Конспект методической разработки по патриотическому воспитанию детей в средней группе. Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

средняя группа

Цель. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Задачи. Уточнить представление о понятии ярмарка. Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Воспитывать любовь к русскому фольклору. Закрепить знание цифр и счет до 5. Развивать патриотические чувства.

Предварительная работа. Разучить потешки используя мнемотехнику. Собрать разные виды матрешек и оформить выставку «Знаменитый русский сувенир». Рассмотреть разные виды самоваров.

Ход занятия.

В группу вбегает скоморох.

Внимание! Внимание! Слушайте все!

Веселая ярмарка! Веселись народ!

Балалайка звонкая, тульский самовар!

Веселая ярмарка, а вовсе не базар!

Приходите, примечайте, все что нужно покупайте!

Скоморох.

  • Ребята, а вы знаете что такое ярмарка? (Ответы детей.)
  • Я сейчас вам покажу картину, где изображена ярмарка. (Рассматриваем картину.)
  • У нас сегодня тоже ярмарка, а что на ней будут продавать мы узнаем когда отгадаем загадку. (Все товары покрыты расписными платками, и стоят цифры от 1 до 5. После того как дети отгадали загадку ищем цифру и открываем товар.)

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьёй одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая

В той ещё сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы - … (Матрёшки).

Скоморох.

  • А вот и первый наш товар.

(Выносит две матрешки разные по форме и росписи. Дети рассматривают их и отвечают на вопросы.)

  • Чем отличаются матрешки? (Ответы детей.)
  • Какой они формы? (Ответы детей.)
  • Давайте рассмотрим их наряд. (Ответы детей.)
  • А какие краски использовал мастер. (Ответы детей.)
  • Чем все матрешки похожи. (Ответы детей.)
  • Давайте посчитаем сколько сестричек спрятано в большой матрешке.

(Ответы детей.)

Ребята, а теперь порадуем матрешек и расскажем про них потешки. А какие потешки я вам помогу. (Показывается мнемотаблица и ребёнок читает потешку Использую «Матрешкины потешки» В.Д. Берестова.)

У меня для вас есть ещё одно очень увлекательное занятие. Сейчас вы станете мастерами сделаете свою матрешку. (Проводится дидактическая игра «Собери матрешку» Матрешки из нескольких частей собираются как пазл. )

Скоморох.

  • А сейчас пришла пора отгадать второй товар.

Деревянные подружки,

Без неё мы как без рук.

На досуге веселушки,

И накормят всех вокруг.

Кашу носят прямо в рот

И обжечься не дает. (Деревянная ложка.)

Скоморох.

  • Вот она ложка. Из чего она сделана? (Ответы детей). А знаете ли вы, что раньше не только ложки делали из дерева, но и другую посуду. (Показать ещё несколько образцов деревянной посуды). По тому как расписана была посуда можно было сказать о богатстве хозяев: у богатых росписи были яркими, разными и посуда была очень красива, а у бедных - не расписана, а просто выточена из дерева.
  • Ребята, а для чего нужны были ложки? (Ответы детей.) А вот в загадке говорится о ложках-веселушках. Как вы думаете, что это? (Ответы детей.) Я вам предлагаю повеселить наших гостей, ведь ярмарки славялись не только товаром, но и весельем. (Детям раздаются деревянные ложки под музыку они играют на них. Музыка по желанию воспитателя.)

Скоморох.

  • Вот очередь дошла и до третьего товара.

Кто такой стоит пузатый

И блестящие бока,

Торчит носик крючковатый,

В нем вода из родника.

Окружили его чашки,

Сахар, пирожки и мёд,

Он как командир в фуражке

Чаю всем гостям нальет. (Самовар.)

Появляется настоящий самовар. Рассматриваем его.

Скоморох.

  • Хотите ещё узнать, что есть у меня сегодня на ярмарке? (Ответы детей.)

Не ботинки, не сапожки,

Очень сильно греют ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром - в садик,

Днём - домой. (Валенки.)

  • А вы знаете почему валенки сильно греют ножки? (Ответы детей.) Да, валенки делают из шерсти животных, овец. Свалять валенки очень трудоемко. Шерсть очищают от мусора, моют и вычесывают, делая из неё мягкую и пушистую массу. Подготовленную шерсть раскладывают в форме большого носка и начинают валять. Валяют всегда руками, используя для этого скалку. Шерсть поливают горячей водой, чтобы она лучше сваливалась.
  • Для какого времени года эта обувь? (Ответы детей.)
  • А вот вам другая загадка.

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идёт, клетки кладёт. (Лапти.)

  • Как вы думаете, а эту обувь когда носили? (Ответы детей.)
  • А сейчас есть у нас такая обувь? (Ответы детей.)
  • Вы знаете из чего сделаны лапти? (Ответы детей.)

Со ствола дерева липки снимали кору или как говорили в народе «драли лыко» и плели лапти. Ещё лапти плели из бересты - березовая кора. Это были праздничные лапти.

  • А сейчас я предлагаю вам веселую игру «Кто быстрее» (Делимся на две команды, девочки и мальчики, передаем валенок по команде от последнего игрока первому.)
  • Ребята вам понравилась наша ярмарка? (Ответы детей.)

А теперь пора прощаться,

Хоть и жалко расставаться.

Приходите чаще к нам.

Рады мы всегда гостям.

Скоморох.

  • На прощанье я приготовил для вас подарочек с моей ярмарки, только сначала отгадайте, что это?

Очень ароматные,

Сладкие и мятные,

Сверху мы в глазурном глянце

Словно в радостном румянце. (Тульский пряник.)

Дети получают пряники и идут пить чай.

Используемый материал:

1. Первые слова скомороха взяты из книги Н.В. Бердникова «Веселая ярмарка» Ярославль Академия развития 2005г страница 130.

2. Загадки с интернет сайтов, по запросам,например, загадки о матрешках.

Тема: «Россия – Родина наша» (итоговое занятие)

Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников.

Программное содержание:

— продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;

— познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту мира;

— продолжать знакомить детей с Кемеровской областью; дать представление о том, что Новокузнецк является частью Кемеровской области;

— продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, в которой мы живем, используя накопленные знания;

— закрепить знания детей о государственной символике России (герб, флаг);

— обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;

— развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;

— продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;

— продолжать учить детей понимать и объяснять суть пословиц.

Оборудование: карта мира, карта Кемеровской области, глобус; иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг); герб города Новокузнецка; гербы других стран и городов; портрет президента и губернатора Кемеровской области; монеты и предметы с изображением различных гербов; рисунки детей по теме: «Герб моей семьи», «Мой любимый город».

Словарная работа: существительные: Родина, Отечество, материк, гражданин, герб, флаг; прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная; глаголы: защищать, воспевать, гордиться, тосковать.

Предшествующая работа:

— рассматривание иллюстраций по заданной теме;

— чтение художественной литературы о родной стране;

— заучивание стихотворений о родной Земле;

— рассматривание семейных фотографий;

— изготовление семейного герба (совместная работа детей и родителей);

— беседы по темам: «Моя Родина», «Моя семья», «Мой любимый город», «Достопримечательности нашего города», «Я русский Человек»;

— конкурс на лучший рисунок по теме «Мой город».

Ход занятия:

Данное занятие можно провести в музыкальном зале, это позволит детям свободно «передвигаться по станциям». Можно, чтобы данную «экскурсию» провел какой-нибудь герой, или провести это занятие в виде викторины.

Воспитатель – экскурсовод встречает детей:

— Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, на сколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то нового для себя. Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания? Итак, вперед…

Станция №1 «Адрес моей страны»

Воспитатель:

— мы живем в огромной прекрасной стране. Это большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя? (Россия)

Один из ребят читает, заранее выученное, стихотворение «Наш дом»:

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Далее воспитатель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек. Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он – Евразия.

— Ребята, а как называем мы людей которые живут в нашей стране? (россияне)

— Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент). Воспитатель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. Воспитатель показывает портреты президента страны и губернатора Кемеровской области. Интересно, а как же эти люди стали президентом или губернатором? (воспитатель уточняет, что их выбрал народ).

Станция №2 «Знаки и символы»

Воспитатель: — вторая наша станция называется «Знаки и символы». Обратите внимание на эти иллюстрации, у них есть что-то общее. Кто знает, что на них изображено? (гербы). Эти гербы разных стран. Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение. Давайте найдем герб нашей страны, и посмотрим на него внимательнее…

Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение «Герб России»:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Воспитатель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:

Орел – царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет – это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла – царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону … Итак, герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.

— Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг)

— Как выглядит флаг нашей страны? С чем мы сравниваем эти цвета? (ответы детей). Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение «Флаг России»:

Белый цвет-березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Станция №3 «Плясовая»

Воспитатель предлагает детям вспомнить еще одну отличительную особенность России от других стран. Это русские – народные танцы. Все дружно вспоминаем русские – народные движения. Затем, детям предлагается под музыку станцевать русский – народный танец (можно взять танец, который дети разучивали на музыкальных занятиях).

Станция№4 «Мой город»

— Следующая станция «»Расскажи о своем городе». Посмотрите на картинки, фотографии, рисунки…вы узнаете этот город? (Новокузнецк).

— Ребята а вы знаете, что у нашего города, тоже есть свой герб? Ребята рассматривают герб города Новокузнецка, выясняют его особенность и сравнивают его с гербами других городов:

Санкт-Петербург: два серебряных якоря и золотой скипетр говорят о том, что город стоит на реке, является морским портом; скипетр напоминает о том, что город был столицей Российской империи.

Саратов: город связан с водой, изобилие рыбы.

Петропавловск – Камчатский: особенность природы – три извергающих вулкана.

Ярославль: медведь – лесной край, медведь символ мудрости и силы. Княжеская шапка – корона, повествует о том, что город этот древний.

После этого, воспитатель показывает детям отдельную карту Кемеровской области, на которой они вместе находят свой город. Смотрят, какие еще города есть в Кемеровской области.

— Ребята, что вы можете рассказать про свой город? Какие улицы вы знаете? Назовите самые любимые места в городе, которые вы посещали вместе с родителями. (рассказы детей).

При составлении рассказа можно смотреть на рисунки, фотографии.

Станция №5 «Моя семья»

Воспитатель: — эта станция называется семейная (обращает внимание детей на семейные фотографии). Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья). Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники). Как вы думаете, в нашем городе живет много семей? Как можно назвать человека, который родился и живет в Новокузнецке? (новокузнечанин).

— Мы сегодня с вами говорили, что страны и города имеют свои отличительные знаки – гербы. Но герб может быть и у семьи. Семья – это тоже маленькое, дружное государство, у которого есть свои интересы, законы, традиции, занятия.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают семейные гербы, которые дети рисовали дома с родителями. Дети сами объясняют значение символов, нарисованных на своем гербе.

Станция №6 «Финишная»

— Наш маршрут закончился. В заключении, я предлагаю вам немного поиграть и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

1. Как называется страна, в которой мы с вами живем?

2. Как называется наш город?

3. На какой улице ты живешь?

4. Что изображено на российском гербе?

5. Как называет людей, которые живут в Кемеровской области? В городе Новокузнецке?

6. Какие цвета присутствуют на Российском флаге?

7. Какие города Кемеровской области ты знаешь?

8. На каком материке мы живем?

9. Зачем стране нужен флаг?

10. Кто управляет нашей страной?

11. Назови столицу нашего государства?

12. Объясни пословицу «Всякому мила своя сторона», «Родная сторона мать, а чужая-мачеха».

Завершить занятие можно стихотворением «Моя Родина»:

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Воспитатель вручает детям небольшие сувениры (шоколад РОССИЙСКИЙ) и благодарит за интересное путешествие.

Татьяна Галочкина

Цель : Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи : Обобщить и систематизировать знания детей о России , формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек ; названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине , гражданско–патриотические чувства .

Ход занятия

Воспитатель : На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия .)

– Правильно, Россия . А какая она наша Россия ? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

Россия – наша Родина . Ребята, а что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.) (Это место, где мы живём; это мама и моя семья; это наш город; это наш детский сад)

Воспитатель : Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?

Стихотворение :

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем

– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия . Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России .) Вот как много места занимает территория России . Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России .

– Ребята, а на чем можно путешествовать ? (На самолете, автобусе и т. д.)

Воспитатель : Я предлагаю вам путешествие на поезде . Отправляемся. Занимаем места в вагоне.

(Звучит музыка “Паровоз”.)

1. Воспитатель : Станция называется “Государственная”

У каждой страны есть главный город – это столица.

А вы, знаете ребята, как называется наша столица? (Москва) . Правильно!

А кто расскажет стихотворение о Москве?

Стихотворение :

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России ,

Которое любит тебя

А почему, вы думаете, что Москва – это главный город страны? (там находится президент) .

Что делает президент? (руководит страной) .

Молодцы! (показ фотографии президента на мини плакате) .

А кто знает как его зовут?

Правильно, нашего президента зовут Владимир Владимирович Путин.

А еще, ребята, я хочу сказать, что у каждой страны есть свои символы. А вы можете назвать символы нашей страны? (флаг, герб, гимн) (прошу повторить 2-3 детей) .

А что же такое гимн? (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т. д.)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России .

(Прослушивание отрывка гимна.)

Первый символ (закрытый мини плакат с изображение флага РФ) .

Вы узнали этот символ? Расскажите о флаге нашей страны?

Ребенок читает стихотворение :

«Флаг России »

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Правильно, ребята, флаг России состоит из трех полос, трех цветов : белого, синего, красного, флаг висит над зданием правительства, а в праздники вывешивают флаги на зданиях и домах.

Ребята, а вы любите выполнять задание? (Да)

Найдите флаг нашей страны среди других . (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России .)

Станция называется “Лесная”

Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи!

Но, из всех деревьев русского леса всех милее нам берёза. Она просыпается первой после зимней стужи. Она символ жизни, расцветающей природы, её красоты. Если бы все деревья сейчас превратились в людей, то дуб стал мудрым старцем, клён - добрым молодцем, а в кого же превратится берёзка?

Дети : В девушку, красавицу, принцессу.

Воспитатель : Как же ласково, любя, называют русские люди это дерево?

Дети : Кудрявая, моложавая, белоствольная, стройная, краса-берёзка, ненаглядная, подруженька, красавица,светлая, чистая.

немного разомнемся, проведем небольшую :

физ. минутку :

Мы березу посадили, Мы водой ее полили, И березка подросла, Ветки к солнцу подняла, А потом их наклонила И детей благодарила. (движения выполняются соответственно тексту)

Воспитатель : Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу.

– А наше путешествие продолжается . Занимаем места в вагонах. Поехали.

Мы приехали на станцию “Историческая” «Город мастеров»

Стихотворение :

Славилась Россия чудо – мастерами ,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Воспитатель : Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров . Отгадайте загадки.

1. Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)

– Следующая загадка.

2. Все игрушки – непростые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)

3. Добрый мастер сделал сказку,

Оживают звери в сказке,

Мишки, зайцы, колотушки –

Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)

Загадки отгадали, молодцы! Нам надо ехать дальше.

3. А теперь мы приехали на станцию “Географическая”

Реки России – могучие , полноводные реки, несут свои воды в моря и океаны.

Эта река протекает в нашем городе. (Волга)

Еще в нашей стране очень много городов. Ребята, я хочу познакомить и показать вам какие города стоят на берегу нашей реки матушке Волге.

НУ что ж продолжаем наше путешествие

4. Ребята, мы приехали на станцию “Праздничная”.

– Ребята, какой праздник скоро будит? (День пап 23 февраля, День защитников) ; а какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)

– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, подарили нам мир. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику старшие ребята посвятили выставку рисунков и поделок (Показ выставки.) . Ребята я вам тоже предлагая сделать всем защитникам нашей Родины праздничный салют.

«Салют Победы» . (Коллективная работа)

Вот и подошла наше путешествие к концу и хочется закончить ее прекрасными словами :

Берегите Россию ,

Без нее нам не жить!

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть,

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой !






Публикации по теме:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Неофициальные символы России» Конспект НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию. Составила: воспитатель МБДОУ д/с №1 «Родничок» Волхонская С. В. г. Полесск.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Путешествие по России» Цель: формирование патриотических.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие по России. Моя малая Родина - село Мильгидун» Конспект интегрированного НОД по нравственно- патриотическому воспитанию на тему: «Путешествие по России». Подготовил:.

Цель: Закрепить представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе. Активизировать в речи слова: Россия, герб,.

Открытое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Моя Россия» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №2 (дошкольное отделение) Открытое занятие по патриотическому воспитанию.

Открытое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Одежда русичей. Древний русский город». Воспитатель:.

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Я - гражданин России» «Только тот, кто ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Презентация «Проект по патриотическому воспитанию «Я - часть России!» Цель проекта: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России и Московской области, патриотов своего.

Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе «Военные профессии» Занятие по патриотическому воспитанию детей в средней группе. Цель: воспитывать уважительное отношение к людям военных профессий, К ветеранам.

Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе «Набережная реки Волга» «Великая Волга от края до края! Прекрасней реки я в мире не знаю! Течёт величаво, неся свои воды, Могучая Волга - царица природы! Я.

Библиотека изображений:

КОНСПЕКТ

методической разработки

по патриотическому

воспитанию детей

в средней группе

Подготовила воспитатель Артамонова Р.Р.

« Россия - Родина моя »

Цель: воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей стране, малой Родине.

закрепить знания детей о нашей стране, о нашем поселке;

продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

систематизировать знания детей о символике государства,

учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов

Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, народ, любить, ценить, уважать, символика, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус.

Предшествующая работа:

Разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов; пословиц и поговорок о Родине, труде, дружбе.

Чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе,

Рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, республики;

Прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

Экскурсии по поселку.

Ход занятия.

(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель: - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?

Дети: (о родном месте, о нашей Родине)

Воспитатель: - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте.

А как называется наша страна, кто знает?

Дети: (Россия)

Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. В России самые большие и многоводные реки, самое глубокое озеро - Байкал. Как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети: (это мой дом, мой поселок, моя семья, моя мама и я, моя страна)

Здравствуй, Родина моя!

1 реб. Утром солнышко встаёт.

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я -

Здравствуй улица моя

Я пою, и в вышине,

Подпевают птицы мне,

2 реб. Травы шепчут мне в пути,

Ты скорей, дружок, расти.

Подпеваю травам я,

Подпеваю ветрам я,

Подпеваю солнцу я -

Здравствуй, Родина моя!

Воспитатель: - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой поселок, моя улица). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.

Дети: (дети читают стихи)

Лучше нет родного края

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля? — Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края!

П. Воронько

Кремлёвские звёзды

Кремлёвские звёзды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

С.Михалков

Воспитатель: - Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Живём мы в радостном краю

И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.

Свой светлый край любимый.

Дети: (выполняют задание)

Воспитатель: - А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?

Дети: (дети выполняют задания)

Воспитатель: -. Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется.

Дети: (Россия, Российская Федерация)

Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от другого?

Дети: (размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом,)

Воспитатель: - Всё правильно. А назовите символы страны.

Дети: (гимн, флаг, герб)

Воспитатель: - гимн Российской Федерации - это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.

(звучит отрывок гимна России все встают)

Дети: (все встают)

Воспитатель: - Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажут дети.

Дети: Герб - У нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл -символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Герб - это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. Оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

Воспитатель: - Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Воспитатель: - На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов: Родина, родня, родить, родословная)

Дети: Родина - это то место, где мы живём.

Воспитатель: Совершенно верно, произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Дети: Родить - значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родич - родственник, член рода, одной крови.

Родня - это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная - перечень поколений одного рода.

Воспитатель: - Надеюсь, всем понятны объяснения

Воспитатель: - Теперь настал черёд гостям задавать свои вопросы

1. Столица нашей Родины?

2. Самый главный человек нашей страны?

3. Назовите, какие улицы нашего поселка вам известны?

4. Как называется наша республика?

5. Столица нашей республики?

Гости: Молодцы и с этим заданием справились просто на отлично.

Воспитатель: - Вот и последний этап. Вам нужно вспомнить пословицы и поговорки о Родине, дружбе, труде

Дети: Лучший друг — мать, лучшая страна — Родина.

Волга — всем рекам мать.

Нет в мире краше Родины нашей.

Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб и молоко водиться.

На родной сторонке и камешек знаком.

Без друга в жизни туго.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Всякая птица свое гнездо любит.

Дружба - как стекло: разобьешь - не сложишь.

Воспитатель: Молодцы, как много пословиц и поговорок вспомнили!

Подведение итогов: вручение сувениров.

Реб Берегите Россию, нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,

Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.

Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.

И последней рубахи ей для друга не жаль.

Воспитатель: Понравилось ли вам играть ребята? Что нового вы узнали сегодня? Молодцы, вы все были сегодня активные, все старались. Спасибо.

Документы для скачивания:

Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;
- формировать уважительное отношение к государственным символам;
- Знакомить детей с понятием о Родине малой и большой;
- воспитывать у детей любовь к Родине,
- Формировать гражданско-патриотические чувства.
- Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения;
- Расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, страна, город, Родина) и имен прилагательных (Родная, родной, большая, малая)
- Развивать внимание и память – узнавать на картинках флаги и гербы
- Развивать выдержку, умение соблюдать правила игры;
- Развивать память, сообразительность, находчивость.
Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, большая Родина, малая Родина, Крым, Феодосия.
Интеграция образовательных областей:
«Познание, «Коммуникация», «Социализация», «Труд»
Материалы:
- Карта мира, глобус;
- изображения президента РФ, гербов и флагов;
- наглядно-дидактические пособия;
- фотографии с видами горада;
- слайды с достопримечательностями;
-Аудио записи.
Предварительная работа:
- Беседы о российской символике;
- чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;
- чтение художественных произведений Крыма;
- рассматривание фотографий города;
- рассматривание иллюстраций и выполнение работ по раскрашиванию Флага и герба Республики Крыма и города Феодосии.

Ход занятия

(Начинаю деятельность с приветствия в кругу, дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Воспитатель:
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в родном краю,
Всех я Вас приветствую!

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть тайну нового слова.
- Но сначала давайте вспомним одно знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Это слово «родная».
- Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
- Ответы детей: мама, папа, брат, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, детский сад, страна, город. Замечательно, молодцы.
-Давайте проведем пальчиковую гимнастику о нашей семье (пальчиковая гимнастика).
- А сейчас послушаем, как это слово может звучать в стихотворении.
1 ребенок читает стихотворение:
Много мам живет на свете
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я-
Родная мамочка моя!
- Да ребята самый родной человек для нас - это мама.
–Но у всех людей есть еще самое дорогое – это родная земля, родная сторона.
- А как еще можно назвать место, где мы живем, и растем, где все родное.
- Такое место по-другому называется - Родина.
2 ребенок читает стихотворение:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Ребята, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
- Да, наша Родина - Россия!
- Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает).
- Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)
- Как зовут президента нашей страны?
– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)
– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)
3 ребенок читает стихотворение:
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет
- А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбираю из предложенных герб России.)
4 ребенок читает стихотворение:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
- А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня страны.Гимн слушают стоя.)
– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.

Прослушивание отрывка гимна.

Игра “Собери флаг и герб России” (2 команды ребят собирают на скорость пазлы герба и флага)

Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?
Дети.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родину-мать учись защищать.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить
Береги Родину, как зеницу ока.

Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наш родной край, это наша малая Родина.
-А как называется наша Республика (полуостров)?
- Наша Республика Крым.
- Как называются люди которые живут в Крыму? (Крымчане).
- На берегу какого моря мы живем?
- На берегу Черного моря.
-Давайте ребята представим себя на берегу нашего ласкового моря.

Физкультминутка:
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя
А над морем мы с тобою!
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе,
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Посмотрите: чайки важно
Ходят по песку морскому.
-Садитесь дети на морской песочек, возьмем ракушки и послушаем шум моря. (Слайды и шум моря)
–Молодцы ребята, отдохнули, а теперь садитесь.
- У каждого из нас есть малая Родина. Как называется город, в котором мы живём? (Феодосия). А как называются люди которые живут в Феодосии?(Феодосийцы).
- А какая наша Феодосия, какими словами ее можно описать (красивая, солнечная, цветущая, теплая, приветливая, гостеприимная, курортная, ласковая, щедрая).
- Ребята, в нашем городе есть много достопримечательностей.
-Давайте поиграем в игру «Наш город”
- Я вам буду показывать слайды на которых изображены извесные места нашего города, а вы их будете называть.
Просмотр слайдов. (Дети, называют и отвечают на вопросы вос-ля).
Генуэзская крепость Кафы. 2. Памятник И. К. Айвазовскому, картинная галерея Айвазовского.
3.Памятник фонтан И. К. Айвазовского.
4. Фонтан-памятник Доброму гению.
5. Музей Грина.
6. Вечный огонь.
7.Цвето-музыкальный фонтан.
8. Набережная Феодосии.
9. Музей древности.
10. Музей денег.
–Молодцы ребята! Вы отлично знаете свой город. Справились со всеми заданиями, отвечали на вопросы. И что бы наш край был еще краше, мы должны быть трудолюбивыми и дружными.
- А теперь давайте встанем в большой дружный хоровод.
Хоровод.

Итог занятия:
- Ребята! Мы тоже с вами должны быть дружными. Любить свою родину - большую и малую. Заботится о ней. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, храните ее обычаи и традиции, берегите ее природу.

















Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как сплести фенечку с арбузами из бисера Как сплести фенечку с арбузами из бисера Вязание женской жилетки сетка крючком Вязание женской жилетки сетка крючком Выкройка женского пальто: построение Выкройка женского пальто: построение