Организация продуктивной деятельности дошкольников рисование. Продуктивная деятельность дошкольников

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дети дошкольного возраста все время вовлечены в какую-то деятельность. Они бегают, играют, рассматривают картинки и книжки, хотят мыть посуду, как мама, или постучать молотком, как папа… Виды деятельности дошкольников разнообразны, и все они жизненно необходимы. Так в детстве протекают три взаимосвязанных процесса: развитие познавательной сферы, освоение деятельности и формирование личности.

Почему для дошкольника важна включенность в деятельность

Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно познавать окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.

Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и конкретными действиями. В идеале еще важен результат, сверенный с начальным желанием (получилось то, к чему стремился, или нет). Но дети дошкольного возраста далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны непосредственные действия, к которым они испытывают интерес.

Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс. Развиваясь, дошкольник научается выполнять более сложные действия, а включаясь в деятельность, он погружается в условия, стимулирующие его развитие.

Создаются условия для речевого развития дошкольников через различные виды деятельности. Чем бы ни занимался ребенок, он сопровождает свое занятие словами. С помощью речи дети раскрывают причины поведения, выражает цели своих действий: «строю дом», «буду причесывать кукол» и т.д.

Разнообразие видов и форм деятельности в дошкольном возрасте

Дошкольник постепенно осваивает те виды деятельности, которые ему посильны на определенном возрастном этапе. В раннем детстве необходимо овладеть действиями с предметами. Потом придет черед игры, творчества и умственных действий, направленных на решение задачи.

Каждый возрастной период отличается преобладанием одних видов деятельности над другими. Преобладающий вид – самый влиятельный, поэтому его выделяют как ведущую деятельность.

Вовлеченность ребенка в дело осуществляется по-разному. Интерес и попытки что-то делать могут возникать спонтанно под действием сиюминутного желания, или когда малыш наблюдает за другими и стремится подражать. Также детская деятельность может быть организована взрослым и соответствовать определенной цели развить полезные умения.

К некоторым занятиям ребенок особенно склонен. Возможно, у него есть задатки к рисованию или к музыке, к конструированию или логическому мышлению. Соответствующие занятия помогут развить дошкольника, данные ему от природы.

Дошкольник может увлеченно самостоятельно строить домик из кубиков или рисовать, но его привлекает и коллективная деятельность. Коллективная форма предоставляет иные возможности. Ребенок видит, что делают сверстники, замечает, какие действия одобряются, и в его представлении складываются образцы для подражания.

Продуктивные виды деятельности

Благодаря отдельным занятиям ребенок создает реальный продукт, который можно показать другим или оценить. В этих случаях имеют место дошкольников.

К ним, прежде всего, относят рисование, конструирование, изготовление аппликаций.

Особенности продуктивной деятельности заключаются в том, что, изображая или моделируя, дошкольник получает многоплановый материал для развития восприятия. Ему необходимо разобраться с размерами и формой предмета, придумать, как отобразить их на листе или в модели. У ребенка формируется восприятие цвета и техника детального рассматривания.

Игровая деятельность

Большую часть времени дошкольник занят играми. Игра развивает и является в этом возрасте. За период от 3 до 7 лет игровая деятельность сильно меняется, обогащается новыми формами и содержанием.

Трехлетка может играть в одиночку, увлекшись предметом. Интерес к тому, как играются сверстники, возникает несколько позднее. Младшие дошкольники начинают подражать друг другу, показывать свои игрушки, могут просто бегать вместе, и для них это уже игра.

Наиболее распространены в дошкольном детстве подвижные и . Подвижные игры, такие как прятки или догонялки, направлены на развитие двигательных способностей.

Они отличаются строгими правилами – иначе игры не будет. Интересно, что до 4-х лет ребенок не понимает, зачем он убегает или прячется, но правило выполняет. Даже в такой простой деятельности закладывается формирование представлений о правилах и нормах.

Особо значимой для дошкольника является ролевая игра. Действуя по правилам роли, ребенок развивает воображение, осваивает нормы общения, учится контролировать свое поведение.

