Стадии развития семейных отношений. О психологии брака и семьи

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Фазы развития семьи

Как любой системный организм, семья переживает определенные фазы развития. Это фаза ухаживания, когда молодые еще не поженились, это фаза проживания без детей, которая может растянуться от первого года жизни до более длительных периодов, это фаза экспансии, когда рождаются дети и семья становится на ноги, это фаза зрелого развития, когда дети взрослеют, родители достигают среднего возраста своей жизни, это фаза ухода одного из детей, как правило, старшего из семьи, он может уходить учиться, жениться, выходить за муж, в армию.

В эти периоды семья переживает трансформацию. Сложный очень период, когда все дети оставляют родительское гнездо. Это наиболее сложный кризис для семьи – пустое гнездо. И последняя фаза, когда кто-то из родителей умирает, и остается один, и ему надо научиться жить в новой ситуации.

Каждая фаза развития функционирует по своим определенным правилам. Эти правила могут приниматься осознанно и согласованно с друг другом, либо они могут функционировать стихийно. Каждый переход на новую фазу требует пересмотра правил взаимодействия, правил функционирования семьи. Когда правила устаревают, то есть правила остаются прежними, а семья переходит на новую фазу развития, происходит кризис отношений.

Семья как бы тащит неразрешенные вопросы из предыдущего этапа своей жизни в следующий. И любой кризис порождает конфликт. Отсюда возникает конфликт. Для психолога конфликт – это симптом. Это тот симптом, с которым приходит человек проконсультироваться с семейным психологом, то есть он хочет понять, что делает не так, что происходит в его жизни или в жизни его семьи, которое нарушает это самое взаимодействие.

Период ухаживания

Я немножко пройдусь по различным фазам, по различным этапам развития. Период ухаживания – молодые люди встречаются, они нравятся друг другу, они задумывают объединиться в семью. Это так называемый период «конфетно-букетный», который обычно проходит гладко, потому что у каждого четко определены роли и четко определены намерения.

В этом периоде люди взаимодействуют в соответствии с некими социальными стереотипами. Стереотипы ожидания: девушка ожидает от мужчины замечательного мужа, помощника, защитника, человека, который ее будет обеспечивать материально, и делает максимально для того, чтобы ему понравиться и соответствовать тому облику, который мужчина рисует в своей голове – милая, красивая, обаятельная, ласковая, внимательная, хорошая подруга, понимающая, помогающая.

В этот период люди играют некую игру социальную. Их ожидание не соответствует их внутреннему содержанию. То есть если девушка выходит замуж, потому что ей пора, это не значит, что она правильно нашла себе партнера. Или если девушка выходит замуж с одним желанием родить ребенка, то смысл ее брака заканчивается на рождении этого ребенка. Если она хочет удовлетворить свои материальные потребности, то союз, следующий за этим, будет носить достаточно однобокий характер, который зависит от того, выполнено это ожидание девушки, либо оно не выполнено.

То же самое со стороны мужчины. Принесет ли эта женщина потомство, которое хочет этот мужчина, биологическая функция, будет ли эта женщина хорошей хозяйкой, сможет ли она принимать его таким, какой он является на самом деле. То есть в период ухаживания основное внимание уделяется, люди переживают период собственных ожиданий от будущего проживания вместе.

Первый год совместной жизни

И вот союз состоялся, люди объединяются в семью, люди женятся, и начинается первый год совместной жизни, который тоже является кризисным, потому что ожидания могут быть удовлетворены, а могут нет. Человек может оказаться другим в повседневной жизни. Появляется некое разочарование, появляется сопротивление двух личностей, которые объединены под одной крышей, и они стоят перед проблемой – научиться жить вместе.

Что значит научиться жить вместе? Это принять те самые правила, о которых я говорила раньше, – правила функционирования. Но взаимоотношения мужчины и женщины на первом этапе отягощены их родительскими семьями. Представьте себе, когда два человека с разных планет должны жить на одной, выбранной ими территории и при этом уметь договориться. Кто прав? Естественно, что девушка несет в семью те традиции, правила, уклады, которые приняты в ее семье. Но то же самое делает и молодой человек. И начинается спор: кто прав, как надо делать?

И вот здесь способ решения конфликта, прежде всего, заключается в том, что нужно выработать свои принципы, свои правила. Об этом нужно говорить открыто, о своих неудовольствиях, настроениях, неудовлетворенности, о рухнувших ожиданиях. И вот когда люди могут смело, спокойно это обсудить, они должны родить нечто третье, не следовать правилам одной из родительских семей, а они должны принять свои собственные, они должны очень тонко, очень умело дистанцироваться от родительских семей, сохранив с ними эмоциональные контакты, эмоциональные отношения. То есть смысл первого года семейной жизни – это выработка тех самых правил функционирования семьи.

Дети в жизни семьи

Многие семьи сейчас, особенно в современных условиях, принимают гражданский брак, то есть они учатся и вырабатывают те самые правила, еще не вступая в брачные узы. Что немножко сглаживает кризисную ситуацию первого года, то есть борьба за власть в семье происходит еще в рамках гражданского брака. Как правило, люди расписываются, то есть вступают в зарегистрированный брак, когда рождаются дети.

Этот период носит тоже достаточно сложностей, потому что правила, оговоренные на первом этапе, то есть как мы будем жить дальше, это включает и: когда мы будем заводить детей, кто будет ухаживать, как мы будем их растить, что мы будем от них требовать, какое участие будут принимать наши родители в выращивании ребенка, потому что при появлении ребенка родительские семьи объединяются. Появляются фигуры бабушек и дедушек. И они тоже являются активными участниками семьи. Соответственно, для того чтобы мягко был прожит этап жизни, когда рождаются дети, вот эти правила должны быть заложены в предварительном этапе, то есть надо договориться.

Что мы хотим? Когда женщина хочет стать матерью – закончив учебу, или она хочет сделать это сейчас? Что она хочет: решить сначала свою карьеру, выстроить, а потом стать матерью, либо она готова это сочетать, либо она готова пожертвовать своей карьерой в пользу материнства? Она должна принимать этот осознанный шаг, который должен поддерживаться ее спутником. И когда эта тема оговорена, тогда это снимает 80 % тех конфликтов, которые возникают в связи с рождением ребенка.

Очень сложный период, когда дети выросли. И вот та пара, которая вначале так красиво друг за другом ухаживала, прошла много этапов, много фаз, боль разочарований и оказалась друг напротив друга вдвоем. И им нужно снова научиться общаться, без детей, не через детей и помимо детей. Они должны найти общие интересы, которые их сближают, общие занятия, очень важно в определенный момент в семье, это когда уже 17-19 лет браку, научиться путешествовать, любить вместе рыбалку, любить вместе что-то делать.

Тогда эти люди смогут хорошо прожить свою семейную жизнь до той поры, пока кто-то один из них не уйдет, а кто-то уходит первым. И потеря мужа или жены является самой травмирующей потерей в семье. И тогда человек оставшийся должен правильно пройти эту потерю, не устраивать мавзолей любимого в доме, отпустить его и научиться жить самостоятельно.

Вот, пожалуй, все эти этапы, которые должна семья пройти, и если эти этапы проходят максимально правильно, безусловно, жизнь вносит свои коррективы, но если они проходят по тем самым правилам функционирования, то семья имеет право быть счастливой, радостной и исполнять все те функции семьи, которые необходимы людям. А функция – это, прежде всего, максимальная адаптация к социальным изменениям вовне. То есть семья – это те условия, которые дают возможность людям развиваться, растить детей, преодолевать сложности, справляться со сложностями извне. В этом смысл семьи.



Функции семьи - сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов.

1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.

3. Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.

4. Функция духовная (культурная) общественная - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.

5. Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.

6. Сексуально-эротические функции - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, как семья при этом регулирует сексуально-эротическое поведение членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища - места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.

Стадии развития семьи

В первый "медовый" год супружества, как показывают исследования психологов, 37% супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.

Итак, жизнь семьи естественным образом распадается, по мнению Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич - Куземкиной и Т.Ф. Веленты , на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.

1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа о том, что готовиться стать матерью. Основная задача семьи сформировать образ "МЫ", научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.

Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца. Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.

2 стадия. Формирование семьи.

Основная задача - приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.

3 стадия. Стабилизация или воспитание детей.

Задача супругов - воспитание детей дошкольного и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.

4 стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.

Начало её - отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание - смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой жизненный цикл.

Естественно описание стадии является лишь схемой, так как разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.

В.А. Сысенко сгруппировал все браки следующим образом:

1. Совсем молодые: от 0 до 4 лет.

2. Молодые: 5-9 лет.

3. Средние: 10-19 лет.

4. Пожилые: 20 и более.

Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Молодым бракам присущи проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей напряженность бюджета времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на любовь и формирование супружеской дружбы.

В психологическом плане сущность этих двух стадий сводится к сложному и многообразному процессу адаптации супругов друг к другу и к совместному образу жизни. Известно, к сожалению, что 65% разводов приходятся на первые 10 лет супружества. А согласно классификации В.А. Сысенко, это характерно для "совсем молодых" браков.

Поэтому особенно важна адаптация супругов в нравственном плане, это предполагает обсуждение и осмысление взаимных действий супругов в плане "для семьи - против семьи", а также последовательное и целеустремленное слияние двух "я" в одно "мы", слияние, при качественном улучшении "мы" идет на пользу каждому из "я".

Кризисы жизни семьи

Э.Г. Эйдемиллер считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.

А). Между 3-м и 7-м годами развития семьи.

Критический момент наибольшей остроты достигает в периоде между 4-м и 6-м годами. Ведущую роль приобретают изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявления трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других трудностей).

Б). Между 17-м и 25-м годами.

Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей.

Выявление кризисных периодов в жизни семьи имеет важное значение, особенно для того, чтобы предупреждать появления кризиса.

Стремление мужчины и женщины создать пару заложено в генах. При этом никто не хочет иметь «болезненные» либо нестабильные отношения. Поэтому стремление каждого из нас получить и создать не просто пару, а пару, в которой царит гармония и понимание, вполне объяснимо.
Начиная любые отношения с партнером, оба человека, составляющие пару, испытывают огромный спектр чувств, переживая при этом целую радугу эмоций. При этом, проведя научные исследования, учеными были выведены основные стадии или этапы отношений, которые зарождаются и развиваются между влюбленными.
Общая численность стадий создания союза мужчины и женщины равняется пяти. Именно столько этапов необходимо отношениям в паре, чтобы «созреть». Нужно чтобы мужчина и женщина в унисон преодолевали эти этапы. Если одна из стадий будет пропущена – пару неминуемо ждут межличностные проблемы и придется вновь возвращаться назад.
Первая и, пожалуй, наиболее важная стадия в развитии отношений имеет название «взаимное влечение». Базовой эта стадия считается по тем причинам, что без основы, чем является начальное влечение, ничего не построить.
Что привлекает мужчину в женщине? Внешность. А что привлекает женщину в мужчине? Развитый интеллект. Хочется также огорчить барышень, которым постоянно внушали, что «мужикам нужно только одно». Да, это так. Просто данный тезис не отражает истинный смысл происходящего. Испытывая влечение к одной женщине, мужчина просто не перестает испытывать аналогичное физическое влечение к другим привлекательным особям женского пола. Именно осознание красоты женского тела и его физиологии дает мужчине энергию для построения действительно серьезных отношений.
При этом женщины не так высоко ценят внешность своего партнера. Наибольший интерес у нее вызывает интеллект, ум, волевые качества партнера. Поскольку женщина очень эмоциональна, испытывая дефицит информации об объекте своего пристального внимания, она идет самым легким путем – просто придумывает партнеру качества, которые желала бы в нем видеть. По факту, женщина просто подключает к работе свое воображение. При этом при минимальном общении с партнером она будет настаивать, что встретила именно того «единственного». Вот вам и результат пропуска стадий в отношении пары. А впоследствии, когда пройдет достаточно времени, у женщины наступает разочарование и чувство, что ее обманули.
Стоит отметить, что нужно торопиться в отношениях. Это не место догадкам и фантазиям. Если вы настроены на создание крепкого, гармоничного союза – не торопите события, а просто наслаждайтесь ими.

ООО «Инфоурок»

Реферат по дисциплине: «Педагогика»

По теме:

«Семья как субъект педагогического взаимодействия

и социокультурная среда воспитания и развития личности»

Исполнитель:

Лаптева Татьяна Юрьевна

г.Смоленск 2018 год

Введение 2

    Семья: понятия определения семьи, стадии развития семьи, виды семей 5

    Основы семейной педагогики 8

    Психолого-педагогические методики работы с семьей

ребенка 11

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

Существует много подходов к интерпретации понятия "семья". Так в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «семья» означает объединение лиц, связанных родственными или брачными узами. В словаре Г.И. Князькова даётся определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью».

«семья» преобразуется вслед за социокультурным изменением общества. Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком. Семья является той начальной структурной единицей общества, в которой закладываются основы личности. Она объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.

Семья выполняет важные общественно - значимые функции по отношению к обществу и к человеку.
Основными функциями по отношению к обществу являются следующие:
- физическое воспроизводство населения;

воспитательная функция - передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;

производственно-хозяйственная.


В процессе воспитания в рамках семьи ребенок имеет возможность нормально развиваться: своевременно усваивать правила общения с окружающим миром, учиться распознавать положительные и отрицательные нормы поведения, формировать личные идеалы. Отсутствие семейного воспитания не дает возможности ребенку корректно сформировать собственные жизненные критерии, выбрать самостоятельную линию поведения. Семья как субъект педагогического воспитания несет большую ответственность за воспитание будущих полноценных членов общества. Дети перенимают образец поведения родителей, их мировоззрение. Родители должны понимать, что только разностороннее общение делает процесс воспитания полноценным, и роль семьи в воспитании ребенка играет первостепенное значение. Ценность самой семьи, семейных ценностей и идеалов должны иметь в обществе особое место.Анализируя понятие «семья», невозможно не затронуть самого понятия «родительство», под которым понимается отдельно функционирующая подсистема, имеющая свои стадии развития, которая находится в детерминирующей семейной системе и рассматривается в двух ипостасях: отцовства и материнства. Родители являются первой социальной средой развития ребёнка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе, в любви и привязанности. Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребёнок любого возраста. Материнская и отцовская любовь являются составляющими частями целостного феномена родительской любви. Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребёнка пристально изучается с 20_х г. ХХ века. Родительская любовь имеет врождённые биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребёнку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.

Цель реферата : изучение семьи как важного субъекта педагогического взаимодействия, выявление особенностей социокультурной специфики разных семей поиск наиболее эффективных педагогических методик при работе с семьей, воспитывающей ребенка.

1. Семья: понятия определения семьи, стадии развития семьи, виды семей.

Семья сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Это одно из наиболее точных определений семьи с точки зрения педагогики.

Так же семью можно определить как социокультурный фактор: союз мужчины и женщины, связанный определенными обязательствами по воспитанию детей и решению бытовых проблем.Семья ориентирована на воспитание духовных и общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Семью, как субъекта педагогики можно рассматривать с нескольких сторон, так как жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, нравственными, психологическими, хозяйственно-экономическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов.

Вопрос о классификации, типологии семей очень важен, потому что наличие такой классификации даёт возможность человеку легче находить себе подобных в бесчисленном множестве семей, чтобы заимствовать опыт организации жизни, по аналогии с ними наиболее удачно решать свои проблемы. Этот вопрос и очень сложен, поэтому строгой типологии семьи пока ещё нет.

Семьи различают по таким параметрам:

1. По семейному стажу супругов. Здесь выделяют семьи:

Семья молодоженов;

Молодая семья;

Семья, ждущая ребёнка;

Семья среднего супружеского возраста;

Семья старшего супружеского возраста;

Пожилые супружеские пары.

2. По количеству детей выделяют такие разновидности семей:

Бездетные (инфертильные) семьи.

Однодетная семья.

Многодетная семья.

3. По составу семьи:

Неполная семья - когда в семье есть лишь один родитель с детьми.

Отдельная, простая семья (нуклеарная). Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей.

Сложная семья (расширенная) - состоит из представителей нескольких поколений.

Большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар (родительская пара и несколько детей со своими семьями).

4. По типу главенства семьёй. Различают две основные разновидности семьи:

Эгалитарная (равноправная) семья. Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся командовать друг другом;

Авторитарная семья, основанная на беспрекословном повиновении одного члена семьи другому. Из общей массы семей по некоторым данным одну шестую часть составляют семьи матриархатного типа, а одну восьмую - патриархатного типа. Семьи этого типа довольно часто раздираются борьбой за власть и оттого полны всевозможных конфликтов, чаще всего мелких.

5. По однородности социального состава:

Социально гомогенные (однородные). В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или все служащие.

Социально гетерогенные (разнородные). Супруги в них имеют неодинаковое образование, различные профессии, общих интересов производственного плана здесь обычно гораздо меньше

6. По качеству отношений в семье:

Благополучные;

Устойчивые;

Проблемные;

Конфликтные;

Социально неблагополучные;

Дезорганизованные семьи.

7. По типу потребительского поведения:

С физическим уклоном, где на первом месте обычно стоят проблемы биологического существования: пища, одежды занимают все интересы членов семьи не от её нищеты, а от уровня значимости для них этих ценностей;

С интеллектуальным типом поведения - эти семьи по материальной обеспеченности могут совершенно не отличаться от первого типа семьи, но их члены гораздо чаще предпочитают иметь хорошую книгу, чем лакомое блюдо;

Смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются интересы, потребности материальные и даже физиологические с интересами духовными.

8. По особым условиям семейной жизни:

Студенческая жизнь.

Дистантные семьи.

Конечно же, приведённый перечень далеко не исчерпывает все разновидности семей. Наибольший интерес представляет патриархальная семья.В каждой семье есть определенные нормы поведения, свои ценности, традиции, и если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья, как референтная группа имеет две основные функции - нормативную и сравнительную, выполнение которых важно как для общества, так и для членов семьи, оно способствует удовлетворению общественных потребностей. Как следствие невыполнения семьёй в различной степени основных своих функций, определяемых по общепринятым критериям в рамках бытующих систем ценностей, возникает кризис и дезорганизация.

Каждая семья развивается и формируется по своему сценарию, но абсолютное непреложное влияние родителей в раннем детстве на последующее развитие личности неоспоримо, так как обеспечить весь комплекс отношений и удовлетворение потребности в любви в первые годы жизни ребёнка способен только родитель.

2.Основы семейной педагогики

Итак, мы рассмотрели различные понятия определения семьи, стадии развития семьи, а также виды семей. Далее перейдем к рассмотрению основ семейной педагогики.

Главным объектом прямого действия семьи становятся, конечно, дети, поговорим теперь о том, кто же такой ребенок в системе института семьи.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Понятия «семья», «родительство», «семейное воспитание» неразрывно взаимосвязаны между собой. В психолого-педагогической литературе существует, по крайней мере, три группы подходов к семейному воспитанию, которые можно условно назвать: психоаналитический; бихевиористский; гуманистический.

Стиль взаимоотношений родителя с ребёнком оказывается не только средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания взаимоотношениями.

Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности, что составляет личностные предпосылки к затруднениям в реализации собственной родительской роли, к неприятию в дальнейшем собственного ребёнка.

Бихевиористская модель семейного воспитания основана на том, что развитие психики человека зависит в основном от социального окружения и условий жизни, то есть стимулов, поставляемых средой: непосредственное окружение ребёнка, обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций. Отсюда главное - особая организация окружения ребёнка. Родительское поведение - преимущественно модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребёнка в попытках выстроить собственное поведение. Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания.

Гуманистический подход рассматривает человека, прежде всего, как социальное существо, развитие которого происходит через призму социальных отношений Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь родителей способствуют развитию у ребёнка широкого социального интереса. Воспитание рассматривается не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребёнка, но и как деятельность родителей, влияющую на состояние общества в целом.

Исследователи наблюдают определённое соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного, отклоняющегося, девиантного поведения.

Гиперопека - детей лишают самостоятельно действовать, преодолевать препятствия. Это приводит к комплексу неполноценности и выражается в низкой самооценке. Предъявление непомерных требований может иметь различные оттенки: может развиться, например, психология раба (по отношению к людям, обладающим властью) или стремление к неограниченной власти над другими. Возможно возникновение комплекса вины. Непрогнозируемые эмоциональные реакции со стороны родителей, склонных к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям. Это приводит к формированию неуверенности в себе, которая постепенно становится чертой характера и в дальнейшем проецируется на отношение с другими людьми. В результате - конфликтные отношения, неверия в стабильность дружбы, брака и т. д.

Гипоопека-недостаточное внимание к детям. Формируется в неполных семьях, где дети предоставлены самим себе. Задерживается развитие личности, не формируется духовная сфера ребёнка, слабо развита воля. Гипопротекция - отсутствие необходимой заботы о ребёнке, приводит к формированию асоциальности, непредсказуемости.

Доминирующая гиперпротекция - излишняя, навязчивая забота о ребёнке, блокирующая его самостоятельность и инициативность.

Потворствующая гиперпротекция - желание родителей удовлетворять все потребности и капризы ребёнка, определив ему роль кумира семьи. Приводит к формированию несдержанности в негативных эмоциях, трудностям в общении. Эмоциональное отвержение - неприятие ребёнка во всех его проявлениях, что приводит формированию жестокости, трудности в общении. Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно - в виде побоев, или скрыто - в виде эмоциональной враждебности и холодности. С точки зрения психологического здоровья семьи, существуют два основных типа семей.

Благополучный - их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны: с чрезмерным стремлением защищать друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция» и «чрезмерная опека»); с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требованиях, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Неблагополучный тип (проблемные, конфликтные, кризисные семьи): психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи. Главной проблемой, как правило, является положение ребёнка в семье и отношение к нему.

Следствием семейного неблагополучия является рост социально-психологической дезадаптации детей и подростков, под которой понимают неспособность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных отношений. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

3. Психолого-педагогические методики работы с семьей ребенка

Прежде чем перейти к характеристике основных форм и методов работы с родителями учащихся, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил такого взаимодействия и способах установления контактов с семьей.
1.В основе работы с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей . Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть. Им важно знать не только что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - это взаимное уважение. Тогда и формами контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство собственной ответственности, требовательности, гражданского долга.
2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, нужно быть всегда тактичным, доброжелательным.
4. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие
личности.

Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер его, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого -к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия), то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности педагога. Педагогические консультации - распространенная форма индивидуальной работы. К сожалению, активность родителей зачастую заметно уменьшается по мере того, как учащиеся переходят из класса в класс. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими основами консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности в оказании помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам. Семья вносит известный вклад в становление психологических особенностей пола ребенка, которые включают определенный набор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоциональных реакций и т.д.Семья - основной источник практического научения и опыта семейной жизни, воспитания человека как семьянина. В ней, как показывает опыт, у ребенка рождаются нравственно-эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни, - супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности. На примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца - мужественности. Наилучшая педагогическая позиция, как показывает опыт, к которой нужно стремиться обоим родителям, это признание ребенка как личности, как равноправного члена семьи, развитие у него реалистического чувства своей значимости. При этом, пожалуй, особенно необходимо уважение к его индивидуальности. Наилучшим способом воздействия является объяснение, а не навязывание или принуждение. В этом случае ребенок будет знать, чего от него ждут, понимать, что эти ожидания он способен оправдать.

Методы семейного воспитания можно разделить на две группы: методы повседневного общения, доверительного взаимодействия и методы педагогического и психологического воздействия на ребенка в целях коррекции его сознания и поведения.

Психологическую, включающую в себя социально - психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния.

Посредническую, включающую в себя помощь в организации, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб, с целью совместного разрешения проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, а так же прав детей, женщин, инвалидов и проблем, которые существуют внутри семьи.

Остановимся подробнее на основных формах работы с семьей. Одной из таких форм является социальный патронаж - посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Наряду с патронажем следует выделить индивидуальные и консультационные беседы с родителями.

Преимуществом индивидуальной беседы является то, родители откровеннее рассказывают о своих проблемах внутрисемейных отношений. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.

Консультационные беседы предназначены в основном для оказания помощи людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. В своей работе следует использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги.

Индивидуальное общение не только дает возможность оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

К групповым формам работы с семьей относят собрания родителей, коллективные консультации, беседы, лекции, конференции, групповые тренинги, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы.

В план входят такие виды деятельности с семьёй, как организация экскурсий на различные предприятия по месту работы родителей. А так же организация экскурсий и прогулок по городу с целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города, продукцией, которую они выпускают, проведение бесед о профессиях и их пользе для людей.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе, примерить на себя роль лидера. Это позволяет развивать активность и уверенность родителей.

Еще одна форма работы с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи. Это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Сущность мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер, так и полученных в ходе специально организованного исследования.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, и главное при выборе того или иного метода работы с семьей учесть как обстоятельства конкретной социальной ситуации в семье, включая характерологические черты всех ее членов, тактику семейного воспитания, так и особенности системы работы с семьей в целом.

Заключение

Можно сделать вывод о том, что для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное общение с собственными детьми.

Для успешного семейного воспитания необходимо и установление определенных приоритетов в распределении семейных обязанностей: это помогает формировать у детей такие качества, как ответственность за порученное дело, трудолюбие, готовность прийти на помощь ближнему, что в последующем будет очень важным в процессе социализации личности. В связи с этим, не вызывает сомнений необходимость включения детей в жизнь семьи путём приобщения к трудовой деятельности, участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге; воспитания у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких, а воспитание таких качеств - это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.

Влияние семьи на развитие растущего человека на разных этапах не остается одинаковым. Семья - это единственная педагогическая система, воздействие которой человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени не только влияет на формирование личности ребёнка, но и готовит ребёнка к его будущей семейной жизни, потому что семья разделяет свою воспитательную функцию с другими социальными системами и институтами: чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, тем значительнее его результат.

Список литературы

1. Браун, Дж., Кристенсен, Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001.

2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.

3. Сластенин В. и др. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

4. Электронный ресурс: (дата обращения 11.07.2017)

5. Электронный ресурс: (дата обращения: 11.07.2017)

6. Электронный ресурс: (дата обращения 07.07.2017)


Семья – это в первую очередь социальная система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Функционирование семьи подчиняется двум основным взаимодополняющим законам – закону гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и стабильности) и закону развития. Закон развития означает, что семья, как и любая система, может быть охарактеризована в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения существования). Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной периодичности и последовательности стадий ее трансформации от возникновения до прекращения жизнедеятельности.

Жизненный цикл семьи – это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.

Семейные события – наиболее значимые для жизни семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла.

Как известно, молодые люди, только вступившие в брак, и супруги, прожившие вместе не одно десятилетие, по-разному относятся друг к другу, сталкиваются с различными проблемами и трудностями, что не может не сказаться на семейной атмосфере.

Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.

Признание существования этих различий привело к необходимости определения основных стадий жизненного цикла семьи. Важность такой периодизации во многом определяется тем, что для каждой стадии жизненного цикла характерны типичные проблемы развития, знание которых поможет супругам, с одной стороны, подготовиться к их появлению и разрешению, а с другой – разработать систему рекомендаций специалистов по оказанию социальной и психологической помощи семье.

Существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи. При этом чаще всего исходят из специфики задач, которые должна решать семья как группа на каждом этапе для своего дальнейшего успешного функционирования. В большинстве случаев такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Подобный подход характерен как для отечественных, так и зарубежных ученых.

В частности, Э. Дюваль в жизненном цикле были выделены 8 стадий на основе такого критерия, как репродуктивная и воспитательная функции семьи (наличие или отсутствие детей в семье и их возраст).

Первая стадия. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.

Вторая стадия. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3-х лет.

Третья стадия. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3–6 лет.

Четвертая стадия. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.

Пятая стадия. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13–21 год.

Шестая стадия. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.

Седьмая стадия. Супруги зрелого возраста.

Восьмая стадия. Стареющая семья.

Основные этапы (стадии) жизненного цикла семьи и их психологическое содержание

Рассмотрим подробно основные этапы жизни семьи.

1. Период добрачного ухаживания. Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.

Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Молодые люди могут избегать вступления в брак по причинам, которые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями. Многие не могут заключить брак с любимым человеком из-за финансово-экономических трудностей (отсутствие достойно оплачиваемой работы, несмотря на наличие профессионального образования, проблема собственного жилья и др.).

2. Заключение брака и фаза без детей. На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет «допущен» в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов (на этой стадии очень важно, как новая семья воспримет невестку или зятя).

Вообще, в этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть социальные, эмоциональные, сексуальные и другие проблемы.

Во-первых, следует принять изменения в интенсивности чувств, установить психологическую и пространственную дистанции с генетическими семьями, приобрести опыт взаимодействия в решении вопросов организации повседневного быта семьи, принять и провести первичное согласование супружеских (семейных) социальных ролей.

Во-вторых, предстоит решить вопрос о материальном обеспечении и финансовой поддержке семьи: кто будет зарабатывать деньги, к какому слою общества семья будет относиться.

В-третьих, необходимо создать интимность во взаимоотношениях, которая может сопровождаться появлением сексуальных проблем вследствие неопытности, разницы в воспитании, уровне желаний и т. д. На этой стадии необходимо также учитывать вопросы карьеры каждого из супругов, обсудить возможность рождения первого ребенка и решить, сколько детей планируется в семье. Может оказаться, что кто-то из супругов бесплоден, и тогда появятся новые вопросы: брать или не брать приемного ребенка на воспитание, либо стоит развестись и попытаться создать другую семью.

В условиях современной российской действительности многие молодожены не сразу решаются на рождение первого ребенка; все чаще встречаются случаи, когда пары не регистрируются, предпочитая юридическому оформлению отношений так называемый гражданский брак. Это тоже порождает свои проблемы во взаимоотношениях.

3. Молодая семья с маленькими детьми. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.

Иногда супружеская пара не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка может осложнить проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее.

Встречаются случаи, когда рождение ребенка рассматривается матерью как способ восполнения дефицита любви к самой себе. Во время беременности мать может быть счастлива фантазией о приобретении существа, которое будет ее любить. Крах мечты наступает после родов в связи с необходимостью много «отдавать» самой. Послеродовая депрессия иногда рассматривается как реакция на безвозвратную утрату своего собственного детства.

Принципиально важную особенность данной стадии жизненного цикла семьи составляет переход супругов к началу реализации родительской функции. Формирование родительской позиции – процесс во многих отношениях переломный, кризисный для обоих родителей, в значительной мере предопределяющий судьбу развития детей в семье, характер детско-родительских отношений и развитие личности самого родителя.

Родительская роль принципиально отличается от супружеской тем, что при формировании супружеского союза оба партнера вольны прекратить супружеские отношения и расторгнуть брак, в то время как родитель – «пожизненно» выполняемая личностью роль и отменить ее невозможно. Даже в так называемых «отказных» случаях, когда родители отказываются от своего права и обязанности воспитывать ребенка, оставляя его в роддоме или детском доме, мать и отец сохраняют ответственность за свой нравственный выбор, оставаясь родителями, пусть даже только биологическими.

Ряд важных вопросов на этой стадии связан с тем, кто будет ухаживать за ребенком. Появляются новые роли матери и отца; их родители становятся бабушками и дедушками (прабабушками и прадедушками). Происходит своеобразный возрастной сдвиг: стареющим родителям приходится видеть в своих детях уже взрослых людей. Для многих это сложный переход. То, что не было проработано между двумя супругами, должно быть проработано в присутствии третьего человека: например, кто-то из родителей (чаще всего мать) вынужден оставаться дома и ухаживать за ребенком, в то время как другой (преимущественно отец) старается сохранить связи с внешним миром.

Происходит сужение зоны общения жены. Материальное снабжение ложится на мужа, поэтому он «освобождает» себя от ухода за ребенком. На этой почве могут возникать конфликты из-за перегруженности жены домашними заботами и стремлением мужа «отдохнуть» за пределами семьи. Довольно важной проблемой этого периода может стать проблема самореализации матери, деятельность которой ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе и карьере.

Применительно к молодой российской семье в одних из них возникает потребность отделиться от старшего поколения (разменять или снять квартиру и т. д.), в других, наоборот, все заботы переносятся на бабушек и дедушек (молодожены как бы и не становятся родителями).

Когда ребенок повзрослеет, мать может вернуться на работу. В этой связи появляется новая проблема: как быть с ребенком – искать няню или определять его в дошкольное учреждение.

С особыми проблемами сталкиваются матери-одиночки – дети начинают задавать вопрос об отце. Кроме того, во всех семьях может появиться проблема единства требований к ребенку и контроля его поведения: бабушка балует, мать во всем потворствует, а отец устанавливает слишком много правил и запретов; ребенок это чувствует и манипулирует ими. Наряду с этим в семье встает вопрос подготовки ребенка к школе, а выбор соответствующего образовательного заведения также может привести к появлению разногласий между взрослыми членами семьи.

4. Семья с детьми-школьниками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.

Возможны некоторые проблемы, связанные со школьной жизнью ребенка, – решается вопрос об интеллектуальной полноценности отстающего в учебе сына или дочери (тогда придется перевести ребенка в специальную школу или организовать индивидуальное обучение на дому); могут быть проблемы с отклонениями в поведении.

На этой стадии родители решают вопрос всестороннего развития ребенка (одновременные занятия спортом, музыкой, иностранным языком) или выбора занятия по интересам и склонностям. Наряду с этим приучают ребенка (подростка) к домашним обязанностям, их распределению, совмещению с учебой. Возможен перевод в другую школу (либо в связи с переездом, либо для углубленного изучения какого-либо учебного предмета). Даже при достижении детьми подросткового возраста родители по-прежнему опекают их, не доверяя им самостоятельно принимать решения и не обращая внимания на то, что подростки ищут свободы и стремятся к самореализации.

В этот период родители все еще много времени и сил уделяют собственной карьере, поэтому духовному и душевному миру ребенка уделяется мало внимания. Иногда ради интересов ребенка родители жертвуют своими собственными (в том числе профессиональными). Тогда в более позднем возрасте родители могут высказать обвинение ребенку в том, что он помешал их карьере. Пожилые родители склонны перекладывать на ребенка свои проблемы, их жизненный пессимизм может передаваться и подростку.

В некоторых семьях возникает проблема потери авторитета родителей (родители все время ограждали ребенка от «правды жизни», а при столкновении с действительностью подросток понял, что его учили не тому). Еще одна важная проблема – несоответствие надежд, прогнозов родителей реальному, выросшему ребенку. Подростки выходят из-под контроля, проявляют активный интерес к занятиям вне школы и семьи. На этом фоне у супругов могут появиться проблемы с их собственными родителями, которые, старея, начинают все чаще испытывать недомогание и требуют ухода. На среднее поколение, таким образом, обрушивается большое давление и сверху и снизу, что может значительно усугублять внутрисемейные отношения, приобретающие характер затяжного кризиса.

Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии жизненного цикла – совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы. Старшее поколение прародителей сталкивается с необходимостью прекращения активной производственной и социальной деятельности (выход на пенсию) и перестройки образа жизни в связи с возникновением проблем утраты физических сил и возможностей.

Среднее поколение супругов-родителей вступает в кризис середины жизни, требующий переосмысления жизненного пути и подведения итогов. Наконец, младшее поколение – подростки – заявляет права на признание их нового статуса – статуса взрослого, что с необходимостью приводит к перестройке системы детско-родительских отношений.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как быстро растут волосы Как быстро растут волосы Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Список полезных и лучших масел для лечения и оздоровления волос Причины и лечение сутулости у подростка Причины и лечение сутулости у подростка