Родительское собрание «Играя, развиваем речь! Родительское собрание Тема: «Развиваем речь ребенка.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

1 часть:

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи.

Основные задачи речевого развития детей - это:

1.Учить детей выражать свои мысли, чувства, впечатления - определенные для своего возраста.

2. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Предварительно вы заполняли анкеты и проанализировав их напрашивается вывод- что речь ваших детей удовлетворительна и многие считают, что форма педагогической помощи для вас является род. собрания, открытые занятия, наглядная агитация, индивидуальные беседы.Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

ромашка

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого - образец для подражания.

4. Paзвитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

Спасибо всем.

Таким образом, основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это

1. Восприятие звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию - связной речи.

Напоминаю вам, что дети должны:

  • Правильно произносить отдельные звуки. Уметь интонацией передать вопрос, просьбу, восклицание.
  • Накапливать определенный запас слов, который содержит все части речи.
  • У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
  • В речи появляются сложные формы предложений.
  • Осваивать навыки разговорной речи, выражать свои мысли простыми и сложными предложениями.
  • Произносить шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
  • Называть части предмета, части тела.

Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

2 часть

А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети.

Игру-путешествие по стране «развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

Сказка нужна всем - и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

1 Станция «Сказочная» показ сказки кукольного театра «Теремок» играя с куклами, у ребенка развивается

память, мелкая моторика, работа в коллективе.

2.Станция «Творческая» игра с шарами

вам надо проявить творчество и подобрать прилагательные к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т.д.)

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

3)Станция «Наши руки не знают скуки»

1этап

Массаж. Массируя пальцы рук активизируется работа внутренних органов.

Большой - отвечает за голову
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный - почки;
Мизинец - сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.

2этап

Пальчиковые игры (без предметов).

2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)

(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)

4) Станция «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение - как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Буклеты)

Речевая игра «Вьюга»

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп - мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы - идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа -жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».

Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

5 станция

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. НА предыдущем собрании мы с вами выучили несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Я вам напомню, что занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух - трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения играя в сказку:

ТЕРЕМОК

В лесу стоит маленький домик,
Настоящий теремок.

Надуть щеки

Этот домик очень красивый, с
Черепичной красной крышей и
большой кирпичной трубой.

Хоботок - вытянуть губы
вперед и вращать ими.

В доме есть три маленьких
Круглых окошка со ставнями

Окошко - приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный ветер.

Оскал - показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки - кончиком языка
Погладить щеки

Стали они шататься вправо - влево, Вправо - влево…

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике вперед - назад, вперед-назад,

Двигать челюстью вправо - влево

Дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот

Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

Вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка - втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка- Подружка и говорит:

Верхними зубами закусить нижнюю губу

«Ква-ква, пойдем мышка, в мой домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась И побежала за лягушкой.

Улыбка

Теперь я предлагаю посмотреть фильм о нашей группе «Так мы живем»

и заполните шоковую анкету

Итог собрания

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию новинки педагогической, художественной литературы.

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Я благодарю Всех родителей за участие в работе родительского собрания и позвольте вручить листочек доброты.. Пусть дети радуют Вас своими успехами

Воспитатель Ударцева Елена Алексеевна

Программное содержание:

1.Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей - выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

2.Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

3.Общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающие природы.

Оформление:

1.Выставка детских работ “Наши любимцы”.

2.Новинки методической, детской литературы, по теме родительского собрания.

Ход собрания (звучит музыка).

“И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.”

Л.Н. Толстой

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привыкли вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи.

Основная задача речевого развития детей - это:

1. Выражать свои мысли, чувства, впечатления - определенные для своего возраста.

2. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Проведя анализ анкет, напрашивается вывод - ребенку необходимо общаться с домашними любимцами. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых.

Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого - образец для подражания.

4. Paзвитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей итог: спасибо всем.

Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком? (Предложить высказаться родителям).

Результаты высказываний.

1. Восприятие звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию - связная речь.

Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам:

  • Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.
  • У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.
  • У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
  • В речи появляются сложные формы предложений.
  • Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.
  • Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
  • Затрудняются назвать части предмета, части тела.

Вы прочитали требования к речи ребенка 4-летнего возраста. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).

Речь наших детей (краткий анализ речи детей педагогам группы):

1. Скажите пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут?)

2. А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.)

  • Отсутствие необходимых знаний.
  • Нет устойчивого интереса к чему-либо.
  • Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа. А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру “Домашние животные”.

Тема: “Кто как кричит?”

Представьте себе, что Вы - это Ваши дети.

  • Ребята посмотрите, кто это к нам прискакал? (Лошадь.) (Протяжно произносит звук и-и-и). Так лошадь зовет своего детеныша.
  • Как лошадь зовет своего детеныша? (Хоровые и индивидуальные ответы.)
  • А кто детеныш лошади? (Маленькая лошадка, жеребенок.)
  • Посмотрите, мама - лошадь (большая), а её детеныш - жеребенок какой? (Маленький). И кричит он тоненько.
  • Как кричит жеребенок? (Ответы детей.)
  • А это кто к нам пришел? (Раздается хрю-хрю). (Свинья.)
  • А как кричит свинья? (Ответы детей.)
  • Это она кого зовёт? (Сыночка, ребенка, детеныша.)
  • Кто её детеныш? (Поросенок.)
  • Мама - свинья какая? (Большая.)
  • А поросенок какой? (Маленький.)
  • Как кричит мама? (Громко.)
  • Как кричит сынок? (Тихо.)
  • А чем детеныш кричит “му-му-му”? (Словосочетание произносится на высоких тонах). (Ответы детей.)
  • Кто его мама? (Корова.)
  • А как зовут сыночка коровы? (Теленок.)
  • Корова Какая? (Большая.)
  • А теленок какой? (Маленький.)
  • Корова как кричит? (Громко.)
  • А теленок как кричит? (Тихо.)
  • А теперь давайте поиграем в игру. Все животные спрячутся в домике и будут кричать, а вы должны отгадать, кто кричит: мама или её детеныш. Если угадаете правильно, животное вам покажется. (Дети отгадывают и взрослых и детенышей.) Молодцы. (Игра закончилась.) Вот так в процессе игры - занятия ребенок учится говорить.

А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли эго для его развития?

  • Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

Я предлагаю вам выставки работ детей, которую они сделали своими руками. Не забудьте, пожалуйста, похвалить детей дома.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим, а в союзники возьмём природу.

Отравляясь с ребенком на прогулку:

1.поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?

2.в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?

3.какое сейчас время года?

4.покормить птиц

5.загадать загадку

6.познакомить с народными пословицами и приметами

8.поиграть в игру

Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое. Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, небо, дождь, снег.

Предложите родителям объединиться в небольшие подгруппы.

Скажите, а как ласково Вы называете своего малыша? (Высказывания родителей.)

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию новинки педагогической, художественной литературы.

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Я благодарю Всех родителей за участие в работе родительского собрания, за помощь в оформлении стенда “Мой поселок”, и позвольте от себя лично вручить листочек доброты, который напомнит нам, каким должно быть общение с ребенком. Пусть дети радуют Вас своими успехами.

Литература.

1.Т.С.Зенина “Родительские собрания в детском саду”.

2.В.Н. Волчкова; Н.В. Степанова “Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада"

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи детей в общении».

Цель: осветить важность вопросов развития связной речи воспитанников в процессе общения со взрослыми, формирования у них умения связно излагать мысли, рассказывать, сочинять, доказывать, убеждать, спорить и т.д.

Предварительная работа : - оформление выставки дидактических игр и пособий по развитию речи;

Подготовка карточек для практической части собрания;

План проведения:

    «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Педагогический всеобуч.

    «Роль дидактических игр в развитии речи воспитанников»

3. Практикум «Факторы успешного речевого развития ребенка»

Ход собрания:

    «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Кроме того, необходимо стремиться, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Дошкольное детство – сензитивный период для активного усвоения родной речи. Чем раньше будет начато целенаправленное развитие речевого общения, обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.

Центральное место в системе работы по развитию речи детей дошкольного возраста принадлежит формированию связной речи. Она вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством. Другими словами, мы взрослые должны научить ребенка не просто говорить, а связно излагать мысли, доказывать, убеждать, спорить, объяснять, описывать, рассказывать, пересказывать, сочинять.

Не случайно язык и речь рассматриваются как узел, в котором сходятся важнейшие линии психического развития ребенка: его мышления, воображения, памяти, эмоций. В связной речи отражается логика мышления ребенка, умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Высокий уровень развития связной речи старших дошкольников является не только необходимым условием для успешной учебы в школе, но и показателем общего развития.

Речь – уникальное и универсальное средство многих видов деятельности дошкольника (общение, игры, рисование, лепка, конструирование, решение практических задач, восприятие художественной литературы и др.) Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно, легко и непринужденно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонениям надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут привести к задержке умственного развития ребенка, травмировать его психику.

С раннего возраста речь ребенка формируется в процессе общения на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер, братьев, затем уже на ее формирование оказывает влияние речь взрослых и сверстников в дошкольном учреждении.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с отставанием в развитии речи. Этому есть немало объяснений. Это и технический прогресс (как ни странно), и ритм современной жизни, и загруженность родителей, и наличие в большинстве семей только одного ребенка. Уставшие родители не могут, а иногда и не хотят общаться с детьми. Детям включают телевизор, компьютер, предлагается множество игрушек, но только не живое общение.