Подготавливает дошкольника к следующему виду приложения своих сил – к художественной продуктивной деятельности.

Творческая деятельность

Художественная или творческая деятельность дошкольника развивается в соответствии с принципом «от простого к более сложному». В детском творчестве многое зависит от того, в какой степени ребенок владеет средствами и способами преобразовывать в образы и модели все то, что он видит, слышит и чувствует.

В распоряжении младшего дошкольника таких способов и средств крайне мало. К 6-7 годам дошкольник научается многому: рисовать и вырезать из бумаги, представлять образы до воплощения их в рисунке или модели, удерживать замысел задуманной композиции и последовательно ее создавать. , в свою очередь, представлена несколькими видами.

Изобразительное творчество

Ребенка включает рисование, лепку, изготовление аппликаций. Занятия полезны в любом возрасте, поскольку детей чаще привлекает сам процесс, а не результат. Не важно, что у малыша получаются только хаотичные линии да кружочки. В этих неумелых действиях развивается рука и техника рисовальных движений, зрительное восприятие, формируется чувство цвета и гармоничных цветовых сочетаний.

Практикуясь в рисовании, дошкольник осваивает пространство листа. В 5 лет он уже не станет рисовать все подряд на одном листе, а станет требовать новый – один для Снеговика, а другой для луга с цветочками. К ребенку приходит понимание, что создание рисунка требует соответствия единой композиции.

Изготовление аппликаций дает ребенку первые представления о симметрии. Симметрия становится открытием для дошкольника, когда из сложенного листа бумаги вырезают снежинки, листочки и другие элементы аппликативного сюжета.

После такой практики у детей формируется умение видеть симметрию в окружающем мире.

Конструирование

Конструктивная деятельность дошкольника – это сооружение разных построек и создание моделей из деталей «Лего» и других пластмассовых или деревянных наборов. К этому же виду относится конструирование из бумаги.

В практических действиях дошкольник раскрывает существующие закономерности. Появляется осознание, какие формы и размеры должны быть у деталей, чтобы они подошли друг другу. Экспериментируя, дети приходят к пониманию, что при строительстве башни нужно сделать основание пошире, чтобы она была устойчивее – так формируется понятие устойчивости и равновесия.

Развивает способность воспринимать предмет в целом. Дошкольник научается планировать на несколько шагов вперед, а потом воплощать задуманное. В такой деятельности развивается конструктивное мышление.

Музыкально-танцевальная деятельность

О музыкальной деятельности упоминают нечасто в контексте развития дошкольника. В то же время, это активно присутствующая и важная тема в жизни ребенка. Дети рано начинают откликаться на музыку, формируется восприятие музыкальных звуков и ритма.

Дошкольники любого возраста с удовольствием выполняют танцевальные движения под музыку. Развиваются и музыкальный слух.

Танцевальные занятия оказывают существенное влияние на двигательное и общее развитие ребенка. Он запоминает и выполняет движения в заданном порядке, учится распределять внимание между непосредственным выполнением движений и наблюдением за тренером или партнерами по танцу. При этом развивается умение воспринимать зрительно-двигательный образ. По мере освоения танцевальных движений, дошкольник может проявлять творчество и создавать свой танец.

Познавательно исследовательская деятельность

Познавательная активность дошкольника способствует развитию умственной деятельности и мышления. Такая активность может проявляться в практической и умственной форме. В том случае, когда ребенок проводит простейшие опыты, имеет место познавательно исследовательская деятельность.

Дошкольник включается в экспериментирование не ради забавы. Он сталкивается с неизвестным ему ранее свойством предмета и стремится понять это свойство, обнаружить аргументацию. Ребенок проверяет, как плавает бумажный кораблик, и что происходит, когда бумага полностью пропитывается водой. Экспериментирует, что можно выше подбросить — мячик или воздушный шар.

В подобной деятельности дошкольник открывает существенные признаки предметов и явлений. Он не может их объяснить, и далее следует цепочка вопросов взрослому. усиливается и подталкивает к новым опытам. Ценность детской исследовательской деятельности заключается в том, что она является способом познания окружающего мира.

Трудовая деятельность

Дошкольнику хочется быть как мама или папа. Он смотрит, каким делом занимаются взрослые, и жаждет также попробовать свои силы. В это время ребенком движет сильнейший интерес и желание быть наравне.

Ребенка увлекает процесс, а не результат. Он хочет вместе с мамой месить тесто и рядом с папой поливать цветы на клумбе. Дошкольник заявляет, что он будет помогать. Не проблема, что «помощник» окажется весь в муке, или воду из лейки выльет на самого себя. Важна причастность к полезному делу.

Главное правило, которым должны руководствоваться при этом родители: не раздражаться! Ребенок проявляет самостоятельность, реализует свои потребности. К тому же он впитывает манеры взрослых, и родительская реакция станет для него образцом поведения в дальнейшем.

Ребенок ожидает положительную оценку, похвалу, одобрение своих действий. Чувство гордости за свои достижения у ребенка проявляется уже в возрасте 3-х лет, как только он открыл для себя собственное Я. Очень важно хвалить ребенка и поручить ему посильное для него дело.

Особая ценность с точки зрения младшего дошкольника заключается в том, что он становится сотрудником взрослого и действует в реальной ситуации, а не игровой. У старшего дошкольника другие приоритеты. Он с удовольствием принимается за работу, если понимает ее важность. Каким бы ни оказался мотив включения в деятельность, у дошкольника постепенно формируются трудовые навыки.

Учебная деятельность

В старшем дошкольном возрасте дети заинтересовываются более серьезными «взрослыми» умениями – чтением, счетом. Формируются познавательные мотивы. Все это предпосылки к тому, что ребенок готов учиться новому и решать более сложные задачи. Игры и творческие занятия подготавливают дошкольника к учебной деятельности.

Первые навыки прививают дошкольнику в дидактической игре. Дидактическими называют игры, специально придуманные взрослыми, чтобы дети получали новые знания и формировали навыки.

Сначала в игровой форме, но со временем дошкольники и без игрового контекста с интересом слушают познавательный материал, читают и выполняют простые счетные операции.

Что касается учебной деятельности, не следует перегружать дошкольников новыми знаниями. Гораздо важнее готовить детей к тому, что школьное обучение требует произвольности познавательных процессов. А для этого необходимо проводить с детьми игры на внимание, на развитие произвольного восприятия и памяти.

Стремясь полноценно развивать ребенка, взрослым необходимо помнить, что все виды деятельности детей приносят им свою пользу. Дошкольнику важно играть и рисовать, конструировать и выполнять посильные домашние обязанности. Родителям следует предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность, терпеливо относиться к детскому экспериментированию, и активно включаться в совместные занятия.

Варвара Латина
Организация продуктивной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «продуктивная деятельность» включает в себя несколько видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, - традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть особым образом отображают реальный мир.

Перечисленные виды активности представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата. Продуктивная деятельность - это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом).

Продуктивная деятельность в дошкольном учреждении организуется по отдельным ее видам в рамках специальных занятий, одинаковых для всех (вне контекста конкретных детских интересов). Цель таких занятий, зачастую, научить ребенка специальным умениям и навыкам работы с теми или иными материалами и инструментами.

Программ по обучению детей рисованию, лепке, конструированию и пр. в настоящее время очень много; некоторые вписаны в целостные дошкольные образовательные программы, другие существуют как отдельные (парциальные). Воспитатель, не имея никаких оснований для выбора (от каких упражнений можно отказаться, какие необходимы, вынужден точно следовать программно-заданным содержанием. Это сковывает его инициативу и исключает возможность гибко проектировать содержание работы, ориентируясь на особенности детей группы и их конкретные интересы.

Для того чтобы педагог мог гибко проектировать работу со своей группой, ему нужно уметь самому подбирать подходящие содержания из имеющегося множества, учитывая, с одной стороны, развивающие задачи, а с другой - интересы детей группы. Для этого необходимо иначе взглянуть на знакомые содержания, иным образом их систематизировать. Взяв за основу основания систематизации содержаний представляют своего рода посредствующее звено между развивающими задачами и конкретными содержаниями продуктивной деятельности, позволяющими их реализовывать.

Первым основанием для систематизации и подбора конкретного содержания продуктивной деятельности взрослого с детьми могут быть четыре типа работы:

1)работа по образцам;

2)работа с незавершенными продуктами;

3)работа по графическим схемам;

4)работа по словесному описанию цели-условий.

В данных типах работы реализуется весь спектр обще развивающих функций продуктивной деятельности. Прежде всего, это эмоционально-личностное становление ребенка - в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Продуктивная деятельность так же создает условия для формирования целеполагания и способности к длительным волевым усилиям. К спектру общеразвивающих функций следует отнести развитие творческой активности и совершенствование ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность любого рода.

Для старших дошкольников целесообразно использовать все типы работы, от более простых к более сложным:

От "Работы по образца" к "Работе по графическим схемам";

От "Работы с незавершенными продуктами" к "Работе по словесному описанию".

По мере взросления детей необходимо постепенно усложнять предлагаемые им цели в плане состава и объема промежуточных операций, необходимых для достижения конечного результата.

Каждый из типов работы, может быть, развернут с самыми разнообразными материалами. Это такие традиционные материалы как: бумага (белая и цветная, картон, различные конструктивные объемные модули (картонные и спичечные коробки, кусочки пенопласта, природный материал, выступающий в функции объемных модулей, - желуди, шишки, ракушки и пр., кусочки ткани, бросовый материал, графические и живописные материалы (простые и цветные карандаши, восковые мелки, гуашевые краски, пластические материалы (пластилин, глина, соленое тесто, проволока). Все они могут использоваться как в чистом виде, так и во всевозможных сочетаниях.

Вторым основанием подбора конкретных содержаний для совместной деятельности взрослого с детьми могут быть смысловые поля. Каждый из развивающих типов работы нужно включить («упаковать») в смысловые поля, которые, обусловят привлекательность работы для дошкольников и выведут продуктивную деятельность в более широкое культурное пространство.

Смысловые поля могут быть определенны исходя из субкультурных содержаний, привлекающих старших дошкольников, и общеобразовательных задач введения детей в мир человеческой культуры: изобразительного и театрального искусства, архитектуры, художественного дизайна.

В качестве таких смысловых полей «обрамляющих» работу, можно предложить следующие:

Изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;

Создание произведений для собственной художественной галереи;

Создание коллекций;

Создание макетов;

Изготовление украшений-сувениров;

Создание книги;

Изготовление предметов для собственного театра.

Остановимся на каждом подробнее.

1. Изготовление игрушек, игровых материалов и предметов, обслуживающих познавательно-исследовательскую деятельность детей. Работа в этой «упаковке» строится, по преимуществу, на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивные, изобразительные, бумага, ткани и пр.) и развивать соответствующие специфические умения и навыки.

Подбор конкретной тематики зависит от актуальных игровых интересов детей группы (например, самолеты и кораблики или мебель для маленьких кукол из объемных модулей и бумаги и т. п., и реализуемых в этот момент задач познавательно-исследовательской деятельности (к примеру, картонные горки и трамплины для опытов с движением, парашюты и вертушки для опытов с воздушными потоками).

Возможны все типы работы, но наиболее адекватна для этой «упаковки» работа по образцам и схемам.

2. Создание и оформление работ для собственной художественной галереи. Эта «упаковка» связанна с художественной изобразительной деятельностью (живопись, лепка, коллаж – аппликация) и соответствующими материалами. Используется для введения детей в виды и жанры изобразительного искусства, знакомства с основами гармоний линий, цветов, масс (объемов, гармоничным сочетанием частей в целостном пространстве.

Целенаправленное создание работ для определенной, периодически сменяющейся экспозиции собственной художественной галереи (по жанрам, темам, материалам) позволяет в осмысленной для детей форме ориентировать их на овладение все более сложными изобразительными средствами, на совершенствование специфических для изобразительной деятельности умений и навыков.

Для этой «упаковки» более всего подойдут работа с незавершенными продуктами (свободное завершение неопределенных цветовых и графических набросков, кляксография и т. п.) и работа по словесному описанию (обсуждение темы, замыслов, словесное описание детьми будущего результата). В отдельных случаях возможна работа с использованием образцов (например, декоративное рисование).

3. Создание коллекций разного рода и их оформление (от оформления гербария до создания коллекции моделей транспортных средств, марок и монет для воображаемой страны и т. п.). Работа в этой «упаковке» преимущественно связана с моделированием отдельных вещей (включающим собственно конструктивные и художественные элементы) и их классификацией, связывающей ее с познавательно – исследовательской деятельностью. Может использоваться для введения детей в культурное пространство Музея как места сбора и хранения коллекций (возможен выход на создание собственного музея).

Наиболее подходящие типы работы - по образцам и схемам (возможно использование и других типов работы).

4. Создание макетов как предметное воплощение целостных возможных миров (вымышленных, реалистических, представленных в художественной литературе, мультфильмах, детской сюжетной игре. Работы в этой «упаковке» могут быть постепенно дополняющимися, и длящимися, пока в группе удерживается увлечение той или иной историей, сказкой или игрой. К примеру, макеты сказочных городов с дворцами и крепостями, космодромов и аэродромов, морских портов, зоопарков, различных ландшафтов. Работа такого рода включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Она сочетается с введением элементарных представлений о природных и культурных ландшафтах, о видах архитектурных сооружений, искусстве архитектуры. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре детей.

Самые подходящие типы работы - с незавершенным продуктом (частично оформленным воспитателем полем макета, требующим заполнения) и по словесному описанию (обсуждение предполагаемых эле-ментов макета). Возможно сочетание этих типов работы с работой по образцам («умножение» отдельных элементов макета).

5. Изготовление украшений и сувениров к тем или иным общезначимым событиям (праздникам). Работа в этой «упаковке» дает возможность широкого использования разнообразных материалов (включая элементы рисования, аппликации, конструирования); связывает детскую жизнь с традициями и обычаями общества; ориентирует на художественное оформление пространства или вещи. Примерами могут служить поздравительные открытки и пригласительные билеты, афиши и праздничные панно, гирлянды, елочные украшения, подарки близким и пр. Целесообразно использование всех типов работы.

6. Создание и оформление Книги. Эта «упаковка» включает широкий комплекс работ по изготовлению и иллюстрированию книг на основе рассказов детей, подготовке и сборке тематических словарей с собственными рисунками (или специально подобранными и наклеенными, ведению летописи группы, дневника природы и пр. Такая работа предполагает развитие изобразительных умений (иллюстрация - рисунок: предметный, сюжетный, орнамент). Она используется для введения многоаспектного представления о книге (книга - как вещь, как синтез искусств, как источник знания); связывает продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской, со словесным творчеством детей, способствует освоению чтения и письма. Может иметь выход на создание собственной библиотеки группы как хранилища приобретенных знаний. Наиболее подходящие типы работы - с незавершенным продуктом и по словесному описанию.

7. Подготовка материалов для собственного Театра (спектакля). Театр как общий смысловой контекст для разнообразных работ (изготовление декораций, реквизита, элементов костюмов для спектакля, материалов для кукольного и плоскостного театра и пр.) связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы. Сочетание различных материалов (конструктивных, графических, живописных) позволяет использовать эту «упаковку» для совершенствования широкого спектра изобразительных и конструктивных умений, навыков работы с разными инструментами. Возможно использование всех типов работы для этой «упаковки».

Каждая из представленных «упаковок» наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов группы, тематики познавательно-исследовательской деятельности, художественных текстов, читаемых в настоящее время, интересных событий, происходящих внутри и за пределами детского сада. Именно этим определяется выбор конкретной темы для работы: какие игрушки мастерить, что рисовать, какие коллекции или макеты создавать, какой спектакль оформлять и т. д.

Некоторые из этих смысловых полей воспитатели могут использовать в своей работе, но делать это эпизодически, время от времени, «разбавляя» ими занятия (например, сезонное изготовление поделок из природного материала, подарков к праздникам).

Таким образом, в подборе содержаний для совместной партнерской продуктивной деятельности взрослого с детьми целесообразно опираться одновременно на типы работы и на смысловые поля.

Использование такого подхода для систематизации и подбора продуктивной деятельности,позволит разнообразить программный материал, освобождая всех участников образовательного процесса от излишней регламентации.

Список литература:

1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.-208 с.

Каждый родитель, безусловно, желает своему ребенку здоровья и благополучия и хочет, чтобы он развивался в соответствии со своим возрастом. Для того, чтобы развитие малыша было всесторонним, а сам процесс казался интересным, необходимо заботиться о нем с самого раннего детства.

Особая роль в процессе становления маленького человека личностью отводится дошкольному периоду. Несмотря на кажущуюся беззаботность данного времени, в возрасте 5-6 лет ребенок продолжает активно познавать мир. Его речь постоянно совершенствуется, движения становятся более сложными и скоординированными, лексикон постоянно пополняется новыми словами, а тяге к познанию позавидует даже самый увлеченный взрослый.

Лепка из пластилина — это творчество, развитие моторики и пространственного мышления

Родителям необходимо прочувствовать этот период и пережить его вместе с малышом. Данное время должно быть использовано с пользой: в дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделить развитию продуктивных видов работы.

Что это такое?

Продуктивные виды деятельности – это действия, направленные на получение определенного результата, продукта.

К действиям продуктивного характера у дошкольников принято относить изобразительную и конструктивную деятельность. В первой группе находятся такие виды работы как рисование, аппликация и лепка. Ко второй относится моделирование из бумаги. Остановимся на каждом виде подробнее.

Изображение предметов окружающей действительности на бумаге является важным аспектом развития ребенка. Познавая мир, получая каждый день новые впечатления от, казалось бы, обыденных вещей, малыш накапливает свой бесценный опыт. Эти ощущения станут прочной основой для дальнейшего познания окружающей среды.


Рисование — любимое занятие всех детей

Так как все явления оказывают сильное влияние на ребенка, он старается сохранить эти воспоминания. В этом ему поможет бумага, карандаши и краски. При помощи этих принадлежностей дошкольник погружается в мир своей фантазии и впечатлений.

Природа радует глаз разнообразием форм, размеров и оттенков. При помощи разных цветов красок или карандашей ребенок не только сможет передать сходство рисунка с реальностью, но и показать свое отношение к тем или иным предметам. Родителям очень важно поощрять такую деятельность их чада и периодически анализировать получившиеся рисунки. Почему ребенок выбрал именно такой цвет? Почему нарисовал один объект больше другого? В процессе беседы можно выяснить много интересного о том, как малыш воспринимает действительность.


Дети любят нестандартное рисование

Лепка

Кто в детстве не любил заниматься с приятными на ощупь материалами – глиной и пластилином? Скорее всего, многие вспомнят, как приятно было сжимать, катать, растягивать пластичный материал. Не отказывайте и своему ребенку в этом тактильном удовольствии.

В дошкольном возрасте очень важно уделить внимание развитию мелкой моторики. Изготавливая мелкие детали из пластилина (например, глаза животного), ребенок учится усидчивости и трудолюбию.

В моменты работы с пластилином нервные окончания в области пальцев оказываются активно задействованными, что оказывает общее положительное влияние на здоровье и развитие дошкольника.


Лепка из глины — отличный способ развития творческих способностей

Еще одним важным моментом во время лепки является то, что вопрос перспективы снимается сам собой. Если на рисунке необходимо учитывать, какой предмет находится на композиции дальше, а какой – ближе, то при работе с пластилином в этом просто нет необходимости. Ребенок сам видит, какой элемент на каком месте должен располагаться.

Работа в трехмерном пространстве способствует также развитию у дошкольника представления о композиции, высоте и ширине; появляется пространственное мышление.

Аппликация

Еще одним из изобразительных продуктивных видов деятельности дошкольника является выполнение аппликации. Это простое, на первый взгляд, занятие, позволяет развить массу полезных навыков у детей.


Для аппликации можно использовать любые материалы
  1. Во-первых, выполнение аппликации задействует мускулатуру рук, что приводит к улучшению координации движений.
  2. Во-вторых, данный вид деятельности сопряжен с другими полезными навыками: это и работа с клеем, и умение правильно орудовать ножницами, и раскладывание заготовок на листе.
  3. В-третьих, безусловно, аппликация также помогает развивать понятие о композиции. Раскладывая фигуры разных форм, цветов и размеров на бумаге, ребенок создает свою собственную композицию. Он учится размещать детали, комбинировать различные цвета.
  4. В-четвертых, аппликация, если так можно сказать, является зачатком геометрии. Ребенок пополняет свой словарных запас названиями фигур и пространственными понятиями: справа, слева, сверху, снизу, в углу и т. д. Эти навыки помогут не только в детском саду на занятиях аппликацией, но и в будущем, на уроках математики.

Аппликация в рамочке — подарок для мамы

Таким образом, изобразительные виды продуктивной деятельности дошкольника не только играют развлекающую роль, но и развивающую. Очень важно уделить пристальное внимание их формированию, даже если кажется, что такие виды работы не несут никакой нагрузки.

Конструктивные виды деятельности дошкольника: конструирование

Еще одной важнейшей группой навыков ребенка является конструирование. На сегодняшний день, возможно выполнять модели из разных элементов: природных материалов, конструктора, бумаги. Чем же так важно умение конструировать.


Игра с конструктором развивает пространственное мышление

В процессе работы с различными материалами, ребенок усваивает массу знаний.

  1. Во-первых, такой вид деятельности позволяет сформировать у дошкольника понятия о центре объекта, его углах, высоте и ширине, симметрии, пропорциях.
  2. Во-вторых, конструирование дает ребенку возможность увидеть своими глазами, как из плоских объектов (например, бумаги) путем некоторых преобразований получаются вполне объемные фигуры.
  3. В-третьих, у малыша происходит развитие аналитической стороны его мышления. Для того, чтобы что-то сконструировать, необходима определенная задумка, замысел, композиция; только создав в своем сознании план действий, ребенок приступает к работе.

Кроме того, конструирование не только не уступает, но и, возможно, превосходит некоторые из изобразительных видов продуктивной деятельности по энергозатратам и необходимой усидчивости.


Конструирование из бумаги — оригинальных способ развить фантазию

Как можно увидеть, конструктивная деятельность ребенка позволяет развить массу полезных навыков, которые пригодятся в дальнейшем обучении.

Развитие продуктивных навыков у дошкольников помогает развить эстетическую, нравственную, умственную и физическую стороны мышления ребенка.

Почему это важно?

Может показаться, что слишком большое внимание уделяется таким незамысловатым занятиям как лепка, рисование и собирание конструктора. Со стороны не видно, какие усилия прилагает ребенок, его развитие не выглядит очевидным, ведь совершенствование навыков происходит постепенно. Однако не стоит недооценивать продуктивные виды деятельности.

Современная система образования, которая претерпевает постоянные изменения, с недавних пор пришла к тому, что детские сады стали частью всей системы. Проще говоря, развитие ребенка начинается уже в пресловутом «садике». Там опытные воспитатели и учителя помогут ребенку раскрыть потенциал и развить по максимуму все положительные качества.


Развитие детей — основная задача дошкольного образования

Ребенок в сфере образования становится не объектом, на который осуществляется воздействие, а субъектом, который сам играет центральную роль в собственном развитии.

Иными словами, не учитель должен «запихивать» знания в воспитанника, а сам малыш должен стремиться добыть необходимую информацию. Этот феномен появился благодаря гуманизации и демократизации образования, когда внимание перемещается с учителя на ученика, и именно последний становится центром воспитательного процесса.

Совершенствование навыков, полученных в дошкольном учреждении, с родителями поможет как взрослым, так и ребенку: вам будет проще понять свое чадо, а ему, в свою очередь, будет приятно продемонстрировать своей семье, что он умеет делать. Именно поэтому важно и нужно развивать продуктивные навыки.

Итог

Как можно заметить, продуктивные навыки, развитые в дошкольном возрасте, имеют массу плюсов:

  • развитие эстетических и нравственных чувств воспитанника;
  • совершенствование его умственной и физической сторон;
  • формирование понятий о пространстве, форме, композиции;
  • приобретение дополнительных навыков работы с инструментами и канцелярскими принадлежностями;
  • развитие усидчивости, трудолюбия, логики.

А для того, чтобы всего этого достичь, нужно сделать не так уж и много: обеспечить малыша всеми необходимыми материалами и вместе с ним попробовать смастерить поделку, вылепить фигурку или нарисовать картину. Это доставит удовольствие и вам, и ребенку, и поможет ему сделать еще один шаг к своему успешному образованию.

«Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»


Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремлённы ми и пр. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельнос ти. Именно они позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка.
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.
Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.
Исследования последних лет показывают, что растёт число детей, имеющих отставание в речевом и личностном развитии. Как известно, речь детей впрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук.
Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательност
ь и самостоятельнос ть.
Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника.
Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельным
.
На занятиях продуктивной деятельностью, успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную
и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть сво...

«Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках ФГОС дошкольного образования».

Галиева Гузель Фанилевнастарший воспитательМБДОУ детский сад №228 Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан...

Учет гендерных особенностей в воспитании детей в контексте ФГОС дошкольного образования

Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...

Ольга Черникова
Семинар-практикум «Развитие продуктивной деятельности»

Семинар – практикум «Развитие продуктивной деятельности детей »

Почему возникла эта проблема?

Актуальность проблемы

Развитие продуктивных способностей неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Только при общем гармоничном развитии ребенка можно выявить задатки, склонности и уже на их основе развивать те или иные способности.

Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться . И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности и высокий уровень эстетической культуры!

Что же такое эстетическое воспитание?

Эстетическое воспитание в педагогической науке понимается как органическая часть всестороннего воспитания, как целенаправленный процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры, эстетического сознания, эстетических вкусов, чувств и оценок с целью эстетического развития личности .

Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому это наиболее благоприятный возраст для развития эстетических и творческих способностей у детей.

Что такое творчество?

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности , то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно . А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.

Что дает творчество человеку - ребенку?

Творчество даёт переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

«Творчество,- пишет психолог В. В. Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития ».

Что необходимо сделать, чтобы детское творчество развивалось ?

Как вы понимаете высказывание «. так как руки, глаз, чувства и мысли у каждого свои, ни похожи ни на кого другого, то и техника творчества не может не быть индивидуальной, если не вмешать в нее постороннего, обезличивающего».

А в каком виде деятельности можно сочетать два этих направления в развитии ребенка ? (продуктивная деятельность )

Что же такое продуктивная деятельность ?

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Какова же цель педагога в этом направлении?

ЦЕЛЬ педагога : создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей.

ЗАДАЧИ :

> Создание эмоционально-положительного настроения.

> Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности .

> Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности .

> Знакомство с сенсорными эталонами.

> Развитие мелкой моторики рук .

> Активизация словаря.

> Развитие умений по продуктивной деятельности .

> Воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность .

Не задавить способность ребенка, а помочь ему в ее развитии

На какие два вида можно разделить продуктивную деятельность ?

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность , моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта , в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Что включает в себя изобразительная деятельность - рисование , лепка, аппликация.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует : отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой . Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования : из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности ?

развивается речь детей : усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.

Происходит всестороннее воспитание дошкольника.

Сенсорное развитие , формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук , пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Создаются свои впечатления об окружающем мире и выражается свое отношение к нему.

Таким образом, в детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед продуктивной деятельностью , конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Продуктивная деятельность являются важным средством всестороннего развития детей . Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Продуктивная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям.

Какие способы и приемы вы знаете для активизации детей в продуктивной деятельности ?

Проектная деятельность

Игровые приемы

Наблюдение детьми за процессом создания объекта

Игровые упражнения

Образовательные ситуации

Экспериментирование и опыт и т. д.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение