Формирование потребностей и интересов ребенка. «Представление о потребностях развития приёмного ребёнка и о необходимых компетенциях приёмных родителей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Потребность в безопасности представляет собой стремление ребенка к уверенности в стабильности и предсказуемости окружающего мира, а также в том, что близкие люди будут всегда доступны и защитят его в случае угрозы.

Данная потребностьоказалась объектом пристального внимания многих известных авторов (Дж. Боулби, Д. Винникотт, А. Маслоу, К. Хорни, Э. Эриксон и др.).

Так, К. Хорни считала, что потребность в безопасности является одной из главных в жизнедеятельности человека. Удовлетворение данной потребности в детстве возможно только в условиях любви и принятия со стороны родителей. Неправильное поведение родителей (проявление безразличия, неустойчивое поведение, отсутствие внимания к индивидуальным потребностям ребенка, унижение, недостаток подлинного тепла, невыполнение обещаний, чрезмерная опека и др.), по мнению К. Хорни, способствует формированию у ребенка базисной тревоги , которая приводит к враждебности. Базисная тревога и враждебность лежат в основе конфликтов, приводящих к неврозам. Невротическая личность на протяжении жизни стремится различными способами ослабить возникшее в детстве чувство тревоги.

Э. Эриксон считал положительным итогом развития ребенка на 1-м году жизни возникновение чувства базисного доверия . В его основе лежит уверенность ребенка в безопасности окружающего мира, а также в том, что близкие люди всегда предсказуемы и надежны, т.е. всегда смогут предоставить ему необходимую защиту и поддержку. Одним из важнейших показателей сформированности у ребенка базового доверия к миру является готовность младенца позволить матери уйти на некоторое время, не испытывая при этом чрезмерной тревоги. Это достижение в развитии ребенка является главным условием развития самостоятельности в раннем возрасте и остается одним из основных показателей эмоционального благополучия не только в период раннего детства, но и на протяжении всей жизни человека. Важными качествами матери, способной обеспечить условия для формирования у ребенка базисного доверия к миру, по мнению Э. Эриксона, являются способность к «тонкой реакции на индивидуальные запросы младенца», уверенность в себе, в выбираемых способах взаимодействия с ребенком, а также последовательность поведения.

Альтернативой базисному доверию является базисное недоверие ­– чувство, что родитель непредсказуем и ненадежен и его может не оказаться рядом, когда в нем будет необходимость. Ребенок с базисным недоверием проявляет чрезмерную тревогу, особенно при разлуке с матерью. Окружающий мир воспринимается им как ненадежный и непредсказуемый.

Д.В. Винникотт отмечал, что младенец «… постоянно впитывает опыт, накапливающийся в его памяти и порождающий либо доверие к миру, либо недоверие и чувство, будто он щепка в океане, игрушка в руках обстоятельств» . По его мнению, именно благодаря успешному приспособлению матери к потребностям ребенка у него закрепляются чувство предсказуемости событий, чувство защищенности, которые являются основой базового доверия к миру. Мать может создать благоприятные условия для развития ребенка, если доверится своей естественной изначальной способности чувствовать и понимать его нужды .

По мнению А. Маслоу, удовлетворенность потребности в безопасности в детстве является основой актуализации остальных базовых психологических потребностей человека и, следовательно, условием успешного развития его личности. Он подчеркивал, что у детей потребность в безопасности проявляется в стремлении к постоянству и упорядоченности повседневной жизни. Чувство защищенности для ребенка связано с предсказуемостью событий и структурированностью окружающего мира. Главная роль в обеспечении этих условий принадлежит родителям. В связи с этим А. Маслоу отмечал: «Всякая несправедливость и проявление непоследовательности, непостоянства со стороны родителей вызывают у ребенка тревогу и беспокойство» .

В теории Дж. Боулби главным свидетельством удовлетворенности потребности ребенка в безопасности является его надежная привязанность к близкому взрослому. В данной теории под привязанностью понимают длительную эмоциональную связь, формирующуюся между матерью и ребенком. Данная связь характеризуется тем, что ребенок стремится сохранять близость с матерью. Это особенно ярко проявляется в стрессовой для ребенка ситуации. Основное же назначение привязанности – это получение ребенком от матери необходимой психологической защиты и эмоционального комфорта.

Близкий взрослый может стать объектом привязанности при условии, что он является доступным в ситуациях, когда ребенку нужна защита и комфорт.

Период от 6 месяцев до 3 лет Дж. Боулби обозначил как фазу интенсивной привязанности и активного поиска близости . Важным показателем привязанности в этот период является то, что ребенок начинает использовать мать в качестве надежной отправной точки своих исследований (базы безопасности). Это особенно ярко проявляется в ситуациях, когда мать и ребенок находятся в незнакомом ребенку месте. Ребенок постепенно начинает отдаляться от матери для того, чтобы обследовать окружающие объекты. Однако при этом он периодически инициирует короткие контакты с ней, как будто пытаясь удостовериться, что мать по-прежнему здесь. Кроме того, ребенок будет стремиться оказаться рядом с матерью, если он ощущает какую-либо угрозу.

Сензитивным периодом развития привязанности является вторая половина 1-го года жизни. В раннем возрасте сложившиеся к концу младенчества исходные паттерны привязанности преобразуются в устойчивые модели поведения, определяющие стратегию взаимодействия с близким взрослым и отношение ребенка к миру с позиции базового доверия/недоверия.

В раннем детстве в результате интериоризации отношений с объектом привязанности у ребенка складывается внутренний образ матери , который ребенок может сохранять даже в ее отсутствии. Это происходит на 2-м году жизни благодаря развитию способности понимать постоянство объектов, т.е. ребенок начинает понимать, что объекты продолжают существовать даже тогда, когда находятся вне поля его зрения. Основная функция внутреннего образа матери – обеспечение защищенности и поддержки ребенка в ее отсутствии. Благодаря этому он становится менее зависимым от матери, и может некоторое время находиться отдельно от нее. Воспоминания ребенка о приносящей любовь и поддержку матери позволяют ему самостоятельно справляться с некоторыми фрустрирующими переживаниями, т.е. у ребенка развивается способность к саморегуляции. Положительный образ матери формируется только тогда, когда она надежна и предсказуема для ребенка, что важно для удовлетворения его потребности в безопасности.

Внутренний образ матери оказывает существенное влияние на формирование у ребенка «рабочих моделей» себя и окружающего мира , которые являются основой для интерпретации событий и выработки ответных реакций на протяжении всей жизни человека. С возрастом «рабочие модели» становятся все более устойчивыми и практически не поддаются сознательному контролю.

Таким образом, надежная привязанность ребенка к матери способствует возрастанию его исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира, развитию эмоциональной саморегуляции, уверенности в себе и самостоятельности. Кроме того, именно в условиях надежной привязанности к матери у ребенка складываются оптимальные рабочие модели: ребенок воспринимает себя как успешного, заслуживающего любви и внимания, а других людей как надежных, предсказуемых партнеров, которым можно доверять.

