Изучение развития познавательных процессов в продуктивной деятельности. Презентация "продуктивные виды деятельности как средство всестороннего развития ребенка"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Продуктивная деятельность - это деятельность, направленная на получение какого-либо продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей .

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:

  • - Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.
  • - В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.
  • - Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы ее решения.
  • - Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход. дошкольный возрастной продуктивный
  • - На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся:

  • 1. с геометрическими объемными формами,
  • 2. получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.
  • 3. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,
  • 4. Понятия о стороне, углах, центре.
  • 5. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности

  • 1. целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,
  • 2. аккуратности,
  • 3. умения работать в коллективе,
  • 4. трудолюбия,

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности - является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

Мусаляева Н.О., воспитатель

МБДОУ детский сад № 391

г.Екатеринбурга

Организация продуктивной деятельности дошкольников.

Что такое продуктивная деятельность дошкольника?

Продуктивная деятельность дошкольника - деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Она формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Развитие продуктивной деятельности дошкольника определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребенка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру. Особенности процесса детской деятельности и ее продуктов могут быть использованы в диагностике развития умений, навыков ребенка, уровня развития его когнитивных процессов, сформированности умения планировать свою деятельность .

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением. Подобная деятельность приводит к появлению определённого продукта.

Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

    Было установлено, что продуктивная деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.

    Занятия именно продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).

    Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.

    В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.

Под продуктивной деятельностью подразумеваются такие виды деятельности детей:

    изготовление всевозможных поделок;

    изготовление мозаики и аппликаций;

    лепка фигурок из пластилина и глины;

    сборка интересной конструкции всевозможными способами;

    сложные занятия с макетами;

    создание картин красками, карандашами, мелом.

Для детей необходимо создать систему занятий. Если педагог правильно распределит продуктивную деятельность, и все ее виды будут задействованы, результат будет следующим:

Дети будут развиты творчески;

В группе будет отличная психологическая обстановка;

Дошкольники хорошо подготовятся к школьным занятиям.

Чаще всего продуктивная деятельность связывает собой несколько областей, это творчество, социализация, познание, труд, коммуникация, безопасность дошкольников. Художественно-продуктивная деятельность и творчество позволяют развить речь ребенка. Детей необходимо учить говорить красиво, объяснять свои предпочтения более полно и качественно. Кроме этого, дети получают нравственное воспитание, закрепляют знания, полученные в процессе обучения, у них вырабатываются необходимые качества характера: активность, самостоятельность, наблюдательность, целеустремленность, терпение, желание доводить до конца начатое. Продуктивная деятельность улучшает и физическое состояние детей. Они становятся более жизнерадостными, настроение улучшается, повышается общий тонус, характер становится более раскрепощенным и активным. После занятий и на них ребенок активен. Важно сразу правильно формировать его осанку, походку, положение тела, ведь все эти качества в будущем пригодятся пока еще маленькому человечку. Продуктивная деятельность позволяет скоординировать движения, «настроить» вестибулярный аппарат, укрепить мускулатуру. Поэтому, этот вид деятельности невозможно «выбросить» из работы воспитателей, педагов.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (Д.Б.Эльконин).

Каждый родитель, безусловно, желает своему ребенку здоровья и благополучия и хочет, чтобы он развивался в соответствии со своим возрастом. Для того, чтобы развитие малыша было всесторонним, а сам процесс казался интересным, необходимо заботиться о нем с самого раннего детства.

Особая роль в процессе становления маленького человека личностью отводится дошкольному периоду. Несмотря на кажущуюся беззаботность данного времени, в возрасте 5-6 лет ребенок продолжает активно познавать мир. Его речь постоянно совершенствуется, движения становятся более сложными и скоординированными, лексикон постоянно пополняется новыми словами, а тяге к познанию позавидует даже самый увлеченный взрослый.

Лепка из пластилина — это творчество, развитие моторики и пространственного мышления

Родителям необходимо прочувствовать этот период и пережить его вместе с малышом. Данное время должно быть использовано с пользой: в дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделить развитию продуктивных видов работы.

Что это такое?

Продуктивные виды деятельности – это действия, направленные на получение определенного результата, продукта.

К действиям продуктивного характера у дошкольников принято относить изобразительную и конструктивную деятельность. В первой группе находятся такие виды работы как рисование, аппликация и лепка. Ко второй относится моделирование из бумаги. Остановимся на каждом виде подробнее.

Изображение предметов окружающей действительности на бумаге является важным аспектом развития ребенка. Познавая мир, получая каждый день новые впечатления от, казалось бы, обыденных вещей, малыш накапливает свой бесценный опыт. Эти ощущения станут прочной основой для дальнейшего познания окружающей среды.


Рисование — любимое занятие всех детей

Так как все явления оказывают сильное влияние на ребенка, он старается сохранить эти воспоминания. В этом ему поможет бумага, карандаши и краски. При помощи этих принадлежностей дошкольник погружается в мир своей фантазии и впечатлений.

Природа радует глаз разнообразием форм, размеров и оттенков. При помощи разных цветов красок или карандашей ребенок не только сможет передать сходство рисунка с реальностью, но и показать свое отношение к тем или иным предметам. Родителям очень важно поощрять такую деятельность их чада и периодически анализировать получившиеся рисунки. Почему ребенок выбрал именно такой цвет? Почему нарисовал один объект больше другого? В процессе беседы можно выяснить много интересного о том, как малыш воспринимает действительность.


Дети любят нестандартное рисование

Лепка

Кто в детстве не любил заниматься с приятными на ощупь материалами – глиной и пластилином? Скорее всего, многие вспомнят, как приятно было сжимать, катать, растягивать пластичный материал. Не отказывайте и своему ребенку в этом тактильном удовольствии.

В дошкольном возрасте очень важно уделить внимание развитию мелкой моторики. Изготавливая мелкие детали из пластилина (например, глаза животного), ребенок учится усидчивости и трудолюбию.

В моменты работы с пластилином нервные окончания в области пальцев оказываются активно задействованными, что оказывает общее положительное влияние на здоровье и развитие дошкольника.


Лепка из глины — отличный способ развития творческих способностей

Еще одним важным моментом во время лепки является то, что вопрос перспективы снимается сам собой. Если на рисунке необходимо учитывать, какой предмет находится на композиции дальше, а какой – ближе, то при работе с пластилином в этом просто нет необходимости. Ребенок сам видит, какой элемент на каком месте должен располагаться.

Работа в трехмерном пространстве способствует также развитию у дошкольника представления о композиции, высоте и ширине; появляется пространственное мышление.

Аппликация

Еще одним из изобразительных продуктивных видов деятельности дошкольника является выполнение аппликации. Это простое, на первый взгляд, занятие, позволяет развить массу полезных навыков у детей.


Для аппликации можно использовать любые материалы
  1. Во-первых, выполнение аппликации задействует мускулатуру рук, что приводит к улучшению координации движений.
  2. Во-вторых, данный вид деятельности сопряжен с другими полезными навыками: это и работа с клеем, и умение правильно орудовать ножницами, и раскладывание заготовок на листе.
  3. В-третьих, безусловно, аппликация также помогает развивать понятие о композиции. Раскладывая фигуры разных форм, цветов и размеров на бумаге, ребенок создает свою собственную композицию. Он учится размещать детали, комбинировать различные цвета.
  4. В-четвертых, аппликация, если так можно сказать, является зачатком геометрии. Ребенок пополняет свой словарных запас названиями фигур и пространственными понятиями: справа, слева, сверху, снизу, в углу и т. д. Эти навыки помогут не только в детском саду на занятиях аппликацией, но и в будущем, на уроках математики.

Аппликация в рамочке — подарок для мамы

Таким образом, изобразительные виды продуктивной деятельности дошкольника не только играют развлекающую роль, но и развивающую. Очень важно уделить пристальное внимание их формированию, даже если кажется, что такие виды работы не несут никакой нагрузки.

Конструктивные виды деятельности дошкольника: конструирование

Еще одной важнейшей группой навыков ребенка является конструирование. На сегодняшний день, возможно выполнять модели из разных элементов: природных материалов, конструктора, бумаги. Чем же так важно умение конструировать.


Игра с конструктором развивает пространственное мышление

В процессе работы с различными материалами, ребенок усваивает массу знаний.

  1. Во-первых, такой вид деятельности позволяет сформировать у дошкольника понятия о центре объекта, его углах, высоте и ширине, симметрии, пропорциях.
  2. Во-вторых, конструирование дает ребенку возможность увидеть своими глазами, как из плоских объектов (например, бумаги) путем некоторых преобразований получаются вполне объемные фигуры.
  3. В-третьих, у малыша происходит развитие аналитической стороны его мышления. Для того, чтобы что-то сконструировать, необходима определенная задумка, замысел, композиция; только создав в своем сознании план действий, ребенок приступает к работе.

Кроме того, конструирование не только не уступает, но и, возможно, превосходит некоторые из изобразительных видов продуктивной деятельности по энергозатратам и необходимой усидчивости.


Конструирование из бумаги — оригинальных способ развить фантазию

Как можно увидеть, конструктивная деятельность ребенка позволяет развить массу полезных навыков, которые пригодятся в дальнейшем обучении.

Развитие продуктивных навыков у дошкольников помогает развить эстетическую, нравственную, умственную и физическую стороны мышления ребенка.

Почему это важно?

Может показаться, что слишком большое внимание уделяется таким незамысловатым занятиям как лепка, рисование и собирание конструктора. Со стороны не видно, какие усилия прилагает ребенок, его развитие не выглядит очевидным, ведь совершенствование навыков происходит постепенно. Однако не стоит недооценивать продуктивные виды деятельности.

Современная система образования, которая претерпевает постоянные изменения, с недавних пор пришла к тому, что детские сады стали частью всей системы. Проще говоря, развитие ребенка начинается уже в пресловутом «садике». Там опытные воспитатели и учителя помогут ребенку раскрыть потенциал и развить по максимуму все положительные качества.


Развитие детей — основная задача дошкольного образования

Ребенок в сфере образования становится не объектом, на который осуществляется воздействие, а субъектом, который сам играет центральную роль в собственном развитии.

Иными словами, не учитель должен «запихивать» знания в воспитанника, а сам малыш должен стремиться добыть необходимую информацию. Этот феномен появился благодаря гуманизации и демократизации образования, когда внимание перемещается с учителя на ученика, и именно последний становится центром воспитательного процесса.

Совершенствование навыков, полученных в дошкольном учреждении, с родителями поможет как взрослым, так и ребенку: вам будет проще понять свое чадо, а ему, в свою очередь, будет приятно продемонстрировать своей семье, что он умеет делать. Именно поэтому важно и нужно развивать продуктивные навыки.

Итог

Как можно заметить, продуктивные навыки, развитые в дошкольном возрасте, имеют массу плюсов:

  • развитие эстетических и нравственных чувств воспитанника;
  • совершенствование его умственной и физической сторон;
  • формирование понятий о пространстве, форме, композиции;
  • приобретение дополнительных навыков работы с инструментами и канцелярскими принадлежностями;
  • развитие усидчивости, трудолюбия, логики.

А для того, чтобы всего этого достичь, нужно сделать не так уж и много: обеспечить малыша всеми необходимыми материалами и вместе с ним попробовать смастерить поделку, вылепить фигурку или нарисовать картину. Это доставит удовольствие и вам, и ребенку, и поможет ему сделать еще один шаг к своему успешному образованию.

На протяжении дошкольного возраста ребенок овладевает всеми видами изобразительных действий, что играет значительную роль в его общем психическом развитии. Продуктивная деятельность выполняет много различных функций (рис. 8.3). Рисование способствует процессу интериоризации, а рисунок является материальной опорой для внутреннего плана деятельности, оно также способствует переходу от символа к знаку. Процесс рисования может являться средством психотерапии (вид арт-терапии). Все виды продуктивной деятельности могут использоваться в целях психодиагностики индивидуальных и возрастных особенностей психического развития детей. Продуктивная деятельность развивает когнитивные процессы ребенка. Рисование дает возможность выразить на плоскости цвет и форму предмета. Ленка позволяет воплотить объемную форму. Конструирование дает возможность для выражения соотношения элементов. Свойства предметов, которые выделяются в продуктивных видах деятельности, составляют содержание представлений ребенка о форме, цвете, величине, объеме, количестве и т.д., что является основой для оперирования ими в умственном плане, обеспечивающем анализ, сравнение, обобщение и классификацию. Одной из важных функций детского рисования, лепки и конструирования является экспрессивная, так как ребенок выражает свое отношение к окружающей действительности.

Рис. 8.3.

Продуктивная деятельность предполагает выполнение нескольких видов действий: перцептивные действия, действия по замысливанию образа, изобразительные действия и действия контроля и оценки (табл. 8.3).

Таблица 8.3

Действия в структуре изобразительной деятельности

Вид действия

Характеристика действия

Перцептивные действия, т.е. действия восприятия

Выделение в предметах и явлениях внешних изобразительных признаков: формы, величины, цвета, расположения предметов в пространстве

Замысливание образа

Придумывание ребенком содержания при создании рисунка, в процессе лепки, конструирования, определение материалов, приемов, последовательности действий

Изобразительные действия

Учет основных форм, особенностей структуры, цвета, пропорциональных отношений в предметах и между ними, умение применять способы их изображения в рисунке, при лепке, создании аппликаций, конструировании

Действия контроля и оценки

Оценивание ребенком создаваемого образа в процессе исполнения и при окончании в соответствии с замыслом. Определение своеобразия, неповторимости и оригинальности образов

Перцептивные действия, т.е. действия восприятия, являются одними из главных, реализующих изобразительную деятельность, поскольку для создания образа необходима способность выделять в окружающих предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. Восприятие в дошкольном возрасте становится более полным, точным и более расчлененным, аналитическим. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется целостный способ обследования (порядок, структура), характерный для изобразительной деятельности.

Замысливание образа – специфический вид действия в изобразительной деятельности, суть которого состоит в придумывании ребенком содержания при создании рисунка, в процессе лепки, конструирования, определении материалов, приемов, последовательности действий. Замысел отличается от темы изображения, поскольку она является только названием, определением предмета изображения. На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость замысла. При систематическом обучении старший дошкольник способен к предварительному замысливанию образа, что обусловлено уровнем развития речи, воображения, произвольностью всех познавательных процессов, развитием мотивационно-потребностной сферы и самосознания. Для замысливания необходимы определенный опыт непосредственного восприятия изображаемых предметов, явлений, знание совокупности графических образов, представления о графических структурах, пластических образах и схемах. При отсутствии этого невозможно представить будущее изображение даже в общих чертах и рисунок выполняется посредством проб и ошибок.

Для овладения изобразительными действиями необходимо освоение дошкольниками совокупности знаний, умений и навыков. Среди них наиболее значимыми являются знание основных форм, структуры, цвета, величины, пропорциональных отношений в предметах и между ними, знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании. На протяжении дошкольного возраста изобразительные действия становятся точнее, увереннее, самостоятельнее и разнообразнее, более обобщенными, творческими.

Изобразительная деятельность включает в себя действия контроля и оценки, формирующиеся при условии осознания детьми, что их работа предназначается для других. Действия контроля формируются на основе умения ребенка дать оценку создаваемому образу в процессе рисования и при его окончании в соответствии с замыслом. Одним из самых высоких уровней развития действий контроля и оценки является проявление способности чувствовать своеобразие, неповторимость, оригинальность образов. Данное действие к старшему дошкольному возрасту должно выполняться ребенком в основном самостоятельно: ребенок знает, за что надо оценивать художественную работу свою и товарищей и как это делать.

Для дошкольного возраста характерны следующие стадии изобразительной деятельности: стадия бесформенных изображений и стадия изобразительных схем. Стадия бесформенных изображений (три-четрые года) вначале очень близка к предыдущей – доизобразительной стадии в раннем возрасте, когда рисунки детей не передают ничего конкретного, на рисунках те же каракули и среди них с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное. Раздельно нарисованные короткими прямыми или округлыми штрихами, совершенно самостоятельными, не примыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машины и т.д.), они не столько изображают, сколько что-то обозначают. Если ребенок замечает разорванность частей изображения (чаще после вопросов взрослых), например, машины, то быстро обводит все их общей круговой линией, показав таким образом сопряженность частей друг другу, отделив нарисованное от соседствующих рядом каракулей. Стадия схем (четыре-семь лет) характеризуется тем, что рисование детей проходит ряд ступеней: от упрощенных схем, где неопределенно по форме изображаются лишь некоторые части объектов, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями.

Действия дошкольника с карандашом, кистью, красками (гуашью), глиной и т.д. более свободные, смелые и уверенные по сравнению с действиями ребенка раннего возраста.

Продуктивная деятельность дошкольника направляется комплексом мотивов:

  • интерес к изобразительному материалу, особенно если он новый, яркий;
  • подражание действиям сверстников и взрослых;
  • интерес к окружающим предметам и явлениям, которые ребенок хочет изобразить;
  • желание пережить значимые моменты личного опыта, вернуться к тем предметам, явлениям и ситуациям, которые вызывали позитивные эмоциональные состояния.

Наиболее отчетливо данные мотивы выражаются не столько в результате деятельности, сколько в процессе ее выполнения: дошкольник с помощью дополнительных средств (речь, игра и др.) легко и эмоционально передает это содержание. На протяжении всего дошкольного возраста меняется конкретное содержание изобразительной деятельности: предметы и действия с ними; человек, его действия и взаимоотношения с другими людьми; событие, значимое для ребенка, развитие которого он изображает в рисунке и лепке. Именно поэтому тематика рисунка, лепки и игры у одного и того же ребенка часто является похожей. Нарушается данное совпадение только изобразительной сложностью. Особенности отношения ребенка к миру в системах "ребенок – предмет" и "ребенок – взрослый" во многом обусловливают содержание не только игровой, но и изобразительной и конструктивной деятельности (тему, замысел и особенности его развития, форму проявления деятельности и др.).

Дошкольники постепенно осваивают различные виды конструирования: по образцу (по фотографии, рисунку, модели, чертежам и схемам); по условиям (детям предлагаются условия, тема, которым должна соответствовать постройка); по замыслу (ребенок сам определяет как и что он будет строить). Сначала развивается конструирование по образцу и условиям, затем по замыслу.

В рисунке, лепке и конструировании ребенок часто использует игровые способы действия, если он не осознает необходимости создания изобразительного образа или не считает это главным. Дошкольник, наскоро нарисовав и создав схематичные изображения, может, основываясь на них, развертывать игровой сюжет, фиксируя его дальнейшее развитие на листе отдельными штрихами, линиями и др. Даже у старших дошкольников может быть не сформирован специфический мотив изобразительной деятельности: желание оказывать воздействие на других людей посредством своего художественного образа благодаря художественной форме и средствам, которые использовал художник. Ребенок чаще всего оценивает рисунок по тому, что он хотел изобразить, а не изобразил на самом деле, и ждет соответствующей оценки от взрослого. У некоторых дошкольников уже сформирован соответствующий мотив и наблюдается хорошее владение различными способами изображения. Если таким детям необходимо нарисовать понятный и интересный для других рисунок, у них это достаточно хорошо получается. Но если они рисуют только для себя, то процесс рисования может трансформироваться в игру-рисование и рисунок будет отличаться бедностью и схематичностью. Это обусловлено не наличием изобразительных умений, а доминированием игровых мотивов. В этом проявляется влияние ведущей деятельности на изобразительную, что целесообразно использовать для развития изобразительных действий детей.

Практический пример

Света Ю., 4 года, с большим трудом нарисовала одно яблоко. Педагог обыгрывают ситуацию: "Пришел ежик, “ам-ам” – съел яблоко" (закрывает рисунок). Прискакал зайка: "Я тоже хочу яблоко". Воспитатель задает вопрос: "Где для зайчика взять яблоко?" Если ребенок не догадывается, взрослый сам дает конкретное игровое задание, для выполнения которого необходимо рисование: "Угости зайчика яблоком". Такие игровые приемы стимулируют повторные изобразительные действия.

Изобразительные действия дошкольника в любом случае отстают от быстро развивающегося замысла. Поэтому появляется противоречие между выразительной и изобразительной тенденцией в развитии рисунка. От его разрешения зависит дальнейшее развитие продуктивной деятельности. Тенденция выразительная доминирует над изобразительной, придавая деятельности процессуальный характер. Ее развитие управляется игровым мотивом и стремлением еще раз пережить значимое для ребенка событие, получить признание и одобрение взрослых и детей. Этим обусловлено влияние продуктивных видов деятельности на развитие мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности ребенка.

На основе действенных мотивов дошкольники учатся постановке соответствующей цели деятельности – изображение предмета, что выражается в определении темы изображения. Постепенно дети учатся удерживать поставленную цель и получать результат (рисунок, поделку и т.п.). Деятельность дошкольника становится все более целенаправленной, превращается в способ его самовыражения и саморазвития. Развитие целеполагания в продуктивной деятельности обусловлено совершенствованием методов и действий, ее составляющих.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео Как подстричь челку в домашних условиях? Как подстричь челку в домашних условиях?