Недоношенный ребенок: почему страдает нервная система. Недоношенный ребенок: чем опасно появление на свет раньше срока

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Согласно современному определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), недоношенным считается ребенок, рожденный на сроке беременности до 37 полных недель и имеющий все признаки незрелости, о которых мы расскажем ниже. Рост и вес недоношенных младенцев, естественно, как правило, меньше роста и веса детей, родившихся в срок, однако на сегодняшний день массу тела и рост относят к условным критериям недоношенности, поскольку многие доношенные дети в силу ряда причин могут иметь массу тела менее 2500 г и рост менее 45 см. Есть две крайности в отношении к недоношенному ребенку: некоторые склонны считать его уменьшенной копией ребенка, родившегося в срок, другие вовсе отказывают ему в праве называться человеком и считают чуть ли не зародышем, волей судьбы очутившимся вне материнской утробы. И то и другое неверно. Недоношенные дети, конечно же, дети, но - особенные, нуждающиеся в особенном отношении и особенном уходе. К примеру, 24-недельный недоношенный ребенок в норме должен был бы еще 16 недель провести в матке, где плацента обеспечивает его питанием и кислородом, избавляя от необходимости самостоятельно есть и дышать; температура постоянная; он защищен от всяческих травм и повреждений; сила тяжести никак не ощущается; его нервной системе не приходится реагировать на сильные раздражители (зрительные, слуховые, тактильные). Лишившись этого привычного и комфортного окружения раньше срока, малыш вынужден по мере сил приспосабливаться к новой, в общем-то враждебной, среде обитания. Понятно, что без помощи врачей это в большинстве случаев невозможно.

Андрей Степанов
Неонатолог, к.м.н.

Шансы выжить

С 1979 года российское здравоохранение исходит из мировых стандартов, принятых ВОЗ, согласно которым потенциально жизнеспособными считаются дети, родившиеся с массой тела более 500 г при сроке беременности не менее 22 недель. Отметим, что прогноз есть прогноз, а не гарантия и не приговор: некоторые недоношенные дети внезапно умирают, несмотря на благоприятные прогнозы, другие - выживают наперекор мрачным оценкам. Японскими учеными описан даже случай успешного выхаживания ребенка, родившегося с массой 396 г, причем по истечении некоторого времени он не уступал сверстникам ни в психическом, ни в физическом развитии! Несомненно одно: шансы недоношенного малыша выжить увеличиваются с каждым прожитым днем.

Как выглядит и ведет себя недоношенный ребенок?

Внешний вид и поведение новорожденного недоношенного ребенка, конечно же, зависят от его гестационного возраста (числа полных недель беременности к моменту рождения). Телосложение недоношенного ребенка весьма своеобразно. Голова относительно велика, черепные швы часто открыты, малый и боковой роднички имеют большие размеры. Сами кости черепа податливы. Подкожно-жировая клетчатка развита слабо. Часто кожа недоношенного ребенка покрыта пушковыми волосами, ногти могут быть недоразвиты. Ушные раковины мягкие, пупочное кольцо расположено низко. У мальчиков яички могут быть не опущены в мошонку, а у девочек недоразвиты половые губы.

Рефлексы у недоношенных детей слабы и угасают очень быстро, а у глубоко недоношенных часто отсутствуют жизненно важные - глотания и сосания. Мышечный тонус, как правило, снижен. Вследствие незрелости центра терморегуляции, недоношенные не могут поддерживать температуру тела, поэтому они легко охлаждаются и не реагируют подъемом температуры на инфекционные заболевания. Дыхательная, пищеварительная, сердечно-сосудистая, нервная и другие системы у них недоразвиты (по сравнению с доношенными младенцами) и имеют ряд особенностей, которые определяют течение заболеваний у этой группы детей. Зрительная система созревает примерно между 22 и 34 гестационного возраста. Поэтому поначалу недоношенные малыши проводят очень мало времени с открытыми глазами и не фокусируют взгляд. К 30 неделям гестационного возраста они уже реагируют на яркий свет, моргая или зажмуривая глаза, а при мягком освещении открывают глаза, рассматривают окружающие предметы и фокусируют на них взгляд, правда, фокусировка взгляда занимает у них больше времени, чем у доношенных детей и взрослых.

Что ждет недоношенного ребенка сразу после рождения

Не все дети, рожденные раньше «официального» срока непременно попадают в отделения, специализирующиеся на выхаживании недоношенных. Принимая решение о необходимости помещения родившегося раньше срока малыша в отделение реанимации или интенсивной терапии новорожденных, врачи учитывают не только его гестационный возраст, но и соотношение масса/рост, наличие проблем с дыханием, врожденных аномалий или пороков развития, заболеваний, особенно инфекционных, и многие другие факторы. Если, по мнению врачей, состояние новорожденного не представляет угрозы его жизни и здоровью, ребенка выписывают домой, снабдив маму всеми необходимыми рекомендациями по уходу за ним.

Первый этап выхаживания - детская реанимация . В случае значительной незрелости жизненно важных систем новорожденного (например, если недоношенный ребенок не в состоянии самостоятельно дышать), он сразу после рождения попадает в отделение детской реанимации. Здесь малыши лежат в специальных кувезах, закрытых прозрачными колпаками с четырьмя отверстиями - по два с каждой стороны (для лечебных манипуляций). Все кувезы снабжены аппаратами искусственной вентиляции легких. Дети, у которых отсутствует или слабо выражен сосательный рефлекс, первые несколько недель получают пищу (оптимально - подогретое материнское молоко, иногда со специально подобранными добавками) через назогастральный зонд. В кувезе поддерживается постоянная температура (ведь опасность представляет не только переохлаждение, но и перегрев) и влажность воздуха (около 60%), чтобы у ребенка не высыхали слизистые оболочки. Иногда кувезы снабжены водяными матрасами, которые приближают условия к пребыванию в амниотической жидкости. С помощью многочисленных трубок и проводов ребенок подсоединен к мониторам, капельницам и другим аппаратам, контролирующим его пульс, температуру и дыхание, регулярно проводящим анализы крови, вводящим необходимые лекарства и выполняющим множество других важных функций. Если показатели, регистрируемые этими приборами, опасно отклоняются от нормы, раздается сигнал тревоги. Реанимационные процедуры не ограничиваются искусственной вентиляцией легких и подачей пищи через зонд. Дети, родившиеся преждевременно, подвергаются опасности развития различных осложнений, большинство из которых при современном развитии неонатальной реанимации можно предотвратить или вылечить. Приведем лишь один пример. В легких, как известно, происходит важнейший для человеческой жизни процесс - газообмен: кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ - из крови в воздух. Отвечают за это крохотные пузырьки, оплетенные сетью капилляров, - альвеолы. Так вот, вещество, противодействующее спадению альвеол в легких во время выдоха, так называемый сурфактант, образуется лишь на 22-24 неделе беременности, и глубоко недоношенные дети нуждаются во введении искусственно синтезированного сурфактанта. Таких примеров можно привести множество, однако подробное описание всех процедур, проводящихся с недоношенными детьми в отделении реанимации, займет слишком много места и едва ли будет понятно и интересно людям, далеким от медицины.

Второй этап выхаживания - интенсивная терапия новорожденных. Когда ребенок в состоянии самостоятельно дышать и отпадает необходимость в искусственной вентиляции легких, начинается второй этап выхаживания, который обычно проводится в отделении интенсивной терапии новорожденных. Здесь недоношенные дети тоже помещаются в кувезы. В отличие от отделений реанимации, отделения интенсивной терапии не оборудованы аппаратами искусственной вентиляции легких. Тем не менее, здесь обеспечивается дополнительная подача увлажненного и подогретого кислорода в кувезы, а также оптимальный влажностный и температурный режим. Ребенок находится в кувезе до тех пор, пока не сможет самостоятельно поддерживать температуру тела и обходиться без дополнительной подачи кислорода. Сегодня считается доказанным тот факт, что во время пребывания в стационаре недоношенному ребенку необходимо общение с матерью. Малыш должен слышать материнский голос, чувствовать ее тепло, что достигается при помощи так называемого метода кенгуру . Этот метод выхаживания недоношенных детей впервые был применен в тех бедных и слаборазвитых странах, где по чисто экономическим причинами не было средств обеспечить всех недоношенных детей кувезами, оснащенными всем необходимым для поддержания постоянной температуры оборудованием. Суть метода состоит в том, что ребенок выхаживается, находясь в непосредственном контакте с кожей матери - у нее на груди и животе. Мама надевает свободную, расстегивающуюся спереди одежду, на ребенка надет подгузник (и, может быть, шапочка). Малыш помещается между грудями, одежда застегивается во избежание потери тепла. Температура ребенка контролируется медсестрой или мониторами. Исследования показали, что материнское тепло прекрасно согревает ребенка и температура его тела поддерживается на должном уровне. Дыхание также становится более правильным и стабильным, равно как и сердцебиение и насыщение крови кислородом. Мало того, кожа ребенка заселяется микрофлорой матери, что способствует процессам выздоровления. К этому методу выхаживания можно перейти, когда при относительно удовлетворительном состоянии ребенок все еще нуждается в искусственной терморегуляции и наблюдении за сердцебиением и дыханием.

Третий этап выхаживания - катамнестическое наблюдение. Относительная нормализация основных жизненно важных функций организма не всегда, к сожалению, означает, что недоношенный ребенок окончательно сравнялся со сверстниками в психо-физическом развитии. Сейчас во многих городах России открываются кабинеты катамнестического наблюдения за детьми, родившимися с экстремально низкой массой тела. Катамнезом в медицине называется информация о больном, собираемая после окончания первоначального наблюдения (в данном случае - после выписки из отделения интенсивной терапии или выхаживания недоношенных). Конечно же, в катамнестических кабинетах проводится не только наблюдение за детьми, но и планомерная коррекция выявленных у них отклонений. Методы такой коррекции - тема для отдельного разговора 1 .

Ребенок дома

Разумеется, выписывая ребенка домой, врач даст маме все необходимые рекомендации по дальнейшему уходу за ним. Мы же в рамках статьи ограничимся только самыми общими соображениями.

  • Вам придется и дома поддерживать определенный температурный режим - в комнате ребенка должно быть около 22-23° С. Хотя к моменту выписки терморегуляция ребенка обычно уже работает, ему все равно приходится тратить много собственной энергии на обогрев своего тела, поэтому вы должны создать ему комфортные условия, иначе все калории, извлеченные из с трудом добытой пищи уйдут на поддержание температуры тела, а не на прибавку в весе. Но не забывайте - ребенка можно и перегреть, что не менее опасно.
  • Стерилизуйте бутылочки и соски, которыми вы пользуетесь для кормления ребенка. Постарайтесь, чтобы хотя бы в первое время ребенок не контактировал со всеми родственниками и друзьями, которым не терпится вас навестить, - его сопротивляемость инфекции слаба, а болеть ему вовсе незачем.
  • Кормите ребенка часто, не волнуйтесь, если он подолгу остается у груди, - недоношенные дети сосут не так активно, и им надо дать время, чтобы насытиться. Если вы видите, что ребенок устал, прервите кормление, дайте ему немного отдохнуть, докормите сцеженным молоком. Обязательно посоветуйтесь с врачом, не нужно ли ребенку дополнительно к вашему грудному молоку получать специальную смесь, содержащую все необходимые ему вещества и поливитамины. Существуют такие добавки, которые растворяются в грудном молоке и снижают риск развития витаминной недостаточности у недоношенного ребенка.
  • Прикорм можно начинать только с разрешения врача. Обычно прикорм вводят, когда ребенок весит 6-7 кг, съедает в сутки около 1000 мл грудного молока или смеси, однако при необходимости прикорм назначают и раньше.
  • Не пугайтесь, если ребенок с первых же дней не начнет стремительно прибавлять в весе. Первые две недели ребенок обычно даже теряет в весе, прибавлять же, как правило, начинает с третьей-четвертой недели. В среднем прибавка в весе за неделю недоношенного ребенка поначалу составляет 100-200 г. На третьем или четвертом месяце он удвоит свой вес (доношенный ребенок удваивает вес на пятом месяце), а утроит на шестом (доношенный ребенок - только в конце первого года).
  • Не стоит терзать себя чувством вины из-за того, что ребенок родился раньше срока и в связи с этим проявлять чрезмерную осторожность, чересчур баловать малыша. Недоношенный ребенок - действительно существо необычное и требующее особого к себе отношения. Лучше всего проконсультироваться с хорошим детским психологом, методистом, владеющим навыками разнообразных развивающих игр и методик. Именно они позволят вам создать наиболее благоприятную среду для гармоничного развития ребенка и компенсировать все те трудности, с которыми вашему крошечному сынишке или дочурке пришлось столкнуться, едва придя в этот мир. Медицинская практика свидетельствует, что при должном уходе и правильно подобранном курсе реабилитации даже глубоко недоношенные дети догоняют своих сверстников по основным психо-физическим параметрам к 1,5-3 годам.

Недоношенный ребенок - это новорожденный, родившийся на сроке до 37 недель, вес которого менее 2,5 кг.

8 месяц. Пытается сам сесть, встает на четвереньки, пробует раскачиваться. Понимает, когда к нему обращаются с просьбой показать что-либо, интересуется слышимой речью, ее тоном и темпом.

9 месяц. В этом возрасте малыш сидит уже более уверенно, пытается ползать, говорит первые слоги, повышается необходимость в общении. Появляются первые зубки, если кроха родилась на 32–34 неделе.

10 месяц. Десятимесячный малыш предпочитает пока ползать, но уже хорошо стоит, ходит, держась за опору. Ему нравится наблюдать за перемещающимися предметами. Он уже знает, как его зовут. У малышей, родившихся до 31 недели, появляются первые зубы.

11 месяц. Ребенок активно ползает. Он уже подолгу стоит без поддержки, делает первые шаги без опоры, хорошо контактирует со знакомыми людьми. Ему интересны кубики, пирамидки, любые перемещающиеся игрушки.

12 месяц. Малыш может начать ходить, иногда это случается чуть позже — в 18 месяцев.
Нервно-психической зрелости такие детки достигают к 2–3 годам. Все это является вариантом нормы.

Особенности ухода

Уход за недоношенным ребенком имеет ряд особенностей:

  1. Одежда . Должна быть из натуральных материалов, с застежками-кнопками, чтобы без труда закреплять медицинские приборы.
  2. Средства по уходу. Должны быть гипоаллергенны и подобраны в зависимости от степени недоношенности ребенка. Кожные покровы недоношенного малыша очень нежные и чувствительные. В отделении больницы и позже дома понадобятся памперсы для недоношенных младенцев. Они бывают «нулевого» размера до 1 кг, а также от 1 до 3 кг.
  3. Температурный режим. Температура воздуха в помещении должна быть 23-24 градуса, вокруг тела ребенка — приблизительно 28 градусов. В случае необходимости можно использовать грелки. Оптимальная влажность воздуха 70%. Такой терморежим нужно поддерживать на протяжении первого месяца.
  4. Купание. Не должно быть резких скачков температуры. Чтобы этого избежать, ребенка нужно завернуть в тонкую пеленку, поместить в ванночку, развернуть ткань и помыть малыша. Температура в комнате должна быть не меньше 25 градусов, воды — не меньше 36 градусов. Заворачивать кроху нужно в теплое полотенце. Лучше, если ребенка будут купать оба родителя.
  5. Прогулки. Ребенка нужно беречь от переохлаждения и резких скачков температуры. Если малыш появился на свет летом и масса его тела более 2 кг, то гулять можно сразу. Прогулки длятся максимум четверть часа, температура воздуха на улице должна быть 25 градусов. Если малыш родился весной или осенью, то гулять разрешается в 1,5 месяца, когда он будет весить 2,5 кг. Когда ребенок появился зимой, то выход на улицу разрешен при массе тела от 3 кг и температуре воздуха максимум -10 градусов.
  6. Массаж и физкультура. Они нужны всем недоношенным младенцам. Желательно, если их будет делать специалист. Физкультура и массаж нормализуют костно-мышечную систему, улучшают метаболизм, пищеварение. С их помощью ребенок в срок сядет, встанет, поползет и пойдет.


Особенности кормления

Грудное вскармливание — лучшее, что может быть для таких детей. Маме нужно как можно дольше кормить малыша грудью. Недоношенному младенцу тяжело сосать грудь, поэтому его нужно докармливать сцеженным молоком.

В продаже имеются специальные смеси для недоношенных детей, если из-за различных обстоятельств естественное вскармливание невозможно, то придется кормить малыша ими, но покупать смесь нужно после консультации со специалистом.

Кормить ребенка в первый месяц нужно от 10 до 20 раз в день, маленькими порциями. Когда кроха прибавит в весе со 2-го месяца, достаточно будет кормить 8 раз в сутки.

Начиная с 7-го месяца питание недоношенных детей должно быть разнообразным, нужно вводить прикорм. Раньше этого делать нельзя, так как органы пищеварения еще не готовы переваривать какую-либо пищу, кроме грудного молока или смеси.

Но и затягивать с прикормом нельзя: ребенку нужны витамины и минералы. Начинать нужно с каш, затем вводить овощи и мясо, свежие соки, и в самом конце — кисломолочные продукты. Сладкие фрукты и сахар давать нельзя.

Рождение недоношенного ребенка — стресс для родителей. Но нужно помнить, что сегодня медицина шагнула далеко вперед и в наши дни возможно выхаживание недоношенных детей, рожденных даже до 28 недель.

Полезное видео о недоношенных новорожденных детях

Ответов

Недоношенными считаются дети, появившиеся на свет раньше 37 недель. Такие крохи нуждаются в повышенной заботе и особом внимании, а уход за ними существенно усложняется. Родителей может пугать размер малыша, ведь от веса недоношенного ребенка зависят и их дальнейшие действия. При соблюдении всех рекомендаций врачей можно преодолеть любые сложности, а спустя несколько месяцев все тяготы позабудутся.

Недоношенными сейчас рождаются многие детки. Паниковать не стоит: при должном уходе врачи обещают постепенное выравнивание темпов развития до своих сверстников и полноценную здоровую жизнь

Основные этапы развития

Развиваются дети, рожденные раньше времени, с отличиями от зрелых сверстников. В среднем идет отставание на 1-3 месяца в зависимости от срока, на котором родился ребенок. Важные параметры отображены в таблице прибавки в росте и весе детей в течение первого года жизни:

Возраст по месяцам 1 группа (до 2500 г) 2 группа (до 2000 г) 3 группа (до 1500 г) 4 группа (до 1000 г)
Вес, г Рост, см Вес, г Рост, см Вес, г Рост, см Вес, г Рост, см
1 300 3,7 190 3,8 190 3,7 180 3,9
2 800 3,6 700-800 3,9 650 4 400 3,5
3 700-800 3,6 700-800 3,6 600-700 4,2 600-700 2,5
4 700-900 3,3 600-900 3,8 600-700 3,7 600 3,5
5 700 2,3 800 3,3 750 3,6 650 3,7
6 700 2 700 2,3 800 2,8 750 3,7
7 700 1,6 600 2,3 950 3 500 2,5
8 700 1,5 700 1,8 600 1,6 500 2,5
9 700 1,5 700 1,8 600 1,6 500 1,5
10 400 1,5 400 0,8 500 1,7 450 2,5
11 400 1,0 500 0,9 300 0,6 500 2,2
12 300 1,2 400 1,5 350 1,2 450 1,7
Годовая прибавка в росте и весе 9450 25,3 8650 27,5 8450 31,7 7080 33,7

Сведения предоставлены на основании многолетних наблюдений за ростом и весом недоношенных детей. Более подробное развитие недоношенного ребенка по месяцам представлено ниже.

  • 1 месяц

Родителей могут беспокоить проблемы с весом недоношенного ребенка. Несмотря на налаженное питание, младенец плохо набирает первые граммы вследствие сниженной сосательной активности и затрудненного глотательного рефлекса.

В больничной палате легче обеспечить детям на первом месяце надлежащий уход, но и в домашних условиях родители смогут это сделать. Достаточно ограничить контакт с внешним миром и оберегать кроху от охлаждения или перегрева.

  • 2 месяца

При налаживании питания недоношенных детей единственным препятствием становится их слабость. На втором месяце сил уже больше, но сосание дается младенцу с большим трудом. При здоровом развитии наблюдается прибавка в весе недоношенного ребенка, поэтому педиатры разрешают постепенно - это позволит начать тренировку мышц спины и станет отличной профилактикой колик у детей.

  • 3 месяца

В основных потребностях недоношенные дети ничем не отличаются от обычных новорожденных. Им так же необходима пища и спокойный сон. Для правильного формирования черепа и профилактики кривошеи нужно следить за положением головы ребенка. Родителей порадует появление первых мимических реакций. Младенцу пока недоступна улыбка, но на прикосновения он отреагирует: пытается поднять голову и задерживает взгляд на лице мамы. Развитие недоношенных детей касается на этом сроке слухового и зрительного внимания, а также хватательного рефлекса. Вес ребенка от момента рождения должен в этот период удвоиться.


Трехмесячный недоношенный малыш еще не умеет улыбаться, но сможет порадовать маму первыми эмоциональными реакциями, активно осваивает хватательный рефлекс
  • 4 месяца

Ребенок не только может поднимать голову, но держит ее вполне уверенно. Гулит и способен схватить рукой игрушку. У некоторых детей может возникнуть мышечный тонус, который в состоянии диагностировать только специалист. От повышенного тонуса легко избавиться с помощью курса массажа или несложных упражнений. Все процедуры желательно доверить профессионалу.

  • 5 месяцев

Игрушка не просто рефлекторно хватается, а хорошо удерживается в руке ребенка. Появляется первая улыбка и интерес ко всему, что окружает кроху. Заметно возрастают зрительные и слуховые реакции. Если у ребенка не выявлено никаких отклонений, то в этом возрасте малыш уже в правильном направлении поворачивает голову в сторону звука.

  • 6 месяцев

Вес ребенка за 6 месяцев увеличивается в 3 раза. Карапуз предпринимает первые попытки перевернуться на живот со спины. По мере роста общение проходит более активно, чему способствует распознавание родных. При виде близкого человека ребенок издает звуки, размахивает ножками и ручками. При поддержке в области подмышек может упираться ножками о поверхность, немного приседая при этом.

Комаровский отмечает, что после 6 месяцев недоношенные дети требуют такого же ухода и питания, как и их зрелые ровесники. На этом этапе развитие малыша потихоньку выравнивается и достигает темпа его сверстников в большинстве случаев.

  • 7 месяцев

К 7 месяцу малыш становится еще более активным, перевороты со спины на живот и обратно даются с легкостью. Игрушка уверенно располагается в руке, а ребенок предпринимает свое первое путешествие, пытаясь смешно проползти, отталкиваясь ножками. Если кроха появился на свет на сроке 35-37 недель и получает все важные микроэлементы с пищей, в 7 месяцев у него прорезаются первые зубки.

  • 8 месяцев

Карапуз пытается сидеть без помощи взрослых, становится на четвереньки и делает попытки раскачаться. Благодаря правильному развитию движения умелые и выполняются осознанно. Ребенку интересны собственные занятия, простые игры и общение с близкими. Откликается на просьбу показать определенный предмет, с удовольствием слушает сказки и стишки, колыбельные и потешки, улавливая изменение интонаций.


В 8 месяцев малыш с удовольствием послушает сказку или придуманный мамой рассказ, сможет отличить голоса разных героев, если читать по ролям
  • 9-10 месяцев

Уверенно сидит, начинает ползать, требует больше общения. Зубки появляются, если кроха родился в период 32-34 недели. Повторяет за взрослыми звуки и слоги. Стоит более уверенно, может передвигаться с поддержкой за опору, но пока считает, что ползать легче и быстрей. Увлеченно наблюдает за передвигающимися предметами. Моментально реагирует на звук, распознает собственное имя, прислушивается к окружающему миру. Появляются первые зубки у тех, кто родился на сроке раньше 31 недели.

  • 11 месяцев

Продолжается период активного ползания и изучения детьми окружающего мира, несмотря на обретенное умение садиться и вставать. Без поддержки малыш способен простоять весьма долго и даже совершает первые шаги, не держась за опору. Для развития полезны пирамидки, кубики и все игрушки, которые движутся. Хорошо идет на контакт с родными, узнает знакомые лица.

В возрасте после года карапуз может самостоятельно пойти. Это является доказательством того, что недоношенные дети способны нагнать ровесников в развитии. В некоторых случаях процесс затягивается до 1,5 лет, но физическое развитие дается легче нервно-психического. Полная зрелость формируется обычно к 2-3 годам, поэтому раньше указанного срока родителям не о чем беспокоиться.


В годовалом возрасте малыш способен научиться ходить, как и большинство его сверстников. К этому времени мама практически перестанет помнить о том, что ее ребенок родился раньше срока

Питание после рождения

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Наладить вскармливание малыша первое время весьма проблематично. Кроха нуждается в получении питательных веществ, но его организм не способен полноценно их усваивать. Оптимальный способ кормления недоношенных детей подбирает специалист с учетом срока, на котором родился малыш, оценки состояния и веса.

Если младенец появился на свет с массой тела от 2000 г, то врачи могут разрешить сразу прикладывать его к груди. От мамы требуется тщательное наблюдение за ребенком при вскармливании. Малейшие признаки усталости и появление одышки говорят о том, что на грудное кормление нужно выделять меньше времени, а оставшимся объемом докармливать.

При массе тела новорожденного от 1500 до 2000 г ему предлагается грудное молоко в бутылочке. Пробное кормление позволяет определить готовность малыша к самостоятельному питанию. Если активность сосания неудовлетворительная, то назначается вскармливание через зонд.

Для детей весом до 1500 г допускается только зондовое кормление для набора веса. Осуществление вскармливания недоношенных детей возможно двумя способами:

  • порционно;
  • методом длительной инфузии.

Порционный прием пищи подразумевает 7-10 кормлений в сутки. Из-за небольшого объема желудка недоношенного ребенка часто осуществляется парентеральное введение питательных веществ.

При отсутствии молока у мамы или его непереносимости младенцем он находится на искусственном вскармливании. У молочной смеси должны быть свои особенности, позволяющие использовать ее в рационе недоношенного малыша.

Первое знакомство с новой пищей

Прикорм в рацион малышей, появившихся раньше срока, вводится после полугода. Пищеварительная система дозревает позже, обменные процессы не отличаются стабильностью, поэтому более раннее введение новых продуктов может закончиться печально. Расчет правильного возраста для прикорма проводится просто: за начальную точку берется дата, когда малыш должен бы родиться. Если кроха пришел в этот мир на месяц раньше, то прикорм следует вводить на 1 месяц позже.

Некоторые мамы решают перестраховаться и повременить с прикормом, что тоже неверно. Недоношенные дети отличаются скудным запасом полезных веществ, поэтому без обогащения рациона не обойтись. После ввода прикорма нельзя исключать из ежедневного меню грудное молоко. Кормление новыми продуктами следует завершать прикладыванием к груди или предложением бутылочки со смесью.

Сначала в рационе появляются каши, а затем можно добавить фруктовые и овощные пюре. Порядок объясняется недобором веса, что часто встречается у малышей, родившихся раньше срока. В меню недоношенных детей лучше использовать гипоаллергенные каши:

  • гречневая;
  • кукурузная;
  • рисовая.

Разводятся каши смесями или маминым молоком, чтобы кроха привык к новому вкусу. При отсутствии аллергических реакций в прикорм вводится:

  • овощи;
  • мясо;
  • кисломолочные продукты.

При вскармливании недоношенных детей не обойтись без консультаций педиатра. Он может определить оптимальный период для начала введения новых продуктов.


Так как нужно, чтобы малыш поскорее набрал вес, прикорм начинают не с фруктовых пюре, а с каш, которые имеют более высокую питательную ценность

Правильный уход

Гармоничное развитие недоношенного ребенка напрямую зависит от условий, в которых он растет. Важно обеспечить ему соответствующий уход дома:

  • Температура

Необходимо настроить подходящую температуру в комнате в пределах 23-25 С. Рядом с малышом она должна достигать 28-32 С. Можно использовать грелки с водой 60-65 С. Предварительно грелки оборачиваются в пеленку или полотенце, чтобы исключить риск ожога. Располагать их лучше в ножках под одеялом и сверху одеяла по бокам на расстоянии ладони. Менять воду необходимо каждые 1,5-2 часа. Дополнительный обогрев после первого месяца жизни не потребуется, поскольку младенец научится самостоятельно регулировать температуру тела. Приемлемый уровень влажности 50-70%.

  • Купание

Если малыш находится в группе риска и родился с весом менее 1500 г, педиатры не рекомендуют купать его еще в течение 3 недель. Достаточно проводить ежедневную гигиену. Остальным карапузам разрешены водные процедуры спустя 7-10 дней с момента рождения. Купать недоношенных малышей на протяжении первых 3 месяцев нужно только в кипяченой воде при температуре 38 С. Ванная комната должна быть прогрета минимум до 25 С, чтобы кроха чувствовал себя комфортно.

  • Прогулки

При весе малыша от 1500 г с ним можно начинать гулять спустя 2 недели после рождения (рекомендуем прочитать: ). Данная рекомендация касается летнего периода, когда температура воздуха поднялась до +25-26 С. Длительность первого «выхода в свет» не должна превышать 10-15 минут. С каждой прогулкой время пребывания на свежем воздухе постепенно увеличивается, пока не достигнет 1-1,5 часов. В весенне-осенний период разрешается гулять с малышами возрастом 1-1,5 месяца при температуре на улице от +10 С. Вес крохи должен быть не менее 2500 г. Если столбик термометра опустился ниже +8-10 С, можно совершать прогулки с младенцами возрастом от 2 месяцев и весом 2800-3000 г. В дальнейшем прогулки планируются по тому же сценарию, что и у обычных деток.

Недоношенный ребёнок- ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.

Определение недоношенности только по весу и росту нельзя считать абсолютно правильным, особенно когда продолжительность беременности трудно установить. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. Встречаются дети, рожденные с большим весом и ростом, но с явными признаками незрелости, которая характерна для недоношенных детей. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.

Признаки недоношенности: слабый крик ребенка, поверхностное, ослабленное неритмичное дыхание, недостаточное развитие подкожного жирового слоя, в связи с чем кожа красная, сухая, морщинистая, обильно покрыта пушком; открыты малый и боковые роднички, ушные раковины мягкие и плотно прилегают к голове, >ногти не доходят до края фаланг пальцев, пуповина расположена ниже средины длины тела, половые органы недоразвиты - у мальчиков яички не спущены в мошонку, у девочек малые половые губы не прикрыты большими; движения скудные, гипотония (сниженный тонус) мускулатуры, физиологические рефлексы снижены, могут отсутствовать даже сосательный и глотательный рефлексы.

Созревание органов чувств у недоношенных детей.

Осязание: Система соматической чувствительности (чувств прикосновений, температуры и боли) развивается между 8 и 15 неделями беременности. В 32 недели беременности плод всегда реагирует на изменения температуры окружающей температуры, прикосновение и боль.

Вкус: Вкусовые почки морфологически созревают уже к 13 неделе беременности. В 24 недели беременности плод уже реагирует на вкусовые раздражители.

Слух у плода появляется в 20 недель беременности. В 25 недель беременности плод реагирует на интенсивные вибрационные и звуковые стимулы. Чувствительность и способность различать звуки по высоте достигают взрослого уровня к 30 неделе беременности. У доношенного новорожденного они ничем не отличаются от таковых у взрослого.

Зрение. К 24 неделям гестации все структуры зрения сформированы. Реакция зрачков плода на свет появляется при сроке беременности 29 недель. В 32 недели она становится устойчивой. В 36 недель гестации зрение плода ничем не отличается от зрения доношенного ребенка. Надо помнить, что зрение даже доношенных детей в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Доношенный ребенок различает блестящие и красные предметы.

Обоняние : К 28-32 неделям гестации недоношенные дети начинают реагировать на сильные запахи.

Особенности течения периода новорожденности у недоношенных детей.

Течение периода новорожденности у недоношенных детей имеет некоторые особенности и зависит от степени физиологической зрелости.

У недоношенных новорожденных отмечается вялость, сонливость, слабый крик, физиологическая эритема выражена резко.

Физиологическая желтуха выявляется обычно несколько позднее в связи с яркой окраской кожи и затягивается нередко до 3-4 недель жизни.

Пуповина у недоношенных детей толстая, сочная, отпадает позднее (к 8-14-му дню жизни), заживление пупочной ранки медленное.

У многих недоношенных на 1-2-й неделе жизни наблюдаются отеки, которые располагаются большей частью на нижних конечностях и животе.

Терморегуляция недостаточно стабильная, обнаженный ребенок быстро охлаждается,температура тела может снижаться ниже 36°, а при повышенной окружающей температуре быстро наступает перегревание («кувезная лихорадка»).

Частота дыхания у недоношенных детей непостоянная, при движениях доходит до 60-80 в 1 мин., в покое и во сне значительно уряжается, могут наблюдаться длительные апноэ (остановки дыхания), особенно во время кормления. У недоношенных в первые дни жизни часто наблюдается ателектаз легких.

Тоны сердца могут быть приглушены, частота сердечных сокращений меняется в зависимости от условий и состояния ребенка (120- 140). При беспокойстве и повышении температуры окружающей среды частота сокращений сердца может доходить до 200 ударов в 1 мин.

Физиологическая потеря в весе восстанавливается ко 2-3-й неделе жизни. Прибавка в весе на первом месяце незначительна (100-300 г).

На 2-3-м месяце жизни, когда начинается интенсивная прибавка в весе, у недоношенных детей часто развивается анемия. При правильном питании с достаточным введением белка и витаминов она постепенно проходит. Снижение гемоглобина ниже 50 ед. требует специального лечения.

Недоношенный ребёнок требует пристального внимания, так как в процессе его выхаживания нередко возникает ряд проблем. Прежде всего, это относится к детям, родившимся с массой тела 1500 г и меньше («глубоко недоношенные») и, особенно менее 1000 г («экстремально недоношенные»).

В развитых странах недоношенных детей обычно выхаживают в отделениях интенсивной терапии. Педиатры, которые специализируются в выхаживании детей до 28 дня жизни, называются неонатологами.

Особо стоит сказать о вскармливании недоношенных детей. Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, как правило, вскармливание проводят через зонд, введенный в желудок, потому что сосательный и глотательный рефлексы у них или снижены, или совсем отсутствуют. Кроме того, необходима координация этих рефлексов, которая развивается только к 33-34 неделе гестационного возраста. В качестве питания используются сцеженное грудное молоко или/и детские молочные смеси, специально приспособленные для таких малышей. Та часть питания, которую дети не усваивают в пищеварительных путях из-за сниженной активности пищеварительных ферментов и других функциональных и морфологических особенностей недоношенных детей, вводится в виде отдельных растворов белков, жиров и углеводов внутривенно (парентеральное питание).

Современная неонатальная интенсивная терапия включает сложнейшие методы контроля температуры, дыхания, сердечной деятельности, насыщения крови кислородом и функции мозга.

Условия выхаживания недоношенных детей.

Группа маловесных детей особенно зависит от воздействия внешних факторов. Они требуют идеальных условий выхаживания, для того чтобы добиться не только их выживания, но и благоприятного дальнейшего развития.

Одним из самых важных условий выхаживания недоношенных детей является оптимальный температурный режим. Чаще всего в кювезы помещают детей с массой до 1500 г. Если ребенок плохо сохраняет собственное тепло, то даже если он больше 1500 грамм, он может быть помещен в инкубатор.

Сразу после рождения ребёнка помещают в инкубатор с температурой воздуха от 34 до 35,5 градусов (чем меньше масса ребёнка, тем выше температура), к концу месяца температуру постепенно снижают до 32 градусов. Температурный режим в кювезе подбирают индивидуально. Для контроля температуры тела ребенка могут быть использованы специальные температурные датчики, с одной стороны соединенные с монитором, с другой прикрепленные с помощью пластыря к телу ребенка.

Также, тепловой режим, можно поддерживать с помощью специальных пеленальных столиков с источником лучистого тепла.

Ещё одним важным условием выхаживания является влажность воздуха и в первые дни она должна составлять 70-80%. Для этой цели в инкубаторах существуют специальные увлажнители.

Цель создания условий, благоприятных для развития ребенка, получающего интенсивную терапию, связана с минимизацией неблагоприятных воздействий, вследствие чего улучшается прогноз психомоторного развития.

Создание в отделениях интенсивной терапии благоприятных для развития новорожденных условий (оптимальный световой режим, устранение шума, сведение к минимуму болезненных манипуляций, тактильная стимуляция) благоприятно влияет на последующее развитие детей с тяжелыми заболеваниями.

Новорожденные очень ранимы. Реакция на повреждающие факторы у них общая, то есть задействует ответ сразу нескольких систем организма. Устранение боли и беспокойства уменьшает потребность крови в кислороде (и, следовательно, в коррекции режима искусственной вентиляции легких), уменьшает его энергетические затраты, улучшает переносимость питания, сокращает продолжительность госпитализации.

Включение родителей в лечебный процесс уменьшает у новорожденных болезненные ощущения и стрессовые реакции и благоприятно влияет на последующее развитие.

У новорожденных, находящихся в отделениях интенсивной терапии, продолжается развитие органов чувств. Негативные и позитивные факторы внешней среды влияют на проведение возбуждения по нервным путям.

В головном мозге недоношенного ребенка в тот период, когда он находится в отделении реанимации и интенсивной терапии (22-40 недель гестации) происходят критические изменения:

Воздействия окружающей среды влияют на формирование важных вышеперечисленных процессов в этот критический период. Если эти воздействия будут неадекватными, то они могут непоправимо нарушить процесс формирования нервной системы.

Получающий интенсивную терапию новорожденный подвергается воздействию света и звуков. Сами лечебные процедуры, необходимые для спасения его жизни, представляют собой большую нагрузку для недоношенного и тяжелобольного ребенка. Эти лечебные процедуры включают санацию дыхательных путей, вибрационный массаж грудной клетки, введение желудочного зонда и питание через него, катетеризацию вен, рентгенографию грудной клетки, УЗИ, офтальмоскопию, ежедневное физикальное обследование, определение показателей жизненно важных функций, гигиенические процедуры, взвешивание.

По приблизительным подсчетам, тяжелобольного новорожденного перекладывают и подвергают различным манипуляциям по уходу, лечению и контролю состояния более 150 раз в сутки. Таким образом, периоды непрерывного покоя не превышают у него 10 минут.

Что может уменьшить подобный стресс?

  • Создание комфортных условий, устранение шума и яркого света, удобное размещение в инкубаторе (кювезе) или в кровати.
  • Сотрудничество с родителями, укрепление их привязанности к ребенку.
  • Использование естественных успокаивающих и саморегулирующих факторов: сосок-пустышек, ухода по методу «кенгуру», пребывание близнецов в одной кровати (инкубаторе).
  • Укладка по средней линии во флексорной позе, пеленание, имитирующее ограниченное пространство в матке.
  • Проведение нескольких манипуляций по уходу в один и тот же промежуток времени, чтобы обеспечить ребенку более длительные периоды покоя.

Устранение шума и яркого света . Недоношенность сама по себе является фактором риска сенсоневральной тугоухости и глухоты. Она выявляется у 10% родившихся недоношенными и только у 5% родившихся доношенными. Шум нарушает формирование слуховых путей в центральной нервной системе, необходимых для развития речи.

Рекомендуемые в отделениях интенсивной терапии освещенность менее 6 фут-кандел (60 люкс), уровень шума менее 50 децибел (спокойная, негромкая речь), снижают риск тугоухости и улучшают последующее развитие тяжелобольных детей. В отделении интенсивной терапии, таким образом, допускается только спокойная речь без повышений голоса. Надо помнить, что дверцы кювеза надо закрывать аккуратно тихо, не стучать по инкубатору и другим близлежащим поверхностям.

Веки глаза новорожденных не защищает. По крайней мере, 38% белого света проходит через веки и раздражает ребенка.

Устранение боли и перегрузок :

Недоношенные дети очень чувствительны к грубым прикосновениям. Они реагируют на такие прикосновения тахикардией, возбуждением, повышением артериального давления, апноэ и падением насыщения гемоглобина кислородом, расстройствами регуляции физиологических процессов, бессонницей.

Однако недоношенные не способны на протяжении длительного периода времени реагировать на боль изменениями физиологических показателей и поведения. Реакции у них быстро истощаются, поэтому заметить их трудно. Шкалы оценки интенсивности боли, разработанные для доношенных новорожденных, к недоношенным неприменимы.

По данным одного исследования, три из четырех эпизодов гипоксии и падения насыщения гемоглобина кислородом связаны с манипуляциями по уходу и лечебными процедурами. Кроме того, в ответ на них происходит выброс стрессовых гормонов. Недоношенный, который прикрывает лицо руками, подает нам сигнал, что испытывает неприятные ощущения.

Очень важно постараться уменьшить стресс и болевые воздействия.

Безлекарственные методы минимализации болевых реакций и перегрузок у новорожденных включают использование соски-пустышки и соски с бутылочкой воды, пеленание, имитирующее замкнутое пространство матки, уменьшение воздействия света и шума, проведение нескольких манипуляций одновременно с тем, чтобы увеличить промежутки между ними и дать ребенку отдохнуть.

Правильная укладка недоношенных детей:

Когда ребенок находится в отделении интенсивной терапии новорожденных, важно создать условия, имитирующие замкнутое пространство матки («гнездо» из мягких материалов).

Нейронные связи укрепляются при многократной стимуляции и слабеют при ее отсутствии. После рождения недоношенный ребенок, покинув замкнутое пространство матки, перестает получать постоянную тактильную стимуляцию от ее стенок, поддерживающую развитие мышц. Слабые мышцы недоношенного малыша не могут противостоять силе тяжести. Он принимает распластанную позу с разогнутыми, отведенными и развернутыми кнаружи конечностями. Постепенно такая поза приводит к формированию аномального мышечного тонуса и постуральным (связанным с вынужденным положением тела) деформациям.

Так, нарастающее уплощение черепа с боков приводит к сужению и удлинению головы (так называемой скафоцефалии и долихоцефалии). Оно обусловлено тонкостью и мягкостью костей черепа, из-за чего он легко деформируется. Подобная деформация головы, по-видимому, не влияет на развитие головного мозга, но делает ребенка внешне непривлекательным и мешает его социализации. Однако при хорошем уходе деформацию удается в значительной степени уменьшить.

Длительное пребывание в одном и том же положении приводят к деформациям мышц и скелета, нарушающим последующее двигательное развитие и способность познавать окружающий мир, играть, овладевать социальными и другими навыками.

Придание новорожденному правильной позы предотвращает деформации черепа, туловища и таза, которые нарушают и замедляют последующее развитие. Поворачиваться сами новорожденные не могут, поэтому правильности позы следует уделять внимание. Ребенка надо укладывать в свернутую позу в «гнезде» и регулярно переворачивать с одного бока на другой. Допускается выкладывание недоношенных детей на живот, но только под контролем мониторного наблюдения и персонала.

Как развивается недоношенный ребёнок? Есть ли отличия в уходе за малышом, родившимся раньше срока? Эти и другие вопросы интересуют родителей, желающих обеспечить максимальный комфорт для крохи.

Полезная информация от неонатологов и педиатров поможет понять, как развивается по месяцам недоношенный ребёнок в первый год жизни. Узнайте больше о купании, прогулках, правилах прикорма, графике прививок для крохи.

Физиологическое и психомоторное развитие

Особенности:

  • недоношенный малыш рождается раньше положенного срока, имеет не до конца сформированные отдельные органы;
  • ранние детки слабенькие, часто не могут самостоятельно дышать и получать молоко;
  • первые недели после рождения кроха проводит в специальном инкубаторе, получает кислород и пищу через специальные трубочки;
  • недоношенный ребёнок находится под наблюдением неонатологов, контролирующих процессы жизнедеятельности, развитие маленького человечка;
  • иммунная система очень слаба, кроха чутко реагирует на проникновение инфекционных агентов. Персонал и родители первое время должны проявлять максимальную осторожность, тщательно следить за гигиеной: болезни в столь раннем возрасте отрицательно сказываются на развитии крошечного организма.

Какие факторы влияют на развитие недоношенного ребёночка в первый год жизни? Важен срок рождения, вес и рост при появлении на свет.

Неонатологи выделяют четыре категории недоношенности:

  • категория 1. Вес при рождении: 2100–2500 г;
  • категория 2. Масса тела при рождении: 1500–2000 г;
  • категория 3. Вес при рождении: 1000–1500 г;
  • категория 4. Масса тела новорождённого – до 1000 г.

Обратите внимание! Чем раньше рождается кроха, тем меньше масса тела, хуже развиты органы. Новорождённому сложнее адаптироваться к новым условиям, требуется большее внимание врачей. Слабенькие детки позже догоняют в психомоторном и физиологическом развитии сверстников, родившихся в положенный срок. При отсутствии негативных факторов, патологий, навыки, умения, эмоции, речь, двигательная активность у обеих категорий малышей сравниваются к 12 месяцам.

Развитие недоношенного малыша по месяцам

Ориентируйтесь на основные показатели, характеризующиеся ребёнка на определённом этапе жизни. За год кроха подрастает, набирает достаточный вес, приобретает немало полезных навыков.

Первый месяц

Характеристика:

  • новорождённый слабенький, особенно, при весе менее 1000 г;
  • на этом этапе часто не развит сосательный и глотательный рефлекс, кормление осуществляется через зонд;
  • при нестабильном дыхании ребёнок получает кислород через специальные трубочки;
  • масса тела увеличивается медленно;
  • инфекционные болезни протекают тяжело;
  • самый сложный период в жизни недоношенного ребёнка.

Второй

Особенности:

  • сформировались рефлексы для приёма пищи;
  • желудочек крохотный, недоношенный ребёнок быстро устаёт, кормления через непродолжительные интервалы;
  • начинается набор веса;
  • кроха ещё не держит головку, лёжа на животике, в отличие от деток, родившихся вовремя.

Третий

Характеристика:

  • масса тела удваивается в полтора – два раза;
  • почти 16 часов малыш спит;
  • наилучшая температура в помещении – от +23 градусов;
  • яркий свет раздражает недоношенного ребёночка;
  • обязательное условие для правильного психоэмоционального развития – забота, мягкие прикосновения рук мамочки;
  • мышцы развиты слабо, необходим массаж;
  • кроха реагирует на звуки, развивается мимика, основные рефлексы.

Четвёртый

Особенности:

  • крепнут мышцы, малыш учится держать головку;
  • рост и вес постепенно увеличиваются;
  • взгляд становится более осознанным, ребёночек ненадолго сосредотачивается на ярких предметах;
  • появляются первые непонятные звуки;
  • улучшается состояние пищеварительной системы, колики реже беспокоят кроху, постепенно проходят.

Пятый

Характеристика:

  • малыш понимает, откуда идёт звук, поворачивает головку;
  • кроха узнаёт близких, улыбается при виде мамы, гулит, активно двигает ножками, машет ручками;
  • ребёнок удерживает погремушку, слегка машет звучащим предметом;
  • гуление становится более продолжительным, ребёнок реагирует на события «разговором» на своём языке;
  • мышечный тонус пока не нормализовался, иногда бывают судороги;
  • усиливается роль общения взрослых и деток, выражения любви, заботы.

Шестой

Особенности:

  • постепенно недоношенный ребёнок догоняет сверстников;
  • масса тела увеличивается в 2,5–3 раза;
  • кроха становится активнее, развивается быстрыми темпами;
  • ребёночек радостно реагирует на знакомые лица, настороженно общается с незнакомцами;
  • если мамочка делала массаж с первых месяцев жизни, кроха наверняка может переворачиваться на животик и обратно, на спинку;
  • при поддержке в области подмышек малыш дёргает ножками, отталкивается от поверхности.

Седьмой

Характеристика:

  • перевороты со спинки на животик уверенные, лёгкие;
  • малыш хорошо держит игрушки с удобной ручкой, пытается ползать;
  • ребёнок часто лепечет, охотно общается с взрослыми;
  • хорошее подспорье – развивающий коврик для детей раннего возраста;
  • важно следить за растущим малышом: в этом возрасте детки часто падают с дивана, стоит отвернуться на минуту;
  • активность крохи растёт. При правильном питании, массаже, гимнастике ребёночек развивается не хуже, чем сверстники, рождённые в положенный срок.

Восьмой

Особенности:

  • подросший ребёнок пытается встать на четвереньки, качается из стороны в сторону, слегка приседает;
  • большинство деток хорошо ползают, учатся самостоятельно сидеть;
  • недоношенные детки практически не отличаются от малышей, родившихся вовремя;
  • по просьбу родителей кроха ищет взглядом игрушку, знакомый предмет, любимого взрослого («Покажи мишку», «Где мама?»);
  • ребёнок неплохо кушает с ложечки. Рацион такой же, как у доношенных деток;
  • пора учить первые слоги. Помогут потешки, песенки для самых маленьких, короткие сказки.

Девятый

Особенности развития:

  • малыш пытается встать, пробует присаживаться, опираясь на руку взрослого;
  • игрушки интересуют кроху всё больше. Повышенное внимание к коробкам, баночкам, в которые можно сложить «ценности»: лоскутки, колечки, шарики, кубики;
  • некоторое время малыш может заниматься с игрушками без привлечения взрослых;
  • юный исследователь берёт кусочки пищи пальчиками, пробует на вкус. У недоношенных деток прорезывание зубок часто начинается позже, нередко, только в 10–11 месяцев;
  • увеличивается количество слогов, появляются первые короткие слова. Чем активнее родители общаются с крохой, тем богаче будет речевой запас.

Десятый

Характеристика:

  • ребёнок наблюдает за движущимися предметами, хорошо концентрирует внимание на ярких деталях;
  • кроха активно познаёт мир, интересуется всем, что находится в квартире и на улице;
  • ребёнок подражает взрослым, любит общаться. Психологи советуют чаще разговаривать с малышом, называть действия и предметы, петь песенки, играть в ладушки, «сороку-ворону»;
  • малыша нельзя надолго оставлять одного: не успевают родители оглянуться, как юный исследователь забирается в самый неожиданный уголок;
  • окрепшие мышцы неплохо удерживают подросшего ребёнка на ножках. Кроха передвигается с опорой на руки взрослого.

Одиннадцатый

Особенности:

  • ребёнок активно развивается;
  • кроха быстро ползает, пробует ходить без поддержки, опираясь на мебель;
  • ребёнок различает своё имя, любит общение со знакомыми людьми;
  • малыша интересуют игрушки разного плана;
  • при 3 и 4 категории недоношенности молочные зубки появляются только к этому периоду;
  • деткам нравится массаж, гимнастика, упражнения на фитболе.

Малышу исполнился год

Особенности:

  • за 12 месяцев недоношенный ребёночек преодолел отставание в росте и весе, догнал деток, родившихся в положенный срок;
  • ребёнок пытается произносить короткие слова, также общается на своём языке;
  • малыш начинает ходить, активно исследует окружающее пространство.

Особенности и правила режима

  • купание. При массе тела менее 1500 г отложите купание на 20–22 дня. Если вес больше, купайте кроху уже через неделю. Первые три месяца используйте только кипячёную воду, сильнее подогревайте жидкость. Оптимальная температура воды при купании доходит до + 38 градусов;
  • прикорм. Рацион меняется чуть позже, чем у доношенных деток. Раньше полугода нельзя докармливать «взрослой» пищей: ферментов не хватает, новые продукты раздражают желудок, долго задерживаются в кишечнике. Вводите прикорм к семи месяцам, первыми давайте калорийные каши для достаточного набора массы тела;
  • прогулки. Осторожно с температурой воздуха: кроха очень слаб в первые недели жизни, легко переохлаждается, простужается. При несовершенной терморегуляции вредны перепады температуры. При весе у малыша 1500 г и более, летом гуляйте при температуре +25 С. Весной и осенью выходите с малышом, достигшим веса 2500 г, если на улице +10 градусов тепла, не менее.

Возьмите на заметку:

  • недоношенные детки требуют повышенного внимания, особенно, сразу после рождения;
  • недостаточный вес, минимальная сила иммунитета объясняют сдвиг в графике прививок;
  • врачи учитывают особенности каждого малыша, разрабатывают «личный» график вакцинации;
  • при весе до 1500 г все прививки проводятся на втором году жизни;
  • если новорождённый весил менее 2000 г, прививка БЦЖ против туберкулёза в роддоме не делается. Разрешено проводить вакцинацию, когда кроха наберёт ещё 500 г.

Развитие недоношенного ребёнка по месяцам до годика проходит с некоторыми особенностями. В первые полгода заметно отставание по многим параметрам, позже различия между сверстниками, родившимися на разных сроках беременности, стираются.

К 12 месяцам психомоторное и физиологическое развитие деток соответствует уровню доношенных малышей. Оптимальный подход к уходу за ребёнком, родившимся раньше срока, обеспечит правильное развитие маленького человечка.

Специалист об особенностях развития недоношенный детей в следующем видеоролике:



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп” Красивые цитаты для одноклассников Красивые цитаты для одноклассников Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники Астенический тип телосложения у мужчин Кто такие астеники нормостеники гиперстеники