Уровень речевого развития детей, поступающих в школу, весьма неоднороден. Многие шестилетки испытывают трудности в создании связных высказываний. Причин тому множество. Развитие речи связано с различными факторами, как биологическими, так и социальными, психологическими, т.е. здоровьем ребенка, его наследственностью и эмоциональным благополучием, социальным окружением и речевой средой, особенностями общения, традициями воспитания.

Чтобы успешно развивать речь воспитанников, педагогу необходимо иметь глубокие знания об основных факторах речевого развития и его закономерностях, механизмах развития и саморазвития речи.

В нашем дошкольном учреждении осуществляется целенаправленная и систематическая работа по развитию речи детей в разных видах деятельности (повседневное общение, специально организованная деятельность по развитию речи, развивающие занятия по формированию речевых умений и навыков, развитию смысловой стороны слова, овладению монологической речью и др.)

Взрослым необходимо помнить о том, что для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка с взрослым. Особенно оно важным оно является в первые 7 лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.

Кроме того, гармоничное развитие речи в значительной степени зависит от качества общения, комфортности взаимоотношений с собеседниками. Поэтому очень важно правильно организовать речевую среду, создать условия для общения детей с взрослыми и другими детьми, поскольку речь – это один из главных показателей психического развития, в ней отражаются все достижения и проблемы ребенка.

Примерно к 5-6 годам речь детей в звукопроизношении и грамматическом строе фраз максимально приближается к нормативной речи взрослых. Однако стилистически в речи еще долго сохраняются особенности, свойственные детскому возрасту. Не стоит усердствовать в том, чтобы заставлять ребенка этого возраста обязательно пользоваться литературным, книжным языком, фразеологией взрослой речи. В свое время ребенок придет к этому. Но если навязывать это слишком рано, можно лишить его речь индивидуального своеобразия, обезличить ее. В то же время необходимо поощрять у детей старше 5 лет более полные ответы, использование распространенных предложений, развивать повествовательную речь, диалогическую и монологическую речь.

Развитие диалога.

Как уже было сказано выше, с самого начала развитие навыков речевого общения предполагает двусторонний характер этой деятельности, то есть представляет собой диалог. Имеется много свидетельств, доказывающих, что активное участие родителей в этой ранней, еще элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно сильно стимулируют развитие активной речи. В широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность понимать друг друга.

Ситуация естественного диалога возникает при желании что-то сообщить собеседнику. Поэтому, разговаривая с ребенком, родителям следует стараться показать свою искреннюю заинтересованность в беседе и вызвать ее у малыша. Нередко имеющие место быть односторонние расспросы взрослым ребенка, строго говоря, диалогом не являются. Коммуникация такого рода носит односторонний характер, и ее нельзя считать полноценным общением. Как известно, наиболее надежный способ вызвать интерес у собеседника – это разговор на интересующую и понятную ему тему. Поэтому беседа не должна содержать слишком много новой информации и незнакомой лексики. В подобной ситуации речевая активность ребенка подавляется.

Для понимания того, в чем нуждается ребенок для полноценного развития связной речи, важно вспомнить, какое место занимают в его речевом развитии образцы, задаваемые взрослыми. Большинству детей свойственна склонность к имитации и подражанию. Речевые обороты (их еще называют «речевые клише») которые часто повторяют взрослые, включаются в речь ребенка и занимают а ней довольно большое, но различное у разных детей место. Часть детей склоны, подражая взрослым, включать в собственную речь услышанные словосочетания, фразы, понимая их лишь частично.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребенок 4 – 5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школу, поликлинику, библиотеку. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парк, сквере, на озере привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказываться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

    «Роль дидактических игр в развитии речи воспитанников.

3. Практикум «Факторы успешного речевого развития ребенка»

Что такое речь? (вопрос к родителям)

« Речь – это что-либо выраженное словами, устно или на письме: предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл. Это разговор, беседа …» (Толковый словарь В. Даль).

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основная и первоначальная функция речи – это коммуникативная, т.е. назначение речи – быть средством общения.

Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на доске вывешены карточки с текстом).

    Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.

    Общение ребенка со сверстниками.

    Строение артикуляционного аппарата.

    Речь взрослых – образец.

    Развитие мелкой моторики рук.

    Чтение детям художественной литературы.

    Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

4.Подведение итогов собрания.

Как бы ни был хорош детский сад, насколько бы квалифицированные специалисты там не работали, основным фактором, определяющим особенности развития ребенка, была и остается семья. Чтобы родители могли успешно способствовать коррекции речевых нарушений ребенка им необходима поддержка со стороны педагогов ДОУ и желание помочь своему малышу. Материалы родительского собрания "Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей?" помогут педагогам и родителям в решении речевых проблем детей дошкольного возраста.

Материалы родительского собрания

"Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей?"

Цель: педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста

План проведения:

  1. Вступительное слово.
  2. Причины задержки речевого развития.
  3. Проблемы речевого развития дошкольников.
  4. Речевая азбука для родителей и дошкольников (советы логопеда).
  5. Педагогическая шкатулка.

1. Из толкового словаря: речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

2. Овладение речью - сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития.

Для того, чтобы у ребенка появилась - а в дальнейшем и развивалась - речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью.

Многие родители считают, что у их малыша созданы все необходимые условия для развития, но почему же, какие-то проблемы все-таки возникают. Понятно одно - "какие-то" проблемы с речью - задержка речевого развития.

В идеале к двум годам у ребенка уже приличный словарный запас (от 100 до 300 слов), он активно строит предложения из двух-четырех слов, употребляет различные части речи. Иногда речь отсутствует вообще, либо словарный запас очень мал.

Для внимательных родителей диагноз "задержка речевого развития" ставят малышам до трех лет. Кроме очевидных социальных причин такой задержки (с детьми просто никто не общается столько, сколько это необходимо для полноценного развития), причины могут быть и соматические. Ребенок может какое-то время отставать в речевом развитии, если у матери было неблагоприятное течение беременности или родов (например, гипоксия или асфиксия плода, стремительные или затяжные роды). Если в первые годы жизни малыш часто болел, имел сниженный иммунитет или хронические заболевания, значительно отстает от сверстников по весу, росту или показателям моторного развития - тоже попадает в группу риска по ЗРР. Черепно-мозговые травмы и серьезные интоксикации также влияют на развитие речи.

3. Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от нормы речевого развития детей в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи, так же как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

К сожалению, задержка речевого развития иногда является залогом речевых проблем и в более старшем возрасте, но даже в этом случае раннее начало занятий с ребенком, если и не решит все его проблемы, то, как минимум смягчит проявление речевых недостатков в будущем.

ОНР - общее недоразвитие речи. Это совсем не диагноз, а скорее логопедическое заключение. Недоразвитие речи может быть у любого ребенка. В целом, ОНР представляет собой нарушение всех компонентов речи - фонетики, грамматики, лексики: нарушена слоговая структура слов (ребенок переставляет слоги "коломо" вместо "молоко", "титики" вместо "часики"), неправильно произносятся звуки (не один-два, а пять, десять, двенадцать). ОНР бывает трех уровней.

1 уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или 1-2 сильно искаженных предложения.

Основной контингент дошкольников в группах ОНР составляют дети с 2 и 3 уровнями речевого развития.

На 2 уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.

Наиболее распространен у детей 5-6 летнего возраста с ОНР 3 уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи - описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.

Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу недоразвития речи , ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Так же от развития речи зависит и развитие познавательных процессов ребенка: память, мышление, внимание, воображение.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Чем же мы взрослые можем помочь детям, имеющим различные речевые нарушения?

4. Советы логопеда.

Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как "детские", так и "взрослые" слова (Это машина - би-би. А вот собака - ав-ав! ). Контролируйте речь малыша, не позволяйте говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно знакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок растет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи дошкольников. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года - о грубых нарушениях общего развития.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать "жестовую" речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

"Золотая серединка" - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Леворукость - это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

Мелкая моторика - так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры типа "Сорока, сорока", затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое отрицательно влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Фольклор - лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова - после 2 лет, фраза - после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения - заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

ВНИМАНИЕ, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению речевых нарушений у детей, тем эффективнее будут результаты!

5. Педагогическая шкатулка.

Памятка для родителей.

Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию ряд игр, которые можно использовать для развития речи детей!

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Определение звучания игрушек. Возьмите 3 - 5 звучащих по - разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки:), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать) (воспроизвести ее звучание.

  • Определение голосов членов семьи, птиц, животных.
  • Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, трамвай, дождь:)
  • Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф:)
  • На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.
  • Повторение сочетаний звуков и слогов: А,У,И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т.д.
  • Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок.
  • Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, ватку:.
  • Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы и длины, стараясь сдвинуть их с места
  • Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой
  • Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, дуть в дудочку, свистульку.
  • Надувать мыльные пузыри

Артикуляционные упражнения

Для лица: надуть щеки, сделать лицо веселое, удивленное:

Для губ: выпячивание губ трубочкой, щелконье плотно сжатыми губами

Для языка: показать широкий и узкий язык, облизывание верхней и нижней губы, движение языком вправо и влево, пощелкивание языком ("лошадка")

Развитие правильного звукоподражания

Звуковое подражание: укачиваю ребенка (а-а-а), гудит паровоз (у-у-у), плач ребенка (уа-уа-уа), крик в лесу (ау-ау)

Подражание звукам транспорта (би-би, тук-тук, тик-так)

Упражнения на развитие мелкой моторики

Перебирание крупы, гороха, фасоли, выбирая мусор, испорченные зерна.

Разложить пуговицы по величине, цвету, форме:

Разобрать монеты по величине.

Надевать и снимать перчатки, рукавички.

Нанизывать на толстую нитку, проволоку бусинки, ягоды рябины.

Работа с пластилином, карандашами, кистью. Конструирование.

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

"Отгадай название сказки"

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Сивка: Заюшкина: Конек: Гадкий: Мороз: Царевна: Гуси: Мальчик: Красная: Крошечка: Дюй: Цветик:
Аленький: Золотой: Бременские: Доктор:

"Что лишнее?"

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц").
Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").
Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси - лебеди (сказка "Гуси - лебеди").
Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья - царевна (сказка "По - щучьему веленью").
Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ("Сказка о рыбаке и рыбке").

Веселое азбуковедение.

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

Игра с мячом "Скажи наоборот".

Зима - лето, Жара - холод, Правда - ложь, Богач - бедняк, Горький - сладкий, Полезный - вредный:

"Волшебная палочка феи Словарины"

Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой - увеличивает.
Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.
Дом - домик - домище, Мост - мостик - мостище, Дождь - дождик - дождище, Кот - котик - котище:

Желаем приятного досуга!

Литература

  1. О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. - М., ООО "ТЦ Сфера", 2005

Цель: формирование у родителей представления о понятии «речевое развитие ребенка» и способах повышения уровня этого развития.

  1. Информировать родителей об аспектах речевого развития ребенка.
  2. Сформировать представление об основах конструктивных детско-родительских отношений.
  3. Познакомить родителей с формами логопедической работы, которые необходимо использовать при индивидуальной работе с ребенком дома.
  4. Пополнить педагогический арсенал родителей, способствовать повышению их речевой культуры.

Используемые технологии:

Квест-технология;

— ТРИЗ-технология;

игровые технологии;

— мини-лекция;

— психологические, трениговые упражнения;

— элементы мастер-класса;

— ИКТ-технологии (видеофильм, презентация);

Форма проведения родительского собрания: квест-игра.

Продолжительность мероприятия: 1,5 часа.

Количество родителей в квест- группах — 6-8 чел.

Количество квест- групп – 3

Продолжительность работы станций – 20 мин.

Предварительная работа:

Подготовить:

  • необходимое мультимедийное оборудование для показа презентации и видеофильма, микрофон, аудиоаппаратура для музыкального оформления;
  • листы регистрации;
  • разноцветные жетоны для распределения участников родительского собрания на квест-группы;
  • анкеты для родителей: экспресс-диагностика, анкета обратной связи;
  • необходимые материалы и оборудование для обеспечения работы станций квест-игры;
  • призы для награждения;
  • выставку литературы по развитию речи детей.
  • пригласительные билеты для родителей.

Сценарный план родительского собрания.

Этапы Цель этапа Инструмента-рий педагога по достижению цели Раздаточ-ный материал Деятельность родителей Планируемый результат
Вводный Сформировать у родителей представление о понятии «речевая компетент-ность ребенка» Анкетирова-ние, мини-лекция, презентация анкеты Заполнение анкет, просмотр презентации Выявление уровня родительской компетентности в ходе экспресс-диагностики, ознакомление родителей с содержанием темы собрания.
ОсновнойКвест-игра Выработать у родителей основополагающие навыки конструктивного речевого взаимодействия с ребенком, способствующее развитию его речевой деятельности. Квест-задания, деловые игры, элементы мастер-класса с выполнением практических заданий Карточки с заданиями Выполнение квест-заданий, участие в мастер-классе Формирование представлений о построении конструктивного взаимодействия с ребенком, направленного на формирование следующих основных аспектов его речевой компетентности:

— лексико-грамматическая;

— фонетико-фонематическая;

— коммуникативная

Заключи-тельный Получение обратной связи. Подведение итогов Круглый стол. Вручение наград победителям Грамоты, памятки, призы Обмен мнениями, формулировка запросов для дальнейшего взаимодействия Оптимизация процесса детско-родительского и психолого-педагогического взаимодействия.

Ход родительского собрания.

  1. Регистрация участников родительского собрания и организация начала мероприятия:

— родители заполняют лист регистрации;

— получают:

  • программки родительского собрания с названием станций и обозначением места работы станций;
  • разноцветные жетоны для распределения по группам;
  • анкету обратной связи;

— родители приглашаются в актовый зал образовательной организации;

— в зале звучит спокойная музыка, на экране слайд с темой родительского собрания и сведениями об организаторах мероприятия.

  1. Вступительное слово ведущего.

Уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей встрече, посвященной проблемам развития речи дошкольников. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребенку первые знания и умения. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Только совместными усилиями родителей и педагогов мы можем решить проблемы в речевом развитии детей.

Сегодня мы предлагаем Вам поучаствовать в квест-игре на тему: «Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей». Квест-игра будет проходить в виде путешествий по различным станциям. Последовательность станций размещена в маршрутных листах у руководителей групп. Распределение в группы осуществляется по цвету жетонов, которые Вы получили при регистрации.

Уважаемые родители! Мы предлагаем сформированным группам отправиться в увлекательное путешествие! В ходе работы на станциях просим Вас заполнить анкету обратной связи (можно заполнить в ходе работы Круглого стола).

По окончании работы станций приглашаем Вас в актовый зал для поведения итогов и награждения победителей.

  1. Подведение итогов. Награждение победителей.

Станции для квест-игры.

I станция. «Все начинается с любви…»

Цель: Сформировать у родителей представление о понятии «конструктивное взаимодействие с ребенком».

Ход станции.

Уважаемые родители!

Мы рады вас приветствовать и благодарны вам за то, что вы нашли время и вас есть желание помочь вашим детям в их речевом развитии.

Позвольте начать нашу встречу с известного стихотворения Р. Рождественского «Все начинается с любви».

Действительно, все в этой жизни начинается с любви, а родительская любовь и вовсе может творить чудеса, ведь любящий родитель, понимая, что ребёнок — это его творение, его продолжение, принимает его таким, какой он есть: особенным, не похожим на других, неуклюжим или талантливым – любым.

Безусловная родительская любовь становится той стартовой площадкой, которая позволяет ребёнку достичь звездных высот, стать успешной личностью и счастливым человеком! Особенно показательной в этом плане является судьба известного изобретателя Т. Эдисона.

Предлагаем Вам познакомиться с его историей.

  1. Просмотр видеоролика «Роль материнской любви в судьбе Томаса Эдисона».

Уважаемые родители! Хотелось бы обратить Ваше внимание на тот факт, что мать Т.Эдисона не была профессиональном педагогом, но в меру своих сил она старалась создать такие условия, которые способствовали коррекции и развитию способностей её ребенка. Если мы хотим, чтобы наши дети стали успешными, мы должны приложить максимум усилий для создания обстановки, стимулирующей развитие наших детей. Как этого добиться? Какие условия необходимы для стимулирования именно речевого развития ребёнка?

Предлагаем Вам сыграть в игру «Цветик-семицветик», в ходе которой мы попробуем найти ответ на интересующие нас вопросы.

  1. Игра «Цветик-семицветик» (основные положения конструктивного взаимодействия):

Уважаемые родители! Всем Вам знакома сказка В. Катаева, в которой девочке Жене помогал в исполнении её заветных желаний волшебный цветок. Представим, что он перед нами и сейчас на каждом их его лепестков записаны заветные желания наших детей, касающиеся их речевого развития. Давайте воспользуемся этими волшебными подсказками и поможем нашим детям. Родители по очереди отрывают лепестки и зачитывают инструкции – пожелания.

Лепесток № 1

Дорогой родитель! Чтобы я хорошо понимал твои требования и мы легко могли общаться друг с другом, пожалуйста, научись строить Я-высказывания.

Комментарий ведущего: Я-высказывание – это психологический термин, подразумевающий особенную формулировку словесной реакции на действия другого человека с помощью упора на свои мысли и чувства.

В противовес им идут Ты-высказывания, когда говорящий упоминает только поступки оппонента. В чем принципиальная разница этих двух способов?

Когда мы говорим о своем недовольстве через Ты-высказывания, мы обвиняем человека, заставляем его защищаться, автоматически делая «врагом». Он не сможет понять точку зрения собеседника, поскольку изначально поставлен в позицию противника.

Ты уделяешь мне слишком мало внимания!

— А ты тратишь слишком много денег на шмотки!

Если попытаться выразить то же самое не через обвинения, а через выражения своих эмоций, вызванных теми же событиями, можно значительно смягчить удар и избежать конфликтов.

Эта техника помогает достучаться до собеседника, прорвать тот кокон эмоциональной защиты, в который он вынужден был закутаться.

Применение Я-высказываний будет полезно для любого общения – и семейного, и дружеского, и делового.

Научившись технике Я-высказываний, можно стать настоящим мастером дипломатии, научиться более безболезненно разрешать конфликты и не обижать ребёнка ненужными упреками и обвинениями.

Как правильно выстроить Я-высказывание?

Техника Я-высказывания содержит в себе пять последовательных этапов.

1. Эмоции и чувства. Вначале необходимо выразить свои эмоциональные реакции. Собеседник еще не знает, о чем пойдет речь, но уже настроен помочь и поддержать вас, ведь вы обращаетесь к нему за помощью.

Я расстроился. Я в растерянности. Мне очень неприятно. Мне так стыдно.

Я готова расплакаться. Я сержусь.

2. Что вызвало эти эмоции? Теперь нужно рассказать о событии или своем состоянии, которое повлекло за собой эту реакцию. Формулировать эту часть нужно также через форму «Я».

Я опоздала на работу, потому что убирала разбросанные тобой вещи.

Я все выходные занимался ремонтом поцарапанного автомобиля, и я не смог поехать на пикник.

3. Пояснение, почему это действие вызвало такую реакцию.

Для меня это событие было очень важным.

Я потратил на это много усилий.

Я очень устаю и необходимость делать дополнительную работу выматывает меня еще больше.

4. Выражения пожеланий и просьб.

Давай договоримся, что будем мыть посуду по очереди, через день.

Я тебя прошу звонить и сообщать мне, если у тебя меняются планы.

5. Предупреждение о своих намерениях. Этот шаг не обязателен, но в некоторых ситуациях придется им воспользоваться.

К сожалению, я больше не смогу одалживать тебе машину.

Если ты забываешь об этом, я буду почаще напоминать тебе.

Давайте потренируемся в построении Я-высказываний . Родителям предлагается построить высказывания в следующих ситуациях:

Ребенок не убрал игрушки. Не хочет есть. Не хочет ложиться спать и т.д.

Лепесток № 2

Дорогой родитель! Пожалуйста, проявляй свою любовь ко мне: я в ней очень нуждаюсь и очень хочу чувствовать, что ты меня любишь всегда, даже когда я капризничаю.

Комментарий ведущего: для нормального развития ребенка очень важно проявлять эмпатию по отношению к нему: поглаживать, прижимать к себе, говорить ласковые слова. Даже если ребёнок совсем маленький и еще не умеет разговаривать, он слышит и воспринимает Вашу интонацию. Помогите ему почувствовать Вашу любовь. Ребенок должен знать, что мама любит его всегда, даже если он совершит оплошность. Для нормального развития ребенку необходимо не менее 8 объятий в день и 7 поцелуев.

Давайте потренируемся и составим копилку ласковых слов и обращений к ребёнку.

Самые активные родители получают жетоны.

Лепесток № 3

Дорогой родитель! Пожалуйста, разговаривай со мной! Когда я совсем маленький, обращенные ко мне слова способствуют развитию импрессивной речи (т.е. восприятие речи других людей). Когда я становлюсь старше, мне интересно разговаривать, узнавать новое и высказывать свое мнений. Беседуя со мной, строй предложения так, чтобы я вынужден был давать развернутый, а не односложный ответ. Это поможет мне овладеть искусством ведения диалога.

Лепесток № 4

Дорогой родитель! Пожалуйста, не оставляй меня наедине с гаджетами, т.к. я хочу научиться живому общению и построению отношений с людьми, а не с бездушной машиной. Создай условия для моего познавательного развития, интересных походов, общения со взрослыми и сверстниками. Это лучшее средство для развития души, речи и интеллекта.

Лепесток № 5

Дорогой родитель! Пожалуйста, научись приемам активного слушания, чтобы я понимал, что ты слышишь меня и тебе интересно общение со мной. Эти приемы описаны в книге Т. Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»:

1.Смотри на меня, когда я говорю. Сделай так, чтобы наши глаза были на одном уровне.

2.Используй технику «Эхо»: дословно повторяй мои последние слова и кратко содержание моего высказывания: «Если я правильно тебя поняла, то ты сказал о том, что тебе очень хочется поскорее пойти гулять?»

3.Когда я говорю, кивай головой, «угукай», говори «Да, я понимаю». Это поможет мне понять, что мои мысли и суждения, как и я сам, интересны и дороги тебе.

4. Если я не могу закончить фразу или выразить точно свою мысль, не делай этого за меня, а задай мне наводящие вопросы, чтобы я сам сумел закончить высказывание. Это поможет мне почувствовать свою значимость и поднимет мою самооценку.

Лепесток № 6

Дорогой родитель! Пожалуйста, стимулируй мою мелкую моторику: играй в пальчиковые игры «Сорока-сорока» и др., рисуй, лепи. Это позволит подготовить руку к письму и будет стимулировать речевой центр мозга.

Лепесток № 7

Дорогой родитель! Воспитывая меня, пожалуйста, помни заповеди великого педагога Януша Корчака:

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Люби своего ребенка любым- неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Комментарий ведущего: Уважаемые родители! Мы активно работали сегодня, пытаясь найти ответ на вопрос о том, как стимулировать речевое развитие ребенка. Завершая наше общение, давайте поблагодарим друг друга и скажем друг другу комплимент, начинающийся со слов: «Вы успешный родитель, потому что …».

Родители встают в круг и произносят по очереди комплименты друг другу.

Станция № 2 «Мои слова- моё богатство»

Цель: Выработать навыки педагогического воздействия, направленного на расширение лексического запаса ребенка и формирование навыков грамотной речи (фонетика, грамматика).

  1. Вступительное слово ведущего.

Мы рады Вас приветствовать и благодарны Вам за то, что Вы нашли время и у Вас есть желание помочь Вашим детям в их речевом развитии.

Любая встреча начинается со знакомства. Мы предлагаем Вам познакомиться поближе и сыграть в незатейливую игру, которая так и называется «Знакомство». Я предлагаю Вам встать в круг и, передавая друг другу волшебное сердечко, поприветствовать соседа справа, называя своё имя и стараясь назвать как можно больше черт характера человека, которые начинаются на букву Вашего имени, например: Здравствуйте! Я рада Вас видеть, меня зовут Светлана, я серьёзная, справедливая, самостоятельная, способная, сосредоточенная, самодостаточная и т.д. Участник, назвавший более 3-х слов, получает жетон.

Уважаемые родители! Эта игра позволила нам не только познакомиться друг с другом, но и предоставила возможность акцентировать Ваше внимание на таком важном аспекте, как пополнение словарного запаса наших детей. Подобные игры можно использовать ежедневно, дома или во время прогулки. Предлагайте детям разные задания подобного типа, например, сегодня мы соревнуемся, кто больше назовёт слов на букву «Р» и т.п. Предлагайте детям играть в Балду, Буриме и др. игры, стимулирующие детей к обогащению своего лексикона.

Важным аспектом речевой компетентности человека является фонетико-фонематическая сторона его речи. Неверное, нечеткое произношение звуков может стать поводом для насмешек. Позаботьтесь о психологическом здоровье Вашего ребёнка, отрабатывайте с ним чистоту произношения с помощью чистоговорок и скороговорок.

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, «Речевого куба».

А вообще чистоговорка — это шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок — обучение детей четкому произношению звуков.

Давайте попробует сделать это вместе. Родители отрывают от цветика-семицветика листочки и проговаривают написанное в соответствии с заданием: например, прочитайте чистоговорку от лица Медведя из сказки «Теремок» или от лица Волка из сказки «Семеро козлят».

Например:

Чистоговорки в картинках.

Вот такие карточки можно использовать для занятий с ребенком.

В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста скороговорки необходимо использовать, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогает формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все звуки, не пропуская их и не «заглатывая».

Обязательное условие! В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные. Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.

Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это, конечно, «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Примеры скороговорок, которые родители читают по очереди.

Скороговорки на букву «Р»

Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!

Уважаемые родители! Школьные успехи Вашего ребёнка и его жизненная успешность во многом зависят от того, насколько грамотной является речь Вашего ребёнка: правильно ли он ставит ударение в словах, умеет ли верно использовать падежные конструкции и предлоги, строить предложения.

Но речь наших детей будет правильной и грамотной только в том случае, если таковой является речь окружающих их взрослых. Предлагаю Вам пройти маленький тест и проверить свои знания из области русской грамматики.

Тест «Правильно ли Вы ставите ударение в этих словах»

(правильный вариант выделен цветом)

ЩАвель ЩавЕль
ОбеспечЕние ОбеспЕчение
ГипОтеза ГипотЕза
ЗАвидно ЗавИдно
ДоговОр ДОговор
ШарфЫ ШАрфы
СрЕдства СредствА
БаловАть БАловать
ДиспАнсер ДиспансЕр
ОдновремЕнно ОдноврЕменно
ЖАлюзи ЖалюзИ
КатАлог КаталОг
ЧерпАть ЧЕрпать
КрасИвее КрасивЕе
ПлатьЯ ПлАтья
ГазопровОд ГазопрОвод
ОткупОрить ОткУпорить
СливОвый СлИвовый
СвЕкла СвеклА
КвАртал КвартАл
ТОрты ТортЫ
ИскрА Искра
ДосУг ДОсуг

Родители, набравшие по результатам теста 12 баллов и выше — получают жетоны.

Тест № 2 Исправь ошибку.

  1. Мой ребенок пойдет в школу в двухтысяча девятнадцатом году. Правильно: … в две тысячи
  2. Мне нужно успеть купить все необходимое для школы к 1-му сентябрю . Правильно: … к 1-му сентября ; 8-му марта и т.п.
  3. У двоих девочек нашей группы рисунки получились более красивее . Правильно: .. у двух девочек … более красивыми.
  4. Я вернулась с командировки в четверг. Правильно: … из командировки.
  5. Кондуктор требовал оплатить за проезд . Правильно: … заплатить за проезд или оплатить проезд .

Родители, набравшие по результатам теста наибольшее количество баллов — получают жетоны.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение Как быстро растут волосы Как быстро растут волосы Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос