Большие проблемы маленьких людей. Большие проблемы маленького человека Причины плохой адаптации

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Маленький актер с большим талантом Верн Тройер отложил подготовку к намеченной на осень свадьбе с бывшей манекенщицей, попросив дать ему время хорошенько все обдумать. А подумать есть о чем: ведь знаменитый актер едва достает своей избраннице до пояса, да и то если встанет на цыпочки.
Уникальная голливудская свадьба, необычная даже по экстравагантным меркам мира целлулоидных грез, может расстроиться. Американский актер Верн Тройер, известный миллионам кинозрителей под именем Мини Ми — персонажа из популярных фильмов-пародий о секретном агенте Остине Пауэрсе, в июне объявил о своей помолвке с 29-летней Женевьев Галлен и о предстоящей в ноябре свадьбе, чем вызвал небывалый взрыв интереса как к своей особе, так и к будущей супруге. И интерес этот вполне понятен: ведь рост актера всего 82 см, в то время как его невеста почти на метр выше — 175 см. В последнее время статная блондинка дает частные уроки йоги, а до того работала манекенщицей.
Господин Тройер, несмотря на небольшой рост, добился немалых успехов на своем поприще. Помимо роли Мини Ми в двух фильмах об Остине Пауэрсе он снялся также в фильмах "Гарри Поттер и философский камень" и "Люди в черном", став самым преуспевающим актером-карликом в Голливуде: за "Гарри Поттера" он получил $317 млн, за "Людей в черном" — $250 млн, а за оба фильма "Остин Пауэрс" — $420 млн.
Приобретя статус полновесной звезды Голливуда, Верн Тройер обзавелся и всеми атрибутами, соответствующими его высокому положению. У него имеются и телохранители, и черный Mercedes с тонированными стеклами. Кроме того, около него всегда увивается множество девиц, привлеченных его славой и деньгами, которых абсолютно не смущают его физические данные. Кстати, в корыстных мотивах многие подозревают и нынешнюю невесту Верна Тройера, намекая, что своим союзом с актером она хочет сделать себе имя, а заодно и приобрести состояние.
На это госпожа Галлен твердо заявляет, что она всегда была самостоятельной женщиной и всего добивалась сама, так что чужой славы ей не надо. Господина Тройера, по словам невесты, она "полюбила не за деньги или известность, а за его большое сердце, какого нет ни у одного из актеров обычного роста, с которыми ей приходилось сталкиваться в своей жизни".
Однако не все готовы поверить ей на слово. Особенно подозрительно к высокой девушке отнеслись миниатюрные друзья Верна Тройера. Да и другим было трудно представить их вместе, из-за чего госпожа Галлен потеряла довольно много и своих собственных друзей.
Нынешние трудности — далеко не первые за два года их близких отношений. В начале этого года манекенщица, возможно устав от экстравагантной связи, переключила свое внимание на стриптизера из ночного клуба. Правда, потом госпожа Галлен уверяла, что с этим мужчиной у нее ничего не было, но ее слова мало кого могли убедить.
Во всяком случае, Верн Тройер ей не поверил. Узнав об измене любимой, безутешный карлик, давно страдавший склонностью к алкоголизму, ударился в запой. В этом плачевном состоянии он уехал из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, где его потом видели в ночном клубе, в пьяном виде танцевавшем на сцене со стриптизершей. В конце концов актер допился до того, что ему пришлось прибегнуть к помощи кислородного дыхательного аппарата.
Впрочем, вскоре жизнь необычной любовной пары стала понемногу налаживаться: инструктор по йоге вернулась к актеру, а тот прошел курс лечения от пьянства. Даже непримиримые прежде друзья изменили свое отношение к его матримониальным планам и решили, что женитьба — пусть даже на высокой женщине — поможет ему преодолеть недуг.
Но когда дело стало приближаться к свадьбе, господин Тройер запаниковал и попросил невесту временно приостановить их отношения, чтобы все хорошенько обдумать. "Нас просто потрясло то огромное внимание, которое вызвала наша помолвка — так объяснила поведение своего жениха госпожа Галлен.— Все это давление заставило его пойти на попятный".
Еще задолго до грядущей свадьбы актер предложил Женевьев Галлен пожить вместе. Однако выяснилось, что на пути влюбленных стоят не только людские пересуды, но и чисто технические проблемы.
Дело в том, что дом, где живет Верн Тройер, был специально построен с расчетом именно на его габариты. И если актер захочет переехать в другое помещение, то в нем придется все менять: заказывать специальную мебель и оборудование ванной, переставлять выключатели и т. д. Человек ростом меньше метра не может просто взять и поселиться в другом доме, как обычные люди. Ему нужно все делать на заказ, иначе он не будет чувствовать себя комфортно в собственном жилище.
"Для меня это очень тяжелое время,— говорит Женевьев Галлен, которая не оставляет надежды еще в этом году стать миссис Тройер.— Но, как сказал Верн, после меня он никогда не сможет полюбить другую женщину. И я ему верю".
НИКИТА Ъ-ПРОКУНИН

Тема изображения «маленького человека» не является новой в русской литературе. Проблеме человека в свое время уделяли большое внимание Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и другие. Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала его повесть “Бедная Лиза”. Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего как Гоголь, Достоевский и другие.

А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Самсон Вырин («Станционный смотритель») и Евгений («Медный всадник») как раз представляют собой мелкое чиновничество того времени. Но А. С. Пушкин указывает нам на «маленького человека», которого мы обязаны заметить.

Еще глубже, чем Пушкин, эту тему раскрыл Лермонтов. Наивную прелесть народного характере воссоздал поэт в образе Максима Максимыча. Герои Лермонтова его “маленькие люди”, отличаются от всех предыдущих. Это уже не пассивные люди как у Пушкина, и не иллюзорные, как у Карамзина, это люди в душе которых уже готова почва для крика протеста тому миру, в котором они живут.

Н. В. Гоголь целенаправленно отстоял право изображения «маленького человека» как объекта литературных исследований. У Н. В. Гоголя человек целиком ограничен своим социальным статусом. Акакий Акакиевич производит впечатление человека не только забитого и жалкого, но и вовсе недалекого. У него, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. И только одно чувство в нем огромно – это страх. В этом, по Гоголю повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления, а больше от страха.

У Ф. М. Достоевского «маленький человек» — это прежде всего личность безусловно более глубокая, чем Самсон Вырин или Акакий Акакиевич. Ф. М. Достоевского так и называет свой роман «Бедные люди». Автор предлагает нам прочувствовать, пережить все вместе с героем и подводит нас к мысли о том, что «маленькие люди» — не только личности в полном смысле этого слова, но их личностное чувство, их амбициозность намного больше даже, чем у людей с положением в обществе. «Маленькие люди» наиболее ранимы, и для них страшно то, что все остальные не увидят их духовно богатую натуру. Макар Девушкин считает свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь об взыскании и удержании денег. Он, конечно, не подозревает, что этой помощью движет не желание выделиться, а любовь. Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского – «маленький человек» способен и на высокие глубокие чувства. Продолжение темы “маленького человека” мы находим у Ф. М. Достоевского в первом большом проблемном романе “Преступление и наказание”. Самое важное и новое, по сравнению с другими писателями, раскрывавшими эту тему, это способность у забитого человека Достоевского заглянуть в себя, способность самоанализа и соответствующих действий. Писатель подчиняет героев детальному самоанализу, ни у какого другого писателя в очерках, повестях, сочувственно изображавших быт и нравы городской бедноты не было такой неторопливой и сосредоточенной психологической проникновенности и глубины изображения характера действующих лиц.

Особенно ярко раскрывается тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова. Исследуя психологию своих героев, Чехов открывает новый психологический тип – холопа по натуре, существа по душе и духовным потребностям пресмыкающегося. Таков, например, Червяков, который находит истинной наслаждение в унижении. Причины унижения «маленького человека», по мнению Чехова, — он сам.

По мнению экспертов, рост младенческой смертности связан с увеличением рождаемости, недостаточной квалификацией акушеров и удаленностью многих населенных пунктов от медучреждений, из-за чего «скорая» не успевает приехать вовремя.

В администрации Тульской области сообщили, что за 2009 год младенческая смертность в регионе выросла на 2,7% и составила 7,6 на тысячу родившихся живыми. В развитых странах из тысячи родившихся умирают менее трех. В Одоевском и Дубенском районах из тысячи новорожденных умерли более 20 детей – показатель, сравнимый с такими государствами, как Гондурас и Египет.

Тревожные данные поступили из Калининградской области. В минувшем году там в больницу попал каждый десятый новорожденный малыш – из 10 843 детей были госпитализированы 1090. «Акушерам-гинекологам стоит обратить особое внимание на ведение родов», – прокомментировал статистику на областной коллегии главврачей руководитель регионального перинатального центра Иван Марчук. По его словам, большинство госпитализированных младенцев – доношенные, что свидетельствует «о недостатках наблюдения беременных в женских консультациях».

По данным Минздравсоцразвития, более половины (56%) случаев младенческой смертности связаны с врожденными пороками развития. На втором месте – поражения ЦНС из-за ишемии (недостаточности кислорода) в родах, на третьем – тяжелая форма дыхательной недостаточности у недоношенных. Далее идут заболевания диареей, пневмонией, сепсисом, малярией и ВИЧ/СПИД. По мнению доктора биологических наук эксперта Министерства здравоохранения и социального развития Евгения Лильина, жизнь и смерть детей зависит от врача: «Покупая все более и более дорогостоящее оборудование, мы мало внимания уделяем проблеме выхаживания детей, то есть обучению персонала. Практически в единичных городах врачи могут получить повышение квалификации и научиться тому, как правильно ухаживать за младенцем». В беседе с «НИ» г-н Лильин назвал еще две проблемы: «Слабое развитие перинатальной, то есть дородовой диагностики», и «в России значительно хуже, чем на Западе, выявляется болезнь обмена веществ».

Высокая смертность детей в нашей стране зависит не столько от врачей, сколько от географической особенности нашей страны, поясняет «НИ» директор Республиканского центра репродукции человека Министерства здравоохранения РФ Андрей Акопян: «Детская смертность у нас в два раза выше, чем в Европе, так как Россия гетерогенная страна из всех возможных, у нее очень большая территория, поэтому условия жизни в стране полярны».

Главный акушер-гениколог Ярославской области Максим Мозгот подтвердил слова Андрея Акопяна об отдаленности некоторых населенных пунктов, рассказав «НИ» случай из своего опыта: «Несколько лет назад у одной сельской дамы были очень тяжелые роды, так к ней из-за отсутствия коммуникаций машину «Скорой помощи» трактором тащили». По его мнению, ответственность за здоровье новорожденных детей лежит не столько на врачах, сколько на самих родителях: «Если женщина подрывает свое здоровье алкоголем и сигаретами, то что она хочет требовать от врача?»

В конце лета глава Министерства здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова заявляла, что за последние 4 года младенческая и материнская смертность в России снижается: «За прошедший период времени, то есть в 2005–2009 годах, показатель рождаемости в Российской Федерации увеличился на 21,6%, мы снизили показатель младенческой смертности на 26,4%, показатель материнской смертности – на 13,4%». Однако, по словам министра, «до самоуспокоенности еще далеко».

Впрочем, до самоуспокоенности далеко и в более благополучных странах. Германию на днях потрясла смерть трех младенцев в клинике Майнца, передает собкор «НИ» Адель Калиниченко. Трагедию, по мнению немецких врачей, вряд ли можно назвать закономерной. По данным Европейского центра профилактики и контроля заболеваний, риск получить внутрибольничную инфекцию в Германии в 2–2,5 раза ниже, чем даже в Швеции и Греции. В немецких больницах, как правило, безукоризненно чисто: белье белоснежное, помещения несколько раз на дню проветриваются и моются. В палатах лежат по двое-трое, максимум по четыре человека.

По мнению экспертов, произошла роковая случайность: лопнула бутылочка, а микроскопическую трещину невозможно было заметить. В аптеке-лаборатории клиники питательная смесь готовилась для каждого маленького пациента индивидуально. Лаборатория – помещение стерильное, воздух там постоянно фильтруется, резиновые перчатки, в которых работают лаборанты, они меняют каждые полчаса. Тем не менее другие клиники уже изъяли из своих аптек те компоненты питательной смеси, которые использовались в клинике Майнца.

Ежегодно в мире умирает около 9 миллионов детей в возрасте до пяти лет. За период 1960–1990 гг. детская смертность в развивающихся регионах сократилась в два раза – до одного случая смерти ребенка из 10 детей. Коэффициент младенческой смертности (КМС) – число случаев смерти детей в возрасте до одного года на 1000 родившихся живыми, часто используется в качестве сравнения уровня развития стран и свидетельствует о развитости системы здравоохранения.

За первое полугодие 2010 года, по данным ООН, самый низкий уровень младенческой смертности зарегистрирован в Сингапуре, где на 1000 рождений приходится 2,31 смерти. Далее идут Бермуды (2,46 смерти), Швеция (2,75) и Япония (2,79). Самые неблагополучные страны – Афганистан (151,95), Сьерра-Леоне (154,43) и Ангола (180,21). Россия в этом списке занимает 73-е место (10,56). Однако, по данным Росстата, детей в нашей стране умирает в полтора раза меньше – 6,7 на тысячу.

На больших фестивалях, к которым несомненно можно отнести «Сандэнс», невозможно ни посмотреть все фильмы, ни участвовать во всех мероприятиях. Приходится выбирать в пределах своих возможностей (в данном случае я смотрел только американские фильмы), а в остальном опираться на материалы для прессы, мнения окружающих или публикации коллег.

Но ничто не может заменить непосредственные впечатления, и именно они доминируют в предлагаемом сегодня читателю калейдоскопе. Большинство просмотренных на фестивале фильмов, на мой взгляд, - яркие примеры национального американского кино, предельно удаленного от современного транснационального Голливуда.

Первый фильм, который мне удалось посмотреть, назывался «Большая болезнь» (режиссер Майкл Шоуальтер). Картина показывалась в разделе «Премьеры», и у нее уже была положительная репутация, во многом обусловленная сюжетом. В его основу легла подлинная любовная история комика-пакистанца и американской студентки, что привело в итоге к столкновению культур.

Главным в фильме оказался не режиссер, а сценарист и исполнитель главной роли (он же - прототип героя) Кумэйл Нанджиани. Идея рассказать мелодраматическую историю в жанре комических миниатюр (после вынужденного разрыва с возлюбленным героиня тяжело заболевает, и основные события разворачиваются, пока она в коме) приводит к интересным результатам: Холли Хантер прекрасно исполняет роль бунтующей матери героини, но, к сожалению, в хеппи-энде тонет в розовой водичке.

Более жесткую и реалистическую картину семейных отношений предлагает Джиллиан Робеспьер в конкурсной картине «Телефонная линия» (в 1990-е годы, когда происходит действие, сотовые телефоны еще не получили распространения). Две сестры (экспериментирующий подросток и взрослая женщина на пороге перехода от сожительства к браку) и их родители в поисках счастья проходят самые разные этапы, нередко рискуя и изменяя, но в несентиментальном финале понимают: они, невзирая ни на что, нужны друг другу.

В совершенно другом ключе откровенного гротеска решены семейные отношения в фильме «Сука» из полуночных показов. Режиссер и исполнительница заглавной роли с символическим для русского языка именем Марианна Палка создает портрет дошедшей до крайности домохозяйки, которая после неудачной попытки самоубийства доводит мужа, детей, сестру и прочих родичей до полного смятения.

Александр Мурс в конкурсной антивоенной трагедии «Желтые птицы» (так называли американских солдат, которых отправляли в Ирак и Афганистан) предлагает взгляд на войну с позиций солдатских матерей, теряющих своих сыновей: кто-то погибает в дальних краях, а кто-то возвращается нравственно искалеченным. Картина произвела сильное впечатление и сразу оказалась в числе фаворитов.

Лента об американской глубинке в разделе «Премьеры» называется символически - «Связанные грязью» (режиссер Ди Рис). Она выдержана в эстетике соцреализма, особенно распространенной сегодня в западном независимом кино. Действие фильма происходит в 1930–1940-е годы в расистском штате Миссисипи. В центре повествования две семьи - небогатые белые землевладельцы и чернокожие, давно живущие на этой земле (она и есть «грязь»).

Опыт участия молодых парней из обеих семей в войне в Европе открывает им глаза на существование другой жизни, где чернокожий может открыто жить с белой женщиной, а она - любить его как освободителя. Это и приводит к трагедии по прибытии на родину, за которой следует неубедительный хеппи-энд возвращения в Европу.

По контрасту в тот же день я смотрел фильм Мишель Морган (видимо, режиссер в качестве псевдонима взяла фамилию французской кинозвезды, недавно ушедшей из жизни) «Лос-Анджелес Таймс» - бесконечные разговоры молодых людей обоего пола о том, кто, где, когда и с кем спит (или спал). После рассмотренных выше фильмов так и хочется вспомнить мораль старого анекдота: «Эх, господин учитель, мне бы ваши заботы». А ведь эта безделушка включена в раздел NEXT...

С другой стороны, в той же программе оказывается и черно-белая драма «Гук» (режиссер Джастин Чон) - так в Америке пренебрежительно называют иммигрантов из Юго-Восточной Азии. В начале 1990-х годов, в разгар печально знаменитых погромов в том же Лос-Анджелесе два брата-корейца, которые смогли наладить небольшой бизнес (у них обувной магазин), дают подработать 11-летней чернокожей девочке и неожиданно начинают с ней дружить, что вызывает зависть и подозрения ее отца. В напряженной атмосфере разграбления всего на свете магазинчик спасти не удается - и в начале, и в финале фильма девочка исполняет ритуальный танец на фоне объятого пламенем здания. Здесь эстетическое своеобразие налицо.

Социальная безысходность пронизывает картину Эндрю Досунму «Где Кира?» (программа «Премьеры»). По сюжету она чем-то напоминает знаменитую ленту Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блейк». Героиня - немолодая женщина, которую бросил муж и она уже два года не может найти работу. После смерти матери дама переодевается старухой и получает ее пенсию. В главной роли - звезда Голливуда Мишель Пфайфер, вокруг которой и ради которой сделана эта картина. В отличие от строгости стиля Лоуча, Досунму не устоял перед искушением эстетизации, что фильму на пользу не пошло…

Матвеева Анастасия

Объектом исследования являются герои произведений А. С. Пушкина "Медный всадник", "Станционный смотритель", Н. В. Гоголя "Шинель", "Мертвые души", А. П. Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", А. И. Солженицына "Матренин двор".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект по литературе на тему «Большие проблемы «маленького человека» в русской литературе XIX - XX веков» Выполнила: Матвеева Анастасия, ученица 10 «Б» класса ГБОУ СОШ 1460

Проблема Как жилось простому, «маленькому», человеку в 19 веке, как он сохранял свое человеческое достоинство, моральные принципы? Как изменился образ такого героя к концу 19 века? Остался ли «маленький» человек в русской литературе 20 столетия? Как ему живется в наше время? Эти вопросы мне кажутся интересными, поскольку большинство из нас, современных людей, – «маленькие» и нередко мы встаем перед выбором: интересоваться политикой или нет, участвовать в общественной жизни или не стоит? Изменится ли ход жизни, если «маленький» человек не будет лишь послушным винтиком в государственной машине и беспомощным существом в руках власть имущих? В чем сила и слабость «маленького» человека? В чем привлекательность его образа?

ГИПОТЕЗА «Маленький» человек - это человек не высокого социального положения и происхождения, не отличающийся сильным характером, не способный противостоять власти, но при этом человек, наделенный высокими моральными качествами, добротой, искренностью. Такие люди – основа государства.

«Маленький человек» - тип героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Многие писатели XIX века в своих произведениях изображали «маленького человека» и его «футлярную» жизнь.

В поэме автор поднимает несколько проблем: - конфликт интересов государства и простого человека; - с оотношение исторической необходимости и частной жизни человека; - последствия противостояния человека государству. В 1833 г. была написана знаменитая поэма «Медный всадник». Пушкин - один из первых среди русских писателей, кто привлек внимание читателя к судьбе «маленького человека» в своих произведениях.

Кто же все-таки виноват – великое государство, которое потеряло интерес к частной жизни человека, или «маленький человек», который перестал интересоваться проблемами государства, историей, выпал из нее? Пушкин хотел показать, что нужно стремиться к гармонии интересов человека и государства, необходимо найти компромисс, который позволит человеку и государству взаимодействовать.

Очень ярко раскрыта тема «маленького» человека в повести «Станционный смотритель». Автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии. Смотрители - «...люди мирные, от природы услужливые, скромные». Самсон Вырин - типичный представитель мелкого чиновничьего сословия, исправно несущий свою службу и имеющий свое «маленькое» счастье - красавицу дочь Дуню, оставшуюся у него на руках после смерти жены.

Вслед за Пушкиным тему «маленького человека » продолжил и развил Гоголь. В повести «Шинель» он показал героя, который попытался противостоять злу, бороться за себя.

У Гоголя есть еще одна повесть, которая раскрывает проблему взаимоотношений государства и человека. «Повесть о капитане Копейкине» включена в поэму “Мертвые души” в виде вставной новеллы, рассказанной по ходу развития сюжета этого произведения. “Повесть о капитане Копейкине” – это крик души Гоголя, это призыв к сохранению общечеловеческих ценностей, это суд над “мертвыми душами” чиновников - над миром, полным равнодушия.

Гоголь не только рисует трагедию личности, но и предупреждает о том, какая опасность таится в столкновении бездушного государства с маленьким человеком. Государственная машина, оттолкнув человека, заставляет его бунтовать. В нем просыпается ущемленное самолюбие, гордость, жажда мести, подчас превышающая меру нанесенного ему ущерба. Человек, едва заметный, вдруг превращается в демона, наводящего ужас на окружающих. Так бесчеловечная власть сама готовит свой крах, порождает хаос, последствия которого трудно предугадать. Мир, в котором нарушена гармония между властью и отдельным человеком, рисуется Гоголем как глубоко трагический мир.

Л ишь смерть примиряет главного героя рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» с окружающей действительностью. Беликов лежал в гробу почти счастливый - наконец-то он обрел вечный футляр. « Футлярность жизни» - это внутреннее рабство, стремление подчинить себя и общество системе ограничений, различных правил, препятствующих проявлению естественных человеческих чувств, духовной свободы и свободы личных отношений.

Чехов связал три разных, но идейно похожих рассказа («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), ведь истории следуют одна за другой, в каждой мы видим знакомых героев. Проблема, которую затрагивает Чехов в своей трилогии, всегда останется актуальной. Писатель предупреждает, что незаметно для себя каждый может попасть в “футляр” собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться. И это действительно страшно, поскольку ведет к духовному опустошению и деградации личности.

Начало XX века. Вслед за А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем и А.П. Чеховым тему «маленького человека» продолжает и развивает А.И. Солженицын. Матренин двор" - это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, о глупости советских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, о жизни в социалистическом государстве.

Центральная тема рассказа «Матренин двор» - трудная крестьянская жизнь. Автор говорит о том, что власть не проявляет никакой заботы о сельчанах. Матрёне Васильевне досталась несладкая личная жизнь. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрёна - праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Я думаю, что этим рассказом автор хотел показать, на что способен «маленький», но духовно сильный человек, который, несмотря на жизненные трудности и беды, смог сохранить в себе человечность, искренность и высокие моральные принципы.

ВЫВОД Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XIX - XX веков. Каждый писатель имел свою собственную точку зрения на данного героя, свое видение проблемы, поэтому читатель может наблюдать за изменением образа «маленького человека»: изначально - состояние униженности и беззащитности, затем - попытки отстоять свое человеческое достоинство и права, далее – страх перед жизнью и желание спрятаться в «футляр». И, наконец, духовные взлеты, потребность жить так, чтобы другие люди сказали: вот он, «…тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Уроки русской литературы бесценны. Мы, современные люди, должны понимать: «маленький человек» - это только статус, и он никак не соотносится с духовной силой и возможностями, которые у человека могут быть безграничны. «Человек – это звучит гордо!» - сказал М. Горький.

Список используемых ресурсов 1. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник», повесть «Станционный смотритель»; поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» («Повесть о капитане Копейкине »), повесть «Шинель»; «маленькая трилогия» А.П. Чехова, объединившая три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». 2. Русские писатели XIX - XX века www.litra.ru 3. Программы: «Microsoft Office Word», «Microsoft Office PowerPoint».



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как забыть прошлое и жить настоящим? Как забыть прошлое и жить настоящим? Сын калашниковой был рожден не от шаляпина Сын калашниковой был рожден не от шаляпина Когда новорожденный ребенок начинает слышать и видеть Видят ли грудные дети Когда новорожденный ребенок начинает слышать и видеть Видят ли грудные дети