяч)

Дети: мячик.

Фея: Да это мячик, найдите его.

Дети находят ответ среди игрушек на эту загадку.

Фея: И последняя загадка

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят в друг дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

Дети: Матрёшка.

Фея: Молодцы, отгадали, а вот и наша матрешка. Даже не одна, а с подружками, посмотрите какие они румяные, круглолицые, в ярких сарафанах. Хотите с ними поиграть?

Игра «Разбери матрешку»

Я предлагаю вам, для матрешек станцевать русский танец «Калинка».

Дети вместе с Феей танцуют танец.

Фея: А теперь послушайте внимательно я вас сейчас, отведу в волшебный лес, пойдёмте со мной (взмах волшебной палочкой) , а в этом лесу тоже много загадочного и интересного.

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны угадать, кто же живёт в волшебном лесу страны «загадок».

Фея: Ну что попробуем отгадать?

Дети: Да!!!

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? (лиса)

Дети: Лиса.

Фея: Правильно дети это лиса, а посмотрите, лиса живёт в волшебном лесу?

Дети смотрят по сторонам и находят под ёлочкой лису.

Фея: а ещё послушайте одну загадку

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто его же назовет? (медведь)

Дети: Медведь.

Фея: Правильно дети это медведь, а посмотрите, куда же спрятался наш медведь.

Дети находят медведя сидящем под деревом.

Фея: а теперь отгадайте загадку ещё про одного лесного жителя.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (заяц)

Дети: Зайчик!

Фея: Молодцы и эту загадку отгадали. А теперь скажите медведь, лиса, заяц, как их называют всех вместе?

Дети: Дикие животные.

Фея: Правильно дети это дикие животные.

Ой, посмотрите, а кто это к нам спешит

Дети: Зайчик.

Фея: а зайчик принёс вам корзинку, а что в ней вы сейчас должны отгадать. Отгадаем?

Дети: Да!

Фея: И Вот первая загадка:

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он...

Обжигает... Не лимон. (Лук)

Что это ребята?

Дети: Лук.

Фея: правильно дети это лук, Кирилл , а посмотри есть ли у зайчика в корзинке лук?

Ребёнок достаёт из корзинки лук и показывает детям.

Фея: а попробуйте отгадать, что ещё лежит в корзинке

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький.

(Огурец)

Что это дети?

Дети: Огурец!

Фея: Молодцы, конечно, это огурец, Максим (воспитатель обращается к одному из детей) посмотри, есть ли у зайчика в корзинке огурец?

Ребёнок достаёт из корзинки огурец и показывает детям.

Фея: Давайте ещё угадаем, что принёс нам зайчик.

Все одёжки без застёжки

И одежек густо

Нарядилась в сто одёжек

Сочная... (ответ детей)

Дети: капуста.

Фея: Молодцы дети, угадали все загадки, а посмотрите не осталось чего не будь в корзинке? (дети заглядывают в корзинку и достают от туда помидор и перец)

Фея: Молодцы, а что же любит, есть наш зайчик?

Дети: Морковку.

Фея: Конечно морковка (Фея достаёт морковку из корзинки) , Ребята морковка, огурец, капуста - как они называются одним словом?

Дети: Овощи!

Фея: Правильно - это овощи. А теперь давайте проверим сильно зайчик любит морковку, поиграем с ним в игру "Найди морковку закрытыми глазами" (зайчик на ощупь ищет морковку в корзинке) .

Молодец, справился. А теперь зайчик хочет с нами поиграть.

Игра на развитие внимания и памяти «Какого овоща не стало?»

Фея: А давайте зайчик поиграет с нами в игру «Зайцы и волк»

Проводиться игра «Зайцы и волк»

Ход игры: Играющие изображают зайцев, кто-то из детей - волк. На одной стороне площадки для зайцев отмечают домики или один общий дом. Волк прячется на противоположной стороне - в овраге.

Взрослый произносит:

Зайки скачут скок, скок, скок

На зеленый, на лужок,

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк.

В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только взрослый произнесет слово "волк", волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться) . Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зверюшек волк уводит к себе в овраг. Игра возобновляется. В зависимости от предварительной договоренности, после того как волк поймает 2-3 зайца, на роль волка выбирается другой ребенок. Игра повторяется.

Фея: А ещё ребята в моём лесу есть волшебная поляна, давайте пойдём на неё и посмотрим, кто там живёт.

Дети подходят к волшебной поляне, Фея загадывает им загадку про жука.

Жу-жу-жу

Я на ветке сижу,

На цветочке сижу, букву «ж» твержу. (жук)

Кто это ребята?

Дети: Жук

Фея: Правильно дети это жук. Ой, а посмотрите он здесь не один. Кто это Варя?

П.Р.: это пчела

Фея: А это? (Фея показывает следующего обитателя волшебной поляны)

В.Р.: Это муха...

Фея: Пчела, муравей, муха... как называют их одним словом?

Дети: Насекомые.

Фея: Правильно насекомые

Фея: Ребята в нашей стране был сильный ветер, и все лепестки от цветов разлетелись по полянке, я прошу вас о помощи давайте сделаем для насекомых красивую цветочную поляну. Поможем им?

Дети: да поможем.

Игра «Собери цветок» . (дети собирают цветы)

Фея: Молодцы ребята, красивые цветы у нас получились, у каждого свой, посадите свое насекомое на цветочек. (Ребенок сажает насекомое на цветочек и воспитатель у каждого спрашивает какого цвета его цветок) .

Фея: На этом наше путешествие заканчивается, ребята, в какой стране мы сегодня были, как она называется?

Ответы детей.

Фея: а про что мы отгадывали загадки? С кем повстречались в волшебной стране загадок?

Ответы детей.

Фея: Ребята вы молодцы вы много знаете загадок, вы помогли насекомым собрать лепестки и сделать красивую цветочную поляну. Спасибо дети за вашу доброту. Вы очень добрые дети.

Но, а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова.

(дети вместе с феей говорят волшебные слова)

«Хлоп - хлоп, Топ - топ, повернись и в волшебной стране очутись»

(Дети закрывают глаза, кружатся и оказываются в детском)

Воспитатель: Ребята, а где вы сегодня были, вам понравилось путешествие? Кого вы видели в этой стране? В какие игры вы играли?

Ответы детей.

Воспитатель: Но это ещё не всё, Фея оставила вам задание, где просит вас нарисовать всё то, что вы увидели в волшебной стране «загадок». Выполните её просьбу?

Рузанова Юлия Игоревна воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Мозаика" с. Кокино
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-12-11 Опыт работы по развитию познавательного интереса дошкольников Рузанова Юлия Игоревна воспитатель МБДОУ д/с "Мозаика" с. Кокино Личный опыт работы по организации и проведению опытно - экспериментальной деятельности.

Просмотреть свитедельство о публикации


Опыт работы по развитию познавательного интереса дошкольников

Развитие познавательной активности дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

Федеральный государственный образовательный стандарт диктуют нам сегодня направление на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний важнейшая задача воспитателя.

Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Наблюдая за детьми обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

Цель моей работы — развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1.Изучить методическую литературу по детской поисково – познавательной деятельности.

2.Организовать развивающую среду

3. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

4. Развивать связную речь, словарь в процессе знакомства со свойствами предметов и явлений.

5. Побуждать рассуждать, задавать вопросы, обращаться с просьбами.

6. Способствовать формированию выводов и определений в ходе экспериментов, наблюдательности, активности, самостоятельности.

6. Способствовать обогащению собственного опыта.

Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.

На первом этапе работы перед нами стояла задача обогащения предметно- пространственной среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей. Ребенок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая предметная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества — для этого в группе мы создали экспериментальный центр «Уголок чудес и превращений», в его оснащение входит……

Групповое пространство спланировано нами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. При этом среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и — что важно — для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия, тем самым способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге — учит учиться. Такая среда также способствует навыкам партнерского общения, работа в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет нам формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.

На втором этапе мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.

Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности и картотека опытов, игры по экспериментированию.

Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков:

  • Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
  • Совместная деятельность педагога и детей – на условиях партнерства
  • Самостоятельная деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка — стихийно,

Непосредственно-образовательную деятельность построила на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

Проводила разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Организуя игры детей побуждаю к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.

Игры, пособия, модели, книги которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям и находятся в их свободном пользовании.

В своей работе использую следующие правила:

— не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.

— не сдерживать двигательную активность детей.

— хвалить ребенка за успехи.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.

Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Таким образом, в организации и проведении опытов мы выделяем несколько этапов:

    Постановка проблемы (задачи).

    Поиск путей решения проблемы.

    Проведение опытов.

    Фиксация наблюдений.

    Обсуждение результатов и формулировка выводов .

В группе младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно — манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Тема: «Песок»

Знакомясь с темой «Песок» , проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

С помощью предметно — манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

На организованной совместной деятельности «Галька» дети выяснил, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Я помогла детям разнообразить игры с водой: подкрашивала ее пищевыми красителями, делала пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри.

Такие игры –экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.

Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:

— «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».

Игры на развитие чувственного восприятия:

— «Мир звуков», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».

Игры способствующие формированию основ экологического самосознания:

— «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,

удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.

Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.

Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи. Так, например, мы предлагали детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители

помогали, направляли детей на выполнение заданий. Также родителям предлагали домашние задания по поиску информации и иллюстративного материала. Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же и более сложные опыты дома, учились ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к этому занятию. Для просвещения родителей мы проводим консультации по темам:

— «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

-«Экспериментирование с водой, песком»;

— «Игра или экспериментирование»;

Совместные проекты.

Наша работа с родителями была основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимались экспериментальной деятельностью.

У детей повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор познания мира природы. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что такая система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их умственного развития в целом.

Я уверенна, что знания, умения поисковой деятельности, полученные, нашими воспитанниками будут, полезны в дальнейшей жизни.

В целях повышения своего профессионального уровня, постоянно знакомлюсь с новинками методической литературы и периодическими изданиями. Занимаюсь изучением новых пособий по данному направлению, совершенствую свое педагогическое мастерство, а также делюсь опытом своей работы на методических объединениях, размещаю их на своем мини-сайте в социальной сети работников образования.

В будущем планирую работать, в данном направлении, повышая свой профессиональный и творческий уровень.

. .

Тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование».

Вид проекта:

Краткосрочный (1 неделя), познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатели, родители детей.

Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.

Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.

Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения.

Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.

Учить детей измерять предметы различными способами,

показать детям, что длина одного и того же предмета будет разными мерками одинаковой по длине, но разной относительно условной мерки.

Познакомить детей с условными мерками для измерения протяженности, объема, веса.

Развивать умение использовать условные мерки в играх и в быту.

Выявить свойство предметов - массу; познакомить с прибором для измерения массы - чашечными весами; научить способами их использования.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Предполагаемый результат:

1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.

2.Умение использовать разные способы и приемы познания.

3.Интерес к экспериментированию у детей.

4.Готовность к логическому познанию.

Актуальность:

На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста - один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»;

Основной этап:

Эксперименты с водой, с тонущими и плавающими предметами.

Игры с красками.

Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».

Работа с родителями - консультирование по теме.

«Создание условий для экспериментирования детей дома», «Экспериментируем дома».

Заключительный этап:

Создание альбома «Измерим все вокруг».

Реализация темы недели «Экспериментирование»

Понедельник

Вовлечение в деятельность:

Беседа «Время года». Экспериментирование с водой (объем). Переливание воды - измерение объема с помощью различных мерок.

Вторник

Просмотр мультфильма «38 попугаев».

Беседа «Чем можно измерить длину?»

«Измерение стола различными мерками»; «Измерение длины группы различными мерками»; «Измерение роста детей».

Среда

Что такое масса?

Беседа «Здоровье», «Почему вес разный?»; практическая деятельность «С помощью чего измерить свой вес».

Четверг

С-Р-И «Магазин» (правила вежливого обращения друг к другу) - умение взвесить, измерить.

Пятница

Игры с красками.

Чтение произведения Г.Остера.

Обыгрывание ситуаций из произведений.

Игры с водой

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов - бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.

Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.

Металл - обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное - не забыть высушить их и положить на место).

Дерево - ложка, мисочка и др. (По окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).

Пластмасса - любые предметы или игрушки.

Ткань - кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.

Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.

Губки разных размеров - поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

Игры с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.

Переливание воды

Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан поучился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами.

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (для этого используйте пластмассовых пупсиков): «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!»

Наполните большой таз водой - теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот её детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке». Придумывайте свои истории.

Игры с красками

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

Цветная вода

Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (вдальнейшем количество стаканов можно увеличить).Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

Смешиваем краски

Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого - зелёный, из красного и синего - фиолетовый и т.д.

Рисование на мокром листе

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Светлана Валерьевна Короленко
Методическая работа «Развитие познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста»

РАЗВИТИЕ .

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном развития ребенка . Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л. С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы - потребности, интересы , побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка ,развитие возрастным возможностям . Он интересуется всем развития . Такое широкое, богатое, активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью и деятельностью возможно лишь на основе широких и разносторонних интересов .

Познавательная активность дошкольника как интегративное качество личности характеризуется эмоционально-положительным отношением к познанию , готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремлением к самостоятельному поиску решения познавательных задач , проявляется в инициативности, любознательности к окружающему миру, способствует накоплению индивидуального опыта познавательной деятельности .

Следует отметить, что содержание понятия «любознательность» до сих пор остается дискуссионным. Оно недостаточно отдифференцировано от понятий «интерес » , «познавательная потребность » , «мотив» . Такая полиморфность обусловлена многозначностью понимания любознательности, отсутствием общих позиций в её исследовании.

Щукина Г. Н. рассматривает любознательность, как стадию , на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания , удовлетворенности деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности .

Цель работы : описание процесса формирования познавательных интересов дошкольников 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения .

1. Особенности познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста

Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру .

В этом возрасте у ребенка активно проявляются :

Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения . Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам , и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок) . Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность , то есть способность заниматься тем, что им неинтересно , и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Возраст от 3 до 5 лет – сензитивный период для развития познавательной потребности . В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка . Плохо, если познавательные интересы не развиваются , если ребенок не интересуется окружающей жизнью , жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. Л. С. Выготский вскрыл движущие мотивы – потребности, интересы , побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону. Выготский говорил, что развитие ребенка , развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям . Он интересуется всем , что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития . В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии :

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника . Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов .

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность , степень выраженности, содержательная направленность познания .

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь . Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова . Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития :

Знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей ;

Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу , занятия по интересам );

Формирование положительного отношения к окружающему миру.

В 5 лет в основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. Познавая различные объекты , события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять за-кономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и класси-фицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

2. Педагогическая диагностика в ДОУ : сущность, структура, организация

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста . Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.

Виды диагностики :

Медицинская (предмет диагностики – состояние здоровья и физического состояния ребёнка);

Психологическая (предмет диагностики – психическое состояние ребёнка) ;

Педагогическая (предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы);

Управленческая (предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения) .

Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами :

1. Реализация в образовании личностно-ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.

2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с воспитанниками коррекционно-развивающую работу », «изучать индивидуальные особенности, интересы и склонности детей ».

Задачи педагогической деятельности : повышение качества методической работы ; улучшение воспитательно-образовательного процесса; оценка педагогического процесса.

Направления диагностической работы :

Диагностическая работа с детьми ;

Диагностическая работа с родителями ;

Диагностическая работа с сотрудниками .

Диагностика развития детей дошкольного возраста , будучи включена в дошкольное образование , призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том , что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л. С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития » особым образом фиксирует именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста , предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности» , выступающие основой дальнейшего развития способностей .

3. Организация педагогической диагностики познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста

В нашей работе было проведено экспериментальное исследование целью эксперимента являлось выявление уровней познавательного интереса дошкольников 4-5 лет .

Задачи констатирующего эксперимента :

1. Выявить отношение детей к экспериментальной деятельности.

2. Провести диагностику уровней развития познавательного интереса у детей 4-5 лет .

Методами исследования являлись :

диагностические методики Г . А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной и Э. А. Барановой адаптированные к возрасту диагностируемых детей .

наблюдение.

метод математической обработки данных .

База исследования : исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №166» (средняя группа )

Время проведения констатирующего эксперимента : сентябрь 2014 г.

Опытно-экспериментальная деятельность проводилась по подгруппам (по 5 детей в каждой подгруппе ) .

Констатирующий эксперимент проводился по трем направлениям :

1) отношение детей к экспериментальной деятельности с помощью использования методики «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности).

2) диагностика уровней сформированности познавательного интереса дошкольников 4-5 лет в ДОУ ;

3) выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса методом анкетирования родителей.

Отношение детей к экспериментальной деятельности мы выяснили, используя методику «Маленький исследователь»

Из проделанной работы мы видим , что 30% детей имеют высокий уровень отношения к экспериментированию, 55 % - имеют средний уровень , и только 15% дошкольников 4-5 лет имеют низкий уровень отношения к экспериментальной деятельности.

Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников 4-5 лет осуществлялась с помощью тех же методик , адаптированных к возрасту детей :

1) Дидактическая игра «Отгадай предмет» .

2) Дидактическая игра «Два домика» .

3) Задание «Опиши картинку» .

Исследования по всем заданиям проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком, участвующем в эксперименте.

Диагностическая методика №1 , дидактическая игра «Отгадай предмет»

Цель : выявить у детей умение задавать вопросы познавательного характера , стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца.

Материал : предметы рукотворного мира (пылесос, фотоаппарат, троллейбус) .

Ребенку предлагалось отгадать предмет, загаданный экспериментатором. Для этого ребенок должен был рассмотреть предметы и задавать вопросы о них. Если ребенку не удавалось отгадать предмет, ему предлагали самому загадать загадку о предмете : описать предмет, не называя его.

Выявление уровней познавательного интереса ребенка к предметному миру производилась нами в баллах по следующим показателям :

Высокий уровень : 5 баллов – эмоциональный отклик на , ребенок отгадывал предмет сразу, рассматривая его, задал не менее 4 вопросов познавательного характера ; рассказывая о предмете, выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета.

Средний уровень : 3 балла – ребенок отгадывал предмет сразу, но рассматривая его, задал не менее 2-3 вопросов познавательного характера

Низкий уровень : 2 балла – ребенок отгадал предмет не сразу, но рассматривая его, не задавал вопросы познавательного характера ; рассказывая о предмете, не выделял его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает.

Методика №2 , дидактическая игра «Два домика»

Цель : выявить проявление отношения ребенка к предметному миру, умение детей классифицировать предметы рукотворного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о предметном мире.

Материал : два домика, карточки с изображением различных предметов рукотворного мира (дом, холодильник, печь, стол, стул, ложка, кастрюля) и природного мира (дерево, цветок, снежинка, гора, кошка) .

Ход диагностического исследования.

Для детей 4-5 лет мы усложнили данное задание.

1 часть. Ребенку предлагалась следующая инструкция : У тебя в руках карточки. На них изображены разные предметы. А перед тобой – два домика : «Рукотворный мир» и «Природный мир» . Надо разложить карточки по соответствующим домикам. Затем с ребенком проводилась беседа :

1. Как ты понимаешь, что такое рукотворный мир?

2. Чем отличается рукотворный мир от природного мира?

3. Для чего человек создает предметы?

4. Что было бы, если бы не было предметов рукотворного мира ?

2 часть. Ребенку предлагалось разделить предметы в домик «Рукотворный мир» по парам. Подходящие друг к другу картинки надо поместить на первый этаж, объяснить свой выбор, назвать каждую пару одним словом.

Выявление уровней познавательного интереса ребенка к предметному миру производится в баллах по следующим показателям :

Высокий уровень – 5 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует , проявление познавательного детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о мире, наблюдается проявление активности в познании , самостоятельности.

Средний уровень – 3 балла – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует , проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умения детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но объяснять свои действия ребенок не пытается, наблюдается проявление самостоятельности.

Низкий уровень : 2 балла – отсутствует отклик на познавательную задачу , ребенок задание выполняет, подчиняясь просьбе взрослого, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру четко не наблюдается, умеет классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но свои действия не объясняет, отмечается наличие самостоятельности.

Методика №3 «Опиши картинку»

Для работы с дошкольниками 4-5 лет нами была подобрана сюжетная картинка с изображением животных в типично человеческих ситуациях : «Обезьянки в школе» .

Исследования проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком, участвующим в эксперименте.

Мы показывали ребенку картинку и просили задать как можно больше вопросов к ней, побуждая после каждого вопроса словами : «А что еще? О чем еще можно спросить?»

Во время работы подсчитывали количество вопросов, которые ребенок задает по картинке. Анализировали содержание вопросов, выделяя те же 4 группы, что и в прошлогоднем эксперименте.

Уровень выполнения задания определяется типом заданных вопросов и их количеством.

Высокий уровень – 9-12 баллов : с помощью задаваемых вопросов ребенок пытается выйти за пределы изображенной ситуации и понять суть и причины происходящего на картинке. Дети задают 5-6 вопросов с преобладанием вопросов третьего и четвертого типов.

Средний уровень : 5-8 баллов : большое количество вопросов (больше 4) второго типа. Возможно появление 1-2 вопросов третьего типа.

Низкий уровень – 0-4 балла : дети придумывают к каждой картинке 1-3 вопроса с преобладанием 1 и 2 типа или отказываются от выполнения задания и подменяют поставленную задачу своей (описывают события или персонажей, изображенных на картинке) .

3 балл – количество вопросов более 5.

2 балла – количество вопросов менее 5.

0 баллов – количество вопросов не более 2-х.

Общий результат по используемым диагностическим методикам на констатирующем этапе эксперимента представлен нами в таблице 1 и на рис. 2.

Таблица 1 - Сводная таблица оценки уровня развития познавательного интереса у дошкольников 4-5 лет

Диагностические методики

Средний %

Методика № 1 д/и «Отгадай предмет»

Методика № 2

«Два домика»

Методика № 3

«Опиши картинку»

Средний

Средние результаты исследования по всем диагностическим методикам показывают , что уровень развития познавательного интереса у дошкольников стал достаточно высок.

Уже 43,3 % детей от общего числа участвующих в эксперименте имеют высокий уровень развития познавательного интереса . И только 6,6 % детей имеют низкий уровень. Это уже достаточно высокий показатель, если сравнения делать в среднем по всем диагностическим исследованиям.

Вывод : у детей , участвующих в исследовании, отмечается практически на одинаковом уровне высокий и средний уровни развития познавательного интереса . И все же остался небольшой процент детей с низким уровнем развития познавательного интереса .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка , так как именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие . Одним из аспектов успешного развития является формирование у детей познавательного интереса .

Как показало изучение литературных источников, познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности ребенка 3-5 лет. Интерес трактуется как «избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие».

Таким образом, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали , что целенаправленная и систематическая работа по формированию познавательного интереса у детей 3-5 лет посредством экспериментирования в процессе образовательной деятельности позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию , развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность , любознательность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении . / Под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2009. – 280 с.

2. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э . А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. – 121с.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте . - М.: Просвещение, 2008. – 316 с.

4. Брунер Дж. Психология познания . За пределами непосредственной информации . - М.: Просвещение, 2007. – 217 с.

5. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания . - М.: Просвещение, 2006. – 288 с.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте . - СПб.: «Союз» , 2007. - 93 с.

7. Годовикова Д. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. – 2009. - №10. – С. 15-23.

8. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание . – 2006. - №.1. – С. 12-18.

9. Голицын В. Б. Познавательная активность дошкольников // Педагогика . – 2011. - №3. – С. 24-28.

10. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание . - 2008. - №10. – С. 20-26.

11. Данюкова В. Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования. / В. Н. Данюкова, В. Н. Выборнова // Справочник с с. таршего воспитателя дошкольного учреждения . – 2010. - №10. – С. 33-36.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Причины и лечение сутулости у подростка Причины и лечение сутулости у подростка Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес Роды при генитальном герпесе и жизнь после них Что такое герпес