Магическая связь между матерью и ребенком. Тесная связь матери и ребенка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Желанный или нежеланный

На мой взгляд, важнейший фактор возникновения, начала связи матери и ребенка - его желанность . Бывает так, что и беременности еще нет, но женщина мечтает, грезит о ребенке, как бы предчувствует его. И если беременность наступает, в этой ситуации все со связью должно быть легко, особенно в первые месяцы жизни малыша.

Правда, возможны и артефакты - из-за того, что малыш слишком любим и желанен с самого начала, ценность его для женщины и для пары огромна, возникает слишком сильная, тревожная привязанность. А тревога ослабляет связь.

С ребенком, который изначально не был желанным , связь установить сложнее. Тут может мешать и материнское чувство вины («я тебя не хотела, я перед тобой виновата») , и другие осложняющие ситуацию семейные обстоятельства. Например, непринятие брака или ребенка родственниками.

Но вообще-то связь мамы и малыша - явление парадоксальное. Обстоятельства жизни могут быть очень тяжелы, а связь и любовь к ребенку невероятно сильная. Такие истории известны нам от бабушек про военное и трудное время. Такие истории есть и сейчас, и у многих найдется что рассказать – не про себя, так про знакомых или родственников.

Связь с ребенком во время беременности

9 месяцев беременности - прекрасное время, чтобы настроиться на малыша и попробовать наладить с ним связь. В первом триместре это не для всех просто, потому то самочувствие женщины может быть весьма посредственным. Психологи считают важным, чтобы женщина приняла факт беременности и начала ей радоваться до 12-16 недель. Тогда это не помешает ребенку развиваться, а связи налаживаться.

Для второго триместра беременности показатель нормальной связи то, то женщина начинает относиться к своему состоянию как к хорошему, комфортному. Первые толчки малыша ощущаются на в 17-20 недель, и с того момента как будущая мама начала их хорошо различать, возможен качественно новый уровень связи - контакт на телесном уровне.

Есть любимая игра, которую как колесо открывает почти каждая беременная: если положить руку а живот, малыш туда ударит ножкой. Для мамы это необыкновенная радость и первое понимание того, что внутри тебя отдельный живой человек.

Рекомендации:
- читайте больше литературы про развитие беременности, чтобы хорошо представлять себе, что и когда у малыша развивается.
- посещайте специальные занятия для беременных вместе с отцом ребенка, получая информацию, как максимально мягко провести роды и первые недели жизни ребенка. Родительская грамотность поможет избежать ошибок.
- не создавайте идеальный сценарий родов и идеальный образ будущего ребенка - это может очень помешать в принятии того, что произойдет реально.

Первые дни и недели жизни - бондинг

Прекрасная возможность для установления надежнейшей связи с новорожденным - это максимально ранний контакт с ним. Идеально, если это первые минуты и часы жизни. Но если почему-либо это невозможно, то для установления так называемого бондинга (от английского глагола to bond - связывать, соединять) есть целых 6 недель- то время, когда и малыш и мама максимально чувствительны друг к другу, настроены на сигналы друг от друга.

И если беременность переживалась как единство, то после родов стоит пробовать прийти к воссоединению на новом уровне.

«Золотые ключики» для установления бондинга:

  • Настрой на ранний контакт
  • Кормление грудью по требованию в первые недели жизни
  • Контакт кожа к коже
  • Спокойная обстановка и возможность присмотреться к малышу, настроиться на него
Может ли что-то помешать установлению этой связи?

В первую очередь несовпадение ожиданий матери и пола или внешности ребенка или же очень стрессовая обстановка в первые дни и недели после рождения малыша - главный фактор затруднений чувствования малыша матерью. Нужно постараться в первые дни и недели после родов создать для роженицы и новорожденного максимально комфортную, спокойную, уютную и защищенную обстановку.

Во время беременности, особенно первой, женщина нередко и не представляет себе, насколько такая обстановка - психологическая, бытовая, отношенческая окажется важна, когда малыш родится. Нужно постараться успеть «свить себе гнездо», чтобы спокойно провести в нем первые недели и месяцы жизни малыша.

Если обстановка благоприятная, связь возникает легче.

Если первые месяцы дались нелегко

Случается и так, что конец беременности и первые недели жизни ребенка сопровождаются большой тревогой матери и всех окружающих. И тут. Не до спокойной обстановки и не до специальных приемов для установления связи с малышом. А еще женщина может не догадываться, как важен настрой на ранний контакт, и прочитать или узнать об этом спустя несколько месяцев.

Потеряны ли возможности для установления надежной связи? Конечно женет, потому что весь первый год это время, когда ребенок настроен на связь с матерью и открыт ей. А адаптативные возможности младенцев огромны. И бывает что даже после месяца и больше проведенного порознь из-за проблем со здоровьем, малыш и мама привязываются друг к другу буквально засчитанные дни, и связь эта очень крепка.

Важно только помнить про «золотые ключики».

  • Перестаньте ругать себя за упущенное время и потерянные возможности. Все можно исправить и наверстать, если вы не будете истощать себя чувством вины.
  • Постарайтесь, воспользовавшись профессиональной помощью наладить грудное вскармливание. Но если это не получится, помните - это не катастрофа. А вот материнская депрессия, возникшая от чувства собственной несостоятельности может принести много вреда.
  • Как можно больше держите малыша на руках, купайте его, ходите на прогулку со слингом.
  • Научитесь получать радость от телесного общения с малышом.
  • Подключите отца ребенка к ежедневному уходу. Старайтесь делать простые события вроде купания или массажа маленьким домашним праздником.
  • Найдите специалистов (педиатра, психолога, массажиста), которые будут поддерживать вас в первый год жизни.
  • Не мечитесь по разным докторам, выберите их заранее и внимательно и помните: «лошадей на переправе не меняют».
  • Находите новых знакомых родителей, которым тоже близка позиция тесной связи с малышом.
Что же за феномен – связь матери и ребенка?
  • Связь - это когда ты чувствуешь малыша без слов , и можешь сформулировать его желания или нежелания даже, когда он сам не умеет еще выразить их словами.
  • Связь - это когда на расстоянии (например в магазине) ты чувствуешь, что малыш проснулся , поскольку пришло молоко.
  • Связь с ребенком - это когда по тону его голоса или поведению ты понимаешь, что что-то произошло - хорошее и плохое.

Тут связь опержает знание. В связи матери и ребенка огромную роль играет интуиция и ваше доверие к ней.

Кормление грудью сквозь слезы

Нередко, особенно с первенцем, кормление грудью, считающееся естественным, и таким важным фактором для связи мамы и малыша идет совсем нелегко. Кормить хочется, но не получается.

В нашем мире осталось так мало всего естественного, что приходится учиться вещам, которые раньше получались сами собой: и роды, и кормление грудью, и первый год с первенцем становятся сейчас именно такими вещами.

Семейные традиции прерваны и появляются новые профессии: доула, консультант по грудному вскармливанию, перинатальный психолог, детский психолог. И учится молодая мама правильно кормить, пеленать, купать, утешать иногда буквально сквозь слезы.

Но это очень хорошо, что есть чему и у кого учиться. Потому то если грудное вскармливание не наладилось и малыша пришлось перевести на бутылочку, это потом всю жизнь может восприниматься как поражение. И связь мамы и младенца пострадает не от того, что он искуственник, а от чувства вины.

Связь - явление двустороннее

Качество связи сложно оценить снаружи. Связь бывает разная. А иногда кажется, что у этой пары мама-ребенок связи нет совсем. Она мало держит его на руках или мало целует, или не говорит о нем хороших вещей…Но потом что-то происходит и становится понятно, что все у этой мамы со связью хорошо, просто проявляется она не так как у вас, по-другому.

По внешним признакам, экспрессии и ласке сложно сделать вывод о наличии связи. Например, есть ли связь у мамы с малышом, который растет на руках круглосуточных нянь? Мама приходит его только искупать, бурно радуется, целует, говорит массу ласковых слов, а потом снова не видит ребенка сутки. Все эти бурные эмоциональные проявления - это связь или имитация любви? Не нам судить, потому что про отношения двоих знают только эти двое, будь то супруги или пара мама-ребенок.

Но уж с собой стоит быть честными. И если ваши семейные обстоятельства, личные качества, или особенности ребенка затрудняют образование связи, не оставляйте это так, примите меры!

Что можно делать для того, чтобы наладить связь?

  • Проводите с малышом как можно больше времени. Работа full-time не подходит для мамы маленького ребенка.
  • Не передоверяйте малыша больше чем на полдня помощникам
  • Старайтесь кормить ребенка грудью не меньше года и не больше двух лет
  • Вы не должны бояться остаться с ребенком один на один,и легко справляться с режимными моментами
  • Не оставляйте малыша, когда он болеет
  • Длительные отъезды без ребенка не принесут ему вреда только, когда он станет старше 4 лет, а до этого лучше брать малыша с собой
  • Находите время играть с ребенком хотя бы 15-20 мин в день
«Духовная пуповина», связывающая маму и малыша

Говорят » материнское сердце -вещун», «молитва матери со дна моря достанет», «материнское благословение и в огне не тонет, и в воде не горит», «нету лучше дружка, чем родная матушка». Все эти пословицы о связи мамы и малыша, которой нет аналогов. И если у мамы может быть несколько деток, то у ребенка мама - одна.

Но только часто дети понимают уникальность этой связи и начинают ценить ее далеко не сразу, а где-то ближе к английскому совершеннолетию. И это нормально. Пока малыш растет по пуповине связи токи идут со стороны матери. Не зря говорят «при солнце тепло, а при матери - добро».

Правда и отдача от малыша начинается с первых недель жизни, с первой улыбки, с первого «мамочка, я люблю тебя».

Малыш растет – как меняется связь?

Пока ребенку не исполнится год, самый важный уровень связи для него телесный. Как говорят психологи, достижение первых 6 месяцев - безусловно-эмоциональное общение с матерью, главный результат первого года жизни ребенка - базовое доверие к миру, возникновение которого возможно только при условии, что есть базовое принятие малыша мамой и папой.

После года-полутора начинается новый этап развития связи мамы и малыша. Ребенок становится личностью, осваивает речь, обретает собственное мнение. Дальше все будет не так гладко и спокойно, отношения пройдут через непростые времена - кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис.

Но уровень базового, возникший на первом году жизни поможет вам в проживании этим непростых этапов развития.

«Вне зоны доступа»

Очень важно не отвлечься от ребенка полностью, уйдя в работу, в построение новых отношений, в рождение еще одного ребенка. Важно не оказаться » вне зоны доступа», не стать эмоционально недоступной.

Конечно, короткие стрессовые моменты, когда на полноценное внимание к малышу у вас просто нет сил, бывают в жизни у каждого взрослого. Но старайтесь выходить на контакт с ребенком как только хотя бы немного справитесь с проблемой, и вы увидите, сколько тепла и поддержки можно получить от такого небольшого существа.

  • Старайтесь прочитать как можно больше разных книжек по воспитанию и уходу за ребенком, начиная с беременности. Пусть их авторами будут жители разных стран, представители различных времен. Старайтесь выделять из книжек то, что вам нравится; то, что подходит по стилю жизни вашей семье. Ваша точка зрения должна быть панорамной.
  • Обсуждайте прочитанное с отцом ребенка. Вы не должны замыкать все решения, связанные с его жизнью, воспитанием, развитием на себя. Ведь тогда отец не сможет ни быть активным участником с первых недель жизни, что очень важно для ребенка, ни вас поддерживать - а это крайне важно для отношений.
Мамино программирование ребенка

Когда связь между мамой и ребенком налаживается, она очень сильна. И материнские возможности влияния на малыша - сознательного и неосознаваемого - весьма велики. Есть русская поговорка «что будешь выкликать, то и откликнется». Она хорошо иллюстрирует возможности маминого программирования ребенка - на жизненную удачу или поражение, на силу или слабость.

Мама, держа ребенка на руках, вглядываясь в его черты лица не может не думать и не представлять, каким он будет, что его ожидает. И очень важно, что ваши мысли не были слишком тревожными, чтобы не создавалась отрицательная программа, которая может помешать ребенку найти себя в жизни и реализовать свой потенциал.

Связь мамы и малыша - сильнейшее средство. И важно как оно будет использовано - во благо или из эгоизма.

Всем ведь известны случаи, когда люди до сорока лет не женятся, опекая мамочку; или ситуации, когда вполне благополучные семьи рушились усилиями одной из мам…Нужно, чтобы ваша связь с ребенком, налаженная с первых дней его жизни, не помешала ему стать самостоятельным человеком.

Быть родителем - это дать ребенку жизнь, поставить его на ноги и отпустить…

Конечно, это будет совсем не скоро, лет через 18-20, и связь не прервется и тогда. Важно, чтобы ваша связь не стала «удавкой» когда малыш станет старше. Всему свое время.

Ирина, а расскажите, пожалуйста, про связь ребёнка и мамы в возрасте до года, с точки зрения психологии. Как влияет на ребёнка (7 мес.) выход мамы на работу? Что делать с привязанностью малыша к маминой груди, если он привык успокаиваться только у мамы на руках, посасывая молочко, и, вдруг, его оставляют на весь день с няней и заставляют кушать из бутылочки? Спасибо.

Вопрос был задан давно. Я заранее прощу прощения за задержку у автора (чей ребенок явно подрос:)). Ответом на это письмо я бы хотела начать большой и серьезный разговор о привязанности, о том, как опыт взаимодействия с родителями (в первую очередь, с мамой) потом жирным пунктиром проходит через всю нашу жизнь.

Если коротко отвечать на вопрос, то: связь мамы и ребенка до года – колоссальная, всеобъемлющая. Детеныш человека появляется на свет крохотным, беспомощным и беззащитным. Ему нужен рядом кто-то чуткий и надежный, кто будет удовлетворять его потребности – в еде, сне, комфорте, безопасности, успокоении, эмоциональном общении, любви. Без любящего взрослого младенчику просто не выжить. И тут в дело вступают инстинкты.

Сразу после рождения, когда малыша кладут маме на живот, происходит установление первого зрительного и телесного контакта – запечатление (импринтинг): мама запоминает своего ребенка, а ребенок – свою маму. Это послеродовое объятие в каком-то смысле – судьбоносный жизненный эпизод. В первые часы и дни после родов через ношение на руках, баюканье, кормления грудью запускается инстинктивная «программа привязанности». Для малыша привязанность мамы означает, что он будет вовремя накормлен, ухожен, защищен и получит все, в чем будет нуждаться.
Поэтому: главное, что нужно маленькому человеку – это присутствие, тепло и ВКЛЮЧЕННОСТЬ любящего взрослого, который откликается на его потребности и удовлетворяет их .

Если на свой зов ребенок всегда получает отклик, если с ним играют, общаются, его ласкают, всячески показывая свою любовь, если его жизнь стабильна, упорядочена и свободна от страха, если рядом с ним внимательный, понятный, ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ взрослый, ребенок проникается к нему доверием и приобретает самое первое, самое важное ощущение, которое становится затем основой его дальнейшего развития. Американский психолог Э.Эриксон назвал его чувством базового доверия к миру .

Базовое доверие - это интуитивная уверенность в том, что жить – хорошо (а если вдруг станет плохо, тебе помогут, тебя не бросят), что от внешнего мира не надо защищаться, что ему можно доверять. Человек, наделенный этим «базовым доверием», верит в себя, в свои силы, открыт, оптимистичен, дружелюбен и способен на длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми.
Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, к нему относятся непоследовательно, то в нем вырабатывается недоверие - боязливость и подозрительность, чувство тревоги и беспомощности в потенциально враждебном мире.


Первые годы жизни – это еще и время, когда формируется такой важный внутренний конструкт, как привязанность . Изначально она складывается в наших отношениях с мамой (или фигурой, ее заменяющей). И – самое интересное – мы потом переносим эту сложившуюся модель на отношения с другими людьми. Т.е. чему научились в детстве, в отношениях с мамой, с тем и живем, то и воссоздаем – с партнерами, друзьями, детьми.

Изучению привязанности были посвящены работы английского психолога и педиатра Дж. Боулби (сер. XX в.). В своих исследованиях он показал, что для психического здоровья ребенка необходимо установление теплых, доверительных, приносящих радость взаимоотношений с матерью. Теоретические положения Боулби были подтверждены экспериментами его ученицы М. Эйнсворт (в частности, она установила, что взаимоотношения мамы и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу года и в последующем ).

Стадии формирования привязанности

0-6 мес. У малыша формируется представление о главном объекте привязанности в его жизни. Как правило, этот человек – мама, которая опекает и заботится. На этом этапе очень важно, чтобы «объект» был ПОСТОЯННЫМ, ОТЗЫВЧИВЫМ, предсказуемым и не выпадал из поля зрения больше, чем на 3 часа. У младенчика есть потребность в восприятии материнских стимулов. И если они вдруг надолго исчезают, ребенок начинает нервничать и беспокоиться.

На этом этапе может формироваться как «монопривязанность» (к одному человеку), так и «множественная привязанность» (к нескольким людям). Если в жизни малыша есть 3-4 человека, которые разделяют заботу о нем, то это очень хорошо. Но среди них должна быть четкая иерархия: вот главный объект привязанности (мама), вот остальные по списку (папа, бабушка, тетя и пр.). Ритм появления этих «остальных» тоже, в идеале, должен быть упорядоченным и регулярным: например, папа каждый вечер купает, бабушка приходит пару раз в неделю и отпускает маму по делам.

6-12 мес. У малыша появляется уже собственное «поведение привязанности» (например, он льнет к маме, видя незнакомых людей). Если в первом полугодии все развивалось хорошо, то теперь уже ребенок способен принять нового человека (няню). Вовлекать нового человека в процесс ухода за малышом надо очень постепенно (2-3 недели): сначала няня просто присутствует, наблюдает, ребенок к ней привыкает, потом постепенно она включается в процесс ухода. Когда настает момент маме уйти, мама уходит (даже несмотря на протесты). И возвращается – обязательно! – со счастливым (а не встревоженным) лицом и в полной уверенности, что в ее отсутствие ребенку было хорошо.

Считается, что в период 6-9 мес. мамино отсутствие может удлиниться до 6 часов каждый день или до 12 часов 1-3 раза в неделю. А после 9 мес. мама (если очень нужно) может выйти на работу. Грудные кормления при желании в этом случае сохраняются по утрам, вечерам, ночью, в выходные, а днем мама может сцеживать молоко на работе – в переговорной комнате, комнате отдыха, любом другом укромном местечке. Если такой возможности нет, и ребенок переводится на искусственное (или смешанное) вскармливание, делать это нужно опять же очень мягко и постепенно. Телесную, эмоциональную близость и ощущение безопасности, которые дают ребенку кормления, важно обеспечить другими средствами – объятиями, поцелуями, поглаживаниями, совместными играми, пением, спокойной, душевной обстановкой в семье. Это сделает процесс отлучения наименее травматичным и послужит для ребенка своеобразным опытом: да, в жизни случаются потери, но меня не бросят, меня поддержат, мне есть на кого опереться.

И ни в коем случае нельзя допустить, чтобы вас поглотило чувство вины («Я плохая мать, раз не кормлю своего ребенка грудью и вышла на работу»), так как в этом случае огромная часть внутренней энергии будет тратиться не на малыша, а на самобичевание и переживания. Да, так сложились обстоятельства, но ничто не может помешать вам дарить своему сокровищу любовь, тепло и ласку.
Помните: мама не обязана любой ценой, забывая себя, везде и всегда быть вместе с собственным ребенком. Но она обязана сделать так, чтобы жизнь ее малыша оставалась упорядоченной, стабильной, а рядом с ним был теплый, надежный, «принимающий» человек , на которого во всем можно положиться.

12-20 мес. Это сложный период. У ребенка уже есть память, а значит возникают и подозрения – а вдруг мама сейчас уйдет и не вернется? Огромную роль на этом этапе продолжают играть повторяющиеся изо дня в день ритуалы: например, мама уходит, а малыш с няней провожают ее до лифта и машут ручкой.

20-30 мес. Это фаза стабилизации привязанности. Период подтверждения сложившейся картины мира. В идеале, надолго разлучаться с ребенком нельзя. Нетравматично малыш переживает разлуку с мамой не более суток. 2 дня – это уже напряженная ситуация. 3 недели – критический период. Через 3 недели ребенок либо сформирует новую привязанность, либо (если не найдет новый объект) разрушится.

В следующих постах:
- что происходит с ребенком, когда мама вдруг исчезает из его жизни на несколько дней;
- типы привязанности;
- как мы строим отношения с другими людьми на основе сформированной модели привязанности.

Ирина Чеснова, семейный психолог

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3-5 месяце гестации появляется амниотрофное питание . В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час . Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать .

После рождения ребенка связь мать-плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать . Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим . Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание .

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте . Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» . Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell . Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации .

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка . Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси . Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка , и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30-40 минут и более, затем сокращается до 15-20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7-8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока .

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской . Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20-30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри-утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11-13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110-168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52-57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23-27.
  6. Антропология. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47-50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5-8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371-376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic significance. Oxford. 1978. 560 р.

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Все знают, что ребенок, находясь в утробе матери, связан с ней посредством пуповины, а благодаря аппаратам УЗИ это можно даже увидеть собственными глазами. Вот только не многие, увы, понимают, что после того как пуповина отрезана, связь между матерью и ребенком по прежнему остается. Правда, незримая. Но оттого, что эту связь нельзя увидеть, она не становится менее значимой.


Двое в одном
Все начинается с того, что новая жизнь по законам природы зарождается в организме женщины. Это явление закономерное и в то же время удивительное. Согласитесь, это, по сути, обыкновенное чудо, когда в одном человеке вдруг начинают жить двое.
На период беременности у мамы и ребенка единым для двоих оказывается очень многое: кровообращение, нервная и эндокринная системы, система дыхания, обменные процессы. Организм матери выводит все продукты жизнедеятельности плода, выполняя для него функцию почек и пищеварительного тракта. Через материнский организм ребенок обеспечен кислородом, белками, жирами,углеводами, витаминами, минеральными и всеми другими жизненно важными веществами. У мамы и плода один на двоих общий иммунитет. А какие сильные эмоциональные, психологические и энергетические связи устанавливаются между
мамой и малышом в период беременности!
В таком неразрывном единстве «двое в одном» мама и малыш проводят 9 месяцев .
Вдумайтесь, как это долго! Это 40 недель!! Целых 280 дней!!! Естественно, за это время у мамы и малыша возникает не просто физическое единство, но и привычка быть связанными в одно целое, и огромная потребность в этой неразрывности. Неужели весь этот комплекс взаимосвязей может исчезнуть в один миг, благодаря только тому, что во время родов отрезают связующую маму с малышом пуповину?! Разумеется, нет.

Двое как один
В долгожданный и счастливый момент рождения происходит еще одно обыкновенноечудо, когда связанные до этого воедино мама и малыш разъединяются, и жизнь внутри жизни превращается в отдельную жизнь новорожденного ребенка. Задумывались ли вы, что фраза «малыш родился» отражает не начало жизни малыша как таковой (ведь начало было в утробе), а именно начало его другой жизни, отдельной. Однако, несмотря на это, привязанности, сформировавшиеся за 9 месяцев внутриутробной жизни , заставляют малыша по-прежнему жаждать присутствия мамы, ожидать ее заботы, искать в ней защищенности, требовать, чтобы она его обеспечивала всем жизненно необходимым. Новорожденный хоть и может уже существовать вне организма мамы, но тем не менее без мамы существовать еще не может. Это ощущение и лежит в основе привязанности малыша к матери, которая сохраняется после рождения. А еще не забывайте, что сохраняется эмоциональная близость мамы с новорожденным, их психологическая и энергетическая взаимосвязь. Все это и есть составляющие той самой незримой пуповины. Вот так и получается, что мама и малыш после рождения снова неразделимы. Правда, в новом качестве - двое как один.

Возьмем, к примеру, животных…
Есть такой специальный термин «импринтинг», которым называют процессвзаимосвязи матери и новорожденного в животном мире, а именно то, что самки не расстаются со своими детенышами после родов. И не просто не расстаются, а находятся в тесном (в буквальном смысле этого слова) контакте: прижимают, согревают, вылизывают, «окутывают» собой и почти сразу после родов кормят молоком.
Оказывается, инстинкт подсказывает животным на 100% верное решение. В результате ряда экспериментов над животными ученые обнаружили, что искусственное удаление детеныша от матери очень вредно (даже, можно сказать, пагубно!) влияет на его развитие, в том числе может привести к каким-либо отклонениям в психике.
Напрашивается закономерный вопрос: почему, говоря об импринтинге, упоминают только животных? Причем самых разных животных: обезьян, собак, птиц, львов, лисиц, волков и даже рыб… А что же люди? Почему понятие «импринтинг» не характерно для них? Почему все активно обсуждают проблему освобождения мамы (с помощью искусственного вскармливания и нянь) от необходимости быть рядом с ребенком круглосуточно? Почему для женщин привязанность к ребенку становится обузой, а для самок нет? Может быть, потому что животные действуют инстинктивно, а люди склонны порассуждать: «Это хочу, этого не хочу. Так мне удобно, а так - не удобно».
Животные ближе к природе, и законы природы подталкивают их к импринтингу. Понаблюдайте за своими домашними питомцами. Котами, например. Что вы чувствуете, глядя на кошку с котятами? Разве их образ не вызывает ощущение полной гармонии, без каких-либо дополнительных научных обоснований этого явления? Так может, стоит в этом вопросе просто брать пример с животных?!

Все по науке
Послеродовой период и для мамы, и для младенца называют для обоих периодом биологически обостренной чувствительности восприятия. Это и понятно, ведь во время беременности их биологические ритмы были синхронизированы, созвучны. Мама откликалась на действия ребенка, ребенок - на действия мамы. Момент рождения нарушает привычный ход этих ритмов. И в первую очередь это шок для новорожденного, в результате чего он оказывается в разбалансированном состоянии. Восстановить утраченный баланс помогает присутствие рядом мамы. Именно мама может помочь младенцу преодолеть так называемый «стресс рождения» и вернуть его в состояние гармонии. Ученые сравнивают роль матери в этом процессе с действием магнита, приводящего к упорядочиванию железных стружек, рассыпанных на поверхности.
Многие специалисты, исследовавшие проблему взаимосвязи мамы и младенца, сходятся в том, что можно выделить 3 этапа такой взаимосвязи:
- Первые 2 часа жизни ребенка (первичные узы).
- 24 часа после родов (вторичные узы).
- 9 месяцев после родов (третичные узы).

Первичные узы
Это бесспорно, самый значимый период для новорожденного. Он наиболее благоприятен для полной нейтрализации родового стресса. Что важно на этом этапе?
Во-первых, ощущение материнского тепла, которое помогает поддерживать оптимальную температуру для ребенка. Во-вторых, первое прикосновение друг к другу. Вот почему сразу после рождения нужно положить ребенка на живот матери, дать ему материнскую грудь . При первом кормлении связь, нарушенная обрезанием пуповины, мгновенно восстанавливается. Ребенок, как и в утробе, чувствует колоссальную защиту - на эмоциональном уровне, на психологическом и биологическом, впитывая с материнским молоком, как и через пуповину, все, что ему необходимо для жизни. Я уже не говорю о том, как важно это первое кормление для здоровья матери. Стимулирование во время кормления соска вызывает выработку гормона, активизирующего сокращение матки, что снижает вероятность послеродовых осложнений и ускоряет появление молока. В природе все целесообразно.
В этот период устанавливается первый внешний контакт. Нужно смотреть друг другу в глаза, не забывая только, что новорожденный лучше всего видит на расстоянии 20-25 см, что, кстати, соответствует расстоянию от соска до глаз матери во время кормления. Нужно говорить с новорожденным. Доказано, что при звуках материнского голоса ребенок сразу успокаивается. И конечно, на этом этапе важно проявление любви и нежности. Нужно поглаживать, ласкать все тельце ребенка, осторожно касаясь его одними кончиками пальцев. Проявление любви и нежности, кроме удовольствия, приносит малышу неоценимую пользу. В первые минуты после рождения ребенок приспосабливается дышать воздухом, и лаская его кожу, где много нервных окончаний, мы стимулируем процесс дыхания.

Вторичные узы
На этом этапе огромное значение приобретает непосредственная (неразлучная) близость мамы и ребенка. В первые 24 часа у матери и новорожденного происходит установление всех взаимосвязей в новых, пока непривычных для обоих условиях сосуществования.
Раньше говорили: «Не берите ребенка на руки!» Сейчас разрешают: «Берите!» Раньше утверждали: «Ребенок должен спать в отдельной кроватке!» Сейчас твердят: «Пусть ребенок спит с мамой, рядом с ней, чувствуя ее тепло и дыхание».
Именно для того, чтобы обеспечить возможность нахождения мамы и ребенка вместе, в роддомах сейчас организуют палаты матери и ребенка. Новорожденному комфортнее не с чужим человеком, пусть даже и имеющим медицинское образование, а с родным, с мамой.

Третичные узы
На этом этапе самые главные требования для полноценного и гармоничного развития малыша - это покой, защищенность и чувство дома. Поэтому чем меньше будет срок пребывания мамы и ребенка в роддоме, тем лучше. В принципе, сейчас и не стараются держать в роддоме долго, как раньше.
Попав с малышом домой, мамы не должны забывать, что материнство их только начинается. Не нужно считать, что теперь, дома, можно положиться на помощь близких, и меньше времени уделять малышу. Малышу нужна именно МАМА. Незримая пуповина связывает вас сильнее, чем вы думаете.
Этап третичных уз самый долгий. Он длится примерно 9 месяцев. Ровно как и беременность . Совпадение этих двух периодов по продолжительности, конечно, не случайно. Сколько времени существовали мама и ребенок как «два в одном», столько же времени необходимо, чтобы привыкнуть к новым условиям существования - «двое как один».

Беременность для любой женщины является периодом трансформации ее личностной, профессиональной, телесной и других представлений о себе. Вместе с тем это период прилива психофизиологических сил, которые могут и должны быть направлены на рождение здорового ребенка и личностное взросление самой женщины – будущей матери. Беременность есть естественный, требующий повышенного внимания процесс, предполагающий духовное возвышение женщины в интересах ребенка и всего общества.

Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый организм. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода. Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Благополучное развитие новорожденного и его благоприятное отношение к внешнему миру является основой его психического здоровья. Личность ребенка, его характер, наклонности и многое другое оформляются позднее, однако благоприятное течение перинатального периода создает предпосылки оптимального развития. Именно поэтому так необходимо в первые месяцы жизни обеспечить хороший уход, который одновременно является и средством воспитания.

Для психического здоровья ребенка необходимо, чтобы его отношения с матерью приносили взаимную радость и тепло. В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны:

1. Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показывают исследования обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка.

2. Особенности эмоционально-личностной сферы ребенка. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым. Необходимым в развитии ребенка является участие взрослого в формировании эмоциональной сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов развития, однако тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.

Особое внимание уделяется образованию тесной эмоциональной связи с матерью, которая является залогом эмоционального комфорта и обеспечивает условия для успешного развития ребенка. Функции матери состоят в эмоциональном принятии ребенка, эмоциональном выражении своей любви в процессе взаимодействия с ребенком. Термином, наиболее полно выражающим содержание и роль в развитии ребенка, скорее всего является эмоциональное благополучие . Именно эмоциональное благополучие ребенка, какими бы индивидуальными особенностями он ни обладал, дает возможность оценить успешность выполнения матерью ее функций, так как свидетельствует о положительной оценке ребенком мира и себя в этом мире в конкретных условиях своей жизни.

Чувство привязанности матери к ребенку возникает не вдруг - после его рождения, а проходит длительный путь становления, начиная с периода вынашивания беременности (а возможно и раньше) и продолжается уже после родов, в тесном контакте с ребенком.

Сначала остановимся на характере телесных ощущений и эмоциональных реакций у женщин, вынашивающих желанную беременность. Формирование этого опыта взаимодействия с плодом связано с тем, что, начиная со второй половины беременности, у всех женщин возникают естественные ощущения, непосредственно связанные с движениями формирующегося плода.

Обычно, женщины субъективно выделяют эти ощущения и сразу отличают их. Они подчеркивают их необычность, несравнимость ни с какими иными, ранее пережитыми телесными ощущениями. Описывая эти естественные ощущения женщины, обычно прибегают к чрезвычайно образным сравнениям. Это особенно выражено в первое время, пока плод еще мал. Пытаясь передать свои ощущения, беременные рассказывают, как в начале они испытывают очень смутные, слабые «толчки», «неотчетливые перемещения». Для сравнения они используют, соответствующие своему настроению, метафоры: «теплые волны», «мягкие прикосновения», «как будто слегка прикоснулся», «мягко зашевелился» и пр. Ощущения, которые испытывает беременная, обычно эмоционально окрашены в приятные тона. Беременные женщины рассказывают, как они постоянно «прислушиваются», с нетерпением «ждут» этих сигналов, наделяют их важным смыслом, как бы «медитируют» на этих ощущениях. Периодически возникающие шевеления оживляют у них поток фантазий, связанных с ребенком и будущим материнством.

В последующем, по мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщины переживают «отчетливые толчки», «перевороты», «бьется», «толкается». Беременные в этот период обычно начинают трактовать поведение будущего младенца: «проснулся…», «он маму тревожит…», «шалит…» и пр. Можно видеть, как наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий эмоциональный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца. Поэтому в их переживаниях его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона. Для выражения своих чувств, как правило, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: «мой маленький», «крошечка», «зайчик» и пр. Мысли о нем вызывают улыбку. Некоторые женщины бывают настолько захвачены, погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся более чувствительными и внушаемыми, беспомощными и размягченными.

В этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Формирующееся во время беременности особое эмоциональное состояние, способствует простаиванию образа ребенка.

Однако , в процессе развития даже самой желанной и осмысленной беременности у женщин имеются условия для возникновения целого ряда негативных изменений эмоциональной сфере. На физиологическом уровне эта тенденция связана с появлением ряда вполне естественных психофизиологических изменений в организме беременной женщины. Здесь и опасения и страхи, связанные с предстоящими родами, и неуверенность в своих способностях родить и стать «полноценной» матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, перед возможным ущемлением личной свободы, и наконец переживания своей телесной метаморфозы и, связанной с этим переживания своей сексуальной непривлекательности.

Оба этих противоположных психологических плана развиваются одновременно и, даже самая желанная беременность прокрашивается особым двойственным, противоречивым состоянием, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм и надежда, и - настороженное ожидание, страх, и печаль. Этот двухсторонний комплекс зарождается уже на самом раннем этапе, когда женщина узнает о своей беременности.

Своего апогея двухсторонний эмоциональный фон достигает в момент деторождения. В этот момент болезненные схватки и потуги в чувственно-эмоциональном плане прокрашены радостным нетерпением, ожиданием, восторгом свершения. После родов эмоциональное состояние родильницы окрашено блаженным чувством радости, успокоения, умиротворяющей прострации. На лице сияет блаженная улыбка; женщины с восторгом всматриваются в лицо своего новорожденного ребенка.

Однако, психологическое состояние женщин в случаях желанной и нежеланной беременности значительно различаются. И центральным звеном этих различий становятся субъективные ощущения женщины, связанные с ее новым положением.

Качество телесных ощущений женщин, находится в зависимости от эмоционального настроя женщины на беременность и предстоящее материнство.

Таким образом, материнское чувство привязанности к ребенку формируется во время беременности, в том числе и благодаря новому телесному опыту. Телесно-эмоциональный комплекс беременных чрезвычайно специфичен. Он участвует в формировании привязанности не только как фактор, стимулирующий появление тех или иных фантазий будущих матерей, но и непосредственно связан с более глубинными, физиологическими аспектами этого чувства.

Уважаемые будущие мамочки, приглашаем Вас на консультации специалистов ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики», а также посетить:

Получить более подробную информацию о работе специалистов,
а так же записаться, можно по телефону: 468-500

Статью подготовила: психолог Кабинета кризисной беременности – Юлия Олеговна Мытницкая.

Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Свинья из носка Для вязания карандашницы нам понадобятся Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками