Тест опросник родительского отношения варга столина. Опросник родительского отношения (Варга, Столин)

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тест - опросник родительского отношения

(А.Я Варга, В.В. Столин)

Шкалы: принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка

Назначение теста.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваютя при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

ТЕСТ

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. 3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу. 11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

      • Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.

        Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

        Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.

        Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

        Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
        За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка . Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку. Кооперация . Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз . Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека. Контроль . Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка . Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

Шкала "Принятие/Отвержение"
Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала "Кооперация"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Шкала "Контроль"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения (отношения родителей и детей) у взрослых, обращающихся в психологическую консультацию за помощью по вопросам воспитания детей и трудностей в общении с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, отмечаемых в общении с детьми особенностей восприятия, особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник разработан А.Я.Варгой под руководством В.В. Столина и впервые опубликован в 1988 г. [Варга А.Я., СтолинВ.В., 1988].

Опросник состоит из пяти шкал.

I. Принятие/отвержение - шкала отражает интегральное эмо¬циональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: роди¬тель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособ¬ленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

II. Кооперация - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается принимать его точку зрения в спорных вопросах.

III. Симбиоз - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.

IV. Авторитарная гиперсоциализация - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребенку свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.

V. Маленький неудачник - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Тест-опросник родительского отношения представляет собой

психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление роди-

тельского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью

по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных

чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуе-

мых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и

личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

1. «Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмо-

циональное отношение к ребенку. Полюс «принятие»: родителю нравится

ребенок таким, какой он есть; он уважает индивидуальность ребенка, сим-

патизирует ему; родитель стремится проводить много времени вместе с

ребенком, одобряет его интересы и планы. Полюс «отвержение»: роди-

тель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудач-

ливым, с низкими способностями или дурными наклонностями; по боль-

шей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение,

обиду; он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» – социально-желательный образ родительского от-

ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ему; родитель высоко

оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, гордится

им; он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть

с ним на равных; родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку

зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» – шкала отражает межличностную дистанцию в обще-

нии с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что

родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержа-

ние: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовле-

творить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей

жизни; родитель постоянно испытывает тревогу за ребенка, который ка-

жется ему маленьким и беззащитным, тревога повышается, когда ребенок

начинает автономизироваться от родителей.

контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в роди-

тельском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Содержание:

родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины; он

старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его

точку зрения; за проявления своеволия ребенка сурово наказывают; родитель

пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует соци-

ального успеха; при всем этом родитель хорошо знает ребенка, его индиви-

дуальные особенности, привычки, мысли, чувства.

5. «Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и по-

нимания ребенка родителем. При высоких баллах по этой шкале в роди-

тельском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка,

приписать ему личную и социальную несостоятельность. Содержание: ро-

дитель видит ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом;

интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детски-

ми, несерьезными; ребенок представляется неприспособленным, неуспеш-

ным, открытым для дурных влияний; родитель не доверяет своему ребен-

ку, поэтому старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго кон-

тролировать его действия.

Процедура проведения тестирования

Инструкция: «Уважаемый родитель! Предлагаемый вам опросник

содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы.

Такие же номера есть в «Бланке для ответов» Читайте по очереди утвер-

ждения опросника. Если вы согласны с утверждением, то на «Бланке для

ответов» поставьте знак «+» рядом с номером утверждения. Если не со-

гласны – знак «–». В опроснике нет «правильных» или «неправильных»

утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете».

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем,

если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему

большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения ниче-

го не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное «как губка».

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядоч-

ный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ре-

бенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее

и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспо-

минаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он, по-своему, прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все ос-

тальное – приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю увлечения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сдела-

ет, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его

родителям.

При совпадении выбранного утверждения с «ключом» за каждый

пункт начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику:

I. Принятие-отвержение: 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39,

40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60. В вопросах 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53,

56 начисляется 1 балл за ответ «нет».

II. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33,

III. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

V. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретиру-

ется как:

I – отвержение;

II – социальная желательность;

III – симбиоз;

IV – гиперсоциализация;

V – инфантилизация (инвалидизация).

2.2. Опросник родительских установок PARI

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей

(прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной ро-

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сто-

рон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков

описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-

детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 –

оптимальный эмоциональный контакт, 2 – излишняя эмоциональная дис-

танция с ребенком, 3 – излишняя концентрация на ребенке.

Рассмотрим шкалы опросника.

I. Отношение к семейным ролям.

Данная шкала описывается с помощью 8 параметров (их номера по

опросному листу: 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23):

− ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами ис-

ключительно о семье (3);

− ощущение самопожертвования в роли матери (5);

− неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

− «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

− доминирование матери (19);

− зависимость и несамостоятельность матери (23).

II. Отношение родителей к ребенку.

Данная шкала представляет собой совокупность трех блоков, каждый

из которых представлен набором ряда параметров.

1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 параметров,

их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);

− побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

− партнерские отношения (14);

− развитие активности ребенка (15);

− уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из

3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

− раздражительность, вспыльчивость (8);

− суровость, излишняя строгость (9);

− уклонение от контакта с ребенком (16).

3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками,

их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

− чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

− преодоление сопротивления, подавление воли (4);

− создание безопасности, опасение обидеть (6);

− исключение внесемейных влияний (10);

− подавление агрессивности (12);

− подавление сексуальности (18);

− чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

− стремление ускорить развитие ребенка (20).

Процедура проведения обследования

Инструкция: «Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что

родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и не-

правильных. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы

могут показаться Вам одинаковыми. Вопросы сходные, но не одинаковые.

Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие разли-

чия во взглядах на воспитание детей. На заполнение вопросника потребу-

ется примерно 20 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро,

стараясь дать правильный ответ, который первым придет к вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы «А», «а», «б», «Б», их

нужно выбрать в зависимости от своего убеждения:

А – если с данным положением согласны полностью;

а – если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б – если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б – если с данным положением полностью согласны».

Текст опросника

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться

со взглядами родителей.

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудно-

стей и обид.

3. Для хорошей матери дом и семья – самое важное в жизни.

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их

бояться взрослых.

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них

очень много.

6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать в руках во время мы-

тья, чтобы он не упал.

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразуме-

ний, не знают жизни.

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспи-

9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его

родителей.

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей не-

легко освободиться от своих обязанностей.

14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему

нельзя разрешать терять ценное время.

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это

делать постоянно.

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справля-

лись с детьми.

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы

менее организованно.

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были

бы лучше и счастливее.

22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологиче-

скими нуждами уже с 15 месяцев.

23. Самое трудное для молодой матери – оставаться одной в первые годы вос-

питания ребенка.

24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни и

о семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований,

которые несет жизнь.

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный ха-

32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что

им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям

вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитатель-

ные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но…).

37. Родители своими поступками должны завоевывать расположение детей.

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать,

что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны

знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семей-

ной жизни.

41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.

42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению про-

блем, то это лучше и для детей, и для мужа.

43. У ребенка не должно быть никаких тайн от своих родителей.

44. Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы – им, то

многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.

45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с ухо-

дом за ребенком и его воспитанием.

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно выска-

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на

их воспитание.

52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя ви-

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, ко-

торые вызывают раздражение.

54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хоро-

шими и уважаемыми людьми.

55. Редко бывает, что мать, которая целый день занимается ребенком, сумела

быть ласковой и спокойной.

56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их ро-

57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители.

58. Нет никакого оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем

по какой-нибудь другой причине.

60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться – плохой метод воспи-

61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного

62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала

к этому привыкнут.

63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это,

пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.

64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексу-

альным преступлениям.

65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено

вести хозяйство.

66. Внимательная мать знает, о чем думает ее ребенок.

67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания

детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т.п., помога-

ют им в более быстром социальном развитии.

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся раз-

решать свои проблемы.

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения на-

ходился в хороших условиях.

70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.

71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы дети не попали в

трудные ситуации.

72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом явля-

ется дом.

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд,

вложенный в них.

75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие пору-

76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить пу-

тем спокойного обсуждения.

77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем происходит

на самом деле.

78. Воспитание детей – тяжелая, нервная работа.

79. Дети не должны сомневаться в разумности родителей.

80. Больше всех других дети должны уважать родителей.

81. Не надо способствовать занятиям детей боксом или борьбой, так как это

может привести к серьезным проблемам.

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери нет свободного

времени для любимых занятий.

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и

будет счастлив.

85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.

86. Самое большое желание любой матери – быть понятой мужем.

87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексу-

альные проблемы.

88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя

89. Так как ребенок – часть матери, он имеет право знать все о ее жизни.

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче

принимают их советы.

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше справ-

ляться с физиологическими нуждами.

92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для от-

дыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.

93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он до-

верит родителям свои проблемы.

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял

охоту к любой работе.

95. Для хорошей матери достаточно общения с семьей.

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.

99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружест-

ве ссорятся.

100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень тре-

бовательны.

102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих роди-

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

105. Молодая мать несчастна, потому что многие вещи, которые ей хотелось бы

иметь, для нее недоступны.

106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привиле-

гий, чем у детей.

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для

108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими про-

109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость.

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуаль-

ных вопросах.

111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вы-

нуждена руководить семейными делами.

112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

113. Если включать ребенка в домашние заботы, он легче доверяет им свои

проблемы.

114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылоч-

ки (приучить самостоятельно питаться).

115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по

отношению к детям.

Порядок и последовательность обработки данных

Вся методика состоит из 23 параметров (115 суждений). Каждый па-

раметр измеряется с помощью 5 суждений. Испытуемый может выбрать

один из четырех ответов и получить от 1 до 4 баллов. Максимальная вы-

раженность параметра – 20 баллов, минимальная – 5 баллов. Тогда 17, 18,

19, 20 – высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 – низкие. В первую оче-

редь анализируют высокие и низкие оценки.

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф. И. О_____________________________________________________________________

Возраст________________Пол ______________Дата ______________________________

№ п/п АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ

10 33 56 79 102

11 34 57 80 103

12 35 58 81 104

13 36 59 82 105

14 37 60 83 106

15 38 61 84 107

16 39 62 85 108

17 40 63 86 109

18 41 64 87 110

19 42 65 88 111

20 43 66 89 112

21 44 67 90 113

22 45 68 91 114

23 46 69 92 115

Ключ к опроснику

Параметр и его № От- № От- № От- № От- № От-

значение вопр. вет вопр. вет вопр. вет вопр. вет вопр. вет

1 – вербализация 1 24 47 70 93

2 – чрезмерная 2 25 48 71 94

3 – зависимость от 26 49 72 95

4 – подавление во- 4 27 50 73 96

5 – ощущение са- 5 28 51 74 97

мопожертвования

6 – опасение оби- 6 29 52 75 98

7 – семейные кон- 7 30 53 76 99

8 – раздражитель- 8 31 54 77 100

9 – излишняя 9 32 55 78 101

скромность

10 – исключение 10 33 56 79 102

тет родителей

12 – подавление 12 35 58 81 104

агрессивности

13 – неудовлетво- 13 36 59 82 105

ренность ролью

14 – партнерские 14 37 60 83 106

отношения

15 – развитие ак- 15 38 61 84 107

тивности ребенка

16 – уклонение от 16 39 62 85 108

конфликта

17 – безучастность 17 40 63 86 109

18 – подавление 18 41 64 87 110

сексуальности

19 – доминирова- 19 42 65 88 111

ние матери

20 – чрезвычайное 20 43 66 89 112

вмешательство в

мир ребенка

21 – уравнение от- 21 44 67 90 113

22 – стремление 22 45 68 91 114

ускорить развитие

23 – несамостоя- 23 46 69 92 115

тельность матери

Психология взрослости Ильин Евгений Павлович

Опросник родительского отношения (ОРО)

Авторы данной методики понимают отношение родителей к своему ребенку как систему различных эмоций и чувств, паттернов поведения с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 61 вопроса, которые составляют пять шкал.

Шкала «Принятие - отвержение ребенка» выражает общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Шкала «Кооперация» выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Шкала «Симбиоз» : вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Шкала «Маленький неудачник» показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Инструкция. Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия сделайте соответствующую отметку в бланке ответов.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка - это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка - это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка результатов

Отвечая на вопросы опросника, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитываются положительные ответы, совпадающие с ключом, за которые начисляется по 1 баллу.

Ключ

Шкала «Принятие - отвержение» : 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37–40, 42–47, 49, 51–53, 55, 56, 60.

Шкала «Кооперация» : 21, 25, 31, 33–36.

Шкала «Симбиоз» : 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Шкала «Маленький неудачник» : 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: отвержение, социальная желательность, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).

Интерпретация результатов

Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы - о том, что они сравнительно слабо развиты.

Шкала «Принятие - отвержение» : высокие баллы по шкале - от 24 до 33 - говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку; взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним немало времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой же шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть; такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка; понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала «Кооперация» : высокие баллы по шкале - 7–8 баллов - являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Низкие баллы по данной шкале - 1–2 балла - говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала «Симбиоз» : высокие баллы - 6–7 баллов - достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по этой же шкале - 1–2 балла - являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим воспитателем для ребенка.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» : высокие баллы по шкале - 6–7 баллов - говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки; он навязывает ребенку почти во всем свою волю; такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным как воспитатель для детей. Низкие баллы по этой же шкале - 1–2 балла - напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует; это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала «Маленький неудачник» : высокие баллы по шкале - 7–8 баллов - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале - 1–2 балла, - напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим воспитателем.

Из книги Как любить своего подростка автора Кэмпбелл Росс

8. От родительского контроля – к самоконтролю Когда ребенок вступает в подростковый возраст, принципы воспитания должны постепенно меняться, основываясь уже не на власти родителей, а на доверительных отношениях, при которых его привилегии и свобода зависят от взаимного

Из книги Стратегическая семейная терапия автора Маданес Клаудио

5. ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ: ИЗМЕНЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Отклонения в поведении ребенка можно рассматривать под углом зрения их полезности для родителей, так как они выявляют систему взаимодействия, которая выступает аналогией другой системы

Из книги Наблюдая за евреями. Скрытые законы успеха автора Шацкая Евгения

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Первая истерика клана Валиного папы, или Продолжение Родительского гамбита Получившийся результат можно назвать закономерным. Валя в субботу вечером пришла домой со слезами: я – ее родная мама и я ее люблю, а здесь ее не любят (по крайней мере, так передала мама Богдана в

Из книги Дети и деньги. Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться автора Демина Катерина Александровна

Глава двадцатая, о зарплате из родительского кармана Многие, очень многие люди начинают свой трудовой путь с помощи в родительском бизнесе (бизнес здесь - любое дело). Сначала в каникулы, потом на полставки, курьером, «подносчиком снарядов». Кем я только ни работала в

Из книги Трудный подросток глазами сексолога [Практическое руководство для родителей] автора Полеев Александр Моисеевич

Из родительского дома – в группу сверстников Самое страстное желание мальчика 14–17 лет – чтобы родители относились к нему по-партнерски, чтобы слышали и уважали его мнение. К 13,5–14 годам в психике появляется так называемое новообразование: чувство взрослости. И во многих

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

6.3. Стили родительского воспитания Диана Бомринд (Baumrind, 1971, 1991) выделила три стиля родительского воспитания, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как зрелость требований, контроль, коммуникативность (общение) и эмоциональная близость (табл. 6.1).Таблица 6.1 .

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Из книги Мы родом из Страшного Детства, или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего автора Ковалев Сергей

Феномен родительского программирования (РП) «Всех нас ломали с детства... Всем навешивали чужие матрицы, прививали кондовость, чтобы подавить странные желания и лишние потребности, чтобы мысли катились по колеям, не срываясь в неведомое». /С. Иванов/ Вообще-то их очень

Из книги Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании автора Капустин Сергей Александрович

Глава 8. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической

Из книги Семь смертных грехов родительства. Главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка автора Рыженко Ирина

8.1. Характеристика стилей родительского воспитания на основе данных бесед с клиентами Анализ магнитофонных записей и протоколов бесед позволил выявить во всех 176 случаях одну общую особенность стиля воспитания детей в семьях наших клиентов. Эта особенность состояла в

Из книги автора

8.1.4. Классификация стилей родительского воспитания Описанные основные стили родительского воспитания и их разновидности можно представить в виде родовидовой классификации, схема которой изображена на рисунке 3.На этой схеме указаны названия основных стилей

Из книги автора

8.2. Результаты тестирования стилей родительского воспитания клиентов На рисунке 4 представлены в виде диаграмм усредненные результаты тестирования родителей, полученные с помощью методики анализа семейных взаимоотношений (АСВ), у которых, по данным бесед, выявились

Из книги автора

9.1.3. Особенности личности и проблемы детей в семьях со смешанными стилями родительского воспитания В таблице 21 представлены сведения о распределении детей из семей со смешанными стилями родительского воспитания по подгруппам, с учетом их возраста и вида сочетания

Из книги автора

Глава о драматических последствиях родительского влияния Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые свойственны им. Ф. Шиллер Человеческий детеныш очень зависим от ухаживающего взрослого и вряд ли выживет после рождения без кормления и заботы.

Особенностей родительской позиции – матери или отца – по отношению к конкретному ребёнку.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Опросник включает пять шкал.

«Принятие-отвержение» - отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, каков он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

«Симбиоз» - отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком, т.е. родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономатизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребёнку самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения . За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника


  1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.

  2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок.

  3. Я уважаю своего ребенка.

  4. Мне кажется что, поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных и жизненных проблем, если они его травмируют.

  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

  8. Мой ребенок часто неприятен мне.

  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

  12. Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.

  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего не стоят.

  15. Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.

  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально – чтобы досадить мне.

  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек .

  20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.

  21. Я принимаю участие в своём ребёнке.

  22. К моему ребёнку «липнет» всё дурное.

  23. мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.

  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

  25. Я жалею своего ребёнка.

  26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

  27. Я с удовольствием провожу с ребёнком все своё свободное время.

  28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.

  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

  31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать от него.

  32. Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребёнка.

  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.

  35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.

  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

  37. Я всегда считаюсь с ребёнком.

  38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.

  39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.

  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.

  41. Самое главное – чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.

  42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

  43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.

  44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.

  45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.

  46. Мой ребёнок часто раздражает меня.

  47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.

  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

  49. Я не доверяю своему ребёнку.

  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.

  52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.

  53. Я разделяю интересы своего ребёнка.

  54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

  55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.

  56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.

  58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.

  59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.

  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю это от него.

  61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику:

1-я шкала. «Принятие-отвержение»:

«Да» - 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60;

«Нет» - 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56.

Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируют.

По остальным шкалам учитывают только положительные ответы.

2-я шкала. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

3-я шкала. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

5-я шкала. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.


Порядок подсчёта тестовых баллов

При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывают ответы, совпадающие с ключом.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1 – отвержение,

2 – социальная желательность,

3 – симбиоз,

4 – гиперсоциализация,

5 – инфантилизация.

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентальных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.


Сырой балл

Процентальный ранг

1-я шкала

0

0

0,63
12,02
53,79
77,21
88,6
92,4
94,3
97,46
98,73
99,36


2-я шкала

0

1,57
5,67
9,77
19,22
48,82

3-я шкала

0

4,72
39,06
74,97
92,93

4-я шкала

0

4,41
32,13
69,3
95,76

5-я шкала

0

14,55
70,25
93,04
98,83
100

3.5. Анкетный опрос родителей

Для установления причин эмоционального неблагополучия детей важно определить ситуации или объекты, вызывающие негативные, болезненные переживания. В этом случае целесообразно провести анкетный опрос родителей или других близких ребенку людей с целью выявления психологического микроклимата в семье.


3.5.1. АНКЕТА № 1

Ф.И.О. ребенка___________________________ возраст___________ № группы ________

Ф.И.О. родителей _____________________________________________________________

1. Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро


медленно

Требует, чтобы с ним сидели

Требует, чтобы не гасили свет

2. Как он спит?

Крепко, спокойно

Неспокойно

Вскрикивает

Плачет


разговаривает во сне

3. Как просыпается?

Не сразу

4. В каком настроении просыпается Ваш ребенок?

Веселый, спокойный

Раздражительный

Грустный

В слезах

5. Как он ест?

Охотно, не выбирает пищу, быстро, сам

Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых

6. С каким настроением Ваш ребенок идет в детский сад?

Радостное

Иногда не хочет

Часто отказывается

Капризничает

Другое


7. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?

Трудности в отношениях с воспитателем

Трудности в отношениях со сверстниками

Привязанность к матери

Позднее засыпание вечером

Другие причины

8. Замечаете ли Вы проявление страха у Вашего ребенка?


иногда
9. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?

В темной комнате

При наказаниях, окриках

При недовольстве взрослых его поведением

Когда слушает страшную сказку

Когда видит собаку, змею

Без видимой причины

10. Как проявляется страх у ребенка?

Убегает

Впадает в ярость

Зовет взрослых

Справляется сам

11. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?

Иногда


редко

12. Как Ваш ребенок реагирует на агрессию со стороны других детей и взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.?)

Ответное нападение

Плачет


проявляет гнев (бросает игрушки, мимическое выражение эмоций, словесное)

Замыкается, «уходит в себя«

Уходит, убегает от обидчика

13. Чему радуется Ваш ребенок?

Новой игрушке, подаркам

Встрече близкими людьми

Встрече со сверстниками, друзьями

Когда вы вместе играете

Совместным походам в театр, цирк и т. д.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

15. На что он обижается?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Часто ли ребенок плачет?


17. Какое обычно состояние у ребенка?

Спокойное

Плаксивое

Возбужденное

18. Как быстро проходит у него переживание?

Быстро


не очень быстро

Через длительное время

19. Умеет ли Ваш ребенок выразить свое сочувствие близким?


редко
20. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам?

Доброжелательный интерес

Агрессивность

Безразличие

21. Как ребенок относится к животным?

Доброжелательный интерес, желание поиграть

Агрессивность

Безразличие

22. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?

Доброжелательность

Агрессивность

Безразличие

23. С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается?


24. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?


иногда
25. Жалуется ли на сверстников?
иногда
26. На что жалуется в отношениях со сверстниками?

Дети не принимают в игру

Обижают

Не хотят дружить

Отнимают игрушки

Шумят


27. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми?

Уравновешенный

Терпеливый

Чуткий


уступчивый

Приветливый

Вспыльчивый

Склонный чаще командовать, чем подчиняться

28. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?


не всегда
29. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?
не всегда нет

30. Каким образом он отстаивает свои интересы?

Находит аргументы

Упрашивает

Вежливо требует

Агрессивно требует

31. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду ?

Прямого влияния не оказывают

Благополучие семейных отношений - это эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду

Сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому

Предлагаемая анкета частично может быть использована и для опроса воспитателей, работающих с детьми.


3.5.2. АНКЕТА № 2

1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад?

Радостно

Иногда не хочет

Часто отказывается

Капризничает

2. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?

Трудности в отношениях с педагогом

Со сверстниками

Привязанность к матери

Позднее засыпание вечером

Другие причины

__________________________________________________________________
9. Есть ли у Вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?_______________________________________________________

10. Как Ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.)?

__________________________________________________________________

11. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми?

Уравновешенный

Терпеливый

Уступчивый

Приветливый

Вспыльчивый

Склонен чаще командовать, чем подчиняться

Другой____________________________________________________________

12. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

Прямого влияния не оказывают

Благополучие семейных отношений - это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду

Сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому __________________________________________________________________

Список литературы


  1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2005.

  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

  3. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков , 1982.

  4. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки.- Псков; ПОИУУ, 1997

  5. Коломенский Я. Л., Панько Е. А., Белоус А. Н. и др. Ди­агностика и коррекция психического развития детей дошкольного воз­раста. - М., 1997.

  6. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.

  7. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М.: Просвещение, 1991.

  8. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического разви­тия детей: Учебное пособие. - М., 1998. - 170 с.

  9. Непомщая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет/Научно – исследовательский институт общей и педагогической психологии Акад. пед.наук. М.: Педагогика, 1992.

  10. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  11. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2-х т. М.: ВЛАДОС, 2000, т. 1.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Работа с натуральной кожей Швейная машинка шьет кожу Детская поделка: петух своими руками Детская поделка: петух своими руками Что говорить при знакомстве? Что говорить при знакомстве?