Потребность в любви и принятии – желание ребенка чувствовать доброжелательное отношение близкого взрослого, безусловное принятие с его стороны, стремление ощущать свою нужность другому.

Автор концепции общения М.И. Лисина полагала, что за каждой из трех групп мотивов общения ребенка со взрослым (деловые, познавательные, личностные) лежат определенные потребности. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил ей утверждать, что основой личностных мотивов общения является потребность ребенка в признании и поддержке. В первом полугодии жизни главным содержанием потребности ребенка в общении является его стремление получать доброжелательное внимание взрослого. Данная потребность остается значимой для ребенка на протяжении всей жизни, несмотря на то, что в последующие периоды дошкольного детства на первый план в общении со взрослым выходят деловые и познавательные мотивы.

Демонстрация близкими взрослыми любви к ребенку, отношение к нему как к самоценной личности уже в период младенчества является важным условием развития его личности. В данных условиях у ребенка к концу 1-го года жизни формируется аффективно-ценностное отношение к себе , являющееся основой развития его самосознания в дальнейшем . Решающее значение личностно-ориентированного общения взрослого с ребенком в раннем возрасте для развития образа себя у ребенка было показано в работах Н.Н. Авдеевой . А.Г. Рузская в своих исследованиях установила, что глубокие эмоциональные связи ребенка с близким взрослым являются важнейшим условием возникновения и развития его речи в конце первого и начале второго года жизни. Согласно результатам, полученным в исследованиях С.Ю. Мещеряковой, характер эмоционального контакта младенца с близким взрослым влияет на интенсивность его познавательной активности .

Важно подчеркнуть, что ребенку необходима уверенность в любви родителей в любых ситуациях, даже когда он ведет себя плохо. Ребенок хочет ощущать, что родитель понимает и принимает его чувства. Испытываемые ребенком неприятные переживания повышают его потребность в успокоении, в доказательствах любви к нему и заботливом отношении. Попытки родителей облегчить страдания ребенка никогда не проходят незамеченными, даже если именно их действия (или восприятие этих действий ребенком) являются источником его чрезмерного неудовольствия.

Условия удовлетворения потребностей в безопасности и любви
и принятии

1. Чувствительность и отзывчивость матери к потребностям и инициативным обращениям ребенка.

Чувствительность предполагает способность матери распознавать эмоциональные состояния ребенка, замечать сигналы, обращения, особенности поведения ребенка, свидетельствующие о его потребностях и желаниях. Отзывчивость – это стремление адекватно на них реагировать.

На сегодняшний день общепризнанным является мнение о том, что неотзывчивость близкого взрослого в первые годы жизни ребенка способствует его психической депривации.

В качестве примера, иллюстрирующего проявление матерью чувствительности и отзывчивости к ребенку раннего возраста, могут служить следующие фрагменты протоколов наблюдения за детско-материнским взаимодействием.

Фрагмент протокола (Ярослав С., 1 г., 10 мес.)

М – мать, Р – ребенок.

Мать: «Что будем строить? Паровозик будем?».

Ребенок: «Сяв (Ярослав)».

М.: «Сам будешь. Ну, строй».

Р. достает кубики из коробки и дает маме: «Ку».

М. берет кубики: «Давай кубик».

М.: «Давай кубик».

М.: «Давай кубик. Строй».

Р. ставит кубики в ряд: «У-у-у».

М.: «У-у, ты большой какой поезд построил».

Р. накладывает кубики сверху на «поезд»: «Ту-ту-ту».

М.: «Повезешь на поезде «ту-ту-ту».

Фрагмент протокола №16 (Маша Ш., 2 г., 10 мес.)

Р. строит домик.

М.: «А это ты что ставишь?»

Р.: «Строю другой домик».

М.: «А это что?».

Р.: «Это из домика».

М.: «Давай помогу».

Р.: «Я сама».

М.: «Хорошо».

Р. строит.

М.: «Хочешь все достать?»

М.: «Что ты строишь?»

Р.: «Дом».

М.: «А разве такой дом бывает?»

Р.: «Это стол».

Данные примеры демонстрируют, что мама Ярослава С. стремится учитывать интересы и желания ребенка, положительно реагирует на его действия и обращения, выражая согласие и заинтересованность. Мама Маши Ш. также стремится учитывать интересы девочки и положительно реагирует на все ее действия, что выражается в вопросах ребенку по содержанию деятельности и демонстрации согласия с ним.

В качестве проявлений низкой чувствительности матери в ходе совместной деятельности выступают частое игнорирование обращений и действий ребенка либо преимущественно негативные реакции со стороны матери (критика, отказ), а также отсутствие у матери стремления учитывать интересы и содержание действий ребенка. В качестве иллюстрации низкой чувствительности матери обратимся к примерам поведения матерей Арины Ю. и Полины А.

Фрагмент протокола (Арина Ю., 1 г., 3 мес.)

Р. складывает картинки в коробку.

М.: «Собирай вот это», – показывает на картинки, лежащие на полу.

Р. собирает.

М. сама отдельно собирает кубики: «Умница, молодец» (сдержанно, не выражая положительных эмоций).

М. не реагирует.

Р.: «Паку-паку», – смотрит на картинку и на маму.

М. не реагирует.

Р.: «Паку-паку», – смотрит на картинку и на маму.

М. не реагирует: «Клади сюда картинки».

Р. не кладет, взяла другую картинку: «Ка-пу».

М. не реагирует.

Р.: «Ка-пу».

М. не реагирует.

Р.: «Ка-пу».

М. не реагирует: «Вот эти собирай», – дает ребенку еще картинки.

Фрагмент протокола (Полина А., 3 г.)

М.: «Помогай, будет у нас с тобой дом», – строит дом из кубиков.

Р. строит с мамой. Отвлекается: «Снеговик», – смотрит на стенд, где есть поделка, изображающая снеговика.

М.: «Какой же у нас снеговик. У нас нет снеговика», – продолжает строить дом сама.

Р. смотрит, как строит мама: «Кирпичики».

М.: «Кирпичики».

Р.: «Еще кирпичики».

Р.: «Маленький кирпичик».

М. не реагирует, продолжает строить.

Из данных фрагментов протоколов наблюдения видно, что обе мамы проявляют низкую чувствительность к потребностям и обращениям своего ребенка. Они игнорируют большинство обращений и не стремятся учитывать интересы детей. Мамы действуют как бы параллельно с ребенком, давая ему при этом лишь отдельные указания.

2. Эмоциональная доступность матери.

Эмоциональная доступность – это способность матери откликнуться на актуальное переживание ребенка, разделить и прожить вместе с ним его положительное эмоциональное состояние, а также помочь ему преодолеть отрицательное. Эмоционально доступная мать всегда готова разделить с ребенком не только его положительные эмоции (радость, удивление, восторг), но при необходимости преодолеть отрицательные, предоставляя ему поддержку, защиту, утешение.

Ребенок всегда ориентируется на эмоциональные реакции родителя. Они помогают ему оценить новых людей, предметы, ситуации, а также результаты собственных действий. Если мать, учитывая это, использует адекватный стиль эмоционального сопровождения, т.е. оказывает ребенку своевременную поддержку, это способствует преодолению неуверенности ребенка и поддержанию его интереса к окружающему миру. Если же она усиливает отрицательные эмоции, у ребенка формируется повышенная тревожность. В этом случае возможна чрезмерная зависимость от матери. Ребенок будет стремиться постоянно находиться рядом с матерью, протестовать против разлуки с ней, если мать уходит, ребенок долго плачет, его трудно успокоить. Активность таких детей зачастую беспорядочна, они не способны даже на короткое время сами занять себя игрой с какими-либо предметами или игрушками.

Со второго полугодия жизни оценка эмоционального состояния матери также используется ребенком и для регуляции собственного эмоционального состояния . Здесь имеется в виду не только легкое заражение ребенка эмоциональным состоянием матери, но и способность матери (при наличии у нее умения справляться с собственными состояниями аффекта) помочь ему справиться с его сильными, особенно отрицательными, эмоциональными переживаниями. Подобные регулирующие воздействия матери постепенно интериоризуются ребенком и становятся формами его саморегуляции. Все это особенно актуально в раннем возрасте, поскольку внутренние противоречия и эмоциональная лабильность ребенка, характерные для данного периода, часто способствуют возникновению у него сильных эмоциональных переживаний.

Для иллюстрации эмоциональной доступности матери обратимся к следующим фрагментам протоколов наблюдения за совместной деятельностью.

Фрагмент протокола №1 (Даша Г., 1 г.,3 мес.)

Р. катит мяч.

М.: «А давай ножкой», – помогает ребенку.

Р. ударяет ногой по мячу, улыбается.

М.: «Вот так бах!» (Улыбается).

Р. ударяет ногой по мячу.

М.: «Бах!».

Р. ударяет ногой по мячу.

М.: «Бах!».

Р. кладет мячик кукле.

М.: «Ты ляле даешь. На, ляля, держи. А попроси у ляли «дай-дай».

Р. берет у куклы мяч и снова кладет ей на руки. Мяч выкатывается.

М.: «На, ляля. Бах!» (Улыбается).

Р. улыбается, показывает на кукле глазки.

М.: «Там глазки. А где носик?»

Р. показывает носик.

М.: «Вот носик».

Р. целует куклу.

М.: «Целуешь лялю. Молодец!» (Улыбается).

Р. стремится обнять маму.

М. обнимает, целует ребенка.

Фрагмент протокола №23 (Уля Л., 1 г.,10 мес.)

Р. улыбается, увидев кубики.

М.: «Ой, какие кубики!».

Р.: «Дом».

М.: «Строй дом».

Р. строит: «Ой!» (Улыбается).

М.: «Ой, красиво!» (Улыбается).

М.: «Ой, молодец! – (улыбается) – Ставь, будет крыша».

Р. ставит кубик: «Ой!» (Улыбается).

М.: «Ой! – (улыбается) – Давай дом большой построим».

Р. строит. Постройка падает. «Ой!» (Улыбается).

М.: «Ой, упала крыша!» (Улыбается).

Р.: «Касиво (красиво)».

М.: «Как красиво!» (Улыбается)

В приведенных фрагментах протоколов хорошо видно, что мамы Даши Г. и Ули Л. эмоционально доступны для своих детей в ходе совместной деятельности, поскольку они демонстрируют заинтересованность, положительно эмоционально настроены, хвалят детей. Мама Даши Г. удовлетворяет потребность девочки в телесном контакте.

Эмоционально недоступные мамы безразличны к содержанию совместной с ребенком деятельности, они могут игнорировать его инициативные обращения и желания, проявляют раздражение и недовольство. Примеры этого мы можем найти в следующих фрагментах протоколов наблюдения за совместной деятельностью.

Фрагмент протокола (Катя Б., 2 г.,1 мес.)

М. строит молча.

Р. приставляет кубик к маминой постройке.

М. не обращает внимания, продолжает строить: «Что мы будем делать?»

Р.: «Кубики».

М. не реагирует, продолжает строить сама.

Р.: «Еще одна», – хочет положить кубик на мамину постройку.

М.: «Подожди, подожди», – убирает кубик ребенка.

Р.: «Это мелок», – показывает маме палочки.

М.: «Нет, это палочки», – продолжает строить сама.

Р. играет с палочками. Выкладывает кубики друг на друга.

М.: «Смотри, будут качели», – показывает ребенку свою постройку.

Р. не смотрит, продолжает выкладывать кубики.

М.: «Смотри, смотри».

Р. бросает взгляд на мамину постройку и продолжает выкладывать кубики.

М. строит отдельно, забирает кубики с постройки ребенка.

Фрагмент протокола (Варвара Р., 3 г.)

Р. строит башню.

М.: «Такой же формы клади».

Р. кладет деталь другой формы.

М.: «Нет, неправильно». (Раздраженно).

М.: «Неправильно!» (Раздраженно).

Р. все равно кладет другую деталь.

М.: «Варвара, ты неправильно делаешь». (Раздраженно).

Р.: «Эти?», – показывает на положенные сверху детали.

М.: «Эти нужно убрать, они не подходят».

Р. убирает.

М.: «Найди еще зеленый».

Р. ставит зеленый кубик.

М.: «Что ты строишь, сарай?» (Недовольно).

Р.: «Гараж».

М.: «У тебя какой-то некрасивый гараж».

Р. продолжает строить.

М.: «Правда некрасивый».

Мама Кати Б. не увлечена совместной деятельностью, не проявляет эмоционально положительных реакций. Она игнорирует желания ребенка, действуя большей частью параллельно с ним. Мама Варвары Р. также эмоционально недоступна для ребенка, поскольку проявляет раздражение и недовольство в ответ на ее инициативу, критикует действия девочки.

3. Последовательность поведения матери.

Именно последовательное поведение родителей позволяет внести в жизнь ребенка необходимое постоянство и предсказуемость, что принципиально важно для удовлетворения его потребности в безопасности. В чем проявляется данная последовательность? Во-первых, в установлении для ребенка четких правил и требований, а также непротиворечивом поведении матери в ситуации их соблюдения и нарушения ребенком. При таких условиях ребенок имеет так необходимую в раннем возрасте возможность усвоить границы дозволенного в отношениях с другими людьми . Типичные ошибки родителей, свидетельствующие об их непоследовательности, проявляются в ситуациях, когда родители сегодня разрешили ребенку то, что вчера запрещали или предъявили ребенку требование и не добились его выполнения, сделали какое-то действие за ребенка. Во-вторых, последовательная позиция матери проявляется в обеспечении ритмичности жизни ребенка, которая достигается главным образом за счет установления и соблюдения гибкого режима. Гибкий режим – это режим, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, а также образу жизни семьи. Подробнее о правилах установления подобного режима и его значении можно прочитать в книгах Г. Эззо и Р. Букнама .

4. Демонстрация матерью любви и принятия по отношению к ребенку в виде телесного и зрительного контакта, ласкового, доброжелательного обращения, пристальном сосредоточении внимания на ребенке.

Значимость данной способности матери сегодня подтверждена не только данными психологических исследований. В современных исследованиях в области нейробиологии было доказано, что тактильный контакт ребенка с матерью, выражающий ее положительное отношение, связан с выработкой в организме ребенка гормона роста. Также установлено, что ласковые прикосновения матери способствуют стимуляции центров удовольствия в головном мозге ребенка, которые, в свою очередь, стимулируют развитие межклеточных связей, отвечающих за интеллектуальные способности ребенка. При недостатке контакта с близким взрослым происходит отмирание нервных клеток в отдельных областях головного мозга ребенка. Кроме того, недостаток эмоционально насыщенного телесного контакта приводит к нарушению у ребенка механизмов саморегуляции и способности справляться со стрессовыми ситуациями. Также от качества телесного контакта ребенка с матерью в раннем детстве зависит развитие у него сопереживания и телесной чуткости по отношению к другим людям, а также владение своим телом.

Важно заметить, что, к сожалению, многие современные родители убеждены, что частыми ласками, объятиями и поцелуями можно избаловать, «испортить» ребенка. Это миф! Ласки много не бывает. А избаловать ребенка можно скорее отсутствием последовательного отношения к нему, когда родители склонны идти на поводу у ребенка и потакать всем его желаниям. Психологу очень важно донести до родителей, что можно быть одновременно ласковыми, чуткими и строгими, последовательными.

Мы почему-то уверены, что знаем о потребностях своего ребенка, во всяком случае, об основных. Но при этом проводим почти все время на работе, поручая ребенка няне или отдавая в детский сад. Затем занимаем малыша мультиками или даже даем свой планшет, чтобы он дал нам заняться такими важными делами – приготовить еду, убрать в доме, посидеть в социальных сетях.

Какие же по нашему мнению основные потребности ребенка?

Прежде всего, потребность в еде. Домашней, полезной, свежеприготовленной. Чтобы и белки, и жиры, и углеводы. Выпечка, фрукты. И иногда даже Mcdonalc, ведь ребенок так любит туда ходить! Если изредка, то это не вредно.

Потребность в тепле и комфорте. Наверное, поэтому мы с самого рождения ребенка кутаем, опасаясь, что его может продуть несуществующий сквозняк. А некоторые мамочки даже ставят обогреватель в ванной, когда купают ребенка, несмотря на то, что в доме «Ташкент» и взрослые ходят по дому босиком и с короткими рукавами.

Потребность в общении. Ребенку так важно социально адаптироваться и учиться общаться со сверстниками. И чем раньше, тем лучше. Именно поэтому мы отдаем детей в детский сад, и часто даже не в три года, а в два. А иногда и детского сада не можем дождаться, ведем малыша в кружки раннего развития, где принимают уже с года. Пусть учится взаимодействовать с другими детками! И все это притом, что ребенку до трех лет вообще общение со сверстниками вредит психике, перевозбуждая ее, а с трех до пяти малышам достаточно двух часов в день этого самого социального общения. Все, что сверх этого лимита, уже идет во вред.

Потребность в обучении. Именно потому мы отправляем детей на раннее развитие, нанимаем им репетиторов по всем иностранным языкам уже в три года, практикуем обучение по различным модным современным методикам Монтессори и прочим, искренне считая, что «после трех уже поздно».

Но что самое обидное и печальное, что ни одна из перечисленных потребностей не является основными потребностями ребенка. Какие же они на самом деле?

Основные потребности ребенка:

Прежде всего, потребность в родителях. После рождения маленький человечек находится в биополе матери, так как его собственная аура только начинает формироваться. И потому он чувствует себя спокойно и в безопасности только рядом со спокойной и умиротворенной мамой. Чуть позже, когда ребенок становится постарше, к маме формируется привязанность и тогда для него уже осознанно важно, чтобы мама была рядом. Для того, чтобы обнять, поцеловать, спросить что-то, успокоить свои страхи, получить еще одну порцию любви и внимания. Лет с двух важной персоной становится и отец.

Далее, потребность в самовыражении. Эту потребность родители так часто игнорируют и всячески подавляют, если она им не по вкусу. К примеру, ребенок очень любит рисовать и при каждой возможности берет в руки карандаш и бумагу, мечтает стать художником. А родители, напротив, уверены, что это «пустое» увлечение и нечего «фигней страдать». И всячески препятствуют этому занятию, закапывают талант ребенка в землю, ставя крест на его возможностях самореализации. Ребенок потом вырастет, и всю жизнь будет заниматься нелюбимым делом, ненавидя в душе родителей. Либо пойдет наперекор и рассорится с ними. Итог в любом случае печальный, потому что это базовая потребность ребенка – потребность в самовыражении.

Потребность в любви. И не только получении, а и отдачи. Дети, которым не досталось достаточно любви от родителей в детстве, потом всю жизнь ищут ее где-то на стороне. Или пытаются заслужить у родителей, завоевывая ее разными свершениями и подвигами. Ни первое, ни второе не сделает их счастливыми.

Поэтому задумайтесь, удовлетворяете ли вы истинные потребности своего ребенка? Ведь он вырастет и у вас не будет возможности все исправить.

У всех детей эти потребности одинаковы, хотя выражены в разной степени. Чем младше дети, тем больше они похожи друг на друга в плане потребностей, хотя в зависимости от темперамента проявляют их по-разному. Холерик, как правило, очень требовательный ребенок, и если его оставить одного, он скорее всего будет кричать, плакать и вообще громко возмущаться. Этот ребенок умеет за себя постоять и, так же, как и сангвиник, умеет привлечь к себе внимание активными действиями, а вот флегматик или меланхолик скорее всего будет спокойно лежать в одиночестве и страдать от фрустрации90 молча. Но потребность, в частности, потребность в присутствии мамы (другого близкого человека) рядом есть у всех детей.

К основным потребностям ребенка относятся потребности в еде, сне, отдыхе, движении, тепловом комфорте, безопасности существования, тактильном контакте, безусловной любви, ласке, общении. Невозможно достаточно хорошо ухаживать за ребенком и воспитывать его без понимания его потребностей и (или) без понимания способов их удовлетворения. Если мы не осознаем какую-то потребность, скорее всего она не будет удовлетворена вообще.

Способы удовлетворения врожденных потребностей, как бы странно на первый взгляд это ни звучало, зависят от конкретного общества, от конкретной культуры, семейных традиций и личного выбора родителей. То есть они вовсе не одинаковы - их существует очень много. Условно многочисленные современные способы ухода за младенцами можно разделить на две большие группы, отражающие два разных подхода: естественный и медико-технократический (который является общепринятым и считается традиционным в нашем обществе).

Естественный уход - это физиологически и психологически обоснованный уход. На первое место в нем ставятся врожденные потребности ребенка и их естественное полноценное удовлетворение. Этот подход ориентирован на мягкую адаптацию новорожденного к новым условиям жизни, постоянный контакт с мамой, естественное (грудное) вскармливание, и исключает (полностью или частично) использование таких искусственных приспособлений в уходе за ребенком, как коляски, манежи, ходунки и т.п., в отличие от традиционного, медико-технократического похода.

Конечно, подразумевается отказ не от любых искусственных приспособлений, а только от тех, которые не удовлетворяют врожденных потребностей ребенка. Те же, которые помогают маме и не вредят ребенку, его росту и развитию, только приветствуются. Например, у новорожденного ребенка есть потребность в постоянном контакте с мамой (или другим близким человеком). С этой целью человеком был изобретен способ привязывания ребенка к маме с помощью куска ткани - слинга, чтобы у нее была возможность одновременно заниматься другими делами. Да, слинг - это культурное изобретение, но благодаря ему полностью удовлетворяется естественная потребность ребенка в постоянном контакте с мамой, и при этом он не вредит развитию здорового малыша. Нет никаких причин его не использовать, кроме случаев, когда это не нравится конкретному ребенку или когда состояние мамы не позволяет. Насколько я знаю, не могут носить ребенка в слинге только те, кому по состоянию здоровья нельзя его носить и на руках. А иногда слинг рекомендуют вместо рук, потому что он, наоборот, снижает нагрузку. Хотя это все решается индивидуально, в таких случаях нужно советоваться только с врачом.

Человеческая культура развивается гораздо быстрее, чем человек успевает адаптироваться к ней, и вследствие этого появляются способы ухода за детьми, которые не удовлетворяют всех потребностей ребенка, не способствуют его полноценному развитию, а иногда и вредят ему или задерживают его. Хороший пример - одноразовые подгузники, которые были изобретены для того, чтобы облегчить уход за детьми современным занятым мамам и другим членам семьи. Их использование не физиологично, они задерживают развитие ребенка, доставляя ему при этом немало дискомфорта. Можно ли их считать полезным изобретением? Конечно, нет.

Ребенок нуждается не только в том, чтобы все его врожденные потребности удовлетворялись естественным образом, но и в том, чтобы в их удовлетворении ему помогал любящий человек. У млекопитающих, к которым принадлежит и человек, главная роль во взращивании ребенка принадлежит маме. Развитие мозга у всех детей происходит по одному и тому же «сценарию». Для меня было большим удивлением узнать, что когда исследователи вычисляют норму развития мозга, то из выборки исключаются дети-сироты, дети, которые с первых дней были отданы для ухода и воспитания бабушкам или няням, и дети эмоционально холодных матерей. Норму развития мозга вычисляют, беря во внимание показатели развития только тех детей, которых с рождения лично воспитывают любящие, заботливые и отзывчивые матери.

В раннем возрасте ребенок постоянно нуждается во внимании, любви и общении. Но нужно не просто любить ребенка - нужно ему показывать свою любовь. Лаской, похвалой, проявлением интереса и внимания, общаясь с ним с рождения. Любовь должна быть безусловной (без условий). Каждый человек, особенно маленький ребенок, нуждается в том, чтобы кто-то любил его просто так. Не за что-то (за то, что красивый, умный, послушный или еще какой-то), а просто так, за то, что он есть на свете, без обид на него, без ожиданий благодарности, без мыслей о том, что он должен всегда слушаться, и т.п.

Не стоит бояться того, что при безусловной любви, а не при «любви за достижения», у ребенка не будет стимула развиваться. Стремление к развитию и к обучению есть у каждого ребенка с рождения. Потребность в самовыражении, в личностном росте - это тоже естественная человеческая потребность. Чтобы ребенок смог реализовать себя в разных сферах, ему необходима поддержка и любовь самых близких людей - родителей. Поэтому безусловная любовь со стороны родителей не только не вредит развитию ребенка, а, наоборот, стимулирует его.

Избаловать ребенка любовью невозможно, поэтому не стоит ее «дозировать» даже исходя из благих намерений, иначе эмоциональных проблем, отклонения в поведении и нервно-психических заболеваний ребенка будет трудно избежать. Ну и, кроме того, безусловной любовью ребенка будут любить не все окружающие, а только самые близкие люди. Конечно, у него будет возможность усвоить нюансы разных человеческих отношений, общаясь с разными людьми. Но важнее всего то, что если близкие любят ребенка безусловной любовью, он имеет возможность быть самим собой. Эта возможность дорого стоит в жизни каждого человека.

Недостаток внимания и заботы, в частности, ведет к госпитализму. Ошибочно считать, что только в детдомах дети недополучают заботы и внимания. Это происходит и в обычных семьях, где родители, в первую очередь мама, эмоционально холодны. Такие родители осуществляют только минимум необходимых действий в уходе за ребенком (покормить, переодеть) и не проявляют никаких «лишних» нежностей и желания к общению.

Д-р Боулби также писал о негативных последствиях госпитализма: дети, которых в экспериментальных целях хорошо кормили, вовремя переодевали, держали в комфортных тепличных условиях, но мало обнимали, ласкали и носили на руках, полностью теряли интерес к жизни (не хотели ни есть, ни гулять, ни двигаться). О подобном эксперименте в 1945 году писал другой ученый, Рене Спитц: детей в трехмесячном возрасте отделили от матерей, и они около полугода провели в яслях, где за ними безупречно ухаживали (вовремя кормили и переодевали), но с ними вообще не общались. Результат: 70% из них умерли, у остальных обнаружили общее ухудшение развития, в том числе эмоциональный ступор, поведенческие аномалии, застой в наборе веса и роста. Иметь маму и потерять ее оказалось еще более сильным шоком для младенца, чем не иметь ее вообще.

Именно госпитализм - та главная причина, по которой дети из детских домов отстают в развитии. Наличие/отсутствие родителей - определяющий фактор в судьбе ребенка. Люди, которые считают что «лучше в детдоме, чем у плохих родителей», просто не понимают, насколько катастрофически сиротство отражается на судьбе. Это касается и социальных сирот, то есть детей, у которых родители есть, но мало уделяют им внимания, мало проводят с ними время, редко интересуются их успехами и проблемами (даже если причина уважительная - например, родители много работают).

Ребенку действительно нужно очень много внимания. То, что главное не количество, а качество проведенного родителями времени с ребенком, - миф. Важно и то, и другое. Но если приходится выбирать, то в раннем возрасте ребенку более важно количество времени, проведенное с мамой, чем его качество (хотя качество понятие оценочное, не так ли?). Это значит, что ребенку важнее то, что мама рядом, даже если она занимается весь день своими делами, а исключительно для ребенка времени ей не хватает, чем то, что мама только вечером придет домой и целый час будет играть исключительно с ребенком.

Самым тяжелым наказанием для ребенка и самым вредным для его общего развития является игнорирование его со стороны взрослых, в первую очередь родителей. Некоторые родители наказывают детей своим молчанием и не разговаривают с ними некоторое время. Многим такое игнорирование ребенка кажется очень безобидным, но это не так. Сразу поясню - мы говорим о маленьком ребенке, о ребенке раннего и дошкольного возраста, для которого весь мир - это родители. Для детей этого возраста важнее всего то, что происходит «здесь и сейчас», в настоящем моменте. Дети постарше уже по-разному могут воспринимать подобное родительское поведение, но для маленьких детей оно самое страшное и уничтожающее.

Общение любого качества предпочтительнее для человека, чем игнорирование. Если это ребенок, который еще растет и развивается, то тем более. Что это значит? Это значит, что даже сердитый и ругающий голос мамы на развитии ребенка сказывается лучше, чем ее молчание. Помните, я писала, что ребенок способен добиваться внимания родителей любыми способами, потому что его отсутствие для него невыносимая ситуация? Так вот - я снова о том же. Хотя это вовсе не значит, что ребенка лучше отругать, чем сдержать себя и промолчать. Это значит, что если родители не могут сдержаться, то лучше все же поговорить с ребенком, чтобы он понял, что не так. Но не игнорировать его, когда он прямо к ним обращается или любым другим способом требует их внимания.

Очень ответственный и совершенно новый период жизни начинается, когда ребёнок идёт в детский сад. С этого периода, он учится общаться с другими детьми, ему приходится это делать практически постоянно. Малыш всегда находится в коллективе, пытается взаимодействовать с абсолютно разными сверстниками, это позволяет ему многому научиться. Очень важно, чтобы родители на этом этапе помогали своему ребёнку. Он ещё не имеет опыта в общении с другими детьми, не знает, как правильно себя вести. Об этом малышу должны поведать родители.

Например, стоит рассказать ребёнку о том, как важно быть правдивым, честным, как нужно уметь делиться, доверять людям. Маленькому ребёнку понять это очень нелегко, поэтому мама с папой должны максимально доступными словами донести до своего чада всю информацию. Родителям необходимо показывать все это на собственном примере, поэтому им тоже необходимо вести себя правильно.

Потребности детей школьного возраста

Старший возраст начинается с семи лет. Как известно, именно в этом возрасте ребёнок впервые идёт в школу, ответственности становится все больше, обязанностей тоже. В школе ребёнок проведёт несколько очень важных лет своей жизни. Школа, как известно, даёт ребёнку не только знания, которые, конечно же, очень ценны, но и огромное количество опыта. В этом возрасте ребёнку очень важно во всем подробно разбираться, поэтому в этом ему должны помочь родители. Они должны отвечать на все вопросы ребёнка, а иногда даже предугадывать их, что тоже важно.

Воспитание детей подростков

Непростой возрастной период начинается с двенадцати лет. Этот период как раз именуют подростковым, все прекрасно знают, что дети-подростки бывают просто неуправляемыми, они быстро меняются, в том числе и под действием гормонального фона, который в это время бушует. С таким ребёнком невероятно сложно найти общий язык, так как он сам пытается отгородиться от родителей. Родители должны дать в этот период своему ребёнку уважение, некую свободу выбора, научить его быть ещё более ответственным, а также отвечать за все свои сказанные слова. Кроме того, подростки, как никто другой, нуждаются в понимании. Порой им кажется, что весь мир ополчился против них, они сталкиваются с первыми трудностями в дружбе, отношениях. Поэтому им важно знать, что дома есть люди, которые всегда смогут поддержать и понять.

ПОТРЕБНОСТИ СПОСОБЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
ДЫХАНИЕ Организация гипоаллергенного быта, поддержание оптимальной температуры, влажности, концентрации кислорода в воздухе помещения, прогулки, дыхательные упражнения
ПИТАНИЕ И ПИТЬЕ Организация рационального вскармливания в зависимости от возраста и АФО ребенка, вида вскармливания
СОН Организация режима дня, создание оптимальных условий для засыпания и сна
ДВИЖЕНИЕ Проведение комплексов массажа и гимнастики, развивающих игр для формирования двигательных навыков
ОБЩЕНИЕ Рациональный выбор игрушек и развивающих занятий в зависимости от возраста и развития ребенка
БЕЗОПАСНОСТЬ Проведение закаливающих процедур, организация гипоаллергенной диеты и гипоаллергенного быта, рациональный выбор мебели, предметов ухода, игрушек в зависимости от возраста и АФО ребенка, профилактика травматизма
ГИГИЕНА И СМЕНА ОДЕЖДЫ Гигиенический уход за ребенком, воспитание гигиенических навыков, рациональный выбор одежды в зависимости от возраста, развития, времени года
ВЫДЕЛЕНИЕ Воспитание гигиенических навыков, обучение умению пользоваться горшком

Рассмотрим подробнее некоторые способы удовлетворения потребностей ребенка в грудном возрасте.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГИПОАЛЛЕРГЕННОГО БЫТА

Комната ребенка грудного возраста должна быть просторной и светлой, следует убрать ковры и ковровые покрытии из ворсовых материалов (допускается использование ковровых покрытий из специальных гипоаллергенных материалов), тяжелые шторы, аквариумы, горшечные растения. На период раннего возраста ребенка необходимо воздержаться от содержания домашних животных и, особенно, птиц. Радиаторы отопления использовать из современных облегченных материалов, без горизонтальных поверхностей, чтобы на них не скапливалась пыль. Влажность воздуха должна быть не менее 70% , для контроля этого показателя следует использовать специальные приборы. При использовании отопления помещений влажность существенно снижается, повышается риск заболеваний органов дыхания и аллергических реакций, поэтому необходимо пользоваться увлажнителями воздуха промышленного производства. Влажную уборку следует проводить ежедневно, с использованием моющих пылесосов или пылесосов с водным фильтром, следить, чтобы были просушены щели у плинтусов и углы, так как там в условиях повышенной влажности может скапливаться большое количество аллергенов. Температура воздуха в комнате ребенка должна быть 20 – 22 градуса, для контроля используется комнатный термометр. Поддерживать температуру можно, используя системы климат-контроля (не кондиционеры!). Проветривание комнаты проводить осторожно, лучше в утренние и вечерние часы, когда загрязнение воздуха минимально, хорошо использовать специальные воздушные фильтры на форточки. Для обогащения воздуха кислородом можно использовать ионизаторы воздуха, которые переводят двухвалентный кислород в трехвалентный, делая воздух комнаты похожим на воздух в сосновом лесу или воздух после грозы. Мебель, постельные принадлежности должны быть изготовлены из современных гипоаллергенных материалов. В настоящее время не используются матрасы и подушки с пухо-перьевыми наполнителями, одеяла из шерсти. Стирку постельных принадлежностей, одежды ребенка проводят специальными средствами, предназначенными для детей. Детские вещи хранят отдельно от взрослых вещей.

РЕЖИМ ДНЯ

Рациональное распределение элементов воспитания по времени направлено на предупреждение срывов нервной системы ребенка. Нужно стремиться строго соблюдать режим дня.

Режим - динамический стереотип, определяющий чередование основных физиологических процессов (сон, кормление, бодрствование и др.) в зависимости от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребенка, требующий минимальных затрат энергии.

Режим дня вводят в возрасте 1 месяца, так как обычно именно в этом возрасте ребенок начинает просыпаться утром в одно и то же время, которое при составлении режима считается временем начала дня.

Примерные режимы дня для детей в возрасте от 1 месяца до 1 года

Организация режима кормлений изложена в разделах пособия, посвященных вскармливанию детей. Остановимся на организации сна, бодрствования.



ОРГАНИЗАЦИЯ СНА

Сон восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток; создает условия для дальнейшего роста и развития. Неадекватно организованное бодрствование может привести к нарушению полноценности сна, а нарушение сна становится причиной недостаточной активности ребенка во время бодрствования. И то, и другое могут быть причиной задержки нервно- психического и физического развития детей, а при длительном сохранении приводят к возникновению заболеваний. Поэтому контроль за организацией сна ребенка, за особенностями засыпания, ночного сна и пробуждения является важной частью наблюдения медицинской сестры за ребенком.

Ребенок должен спать в хорошо проветренной комнате. Свежий, прохладный воздух является лучшим "снотворным" и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Периоды переходов от бодрствования ко сну и наоборот должны быть краткими (не более 30 минут). Укачивать ребенка не следует. Если ребенок дома не засыпает без укачивания, следует обратиться к врачу для обследования. Если при этом не выявлено каких-либо заболеваний, то нужно обратить внимание на организацию бодрствования. Малая активность во время бодрствования, когда ребенок "не набрал суммы необходимых движений", может быть причиной долгого засыпания.

Сон должен быть достаточным по длительности, необходимой для того или иного возраста. Если ребенок не досыпает 1,5 ч. в сутки, то снижается выносливость нервных клеток, появляются неадекватные реакции (может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот), снижается работоспособность. Длительное недосыпание может привести к неврозу. Во время ночного сна дети раннего возраста могут просыпаться для кормления, почувствовав раздражение из-за мокрого белья и т. п. Однако, это не должно происходить более 3-х раз за ночь и после устранения причины ребенок должен быстро засыпать.

ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ

Место бодрствования должно быть безопасным для ребенка и соответствовать его возможностям, в то же время не ограничивать активность ребенка. Для детей от 10 дней до 6 месяцев - это кровать с твердой подстилкой; 6 - 8 месяцев - манеж; 9 - 11 месяцев - огороженное место на полу; с 12 месяцев - по всей комнате.

Игрушки должны соответствовать нервно - психическому развитию и не быть сложными для ребенка (в этом случае он не будет ими интересоваться).

Ребенку первого месяца жизни игрушки подвешивают на кронштейне на высоте 80 см от глаз; с 2-х месяцев игрушки подвешивают низко, удобно для захватывания, звучащие, с 4-х месяцев игрушки можно положить в кроватку.

Новые игрушки перед использованием следует вымыть с мылом и обдать кипятком. Игрушки должны быть из пластмассы, без мелких деталей, не заостренные, чтобы ребенок не поранился.

С 8-ми месяцев ребенку требуются игрушки: предметы для открывания и вынимания (кастрюли с крышкой, бидончики и т. п.), матрешки, мячи.

С 11-ти месяцев - пирамидки, кубики, куклы, машинки.

Во время бодрствования родители должны заниматься с ребенком, играть, разговаривать, способствовать овладению психомоторными навыками, то есть заниматься воспитанием.

ВЫБОР ИГРУШЕК И РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯ

1 МЕСЯЦ – 6 МЕСЯЦЕВ

С ребенком необходимо разговаривать и уделять ему как можно больше внимания в таком «несмышленом» возрасте и даже гораздо раньше - когда он еще находится в материнской утробе. Но мы говорим о конкретном этапе жизни. В месячном возрасте самое время, чтобы обратить внимание на основные чувства малыша - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Как приступать к занятиям и когда заниматься? Такой вопрос, конечно, неуместен применительно к месячному возрасту, потому что «обучение» и жизнь слиты пока в одно. Главное правило - дать возможность ребенку увидеть и услышать все множество интересных звуков, картинок, цветов, разнообразных предметов и т. д. Вам еще не нужно ничего объяснять ему, достаточно всего лишь щебетать малышу что-нибудь ласковое, - пусть он просто чувствует вашу любовь.

Изучаем мир.

Когда малыш не спит, он просто лежит в кроватке и изучает мир. Старайтесь, чтобы он не оставался в одном положении, поворачивайте его так, чтобы ему открывался разный вид на комнату. Берите его на руки и подносите к окну; пусть посмотрит, что за окном идет снег либо дождь или светит солнышко. Как только он научится держать головку, его можно сажать в специальное детское креслице и брать с собой на кухню. Хорошо, когда ребенок всюду с вами; сидит, например, в рюкзачке-кенгуру. Он с удовольствием будет вертеть головкой в разные стороны, рассматривая улицу, дома, деревья. Это интереснейшее занятие принесет огромную пользу для развития его воображения, зрения и слуха.

Подражание звукам

Возраст от месяца до полугода - очень насыщенное и важное время для развития слуха и собственной речи ребенка. Он уже начинает что-то лепетать, произносить. Попробуйте ответить ребенку на его языке. Прислушайтесь и скажите, подражая его звукам, что-нибудь ласковое. Он почувствует, что мама понимает его. Малыш услышит повторение того, что произнес сам; его слух будет развиваться, настраиваться на иные и похожие звуки, он научится воспринимать разные голоса и отличать их друг от друга.

Не только постоянное обращение к младенцу, но и пение очень полезны для него. Убаюкивая ребенка, каждая мама что-то напевает, хотя настоящие колыбельные песни знают далеко не все, а ведь в их старинных мотивах заключается огромный смысл. Они помогают успокоиться после дневных впечатлений, создают настроение умиротворения и блаженства. Поэтому не стоит утомлять ребенка современными эстрадными песнями, лучше вспомните те мелодичные, что напевала вам бабушка, или найдите их образцы в книгах.

Петь полезно не только перед тем, как вы убаюкиваете малыша, но и днем, когда его кормите, купаете и во время других занятий. Можно также произносить разные детские стихи.

Развиваем зрение

Все, что окружает вашего малыша, служит ему стимулом к развитию, поэтому сделайте его кроватку и одежду красивой и разноцветной. Красочные погремушки в виде рыбок, зверушек или куколок над кроватью, которые можно потрогать, - очень полезные вещи. Кроме того, можно надеть ребенку яркие цветные манжеты или носки, - он с удовольствием будет их рассматривать, ведь одни и те же погремушки надоедают. Рассмотреть красивую манжетку или яркий носочек не получится, если не поднести ручку или ножку поближе, - так ребенок учится управлять своим телом. А для того чтобы он привыкал чувствовать свои руки и владеть ими, положите ему на ладонь игрушку, издающую писк. Вот она пропищит в правой ладошке, и малыш потянется этой ручкой, переложите в левую - и он будет искать, где же теперь игрушка, которая так смешно звучит. Меняйте погремушки, показывайте что-то новое, а потом убирайте.

Ощущения

Чтобы ребенок узнал новые ощущения, научился отличать один предмет от другого, кладите в его ручку погремушки, тряпочки, куколки и другие вещицы разнообразной формы и сделанные из разного материала. Он постарается удержать предмет и, когда тот упадет, попытается найти. Можно положить эту вещицу сначала в одну ручку ребенка, потом в другую. Тогда он начнет ориентироваться, где находится игрушка, и будет искать понравившуюся вещь. Такое упражнение помогает развитию хватательных навыков.

А вот еще игры, способствующие развитию малыша в этом возрасте.

Найди сюрприз

Сделайте ребенку сюрприз. Заверните игрушку в несколько слоев бумаги и предложите ее найти, предварительно продемонстрировав, как это делается. Он с удовольствием примется искать спрятанное, развивая свое внимание и наблюдательность, учась управлять руками.

Учимся бросать

Подберите звучащие и пищащие игрушки и возьмите большую коробку, куда малыш будет их бросать. Передвигайте ее, пусть он найдет коробку и дотянется ручками. Так развивается умение манипулировать предметами.

Агуканье и объятия

Уже с грудного возраста можно стимулировать развитие речи, если всячески поощрять агуканье малыша. Он будет с удовольствием ворковать на своем языке, когда услышит, как вам это нравится. Поэтому чаще говорите ему «агу» и приветливо улыбайтесь.

6 МЕСЯЦЕВ - 1 ГОД

«Дуем-дуем». Такое упражнение направлено на развитие у ребенка умения управлять собственным дыханием, что в дальнейшем потребуется при становлении речи. Для его проведения надуйте обе щеки и затем дуньте на малыша, после чего попросите его сделать то же. Если ребенок не умеет дуть, научите его этому. В этих целях можно воспользоваться перышком, пеной, использующейся при купании, и мукой, предварительно высыпанной в тарелку.

«Все схвачено». Возьмите в руку игрушку и, расположив вертикально, попросите малыша взять ее. При этом нужно следить за тем, чтобы положение игрушки не изменялось. Затем расположите игрушку горизонтально и вновь попросите ребенка взять ее. Такое упражнение направлено на развитие мышц кисти и умение захватывать предметы.

«Мешочек с сюрпризом». Положите игрушку в полиэтиленовый или бумажный пакет и сверните его, после чего предложите ребенку достать игрушку. Такое упражнение развивает моторику рук и дает малышу представление о постоянстве предметов.

«Брось сильней!». На некотором расстоянии от ребенка поставьте ведро или коробку и затем попросите его попытаться забросить туда какую-либо игрушку. Во время выполнения упражнения периодически меняйте местоположение импровизированной корзины.

«Волшебный лист». Возьмите чистый лист бумаги и попросите малыша смять его, затем расправить, разорвать на несколько частей и т. д. Такое упражнение развивает моторику рук. После этого разместите лист бумаги перед лицом ребенка - он закроет обзор комнаты, а затем отведите лист.

«А ну-ка, повернись!». Положите ребенка на бок и покажите ему яркую игрушку. Малыш пожелает достать ее. Он будет тянуться ручками к игрушке, а вы в это время медленно передвигайте ее дальше, побуждая ребенка перевернуться на живот. Только после того, как он перевернется, отдайте игрушку ребенку.

«Говорящие зверушки». Посадите малыша на кровать и разложите перед ним несколько мягких игрушек. Взяв в руки одну из них, поговорите с ребенком от ее имени. При этом лучше всего изменять голос, подражая интонации того или иного животного: если это медведь - говорите низким тоном, если лисичка - высоким и протяжным, и т.д. Во время проведения такой игры ничто постороннее не должно отвлекать внимание малыша. Упражнение направлено на развитие речевых навыков.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Среди средств физического воспитания большое место занимают массаж и гимнастика.

Массаж оказывает благоприятное действие на мышечный тонус: уравновешивает тонус сгибателей и разгибателей (это важно, так как у детей до 3-х месяцев отмечается флексорный гипертонус). Под влиянием массажа улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата; расширяются капилляры, улучшается питание тканей, перистальтика кишечника, аппетит, циркуляция крови. Массаж оказывает благоприятное действие на нервную систему: уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС (это особенно важно в раннем возрасте, когда отмечается незрелость нервной регуляции функций органов и систем). Первые речевые реакции (гуление) возникают в ответ на тактильные раздражители - поглаживания, в то время как словесные, обращения взрослых не вызывают такой реакции.

Основные приемы массажа.

Поглаживание - легкие скользящие движения ладонями или тыльной стороной кисти по поверхности кожи.

Детям первых 3-х месяцев жизни используют преимущественно прием "поглаживание". Более старшим детям можно использовать растирание, разминание, поколачивание.

Растирание - это более сильное давление рук, чем поглаживание, проводится в тех же направлениях.

Разминание - воздействие не только на кожу, но и на мышцы, сухожилия, суставы.

Поколачивание проводят тыльной стороной одного пальца, затем двумя и большим количеством пальцев Этот прием оказывает рефлекторное влияние на глубоко лежащие мышцы.

Требования к проведению массажа:

· руки массажиста должны быть теплые, без длинных ногтей, не шершавые;

· во время массажа ребенок должен быть спокойным, в хорошем настроении; при неприятных ощущениях массаж нужно прекратить;

· кожу ребенка смазывать кремом не нужно;

· продолжительность массажа одной области (руки, ноги, живота и т.п.) секунд - 2 минуты.

Начинать массаж можно в возрасте 1 месяца. Проведение массажа обычно сочетают с гимнастическими упражнениями.

Упражнения бывают 3-х видов:

¨ рефлекторные,

¨ пассивные,

¨ активные.

Рефлекторные упражнения - это вызывание безусловных рефлексов (Бабинского, Веркома и т.п).

Пассивные упражнения - это движения конечностями ребенка, которые выполняет взрослый (сгибание рук, ног и т.п). Эти упражнения можно проводить с 3-х месяцев, когда уравновешивается тонус сгибателей и разгибателей.

Активные упражнения - это упражнения которые выполняет сам ребенок (подползает к игрушке, приседает и т.п.). Эти упражнения используют в соответствии с уровнем НПР (линии До, Др, Рп).

В детских поликлиниках маму ребенка обучают проведению комплексов массажа и гимнастики в зависимости от возраста ребенка.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом Активность ребенка в 1 месяц Активность ребенка в 1 месяц Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю