Опыт работы по ознакомлению детей с историей и традициями своего народа. Проект «Мой край у Байкала

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Аларский район

Урок изобразительного искуства

Тема:

"Бурятский орнамент"

Учитель ИЗО:

Середкина Тамара

Святославовна

2012г

Изобразительное искусство

Тема: "Бурятский орнамент"

Цели:

· расширить представление о бурятском орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении;

· развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, память;

· воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи:

· научить распознавать орнаменты разных культур;

· развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента;

· воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества.

Оборудование:

· для учителя: компьютерная презентация об орнаменте, объекты ДПИ - полотенца, деревянная расписная посуда.

· для учащихся: краски, кисточки, ёмкости с водой, тряпочки, цветные шаблоны греческих ваз и силуэты женских сарафанов, простые карандаши, таблицы греческих элементов (меандры).

План урока

I. Организационный момент

II. Беседа

а. Бурятский орнамент

б. Основные группы орнамента

в. Символика цвета в орнаменте

III. Практическая работа

IV. Итог урока

Ход урока

I. Организационный момент

Успокаиваю детей, проверяю готовность к уроку.

Приветствую, сажу класс.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ль предметы правильно лежат?
Все ли на учителя внимательно глядят?

I. Беседа

а. Бурятский орнамент

Ребята для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. (орнамент).

Что означает слово «орнамент»? (слово «орнамент» - латинского происхождения означает «узор», «украшение»).

С чем он связан? (связан с почитанием духов, богов).

Сегодня мы с вами продолжаем изучать орнамент, только бурятский.

Узор по-бурятски звучит так «угалза», по-монгольски - «хээ угалз»

Как у бурятского народа, так и на Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.

Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.

Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.

Бурятский узор имеет немало общих черт с орнаментом живших в данной местности и ныне живущих кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

б. Основные группы орнамента

Все многообразие орнаментов можно разделить на пять основных групп:

1. Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….) "меандр"

2. Зооморфные (животные, птицы..)

3. Растительные (листья, цветы, лотос…)

4. Природные или космогонические (солнце, луна, вода…)

5. Культовые

Геометрические орнаменты

Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени.

Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространенный 10-глазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения.

Часто встречающееся в бурятских узорах и в гербе Бурятии - язычки пламени, символизирующие «огонь». Земным эквивалентом Солнца является «огонь». Огонь с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду, пищу, кров – символ жизни, тепла и света. Трехязычковое пламя символизирует в эмблеме Бурятии – символизирует прошлое, настоящее и будущее. Обратите внимание в центре – симметрия 3 порядка, не имеющая осей симметрии.

Зооморфные орнаменты

Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табан хушуу мал). Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия . Самым распространенным орнаментом этой группы является “эбэр угалза” (буквальный перевод – “роговидный орнамент”), вторым по значимости считается “хамар угалза” (“носовидный орнамент”).

Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу ”;

Слон – символ власти и силы, олицетворяющий элемент земли; Бабочки – эти орнаменты используются при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов , существует около 30 вариантов ее изображения.

Растительный орнамент

Растительный орнамент отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления законов природы. Этот тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор (набшаhан угалза ), цветочный узор (сэсэг угалза ) и лотосовый узор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре.

Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира.

Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом . Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляют основу для национальных эмблем и орнаментов.

Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии. Различают несколько вариантов лотоса, каждый из них имеет разные цветовые оттенки, при этом форма остается неизменной, т. е. имеет единый общепринятый характер цветка и листьев.

Природный (космогонический) орнамент

В основу этой группы орнаментов легли окружающие человека объекты: Солнце, Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга.

В эмблемах Бурятии, Монголии – соёмбо – диск Солнца и полумесяц – древние прародители монголоязычных народов. Солнце и Луна – носители полярных качеств: солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкая природа лунного света, связанного с океаном, водой, связывается с женским началом.

Огонь символ возрождения и очищения. Молния в буддийском искусстве изображается в форме атрибута некоторых божеств, таких как Очирвани.

Вода как орнаментальный мотив изображается в виде волн. Один из четырех первоэлементов, из которых состоит мир.

Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и скала – жилище духа или бога.

Радуга – hолонго. Символ связи Неба и Земли – мост между ними. В бурятском декоративном искусстве радужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели (ханза), из шелковых тканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин и женщин.

Облака –Влажность" href="/text/category/vlazhnostmz/" rel="bookmark">влажное женское начало, Ян - горячее, активное, сухое мужское. Каждый из элементов содержит в себе зародыш противоположного: светлое Ян содержит в себе темную точку Инь и, наоборот, темное Инь несет в себе светлую точку Ян. Инь и Ян - это два уравновешивающих друг друга принципа, связанных с мужским и женским началами мироздания.

Также к распространненным можно отнести Меандр.

Меандр - "алхан хээ" называют молоточным, т. к. по-бурятски и монгольски "алха" - молоток. Этот узор имеет множество вариантов, в числе которых встречается классический меандр древних греков, его упрощенные и усложненные виды. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра "алхан хээ", связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Но не только уважение, а и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, т. к. известно, что кочевники прославились как искусные мастера по изготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи.
Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, на мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи. В наш технический век "молоточный" трудовой орнамент встречается всюду.

Улзы - "плетенка" - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен 10-глазковый улзы. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетенный цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания.
Улзы принято считать индийским по происхождению. В буддийском искусстве - мистическая диаграмма, одно из восьми буддийских жертвоприношений, означающее бесконечный цикл перерождений в мире людей.
Монгольский этнограф и лингвист академик Б. Ринчен считает, что этот знак стал известен монголам (а через них и бурятам) вместе с приходом буддизма (соответственно в 12 и 18 веках). - большой знаток культуры и искусства кочевников, считает, что происхождение улзы уходит корнями в очень древние времена, связанные с охотничьим бытом. Многочисленные варианты слова "ульзий" в звучании "кульджа", "гулдза", "угалз" встречаются у тюркских и монгольских народов как название горного барана или орнамента, повторяющего рисунок рогов этого животного. Очень древний и гибкий рогатый орнамент в свое время мог быть подвержен стилизации и принять начертание замкнутой плетенки. Вполне возможно также, что сам термин "улзы" является наименованием тотемного животного.
Знаток монгольской орнаментики художник Н. Вельский, говоря о значении плетенки в народном искусстве монголов, утверждал, что этот знак решает ту же задачу, что и меандр в искусстве древних греков, а именно линейную попытку передать вечное движение и вечную жизнь.

Сегодня мы - мастера, и нам необходимо придумать такой орнамент, который будет отражать в себе символику форм и цвета. В нем необходимо отразить жизнь вашей семьи.

Для начала необходимо сделать набросок карандашом, и только после того как я проверю ваш эскиз, вы работаете в цвете.

V. Практическая работа

Веду фронтальную и индивидуальную работу с классом

Проговариваю общие замечания, ошибки в работе.

VI. Итог урока

Мини выставка работ учащихся.

С каким орнаментом вы сегодня познакомились на уроке?

Чем он отличается от орнамента на Руси?

Что изображено на ваших рисунках?

Цвет подбирали по значению? Почему?

Перечислите те основные цвета, которые используют при создании бурятского орнамента.

На ваших рисунка изображены геометрические тела и животные, на что вы опирали при их выборе?

Какие впечатления у вас остались от провиденного урока?

Напоминаю убрать рабочие места.

Спасибо за урок.

«Раскрытие творческого потенциала детей 4-5 лет через знакомство с национальной бурятской культурой посредством изобразительной деятельности»

Руководители проекта: Т.В. Юрьева — заведующая МАДОУ детский сад «Солнышко»;

Консультант проекта: Л.Н. Шадрина – старший воспитатель МАДОУ д/ сад «Солнышко»;

Вид проекта: Познавательно — творческий, групповой.

Продолжительность проекта: Средней продолжительности: 2013-2014 учебный год.

Участники проекта:

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет): группы №1, №2, №6, воспитатель изодеятельности: Руссова Т.В., воспитатели средних групп: Третьякова Г.М., Черняева С.В., Залуцкая В.И., родители детей, посещающих эти группы.

Актуальность проблемы:

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

«Удивительное рядом» — назвал свой замечательный фильм С. Образцов. Этот фильм учит видеть разнообразные чудеса цвета, формы, фактуры окружающего мира: необыкновенные переливы красок неба, воды, листьев, цветов, оперение птиц – и всему этому радоваться.

Каждому дороги впечатления детства, и человек проносит через всю жизнь то, что впервые поразило его. У каждого это своё особенное – рыжие стволы сосен, окрашенные красноватыми лучами заката, тишина и запах вечерних полей, кружево инея на зимних берёзах, звонкие капели на весеннем солнцепёке. И это становится частью того, что зовётся любовью к Родине. И чем больше маленький человек услышит, увидит, ощутит и обрадуется, тем глубже будет это чувство и скажется оно потом в больших делах.

Сибирь имеет ярко выраженную региональную принадлежность, т. к. на нашей территории проживают многочисленные народности со своим своеобразным мировосприятием, самобытным искусством. Значимым является высказывание Т.Б. Алексеевой о том, что «сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может», на становление и формирование человека культуры неоспоримо влияет дошкольное образование. На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.

Данный проект способствует приобщению детей 4-5 лет к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т.к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Гипотеза образовательного проекта:

В результате целенаправленной и системной работы с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Раскрытие творческого потенциала детей 4-5 лет через знакомство с национальной бурятской культурой посредством изобразительной деятельности» у детей повыситься уровень познавательного развития, будут сформированы представления о родном крае, Малой Родине, о быте и культуре бурятского народа.

Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа.

Задачи:

— познакомить детей с национальными орнаментами;

— учить детей передавать смысл орнаментов, значение, форму, строение видов орнаментов;

— обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;

— развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;

— воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

— формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы;

Риски проекта:

— отсутствие интереса у детей;

— занятость родителей;

— загруженность педагогов.

Описание проекта:

«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» В. А. Сухомлинский

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, их родителей, или других значимых взрослых, воспитателей ДОУ.

Проект поможет эффективно решить образовательную цель: получить знания о родном крае через циклы занятий: по ИЗО, по ознакомлению с природой, по краеведению.

Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, проявить фантазию в подборе и оформлении материала, принять активное участие в реализации проекта.

Проект состоит из 3 этапов.

В основу проекта положены следующие принципы воспитания:

— принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

— принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

— принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;

— принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии и бурятского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; знакомство с бурятскими народными играми, через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей.

Обеспечение проектной деятельности:

Интернет-ресурсы.

Познавательная и художественная литература.

Изоматериалы.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

— освоение проектного метода;

— повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;

— повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

— умение различать изделия разных народных промыслов;

— знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

— знание и умение играть в бурятские народные игры;

— знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;

— иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;

— умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.

Для родителей:

— партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.

Для педагогов ДОУ:

— возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.

Принципы реализации проекта:

1. Доступность:

— учет возрастных особенностей детей;

— адаптированность материала.

2. Систематичность и последовательность:

— постепенная подача материала от простого к сложному;

— частое повторение усвоенных знаний.

3. Наглядность и занимательность:

— предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность:

— интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация:

— создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Средства оценки результатов успешной реализации проекта:

— мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;

— анкетирование родителей о результативности проекта;

— беседы с педагогами ДОУ, родителями о ходе реализации проекта;

— творческие выставки «Рукавичка», «Мой Каменск», «Дом, где я живу», «В краю родном».

Проект состоит из 3 этапов:

Подготовительный этап (Срок реализации: сентябрь-октябрь)

Определение темы проекта;

Формулирование цели и определение задач;

Подбор материалов по теме проекта;

Консультирование со старшим воспитателем по вопросам проектной деятельности;

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап (Срок реализации: октябрь — февраль)

Оформление развивающей среды в изостудии – фотогалерея «Таёжная, озёрная, степная Бурятия моя»;

Посещение детьми фотогалерии в изостудии, рассказ о нашем удивительном крае;

Открытый просмотр НОД по ОО «Художественное творчество» — «Волшебный орнамент» (рисование рукавичек);

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального материала» + практическая часть;

Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, эндемики озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы (в каждой группе);

Просмотр (на ноутбуке) видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских

Беседы на темы: «Мы живём в республике Бурятия», «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «Мой родной посёлок»;

Чтение художественной литературы: сказка Софьи Агеевой «Нерпа и нерпенёнок», «Богатырь Байкал», «Омулёвая бочка», «Медведь», «Снег и заяц» и другие;

Продуктивная деятельность: лепка «Нерпа и нерпенёнок»;

Работа с родителями – сбор и изготовление наглядного и дидактического материала для мини-музея в вестибюле детского сада (в сравнении: русские и буряты) по теме: «Жилище, быт, одежда русских и бурят»;

Оформление мини-музея «Жилище, быт, одежда русских и бурят» в холле детского сада;

Посещение мини-музея с рассказом о быте, жилище, одежде и т.д. русских и бурят;

Куклы в национальных костюмах (в сравнении: русские и буряты);

Экскурсия в Каменскую детскую библиотеку;

Открытый просмотр НОД по познавательному развитию «Здравствуй мир!» — «Мой Каменск»;

Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери похожий орнамент», «Найди бурятский орнамент», «Расставь мебель в юрте», «Расставь мебель в избе»;

Подвижные бурятские и русские народные игры: «Рукавичка», «Рукавицу гнать», «Верблюжонка верблюд ловит», «Слухи», «Иголка, нитка и узелок», «Бабка-лодыжка», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» и другие;

Выставка лучших творческих работ (лепка «Нерпа с нерпинёнком», рисование «Рукавичка», «Дом, в котором я живу», «Мой Каменск», «В краю родном»);

Фотовыставка «Наша историческая малая Родина — п. Каменск».

Заключительный этап (Срок реализации: март – май)

Совместное творчество детей и взрослых «Родные просторы»;

Викторина с детьми в каждой группе, участвующей в проекте «Что я знаю о родном крае»;

Коллективная работа (коллаж) «Мой край у Байкала», «Детство»;

Оформление картотеки мероприятий, конспектов НОД, которые могут быть использованы в дальнейшем другими педагогами в работе с детьми по данной теме;

Анкетирование родителей о результативности проекта;

Составление презентации проекта для педагогов, с последующим обсуждением на педагогическом часу (чтение стихов о родном крае).

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут. Дети успешно овладели системой знаний и практическими умениями. Появилось уважительное отношение к коренным жителям края, где они живут, их истории, культуре, что составляет основу национального самосознания дошкольников. Работа в данном направлении будет продолжена.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Тип проекта - творческий Тип проекта - творческий По продолжительности - долгосрочный (сентябрь 2013 г.- март 2014 г.) По количеству участников - групповой

4 слайд

Описание слайда:

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края.

5 слайд

Описание слайда:

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

6 слайд

Описание слайда:

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей. Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края; Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; - Воспитание интереса к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм; Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

9 слайд

Описание слайда:

Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации. Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

10 слайд

Описание слайда:

Реализация проекта предполагает: Реализация проекта предполагает: формирование элементарных представлений о национальной культуре бурятского народа; создание образовательной среды в ДОУ на основе бурятской национальной культуры; формирование личности и национального самосознания детей; усиление роли семьи в воспитании детей на традициях этнопедагогики; содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Организационно – подготовительный Организационно – подготовительный (сентябрь)

13 слайд

Описание слайда:

Занятия Занятия Знакомство детей с образцами устного народного творчества бурятского народа; Знакомство с элементами декоративно-художественной росписи через практическую деятельность;

14 слайд

Описание слайда:

Дети проявляют большой интерес к теме «Юрта-жилище бурят». Фрагмент выставки работ детей «Бурятская юрта»; Дети проявляют большой интерес к теме «Юрта-жилище бурят». Фрагмент выставки работ детей «Бурятская юрта»; Знакомство детей с образцами бурятской национальной одежды.

15 слайд

Описание слайда:

Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского народа» расширяет творческие возможности детей; Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского народа» расширяет творческие возможности детей; Дети увлеченно играют в народную игру «Шагай харбалга»

16 слайд

Описание слайда:

Бурятская народная игра «Хони тууха»; Бурятская народная игра «Хони тууха»; Дети увлеченно играют в народную игру «Шуур шэдэхэ»

17 слайд

Описание слайда:

Традиция приветствия Традиция приветствия у бурят (угтамжын еhо); Исполняется песня «Жаахан бидэ хамтадаа…»

Конспект нод в средней группе по художественному творчеству

Конспект НОД в средней группе по теме «Волшебный орнамент»

Руссова Татьяна Валерьевна, воспитатель изодеятельности МАДОУ комбинированного вида детский сад "Солнышко", посёлка Каменск.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме "Волшебный орнамент". Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект занятия по приобщению детей к культуре бурятского народа.
Конспект НОД в средней группе по теме «Волшебный орнамент»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с элементами бурятского национального орнамента;Учить детей рисовать новый элемент бурятского орнамента – круг, создавать орнамент – по предложенному образцу, соблюдая симметрию в данной композиции;
Развивающие: Развивать творческие способности детей;
Воспитывающие: Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям бурятского народа.
Оборудование и материалы: сундучок, шаблоны рукавичек (по количеству детей), музыкальный центр, аудиозаписи с этнической музыкой, образцы элементов бурятского орнамента (демонстрация на мультимедийном оборудовании), карта-схема с изображением элементов бурятского орнамента, набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка, салфетки, гуашь, кисти, баночки с водой, образцы рукавичек с элементами бурятского национального орнамента, пара рукавиц с бурятским орнаментом, одна из которых предназначена для сюрприза.
Предварительная работа:
1) Разработка проекта «Мой край у Байкала»;
2) Оформление выставки фотографиями и репродукциями «Таёжная, озёрная, степная Бурятия моя»;
3) Чтение русской народной сказки «Рукавичка»;
4) Дидактическая игра «Найди пару».
Методические приёмы: игровая ситуация, лексическое упражнение, игра, сюрпризный момент, применение ТСО (мультимедийное оборудование), работа по картам-схемам, физминутка «Солнышко», продуктивная деятельность детей, дыхательное упражнение, анализ, подведение итогов.
Обогащение словаря: «угалза», линия круга.
Активизация словаря: орнамент, узор, элемент орнамента, рукавичка.Перед занятием, по дороге в изостудию, в главном холле детского сада, дети «находят» большую рукавицу, украшенную бурятским орнаментом.
Педагог: Дети, может, кто из вас потерял рукавицу?
Дети: Нет.
Педагог: Почему нет? Какие у вас рукавички?
Лексическое упражнение «Скажи, какая?». Ответы детей.
Педагог: Да, тогда точно не ваша. Эта рукавичка украшена бурятским орнаментом.
Что мне с ней делать? Придумала!
Давайте поиграем в игру.
Проводится бурятская игра «Рукавичка».


В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3, дети передают рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.
По окончанию игры, предложить детям пройти в изостудию, может там откроется тайна найденной рукавички.
I основная часть
Дети входят в помещение, присаживаются за столы. Отдельно стоит большой сундучок. Для чего он, и какую тайну скрывает. Поступает предложение от детей заглянуть в него.
Педагог: Сундучок волшебный наш, помоги нам в трудный час! 1,2,3 - смотри!
Открывается сундучок (в сундучке шаблоны рукавичек, карты-схемы с изображением уже известных детям («бараний рог», «дорога жизни», «волны») и нового (круг) элементов бурятского орнамента, шаблоны геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка).
Педагог: Что нам с этим делать?
Дети: Эти рукавички нужно раскрасить.
II основная часть
Раздается стук в дверь. Педагог выходит за дверь и вносит большой конверт, оставленный кем – то. В конверте ноутбук. Педагог включает ноутбук и открывает нужную папку. На экране презентация.
Показ иллюстраций с бурятским орнаментом. Что это?
Ответы детей.
Педагог: Орнаменты мы видим везде. Орнамент обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она спинки гусениц и змей, создала листья и цветы, симметричными узорами покрыла крылья бабочек). (Показ слайдов)
У бурят есть много узоров, которые приносят радость, удачу. (Показ слайдов)
Узор по-бурятски звучит так - «угалза».
Педагог: А сейчас, ребята, узнаем значение нового для вас элемента бурятского орнамента. (Показ слайдов)
«Круг» - это солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты. Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят ёхор – круг. (Показ слайдов)
Детям предлагается набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал). Из этих геометрических фигур нужно выбрать элемент бурятского орнамента (круг).
Педагог: Дети, а сейчас вы будете работать по карте-схеме, на которой нарисован круг. Нужно поставить палец на точку, и провести слитным, безостановочным, неотрывным движением руки линию по кругу, возвращаясь снова к точке. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала.
Показ способа рисования элемента бурятского орнамента в центре рукавички, т.е. располагая элемент узора (круг) ровно посередине, а дополнительные (бараний рог) элементы орнамента симметрично, относительно друг друга и круга.
Показ образцов рукавичек с элементами бурятского национального орнамента.
Проговорить с детьми правила работы с краской и кистями (мочить кисть, осушать о салфетку, набирать краску, окуная кисть в краску ворсом до железного наконечника, лишнюю краску снимая о край баночки, кисть ставить вертикально для получения более тонкого изображения элементов орнамента, по окончании работы тщательно ополаскивать кисть в воде и осушать о салфетку).
Физмину тка


Солнышко
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Педагог: А сейчас, дети, подвиньте к себе шаблоны рукавичек и приступайте к работе.
Практическая часть
Самостоятельная работа детей.
Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой.
В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами рисования элемента, правильным использованием изоматериалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.

Детям, закончившим раньше других, раздать папки с картами-схемами, и предложить найти в папке знакомые элементы бурятского орнамента, и понравившимися украсить края рукавички, соблюдая симметрию в данной композиции.
После того, как дети раскрасят рукавички, попросить их подуть на рукавички, чтоб они быстрее подсохли.
Дыхательное упражнение «Холодный ветерок». Дети дуют на рукавички.
III заключительная часть
Анализ, подведение итогов
После того, как работы детей подсохнут, выставить их на стенд. Обратить внимание детей на то, какие красивые получились рукавички, и они очень понравились гостям.


Получив согласие детей, предложить подарить гостям в подарок рукавички самые красивые и аккуратные. Но, гости затрудняются в выборе, ведь замечательных рукавичек так много. Дети сами делают выбор, кому подарить свою рукавичку.
Педагог: Ну, ребята, а теперь пришла пора нам попрощаться с вами.
- А что вам понравилось сегодня? Чем занимались?
(Ответы детей) .
Вбегает запыхавшийся, расстроенный дедушка. Что - то ищет.
Дедушка: Здравствуйте, дети, вы не видели здесь рукавичку, я её где-то потерял?
Дети и педагог: Здравствуй дедушка. Да, мы нашли чью – то рукавичку, но не уверены что она твоя.
Дедушка, расскажи нам про неё: какого она цвета (белая, как молоко), чем украшена (узором). Вопросы детей. Ответы дедушки.
Педагог: Дедушка, а как называется узор на твоей рукавичке (бурятский орнамент); а как по-бурятски называется узор («угалза»); какими элементами бурятского национального орнамента она была украшена (круг, бараний рог, волны); как был расположен узор (симметрично).
Ответы дедушки.
Дети: Теперь мы точно знаем, что это твоя дедушка рукавичка.
Дедушка: Спасибо, ребятки, что нашли мою рукавицу. Вот моя первая рукавичка, которую вы нашли (показывает её). А вот и вторая рукавичка (показывает).

Сандитова Бальжина

Руководитель проекта:

Баторова Виктория Сандаковна

Учреждение:

МБОУ "Сосново-Озёрская средняя общеобразовательная школа №1"

Следующая исследовательская работа по МХК на тему "Зооморфные мотивы в бурятском орнаменте" направлена на изучение животного мира в национальной орнаменталистике. Ученица 9 класса планирует определить значение и использование образов некоторых представителей фауны в бурятских орнаментах.

Таким образом, в предложенном исследовательском проекте по МХК "Зооморфные мотивы в бурятском орнаменте" автор определяет, что символика и семантика бурятских орнаментов тесно связаны с бытом народа, с его обрядами и обычаями, онисимволизируют все вечные ценности, заложенные в национальной культуре народа.


Автор проекта по МХК "Зооморфные мотивы в бурятском орнаменте" призывает вернуться к идеям культурного и национального возрождения, заняться изучением и публикацией как нашего богатейшего художественного наследия в полной мере, так и современных художественных явлений.

Учащаяся школы в рамках своей исследовательской работы по МХК о зооморфных мотивах в бурятском орнаменте при изучении материала узнает, что такое орнамент, рассматривает символику и семантику существующих зооморфных бурятских орнаментов.

Введение
1. Что такое орнамент?
2. Символика и семантика зооморфных орнаментов.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение.

Введение

Бурятский орнамент - составная часть художественной национальной культуры, сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым, отличающаяся особой устойчивостью традиционных образов, мотивов, форм.


Однако, он остается еще малоизученной областью, которая не получила должного, всестороннего и глубокого анализа, особенно в искусствоведении. Проблема изучения орнамента была и остается одной из актуальных для понимания основ традиционной культуры, путей развития историко-культурного процесса в целом.

Объект исследования : бурятский орнамент

Предмет: животный мир в орнаменталистике

Цель исследования:

  • Изучить образы животного мира в бурятских орнаментах.

Задачи:

  • изучение бурятского орнамента;
  • сравнение и анализ орнаментов; - изучение и описание их особенностей; - определить значение и использование образов животного мира в бурятских орнаментах. Методы исследования:
  • сравнение;
  • анализ.

1. Что такое орнамент?

К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены как проявления народного творчества в искусстве, архитектуре, быту.

Орнамент в переводе с латинского (ornamentum ) означает “узор ”, “украшение ”.

Латинский корень слова восходит к древности, связан с почитанием духов, богов, напоминает о связях орнамента с представлениями человека о Вселенной. Бурятское название орнаментов – "угалза " (в переводе с бурятского – узор).

Древнейшая функция узора магическая. Информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении, а декоративная функция узора – узор как украшение. Таким образом, мы выяснили, что такое орнамент.

2. Символика и семантика зооморфных орнаментов


Орнамент свое наибольшее воплощение нашел в народном творчестве. Орнамент служит для украшения зданий, оружия, ювелирных изделий, предметов быта, книжной и прикладной графики.

Каждая национальная культура имеет свои средства орнамента, таких как мотивы, ритмы, симметрии – а они являются в свою очередь, математическими основами орнаментальной композиции.

Первичной основой орнамента является мотив . Своеобразие мотивов во многом зависит от исторической и национальной принадлежности. Ритм - это повторение одинаковых или чередование разнородных мотивов. Ритмическое построение связывает мотивы в целостное произведение. Большей частью, на основе симметрии строится ритм в орнаменте. Асимметрия встречается реже.

По орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства, так как он тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.

Все многообразие орнаментов разделяется на пять основных групп :

  • геометрические (точка – символ начала; прямые и ломаные олицетворяют собой движение; зигзаги – элементы, служащие знаком воды; круги – воздействуют на поверхность, замыкая её в себя; ромб – символ устойчивости и силы; спираль – символ творчества, развития жизни, а также символ власти…);
  • зооморфные или анималистические; к ним относятся натуралистические или
  • схематизированные изображения фигур животных, части их тела
    растительные (листья, цветы, плоды, лотос);
  • природные, или космогонические (солнце, луна, вода, огонь …);
  • культовые.

Зооморфные орнаменты столь же древние и популярные, как и геометрические. К ним относятся натуралистические или схематизированные изображения фигур животных, части их тела. Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство.

На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота ("табанхушуу мал"), разводимых кочевниками Центральной Азии - бурятами, монголами (конь верблюд, козёл, баран, бык).

Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия.


Самым распространенным орнаментом этой группы является изображения рога - эбэругалза (в буквальном переводе означает "роговидный орнамент").

Слово "угалза" имеет ещё и другое значение -это название самца горного барана, который в Бурятии водится в Окинском районе, а также в Монголии. Рога горных козлов вырастают до трех и более спиралей - прообраз орнамента для древних охотников.

Основа жизни скотоводов - крупный рогатый скот, бараны, козы.

Самый отличительный элемент тела - рога легли в основу бурятского орнамента и связаны с представлениями о благоденствии, процветании и плодородии скота. Предполагается, что этот узор, обнаруженный на обширной территории, имеет везде одно и то же происхождение, и, видимо, значение. Вторым по значимости считается “хамаругалза ” (“носовидный орнамент”).

На календарях Литэ, на ножнах, на нагрудных украшениях гуу(серебряные медальоны) изображают 12 животных восточного календаря. Изображение каждого животного имеет свой смысл, свою символику.

Так, мышь - животное, с которого начинается 12-летний цикл, - атрибут божества Намсарая, дарующего людям богатство. Изо рта её падают священные камни чиндамани (зэндэмэни), приносящие людям богатство, изобилие.

Обезьяна означает человеческую фантазию, которая резвится на древе воображения; тигр - храбрость, в буддизме - один из четырех животных - оберегов; змея - мудрость. Дракон - гибрид нескольких животных, включая змею, ящерицу, птицу и даже льва - мифический персонаж, используемый во многих культурах.

Дракон в переводе с греческого означает «видящий ». Он известен на Востоке и Западе как земноводное животное, имеет положительную и отрицательную атрибутику. Древнейшая символика дракона как варианта змеи ассоциируется с ритмической жизнью, иногда как ипостась змеи - символ мудрости, бессмертия и вечного возрождения. В языческие времена многие традиции Востока и Запада концентрировались на положительных аспектах энергии дракона.

В странах Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, прежде всего в китайской, корейской, японской мифологиях дракон символизирует не отрицательные, а положительные качества, являясь символом величия, силы, мощи. Будучи связанным с водой, он ассоциируется с плодородием, поэтому становится связующим звеном между "верхними водами" и землей.


В Китае изображение дракона было эмблемой императорской власти, в орнаментах и украшениях предметов императора использовался дракон с пятью когтями. Придворные имели право изображать на своих предметах драконов только с четырьмя и меньшими когтями. Эмблемой Тибета служит дракон.

Дракон, восстающий из моря, был положительным знаком и ассоциировался с ученостью и творческим умом.

Одним из популярных мотивов зооморфной группы является фигура льва . Его изображение встречается на росписи мебели - сундуков, божниц, на изделиях бурятских мастеров-чеканщиков - на ножнах мужских ножей, на огнивах, на женских поясных украшениях - анжуурга.

Но больше всего фигурами льва украшаются предметы культа. При входе в любой дацан Бурятии, Монголии, Тибета, Китая устанавливается каменное изваяние льва как символ силы и оберег, мимо которого не пройдет зло, враждебные вере силы. Небольшие фигурки львов из дерева ставили на божницу.

Орнаментальные мотивы, связанные с изображением птицы - орла , характерны для бурят, проживающих в Иркутской области. Орел - тотем ольхонских бурят, часто используется в шаманской мифологии. Культу орла и мотивам его изображения посвящены работы П.П. Хороших.

В индуистской и монгольской мифологиях, в произведениях устного народного творчества кочевников встречается образ царя птиц - Гаруды (в переводе с санскритского - пожиратель). Это вариант вещей птицы Симурга (у фарси), жар-птицы (у славян), прообраз всех восточных птиц.

Изображения Гаруды встречаются на индийских монетах, в буддийских храмах. Это птица с человеческим туловищем, головой орла, со змеей в клюве, мощными крыльями, которыми может остановить вращение планет. Гаруда - это образ мага, который может постичь в одно мгновение все, что происходит в мире, понять и связать далекие события.

В традиционном декоративном искусстве монголоязычных народов, в частности бурятском, встречается мотив парных рыбок и узоры в виде чешуек. М.Н.Хангалов отмечал, что у западных (балаганских) бурят существуют религиозные обряды, связанные с рыбой: "рыба являлась одним из главных видов пищи и предметом поклонения" -тотемом некоторых родов бурят Иркутской области.

В древности рыбью чешую имитировали боевые доспехи воинов-кочевников - панцири, шлемы . Подобным образом украшали обрядовое шаманское облачение - хуяг , которое надевали во время камлания черные шаманы. В современном бурятском искусстве чешуйчатый орнамент и изображение парных рыбок встречаются на женских нагрудных украшениях - hиихэ .

Изображение двух золотых рыбок - сырня - один из восьми буддийских символов - жертвоприношений - "наймантахил". Рыба - существо, обитающее в воде, связана с водным царством, одним из четырех стихий, символизирует бдительность.


Орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты - "шоу" связан с образом черепахи. Черепаха - важный мифологический символ Индии, Китая, Японии и некоторых других стран Дальнего Востока.

В монгольских мифах золотая черепаха держит священную гору Сумеру. В древней столице чингисидов - Каро-Коруме в 12 веке была установлена фигура одной из самых крупных каменных черепах, найденных на территории Монголии. Всего в Монголии найдены и изучены шесть фигур каменных черепах, самая древняя датируется 8-9 веками.

Фигуры черепах служили основаниями для стел с надписями, средний вес - около трех тонн. В Индии черепаха считалась священным символом женских богинь, в индийской мифологии черепаха или её ноги служат опорой космосу. В Японии - это мужской символ, считается, что черепахи могут жить до 12000 лет и, наряду с сосной, используются как символ бессмертия. В китайских захоронениях долгоживущая черепаха используется для украшения также как символ бессмертия.

В других мифологиях она известна как трон неба, первичные воды или острова бессмертных. Арочный панцирь черепахи рассматривается как свод неба, возникший над плоской землей, поэтому она воспринимается как посредник между небом и землей.

Рельефы и сегменты на панцире - своеобразные лабиринты, воспринимались как письмена, поэтому черепаха является также символом мудрости. Слон - символ власти и силы, олицетворяет элемент земли. Индийская традиция видит слонов как несущих на себе мир.

В процессиях на них восседают цари и царицы. Эмблемы мудрости, спокойствия, вечности, сострадания. Слон Ганеша в индуизме - символ мудрости, неуязвимости и осмотрительности, он - покровитель учености. Белый слон священен в буддизме, он олицетворяет терпение, мудрость и опыт Будды. У китайцев слон символизирует космическую энергию.

Монгольский ученый Ц. Ядамжав , рассматривая орнамент, в основу которого легло изображение бабочки, насчитал около 30 её разных вариантов. Этот орнамент используется при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов.

Бабочка на бытовом уровне - символ легкомыслия и бренности . О беззаботном человеке говорят, что он "порхает, как бабочка". При этом упускают из виду, что она порхает не бесцельно -она занимается производством потомства. Для понимания религиозно-мифологической символики бабочки наиболее важен тот факт, что она появляется на свет весной из куколки, в которую осенью превратилась гусеница.

Куколка напоминает саван, окукливание гусеницы - смерть, а бабочка - душу. Бабочки не едят и не пьют; они прекрасны, легки и заняты одной лишь любовью. Известны суеверия и приметы, связывающие бабочек (особенно ночных) с душами умерших; и, наконец, в католической иконографии бабочка в руках младенца Христа символизирует идею воскресения.

Заключение


Таким образом, я пришла к выводу, что бурятский орнамент - составная часть художественной национальной культуры , сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым, отличающаяся особой устойчивостью традиционных образов, мотивов, форм.

Символика и семантика бурятских орнаментов многолика и разнообразна. Он тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями. Обычно орнаменты символизируют все вечные ценности, заложенные в национальной культуре народа.

Зооморфные орнаменты один из самых древних и популярных культур. К ним относятся в основном схематизированные изображения фигур животных, части их тела. Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота ("табанхушуу мал"), разводимых кочевниками Центральной Азии - бурятами, монголами.

В заключении хотелось бы сказать, что настало время вновь вернуться к идеям культурного и национального возрождения, заняться изучением и публикацией как нашего богатейшего художественного наследия в полной мере, так и современных художественных явлений. Изучение орнаментов как одного из пластов народного творчества в традиционных культуре бурят позволяет понять собственные истоки. Ведь без знания истории своего народа понять основу традиционной культуры почти невозможно.

Список использованной литературы

  1. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева. Издательство «МИРТ », Москва. 1992 год.
  2. Каталог работ самодеятельного художника из Сосново-Озерска Еравнинского района Банзаракцаева В.Т. Еравнинская типография Государственного комитета Бурятской АССР по делам издательств.
  3. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, Бабуева В.Д. 2004 год. -228 с., ил.
  4. Художники Еравны, Улан-Удэ, 2006 год.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео