Обучение старших дошкольников навыкам бесконфликтного взаимодействия. Методическая разработка: Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Юлия Федорова
Занятие-беседа «Общение без конфликтов»

елевая аудитория : несовершеннолетние в возрасте 11-14лет.

Формы и методы проведения : занятие –беседа

Цель : Закрепить знания детей с основами бесконфликтного общения .

Задачи :

Познакомить воспитанников с понятиями «конфликт » , «компромисс»

Сформировать знания о навыках бесконфликтного общения .

Воспитать уважительное отношение к окружающим людям.

Формировать социально –одобряемые формы поведения.

Оборудование : плакаты с высказываниями, компьютер, презентация, две коробки для игры, таблички, маски для сценок.

Ожидаемый результат : несовершеннолетние должны закрепить знания о навыках бесконфликтного общения .

План работы

1. Ритуал начала - разминка «Рисунок в парах»

2. Вводная часть.

3. Основная часть –чтение стихотворения, разбор ситуаций, правил.

4. Заключительная часть.

5. Рефлексия.

1. Приветствие – упражнение –разминка «Рисунок в парах»

Группа делится на пары, каждая из которых получает по одному листу бумаги и одному карандашу. Каждая, пара, держать вместе за карандаш, должна нарисовать картину на своем листе бумаги. Общаться словами при этом нельзя.

2. Вводная часть.

Наверное, каждый из нас когда –нибудь оказывался в эпицентре конфликта . Давайте разберемся, что же такое «конфликт » ? Кто скажет? (ответы детей)

Конфликт – это столкновение интересов, противоборство. Противоборство порождается нашими целями. Представьте себе комнату, где один человек хочет спать, а второй – смотреть телевизор или слушать музыку. Если один достигает своей цели, то другой, наоборот, отдаляется.

Сегодня попробуем рассмотреть конфликты в деталях . И тема нашего сегодняшнего занятия называется «Общение без конфликтов » .

3. Основная часть.

Давайте рассмотрим несколько правил в решении конфликтных ситуаций .

Чтение стихотворения «Два козла»

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул.

Один боднул приятеля немного посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Можно ли назвать такое общение дружеским ?

Ссора сможет перерасти в конфликт ?

Что такое конфликт ? (Это столкновение, серьезное разногласие, спор)

Что может быть источником конфликта ? (Недоразумение, недоверие, недостаток общения )

Разбор ситуаций :

1. Кто –то из товарищей толкнул вас или свалил с ног. Как вы поступите?

Будите плакать,

Ударите его,

Сделайте ему замечание,

Не скажите ничего,

Пожалуетесь взрослому,

Сделаю ему замечание.

2. Вам не везет : вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?

Будите плакать,

Продолжите играть,

Начнете злиться,

Ничего не скажите,

Продолжу играть.

3. приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?

Толкнете и отнимите ластик,

Отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку,

Скажите взрослому,

Попросите вернуть ластик, а если он не вернет, то скажите взрослому.

Давайте вместе с вами рассмотрим несколько правил бесконфликтного общения :

1 правило – «Старайтесь жить так, чтобы людям с тобой было хорошо» .

2 правило – «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему : ведь добрые отношения начинаются с улыбки»

3 правило – «Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей»

4 правило - «Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока об этом попросят»

5 правило - «Никогда никому не завидуй и не ябедничай : ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»

6 правило - «В споре будь сдержан и тактичен»

7 правило - «Избегай конфликтов , ссор, не совершай необдуманных поступков»

8 правило - «Никогда никого не упрекай. Если все –таки упреки прозвучали и ссора произошла – скорее помирись»

9 правило - «Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс»

Упражнение «Разрешаем конфликт »

Группа делится на пары, каждая из которых получает карточку с описанием конфликтной ситуации . Задача воспитанников необходимо найти оптимальный способ выхода из конфликта и разыграть перед остальными участниками свою ситуацию.

Примерные ситуации :

Мама ругает сына за то, что вместо того, чтобы спать, полночи смотрит телевизор. Сын утверждает, что ночью показывают самые интересные фильмы.

Девушка просит своего молодого человека купить ей пиво и пачку сигарет. Молодому человеку не нравятся девушки, которые пьют.

Одноклассница уже 3 часа сидит у вас дома за компьютером и играет в разные игры. Вам это порядком надоело.

-Конфликт –это хорошо или плохо? Как вы считаете?

4. Заключительная часть.

Минусы :

Может быть связан с насильственными методами;

Может способствовать подавленности, пессимизму, негативному настроению;

Может привести к разочарованию в своих способностях, возможностях;

Может привести к отрицательной оценки партнера.

Плюсы :

Это определенная форма разрешения противоречий, мы высказываем недосказанное, обиды и претензии, которые привели к нему;

Может объединять людей перед лицом внешней грозы;

Помогает «выпустить пар» и способствует снятию напряжения;

Мобилизует энергию участников на поиск выхода из сложившейся ситуации;

Позволяет лучше осознать свои потребности и желания;

Способствует самоутверждению личности.

Итак, мы видим, конфликт все же имеет свои плюсы. Он выводит нас на новый уровень понимания ситуации, а главное, на практике учит нас, как разрешать и как предотвращать конфликты в будущем . Но все эти плюсы возникают только тогда, когда конфликт разрешается .

5. Рефлексия.

Что запомнилось на занятии ?

Что нового узнали?

Что было для вас более актуальным, а что вы уже знали и раньше?

Публикации по теме:

Беседа для родителей

Тема 1.3.

Особенности и формы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов.


    1. Практические занятия.

лабораторной работы

Формы и методы контроля

Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

1.

Тема 1.1

Теоретические основы и методики планирование различных видов деятельности и общение детей.


Составление наблюдение за общением дошкольников в различных видах деятельности.

1


2.

Тема 1.2.

Психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста.


Диагностика уровня общения дошкольников

1


Тема 1.3. Особенности и формы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов.

Диагностика моделей и стиля общения.

Способы разрешения конфликтов в профессиональной работе педагога с детьми.

Решение ситуационных педагогических задач


2

- оценка выполнения практических заданий;

Экспертная оценка выполнения практического задания;


    1. Лабораторные работы – «не предусмотрено».

    1. Самостоятельная работа (виды, формы контроля).

Подготовка диагностического инструментария для определения уровня развития общения ребёнка со взрослым и сверстниками;

Составление и проведение беседы с детьми 5-6 лет, выявляющие уровень развития их самосознания;

Подбор игры, на развитие компонентов общения и нравственно-волевых качеств дошкольника;

Составление и проведение занятий на развитие умений общаться с детьми дошкольного возраста;

Составление опорных схем.

3.4. Форма контроля самостоятельной работы:
-оценка выполнения практических заданий;

Проверка конспектов;

Проверка опорных схем; экспертная оценка выполнения практических заданий;

Проверка и оценка межсессионного задания.
4.ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ:


        1. «Особенности общения с трудными детьми».

        2. «Личностно-смысловая сфера дошкольника и её развитие в общение со взрослым.»

  1. «Игра как средство развития общения дошкольника».

  2. «Роль воспитателя в развитии общения дошкольников со сверстниками».

  3. «Общение и его роль в развитии ребёнка».

  4. Особенности педагогических конфликтов и пути их разрешения.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общение детей раннего и дошкольного возраста.

5.1.Рубежный контроль.

Тематика

межсессионного по МДК 02.06.

«Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста».


  1. Основные закономерности развития общения в детском возрасте.

  2. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.

  3. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.

  4. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.

  5. Особенности общения мальчиков и девочек в дошкольном возрасте.

  6. Учет особенностей развития общения детей при планировании разных видов деятельности.

  7. Особенности общения взрослого с ребенком раннего возраста.

  8. Особенности общения взрослого с ребенком в период кризиса трех лет.

  9. Особенности общения взрослого с детьми в процессе познавательной деятельности.

  10. Педагогическое общение. Техники педагогического общения.

  11. Основные стратегии поведения взрослых.

  12. Роль взрослых в организации общения детей дошкольного возраста.

  13. Стили общения родителей с детьми в семье.

  14. Средства общения. Характеристика вербальных и невербальных средств взаимодействия.

  15. Методы обучения детей средствам и способам взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

  16. Характеристика вербальных и невербальных средств взаимодействия.

  17. Формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности

  18. Средства формирования у детей начальных форм самооценки, самоконтроля, межличностных отношений в игре.

  19. Средства создания в группе детей ситуации успеха и атмосферы доброжелательности.

  20. Место общения в системе организации жизнедеятельности детей в группе.

  21. Причины возникновения трудностей в общении детей.

  22. Бесконфликтное общение с детьми разного возраста, общение в семье.

  23. Норма и отклонения в общении дошкольников.

  24. Конфликт, типология и динамика конфликта.

  25. Стиль поведения в конфликте: общая характеристика, индивидуальный стиль поведения в конфликте.

  26. Способы разрешения конфликтов и методы управления ими.

Практические задания

к межсессионному заданию по МДК 02.06. «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»


  1. Проведите сравнительный анализ планов работы воспитателя. Цель: Выявить систему работы по формированию коммуникативных навыков детей. Дайте качественную характеристику результатов.
2.Проведите сравнительный анализ целей и задач развития коммуникативных умений детей, которые ставит воспитатель, с основными закономерностями развития общения в детском возрасте.

Цель: определить характер учета возрастных и психологических особенностей общения детей в разных возрастных периодах.

Дайте качественную характеристику результатов.

3.Составьте перечень форм, средств и методов, используемых воспитателем группы для развития у детей навыков общения. Дайте оценку целесообразности их применения: соответствие целям, нормативным показателям, возрастным и индивидуальным особенностям детей конкретного возраста.

4. Составьте примерный план развития навыков общения у детей на 1 неделю. При составлении плана ориентируйтесь на возраст детей, с которыми вы работаете.

5. Проведите самооценку развития коммуникативных способностей. Сделайте вывод, обоснуйте его, наметьте пути устранения выявленных проблем.

6. Составьте примерный план развития общения детей в группе детского сада, ориентируясь на одну образовательную область.

7. Выявите проблемы организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности. Дайте характеристику причин их возникновения, определите пути их устранения.

8. Смоделируйте педагогическую среду, способствующую развитию общения детей. Дайте описание модели.

9. Проведите наблюдение за общением детей в группе ДОУ. Результаты наблюдения поместите в таблицу и сделайте выводы.

10. Проведите наблюдение за общения дошкольников (по выбору):

В повседневной жизни и различных видах деятельности:


  • в сюжетно-ролевой игре;

  • в бытовой деятельности (режимные процессы);

  • в познавательной деятельности;

  • в социально-полезной деятельности;

  • в совместной с взрослыми деятельности.
Дайте описательную характеристику результатов наблюдения.

11. Разработайте педагогический проект на тему:

«Условия успешного общения детей».

12. Проведите наблюдение и сделайте анализ характера общения детей:

Со сверстниками;

Воспитателями;

Родителями.

Цель: выявить детей, имеющих барьеры в общении.

13. Проведите наблюдение и анализ стиля общения воспитателей с детьми. Цель: Определить стили педагогического общения. Обосновать характер их влияния на взаимодействие детей со сверстниками.

14. Проведите анкетирование воспитателей, родителей. Цель: выявить характер нарушения коммуникативных умений дошкольника.

15. Диагностика коммуникативных навыков детей (метод социометрии, тестирование). Проведите анализ результатов.

16. Составьте план проведения серии коррекционных игр, упражнений и этюдов с детьми (на развитие коммуникативных способностей).

17. Подберите развивающие игры, упражнения, этюды;

18. Разработайте программу коррекции общения детей в группе на один месяц.

19. Разработайте критерии и показатели направленности педагогической среды на развитие у детей коммуникативных умений.

20. Разработайте критерии и показатели направленности педагогической среды на развитие у детей коммуникативных способностей.

21. Составьте план организации общения детей при проведении режимных процессов (ПО ВЫБОРУ):

Прием детей, зарядка, умывание, обед, полдник и т.д.

Самостоятельная деятельность детей;

Прогулки, экскурсии;

Совместные игры и занятия.

Проведение развлечений и праздников;

Организация и проведение бесед с детьми;

Организация и проведение бесед с родителями детей;

Организация бесконфликтного общения детей;

Организация детей в разных видах деятельности.

!!! При выборе практического задания ориентируйтесь на выбранную тему межсессионного задания.

Межсессионная работа должна состоять из двух частей:

- теоретической;

- практической части (выполнение практического задания,

см. перечень практических заданий).
5.2.

Примерный инструментарий для исследования общения дошкольников со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.
Методика № 2 «Неоконченный рассказ» (Фопель К).

Цель: выявление уровня сформированности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Материал : неоконченные рассказы (ситуации)

Содержание : Каждому ребенку индивидуально предлагается прослушать рассказ, содержащий в себе ситуации, направленные на проявление чувства сопереживания, сочувствия. Ребенок должен предложить свой вариант завершения данного рассказа.
1. Мальчик ловил бабочек. У него был сачок. Он бегал по лесной полянке и старался поймать бабочку. Он хотел накрыть её сачком. И вот одна бабочка села на цветок. Мальчик подошёл и……

2. У Саши была красивая машинка. Мама и папа подарили её Саше на День рождения. Саша очень любил свою машинку, играл с ней. Однажды он вышел на улицу поиграть и вынес машинку. Когда он играл, подошли взрослые ребята и один из них пнул машинку ногой. Машинка покатилась с горки и разбилась. Саша….

3. У Маши была собака. Она очень её любила, кормила, гуляла, гладила её. Собаку звали Пушок. Однажды Маша пошла с ней на улицу гулять. Пушок бегал по двору и вдруг совсем пропал из виду. Маша бегала, искала, кричала Пушка, но он не отзывался. Тогда Маша сильно расстроилась и……

4. Костя и Ваня два брата. Костя старший, а Ваня младший. Однажды Костя и Ваня пошли в лес за грибами. Они шли, держась за руки, чтобы не потеряться. Пришли мальчики в лес, стали собирать грибы. Им пришлось отпустить руки, чтобы собирать грибы. Они ушли в разные стороны и потерялись. Маленький Ваня очень испугался и стал кричать, ему было страшно одному в лесу, он заплакал и стал искать брата. А брат….

Критерии и оценка результатов: Оценка результатов осуществляется по следующим критериям:

· уровень эмоционального реагирования на события, ситуации;

· уровень проявления эмпатии к героям рассказа;

· уровень сопереживания, сочувствия к героям рассказа;

· уровень развития рефлексии;

· уровень проявления чувств (вербально и невербально);

Анализ результатов осуществляется по степени выраженности данных критериев в ответах детей.

Согласно выделенным критериям дети условно разделяются на три уровня сформированности эмпатии:

Высокий уровень: Дети обладают высоко развитым чувством сопереживания, сочувствия. Они эмоционально реагируют на несправедливость, страдание и боль, активно высказывают свое отношение к происходящему. Эти дети обладают рефлексией, то есть, способны поставить себя на место другого и сопереживать ему. Дети выражают свои чувства с помощью интонации, жестов и мимики.

Средний уровень: дети не всегда активно проявляют свои чувства, они способно сопереживать и сочувствовать, но в зависимости от ситуации. Не всегда проявляют рефлексию, более сдержаны в выражении чувств, менее эмоциональны

Низкий уровень: не проявляют чувства сопереживания, сочувствия, эмоционально ригидные, сдержан.

* ТЕМА: «Формирование навыков бесконфликтного общения у детей старшего дошкольного возраста» АВТОР: Мусалямова Светлана Станиславовна МДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Д/С №140 Ярославль 2013г. * ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Стремление воздействовать на формирование и усвоение детьми навыков бесконфликтного общения, определило цель и задачи проекта. Цель программы: оказание психолого – педагогической помощи детям 5-6 лет в формировании навыков межличностного общения, обучение выходу из конфликтных ситуаций. * Задачи: Обучать детей способам управления собственным поведением (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности) Развивать навыки бесконфликтного взаимодействия (разрешение конфликтных ситуаций), освоение разнообразных форм общения со сверстниками. Познакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку, научить распознавать их по внешним сигналам (мимике, жестам и т.п.) Развивать у детей способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое. Формировать адекватное отношение к себе и другим. Помочь в преодолении негативных переживаний, способствовать повышению уверенности в себе. Корректировать поведение детей с помощью ролевых игр, формировать представлений о морали. * Планируемые результаты: Дети умеют:  распознавать эмоциональные состояния другого человека и своё;  конструктивно решать возникшие в совместной деятельности проблемные ситуации;  найти выход из конфликтной ситуации. Категория детей, участвующих в проекте: подгруппа детей (6 человек). Набор в группу осуществлялся на основе данных, полученных с помощью наблюдения за детьми в свободной деятельности, во время образовательной деятельности и на основе результатов диагностических обследований с целью выявления конфликтных детей, не способных управлять собственным поведением, с несформированными навыками межличностного общения. Срок действия программы: 1 год * Формы и методы работы: Педагогическая работа организуется в непосредственной образовательной деятельности, в режимные моменты, в самостоятельной деятельности детей. Используются:              упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера); игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные; творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации; дидактические, развивающие игры; чтение художественных произведений; беседы; мини-конкурсы; моделирование и анализ заданных ситуаций; сочинение историй; свободное и тематическое рисование; релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки). просмотр и анализ мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке. * ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ Проективные методики: «Капитан корабля»; «Два домика»(автор Панфилов); «Картинки»(автор Смирнова Е.О); «Закончи историю»(из пособия Калининой Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника» – СПб., Речь, 2002-с.114). Освоение содержания программного материала в образовательной области «Коммуникация» и «Социализация» (5-6лет); Диагностика «Формирование интегративных качеств детей шестого года жизни»; Результаты диагностики (сводная таблица) * СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОГРАММОЙ *1 ЭТАП – «Общение без слов»: ознакомление детей с характеристикой эмоциональных состояний, развитие способности распознавать и понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить своё. Формы работы. Игры (например, «Приветствие», «Зеркало», «Жизнь в лесу», «Ожившие игрушки», «Театр теней»), примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке, упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера. *2 ЭТАП – «Согласованность действий»: развитие способности к согласованности движений детей, умения ориентироваться на партнера, действовать с учётом потребностей и поведением других. Формы работы. Специально организованные сюжетно – ролевые игры, чтение художественной литературы, игровые упражнения (например, «Испорченный телефон», «Я начну, а ты продолжи», «Сороконожка»), моделирование и анализ заданных ситуаций, беседы. * СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ *3 ЭТАП - «Общие переживания»: развитие умения детей переживать общие эмоции, порождать чувство близости. Формы работы. Игры (например, «Кто смешнее засмеется», «Кто самый злой»), мини – конкурсы, релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки), чтение художественных произведений. * 4 ЭТАП - «Взаимопомощь в игре»: развитие умения детей оказывать друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях, умения сопереживать и сорадоваться. Формы работы. Специально организованные дидактические, сюжетно – ролевые игры, моделирование проблемных ситуаций, игры – драматизации, беседы, мини-конкурсы * СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ *5 ЭТАП – «Помощь в совместной деятельности»: развитие умения помогать друг другу, делиться, оказывать реальную помощь. Формы работы. Игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные), чтение художественных произведений, сочинение историй, мини – конкурсы, специально организованные сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, совместное тематическое и свободное рисование. ИНТЕГРАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ воспитатель; психолог; логопед; музыкальный руководитель; родители. * СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: Книголюб, 2003. - 56с. 2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Расскажи стихи руками. – М., 1994. 3. Ведерникова Т.В. Обучение старших дошкольников навыкам бесконфликтного взаимодействия. //Справочник педагога – психолога. 2013, №2 – С.29 4. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 1996. - 158 с. 5. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – С.-Пб.: Речь,2002. - 157с. 6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с. 7. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168с. 8. Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - М., 1999. - 15с. 9. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001. - 48с. 10. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей эдошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с. 11. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. - СПб: Детство - Пресс,2004. - 272 с. 12. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с. 13. Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002, №3 - С.26. 14. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160 с. 15. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с. 16. Якупова М., Надеждина Е. Настроение в «варежках». // Обруч. 2002.№3 - С. 23-26. 17. Яковлева Н. сихологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД, 2001. – 112с

с ребенком по формированию

Цель:

Задачи:

Функция:

Коррекционная, развивающая

Форма реализации:

Занятие 1.

Цель:

«Продолжи…..»

Моя семья – это…

Моя мама говорит, что я…

Если меня ударят, то я…

«Обзывалки»

«Мои обидчики»

Разрядка, позитивные эмоции.

стучит правой рукой,

2- на уровне головы,

«Ха!».

Занятие 2.

Приветствие «Здравствуйте!»

Упражнение «Линии»

1.счастливая линия

2.веселая линия

3.грустная линия

4.злая линия

5.усталая линия

6.тревожная линия

7.обидчивая линия

8.добрая линия

Упражнение «Борьба руками»

Упражнение «Одеяло»

Представь, что это…

Рисунок настроения.

Занятие 3.

Методика «Моя Вселенная»

Мое любимое занятие

Мой любимый цвет

Мое любимое животное

Мое любимое время года

Мой друг

«Сочинение сказок»

«Рисунок настроения»

Занятие 4.

Приветствие.

«Ужасно-прекрасный рисунок».

Обсуждение.

Игра «Тух-теби-дух!»

«Зеркало»

«Рисунок настроения»

Занятие 5.

Приветствие.

Игра «Говорящие вещи».

Ботинки, шкаф, зеркало

Велосипед, радио, учебник.

Игра «Я вежливый»

Рисунок настроения.

Занятие 6.

Приветствие.

Игра «Щит гнева»

Покажи свое настроение.

Занятие 7.

Приветствие.

Игра «В тридевятом царстве»

Игра «Подарки»

Занятие 8.

Приветствие.

«Серебряное копытце»

«Ладошка»

Ритуал прощания.

Помните, что для ребёнка

Поведение в процессе общения с детьми

Помните,

Помните,

Помните,

Помните,

Помните,

Помните,

Помните,

Помните,

Помните,

План индивидуально-коррекционной работы

с ребенком по формированию

навыков бесконфликтного общения.

Цель: создание условий для формирования бесконфликтного общения ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

Развитие коммуникативных навыков

Помочь определить свои чувства и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации

Коррекция эмоционально – волевой сферы

Функция:

Коррекционная, развивающая

Форма реализации:

индивидуальные занятия 5-7 лет

Занятие 1.

Цель: диагностика негативных проявлений

Беседа с ребенком. Методика «Кактусы».

«Продолжи…..»

Моя семья – это…

Мне очень нравится, когда наша семья…

Моя мама говорит, что я…

Если я сделаю что-нибудь не так, то …

Если меня ударят, то я…

«Обзывалки»

Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке в приемлемой форме.

Взрослый и ребенок передают друг другу мяч, при этом называют друг друга всякими необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб и т.п.

Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…!»

«Мои обидчики»

Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги то, что или кто когда-либо обидели ребенка, и которым он хотел бы отомстить. Предлагается одеть своих обидчиков в смешные одежды, дорисовать им атрибуты, либо элемента, ситуации, в которых они бы выглядели смешно.

Разрядка, позитивные эмоции.

стучит правой рукой,

2- на уровне головы,

3-4-на уровне пояса, наклоняются вперед и говорят пять раз:

«Хи!», затем назад и пять раз:

«Ха!».

Убыстряя темп, делают это пять раз, затем 4, 3, 2 и 1.

Занятие 2.

Приветствие «Здравствуйте!»

Произнести слово «Здравствуйте» разными интонациями: сурово, обидевшись, весело, вежливо.

Упражнение «Линии»

Цель: тренировка в выражении своих эмоций в символической, образной форме.

На листе бумаги с помощью карандаша попробуем передать различные чувства, не рисуя ничего конкретного – только лишь простые линии:

1.счастливая линия

2.веселая линия

3.грустная линия

4.злая линия

5.усталая линия

6.тревожная линия

7.обидчивая линия

8.добрая линия

Упражнение «Борьба руками»

Цель: снятие мышечных зажимов.

Ребенок и взрослый встают напротив друг друга, вытянув руки вперед, соединяют их. На счет 1,2,3 упираются ладошками так, чтобы столкнуть своего противника с места.

Упражнение «Одеяло»

Взбивается одеяло и усаживается на стул:

Представь, что это…

Ты можешь что-то сделать с…

Ребенок может мять, бить, переворачивать одеяло и т.д.

Рисунок настроения.

Показать мимикой и жестами свое настроение.

Занятие 3.

Приветствие. Упражнение «Твое имя»

Взрослый и ребенок называют свои имена. Задача каждого назвать как можно больше вариантов имени другого.

Методика «Моя Вселенная»

Мое любимое занятие

Мой любимый цвет

Мое любимое животное

Мое любимое время года

Мой любимый сказочный герой

Мой друг

«Сочинение сказок»

Предлагается начало сказок, придумать продолжение.

«Рисунок настроения»

Занятие 4.

Приветствие.

«Имена-качества». Создание доброжелательной атмосферы.

«Ужасно-прекрасный рисунок».

У взрослого и ребенка по листу бумаги и фломастеру.

Сначала нужно нарисовать «прекрасный рисунок».

Затем взрослый и ребенок обмениваются рисунками, каждый из полученного рисунка делает «ужасный». Потом снова обмениваются и делают «прекрасный».

Обсуждение.

Игра «Тух-теби-дух!»

Цель: снятие негативных настроений.

Ребенок ходит по комнате. Затем останавливается напротив взрослого и трижды сердито произносит: «Тух-теби-дух!»

«Зеркало»

«Рисунок настроения»

Занятие 5.

Приветствие.

Упражнение на релаксацию. Выполняется в парах.

Один из участников задумывает несложный рисунок, цифру, букву и рисует пальцем на спина другого.

Задача второго отгадать «написанное».

Игра «Говорящие вещи».

Развитие творческой активности, эмпатии.

Зубная щетка, расческа, пальто

Ботинки, шкаф, зеркало

Велосипед, радио, учебник.

Нарисуй три рисунка, изображающие эти предметы. Затем составь рассказ.

Игра «Я вежливый»

Рисунок настроения.

Занятие 6.

Приветствие.

Игра «Щит гнева»

Ребенок рисует «гнев». Затем идет обсуждение: об альтернативе этого чувства, как выглядит и что говорит человек в порыве гнева. Затем ребенок дорисовывает, переделывает что-то в данном рисунке, чтобы превратить в доброе и смешное.

Покажи свое настроение.

Занятие 7.

Приветствие.

Игра «В тридевятом царстве»

Цель: формирование чувства эмпатии, установление взаимопонимания.

Взрослый и ребенок читают какую-либо сказку. Затем рисуют, изображая героев и запомнившееся событие. Затем ребенка просят поместить на рисунке себя, где бы он хотел оказаться. Затем задаем вопросы:

А что ты бы сделал на месте героя

А что ответил бы герою, если бы он спросил

А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь

Игра «Подарки»

Ребенок перечисляет людей, которых любит, которые нравятся, и что он подарил бы этому человеку.

Занятие 8.

Приветствие.

«Серебряное копытце»

Снятие мышечного напряжения, возникновение доверия к окружающим.

«Представь себе, что ты – красивый, стройный, сильный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке - серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появятся серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой вновь появляющейся ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло, ласку, исходящие от тебя, они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься».

«Ладошка»

Ритуал прощания.

по формированию коммуникативных навыков.

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку

Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии

Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил

Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку

Не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»

Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию

Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными

Выслушайте то, что хочет сказать ребёнок

Не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок

Изменение психологического микроклимата в семье

Уделяйте ребёнку достаточно внимания

Проводите досуг всей семьёй

Не допускайте ссор в присутствии ребёнка

Организация режима дня и места для занятий

Установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи

Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания

Избегайте по возможности больших скоплений людей

Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности

Специальная поведенческая программа

Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка

Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям

Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком

Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время

Не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям

Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап

Не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев

Помните, что для ребёнка наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»

Лишение удовольствия, лакомства, привилегий

Запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.

Приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель)

Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.

Родительская любовь помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Поведение в процессе общения с детьми

Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его ценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.

Помните, что высказывать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».

Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности).

Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей: спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его; не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

Список используемой литературы

1.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М.: Генезис 2012

2.Кэдъюсон Х., Шиффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер,2013

3.Профилактическая программа «Перекресток». Орел 2012

План индивидуально-коррекционной работы

с ребенком по формированию

навыков бесконфликтного общения.

Цель: создание условий для формирования бесконфликтного общения ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

Развитие коммуникативных навыков

Помочь определить свои чувства и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации

Коррекция эмоционально – волевой сферы

Функция:

Коррекционная, развивающая

Форма реализации:

индивидуальные занятия 5-7 лет

Занятие 1.

Цель: диагностика негативных проявлений

Беседа с ребенком. Методика «Кактусы».

«Продолжи…..»

Моя семья – это…

Мне очень нравится, когда наша семья…

Моя мама говорит, что я…

Если я сделаю что-нибудь не так, то …

Если меня ударят, то я…

«Обзывалки»

Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке в приемлемой форме.

Взрослый и ребенок передают друг другу мяч, при этом называют друг друга всякими необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб и т.п.

Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…!»

«Мои обидчики»

Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги то, что или кто когда-либо обидели ребенка, и которым он хотел бы отомстить. Предлагается одеть своих обидчиков в смешные одежды, дорисовать им атрибуты, либо элемента, ситуации, в которых они бы выглядели смешно.

Разрядка, позитивные эмоции.

стучит правой рукой,

2- на уровне головы,

3-4-на уровне пояса, наклоняются вперед и говорят пять раз:

«Хи!», затем назад и пять раз:

«Ха!».

Убыстряя темп, делают это пять раз, затем 4, 3, 2 и 1.

Занятие 2.

Приветствие «Здравствуйте!»

Произнести слово «Здравствуйте» разными интонациями: сурово, обидевшись, весело, вежливо.

Упражнение «Линии»

Цель: тренировка в выражении своих эмоций в символической, образной форме.

На листе бумаги с помощью карандаша попробуем передать различные чувства, не рисуя ничего конкретного – только лишь простые линии:

1.счастливая линия

2.веселая линия

3.грустная линия

4.злая линия

5.усталая линия

6.тревожная линия

7.обидчивая линия

8.добрая линия

Упражнение «Борьба руками»

Цель: снятие мышечных зажимов.

Ребенок и взрослый встают напротив друг друга, вытянув руки вперед, соединяют их. На счет 1,2,3 упираются ладошками так, чтобы столкнуть своего противника с места.

Упражнение «Одеяло»

Взбивается одеяло и усаживается на стул:

Представь, что это…

Ты можешь что-то сделать с…

Ребенок может мять, бить, переворачивать одеяло и т.д.

Рисунок настроения.

Показать мимикой и жестами свое настроение.

Занятие 3.

Приветствие. Упражнение «Твое имя»

Взрослый и ребенок называют свои имена. Задача каждого назвать как можно больше вариантов имени другого.

Методика «Моя Вселенная»

Мое любимое занятие

Мой любимый цвет

Мое любимое животное

Мое любимое время года

Мой любимый сказочный герой

Мой друг

«Сочинение сказок»

Предлагается начало сказок, придумать продолжение.

«Рисунок настроения»

Занятие 4.

Приветствие.

«Имена-качества». Создание доброжелательной атмосферы.

«Ужасно-прекрасный рисунок».

У взрослого и ребенка по листу бумаги и фломастеру.

Сначала нужно нарисовать «прекрасный рисунок».

Затем взрослый и ребенок обмениваются рисунками, каждый из полученного рисунка делает «ужасный». Потом снова обмениваются и делают «прекрасный».

Обсуждение.

Игра «Тух-теби-дух!»

Цель: снятие негативных настроений.

Ребенок ходит по комнате. Затем останавливается напротив взрослого и трижды сердито произносит: «Тух-теби-дух!»

«Зеркало»

«Рисунок настроения»

Занятие 5.

Приветствие.

Упражнение на релаксацию. Выполняется в парах.

Один из участников задумывает несложный рисунок, цифру, букву и рисует пальцем на спина другого.

Задача второго отгадать «написанное».

Игра «Говорящие вещи».

Развитие творческой активности, эмпатии.

Зубная щетка, расческа, пальто

Ботинки, шкаф, зеркало

Велосипед, радио, учебник.

Нарисуй три рисунка, изображающие эти предметы. Затем составь рассказ.

Игра «Я вежливый»

Рисунок настроения.

Занятие 6.

Приветствие.

Игра «Щит гнева»

Ребенок рисует «гнев». Затем идет обсуждение: об альтернативе этого чувства, как выглядит и что говорит человек в порыве гнева. Затем ребенок дорисовывает, переделывает что-то в данном рисунке, чтобы превратить в доброе и смешное.

Покажи свое настроение.

Занятие 7.

Приветствие.

Игра «В тридевятом царстве»

Цель: формирование чувства эмпатии, установление взаимопонимания.

Взрослый и ребенок читают какую-либо сказку. Затем рисуют, изображая героев и запомнившееся событие. Затем ребенка просят поместить на рисунке себя, где бы он хотел оказаться. Затем задаем вопросы:

А что ты бы сделал на месте героя

А что ответил бы герою, если бы он спросил

А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь

Игра «Подарки»

Ребенок перечисляет людей, которых любит, которые нравятся, и что он подарил бы этому человеку.

Занятие 8.

Приветствие.

«Серебряное копытце»

Снятие мышечного напряжения, возникновение доверия к окружающим.

«Представь себе, что ты – красивый, стройный, сильный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке - серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появятся серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой вновь появляющейся ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло, ласку, исходящие от тебя, они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься».

«Ладошка»

Ритуал прощания.

по формированию коммуникативных навыков.

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку

Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии

Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил

Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку

Не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»

Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию

Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными

Выслушайте то, что хочет сказать ребёнок

Не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок

Изменение психологического микроклимата в семье

Уделяйте ребёнку достаточно внимания

Проводите досуг всей семьёй

Не допускайте ссор в присутствии ребёнка

Организация режима дня и места для занятий

Установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи

Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания

Избегайте по возможности больших скоплений людей

Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности

Специальная поведенческая программа

Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка

Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям

Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком

Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время

Не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям

Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап

Не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев

Помните, что для ребёнка наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»

Лишение удовольствия, лакомства, привилегий

Запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.

Приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель)

Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.

Родительская любовь помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Поведение в процессе общения с детьми

Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его ценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.

Помните, что высказывать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».

Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности).

Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей: спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его; не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

Список используемой литературы

1.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М.: Генезис 2012

2.Кэдъюсон Х., Шиффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер,2013

3.Профилактическая программа «Перекресток». Орел 2012

Навык бесконфликтного поведения - это хорошо усвоенный и автоматизированный способ действия в конкретной ситуации. Проблемой формирования бесконфликтного поведения занимались А.В. Запорожец, Т.Е. Сухарев, А.А. Рояк, Р.В. Овчарова, А.Н. Леонтьев. По мнению этих авторов, существует много форм развития навыков разрешения конфликта в дошкольном возрасте и первое место среди них занимает игра.

Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.2003. Игра становится одним из основных видов деятельности ребенка, в которой он учится общаться со сверстниками. Игра является одной из эффективных форм работы педагога, помогающей предупредить конфликты между детьми.

Игра позволяет ребёнку моделировать жизненные ситуации, проигрывать различные варианты поведения в процессе конфликта и помогает эмоционально отстранённо взглянуть на негативную ситуацию общения.

Игровая деятельность - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

В игре, как в особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни, а также интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие личности. В процессе игровой деятельности формируются навыки по разрешению конфликта; происходит перестройка поведения - оно становится произвольным, играя, ребёнок выполняет одновременно две функции: с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений становятся через игровой тренинг источником развития поведения самого ребёнка.

Каждый из дошкольников может играть по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по-своему психологическому статусу. Если дошкольник принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому в игре важно понять, какую роль играет дошкольник, и какую роль он ожидает. Психологически наиболее комфортной ролью нередко является роль старшего. Но эта роль потенциально более конфликтна, поскольку она именно чаще всего не устраивает других. Он не хочет играть роль младшего. Поэтому, при организации сюжетно-ролевых игр, педагог должен избегать распределения доминированных ролей. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие дошкольников на равных. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.2003.

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Технология игровых методов профилактики нацелена на то, чтобы научить дошкольников осознавать мотивы своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели самостоятельной деятельности.

В педагогической деятельности при профилактике конфликтов дошкольников используются различные методы, приемы и средства.

Одним из направлений является развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:

Во-первых - привитие базовых социальных навыков: умение выслушивать другого и проявлять интерес к нему, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных, в том числе и конфликтных ситуациях, обучение умению брать на себя ответственность.

Во-вторых - научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинений, ни самобичевания, а также вырабатывать стремление все время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудавшегося общения.

В-третьих - должно быть предусмотрено обучение детей:

  • а) приемам саморегуляции своего состояния, что позволяло бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость. Овладение приемами саморегуляции поможет ребенку вовремя снизить тон вместо того, чтобы бесполезно доказывать свою правоту, или попытаться договориться в конфликтной ситуации вместо того, чтобы отреагировать на нее с обидой и уходом от общения;
  • б) умению владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональные состояния других людей;
  • в) выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.

В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций предлагаем использовать:

  • а)сюжетно - ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);
  • б)имитационные игры (имитирующие в " чистом виде " какой - либо " человеческий "процесс);
  • в)интерактивные игры (игры на взаимодействие);
  • г)социально - поведенческие тренинги;
  • д) обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  • е) психогимнастика;
  • ж) чтение и обсуждение художественных произведений;
  • з) дискуссии.

Педагог в игровом взаимодействии с детьми может помочь им осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими.

Он может научить их простым жизненным мудростям:

  • - взаимоотношения людей - большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;
  • - не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь;
  • - не обижай других людей и не давай им " потерять лицо ";
  • - не нападай на других, когда тебе плохо.

Создавая условия для развития навыков бесконфликтного поведения, педагог должен помнить, что профилактика конфликтов эффективнее всего проводится в детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат. Лисецкий М.С. Психология межличностного конфликта в старшем дошкольном возрасте./М.С. Лисецкий - М.: Самара. 2006.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделки из скорлупы грецкого ореха и пластилина — забавные идеи Поделки из грецких скорлупок Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Поделка звезда – варианты и инструкции по изготовлению объемных и новогодних звезд (75 фото) Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео Квиллинг картины цветов, букетов: мастер-класс с фото и видео