Доклад: коллекционирование как средство развития креативности дошкольников - мои файлы - каталог файлов - мкдоу "солнышко". Коллекционирование в детском саду

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В настоящее время всё более актуальным становится использование в образовательном процессе методов, формирующих умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения.Педагоги ДОО, работающие над данными вопросами, испытывают необходимость выбора эффективных средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, что позволит им в скором времени стать субъектом своей учебной деятельности. Эффективный способ решения этой проблемы - коллекционирование, благодаря которому дети учатся быть активными и целеустремленными в добывании знаний, их систематизации и обобщении.

Коллекционирование - один из видов познавательной деятельности детей. В то же время, есть педагоги, которые недооценивают его воспитательные возможности.

В настоящее время в системе дошкольного образования коллекционирование формируется как еще один эффективный метод познания детьми закономерностей и явлений окружающего мира. Ведь оно расширяет кругозор детей, развивает их пытливость.

По нашему мнению, в процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Родители и педагоги должны создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить заинтересованное, образное восприятие действительности, позволяющее научить детей способам создания коллекций.

Для подтверждения этого предположения на базе МБДОУ д/с «Колосок» с. Болугур Амгинского улуса Республики Саха (Якутия) мы провели опытно-экспериментальное исследование. На констатирующем этапе для определения уровней развития познавательной активности детей были использованы методики - «Образец и правило» А.Л. Венгера; методика изучения эмоционального компонента познавательной активности Е.О. Брежневой; методика изучения когнитивного компонента познавательной активности Е.О. Брежневой. По итогам диагностики выявлено, что только 70% детей экспериментальной группы имеют качественный уровень наглядно-образного мышления, только 50% детей показали эмоциональную и когнитивную готовность к активной познавательной деятельности.

С целью повышения познавательной активности детей мы провели экспериментальную работу по организации коллекционирования в детском саду. Цель эксперимента - развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством коллекционирования.

Для этого мы решали такие задачи:

познакомить с коллекционированием как способом собирания интересных вещей, разъяснить понятие «Коллекция»;

вызвать интерес детей и родителей к коллекционированию; показать способы коллекционирования;

обогатить представление детей о различных видах коллекций;

поддерживать эмоционально-положительное отношение к теме.

Н.А. Короткова отмечает, что коллекционирование - это особая форма деятельности дошкольников, которая помогает им развиваться как личности. Она выделила несколько признаков, свойственных этому виду деятельности:

  • § нужно собирать те предметы, которые легко классифицировать на виды;
  • § можно подбирать реальный материал или образный для того, чтобы обсудить с детьми признаки, по которым нужно будет определить, подходит ли данный предмет для коллекции;
  • § обсуждаемый материал нужно поместить в таблицу;
  • § в работе должны принимать участия все дети группы .

Коллекционирование будет с успехом обеспечивать развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, если: использовать принцип усложнения учебного материала от простого к сложному; применять игровые технологии обучения, учитывающие активность каждого ребенка. Основными же принципами организации коллекционирования в детском саду мы считаем систематичность и постепенность обучения детей коллекционированию. Исходя из этого, мы запланировали развитие таких познавательных умений и действий у детей: основы составления коллекции, классификацию и свойства предметов коллекции, основные приёмы коллекционирования, составлять коллекцию согласно правилам, хранить предметы коллекции согласно правилам.

С.К. Афанасьева в статье «Коллекционирование в педагогической деятельности ДОУ» выделяет следующие этапы работы с детьми и родителями:

  1. Погружение в идею коллекционирования детей и родителей.
  2. Организация детской продуктивной деятельности как совместной с воспитателем, так и совместной с родителями.
    1. Осуществление продуктивной деятельности в детском саду и в семье.
    2. Презентация результатов продуктивной деятельности в формате выставки в учреждении .

Большая роль в нашей работе отводится родителям, именно при их поддержке и правильному руководству ребенок способен создать коллекцию. Взрослый создает условия для продуктивной деятельности детей, организует детскую продуктивную деятельность, отвечает на вопросы детей, подсказывает, показывает, советует, помогает; деликатно контролирует; обогащает знания детей, повышает их эрудицию, развивает умения продуктивной деятельности; обсуждает с детьми презентацию, помогает в создании выставки.

Работа по развитию познавательной активности детей старшей группы включала следующие разделы, по которым создавали коллекции: «Собака - друг человека», «Магнитки», «Открытка», «Волшебный мир фантиков», Игрушки «киндер-Сюрприза», и также формы работы: организация разных видов продуктивной деятельности, беседы познавательного цикла, составление творческих, описательных рассказов, дидактические игры и др. Например, по теме «Открытка» предусмотрены такие виды работы: беседа познавательного цикла «Об истории открыток»; составление творческого, описательного рассказа: «Моя любимая открытка», классификация открыток по темам: «Времена года», «По следам наших любимых мультиков», «Цветы и растения», «Транспорт», «Наши друзья - животные». Организовывали самостоятельный поиск детьми интересующей информации в коллекции. Проводили дидактические игры «Угадай и назови», «Разложи по временам года». Изготовили подарок папам открытки «Папин праздник». Заключительной формой работы стала презентация «Выставка открыток», разработанная детьми совместно со своими родителями. Мы считаем, что данные виды работы развивают у детей любознательность, познавательную потребность, самостоятельность, настойчивость и инициативность.

Благодаря вовлечению детей в коллекционирование, произошла заметная динамика познавательной активности - на 50%.

Познавательная активность детей в коллекционировании зависит от того, как взрослые относятся к собирательству. Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Поэтому помощь родителей просто необходима. Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование - дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, была предложены консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности детей.

Таким образом, развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться в процессе различных видов их практической деятельности, ознакомления с окружающим миромпутем специального формирования у него представлений и понятий, именно поэтому эффективным методом работы здесь может служить применение в ДОО коллекционирования.

Программа
"Собиратель"
«Коллекционирование в детском саду, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Яруллина Лайсан Мударисовна

Программа формирует у детей познавательно - исследовательский интерес, тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность, усидчивость и бережливость. Собирая и показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребёнок учится общению со сверстниками. Коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого, расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности,приобщает ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Коллекционирование, как и любое другое хобби, украшает жизнь ребенка, делает её полезнее и разнообразнее. Эта тема отражает интеграцию образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

В данном пособии представлены занятия с детьми и совместные мероприятия с родителями по разделам «Неживая природа», «Семена растений», «Народная кукла», «Новогодний праздник», «Хобби», «Военная техника», «Живая природа».

Предназначена воспитателям дошкольных образовательных учреждений; педагогам дополнительного образования; рекомендовано родителям.

Пояснительная записка

Коллекционирование в детском саду - способ исследовательско - познавательной деятельности дошкольников. Оно способствует активизации имеющихся знаний, тренирует память, внимание, наблюдательность, развивает аккуратность, бережливость, творчество. Педагоги дошкольных учреждений замечают, что дети часто приходят в детский сад не с пустыми руками. Это могут быть мелкие игрушки, фантики, наклейки, вкладыши. Для ребенка это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. И это заложено в человеке самой природой. Таким образом ребенок познает окружающий мир, свойства предметов. Собирая коллекцию, ребенок познает мир вещей, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами малыш учится общаться с другими людьми, строить с ними отношения.

Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говорил, что оно приучает к аккуратности, усидчивости. кропотливой работе с материалом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Именно коллекционирование может стать замечательным увлечением объединяющим взрослых и ребенка. Это доступный детям вид совместной деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность в собирательстве "чудесных сокровищ". С помощью коллекционирования можно решить ряд педагогических задач.

Интерес детей к коллекционированию передается и родителям воспитанников. Они с удовольствием включаются в эту работу и помогают своему ребенку найти интересные экспонаты. Многие стали создавать домашние коллекции. Это позволяет родителям не только больше общаться с детьми, но и знать мир их увлечений и интересов.

Поэтому в начале учебного года в уголке для родителей мы располагаем информацию с перечнем коллекций, которые будут собираться в течение года ребенком и родителями. Ребенок сам выбирает, что ему интересно и какую коллекцию он будет собирать. Родители будут ему помогать в этом интересном увлечении. Результатом этой длительной работы могут быть выставки коллекций. собранных родителями и детьми.

Процессу создания коллекций помогают также и сотрудники детского сада, которые откликнулись на просьбы детей, они приносят и дарят интересные экспонаты. В группу приходят педагоги и дети других групп, чтобы посмотреть наши коллекции. Дети выступают в роли экскурсоводов и проводят обзорные экскурсии. Они рассказывают о своих коллекциях, интересных экспонатах. Бывая в роли гида, безусловно, развивается речь ребенка, коммуникативные качества, расширяется кругозор и накапливается социальный опыт. Таким образом дети заинтересовывают педагогов и детей других групп тоже заниматься коллекционированием. Также результатом коллекционирования стало то, что дети расширили свои знания об окружающей действительности и научились беречь окружающую природу.

Коллекции могут быть самыми разными по тематике. В детском саду коллекции могут быть не только экспонатами, но предметами, включенными в игру. Они должны быть доступны детям. Это и сюжетно-ролевые, настольно-печатные, дидактические игры, конструирование, экспериментальная деятельность.

Немаловажно правильно оформить коллекцию. Собранные образцы при необходимости нужно перебрать, разместить в одинаковых емкостях, пронумеровать, составить список, найти место хранения.

Актуальность.

В дошкольном возрасте формируется познавательная активность и исследовательский интерес. У ребенка природой заложено желание к поиску, а коллекционирование это всегда поиск, а не покупка готового набора.

Новизна программы в том, что коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяющая углублять познавательные интересы детей. Занятия коллекционированием не требуют больших материальных и физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно. Дети, которые занимаются осознанным собиранием чего-либо более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели. Программа нацеливает на совместную исследовательскую работу и тесное сотрудничество с родителями. Подобное содержание программы внедряется в детском саду впервые.

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности у детей дошкольного возраста через коллекционирование, расширение кругозора.

Оксана Лось

Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству. В процессе коллекционирования развиваются способности ребёнка, являющиеся ступеньками к творчеству; познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное. Процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости, даёт навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования часто начинается приобщение ребёнка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость пытливого отношения ребёнка к коллекционированию зависит от того , культивируют ли взрослые это отношение к собирательству или гасят его своим пренебрежительным отношением. Если родители и воспитатели поддерживают интересы ребёнка, направляют познавательную деятельность ребёнка, то формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребёнка чёткую познавательную направленность . А. А. Люблинская подчёркивает, что в процессе формирования у дошкольников познавательного отношения к окружающему вскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов , в которых явственно выражено единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности. Отмечается ярко выраженный интерес в глубоко эмоциональном отношении к окружающему . Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта , и чем больше он его познаёт , тем сильнее растёт его интерес. Рост интереса беспределен, имеет огромное прогрессивное значение в развитии творческой личности, способствует возникновению желания больше узнать о нём.

С детства я собирала разные открытки, фантики, марки, кое-что сохранилось до сих пор. Однажды принесла в группу альбом с марками по теме «Космос» , «Растительный мир» , коллекцию открыток с изображением цветов. Дети рассматривали их с большим интересом, кто-то из ребят сказал, что у них дома тоже есть много открыток, которые собирали ещё их мамы. Вечером вместе с ребятами попросили родителей принести их коллекции в детский сад для ознакомления и изучения. Так в нашей группе появилась первая коллекция гоночных машин .

Тема коллекционирования очень увлекла ребят , в свободное время мы часто беседовали о том, какие бывают коллекции . Я рассказала детям об известных людях, хорошо знакомых детям, увлекающихся коллекционированием различных вещей и предметов. Например, телеведущий Валдис Пельш имеет коллекцию военных касок . У певицы Ирины Аллегровой – коллекция туфель , колокольчиков. Телеведущий Андрей Малахов коллекционирует марки с новогодней тематикой. Юморист Игорь Христенко – заядлый рыбак, привозит из всех стран, где бывает – кружки с рыбацкой тематикой.

Однажды во время обеда, когда дети пили компот из сухофруктов, у них возникла идея собрать семена различных ягод, фруктов. Получилась разнообразная коллекция из косточек : вишни, винограда, яблок, апельсина, абрикосов, арбуза - дети всё это приносили из дома. Подключились и родители, организовали выставку поделок из фруктов и овощей «Дары природы» . Вместе с детьми и родителями мы читали и разучивали стихи, загадки о фруктах, ягодах, рассматривали фотографии, сравнивали по форме , размеру, вкусу, искали по карте места произрастания.

В декабре ко дню рождения нашего города решили собрать коллекцию значков о городе Братске, помогли нам в этом и родители моих воспитанников.

Большие коллекции киндер-сюрпризов оказались у Вики и Вадима, в наш мини-музей разместили их «домашнюю коллекцию » .

Дети очень любят всё сладкое. Илья в группу принёс шоколад, чтобы угостить всех. У ребят возник вопрос : а почему шоколад бывает и тёмным, а бывает и белым? Так возникла идея по созданию проекта «Как делают шоколад и конфеты» . Перед собой поставила следующие задачи :

– Обогатить представления детей о видах конфет, продуктах, из которых они изготавливаются.

– Рассказать о странах, где выращивают какао, о кондитерских фабриках.

Для обогащения знаний детей использовали просмотр слайдов мультимедиа. Исчерпывающий ответ искали в энциклопедии, рассматривали иллюстрации. Пополнили сюжетно-ролевую игру «Супермаркет» новыми атрибутами, изготовили из солёного теста «шоколадные конфеты» , «драже» . Изготовили различные поделки из фантиков. А потом вдруг решили : а почему бы нам не оформить коллекцию из фантиков , обёрток от шоколада?

А тут вдруг девчонки – юные модницы – заговорили о шляпках… Из познавательной литературы узнали , какие шляпы носили в старину. В группе открыли салон по моделированию шляп для модниц, оформили красочный альбом , вскоре «заработал » отдел продажи головных уборов. Открыли мастерскую головных уборов для кукол, где дети могли из цветной бумаги смастерить любой фасон шапки или шляпки. Для коллекции подобрали головные уборы разного назначения : шляпа, ушанка, панама, фуражка, кепка, каска, бейсболка.

Вместе с родителями и детьми подобрали фотографии, картинки головных уборов, которые носят люди разных профессий, оформили выставку «Головные уборы людей разных профессий» .

Как-то раз смотрели с детьми видеофильм, в котором подробно рассказывается о бересте как необходимом материале для изготовления туеска. Дети увидели, как её заготавливают, познакомились со способом её обработки , узнали, что именно с поваленных деревьев можно снять бересту, с дерева, стоящего на корню, нельзя : это может принести ему непоправимый вред; о процессе изготовления туеска, об основных инструментах для работы с берестой : резак, пробойник, которым придают формы треугольника , круга, овала, звезды, чеканы – инструменты для нанесения углублённого рельефа, молоток, шило с притуплённым концом, кедровый или еловый кусок древесины для дна. Думаю, не трудно догадаться, что решили коллекционировать мои воспитанники ? Большую помощь в организации групповой коллекции «Туески берестяные» оказали нам наши родители.

Родители воспитанников – мои единомышленники, поддерживают нас во всех начинаниях. Формы взаимодействия с ними – очень разнообразные : это и анкетирование (Занимались ли коллекционированием ваши родители , бабушки, дедушки? Стало ли это традицией семьи? Интересуется ли ваш ребёнок коллекционированием ? Какие положительные качества, на ваш взгляд, сформированы у ребёнка , благодаря коллекционированию ? И т. п., и консультирование «О коллекциях и коллекционерах » , «Это интересно» , «Коллекционирование – одна из форм развития деятельности компетентности дошкольников», и организация «Клуба коллекционеров » , и совместные тематические праздники и развлечения, и семинары-практикумы… Всего не перечесть!

Делюсь своим опытом и достижениями моих ребят с коллегами . Для педагогов составила консультации : «Коллекционирование как средство развития креативности» , «Что коллекционировать в группе , «Хранение коллекции » , «Использование коллекционирования в воспитательной работе с детьми ».

Таким образом, коллекционирование как одна из эффективных форм нетрадиционного обучения дошкольников позволяет мне углублять познавательные интересы детей , расширять их кругозор, развивать познавательную активность , умение замечать новое, неизвестное, задавать вопросы, повышать продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения. Занятие коллекционированием не требует больших материальных или физических затрат, ведь коллекционировать можно все , что угодно, между тем дети, занимающие осознанным собиранием чего-либо, более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели.









МКДОУ Детский сад "Солнышко"

с. Амурзет

Доклад

Тема: Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников

Воспитатель: Филатова Галина Васильевна.

Группа: "Сказка" (подготовительная)

2012 год

Вступление от себя.

С самого детства, сколько я себя помню, я любила коллекционировать. Конечно, это слово - обозначение я узнала позже, когда стала много читать.

В детстве я собирала лоскутки, спрашивала у мамы, что это за ткань. Сейчас эти слова и ткани ушли в прошлое, например крепдешин, креп-жоржет, панбархат (газовая ткань, а на ней вытканы цветы из бархата). Мне приятно было их рассматривать, касаться рукой, придумывать наряды для кукол. Фантики я не собирала, потому что в то время конфеты были в основном дешевые – подушечки. Да и с деньгами были проблемы.

С подружками мы собирали красивые осколки от посуды глиняной и стеклянной, менять, выставляли, сравнивали; они назывались чечки. Хранили их в тайниках, что бы никто не мог взять. Через стекло смотрели на окружающий мир, который окрашивался в разные цвета.

Затем, повзрослев, я собирала открытки с изображением цветов, фотографии артистов. Особенно меня привлекали открытки – фотографии произведений русских художников: портреты, пейзажи. Любимыми были русские пейзажи, а из портретов – фотография картины И. Репина "Стрекоза" – это портрет девочки-подростка, сидящей на какой-то балке высоко над землей. Очень много интересного я узнала из этого собрания открыток о природе России, о жизни в разные исторические периоды. Делал вырезки из газет с портретами интересных людей, собирала спичечные этикетки, пластинки, словари, монеты, в школе собирала марки.

Все это считали детским увлечением, несерьезным делом.

Когда я стала работать, то самым главным увлечением стали книги: произведения классиков, поэзия, советская литература, книги о балете, о художниках, затем перешла на фантастику и зарубежную литературу, детскую литературу. А еще мне интересно коллекционировать людей (актеры, политические деятели, певцы, простые люди, наблюдать за ними в разных телепередачах).

Свое увлечение я использую в работе с детьми, так как коллекционирование благоприятно влияет на их личностное развитие, развитие познавательности; воспитывает у детей аккуратность, усидчивость, любознательность, а также развивает первые навыки исследовательской деятельности.

Раньше с детьми мы собирали значки, размещали их по темам: сказочные герои, спортивные, шуточные значки, отражающие жизнь в стране – октябрьский, пионерский, комсомольский, бригады коммунистического труда, труженик. Отдельно собирали и значки на тему Армии: разные рода войск (летчик, моряк, военных шофер, связист, отличник службы); шевроны, нашивки, с головных уборов (звездочка, кокарда). Собирали перья птиц – рассматривали их через лупу.

Правда, ничего не сохранилось, потому, что одну коллекцию своровали, другую обманом увезли.

***

Наше время более изменчиво, более стремительно, чем любая эпоха во всей истории человечества. Стремительное ускорение жизни, нестабильность могут приводить к увеличению разрушительных тенденций, что мы часто наблюдаем в общественной и личной жизни.

Каким же должно быть современное образование? Ответ очевиден: необходимо научить детей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были не только готовы принять новое, умели импровизировать, но и имели созидательную направленность личности. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности преобразовывать, изменять мир к лучшему, сохранять то, что создано культурой, ценить результаты достижений человеческой цивилизации.

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательскую активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придает направленность творческим интересам).

В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления), умение – наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, владение умением поиска аналогов, комбинирования, реконструирования, ассимилирования (уподобление, слияние).

Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того как взрослые к этому относятся: уважительно или гасят его своим пренебрежительным отношением. Но если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательскую деятельность его, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность. Чем больше ребенок познает объект, тем больше и сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен, возникает желание узнавать все больше и больше, ребенок становиться активнее.

Работа в группе.

Педагог ненавязчиво рассказывает детям о какой-либо коллекции, предлагает детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнения детей.

Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживает интерес детей к собирательству. Надо быть внимательным к интересам детей, иногда интерес одного ребенка может заразить группу детей, если педагог чуток и внимателен, вызвать интерес к созданию собственной коллекции.

Родители по-разному относятся к коллекционированию детей:

Одни проявляют интерес к увлечениям ребенка, поощряю их, помогают в выборе коллекции;

Другие частично интересуются увлечением ребенка, иногда помогают ему. Их позиция "не мешать" или "чем бы дитя не тешилась, лишь бы…";

Третьи - не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не вмешиваются в этот процесс, не поощряют, не помогают, и даже высмеивают интересы ребенка, считая коллекционирование пустым времяпровождением.

Задача педагога – помочь родителям осознать, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но, в то же время, серьезное, кропотливое и сложное.

Дети уже с 3-4 лет с удовольствием рассматривают предметы коллекции, дополняют новыми предметами. Интерес детей в этом возрасте неустойчив, иногда пропадает, и от воспитателя зависит степень и устойчивость познавательного интереса.

Персонажи коллекции воспитатель включает в игровые ситуации, занятия, художественную деятельность; можно разыгрывать игры – драматизации (сказки, цирк); в старших группах использовать для развития речи (например, построение творческих рассказов).

Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, то есть связь с занятиями ФЭМП, ИЗО, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Проводимая воспитателем работа способствует развитию таких важных составляющих качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Задача этого вида деятельности не в том, чтобы, собирая, например, коллекцию камней, сделаться геологом – любителем, а собирая репродукции картин – стать художником. Задача в том, чтобы найти, уточнить, узнать – осознать себя, свою особенность благодаря близким душе предметом коллекции, своему особенному образу коллекционирования. Рассматривая коллекцию, вспоминая тех, кто подарил, при каких обстоятельствах были приобретены те или иные экземпляры, оживляются связи с людьми, с прошлым.

Терапия творческим коллекционированием естественно, соединяется с терапией общения с природой, наукой (коллекция камней, насекомых и т.д.), с терапией искусством (марки, посуда), литературой (марки, открытки с портретами писателей и т.д.). Альбомы коллекций с марками, значками и т.п. могут выразительно кратко рассказывать о переменах в жизни страны, мира.

Психологи выделяют разные типы коллекционеров: "коллекционер – эстет" и "коллекционер-собиратель редкостей", "размышляющий коллекционер", для которого главное – духовное раздумье по поводу предметов коллекции.

Если мы хотим использовать коллекционирование с целью терапии, детей необходимо учить раскладывать, расставлять перед собой в трудный час предметы коллекций (игрушки, фантики, марки и т.д.), которые смягчают, просветляют душу.

Работа в группе в данный момент.

Что же лучше всего коллекционировать в детском саду? Главное, чтобы союзниками в выборе были дети. Можно сначала собирать несколько разных коллекций и лишь потом, когда будет виден интерес детей к какому-либо виду больше, можно определиться с главным выбором. Причем, одни дети любят собирать разнородные вещи, другие специализируются на чем-нибудь одном. Можно завести общую коллекцию на группу, или же несколько, можно иметь коллекции для девочек, мальчиков, для любителей фантастики и т.д.

Собирая коллекцию, дети станут внимательнее к мелочам и узнают о простых вещах гораздо больше, чем другие люди. Как правило, интерес захватывает постепенно детей, и они начинают индивидуальное коллекционирование дома. В этом случае взрослые должны поддерживать интерес ребенка – можно устроить выставку частной коллекции в группе, в саду.

Младшие дети любят собирать фигурки животных, боле старшие – фигурки динозавров, значки, марки, модели автомобилей. Может главным героем коллекции станет Баба-Яга.

Детям надо дать представление о том, что мы засушиваем цветы и листья, чтобы сохранить их красоту, любоваться ими в зимнее время. Собирать интересно также ракушки, птичьи перья, камушки (соблюдая правила гигиены – мыть руки теплой водой с мылом), фантики от шоколада и конфет (можно на темы сказок), наклейки, открытки (поздравительные, с Дедом Морозом, Снегурочкой), пасхальные рисунки, книжки (по одной теме: природа, сказки, приключения), авторучки.

В прошлом году мы собирал коллекцию камней; сравнивали по цвету, структуре (при помощи лупы), выкладывали из камней узоры (на участке), делали горки; выясняли, где в жизни используются камни (раствор, дорожки, заборы, стены замка и башни).

Также была большая коллекция киндер-сюрпризов. Разделяли их по тематике: сказки, животные и птицы, фантастические герои, транспорт. Использовали на занятиях по ИЗО и математике, инсценировании сказок.

В начале учебного года я рассказала детям о коллекционировании, его видах. Детям предложила собирать коллекцию семян. Потом мы рассматривали все семена: форма, цвет, величина; сравнивали, рассматривали в лупу. Выясняли пользу семян, что они нужны для посадки на следующий год, птичкам на ком, при помощи семян можно выполнять поделки, украшения для ваз декоративных и тарелочек, бусы, а также использовать крупные семена для дидактических игр ("Разделяем по сортам"), счетный материал по математике, для сюжетной игры "Магазин" (маньчжурский орех).

Сейчас мы решили собирать коллекцию фантиков, уже начали сбор коллекции киндер-сюрпризов, динозавров.

Большой интерес вызывает выставки (с помощью родителей) головных уборов, любимых игрушек, сувениров на определенную тему.

В группе надо определить место для хранения коллекции, она должна быть доступна для детей, чтобы дети могли полюбоваться предметами, обсудить со сверстниками.

Открытки и фантики можно хранить в альбомах, мелкие предметы в коробках из-под конфет, игрушки – на полочках или в шкафу.

Необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции. Вместе обсудить правила обращения с предметами в коллекции. Дети должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты коллекции, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, тогда дети потеряют к ним интерес.

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Организация: МБДОУ №12 «Красная шапочка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Бердск

Педагоги детского сада большое внимание уделяют развитию познавательной активности дошкольников. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой развития ребенка, и определяется как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Период дошкольного детства характеризуется готовностью ребенка к познанию окружающего мира, к получению разнообразной информации, что способствует накоплению жизненного опыта. Изучая окружающий мир, ребенок одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими – со сверстниками и со взрослыми. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей развивающей среды, в которой бы ребенок чувствовал себя востребованным. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.

Использование метода коллекционирования способствует возникновению общения, совместных детских игр. Выставки коллекций повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к коллекционированию.

Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.

Одним из интересных компонентов детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности.

Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться.

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Выступая сложным и значимым для личности образованием, познавательный интерес, по мнению Щукиной Г.И., представляет собой:

* избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;

* стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

* особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.

Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить еще одно направление, особенно интересное для нас: исследования, направленные на прослеживание взаимосвязей между познавательной активностью и познавательной деятельностью детей. Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования у детей познавательного отношения к окружающему позволяет говорить о том, что это понятие включает в себя деятельностный компонент.

М.И. Лисина и А.М. Матюшкин разделяют такую точку зрения, что познавательная активность есть состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни.”

Я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, переливающиеся календарики, открытки с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась. Я принесла в группу коробку с открытками и календариками, альбом с марками. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько открыток. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.

Группа наша непростая, есть дети двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования, развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

И что только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками…

Теперь, по сравнению с тем временем, многие говорят об “умирании” коллекционирования. Резко упали цены на коллекционные материалы.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами. Но настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран?

Кстати, вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Подобные вкладыши собирали еще наши бабушки и прабабушки, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров. На них были животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. И они воспитывали, прививали знания и любовь к отечеству.

Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников. Авторы программы “Истоки” считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются. В “Программе обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильевой, в разделе “культурно - досуговая деятельность”, ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства).

В программе “Детство” обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

С.Н. Николаева в парциальной программе “Юный эколог” отмечает, что “дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании”. Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором “могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Желательно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал. Авторы парциальной программы “Мы” для активизации познавательной активности дошкольников предлагают опираться на наблюдения и опыты с живыми и неживыми объектами. Не дано никаких рекомендаций по созданию коллекций, однако для обогащения знаний детей предложено использовать игры с ракушками, песком, шишками, опавшими листьями, камешками, желудями, веточками и т.д.

Таким образом, анализ программ показывает, что не все авторы выделяют коллекционирование, как доступный для дошкольников вид деятельности. В программах даны лишь примерные тематики коллекций, содержание деятельности с детьми не раскрывается.

За время работы по данной теме специальных книг по вопросу коллекционирования с дошкольниками обнаружить не удалось. Изучение литературы показывает, что до 2002 года педагоги-дошкольники нечасто использовали коллекционирование. Было очень мало статей по теории вопроса, материала из опыта работы. В последнее время в журналах “Игра и дети”, “Мама и малыш”, “Счастливые родители”, “Дошкольное воспитание”, газете “Дошкольное образование” появились статьи, в которых содержится интересный материал по организации коллекционирования с дошкольниками. Так, в статье Н.А. Рыжовой “Как стать коллекционером ” (журнал “Игра и дети” №4-2004г.) имеется интересная информация о том, какие коллекции можно собирать с детьми, как лучше оформить коллекции, какие игры и опыты можно провести с экспонатами коллекций. В статье “Каменная ”эпидемия ” (журнал “Обруч” №3-1999г.) можно найти практические рекомендации по организации различных видов игр с камнями. Большой интерес для работы с дошкольниками представляют статьи Ю. Каспаровой, опубликованные в журналах “Мама и малыш” (2005г.) и “Игра и дети” (№3-2004г.). Автор предлагает собирать с детьми различные коллекции растений, дополнять гербарии интересными фактами, стихами и загадками о растении, дает практические рекомендации по использованию засушенных растений при изготовлении поделок, сувениров и дидактических игр типа “лото”. Психолог Наталья Богданова в статье “Юные натуралисты ” (журнал “Счастливые родители”) рекомендует начинать коллекционирование природных материалов и проводить игры с камушками, ракушками, шишками, песком, листьями с детьми начиная с 1,5- 3-х летнего возраста. Она предлагает для малышей игры “Догадливые ножки ”, “Коробочка с диковинками ”, “Парные листочки ”, “Дорога лилипутов ” и другие, направленные на развитие памяти, моторики, наблюдательности, речи, тактильных ощущений.

Изучение опыта работы в книге Н.А. Рыжовой, Л.В. Логиновой «Мини - музей в детском саду», статье Н.А. Рыжовой «Как стать коллекционером» помогли мне спланировать и организовать свою деятельность по созданию мини-музея «По морям по волнам» в группе детского сада, проведении тематических выставок, оформлении и пополнении различных коллекций.

развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:

Создать условия для развития детского коллекционирования;

Развивать любознательность и познавательную активность детей;

Учить детей находить решения в нестандартных ситуациях;

Способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;

Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

В работе по организации коллекционирования использовала:

Технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;

Технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

В своей педагогической деятельности основывалась на принципах:

  • личностно-ориентированного подхода;
  • системности;
  • доступности;
  • научности.

Вся работа проходила в три этапа:

ознакомление с коллекционированием:
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми.

создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
- организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования;
- побуждение детей и их родителей к получению информации об объектах коллекционирования.

организация собственных выставок и коллекций детей в рамках мини - музея «Русской народной игрушки» в группе детского сада:
- привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей;

Представление семейных коллекций.

Формы работы с детьми и родителями:

  1. Анкетирование родителей (изучение отношения родителей к коллекционированию как виду познавательной деятельности).
  2. Консультация для родителей (формирование положительного отношения родителей к коллекционированию).
  3. Встречи с интересными людьми - коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада (вызвать у детей интерес к коллекционированию).
  4. Посещение тематических экскурсий в этно - центр «Берегиня» города Бердска (расширение знаний детей об окружающем мире).
  5. Организация мини лаборатории в группе (знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения).
  6. Чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов, презентаций (знакомство детей с разнообразными способами получения информации).
  7. Индивидуальные беседы с детьми по интересам (поддержка и развитие детских интересов).
  8. Организация выставок коллекций детей в детском саду (развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций).
    Достоинством работы по коллекционированию считаю его интегрированность, так как собранные детьми коллекции используются в непосредственной образовательной деятельности, способствуют формированию интегративных качеств детей: общительности со взрослыми и сверстниками, соблюдению общепринятых норм и правил поведения, эмоциональности и отзывчивости, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, владение универсальными предпосылками учебной деятельности. Проводимая работа с детьми по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Глубокое изучение современных источников литературы, специальных журналов позволило составить картотеку материалов о коллекционировании с детьми дошкольного возраста.

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в средней группе. Заинтересовавшись моими коллекциями, дети сами и по нашей просьбе стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой. Постепенно дети стали показывать «свои драгоценности», рассказывать о предметах своего собирательства. Мне стало понятно, что назрела необходимость общего дела, способного объединить наш детский коллектив.

Коллекционирование - увлекательная деятельность.

Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник в первую очередь, развивает наблюдательность (зачем? как? почему?). Дети дошкольного возраста – настоящие исследователи, простейшие опыты, эксперименты всегда вызывают любопытство и активность. Педагог должен создать тот мир исследования предметов, тот увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком.
Этому и способствует коллекционирование предметов.

Коллекции - это классификационная работа. Классификация очень важная развивающая задача и решать ее через создание и собирание коллекций - не только увлекательно, но и познавательно! Пригодятся для этого разные вкладыши от конфет, коробки от конфет имеют разные фигурные вкладыши. Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Наш опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

Организация мини-выставок коллекций в группе детского сада

Идея создания мини-выставок различных коллекций в группе возникла по нескольким причинам. Такая форма работы позволяет воспитателям успешно решать целый ряд воспитательно - образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей.

Другая задача – познавательно - образовательная. Ведь первые попытки сравнения экспонатов обязательно содержат в себе зачатки классификации. Это важно для интеллектуального развития детей. Кроме того, тематические выставки несут в себе информационный материал о предмете выставки, его назначении, происхождении и создании. Это неисчерпаемый информационный материал, который можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим и предметным миром.

А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-выставок в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для выставки.

Первая тематическая выставка была организована в сентябре в группе. Тематику подсказали сами дети, которые делились впечатлениями о летних каникулах, проведенных на море. Многие из них привезли сувениры из морских раковин, сами раковины разных форм. Попросив детей принести их в группу, мы совместно оформили экспозицию "Морские раковины", нашли книги, иллюстрации, классифицировали и собрали в отдельную коробку с ячейками разные морские и речные ракушки. На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети рассказывали о принесенных экспонатах, познакомились с тем, как люди в прошлом использовали ракушки, как добывали их, чем они были ценны и как ракушки используются в современном мире. Наших детей поразила и функциональность применения этого природного материала, и его красота, и причудливость форм.

Это занятие так увлекло нас, что следующим моим шагом было продумывание тематик других выставок, разработка системы по их организации в других возрастных группах.

Приближался Новый год, смена осеннего периода на зимний, смена времен года: время! Вот и тематика для детей старшего возраста - часы, к тому же решаем образовательную задачу по формированию у детей временных представлений. Очень удачный дополнительный материал по изучению разновидностей часов. Каких только мы с детьми часов не увидели! Дети и родители с удовольствием приносили старинные часы, наручные, песочные, электронные и др., рассказывали о том, как эти часы попали в семью, разные истории из жизни часов. Кроме того, совместно с детьми и родителями был создан альбом для рассматривания с иллюстративным материалом и стихотворным текстом разных поэтов о часах и времени, подобраны книги, изготовлены макеты часов для практического изучения на занятиях. Важным в такой коллекции было то, что дети могли прикоснуться к предметам, потрогать и "почувствовать" время.

В канун Нового года в группе мы организовывали выставку снеговиков. Дети приносили фигурки снеговиков, фигурные свечи, ёлочные украшения, открытки, картинки, календарики, сувениры, предметы домашней утвари с изображением главного персонажа выставки - кружки, тарелки, прихватки, полотенца. Не было ни одной семьи, которая не внесла бы свой вклад в создании этой выставки. Для поддержания интереса мы с детьми читали и разучивали стихи, прослушивали аудиозапись "Школа снеговиков" Андрея Усачева, рисовали, лепили снеговиков из теста, снега, вспоминали мультфильмы и песни в которых есть персонаж снеговик.

Хотелось бы отметить, что временной отрезок пребывания экспозиции в группе не должен превышать двух недель, пока сохраняется активный интерес к выставке, который можно поддержать разными формами организации детской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте познавательными были тематические выставки коллекций, созданные с учетом поло-ролевых особенностей детей. Это выставка военной техники к празднику Защитника Отечества и выставка фарфоровых куколок к Международному женскому дню 8 Марта. Аналогично по данным мини-выставкам коллекций были проведены различные формы организации детской деятельности.

Мое увлечение коллекционированием пасхальных яиц нашло отражение в выставке в весенний период, целью которой было ознакомление детей с народными традициями, приобщение к культуре своего народа, к традициям изготовления и украшения пасхальных яиц, не затрагивая религиозный аспект.

Необычно проходила тематическая выставка "Диковинки с грядки" и "Украшаем стол". Кроме внесения в группу домашних заготовок экспонатов, совместно с детьми и их родителями проходило занятие, где им предоставлялась возможность сотворить вместе с ребенком, из выращенных ими овощей причудливой формы, какой-нибудь предмет или персонаж сказки. Например: из репки с двумя хвостиками - девочка с бантиками, патиссон превратить в черепаху Тортиллу, картошку - в бегемота, редиску - в Буратино с длинным носом, подсолнух - в львенка, а тыкву - в карету для Золушки. Параллельно другая часть родителей с детьми создавала украшения для праздничного стола. Здесь мамам представилась возможность проявить свое творчество в кулинарном искусстве. В итоге были созданы шедевры - белоснежный лебедь из яблока, лилия из лука с лягушкой, хрустальная туфелька из кабачка, золотая рыбка из морковки, крокодил из огурца, мышки-норушки из вареных яиц и многое другое. Сколько удовольствия и эмоций получает каждый из участников!

Особо хотелось рассказать о выставке, посвященной Дню победы в Великой отечественной войне. Очень трогательно и животрепещуще проходит эта тематическая выставка. Ведь почти в каждой семье есть родственник, который участвовал в этом трагическом событии в истории нашей Родины. В тематике этой выставки заложен огромный потенциал по патриотическому воспитанию детей, формированию гордости за свою Отчизну и народ, воспитание гражданина своей страны. Родители совместно с детьми приносили семейные альбомы с фотографиями военных лет, открытки, медали, предметы, связанные с войной, находили книги о войне, изготовляли макеты самолетов, подвесные "мобили", макеты сражений, открытки. Никто не остался равнодушным.

Напомню, что данный вид организации детской деятельности предполагает тесное сотрудничество с семьей, ее активное вовлечение и посильное участие в процессе создания мини-выставок, предполагает неисчерпаемый обмен информацией о собранных экспонатах, участие в их изготовлении. Так же на основе новых Федеральных образовательных требований к Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения произошли изменения в структуре воспитательно - образовательного процесса. В связи с этим обязательная часть Образовательной программы должна включать время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения. А для того, чтобы реализовать это взаимодействие, конечно от воспитателя потребуется много усилий и творческих вложений. Воспитателю придется снабжать родителей надлежащей информацией, проводить наглядную информационную агитацию о всевозможных вариантах участия родителей в мини-выставках, в дополнении к этому в устной форме обозначить цель организации выставок, необходимую работу родителей. После завершения действия экспозиции вниманию родителей предоставляются фото - отчет о разных формах организации детской деятельности в работе мини-выставки. Предлагаю завести фотоальбом для сбора фотографий выставок, который в свою очередь будет являться накопительным "банком" творческой деятельности воспитателя. Для обмена опытом и организации взаимосвязи с другими возрастными группами можно организовать дни посещения выставок - пригласить детей других возрастных групп и провести мини-экскурсию, рассказав об экспонатах, причем сами дети (старшие дошкольники)- создатели коллекций являются экскурсоводами.

Остается только вопрос хранения экспонатов выставки и дальнейшее использование в практической работе. Если в детском саде есть параллельные возрастные группы, то можно передать материалы выставки им для оформления в группе, т.о. выставка становится "передвижной" и у детей других групп появляется возможность познакомиться с экспонатами тематической мини-выставки. Дети и родители иногда забирают те экспонаты, которые, которые им дороги как сувениры или память о каком-либо событии, или же безвозмездно передают в коллекцию в группу для дальнейшего использования. В свою очередь мы собираем экспонаты в контейнеры, подписываем и убираем на хранение в педагогический шкаф. Экспонаты выставки, сделанные своими руками можно использовать при проведении ярмарок, где дети и их родители могут приобрести понравившийся предмет.

Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем, по возможности познакомить детей с предметным миром, воспитывать у них интерес к миру предметов.

Выставка для ребенка - это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть задача взрослых.

Литература:

1. Интернет-источники

2. Прохорова С.Ю. "Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования". Ульяновск, 2011

3. Рыжова Н.А. "Как стать коллекционером" (журнал "Игра и дети" №4 - 2004)

4. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы /пособие для педагогов/ руководитель авторского коллектива Н.В. Федина. - М.Просвещение, 2012



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Татуировка с терновым венцом Татуировка с терновым венцом Активность ребенка в 1 месяц Активность ребенка в 1 месяц Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю Веселая цифра 7. Стихи про семью. Маме с папой посвящаю