Особенности воображения у детей с нарушениями речи. Особенности воображения у детей с онр Особенности воображения дошкольников с речевыми нарушениями

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Методика обследования связной речи Глухова В.П. Глухов В.П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.

Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.

Методика включает следующий комплекс заданий:

Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

Материал: серия картинок следующего содержания:

Мальчик поливает цветы

Девочка ловит бабочку

Мальчик ловит рыбу

Девочка катается на санках

Девочка везет куклу в коляске.

При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").

Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания. Материал: Три картинки "девочка", "корзинка", "лес".

Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу"), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей.

Задание 3 . Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба".

Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. Инструкция: послушай и перескажи.

Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Материал: Серии картинок по сюжетам Н.Радлова. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей). При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "На нашем участке", "Игры на детской площадке") и дается план рассказа: - что находится на площадке; чем занимаются там дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить, какие игры зимой, а какие летом.

Задание 6. Составить описательный рассказ. Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.

Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: "Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т.п.

Задание 7. Закончи рассказ. Цель задания: выявить возможности детей, в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовый и наглядный материал. Инструкция: ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.

Количественный и качественный анализ результатов

Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы. Анализ результатов: 5 баллов – ответ на вопрос – задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание. 4 балла – длительные паузы с поиском нужного слова. 3 балла – сочетание указанных недостатков информативности и лексико – грамматического структурирования фразы при выполнении всех вариантов задания. 2 балла – адекватная фраза – высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. 1 балл – отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса.

Оценка результатов:

5 баллов высокий уровень;

4 балла средний уровень;

2 балла низкий уровень;

Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико – смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы – высказывания. Анализ результатов. Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание - 5 баллов. Если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации - 4 балла. Фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание - 3 балла. Ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь - 2 балла. Предложенное задание не выполнено - 1 балл.

Оценка результатов:

5 баллов высокий уровень;

4 балла средний уровень;

3 балла недостаточный уровень;

2 балла низкий уровень;

1 балл задание выполнено неадекватно.

Задание 3. Выявление возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Анализ результатов. Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста - 4 балла. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста - 3 балла. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента - 2 балла. Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов:

4 балла высокий уровень;

3 балла средний уровень;

1 балл низкий уровень;

Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов – эпизодов. Анализ результатов. Самостоятельно составлен связный рассказ - 4 балла. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок - 3 балла. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь - 2 балла. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов:

4 балла высокий уровень;

3 балла средний уровень;

2 балла недостаточный уровень;

1 балл низкий уровень;

0 баллов задание выполнено неадекватно.

Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта. Анализ результатов. Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания - 4 балла. Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания - 3 балла. В рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна - 2 балла. Отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов:

4 балла высокий уровень;

3 балла средний уровень;

2 балла недостаточный уровень;

1 балл низкий уровень;

0 баллов задание выполнено неадекватно.

Задание 6. Составление рассказа – описания. Анализ результатов. В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета - 4 балла. Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета - 3 балла. Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета - 2 балла. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов:

4 балла высокий уровень;

3 балла средний уровень;

2 балла недостаточный уровень;

1 балл низкий уровень;

0 баллов задание выполнено неадекватно.


Воображение - это форма опосредованного, обобщенного познания, создание на основе уже имевшихся восприятия и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий. Если восприятие обращено к настоящему, память к прошлому, то воображение - к будущему. Выделяют непроизвольное и произвольное воображение, репродуктивное и творческое. Специфические формы воображения - фантазия и мечта.

Воображение детей с нарушениями речи развивается несколько по-иному по сравнению с нормально говорящими. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.

При дислалии каких-либо особенностей воображения не отмечается. По данным О.М.Дьяченко, познавательное воображение формируется к шести годам благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. У детей со стертой дизартрией познавательное воображение соответствует возрасту пяти лет с преимуществом репродуктивного.

С.П.Кондрашов и С.В.Дьякова отмечают, что у детей, страдающих ринолалией, в период раннего дошкольного возраста наряду с существенным снижением всех видов пороговой чувствительности наблюдается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка. Сравнительная психологическая характеристика детей шести лет с ринолалией и нормальным речевым развитием, составленная А.И. Ураковой, показала, что в выполнении задания, направленного на изучение воображения (узнать объект, не полностью изображенный по картинке, назвать его), существенных различий между детьми обеих групп не наблюдалось. Однако автор указывает на то, что детям с ринолалией требовалось большее количество времени по сравнению с нормально говорящими сверстниками, т.е. речевое расстройство ведет за собой быструю истощаемость комбинаторных функций воображения.

Особенности воображения лиц с системными нарушениями речи.

В.П. Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами.



Воображение у школьников первого класса с ОНР оценивалось по параметрам беглости, гибкости и оригинальности. Исследование показало, что все эти параметры значительно ниже, чем у здоровых детей, структура воображения детей с ОНР отличается от структуры воображения здоровых детей и имеет свои особенности (по данным Т.С. Овчинниковой).

Это объясняется тем, что у детей с ОНР бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости (понятийный словарь). Дети с ОНР при выполнении заданий использовали шесть категорий тем (люди, животные, растения, знаки, машины, астрономические объекты - солнце, луна). Здоровые дети использовали 14 категорий (добавив к перечисленным такие, как посуда, продукты, предметы домашнего обихода, игрушки, космос, украшения, узоры и орнаменты).

Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже, чем у здоровых.

Проведенные эксперименты позволили выявить специфические особенности воображения у детей с ОНР:

1) снижение мотивации в деятельности;

2) снижение познавательных интересов;

3) бедный запас общих сведений об окружающем мире;

4) отсутствие целенаправленности в деятельности;

5) несформированность операционных компонентов;

6) сложность в создании воображаемой ситуации;

7) недостаточную точность предметных образов - представлений;

8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

9) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Басалаева Ольга Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ № 80,
г. Мурманск

Умственное развитие ребенка предполагает формирование различных психических процессов, познавательных интересов, накопления умений и знаний, формирование речи и т. д. К моменту поступления в школу от ребенка требуется многое, в том числе высокий уровень развития творческого воображения .
Игру, как основной вид детской деятельности , педагог использует в течение всего дня не только в режимных моментах, но и на занятиях. Дети учатся развивать игровой сюжет, занятие приобретает для них особую значимость. В этом случае, задача педагога состоит в том, чтобы детей, имеющих навыки игры, направить на новый увлекательный сюжет, продолжение которого дети должны придумывать сами.
Творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько по-другому . Представления о предметах у них неточные и неполные, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи, тем труднее ребенку проявить своё творчество . Рисунки таких детей отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются в создании нового образа.
В играх они часто отдают предпочтение бытовой примитивной тематике. Игры носят явно стереотипный характер, сюжеты мало обыгрываются и обогащаются, замысел игры оказывается нестойким, и она распадается в силу речевого недоразвития.
Детям-логопатам недоступны такие творческие задания как рассказ из личного опыта, раскрытие переносного значения слов или метафор. Дети с ОНР недостаточно эмоционально реагируют на юмор, смешной стишок, грустную сказку, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы и неуклюжи, дети не очень уверены в себе.
Основные затруднения дети испытывают в определении замысла рассказа, последовательности развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста или сказки. Рассказы не всегда содержательны, последовательны, лаконичны: дети затрудняются начать, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы. Они рассказывают однообразно, копируя друг друга.

Основная работа по развитию воображения и активизации творческих способностей детей-логопатов проводится по следующим направлениям:

1. Создание условий для творческой игровой деятельности.
Детям, отстающим в речевом и общем развитии, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальных этапах работы педагог должен стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать в игру занятие . Важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность.
По мере расширения круга представлений об окружающем мире, возрастает возможность ребенка отразить эти представления в игре. Следует создавать условия для того, чтобы дети разыгрывали самые разнообразные сюжеты, обогащать содержание детских игр. Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями, поэтому в работе с детьми надо шире использовать элементы театрализации, чаще обращаться к музыке и движениям.

2. Использование специальных заданий , в процессе выполнения которых развивается наглядно — образное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.
Так, на занятиях по продуктивным видам деятельности, можно предложить детям изменить постройку, поделку, рисунок , добавив или убрав какие-то детали, дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников заложены в заданиях, предполагающих действия с наглядными моделями : схемами, макетами, символическими изображениями.

3. Формирование способностей к словесному творчеству. Это, прежде всего, занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Эти занятия являются наиболее сложными для детей с ОНР. Задания следует тщательно отбирать, учитывая речевые возможности детей и тяжесть речевого дефекта. Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество :
сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов;
альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения);
решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов;
нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами.

При обучении творческим рассказам необходимо формировать у детей осознанное отношение к заданиям по типу «придумайте…». Следует обращаться к таким приемам, как сопоставление жизненного опыта детей с сюжетами придуманных детских историй, замена в рассказе придуманного ребенком фактического материала из личного опыта эпизодом, основанным на вымышленных событиях («выдумай», «сочини»).
Эффективный прием, стимулирующий творческую деятельность - это показ или образец способа действия. Сочинению рассказов дети обучаются вначале с опорой на наглядный материал, а затем и без него.

Существует ряд обучающих приемов, позволяющих развивать творческое воображение и инициативу дошкольников в словесном творчестве .
Наиболее простой прием - предложение педагогом нескольких вариантов развития сюжета. Вначале рекомендуется придерживаться тех вариантов, которые предлагает педагог, а затем даются задания на сочинение рассказов самими детьми.
Следующий прием - завершение детьми рассказа, начатого педагогом (придумывание окончания истории), он также хорош для развития воображения на начальном этапе обучения. С целью активизации воображения и речи, возможно, применять следующие приемы: дифференцировка темы применительно к лицу рассказчика («Как девочка нашла щенка»); включение в рассказ прямой речи героев; использование серии картинок, отражающих сюжетное развитие событий.

Форма организации детей при проведении игр и упражнений зависит от их количества на занятии, времени и места проведения, типа и вида занятий. Фронтальные занятия менее эффективны при решении творческих задач по сравнению с подгрупповыми занятиями. При организации совместной деятельности педагога и ребенка комплекс игр и упражнений можно проводить с небольшой группой детей, объединяя их по 3-5 человек.

Игры и упражнения на развитие творческих способностей у детей с ОНР:
Рассказ по картинкам
Цель: развивать воображение при составлении рассказов по сюжетным картинкам.
Педагог показывает детям картинки, изображающие ход какого-либо интересного события, и предлагает составить по ним историю.
Измени сказку
Цель: учить использовать прием реконструкции. Педагог предлагает детям рассказать, как бы изменилась сказка «Красная Шапочка», если бы волк стал очень добрым.
Расскажем про Олю
Цель: развивать вариативность мышления, уметь составлять совместный, последовательный текст.
Педагог: Как-то раз Оля… (Дети предлагают варианты.) и пошла в лес. Она… (Дети продолжают.) Дети взяли с собой… (Варианты.) На полянке… (Варианты.) А Оля… (Дети заканчивают рассказ.)
Охотник до сказок
Цель: учить придумывать разные варианты окончания сказки.
Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение.
Придумай загадку
Цель: учить составлять загадки с опорой на схему.
Педагог предлагает детям придумать загадки по моделям-подсказкам (можно использовать любые модели, например, для описательных рассказов).
Соедини сказки
Цель: учить использовать прием агглютинации (комбинирования).
Педагог предлагает детям придумать историю, в которой фигурируют персонажи известных сказок (например, «Морозко» и «По-щучьему велению»; «Красная Шапочка», «Снегурочка», «Кот, Петух и Лиса»).
Сказка про себя
Цель: учить включать в авторский текст себя в качестве персонажей.
Педагог показывает рисунки сказочных героев. Детям предлагается придумать сказку с этими героями и включить себя в качестве действующих лиц.
«Перевирание» сказок
Цель: учить использовать в сказочных импровизациях прием «перевирания сказок».
Педагог читает сказку «Колобок». После ее анализа детям предлагается представить, что у Лисы болят зубы и ей очень хочется съесть Колобка. Дети должны ввести в известную сказку новые эпизоды и забавные приключения.
Про волшебную палочку
Цель: учить использовать прием волшебных превращений. Педагог вместе с детьми придумывают сказку про волшебную палочку (большое становится маленьким, и наоборот).
Волшебные превращения
Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.
Педагог: Представьте, что вы уменьшились до размеров муравья. Придумайте. Какое у вас будет любимое занятие? Чего бы вы опасались? Через какое время вы бы захотели вновь стать большими? Почему?

Все взрослые, которые работают с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии: педагоги, родители должны всячески поощрять творческие проявления детей, помогать им развивать продуктивное воображение. И тогда все усилия, приложенные к работе с такими детьми, окажутся не напрасными.

Литература:
1. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., МГОПУ, 1995.
2. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М, Просвещение, 1991.
3. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.

Определение уровня сформированности

моноло гической речи у детей с ОНР

Диагностика связной речи по методике В.П. Глухова.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Для определения уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР использовалась диагностика связной речи по методике В.П. Глухова.

Диагностика была направлена на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний - от единичной формы до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации. Обследование включало семь последовательных заданий и проводилась индивидуально. Обследовано 15 детей 5 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Первое задание методики обследования связной речи заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос:«Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков).

Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состояло в решении определённой семантико-синтаксической

Второе задание – составление предложение по трем картинкам, связанные одной темой (с изображением девочки, корзинки и леса). Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания.

Третье задание имело целью выявить возможности детей с речевым недоразвитием описательной речи в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка», « Теремок»). Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

Четвертое задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Рекомендуется использовать серии из трех-четырех картинок по сюжетам Н. Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка» и др.), а также серии с подробно представленным сюжетом (5-6 картинок), например «Медведь и зайцы»* и т.п. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (например: «дупло», «поляна», «лужок» - по серии «Медведь и зайцы» и т.д.). При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.

Пятое задание – составление рассказа на близкую детям тему: «На нашем участке» ставило целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. В целях облегчения поставленной задачи детям предварительно давался план рассказа, состоящий из пяти вопросов-заданий. Предлагалось рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой

Следующие два задания были направлены на выявление возможностей детей в составлении рассказов с элементами творчества и особенностей монологической речи при выполнении таких заданий.

Для шестого задания - составления описательного рассказа - детям предлагались модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание; «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании. При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

Седьмое задание - продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки) - имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.

Критерии оценки состояния связной речи детей

дошкольного возраста с ОНР

(по В.П. Глухову)

Вид задания

Критерии оценки выполнения задания

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам

5 – фраза грамматически правильно построена, адекватна по смыслу и точно отображает ее предметное содержание

3 – сочетание недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования при выполнении всех или большинства заданий

2 – адекватная фраза, составлена с помощью дополнительного вопроса, не все варианты задания выполнены

1 – отсутствие адекватного ответа с помощью дополнительного вопроса, фраза – перечисление предметов

Составление предложения по трем картинкам, связанными тематически

5 – фраза адекватна по смыслу, составлена с учетом предметного содержания всех картинок, информативна, грамматически правильно оформлена

4 – фраза адекватна по смыслу, имеет один из недостатков: мало информативна, ошибки употребления грамматической формы слова, не нормативный порядок слов, длительные паузы с поиском нужного слова

3 – фраза составлена на основе предметного содержания 2-х картинок, при оказании помощи, составляется адекватное по содержанию высказывание

2– невозможность составления фразы по трем картинкам, помощь не эффективна

1б – задание не выполнено: правильно называются изображения, но фразу составить не может

Пересказ небольшого знакомого литературного текста

5б – пересказ составлен самостоятельно, содержание передано полностью, грамматические категории соблюдаются, соблюдается связность и последовательность

4б – пересказ составлен с использование минимальной помощи, содержание предается полностью, незначительные нарушения связного воспроизведения, единичные нарушения структуры предложения

3б – отмечаются пропуски отдельных моментов высказывания, использует повторные наводящие вопросы, нарушена связность изложения, единичные смысловые несоответствия

2б – пересказ доступен по наводящим вопросам, значительно нарушена связность, последовательность изложения смысловые ошибки, бедность и однообразие языковых средств

1б – задание не выполнено

Составление рассказа по серии картинок

5б – связный рассказ составлен самостоятельно, соблюдается последовательность в передаче событий, рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка

4б – рассказ составлен с некоторой помощью, содержание передано достаточно полно, отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз

3б – рассказ составлен с использованием наводящих вопросов, нарушение связности повествования, отмечаются пропуски действий, отдельные смысловые несоответствия

2б – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, резко нарушена связность, отмечается пропуск существенных моментов действия, смысловые ошибки, рассказ подменяется простым перечислением увиденного

1б – задание не выполнено

Составление рассказа на основе личного опыта

5б – все фрагменты рассказа представляют связные развернутые высказывания, лексико-грамматические средства соответствуют возрасту

4б – рассказ составлен в соответствии с планом, основная часть фрагментов представлена информативными высказываниями, отмечаются единичные морфолого-синтаксические нарушения

3б – отражены все вопросы задания, информативность рассказа недостаточная, в большей части нарушена связность повествования, отмечаются аграмматизмы

2б – отсутствуют 1-2 фрагмента рассказа, большая его часть – простое перечисление предметов и действий, отмечается бедность содержания, нарушена связность речи, грубые лексико-грамматические недостатки

1б - задание не выполнено

Составление рассказа на заданную тему

1б – задание не выполнено

Продолжение рассказа по заданному началу

5б – рассказ составлен самостоятельно, доведен до логического завершения, отмечается связность и последовательность изложения, языковое оформление соответствует грамматическим нормам

4б – рассказ составлен самостоятельно или с незначительной помощью, достаточно информативен и завершен, незначительные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающих общей логики, некоторые языковые трудности

3б - рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, отдельные смысловые несоответствия, лексические и синтаксические затруднения, связность изложения нарушена

2б – рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, резко нарушена связность, грубые смысловые ошибки, нарушена последовательность изложения, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа

1б – задание не выполнено

Результаты обследования связной речи детей дошкольного

возраста с ОНР (по В.П. Глухову)

сентябрь 2011год

(в баллах)

Имя ребенка

№ задания

Вероника

Результат обследования детей по методике В.П.Глухова

(сентябрь2012год)

Имя ребенка

№ задания

Вероника

Результат обследования детей по методике В.П. Глухова

(май 2013г)

Имя ребенка

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

Вероника

Диагностика выявила достаточно низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).

При составлении рассказа по серии картинок, несмотря на предварительный разбор содержания каждой из 6-ти картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки («дупло», «поляна» и др.), составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным для всех детей. Требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех детей были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).

Отсутствие сформированных навыков в данном виде рассказывания, можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти у детей с ОНР и недостаточной координацией указанных процессов с речевой деятельностью.

Обобщая материал по изучению состояния связной речи, можно сделать следующие выводы:

– дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения;

– итоги выполнения заданий всех серий позволяют в качестве основных причин несформированости умений и навыков связной речи выделить нарушение двух видов операций, обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения, и операций, обеспечивающих его лексико-синтаксическое оформление.

Нарушение операций прослеживается в несформированности умения: передавать смысловую программу заданного текста; выделять большую программу целого текста; устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий; находить и развивать замысел; опознавать связные высказывания; выбора слов, преимущественно глагольной лексики; выбора средств межфразовой связи; чередование коммуникативно сильных и коммуникативно слабых предложений в рассказе.

Прислала: Лаврентьева Екатерина

Особенности воображения детей с нарушениями речи изучали такие авторы, как Попова Л. Г., Дьякова С В., Дьяченко О. М. Калягин В. А. и другие.

Еще первой трети XX в., Лев Семенович Выготский отмечал, что особенности развития детского воображения напрямую связано и зависит от развития речи.

Развитие воображения представляется как движение от наглядного образа к понятию и через него уже к новому образу. Уровень развития фантазии напрямую связан с уровнем актуального развития мышления и речи воспитанника. Ведь и то и другое, является главнейшим условием формирования представлений о предмете. Воображение формируется и развивается в разнообразных видах детской деятельности. Впервые зачатки воображения проявляются в возрасте 2-2, 5 лет.

У ребенка 4 - 5 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно - ролевая игра, которая становится основной деятельностью, представляет широкие возможности для развития фантазии и творчества. В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов - представлений. Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, "проигрывать"их в уме. Резко возрастает его творческая активность в самых разных областях. Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории.

Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы) , а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ) . Этот период - сенситивный для формирования фантазии. Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод бурной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней так же является воображение.

Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей, но оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей.

В. П. Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Такие дети чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами.

При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения.

Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку. В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, в игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием.

Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор.

Воображение ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованны, дети не очень уверены в себе.

Отечественные ученые (С. П. Кондрашов, С. В. Дьякова, О. М. Дьяченко, В. П. Глухов и др.) выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР:

  1. снижение мотивации в деятельности;
  2. снижение познавательных интересов;
  3. бедный запас общих сведений об окружающем мире;
  4. отсутствие целенаправленности в деятельности;
  5. несформированность операционных компонентов;
  6. сложность в создании воображаемой ситуации;
  7. недостаточную точность предметных образов - представлений;
  8. непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;
  9. недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Таким образом, для воображения детей с нарушениями речи характерны сложности в создании воображаемой ситуации, недостаточные точности предметных образов - представлений, непрочности связей между зрительной и вербальной сферами. Воображение детей с нарушениями речи несколько беднее, чем у нормально говорящих сверстников, его продукты менее оригинальны и последовательны, хуже структурированы. Уровень развития воображения у таких детей недостаточный, что наиболее проявляется в процессе речевого моделирования



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ювелирные украшения и бижутерия в стиле ар-деко Украшения в стиле арт деко бусы Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Ажурное платье спицами, подборка интересных моделей Женские стрижки для квадратного лица Женские стрижки для квадратного лица